Либерализация государственно-политической системы России в 1989-1993

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История государства и права
  • 18 18 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 23.02.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 2
1.Политико-правовые причины изменения основ российской 3 государственности.
2. Трансформация Основного закона РСФСР (1978 г.) 5
с 1989 по 1992 гг.: основные этапы.
3. Формирование и деятельность конституционной комиссии. 9
4. Конституционный кризис и принятие конституции 1993 г. 13
Заключение 16
Список использованной литературы 18
Фрагмент для ознакомления

Оба проекта были направлены в регионы на утверждение, результаты которого оказались неожиданными - большинство регионов поддержали проект Конституционной комиссии.3. Подготовка и принятие КонституцииВ сентябре 1993 года президент России Борис Ельцин издал Указ № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" и "Обращение к гражданам России". Указом были прерваны законодательные, исполнительные и контрольные функции Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Согласно Указу, до начала работы нового двухпалатного парламента - Федерального собрания Российской Федерации - и принятия им соответствующих полномочий необходимо было руководствоваться указами президента и постановлениями правительства. В сложившихся обстоятельствах проект Конституционного совещания стал не альтернативным, а основным.Конституционное совещание, созванное на основании Указа Президента Российской Федерации от 20 мая 1993 года, сыграло важную роль в подготовке действующей Конституции Российской Федерации в 1993 году. "О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции Российской Федерации". Этот форум был призван выразить отношение общества к вопросу о том, какая конституция нужна России. Высшим законодательным органом, существовавшим в то время, был Съезд народных депутатов, который в 1991 году принял решение о разработке новогоКонституция Российской Федерации под разными предлогами препятствовала ее принятию. Процесс внесения многочисленных поправок в Конституцию страны в 1978 году продолжался, несмотря на эти поправки (а их было более трехсот). Конституция больше не могла быть правовой основой для изменений, происходящих в российском обществе. Необходим был новый основной закон, который отражал бы фундаментальные изменения, произошедшие в связи с крахом тоталитарного режима и распадом Советской империи.Конституционное совещание состояло из 250 членов, работавших в пяти секциях: представители федеральных органов власти; представители органов власти субъектов Федерации; представители местного самоуправления; представители партий, общественных организаций, профсоюзов, религиозных конфессий; представители товаропроизводителей и предпринимателей. Последние три секции впоследствии образовали Общественную палату Конституционной конференции.На Конституционном совещании обсуждался проект Конституции, представленный Президентом Российской Федерации. Одновременно были рассмотрены многочисленные замечания и предложения граждан и проект Конституции, подготовленный Конституционной комиссией, созданной Съездом народных депутатов Российской Федерации. В результате многолетней работы - с июня по октябрь 1993 года - был разработан проект новой Конституции Российской Федерации, который был вынесен на всенародный референдум.3 октября 1993 года эти документы были представлены в Верховный Совет. На некоторое время в Москве было введено чрезвычайное положение. Президент сосредоточил в своих руках всю полноту государственной власти, и работа над проектом Конституции возобновилась. Естественно, о проекте, подготовленном Конституционной комиссией, как и о других, не могло быть и речи. 15 октября 1993 года президент России Борис Ельцин издал указ "О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации", которым назначил голосование на 12 декабря [4, c. 404]. В тот же день состоялись выборы депутатов федерального парламента. На референдуме Конституция получила необходимое большинство голосов. В голосовании приняли участие 58 187 755 зарегистрированных избирателей (54,8%). За принятие проекта Конституции России проголосовали 32 927 630 избирателей (58,4%), против - 23 431 333 человека (41,6%). Таким образом, фактически за Конституцию России проголосовала только четверть россиян.Официальной датой вступления Конституции России в силу считается 25 декабря 1993 года. 12 декабря 1993 года - День Конституции Российской Федерации.Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В нем приняли участие 54,8 процента зарегистрированных избирателей, из них 58,4 процента проголосовали за Конституцию[10, c. 15].Референдум стал принципиально новым способом принятия Конституции в истории России. Слова в самом начале преамбулы и в самом ее конце полностью отразили результаты всенародного голосования: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации, объединенный общей судьбой на нашей земле, принимаем Конституцию Российской Федерации" [2, c.3].ЗаключениеПроцесс разработки и принятия новой Конституции Российской Федерации, отправной точкой которого стало принятие Декларации о государственном суверенитете 12 июня 1990 года, длился три года. В эти годы страна продолжала жить по старой конституции РСФСР (1978), статьи которой отличались от проводимых реформ. С целью устранения нестыковок в него были внесены изменения и дополнения, повлиявшие на его содержание, но столь массовое и поспешное внесение изменений в конституционный текст привело к несогласованности статей и противоречивым идеям в нем.В связи со сложившимися обстоятельствами и политическим противостоянием между Президентом Российской Федерации, и высшими органами государственной власти (Съездом народных депутатов, Верховным Советом) разрабатывались два альтернативных проекта Конституции: один проект был разработан Конституционной комиссией при Верховном Совете России, а другой - Государственной Думой. другой - Конституционным совещанием, созванным Президентом Российской Федерации.В результате этого противостояния властей к осени 1993 года в стране возник конституционный кризис. У обеих ветвей власти был свой проект Конституции и свое представление о том, как ее принять. Чтобы выйти из этой ситуации, 21 сентября 1993 года Президент подписал Указ № 1400 о поэтапной конституционной реформе, который, не прекращая действие Конституции в части, не противоречащей Указу, прервал законодательные, административные и контрольные функции Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Совет.А поскольку законодательные органы страны были распущены, было проведено всенародное голосование по принятию Конституции Российской Федерации по ее проекту. В то же время 12 декабря 1993 года состоялись выборы депутатов Совета Федерации и Государственной Думы. Более того, их избрание было осуществлено не на основании Конституции, а в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 года.По результатам референдума 25 декабря 1993 года новая Конституция России вступила в полную юридическую силу.Конституция Российской Федерации 1993 года подводит черту под прошлым и означает принципиально новый этап в истории России. Она отражает изменения в механизме демократии, федеративном устройстве, системе управления обществом; служит гарантом государственного единства и политической стабильности [9, c. 6].Список использованной литературы.1. Государственное право Российской Федерации. Учебник. / Под ред. О.Е. Кутафина. - М.: Юридическая литература, 2016. - 584 с.2. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1993, 64 с.3. Конституционная реформа: поиски и решения. - М.: ИНИОН АН СССР, 1991. - 207 с.4. Конституционное право. / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Новый юрист, 2018. - 544 с.5. Конституционное (государственное) право. - М.: Юрист, 2015. - 191 с.6. Конституционное право России. / Учебное пособие под ред. Коздова А.Е. - М.: Издательство "БЕК", 2016. - 464 с.7. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юристов. университеты и профессорско-преподавательский состав / М. В. Баглай. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2018.- 541 с.8. Основы конституционного права: Учебное пособие / Под ред. Глотова В. В. - Воронеж: Изд-во Воронежского государственного технического университета. Унита, 2017. - 119 с.9. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации./ Под общей ред. Кудрявцева Ю.В. - М.: Юрист, 2017. - 274 с.10. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под общей ред. Ю.В. Кудрявцевой. Окунькова Л.А. - М.: Юрист, 2015. - 346 с.

1. Государственное право Российской Федерации. Учебник. / Под ред. О.Е. Кутафина. - М.: Юридическая литература, 2016. - 584 с.
2. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1993, 64 с.
3. Конституционная реформа: поиски и решения. - М.: ИНИОН АН СССР, 1991. - 207 с.
4. Конституционное право. / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Новый юрист, 2018. - 544 с.
5. Конституционное (государственное) право. - М.: Юрист, 2015. - 191 с.
6. Конституционное право России. / Учебное пособие под ред. Коздова А.Е. - М.: Издательство "БЕК", 2016. - 464 с.
7. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юристов. университеты и профессорско-преподавательский состав / М. В. Баглай. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2018.- 541 с.
8. Основы конституционного права: Учебное пособие / Под ред. Глотова В. В. - Воронеж: Изд-во Воронежского государственного технического университета. Унита, 2017. - 119 с.
9. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации./ Под общей ред. Кудрявцева Ю.В. - М.: Юрист, 2017. - 274 с.
10. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под общей ред. Ю.В. Кудрявцевой. Окунькова Л.А. - М.: Юрист, 2015. - 346 с.