Профессия пенитенциарный психолог

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 18 18 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 22.02.2024
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Аннотация 2
Введение 3
1 Профессия пенитенциарный психолог 5
1.1 Определение пенитенциарной психологии 5
1.2 Роль и функции пенитенциарного психолога 5
1.3 Образование и требования к пенитенциарным психологам 6
1.4 Опыт и навыки, необходимые для успешной работы пенитенциарного психолога 10
1.5 Профессиональные проблемы и вызовы в работе пенитенциарного психолога. Значимость психологической помощи при реабилитации заключенных и переосвоении их в обществе 11
Выводы 15
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Фрагмент для ознакомления

Такие виды работы, как диагностика осужденных на карантине, раздельное проживание, проведение профилактических психологических бесед, направлены не только на оказание психологической помощи, но и на решение других задач: углубленное изучение личности, подготовка программ индивидуальной воспитательной работы, разрешение конфликтов, обеспечение безопасности, профилактика рецидивов. Это обязательная работа, которая проводится по инициативе психолога, по просьбе сотрудников различных служб, и, конечно же, для ее выполнения не требуется письменного согласия осужденного. Однако задача психолога - переориентировать осужденного, устранить психологическое сопротивление, пробудить интерес к разговору, желание участвовать в событиях и меняться к лучшему. Отказ осужденных от участия в психологических мероприятиях является показателем профессионального мастерства психологов.
Важно определить понятие психотерапии (от греческого psyche — душа и therapy — лечение), дословно переводимое как "терапия (исцеление) души". На данный момент нет четкого понимания области научных знаний и практических подходов, накопленных в этом термине.
Психотерапия включает в себя медицинские, психологические, антропологические, социально-экономические, экологические и философские установки и концепции. Исторически этот термин ближе к медицине, он получил "право гражданства" в конце XIX века в связи с развитием гипноза и его использованием в психологической практике1. Сегодня психотерапия широко и продуктивно используется в медицинской практике. В связи с этим давайте рассмотрим несколько определений психотерапии, принятых в медицинской области знаний и практики.
В российской медицинской науке предпочтительно следующее определение: "психотерапия - это система терапевтических воздействий на психику и, через психику, на организм пациента".
Однако многие известные психотерапевты считают расширение сферы применения психотерапии естественным и прогрессивным явлением. Так, о. Макаров5 рассматривает психотерапию как систему "психологического воздействия (короче говоря, мимики, молчания, с помощью техник, изменяющих психические процессы и физические состояния, групповых воздействий, специально организованной среды) на психику... Лицо или группа лиц с целью лечения или профилактики заболеваний и дезадаптаций, укрепления здоровья или достижения других сформулированных целей".
Психологическая реабилитация - это восстановление психического здоровья человека (функциональных состояний), коррекция личностных черт, имеющих криминальное значение (агрессия, жестокость, безответственность и т.д.), развитие социальных навыков и профессиональных способностей.
Психологи проводят консультационную и психокоррекционную работу, направленную на создание мотивации к исправлению и личностному развитию осужденных, тем самым создавая предпосылки для более успешной социализации и интеграции в общество после освобождения.
Важно понимать, что психологическое консультирование - это не просто индивидуальная воспитательная беседа, хотя последняя также может носить психокоррекционный характер. Психологическое консультирование предполагает наличие определенных этапов взаимодействия: установление психологического контакта с клиентом, изучение жалоб, с которыми он обращается; поиск и обсуждение причин проблемы; обсуждение возможных решений, их оценка и выбор наилучшего; планирование путей достижения решения; поддержание обратной связи с осужденными в процессе реализации намеченного плана, его корректировка.
Выводы

Таким образом, можно сделать вывод, что трудности, возникающие на этапе адаптации связаны:
1) с недостаточной подготовленностью психологов к работе в УИС: не знание специфики УИС (особенностей субкультуры осужденных); не знание психотехнологий, используемых в консультировании, психотерапии и при ведении тренинговых групп; не знание юридической и пенитенциарной пси хологии;
2) с неправильной реализацией функциональных обязанностей психолога: с большой нагрузкой на одного психолога (по количеству сотрудников и осужденных) и привлечением к выполнению несвойственных функций;
3) с особенностями коллектива сотрудников УИС, негативно влияющего на работу психолога. Трудности, связанные с неправильной реализацией функциональных обязанностей наиболее актуальны для молодых психологов, что, возможно, объясняется их еще не утвердившимся положением, отсутствием должного авторитета в учреждении. Трудности, связанные с недостаточной подготовленностью психологов к работе в УИС (не знание пенитенциарной, юридической, общей психологии, субкультуры осужденных) отмечаются преимущественно опытными специалистами. Это объясняется тем, что с опытом работы психологи начинают понимать, насколько сложна их деятельность и как много они еще не знают и не умеют; что знаний в области общей психологии недостаточно, нужна специальная подготовленность по пенитенциарной и юридической психологии, необходимы технологии, адаптированные к специфике УИС.





Заключение

На данный момент психологами разработан ряд специальных методик для изучения элементов криминальной субкультуры: социометрическая методика пространственного маркирования, семантический психологический анализ эрготизма у осужденных, визуальная психологическая диагностика невербальных проявлений осужденных и др. Думается, что знакомство с ними сотрудников исправительных учреждений будет способствовать не только повышению их профессиональной и психологической компетентности, но и совершенствованию индивидуально-дифференцированного подхода к воспитательной работе с разными категориями осужденных.
Традиционно предметом исследований пенитенциарных психологов являются конфликты и массовые эксцессы между осужденными. Выявленные психологами основные детерминанты закономерностей и механизмов развития этих негативных явлений учитываются при проведении различных форм профилактической работы работниками предприятий, а также при проведении специальных мероприятий по анализу или нейтрализации влияния преступных группировок. В то же время небольшие группы с негативной ориентацией в исправительных учреждениях разлагаются путем особого воздействия на их лидера, путем выявления и пресечения незаконных каналов и методов криминальной коммуникации и взаимодействия между членами антиобщественной группы, путем разоблачения истинной сути воровских традиций и обычаев (например, "воровских" общество", "регистрация" и т.д.).
На сегодняшний день пенитенциарными психологами разработаны научно обоснованные рекомендации по влиянию на спонтанные социально-психологические явления среди осужденных для подавления слухов, преодоления негативных последствий "районной моды", воздействия на различного рода толпы и в случаях паники осужденных.

Список использованной литературы

1. Кудряков, Ю.Н. Психологические особенности трудновоспитуемых осужденных: в КН: проблемы психологии осужденных к лишению свободы /Ю.Н. Кудряков, В. П. Голубев. — Рязань, 2018.- 210с.
2. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями лиц, отбывающих наказание: Уч.-метод. пособие. М.: ВЛАДОС, 2016. – 201с.
3. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными//Документы ООН, касающиеся заключенных. СПб: Питер. — 2022. – 89с.
4. Морозов, В. М. Психологическая служба в пенитенциарных учреждениях /В.М. Морозов, О.Г. Ковалев. – М.: Право, 2001. – 202с.
5. Мухина, В. С. Отчужденные: абсолют отчуждения / В.С. Мухина. М.: Эксмо, 2009. – 301с.
6. Пищелко, А.В. Социально-педагогические основы нравственного перевоспитания осужденных /А.В. Пищелко. — М: Юристъ, 2002. – 364с.
7. Поздняков, В. М. Отечественная пенитенциарная психология: история и современность: Монография /В.М. Поздняков. — М., 2000.
8. Поздняков, В. М. Психология в пенитенциарной практике зарубежных стран в ХХ столетии /В.М. Поздняков. — М.: ВЛАДОС, 2000. – 316с.
9. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. — М., 2008.
10. Ушатиков, А. И., Пенитенциарная психология /А.И. Ашатиков, Б.Б. Козак. — Рязань, 2003. – 257с.
11. Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. А. М. Столяренко. М.: Юристъ, 2003. – 367с.








17

Список использованной литературы

1. Кудряков, Ю.Н. Психологические особенности трудновоспитуемых осужденных: в КН: проблемы психологии осужденных к лишению свободы /Ю.Н. Кудряков, В. П. Голубев. — Рязань, 2018.- 210с.
2. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями лиц, отбывающих наказание: Уч.-метод. пособие. М.: ВЛАДОС, 2016. – 201с.
3. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными//Документы ООН, касающиеся заключенных. СПб: Питер. — 2022. – 89с.
4. Морозов, В. М. Психологическая служба в пенитенциарных учреждениях /В.М. Морозов, О.Г. Ковалев. – М.: Право, 2001. – 202с.
5. Мухина, В. С. Отчужденные: абсолют отчуждения / В.С. Мухина. М.: Эксмо, 2009. – 301с.
6. Пищелко, А.В. Социально-педагогические основы нравственного перевоспитания осужденных /А.В. Пищелко. — М: Юристъ, 2002. – 364с.
7. Поздняков, В. М. Отечественная пенитенциарная психология: история и современность: Монография /В.М. Поздняков. — М., 2000.
8. Поздняков, В. М. Психология в пенитенциарной практике зарубежных стран в ХХ столетии /В.М. Поздняков. — М.: ВЛАДОС, 2000. – 316с.
9. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. — М., 2008.
10. Ушатиков, А. И., Пенитенциарная психология /А.И. Ашатиков, Б.Б. Козак. — Рязань, 2003. – 257с.
11. Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. А. М. Столяренко. М.: Юристъ, 2003. – 367с.