Порядок выборов Президента РФ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 30 30 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 23.02.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Выборы Президента в РФ: теоретические аспекты 5
1.1. Основные положения проведения выборов президента Российской Федерации 5
1.2. Избирательные комиссии и избирательные участки 9
Глава 2. Выборы Президента в РФ: практические аспекты 14
2.1. Выдвижение и регистрация кандидатов. Статус кандидатов. Предвыборная агитация. Финансирование выборов 14
2.2. Голосование и определение результатов выборов Президента Российской Федерации. Вступление президента Российской Федерации в должность 20
Заключение 26
Список использованной литературы 29
Фрагмент для ознакомления

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации сообщает в средства массовой информации общую информацию о результате выборов Президента Российской Федерации в течение одного дня после определения итогов голосования. Избранный в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законом "О выборах Президента" президент Российской Федерации вступает в должность через шесть лет после инаугурации президента, избранного на предыдущих выборах Президента Российской Федерации, или на тридцатый день после официальной публикации результатов выборов в случае досрочных выборов или повторных выборов Президента Российской Федерации. Корректный и справедливый подсчет голосов является важным условием демократических выборов. Международные нормы придают этому аспекту большое значение. Всеобщая декларация прав человека говорит о проведении "нескаженных выборов" (статья 21).Огромное значение в контроле за ходом голосования и точным подсчетом голосов придают отечественные и международные наблюдатели. Отечественные наблюдатели представляют собой уполномоченных кандидатов или общественных деятелей, которые следят за процессом голосования и подсчетом голосов во время избирательной кампании. Они не выступают от имени частных лиц, их задача - представлять интересы конкретного кандидата или политической партии, выдвинувшей кандидата на пост Президента РФ или список кандидатов в Государственную Думу. Полномочия наблюдателей регулируются избирательным законодательством. Каждый наблюдатель должен иметь официальный документ, подтверждающий его полномочия, а также нагрудный знак с указанием его фамилии, имени, отчества и фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата в Президенты РФ или названия политической партии, список кандидатов которой участвует в выборах. На одного кандидата и одну политическую партию направляется по одному наблюдателю в участковую избирательную комиссию. Наблюдатели не могут быть судьями, прокурорами, полицейскими, сотрудниками Следственного комитета РФ, таможни, государственными служащими или лицами, находящимися в служебной подчиненности кандидатов. У наблюдателей есть право находиться в помещении участковой избирательной комиссии в день голосования, следить за процессом голосования, фиксировать его на видео или фотографировать; присутствовать при подсчете голосов и повторном подсчете избирательных бюллетеней. Они также:проверяют помещения для голосования, удостоверяются в наличии зала с избирательными кабинами, информационного стенда, постоянных ящиков для голосования, а также могут проверить наличие пустых ящиков для голосования; наблюдают за работой членов избирательной комиссии; контролируют выдачу бюллетеней только по установленному образцу, присутствуют при оглашении результатов и снятии неиспользованных удостоверений личности; наблюдают за упаковкой отсортированных бюллетеней после завершения подсчета. При требовании, участковая избирательная комиссия обязана предоставить наблюдателю копию (копии) протокола. Наблюдатель имеет право обращаться к председателю участковой избирательной комиссии по вопросам организации голосования, обжаловать действия этой комиссии в вышестоящую избирательную комиссию (территориальную, окружную), избирательную комиссию субъекта РФ, Центральную избирательную комиссию РФ или в суд. Кандидаты и политические партии могут направить своих наблюдателей в вышестоящую избирательную комиссию для контроля над подведением итогов голосования. Международные наблюдатели выполняют те же функции, что и отечественные. Деятельность международных наблюдателей при парламентских и президентских выборах России регламентируется постановлением ЦИК РФ. ЦИК РФ приглашает для наблюдения только те международные организации, в работе которых представители из России активно участвуют. Законодательство устанавливает некоторые ограничения на действия наблюдателей. Они не могут выдавать избирателям бюллетени, подписываться за них при получении бюллетеней, заполнять бюллетени даже по просьбе избирателей, нарушать тайну голосования, участвовать в подсчете голосов членами комиссии, имеющими право решающего голоса, мешать работе избирательной комиссии, проводить предвыборную агитацию среди избирателей, принимать решения соответствующей избирательной комиссии. Статистика показывает, что российские граждане активно участвуют в выборах Президента РФ. Безусловно, если граждане хотят, чтобы их интересы были представлены в органах государственной власти, они не должны игнорировать выборы. Практика показывает, что интерес российских граждан к федеральным выборам постоянно остается высоким. Отмена порога явки избирателей не повлияла на уровень их легитимности.ЗаключениеПодводя итоги по проделанной работе, следует отметить, что в процессе исследования были проанализированы законодательные акты, определяющие порядок проведения выборов, а также описаны этапы избирательного процесса.Главная цель данной работы заключалась в выявлении ключевых моментов и принципов, соблюдение которых обеспечивает честность и прозрачность выборов Президента РФ. Было отмечено, что важными факторами являются свобода выражения воли избирателей, доступ к информации, равные возможности для всех кандидатов, а также надлежащая организация и контроль со стороны избирательных комиссий.Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что порядок выборов Президента РФ в целом соответствует демократическим стандартам и способствует легитимности власти. Однако, в работе также были выявлены некоторые проблемные моменты, требующие внимания и дальнейшего совершенствования, включая улучшение системы электронного голосования, усиление контроля над финансовыми расходами кандидатов и эффективную защиту избирательных прав.В ходе исследования также были рассмотрены различные аспекты, связанные с предвыборным периодом, включая проведение предвыборной кампании и медиаобразование. Были выявлены вопросы, связанные с неравномерным доступом к ресурсам и возможностям для всех кандидатов, что может ограничивать их равные шансы на победу.Важным моментом, отмеченным в работе, является также участие граждан в избирательном процессе. Были рассмотрены меры по стимулированию избирателей отдавать свои голоса, а также обеспечение безопасности и конфиденциальности голосования.Реализация указанных задач позволила прийти к следующим выводам:Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации осуществляют: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. Выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента Российской Федерации вправе каждый гражданин РФ. Кандидаты в президенты обладают равными правами и несут равные обязанности. Процедура выборов президента РФ включает в себя следующие стадии: выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, процедура голосования;определение результатов выборов Президента Российской Федерации, оглашение результатов выборов Президента Российской Федерации, вступление президента Российской Федерации в должность.При вступлении в должность Президент приносит народу присягу, текст которой содержится в Конституции РФ. С момента принесения присяги Президент приступает к исполнению своих обязанностей. Проведенное исследование позволило выделить следующие проблемы правового регулирования института президента в Российской Федерации: Отсутствие четкого разграничения полномочий между Президентом Российской Федерации и Федеральными органами государственной власти; Проблемы, связанные с выборами Президента Российской Федерации.В целях устранения выявленных проблем, можно предложить: Выделение в данном законе специальной главы, посвященной разграничению полномочий между Президентом Российской Федерации и Федеральными органами государственной власти; Внести изменения в порядок проведения выборов таким образом, чтобы повысить интенсивность участия граждан России в выборах Президента Российской Федерации. В частности, можно предложить такую меру, как введение обязанности (а не права) каждого гражданина участвовать в голосовании и установлении ответственности за ее невыполнение. Таким образом, порядок выборов Президента РФ представляет собой сложную систему, которая требует постоянного совершенствования и адаптации к современным вызовам. Необходимость обеспечения честных, прозрачных и демократических выборов остается актуальной задачей, которую следует преследовать в дальнейших реформах избирательной системы. Соблюдение всех необходимых принципов и регламентов порядок выборов Президента РФ может служить основой для консолидации общества и обеспечения легитимности власти.Список использованной литературыНормативно-правовые акты:Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Текст Конституции опубликован в «Российской газете» от 25 декабря 1993 г. N 237Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. №24. Ст. 2253. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. 2003. №2.Ст.17.Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях»//Собрание законодательства РФ. 2001. №29. Ст. 2950.Судебные акты:Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июня 2003 г. № 10-П // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 25. -Ст. 2564.Постановление Конституционного Суда РФ 30 октября 2003 г № 15-П // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 44. -Ст. 4358.Учебная литература:Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015. – 600 с.Нудненко, Л. А. Конституционное право России : учебник для вузов / Л. А. Нудненко. — 10-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 450 с.Стрекозов, В. Г. Конституционное право : учебник для среднего профессионального образования / В. Г. Стрекозов. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 300 с.Научные статьи:Биктагиров Р.Т. Правовой статус телерадиокомпаний и редакций периодических печатных изданий как субъектов избирательного права // Юрист вуза. - 2020. - № 6. – С.10-27.Кайнов В.И. Институт президентства: конституционно-правовой статус / В.И. Кайнов // Российская юстиция. - 2018. - №9. - С.62.Командирова Т.Г., Кузнецова О.В., Немчанинов А.Л. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». - М., 2023. – 300 с.Кучерена А.Г. Правовое регулирование общественного контроля на выборах // Право и жизнь. - 2023. - № 3. – С. 23-36.Сильвестрова Т. Финансовое обеспечение выборов Президента России // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. -2018. - № 2. – С.53-76.Турищева Н.Ю. Избирательная система Российской Федерации: итоги и перспективы развития // Право и государство: теория и практика. -2019. - № 3. - С. 19-23.Турищева Н.Ю. Судимость как основание ограничения пассивного избирательного права // Государство и право. - 2018. - № 10. - С. 63-71.

Нормативно-правовые акты:
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Текст Конституции опубликован в «Российской газете» от 25 декабря 1993 г. N 237
2.Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. №24. Ст. 2253.
3.Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. №2.Ст.17.
4.Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях» // Собрание законодательства РФ. 2001. №29. Ст. 2950.
Судебные акты:
5.Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июня 2003 г. № 10-П // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 25. -Ст. 2564.
6.Постановление Конституционного Суда РФ 30 октября 2003 г № 15-П // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 44. -Ст. 4358.
Учебная литература:
7.Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015. – 600 с.
8.Нудненко, Л. А. Конституционное право России : учебник для вузов / Л. А. Нудненко. — 10-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 450 с.
9.Стрекозов, В. Г. Конституционное право : учебник для среднего профессионального образования / В. Г. Стрекозов. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 300 с.
Научные статьи:
10.Биктагиров Р.Т. Правовой статус телерадиокомпаний и редакций периодических печатных изданий как субъектов избирательного права // Юрист вуза. - 2020. - № 6. – С.10-27.
11.Кайнов В.И. Институт президентства: конституционно-правовой статус / В.И. Кайнов // Российская юстиция. - 2018. - №9. - С.62.
12.Командирова Т.Г., Кузнецова О.В., Немчанинов А.Л. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». - М., 2023. – 300 с.
13.Кучерена А.Г. Правовое регулирование общественного контроля на выборах // Право и жизнь. - 2023. - № 3. – С. 23-36.
14.Сильвестрова Т. Финансовое обеспечение выборов Президента России // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. -2018. - № 2. – С.53-76.
15.Турищева Н.Ю. Избирательная система Российской Федерации: итоги и перспективы развития // Право и государство: теория и практика. -2019. - № 3. - С. 19-23.
16.Турищева Н.Ю. Судимость как основание ограничения пассивного избирательного права // Государство и право. - 2018. - № 10. - С. 63-71.