Административно-правовой статус граждан Российской Федерации
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 26 + 26 источников
- Добавлена 22.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА 5
1.1.Права и свободы граждан Российской Федерации 5
1.2. Обязанности граждан Российской Федерации 8
ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАНИНА 11
2.1 Административно-правовой статус граждан Российской Федерации 11
2.2. Административная ответственность за нарушения прав граждан 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Также по итогам расследования могут быть назначены санкции. Если права и свободы были нарушены, граждане Российской Федерации могут обратиться к депутатам Государственной думы или членам Совета Федерации, которые, в свою очередь, вправе направить в органы и организации, вовлеченные в процесс реализации права, депутатский запрос или запрос члена Совета Федерации. Ответ на такой запрос должен поступить в соответствии с требованиями законодательства в течение 30 дней. Согласно Конституции Российской Федерации, Президент, все исполнительные органы власти, органы местного управления, а также административные органы должны проявлять заботу о том, чтобы соблюдались все необходимые условия для реализации прав и свобод. Общественная палата Российской Федерации активно участвует в реализации механизма государственной защиты прав человека на правовом уровне посредством проведения контроля проектов законов и нормативно-правовых актов. В России функционирует институт Уполномоченного по правам человека. Должность Уполномоченного по правам человека в РФ учредили, чтобы обеспечить гарантии защиты прав и свобод личности, граждан на государственном уровне, чтобы все государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица соблюдали и уважали данные права.Рассматривая административно-правовой статус граждан Российской Федерации, необходимо отметить какими нормами административного права предусмотрена защита продекларированных прав и свобод. Например, в соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Эта формула включает в себя право жалобы граждан. Более полно право граждан обжаловать в судебные органы решения и действия, нарушающие их права и свободы, реализуется в Законе Российской Федерации от 27.04.1993 г.«Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». В соответствии с этим законом каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации». Действие статей настоящего Закона в отношении государственных служащих распространяется также на муниципальных служащих в случае приравнивания их федеральным законодательством к государственным служащим. В том случае, если гражданину должностными лицами органов власти и управления причинён ущерб, он вправе обратиться в вышестоящий орган или в суд с заявлением о возмещении ущерба. Ст. 53 Конституции Российской Федерации устанавливает, что: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц» Ст. 16 ГК РФ детализирует приведенную статью Конституции и устанавливает, что «убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. В том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием».Действующим административным законодательством установлены различные ограничения для лиц, совершивших преступления. Они непосредственно не связаны с уголовным наказанием. Часть из них распространяется на лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, часть - на лиц, отбывающих наказания, часть - на лиц, имевших судимость.Так, гражданин, который имел или имеет судимость, не может быть принят на службу в органы внутренних дел, в таможенные органы, а в связи с осуждением за преступление он подлежит увольнению со службы. Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находится на этой службе, если оно имеет или имело судимость. Не подлежат призыву и не могут добровольно поступить на военную службу граждане, привлекаемые к уголовной ответственности или имеющие судимость за совершение преступления. Говоря об ограничениях в выборе вида деятельности, нужно также отметить, что лицензии на занятие частной детективной и охранной деятельностью не могут быть выданы тем, кто имеет судимость за совершение умышленного преступления. За лицами, совершившими тяжкие преступления, может быть установлен административный надзор органов милиции, что уже само по себе означает установление специального административно-правового статуса поднадзорного. Ст. 50 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» предусмотрено, что после освобождения из мест отбывания лишения свободы лиц, совершивших тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, по решению суда за ходом их социальной реабилитации может быть установлено наблюдение. Такое наблюдение предусматривает «запрет посещения определенных мест, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток или ограничение выезда в другие местности без разрешения органа внутренних дел». В ст. 10 этого Закона сказано: «При выдаче юридическому лицу лицензии на вид деятельности, связанный с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учитывается заключение органов внутренних дел об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к наркотическим средствам и психотропным веществам, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое либо особо тяжкое преступление либо за преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ...» На основании ст. 59 иностранным гражданам и лицам без гражданства, совершившим преступления, связанные с оборотом наркотиков, может быть не разрешен въезд в Россию. Они могут быть также выдворены за пределы России. Граждане, осужденные по решению суда к исправительным работам, не могут быть признаны безработными. Учредителем средства массовой информации не может выступать гражданин, отбывающий наказание в местах лишения свободы. Право гражданина России на выезд за границу может быть временно ограничено, если он:-задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;-осужден за преступление - до отбытия наказания или освобождения от него.Ряд установленных федеральным законодательством ограничений касается как лиц, совершивших преступления, так и лиц, совершивших административные проступки. Например, лицензия на приобретение оружия гражданам России не выдается, если они имеют судимость за совершение умышленного преступления, отбывают наказание за совершенное преступление, а также - совершившим в течение года повторно административное правонарушение, посягающее на общественный порядок или установленный порядок управления.ЗАКЛЮЧЕНИЕНа территории Российской Федерации гражданами являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства (или апатриды). Все граждане равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, вероисповедания, пола, расы, языка, образования, а также характера и рода занятий, места жительства и других обстоятельств. Государство наделяет граждан определенными правами для удовлетворения разнообразных жизненных потребностей человека и в то же время накладывает на них соответствующие обязанности, которые они несут перед обществом и выполнение которых обязательно для всех. Результатом отражения отношений между гражданином и государством (обществом) является юридическое закрепление правового положения личности. Административно-правовой статус граждан является частью их правового статуса и характеризуется совокупностью прав и обязанностей, урегулированных нормами административного права. Основы административно-правового статуса гражданина устанавливаются Конституцией Российской Федерации, конституциями в составе Российской Федерации, Декларацией прав и свобод человека и гражданина, принятой постановлением Верховного Совета РСФСР 22 ноября 1991 г., Законом Российской Федерации «О гражданстве в Российской Федерации». В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации есть устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Содержанием административно-правового статуса гражданина являются: - комплекс их прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права; - гарантии реализации этих прав, обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государственной власти. Таким образом, можно сделать вывод о том, что административное право конкретизирует права и обязанности граждан, устанавливаемые конституционным правом и делает это при помощи органов государственного управления и местного самоуправления.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫНормативные правовые акты:Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».Гражданский кодекс Российской Федерации федеральный закон РФ от 26 января 1996 № 14-ФЗ (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" от 28.04.2023 N 138-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».Федеральный закон от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Гарант». Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ «О защите прав потребителей» (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Гарант». Федеральный закон Российской Федерации от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 29.07.2002. № 30. Ст. 3032.Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530-I «О вынужденных переселенцах» (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Гарант». Закон Российской Федерации от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Гарант».Указ Президента Российской Федерации от 22 мая 2004 г. «О Положении об Управлении по обеспечению конституционных прав граждан Администрации Президента РФ» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». Указ Президента Российской Федерации от 24 августа 2004 г. «О Положении по работе с обращениями граждан» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».Постановление Правительства Российской Федерации от 01.11.2002 № 789 «Об утверждении положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание» // Собрание законодательства Российской Федерации. 11.11.2002. № 45. Ст. 4516.Научная литератураи статьи:Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: учебник – М.: ЗАО Юстицинформ, 2010 – 633с. Курданов В. О. Президент Российской Федерации — основной гарант прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации / В. О. Курданов, М. В. Степанюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (334). — С. 242-245.Мельникова, О. В. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации и его обеспечение / О. В. Мельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 331-334.МигачевЮ. И. Административное право / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров ; под редакцией Л. Л. Попова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2020. — 456 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09806-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450747, свободный. Наумова Н. В. Всеобщая декларация прав человека и её действие в Российской Федерации / Н. В. Наумова. Текст : непосредственный // Молодой ученый. 2022. № 5 (139). С. 304-306. Семёновых К. С. Понятие административной ответственности / К. С. Семёновых, С. А. Рузметов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 154-157. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65402/ , свободный. Серпик В.Д. Права и свободы человека и гражданина // Образование и право. 2022. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/prava-i-svobody-cheloveka-i-grazhdanina?ysclid=lf2f0g1wta22121519 (дата обращения 22.01.2024)Сидоренко А.И. Проблемы применения административных наказаний и порядок их назна-чения.//Colloquium-joumal. 2020. № 31-3 (83). С. 62-65.СоломатовА. А. Вопросы защиты прав граждан и организаций в сфере государственного управления / А. А. Соломатов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 425-430. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108920/ (дата обращения: 22.01.2024).Электронные источники:Справочно-правовая система «Консультант-Плюс», http://www.consultant.ru/Справочно-правовая система «Гарант», http://www.garant.ru/.
2.Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
3.Гражданский кодекс Российской Федерации федеральный закон РФ от 26 января 1996 № 14-ФЗ (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
4.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
5.Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" от 28.04.2023 N 138-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
6.Федеральный закон от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
7.Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Гарант».
8.Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ «О защите прав потребителей» (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Гарант».
9. Федеральный закон Российской Федерации от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 29.07.2002. № 30. Ст. 3032.
10.Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530-I «О вынужденных переселенцах» (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
11.Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Гарант».
12. Закон Российской Федерации от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Гарант».
13.Указ Президента Российской Федерации от 22 мая 2004 г. «О Положении об Управлении по обеспечению конституционных прав граждан Администрации Президента РФ» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
14.Указ Президента Российской Федерации от 24 августа 2004 г. «О Положении по работе с обращениями граждан» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
15.Постановление Правительства Российской Федерации от 01.11.2002 № 789 «Об утверждении положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание» // Собрание законодательства Российской Федерации. 11.11.2002. № 45. Ст. 4516.
Научная литература и статьи:
16.Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: учебник – М.: ЗАО Юстицинформ, 2010 – 633 с.
17.Курданов В. О. Президент Российской Федерации — основной гарант прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации / В. О. Курданов, М. В. Степанюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (334). — С. 242-245.
18.Мельникова, О. В. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации и его обеспечение / О. В. Мельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 331-334.
19.Мигачев Ю. И. Административное право / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров ; под редакцией Л. Л. Попова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2020. — 456 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09806-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450747, свободный.
20.Наумова Н. В. Всеобщая декларация прав человека и её действие в Российской Федерации / Н. В. Наумова. Текст : непосредственный // Молодой ученый. 2022. № 5 (139). С. 304-306.
21.Семёновых К. С. Понятие административной ответственности / К. С. Семёновых, С. А. Рузметов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 154-157. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65402/ , свободный.
22.Серпик В.Д. Права и свободы человека и гражданина // Образование и право. 2022. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/prava-i-svobody-cheloveka-i-grazhdanina?ysclid=lf2f0g1wta22121519 (дата обращения 22.01.2024)
23.Сидоренко А.И. Проблемы применения административных наказаний и порядок их назна-чения.//Colloquium-joumal. 2020. № 31-3 (83). С. 62-65.
24. Соломатов А. А. Вопросы защиты прав граждан и организаций в сфере государственного управления / А. А. Соломатов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 425-430. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108920/ (дата обращения: 22.01.2024).
Электронные источники:
25.Справочно-правовая система «Консультант-Плюс», http://www.consultant.ru/
26.Справочно-правовая система «Гарант», http://www.garant.ru/.