Гигиена полости рта у пациентов с несъёмными ортодонтическими конструкциями
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 22.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты гигиены полости рта у пациентов с несъемными ортодонтическими конструкциями 6
1.1. Проблема стоматологического здоровья населения Российской Федерации 6
1.2. Правила гигиены полости рта 8
2. Оценка уровня знаний школьников, носящих брекет-системы о гигиене полости рта 13
2.1. Цель, задачи, база, методы практической части исследования 13
2.2. Результаты опроса школьников и их обсуждение 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ А 33
Задачами стоматологического просвещения являются:Информирование населения о факторах риска развития стоматологических заболеваний, доступных методов предупреждения стоматологических патологий.Убеждение населения в необходимости отказа от вредных привычек, мотивация на ведение здорового образа жизни, рациональное использование стоматологической помощи.Мотивация население на полноценное питание, отказ от вредных условий труда.На наш взгляд, базовыми направлениями стоматологического просвещения среди школьников с брекет-системами являются:Пропаганда медицинских знаний о здоровом образе жизни, методах и путях сохранения здоровья, профилактики болезней, в том числе стоматологических.Мотивация на соблюдение правил здорового образа жизни, на принятие мер по профилактике заболеваний, в том числе стоматологических.Мотивация на регулярное обучение в области здорового образа жизни, использования мероприятий по профилактике стоматологического здоровья.Чаще всего такое обучение кратковременно, проводится в форме бесед. Такие беседы позволяют вызвать заинтересованность детей в проведении профилактических мероприятий. Беседы длятся 15-25 минут. Типичная беседа может иметь следующую структуру:Значение здоровья полости рта для общего состояния организма ребенка.Важность качества питания в обеспечении здоровья полости рта и правила приема пищи.Роль общеобразовательных мер в развитии и состоянии органов и тканей полости рта.Выявление и устранение вредных привычек.Гигиена полости рта в целом и при ношении брекет-систем.Способы предупреждения заболеваний полости рта при ношении брекет-систем.Кроме бесед важно применять и другие методы обучения. В частности, это такие методы как:Наглядные методы:демонстрация презентаций, видеофильмов;плакаты, таблицы, схемы;модели зубов, зубов с брекет-системами;различные зубные щетки, ирригаторы, ершики и пр. для чистки зубов при наличии брекет-систем.Словесные методы:рассказы;инструктажи.Практические методы:практические задания;тренинги;дидактические игры;анализ и решение проблемных ситуаций.Таким образом, мы выявили низкий уровень знаний обучающихся по проблемам ухода за полостью рта при ношении брекет-систем. Это требует мер по обучению.Подводя итоги, заключим, что уровень знаний о гигиене полости рта при ношении брекетов является ключевым аспектом в поддержании здоровья полости рта и предотвращении развития различных заболеваний при ортодонтическом лечении. Основные принципы гигиены полости рта при ношении брекетов включают регулярную чистку зубов и языка, использование зубной нити и ополаскивателей, а также регулярные посещения стоматолога. Чистка зубов должна проводиться минимум два раза в день, утром и вечером, с использованием специальной зубной щетки и небольшого количества фторсодержащей пасты. При этом важно не только чистить поверхность зубов, но и уделять внимание очистке зубного межъясечного пространства и десен. Использование зубной нити позволяет удалить остатки пищи, задержавшиеся между зубами и в межзубных пространствах. Это помогает предотвратить развитие кариеса и заболеваний десен. Ополаскиватели полости рта предоставляют дополнительную защиту от бактерий и помогают освежить дыхание. Регулярное использование ополаскивателей после чистки зубов может значительно улучшить уровень гигиены полости рта. Наряду с регулярной гигиеной полости рта, важно также регулярно посещать стоматолога. Профессиональная чистка полости рта помогает удалить зубной налет и камни, которые невозможно удалить домашними средствами. Регулярные посещения стоматолога также позволяют выявить и лечить заболевания полости рта на ранних стадиях, что способствует сохранению здоровых зубов и десен. ЗАКЛЮЧЕНИЕФормулируем краткие самостоятельные выводы по содержанию работы, отмечаем степень достижения задач, поставленных в начале работы. Важно соотнести полученные выводы с целями и задачами исследования, соединить выводы в единое целое и оценить успешность проделанную работу.Объем не более 1 страницы.Полученные сведения позволяют нам заключить:Уровень стоматологического здоровья населения России на данный момент чрезвычайно низок – уже к подростковому возрасту интенсивность кариеса у детей имеет показатели выше среднего. Это связано с рядом факторов, среди которых низкое качество питания, неправильное питание, неправильный образ жизни, экология и т.д. Важнейшими факторами, которые приводят к патологиям ротовой полости, можно назвать низкую приверженность населения к профилактике стоматологических заболеваний на фоне неудовлетворительного уровня соблюдения гигиенических норм и правил.Гигиена полости рта – это группа мероприятий по очистке органов полости от различных налетов, отложений с целью профилактики заболеваний полости рта, например парадонтоза, кариеса. К набору средств индивидуальной гигиены полости рта можно отнести зубные щетки, зубные пасты, средства интердентальной гигиены, вспомогательные средства и средства специального назначения, жидкие средства оральной гигиены. Каждое средство подбирается индивидуально в зависимости от наличия заболеваний, постоянных конструкций в ротовой полости.В рамках опроса школьников с брекет-системами мы выявили низкий уровень знаний обучающихся по проблемам ухода за полостью рта при ношении брекет-систем. Это требует мер по стоматологическому просвещению.Мы предложили подходы по коррекции знаний обучающихся по поводу гигиены полости рта при ношении брекет-систем.Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБогдашкинаА.Ю. Стоматологическое здоровье как элемент здоровья нации / А.Ю. Богдашкина // Здоровье как ресурс: V 2.0. Международная научно-практическая конференция, 2019. – С. 214-218.Гигиена полости рта: учебное пособие для использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих программы высшего образования уровня ординаторы / А.А. Ремизова, М.Г. Дзогоева, А.Е. Гурина, Ю.И. Тиньгаева; под ред. А.А. Ремизовой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. – 153 с.Карасев М.М. Фармакоэкономический анализ ассортимента ополаскивателей для полости рта в аптечной организации / М.М. Карасев, О.В. Белоусова, Е.А. Белоусов, П.Е. Белоусов // Здравоохранение Югры: опыт и инновации, 2020. – № 1. – С. 43-44.Кузьмина Э.М. Профилактическая стоматология: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы высшего образования / Э.М. Кузьмина, О.О. Янушевич, И.Н. Кузьмина. – 2-е изд., перераб. – М.: Практическая медицина, 2024. – 539 с.Ли С. Факторы риска возникновения раннего детского кариеса: систематический обзор / С. Ли, А.А. Скакодуб // Стоматология детского возраста и профилактика, 2023. – Т. 23. – № 2 (86). – С. 168-175.Орехова Л.Ю. Стоматология профилактическая: учебник для стоматологии профилактической / Л.Ю. Орехова, С.Ю. Улитский. – СПб.: Человек, 2023. – 332 с.Павлов П.Н. Стоматологическая заболеваемость в регионах с различным уровнем бюджетного финансирования медицинских учреждений / П.Н. Павлов, Т.П. Сабгайда // Менеджер здравоохранения, 2011. – №9. – С. 26-29.Профессиональная и индивидуальная гигиена полости рта у взрослых: учебное пособие для использования в образовательных учреждениях, реализующих основные профессиональные образовательные программы высшего образования уровня специалитета / А.И. Николаев, Л.М. Цепов, И.М. Макеева, А.П. Ведяева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2021.– 205 с.СиракС.В. Профилактика кариеса и воспалительных заболеваний пародонта с использованием зубных эликсиров / С.В. Сирак, И.М. Быков, А.Г. Сирак, Л.В. Акопова // Кубанский научный медицинский вестник, 2013. – № 5. – С. 166-169.Средства индивидуальной гигиены полости рта: учебно-методическое пособие для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов / Ф.Ю. Даурова, Ю.А. Таптун, Д.И. Томаева. – М.: Российский университет дружбы народов, 2020. – 70 с.ТамадаеваЮ.В. Опыт гигиенического воспитания детей // Здравоохранение Югры: опыт и инновации, 2016. – №3. – С. 21-26.Третьякова О.В. Оптимизация гигиены полости рта у подростков // Казанский медицинской журнал, 2016. – №3. – С. 355-358.Успенский О.А. Особенности гигиены полости рта у пациентов с заболеваниями слизистой оболочки полости рта: учебное пособие / Р.А. Успенская, Н.В. Круголова, А.В. Кочубейник. – Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского государственного университета, 2020. – 77 с. Федеральная государственная программа первичной профилактики стоматологических заболеваний среди населения России/ Стоматологическая ассоциация России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gigienist.ru/docs/fed.programma.pdf (дата обращения: 21.01.2024).ЧагинаЕ.А. Патогенетические факторы аномалий формирования эмали / Е.А. Чагина, Е.П. Турмова, В.О. Пасынков // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2022. – № 3-3. – С. 15-17.ЧаковА.А. Кариес, этиология и методы профилактики / Л.А. Чаков, Н.Л. Ладнева, А.А. Савкина // Вестник медицинского института «Реавиз»: реабилитация, врач и здоровье, 2022. – № 2 (56). – С. 328-329.ПРИЛОЖЕНИЕ ААнкетаВаш пол?МужскойЖенскийВаш возраст? ____ летКак давно Вы носите брекет-систему?Менее 1 года1-2 годаКак часто Вы чистите зубы?Реже 1 раза в день1 раз в день2 раза в деньБолее 2 раза в деньКак много времени Вы уделяете чистке зубов?1 минуту и менее2-4 минуты5 минут и болееКакие пасты Вы используете для чистки зубов?Любые, какие нахожу в магазинеТе, что нравятся по вкусу, консистенцииЛечебные с противовоспалительными компонентамиПасты с фтором Какой щеткой Вы пользуетесь при чистке полости рта?Обычная щеткаЭлектрическая щеткаМонопучковая щеткаОртодонтическая щеткаПользуетесь ли Вы ершиком для чистки полости рта?ДаНетНе знаю что это такоеИспользуете ли Вы флосс для чистки полости рта?ДаНетНе знаю что это такоеИспользуете ли Вы ирригатор для чистки полости рта?ДаНетНе знаю что это такоеПри установке брекет-системы врач обучал Вас гигиене полости рта при данной конструкции?ДаОтчасти да, но у меня остались вопросыНетПри установке брекет-системы врач объяснял Вам, каких продуктов питания нужно избегать при данной конструкции?ДаОтчасти да, но у меня остались вопросыНетКак часто Вы посещаете стоматолога?Ежемесячно1 раз в 6 месяцевЕжегодноРеже 1 раза в годТолько когда у меня что-то болитКакие источники информации Вы исползаете для того, чтобы получить сведения о гигиене полости рта при ношении брекет-систем?Сведения, полученные от врачаБуклеты, брошюрыМедицинская литератураПопулярная литератураСтатьи в газетах, журналахИнтернетСведения, полученные от друзей, знакомыхНуждаетесь ли Вы в дополнительной информации по гигиене полости рта при ношении брекет-систем?ДаОтчасти даНет
1. Богдашкина А.Ю. Стоматологическое здоровье как элемент здоровья нации / А.Ю. Богдашкина // Здоровье как ресурс: V 2.0. Международная научно-практическая конференция, 2019. – С. 214-218.
2. Гигиена полости рта: учебное пособие для использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих программы высшего образования уровня ординаторы / А.А. Ремизова, М.Г. Дзогоева, А.Е. Гурина, Ю.И. Тиньгаева; под ред. А.А. Ремизовой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. – 153 с.
3. Карасев М.М. Фармакоэкономический анализ ассортимента ополаскивателей для полости рта в аптечной организации / М.М. Карасев, О.В. Белоусова, Е.А. Белоусов, П.Е. Белоусов // Здравоохранение Югры: опыт и инновации, 2020. – № 1. – С. 43-44.
4. Кузьмина Э.М. Профилактическая стоматология: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы высшего образования / Э.М. Кузьмина, О.О. Янушевич, И.Н. Кузьмина. – 2-е изд., перераб. – М.: Практическая медицина, 2024. – 539 с.
5. Ли С. Факторы риска возникновения раннего детского кариеса: систематический обзор / С. Ли, А.А. Скакодуб // Стоматология детского возраста и профилактика, 2023. – Т. 23. – № 2 (86). – С. 168-175.
6. Орехова Л.Ю. Стоматология профилактическая: учебник для стоматологии профилактической / Л.Ю. Орехова, С.Ю. Улитский. – СПб.: Человек, 2023. – 332 с.
7. Павлов П.Н. Стоматологическая заболеваемость в регионах с различным уровнем бюджетного финансирования медицинских учреждений / П.Н. Павлов, Т.П. Сабгайда // Менеджер здравоохранения, 2011. – №9. – С. 26-29.
8. Профессиональная и индивидуальная гигиена полости рта у взрослых: учебное пособие для использования в образовательных учреждениях, реализующих основные профессиональные образовательные программы высшего образования уровня специалитета / А.И. Николаев, Л.М. Цепов, И.М. Макеева, А.П. Ведяева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2021.– 205 с.
9. Сирак С.В. Профилактика кариеса и воспалительных заболеваний пародонта с использованием зубных эликсиров / С.В. Сирак, И.М. Быков, А.Г. Сирак, Л.В. Акопова // Кубанский научный медицинский вестник, 2013. – № 5. – С. 166-169.
10. Средства индивидуальной гигиены полости рта: учебно-методическое пособие для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов / Ф.Ю. Даурова, Ю.А. Таптун, Д.И. Томаева. – М.: Российский университет дружбы народов, 2020. – 70 с.
11. Тамадаева Ю.В. Опыт гигиенического воспитания детей // Здравоохранение Югры: опыт и инновации, 2016. – №3. – С. 21-26.
12. Третьякова О.В. Оптимизация гигиены полости рта у подростков // Казанский медицинской журнал, 2016. – №3. – С. 355-358.
13. Успенский О.А. Особенности гигиены полости рта у пациентов с заболеваниями слизистой оболочки полости рта: учебное пособие / Р.А. Успенская, Н.В. Круголова, А.В. Кочубейник. – Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского государственного университета, 2020. – 77 с.
14. Федеральная государственная программа первичной профилактики стоматологических заболеваний среди населения России/ Стоматологическая ассоциация России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gigienist.ru/docs/fed.programma.pdf (дата обращения: 21.01.2024).
15. Чагина Е.А. Патогенетические факторы аномалий формирования эмали / Е.А. Чагина, Е.П. Турмова, В.О. Пасынков // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2022. – № 3-3. – С. 15-17.
16. Чаков А.А. Кариес, этиология и методы профилактики / Л.А. Чаков, Н.Л. Ладнева, А.А. Савкина // Вестник медицинского института «Реавиз»: реабилитация, врач и здоровье, 2022. – № 2 (56). – С. 328-329.