РЕПЕРТУАРНАЯ ПОЛИТИКА В ЛЮБИТЕЛЬСКОМ ТЕАТРАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Заказать уникальную дипломную работу- 101 101 страница
- 63 + 63 источника
- Добавлена 02.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА I. ЗНАЧЕНИЕ РЕПЕРТУАРНОЙ ПОЛИТИКИ В ЛЮБИТЕЛЬСКОМ ТЕАТРАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ 12
1.1. Репертуар как выражение идейной направленности любительского театрального коллектива 12
1.2. Принципы выбора творческого репертуара в любительском театральном коллективе 21
ГЛАВА II. РЕЖИССЁРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ СПЕКТАКЛЯ ПО МОТИВАМ ПОВЕСТИ-СКАЗКИ Э.Т. ГОФМАНА «ЩЕЛКУНЧИК И МЫШИНЫЙ КОРОЛЬ» 32
2.1. Обоснование выбора 32
2.2. Режиссёрский анализ 37
2.3. Идейно-тематический анализ пьесы 42
2.4. Действенный анализ пьесы 48
2.5. Режиссёрский замысел спектакля 55
2.6. Художественные компоненты спектакля 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
Он просит у девочки платья, книги и сахарных кукол. Но это не может продолжаться вечно: Щелкунчик просит новую подругу о дарении ему сабли, которую удалось достать с помощью Фрица. В итоге, Щелкунчик побеждает королевство мышей.Несмотря на то, что родители Мари не верят рассказам девочки и окрестили их результатом горячки, Мари настойчиво утверждает, что все происходящее - это реальность - "Ах, милая мамочка, — пролепетала Мари, — скажи: противные мыши убрались наконец и славный Щелкунчик спасен? — Полно вздор болтать, милая Марихен! — возразила мать"[14,с.51]. После прохождения всех испытаний главная героиня отправляется вместе с Щелкунчиком в волшебную страну к Марципановому замку. В этом государстве Штальбаум наконец-то осуществляет свою мечту: встречает озеро с лебедями, которых кормят марципаном. Она давно просила своего крестного состряпать такое озеро, но это задание оказалось слишком сложным даже для мастера.Читатель еще раз убеждается в том, что Мари - мечтательная натура. Несмотря на скептицизм ее реалистичных родителей, она продолжает верить в чудо, и в конце сказки ее мечта сбывается: расколдованный племянник Дроссельмейера приходит к ней, чтобы поблагодарить девочку за преданность и отвагу. И только благодаря ей удалось видеть прекрасное в некрасивой на вид игрушке."Мышиный король" - представляет собой отрицательного персонажа в сказке. Он является лидером мышей и имеет семь голов. Этот персонаж невоспитанный, жадный и грубый. Он постоянно шантажирует Мари, вымогая у нее сладости, игрушки и книги. Мари обратилась за помощью к Щелкунчику, который попросил ее достать ему меч, который принадлежал оловянному солдатику. Щелкунчик вызвал Мышиного короля на бой и отрубил все семь его голов.В произведении Мышиный король символизирует хаос, а его облик представлен как семиглавое чудовище. Появление этого существа в доме Штальбаум сопровождается странными событиями: игрушки оживают и сражаются с мышиной армией, Мари получает рану от разбитых дверей в шкафу, а следующим утром доктор Вендельштерн говорит, что у девочки была сильная потеря крови, и если бы ее мать не нашла ее вовремя, Мари могла бы умереть от горячки.Однако, испытания, которым подвергается Мари из-за Мышиного короля, не заканчиваются здесь. Когда девочка бросает туфлю в короля, чтобы спасти Щелкунчика, она понимает, как легко манипулируетее добротой Мышиный король, а затем использует это, запугивая угрозами проглотить ее друга - "Отдай мне твоих сахарных куколок, глупышка, не то я загрызу твоего Щелкунчика, загрызу Щелкунчика!"[14,с. 43]. Взамен он требует у Мари конфеты и кукол из марципана. Мышиный король хитрый и проницательный, и ему не составляет труда найти слабые места девочки.Мышиный король оказывает разрушительное влияние на Штальбаум: здоровье Мари ухудшается, и она отчаянно обращается к Щелкунчику, говоря ему, что не может постоянно подчиняться королю, потому что его требования становятся все более жадными.Мышиный король требует платья и книги Мари.Родители Штальбаум начинают замечать странности, происходящие в их доме. В комнатах появляются мыши, которых раньше там не было, а сахарные куклы Мари поглощаются.Мышиный король является воплощением зла и преградой на пути к счастью и миру, который Мари создала своим воображением. Чтобы победить добро, необходимо победить Мышиного короля в следующей битве - "Хи-хи-хи! Отдай мне все драже, весь марципан, глупышка, не то я загрызу твоего Щелкунчика, загрызу Щелкунчика! - пищал мышиный король и при этом противно скрипел и скрежетал зубами, а потом быстро скрылся в дырку в стене"[14,с.43].Дальнейшие события, описанные Гофманом, соотносятся с историей о твердом орехе, рассказанной ранее Дроссельмейером, крестным отцом семьи Штальбаум. В доме устанавливаются мышиные ловушки, на кухне готовят жареное сало, как в сказке перед торжественным вечером в королевстве.В истории о твердом орехе Мышиный король является сыном королевы Мышильды, которая хотела мстить за жестокость, совершенную над своей семьей. Он похож на свою мать: хитер, злобен и умеет манипулировать людьми. Сама Мышильда запугивает родителей Пирлипат угрозами проглотить их, а затем налагает на них заклятие, и девочка становится уродливой и потерявшей свою красоту.Возвращаясь к истории о Щелкунчике, главный герой предупреждает Мари, чтобы она не жертвовала своей жизнью ради него. Проблема заключается в том, что нужно получить саблю, чтобы победить Мышиного короля. Это удается сделать благодаря брату Мари- Фрицу.Смерть Мышиного короля ознаменовала конец зла, и цепь неудач в жизни Щелкунчика и Мари закончилась. В знак благодарности за помощь главный герой вручает девочке 7 золотых корон.Мышиный король является отрицательным персонажем в данной сказке. Он причиняет вред Штальбаум, развязывая хаос в ее доме. Зверь удерживает власть над людьми с помощью шантажа и уловок. Однако его страшный облик не делает его сильнее - Щелкунчику удается победить зло, несмотря ни на что."Дроссельмейер" - крестный Мари, является рассказчиком сказки о Щелкунчике и долголетним другом семьи Штальбаумов. Он предстает как добрый волшебник и мастер по созданию удивительных игрушек. Внешне Дроссельмейер не обладает привлекательной внешностью, даже можно сказать, что он немного непривлекателен, но его чистая душа и доброе сердце делают его привлекательным внутренне. Его внутренняя красота и духовное совершенство привлекают внимание, перевешивая важность внешних черт.История о Щелкунчике пропитана тайнами и нераскрытыми подробностями. Попытки автора убедить читателей в реальности описываемых событий вызвали скептицизм у многих. Однако не стоит забывать, что изначально эта сказка была написана для детей друга Гофмана - юриста ЮлиусаГитцига, что и объясняет, почему главные герои, Мари и Фриц, носят его фамилию.В этой истории дети, Мари и Фриц, растут как брат и сестра и верят в магию и чудеса. Их крестный отец, Дроссельмейер, старший советник суда, посещает их дом часто и увлекается сложными механизмами. Он сам по себе загадочная фигура, так же, как и Мари, чьи сны и иллюзии становятся ее реальностью. Что же нам известно о нем?Именно Дроссельмейер подарил детям Щелкунчика перед Рождеством. Фриц смеялся над неловким внешним видом игрушки, а Мари, наоборот, сочувствовала ей, видя в щелкунчике отражение самого Дроссельмейера: "Но это не помешало ему быть дорогим, милым крестным"[14,с.27]. Это говорит о том, что несмотря на его странный вид, герои уважали Дроссельмейера.Интересно, что мы также видим Дроссельмейера в сновидениях Мари. В одной из них происходит битва между армией Щелкунчика и семиглавым Мышиным королем. Крестный отец детей оказывается в образе совы на часах, что пугает Мари. На следующий день она обвиняет советника суда в том, что он мог отпугнуть мышей, но не сделал этого. В ответ он начинает петь песню из сновидения Мари о часах, что даже больше удивляет девочку. Кажется, он по-настоящему связан с происходящим и понимает, о чем она говорит. В качестве извинения он дает ей починенного Щелкунчика. Для Мари он является одновременно и защитником, и источником страха.Дроссельмейер рассказывает детям сказку о твёрдом орехе, эпизоды которой переплетаются со снами Мари- "Хейза! Видел ли кто-нибудь девочку прекраснее моей Пирлипатхен? А все министры, генералы, советники и штаб-офицеры прыгали на одной ножке, как их отец и повелитель, и хором громко отвечали: — Нет, никто не видел!"[14,с.56].В конце выясняется, что Щелкунчик стал жертвой злых чар королевы Мышильды. Семиглавый мышиной король, сын королевы, стремится уничтожить игрушку, которая на самом деле является заколдованным принцем. Мари думает, что Щелкунчик - племянник Дроссельмейера, хотя тот опровергает это. В конце истории оказывается, что Мари была права.Похоже, советник на стороне Мари и верит ей, что отличает его от других взрослых, так как он сам верит в чудеса. Он вдохновляет детей надеяться на то, что только они смогут спасти их нового друга, и это им удается.Личность Дроссельмейера остается загадкой и вызывает много вопросов у читателей. С одной стороны, он мечтатель и добр к детям, но с другой стороны, его роль в событиях, происходящих с Мари, остается неясной."Фриц" - брат Мари, обладает сильно отличающимся характером по сравнению со своей сестрой. Из его поступков можно с уверенностью сказать, что он склонен к хулиганству и часто совершает необдуманные поступки, которые приносят вред окружающим.Например, он подкладывает большие и твердые орехи в рот Щелкунчика, что может вызвать у него серьезные проблемы, такие, как выпадение зубов. Однако, Фриц всегда проявляет прямоту и открытость в своем поведении, не скрывая своих действий и намерений.Основное повествование начинается с диалога детей советника медицины Штальбаум. Между Фрицем и Мари велось интенсивное обсуждение того, какой подарок они получат на Рождество в этом году. Мальчик оказывается более эмоциональным и резким в сравнении с семилетней сестрой, и его желания не такие фантастические: Фриц мечтает о получении крепости для своей коллекции солдатиков. В то время как Мари мечтает о саде с лебедями, Фриц безжалостно отвергает ее идею, заявляя, что их крестный никогда не сможет создать подобное чудо, несмотря на все его мастерство. Таким образом, автор подчеркивает, что брат главной героини более практичен, но не лишен фантазии. Поведение Фрица уже говорит о нем многое.В одном из эпизодов, когда Дроссельмейер показывает крестникам созданный им дворец с движущимися фигурками, Фриц не стесняется сделать замечание взрослому, что двигающиеся фигурки стали менее интересными с течением времени. Дроссельмейер реагирует на такое дерзкое заявление с гневом, утверждая, что ничего изменить в этой ситуации невозможно. Стоит также отметить, что Мари согласна с братом, но молчит из вежливости.Воинственность и мятежность мальчика проявляются в его отношении к игрушкам. При виде жалкого и беспорядочного Щелкунчика в сравнении с другими игрушками, Фриц начинает хохотать. Он не испытывает ни малейшего умиления или сочувствия к этой деревянной фигурке, поэтому чувства сестры кажутся ему чуждыми - "Что за дурень! - сказал Фриц. Взялся орехи колоть, а у самого зубы никуда не годятся. Верно, он и дела своего не знает. Дай его сюда, Мари! Пусть колет мне орехи. Не беда, если и остальные зубы сломает, да и всю челюсть в придачу. Нечего с ним, бездельником, церемониться! "[14,с.32]. Со смехом он кладет орехи в рот Щелкунчику до тех пор, пока тот не ломает себе зубы. Однако вину и сожаление за свои поступки мальчик не испытывает.Несмотря на свою мятежность и недопонимание с сестрой, в одном из эпизодов Фриц тем не менее реагирует на просьбу Мари помочь Щелкунчику в его битве с Мышиным королем. Для этого требовалось оружие, которое крестный отказался изготовить. Фриц не прикладывает усилий, чтобы сэкономить и снимает саблю с одной из своих игрушек. Щедрость героя спасает Мари и ее друга от злодея, который мог причинить им вред. Поэтому Фрица, брата главной героини, нельзя считать злым человеком; он просто обладает более решительным характером, чем его сестра.Фриц Штальбаум является многоаспектным героем. С одной стороны, он бунтарь, который не верит в сказки так же, как его сестра, и даже смеется над ее фантазиями. С другой стороны, он внимателен и сочувствует другим людям.Были выбраны для постановки отрывки, состоящий из массовой сцены. Такие сцены требуют более сложного решения, чем одиночные. Мизансцены, подобные этой, более объемные и требуют использования площадки таким образом, чтобы зрители могли видеть и слышать, что происходит в событии. Массовое действие не должно быть лишено индивидуальности. Режиссеру необходимо уметь одновременно видеть всех и максимально осваивать сценическое пространство. В массовых сценах должно быть больше статичности, сохраняя при этом композиционное строение. Правильное представление мизансцены позволит акцентировать внимание на символичности декоративного и художественного оформления, создать лиричность и картину иллюзорной перевернутой реальности.В спектакле множество сцен будут представлены в виде танца, сценического боя и ретроспективы, что позволит более эффектно подчеркнуть их содержание[17, с.10]. Зрители увидят диагональные и круговые мизансцены, которые будут преобладать в спектакле и, по своему характеру, быстро меняться[17, с.23]. Так как пьеса содержательна и разнообразна, мизансценирование потребует повышенной сложности. Большую роль играет работа с музыкой, ведь именно она создает сказочность и фантастичность событий, помогая актерам в создании предлагаемых обстоятельств.Исполнение спектакля требует тщательного планирования и, конечно же, логического обоснования, чтобы зритель, обладающий опытом, не только поверил в волшебные эффекты, но и осознал важность символизма в современном театре.Особую роль играет работа с музыкой, именно она помогает создать волшебность и фантастичность событий, помогая актерам в воплощении предлагаемого сюжета.2.6. Художественные компоненты спектакляВ канун Рождества, в уютном городе, царит зимняя волшебная атмосфера. Белоснежный снег падает, придавая всему окружающему особую сказочность. Сцена начинается с изображения уютного города, покрытого белоснежным снегом. Здания и домики на сцене расписаны в ярких и праздничных цветах, таких как красный, зеленый и золотой. Улицы украшены огнями и гирляндами, создавая атмосферу праздника (Приложение 1).В одном из окон виднеется мастерская, где трудолюбивый Дроссельмейер мастерит разнообразные игрушки[43, с.25]. Эта комната наполнена невероятным множеством удивительных и профессионально выполненных игрушек – домиков, кукол, лошадок и музыкальных инструментов.Вокруг мастерской можно разместить небольшие деревья с покрытыми снегом ветвями, чтобы создать атмосферу зимнего сказочного леса. Белоснежный снег мягко падает за окнами мастерской, придавая всему окружающему особую волшебную атмосферу.Но время пришло заканчивать работу, поэтому Дроссельмейер упаковывает все подарки, сажается на сани и решает отправиться к семейству Штальбаум, чтобы принести им радость и праздничное настроение.Сани украшены золотыми и серебряными узорами, а лошади, волочащие сани, украшены праздничными уздечками и звонкими колокольчиками[28, с.36]. Дроссельмейеродет в яркую и красочную одежду, соответствующую его роли волшебного подарка (Приложение 4).Для зимнего города и мастерской Дроссельмейера используется мягкое и теплое освещение, чтобы передать уют и тепло. При отправлении Дроссельмейера освещение может стать ярче и более праздничным, чтобы подчеркнуть радость и волшебство момента.На сцене можно разместить дополнительные детали, чтобы подчеркнуть праздничную атмосферу. Это могут быть огни, свечи, гирлянды, подарочные коробки и другие атрибуты Рождества.В доме Штальбаумов происходит настоящий праздник. Гостиная окутана теплым светом, и в центре внимания находится величественная елка, под которой сверкают подарки. Дроссельмейер с улыбкой на лице приступает к раздаче подарков, при этом вручая особенно сказочный и восхитительный кукольный домик [43, с.37]. И вот когда его распаковывают, перед всех появляется фантастический сад с духом живописи – с веерами и прудом, в котором плавают розовые фламинго, а апельсиновые деревья излучают непередаваемый аромат [43, с.39]. Но в этой столовой находится не только домик, там, среди всех украшений и приятных сюрпризов, осторожно стоит некто – Щелкунчик. Несмотря на то, что его фигура необычна – длинное и плотное туловище на тонких ножках, очень большая голова, однако он своей элегантной одеждой демонстрирует благородство и хороший вкус. В его костюме – блестящий фиолетовый гусарский доломан, усыпанный пуговицами и позументами, а также элегантные рейтузы и щегольские сапожки, редко видимые даже на офицерах и студентах. Однако на его спине непонятный плащ из дерева, а на голове – шапочка в стиле рудокопа.Костюм Щелкунчика будет сочетать благородство и необычность, отражая его роль в сказочном мире (Приложение 7).Для кукольного домика и Щелкунчика освещение более ярче и более волшебное, чтобы подчеркнуть их фантастический характер.В салоне у Штальбаумов возвышался высокийшифонер из стекла, Мари и Фриц (Приложение 10)складывали туда свои прекрасные годовые подарки (Приложение 2). Поздний вечер приближался к полуночи, Мари уже аккуратно расставила своих солдатиков на полке, а сама просила родителей еще поиграть[43, с.42]. Она будет одета в праздничное платье или ночную рубашку, чтобы подчеркнуть ее детство и невинность (Приложение 5). Игрушки, с которыми она играет, яркие и разнообразные, чтобы отразить ее богатое воображение. Мари была послушной и разумной девочкой, поэтому ее мама не возражала, когда она осталась на пол часа в гостиной со своими игрушками. Шкаф будет выполнен из прозрачного стекла, чтобы зрители могли видеть игрушки, которые находятся внутри. Он украшен декоративными элементами, такими как бусины или стеклянные фигурки, чтобы добавить ему волшебства.Но тут из-за стен раздалось странное хихиканье и писк, и по полу прокралась беготня и топот, будто тысячи крошечных лапок, и через щели в полу заглянули тысячи блестящих маленьких глазок[43, с.45]. Мышипредставлены маленькими актерами, одетыми в мышиные костюмы с меховыми ушками и хвостами (Приложение 12). Они могут использовать различные акробатические движения, чтобы передать их маленький размер и быстроту.Мари поняла, что это не огоньки, а мыши выглядывали из-под пола. Вдруг и в шкафу стало слышно странное движение, игрушки ожили, и Щелкунчик выстроил свою армию, готовясь к сражению с Мышиным Королем[43](Приложение 11).Щелкунчик одет в блестящую гусарскую форму с орнаментами и пуговицами. Он будет выглядеть благородно и готовым к приключениям.Битва продолжалась, пока Мари, потерявшая контроль, не сняла свою туфельку и с силой бросила ее в самый рой мышей, попав прямо в Мышиного Короля[43, с.48].В начале сцены освещение теплое и приглушенное, чтобы подчеркнуть уют и спокойствие гостиной. Однако, когда мыши оживают и Щелкунчик выступает, освещение может стать ярче и более динамичным, чтобы передать напряжение и волнение битвы[43, с.49].На следующее утро Мари проснулась с болью в локте и рассказала о своих приключениях с мышами, но взрослые не поверили, объясняя, что это всего лишь сон[43, с.51]. Комната украшена мягкими и теплыми тонами, чтобы создать ощущение уюта и безопасности. Кровать Мари украшена покрывалом с изображением звезд или цветочным орнаментом.Мари держит свой больной локоть, чтобы передать физическую боль, которую она ощутила во время своего сна. Она может быть одета в пижаму или ночную рубашку, чтобы подчеркнуть ее состояние после сна.Потом к ней пришел крестный и рассказал ей сказку о том, как Щелкунчик превратился в куклу.Он одет в формальный костюм, чтобы подчеркнуть его роль в рассказе. Необходимо использовать жесты и выразительность лица, чтобы передать сказочность и важность своего рассказа.Освещение мягкое и приглушенное, чтобы передать утреннюю атмосферу и спокойствие.В ночи Мышиный Король пробрался в комнату Мари, но Щелкунчик успел спасти ее, и они отправились в волшебную страну, в царство игрушек и чудес. Они проникли через шкаф, который воплотился в дверь, ведущую в волшебный мир. Там их ожидали волшебный лес и путь к дворцу, где жил Щелкунчик. Сцена будет представлять волшебный лес, через который Мари и Щелкунчик проходят по пути к дворцу[43, с.56]. Декорации включают высокие деревья с ветвями, усыпанными лампочками, чтобы создать впечатление звездного неба. Деревья могут быть украшены яркими цветами и блестками, чтобы подчеркнуть волшебство места. Освещение яркое и сияет. По дороге Мари встретила ожившие игрушки, которые раньше принадлежали ей. Это могут быть персонажи в костюмах игрушек, такие как куклы, солдатики или животные. Они будут радостно взаимодействовать с Мари и Щелкунчиком, создавая атмосферу веселья и радости.В итоге Щелкунчик и Мари прибыли в дворец, похожий на кукольный домик, ранее подаренный ей крестным. Там они встретили Мышиного Короля, который вызвал Щелкунчика на финальный поединок[43]. Мышиный Король одет в костюм, который подчеркивает его властность и злобу. Костюм может включать темные цвета, такие как черный или серый, с деталями, отражающими мышиную природу, такими как усы или хвост. Щелкунчик одет в яркий и блестящий костюм, чтобы подчеркнуть его героическую роль. Костюм украшен золотыми деталями и дополнен шлемом или маской, чтобы подчеркнуть его воинственный образ (Приложение 8). Финальный поединок между Щелкунчиком и Мышиным Королем является центральным моментом сцены. Они будут взаимодействовать с использованием хореографии и акробатики, чтобы передать напряжение и энергию битвы. Освещение динамичное, с эффектами света, чтобы подчеркнуть движение и драматизм поединка. Щелкунчик одержал победу, и все игрушки начали праздновать.Они радостно взаимодействуют друг с другом, танцевать и петь, чтобы создать атмосферу праздника и радости.Во время празднования освещение яркое и праздничное, с использованием разноцветных лампочек или световых эффектов, чтобы создать впечатление праздничного сияния. Цветовая палитра может быть яркой и разнообразной, включая золотые, красные, синие и зеленые оттенки, чтобы отразить радость и волшебство момента.На следующий день Мари проснулась в своей кровати (Приложение 3). Она больше не говорила о своих путешествиях, но образы волшебной страны все еще жили в ее воспоминаниях. Легкое жужжание и соблазнительные мелодии продолжали звучать у нее в ушах, и как только она начинала вспоминать, все возвращалось на круги своя. Вместо игр, как раньше, она предпочитала находиться в тишине и покое в своей комнате, погрузившись в свои мысли. Вот почему ее теперь называют маленькой фантазеркой. В один из таких дней, когда она сидела и рисовала Щелкунчика, на пороге появился маленький, но очень изящный молодой человек[43]. Мари одета в пастельное платье, чтобы подчеркнуть ее нежность и мечтательность. Ее волосы аккуратно заплетены или украшены лентами (Приложение 6). Он был белым и румяным, словно смесь крови и молока, и был одет в великолепный красный кафтан, украшенный золотыми вышивками. На его ногах были туфли, а на ногах белые шелковые чулки (Приложение 15). Мари сразу узнала в нем своего друга - бывшего Щелкунчика. Освещение мягкое и приглушенное, чтобы создать атмосферу тихой и умиротворенной комнаты. Цветовая палитра включает пастельные и нежные оттенки, такие как розовый, голубой и лаванда, чтобы подчеркнуть нежность и мечтательность момента.Остальные костюмы данной пьесы будут советовать ролям и стилю того времени в котором происходит действие (Приложение.13,14).Афиша спектакля "Щелкунчик и Мышиный король" восхищает своей красотой и волшебством. Фон бордового цвета создает атмосферу таинственности и загадочности, приглашая зрителей в удивительный мир сказки(Приложение 16).В центре афиши величественно изображен Щелкунчик в своем красном мундире и синей шапке с камнем. Его образ олицетворяет силу и героизм. В руках у Щелкунчика он держит барабанные палочки, символизирующие ритм и энергию, а на его шее висит сам барабан, готовый зазвучать в волшебном мире спектакля.Справа от Щелкунчика на афише расположена ветка с ёлочной игрушкой - зеркальным шариком. Этот детальный акцент добавляет нотку волшебства и загадочности, отражая мир, в котором происходят события спектакля.Внизу афиши изображена зеленая атласная лента, которая придает изысканности и элегантности. На этой ленте выделена надпись "Спектакль Щелкунчик и Мышиный король", которая привлекает внимание и является ключевым элементом информации.Все элементы афиши гармонично сочетаются друг с другом, создавая впечатление волшебства, приключений и праздника. Бордовый фон, центральное изображение Щелкунчика с барабанными палочками и барабаном, ветка с ёлочной игрушкой и зеленая атласная лента с надписью создают уникальную и привлекательную атмосферу, которая притягивает внимание зрителей и приглашает их окунуться в мир сказки и волшебства спектакля "Щелкунчик и Мышиный король".ЗАКЛЮЧЕНИЕЛюбительский театр представляет собой добровольную полупрофессиональную творческую организацию, фокусирующуюся на создании спектаклей и распространении культуры среди различных слоев населения через искусство. Основной задачей таких театров является вовлечение всех слоев общества в культурную деятельность и открытие потенциала художественно одаренных личностей.Режиссер любительского театрального коллектива в первую очередь выступает в качестве педагога. Он возглавляет коллектив, разрабатывает план репертуара, реализует постановку спектаклей, проводит регулярные тренировки и занятия с актерами, обновляет репертуар ежегодно, а также участвует в планировании концертных и гастрольных выступлений и организации массовых мероприятий[16, с.112].Работа с актерами может проводиться как в группах, так и индивидуально. Это могут быть лекции, репетиции, посещение выставок, концертов и спектаклей, организация поездок, выполнение домашних заданий, самостоятельная работа над ролью, исполнение готового спектакля, участие в театральных конкурсах и фестивалях и т. д. Индивидуальная работа с молодыми актерами направлена на исследование и качественную работу над ролью [16, с.95].В заключении дипломной работы о репертуарной политике в любительском театральном коллективе хочется подчеркнуть, что эта тема является актуальной и важной в современном культурном пространстве. Изучение и анализ репертуарной политики позволяет более глубоко понять и оценить деятельность любительских театральных коллективов, их вклад в развитие театрального искусства, а также специфику их работы с актерами и публикой.В результате проведенного исследования можно сделать вывод о важности компетентной организации репертуарной политики для успешного функционирования любительского театрального коллектива. Это включает в себя выбор адекватных по сложности и драматическому потенциалу произведений, учет предпочтений и интересов аудитории, а также задач, стоящих перед коллективом. Репертуарная политика должна быть гибкой и динамичной, чтобы обеспечить возможность развития и творческого роста актеров и увлекательное взаимодействие с публикой.Однако, стоит отметить, что реализация репертуарной политики может сталкиваться с определенными трудностями, такими как финансовые ограничения, нехватка квалифицированных специалистов, ограниченные возможности материально-технической базы. Поэтому, еще одним выводом из проведенного исследования является необходимость поддержки любительских театральных коллективов со стороны государства и общества.В целом, изучение вопросов репертуарной политики в любительских театральных коллективах открывает широкие перспективы для дальнейших исследований и позволяет более глубоко понять и оценить специфику и значение любительского театра в современном обществе.Репертуарная политика в любительском театральном коллективе играет важную роль в формировании его имиджа и привлечении зрителей. Выбор постановки спектакля по мотивам повести-сказки Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» был оправданным и удачным.Спектакль, сочетающий в себе музыку, танцы и драматургическую сюжетность, обладает огромной привлекательностью для зрителей разного возраста. Эта постановка позволяет в полной мере раскрыть актерские и творческие возможности участников коллектива, а также развить их художественное чутье и чувство сцены."Щелкунчик и Мышиный король" насыщен симбиозом фантазии, волшебства и приключений. Он позволяет зрителям погрузиться в удивительный мир, где каждый из них может стать частью волшебной истории. Благодаря своей популярности, спектакль поможет привлечь большое количество зрителей и повысить интерес к любительскому театральному коллективу.Также, выбор классического произведения, такого как повесть-сказка "Щелкунчик и Мышиный король", демонстрирует высокий профессионализм театрального коллектива в подборе и постановке репертуара. Эта работа позволяет расширить кругозор зрителей и предложить им не только развлекательный контент, но и культурное обогащение.Таким образом, репертуарная политика в любительском театральном коллективе является одним из ключевых факторов его развития и успеха. Постановка спектакля по мотивам повести-сказки Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» является прекрасным примером успешной репертуарной работы, которая способствует привлечению аудитории, раскрытию талантов участников коллектива и культурному обогащению зрителей.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫАванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика орг.: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 100103 "Социально-культурный сервис и туризм" / Г. А. Аванесова. - Москва: Аспект Пресс, 2006. – 235 с. - ISBN 5-7567-0424-8.Анастасьев. А.Н. Театр и время / А. Анастасьев. - Москва: Искусство, 1985. - 318 с. - ISBN: 978-00-1457810-0.Андреев М.Л. Классическая европейская комедия: структура и формы / М. Л. Андреев ; Российский гос. гуманитарный ун-т, Ин-т высш. гуманитарных исслед. им. Е. М. Мелетинского. - Москва: Изд. центр Российского гос. гуманитарного ун-та, 2011. – 235 Архив муз: Российский государственный архив литературы и искусства / Федер. архив. служба России. Рос. гос. архив литературы и искусства ; [Бронникова Е.В., Шумихин С. В.]. - 2. изд. - Москва : РОССПЭН, 2003 (ППП Тип. Наука). – 23 с. - ISBN 978-5-7281-1228-0.Бабель И.М. Как это делалось в Одессе / И. Бабель. - Москва : Искусство, 1991. - 112 с. - ISBN 5-210-02259-5.Бельская Е.В. Вокальное искусство в профессиональном становлении режиссера любительского театра: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 071301 "Народное художественное творчество", дисциплина СД.Ф.06.01 - "Режиссура любительского театра" / Е. В. Бельская; М-во культуры Российской Федерации, Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Алтайская гос. акад. культуры и искусств". - Барнаул : Изд-во Алтайской гос. акад. культуры и искусств, 2009. - 158 с. - ISBN 978-5-901897-57-7.Бидерманн Г. Энциклопедия символов / Ганс Бидерманн; Пер. с нем. [Валькова В. М. и др. Предисл. д. ист. н., проф. Свенцицкой И. С.]. - Москва: Республика, 1996. – 333 с. - ISBN 5-250-02592-7.Бояджиев Г.Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров / Г. Бояджиев. - Москва : ГИТИС, 2009. – 418 с. - ISBN 978-5-91328-046-2.Брудный А.А. Психологическая герменевтика: Учеб. пособие / А. А. Брудный. - Москва: Лабиринт, 1998. – 332 с. ISBN 5-87604-120-3.Васильева Т.Г Культурно-досуговая деятельность: Учеб. для вузов культуры и искусств / Кандидаты пед. наук, доценты Т. Г. Васильева, Ю. Г. Волков, В. А. Волобуев и др.; Под науч. ред. акад. А. Д. Жаркова и проф. В. М. Чижикова. - Москва: МГУК, 1998. - 461 с. - ISBN 5-7196-0650-5.Владимиров С.В. Действие в драм : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Режиссура", "Театроведение" и по направлению подготовки "Театральное искусство" / С. В. Владимиров ; Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства. - Изд. 2-е, доп. - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургской гос. акад. театрального искусства, 2007. – 188 с. - ISBN 978-5-88689-043-3.Гагин В.Н. Национальные праздники и обряды, или праздничность как феномен русской культуры / В. Н. Гагин ; Акад. переподгот. работников искусства и культуры. - Москва: Профиздат, 2005. – 319 с. - ISBN 5-255-01449-4.Гофман Э.Т.А. Щелкунчик и Мышиный Король : Сказка : [Для мл. возраста] / Пер. с нем. И. Татариновой ; Рис. В. Алфеевского. - Москва : Дет. лит., 1978. - 94 с. – ISBN 978-5-00108-362-7.Гребёнкин А.В. Социо-игровой стиль. Театр 111 им. П. М. Ершова. Москва: научные труды. – Москва, 2006.: [сайт].- URL: http://www.theater111.ru/science07.php (дата обращения 19.01.2024)Гребёнкин А.В. Театральная педагогика вчера и сегодня.Театр 111 им. П. М. Ершова. Москва: научные труды. – Москва, 2006.: [сайт].- URL: http://www.theater111.ru/stg-4.htm (дата обращения 17.01.2024).Григорьянц Т.А. Семиотика пластической культуры : монография / Т. А. Григорьянц ; Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств, Науч.-исслед. ин-т прикладной культурологии. - Кемерово: Изд-во КемГУКИ, 2006. - 215 с. - ISBN 5-8154-0123-4.Громов П.П. Написанное и ненаписанное / П. Громов.: сб. науч. Тр. - Москва: Артист. Режиссер. Театр, 1994. – 350 с. - ISBN 5-87334-007-2 .Гротовский Е. От Бедного Театра к Искусству-проводнику : [Сб. ст.] / Ежи Гротовский ; [Пер с. пол., вступ. ст. и примеч. Н.З. Башинджагян]. - Москва: Артист. Режиссер. Театр, 2003 (ППП Тип. Наука). - 348, [3] с. - ISBN 5-87334-073-0.Гусев Э.Б. Основы выставочной деятельности : учеб. пособие / Э. Б. Гусев, В. А. Прокудин, А. Г. Салащенко ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова. - 2-е изд. - Москва : Изд-во Рос. экон. акад., 2004. – 191 с.- ISBN 5-7307-0402-0.Данилов С.С. Очерки по истории русского драматического театра: [Учеб. пособие для театр. ин-тов и театр. училищ] / С. С. Данилов ; Гос. науч.-исслед. ин-т театра и музыки. - Москва ; Ленинград : Искусство, 1948 (тип. № 2 Упр. изд-в и полиграфии Ленгорисполкома). - 588 с. - ISBN 978-5-699-38711-3.Ершова А.П. Режиссура урока, общения и поведения учителя: пособие для учителя / А. П. Ершова, В. М. Букатов. - 2-e изд., испр. и доп. - Москва : Моск. психол.-социал. ин-т : Флинта, 1998. - 226 с. -ISBN 5-89502-008-9.Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учеб.-метод. пособие [для студентов вузов культуры и искусств] / А. Д. Жарков. - 2. изд., перераб. и доп. - Москва : Изд-во Моск. гос. ун-та культуры : Профиздат, 2002. - 287 с. - ISBN 5-85652-075-0.Жидков В. С. Театр и власть. 1917-1927 : От свободы до "осозн. необходимости" / В. С. Жидков; М-во культуры Рос. Федерации. Гос. ин-т искусствознания. - Москва : Алетейа, 2003. – 654 с. - ISBN 5-89321-111-1.Жукова О.А. Сказка "Щелкунчик и Мышиный Король" в театральной практике. // Театральный журнал, 2010.- №5. - С. 85-92.Захарова Н.И. Любительские коллективы как форма самореализации и социализации личности. // Культурологические исследования, 2013.- №1. - С. 107-113.Иващенко Т.А. Развитие любительского театра в России в начале XXI века: учебно-методическое пособие/Т.А. Иващенко. - Москва: Изд-во "Росток", 2009. - 224 с. - ISBN 5-87609-044-1.Калмановский Е. С. Книга о театральном актере: Введение в изучение актерского творчества / Предисл. О. Н. Ефремова. Москва: «Искусство», 1984. 223 с. – ISBN 978-5-000-000-00-0.Каменец А.В. Клубы вчера, сегодня, завтра учеб. пособие по курсу "Менеджмент соц.-культур. сферы" / А.В. Каменец ; Акад. переподгот. работников искусства, культуры и туризма, Каф. соц.-культур. деятельности. - Изд. 2-е, испр. и доп. – Москва: ЦЕНТР "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК", 2001. – 74 с. - ISBN 5-86292-005-7.Каменец А.В. Основы культурно-досуговой деятельности : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Социальная работа" / А. В. Каменец, И. А. Урмина, Г. В. Заярская ; М-во образования и науки Российской Федерации, Российский гос. социальный ун-т. - Москва: Изд-во Российского гос. социального ун-та, 2010. - 313 с. - ISBN 978-5-7139-0811-9.Кожевников М.В. Английский просветительский театр: истоки, жанры, герои: учебное пособие по истории зарубежного театра для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020600.00 "Культурология" (031401 - по ОКСО) / М. В. Кожевников ; Федеральное агентство по образованию РФ, ГОУВПО "Магнитогорский гос. ун-т". - Магнитогорск : Магнитогорский гос. ун-т, 2006. - 146 с. - ISBN 5-86781-439-4.Косарева М.В. Самодеятельный театр 1917-1927 годов: социокультурный анализ: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Косарева Мария Викторовна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2008.- 227 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-13/1174.Костелянец Б.О. Драма и действие: лекции по теории драмы / Б. О. Костелянц; [сост. и вступ. ст. В. И. Максимова]. - Москва : Совпадение, 2007. – 501с. - ISBN 978-5-903060-15-3.Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика/ Г.Е. Крейдлин. - Москва: Новое лит. обозрение, 2002. - 581 с. - ISBN 5-86793-194-3.Куц С. Ф., Бокий-Мощенских В. А. Выбор репертуара в детском театральном коллективе // Учёные записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2018. - № 1 (15). - С. 81-84.Лебедева Е.С. Репертуарная политика любительских театров в современной России. // Театральный журнал, 2012. - №3. - С. 72-76.Леман Х. Постдраматический театр/ Ханс-Тис Леман ; предисловие Анатолия Васильева ; перевод с немецкого, вступительная статья и комментарии Натальи Исаевой. - Москва: ADCdesign, 2013. - 311 с. - ISBN 978-5-4330-0024-7.Максимов В.И. Театр. Рококо. Символизм. Модерн. Постмодернизм: учебно-методическое пособие : 16+ / В. И. Максимов. - Изд. 2-е, испр. - Санкт-Петербург [и др.]: Лань : Планета музыки, 2022. - 492 с. - ISBN 978-5-507-44040-5.Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба / О. И. Марков. - Москва: Просвещение, 1988. - 158 с.- ISBN 5-099-000575.Мечковская Н.Б. Семиотика: язык. Природа. Культура: курс лекций : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям "Теория и методика преподавания иностранных языков и культур", "Перевод и переводоведение", "Теория и практика межкультурной коммуникации и "Филология" / Н. Б. Мечковская. - 3-е изд., стер. - Москва: Академия, 2008. - 426 с. - ISBN 978-5-7695-5253-3.Мирошниченко М.И. Литература, музыка, театр, декоративно-прикладное искусство Западной Европы: учебно-методическое пособие по истории мировой культуры / М. И. Мирошниченко, В. А. Журавлева, А. В. Сперанский. - Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2020. - 114 с. - ISBN 978-5-93162-406-8.Молодцова М.М. Четыре шедевра итальянского "Ученого театра" эпохи Возрождения [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям "Актерское искусство", "Режиссура театра", "Театроведение" и по направлению подготовки "Театральное искусство" / М. М. Молодцова; Санкт-Петербургская гос. акад. театрального искусства. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургской гос. акад. театрального искусства, 2011. – 314 с. - ISBN 978-5-88689-070-9.Мышкина Н.Л. Внутренняя жизнь текста: механизмы, формы, характеристики / Н. Л. Мышкина. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1998. - 152 с.- ISBN 5-8241-0179-5.Орлова Э.А. Эффективные социокультурные программы и проекты / Э. А. Орлова; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Гос. акад. славянской культуры", Ин-т социальной и культурной антропологии. - Москва: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2015. – 342 с.- ISBN 978-5-85291-099-8.Осипов Г.В. Социология. Основы общей теории: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020300 "Социология" / Акад. учеб.-науч. центр РАН - МГУ им. М. В. Ломоносова; отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Норма, 2009. - 911 с. - ISBN 978-5-468-00135-6.Павис П. Словарь театра / Патрис Павис; [пер. с фр. Л. Баженовой и др.]. - Москва: ГИТИС, 2003. - 514, [2] с. -ISBN 5-7196-0225-9.Пезенти М.К. Комедия дель арте и жанр интермедии в русском любительском театре XVIII века / Мария Кьяра Пезенти; [пер. с ит. А. О. Дёмин] ; Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) Российской акад. наук. - Санкт-Петербург: Балтийские сезоны, 2008. - 263 с. -ISBN 978-5-903368-21-1.Понукалина О.В. Трансформация сферы досуга российского общества: социологический анализ / О. В. Понукалина; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Саратовский гос. технический ун-т. - Саратов: Саратовский гос. технический ун-т, 2008. – 101 с. -ISBN 978-5-7433-2001-1.Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура / Б. Н. Путилов; Рос. АН, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). - Санкт-Петербург: Наука: Санкт-Петербург. изд. фирма, 1994. - 235 с.- ISBN 5-02-027381-3.Рябцев Ю.С. Путешествие в историю старой русской жизни / Ю. С. Рябцев. - Москва: Русское слово, 2006 (Тверь: Тверской полиграфкомбинат детской литературы). – 301 с. - ISBN 5-94853-206-2.Саид-Баталова Т. Ш. Ирония и пародия в сказочной в сказачной повести Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»// Вестник ВЭГУ. — 2015. — № 2 (76). — С. 142–146.Славгородская Л. В. Гофман и романтическая концепция природы // Художественный мир Э.Т.А. Гофмана. — М., 1982. — С. 185–217. Слободянюк Н.И. Динамика развития любительского театра в России с 60-х годов до настоящего времени//Ярославский педагогический вестник. -2003.-№3(36).-7с.Соколов Э.В. Культурология: очерки теорий культуры : пособие для старшеклассников / Э. В. Соколов. - Москва: Фирма "Интерпракс", 1994. – 269 с. - ISBN 5-85235-144-0.Сосссюр Ф. Курс общей лингвистики / Ф. де Соссюр: М., "Либроком", 2011. 256 с. - ISBN: 978-5-397-05236-8.Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве / Константин Станиславский. - Москва: АСТ: Зебра Е, 2009. – 604 с. - ISBN 978-5-17-059335-4.Сулимов М.В. Режиссер: профессия и личность: Из опыта работы с режис. курсом / М. В. Сулимов. - Москва: Искусство, 1991. – 174 с.- ISBN 5-210-00131-8.Таршис Н.А. Музыка драматического спектакля: учебное пособие для высших учебных заведений, обучающихся по специальностям "Режиссура театра", и по направлению "Театроведение" / Надежда Таршис ; Санкт-Петербургская гос. акад. театрального искусства. - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургской гос. академии театрального искусства, 2010. - 163 с. - ISBN 978-5-88689-058-7.Фишер Э. Эстетика перформативности/ Эрика Фишер-Лихте ; [пер. с нем. Н. Кандинской] ; под общ. ред. Д. В. Трубочкина. - Москва : Play&Play : Канон-плюс, 2015. - 375 с. - ISBN 978-5-88373-443-3.Фролова Н.Л. Российский репертуарный драматический театр в условиях современной социокультурной ситуации: организационно-творческие аспекты: автореферат дис. кандидата искусствоведения: 17.00.01/ Фролова Надежда Леоновна; [Место защиты: Рос. ин-т театр. искусства]. - Москва, 2017. - 27 с.Честнодумов И. Е. Народный театр в русской культуре XX века/ И. Е. Честнодумов. - Москва: Либроком, cop. 2010. - 118 с. - ISBN 978-5-397-01502-8.Чижиков В.М. Теория и практика социокультурного менеджмента : учебник для студентов вузов по специальности "Социально-культурная деятельность" / В. М. Чижиков, В. В. Чижиков ; Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Московский гос. ун-т культуры и искусств. - Москва: Московский гос. ун-т культуры и искусств, 2008. - 607 с. - ISBN 5-94778-029-1.Шалимова Н.А. Человек в художественном мире А. Н. Островского: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям "Актерское искусство", "Режиссура театра", "Театроведение" и по направлению подготовки бакалавров "Театральное искусство" / Н. А. Шалимова; Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Ярославский гос. театральный ин-т. - Ярославль: Ярославский гос. театральный ин-т, 2007. - 272 с. - ISBN 978-5-9900921-1-2.Шатина Л.П. О поэтике драмы: учебное пособие по курсу "Поэтика драмы": учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки (специальностям): "Режиссура театра", "Актерское искусство" / Л. П. Шатина; М-во культуры Новосибирской обл., Новосибирский гос. театральный ин-т, [Учебная б-ка]. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Новосибирск: Новосибирский гос. театральный ин-т, 2013. – 354 с. - ISBN 978-5-7782-2369-1.Юрьев А.А. Мистериальная традиция в театре Хенрика Ибсена: монография: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям "Режиссура театра", "Театроведение" и по направлению подготовки "Театральное искусство" / А. А. Юрьев. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургской гос. акад. театрального искусства, 2013. – 175 с. -ISBN 978-5-88689-085-3.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Рисунок 1 – Сцена 1Приложение 2Рисунок 2 – Сцена 2Приложение 3Рисунок 3 – Сцена 3Приложение 5Рисунок 5 – Костюм ДроссельмейераПриложение 6Рисунок 6 – Костюм МариПриложение 7Рисунок 7 – Костюм МариПриложение 8Рисунок 8 – Костюм ЩелкунчикаПриложение 9Рисунок 9 – Костюм ЩелкунчикаПриложение 10Рисунок 10 – Костюм ФрицаПриложение 11Рисунок 11 – Костюм Мышиного короляПриложение 12Рисунок 12 – Костюм мышейПриложение 13Рисунок 13 – Костюм госпожи МышильдыПриложение 14Рисунок 14 – Костюм принцессы ПирлипадПриложение 15Рисунок 15 – Костюм племянникаДроссельмейераПриложение 16Рисунок 16 – Афиша пьесы «Щелкунчик и Мышиный король»
2. Анастасьев. А.Н. Театр и время / А. Анастасьев. - Москва: Искусство, 1985. - 318 с. - ISBN: 978-00-1457810-0.
3. Андреев М.Л. Классическая европейская комедия: структура и формы / М. Л. Андреев ; Российский гос. гуманитарный ун-т, Ин-т высш. гуманитарных исслед. им. Е. М. Мелетинского. - Москва: Изд. центр Российского гос. гуманитарного ун-та, 2011. – 235
4. Архив муз: Российский государственный архив литературы и искусства / Федер. архив. служба России. Рос. гос. архив литературы и искусства ; [Бронникова Е.В., Шумихин С. В.]. - 2. изд. - Москва : РОССПЭН, 2003 (ППП Тип. Наука). – 23 с. - ISBN 978-5-7281-1228-0.
5. Бабель И.М. Как это делалось в Одессе / И. Бабель. - Москва : Искусство, 1991. - 112 с. - ISBN 5-210-02259-5.
6. Бельская Е.В. Вокальное искусство в профессиональном становлении режиссера любительского театра: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 071301 "Народное художественное творчество", дисциплина СД.Ф.06.01 - "Режиссура любительского театра" / Е. В. Бельская; М-во культуры Российской Федерации, Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Алтайская гос. акад. культуры и искусств". - Барнаул : Изд-во Алтайской гос. акад. культуры и искусств, 2009. - 158 с. - ISBN 978-5-901897-57-7.
7. Бидерманн Г. Энциклопедия символов / Ганс Бидерманн; Пер. с нем. [Валькова В. М. и др. Предисл. д. ист. н., проф. Свенцицкой И. С.]. - Москва: Республика, 1996. – 333 с. - ISBN 5-250-02592-7.
8. Бояджиев Г.Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров / Г. Бояджиев. - Москва : ГИТИС, 2009. – 418 с. - ISBN 978-5-91328-046-2.
9. Брудный А.А. Психологическая герменевтика: Учеб. пособие / А. А. Брудный. - Москва: Лабиринт, 1998. – 332 с. ISBN 5-87604-120-3.
10. Васильева Т.Г Культурно-досуговая деятельность: Учеб. для вузов культуры и искусств / Кандидаты пед. наук, доценты Т. Г. Васильева, Ю. Г. Волков, В. А. Волобуев и др.; Под науч. ред. акад. А. Д. Жаркова и проф. В. М. Чижикова. - Москва: МГУК, 1998. - 461 с. - ISBN 5-7196-0650-5.
11. Владимиров С.В. Действие в драм : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Режиссура", "Театроведение" и по направлению подготовки "Театральное искусство" / С. В. Владимиров ; Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства. - Изд. 2-е, доп. - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургской гос. акад. театрального искусства, 2007. – 188 с. - ISBN 978-5-88689-043-3.
12. Гагин В.Н. Национальные праздники и обряды, или праздничность как феномен русской культуры / В. Н. Гагин ; Акад. переподгот. работников искусства и культуры. - Москва: Профиздат, 2005. – 319 с. - ISBN 5-255-01449-4.
13. Гофман Э.Т.А. Щелкунчик и Мышиный Король : Сказка : [Для мл. возраста] / Пер. с нем. И. Татариновой ; Рис. В. Алфеевского. - Москва : Дет. лит., 1978. - 94 с. – ISBN 978-5-00108-362-7.
14. Гребёнкин А.В. Социо-игровой стиль. Театр 111 им. П. М. Ершова. Москва: научные труды. – Москва, 2006.: [сайт]. - URL: http://www.theater111.ru/science07.php (дата обращения 19.01.2024)
15. Гребёнкин А.В. Театральная педагогика вчера и сегодня. Театр 111 им. П. М. Ершова. Москва: научные труды. – Москва, 2006.: [сайт]. - URL: http://www.theater111.ru/stg-4.htm (дата обращения 17.01.2024).
16. Григорьянц Т.А. Семиотика пластической культуры : монография / Т. А. Григорьянц ; Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств, Науч.-исслед. ин-т прикладной культурологии. - Кемерово: Изд-во КемГУКИ, 2006. - 215 с. - ISBN 5-8154-0123-4.
17. Громов П.П. Написанное и ненаписанное / П. Громов.: сб. науч. Тр. - Москва: Артист. Режиссер. Театр, 1994. – 350 с. - ISBN 5-87334-007-2 .
18. Гротовский Е. От Бедного Театра к Искусству-проводнику : [Сб. ст.] / Ежи Гротовский ; [Пер с. пол., вступ. ст. и примеч. Н.З. Башинджагян]. - Москва: Артист. Режиссер. Театр, 2003 (ППП Тип. Наука). - 348, [3] с. - ISBN 5-87334-073-0.
19. Гусев Э.Б. Основы выставочной деятельности : учеб. пособие / Э. Б. Гусев, В. А. Прокудин, А. Г. Салащенко ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова. - 2-е изд. - Москва : Изд-во Рос. экон. акад., 2004. – 191 с.- ISBN 5-7307-0402-0.
20. Данилов С.С. Очерки по истории русского драматического театра: [Учеб. пособие для театр. ин-тов и театр. училищ] / С. С. Данилов ; Гос. науч.-исслед. ин-т театра и музыки. - Москва ; Ленинград : Искусство, 1948 (тип. № 2 Упр. изд-в и полиграфии Ленгорисполкома). - 588 с.
- ISBN 978-5-699-38711-3.
21. Ершова А.П. Режиссура урока, общения и поведения учителя: пособие для учителя / А. П. Ершова, В. М. Букатов. - 2-e изд., испр. и доп. - Москва : Моск. психол.-социал. ин-т : Флинта, 1998. - 226 с. -ISBN 5-89502-008-9.
22. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учеб.-метод. пособие [для студентов вузов культуры и искусств] / А. Д. Жарков. - 2. изд., перераб. и доп. - Москва : Изд-во Моск. гос. ун-та культуры : Профиздат, 2002. - 287 с. - ISBN 5-85652-075-0.
23. Жидков В. С. Театр и власть. 1917-1927 : От свободы до "осозн. необходимости" / В. С. Жидков; М-во культуры Рос. Федерации. Гос. ин-т искусствознания. - Москва : Алетейа, 2003. – 654 с. - ISBN 5-89321-111-1.
24. Жукова О.А. Сказка "Щелкунчик и Мышиный Король" в театральной практике. // Театральный журнал, 2010.- №5. - С. 85-92.
25. Захарова Н.И. Любительские коллективы как форма самореализации и социализации личности. // Культурологические исследования, 2013.- №1. - С. 107-113.
26. Иващенко Т.А. Развитие любительского театра в России в начале XXI века: учебно-методическое пособие/Т.А. Иващенко. - Москва: Изд-во "Росток", 2009. - 224 с. - ISBN 5-87609-044-1.
27. Калмановский Е. С. Книга о театральном актере: Введение в изучение актерского творчества / Предисл. О. Н. Ефремова. Москва: «Искусство», 1984. 223 с. – ISBN 978-5-000-000-00-0.
28. Каменец А.В. Клубы вчера, сегодня, завтра учеб. пособие по курсу "Менеджмент соц.-культур. сферы" / А.В. Каменец ; Акад. переподгот. работников искусства, культуры и туризма, Каф. соц.-культур. деятельности. - Изд. 2-е, испр. и доп. – Москва: ЦЕНТР "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК", 2001. – 74 с. - ISBN 5-86292-005-7.
29. Каменец А.В. Основы культурно-досуговой деятельности : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Социальная работа" / А. В. Каменец, И. А. Урмина, Г. В. Заярская ; М-во образования и науки Российской Федерации, Российский гос. социальный ун-т. - Москва: Изд-во Российского гос. социального ун-та, 2010. - 313 с. - ISBN 978-5-7139-0811-9.
30. Кожевников М.В. Английский просветительский театр: истоки, жанры, герои: учебное пособие по истории зарубежного театра для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020600.00 "Культурология" (031401 - по ОКСО) / М. В. Кожевников ; Федеральное агентство по образованию РФ, ГОУВПО "Магнитогорский гос. ун-т". - Магнитогорск : Магнитогорский гос. ун-т, 2006. - 146 с. - ISBN 5-86781-439-4.
31. Косарева М.В. Самодеятельный театр 1917-1927 годов: социокультурный анализ: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Косарева Мария Викторовна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2008.- 227 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-13/1174.
32. Костелянец Б.О. Драма и действие: лекции по теории драмы / Б. О. Костелянц; [сост. и вступ. ст. В. И. Максимова]. - Москва : Совпадение, 2007. – 501с. - ISBN 978-5-903060-15-3.
33. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика/ Г.Е. Крейдлин. - Москва: Новое лит. обозрение, 2002. - 581 с. - ISBN 5-86793-194-3.
34. Куц С. Ф., Бокий-Мощенских В. А. Выбор репертуара в детском театральном коллективе // Учёные записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2018. - № 1 (15). - С. 81-84.
35. Лебедева Е.С. Репертуарная политика любительских театров в современной России. // Театральный журнал, 2012. - №3. - С. 72-76.
36. Леман Х. Постдраматический театр/ Ханс-Тис Леман ; предисловие Анатолия Васильева ; перевод с немецкого, вступительная статья и комментарии Натальи Исаевой. - Москва: ADCdesign, 2013. - 311 с. - ISBN 978-5-4330-0024-7.
37. Максимов В.И. Театр. Рококо. Символизм. Модерн. Постмодернизм: учебно-методическое пособие : 16+ / В. И. Максимов. - Изд. 2-е, испр. - Санкт-Петербург [и др.]: Лань : Планета музыки, 2022. - 492 с. - ISBN 978-5-507-44040-5.
38. Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба / О. И. Марков. - Москва: Просвещение, 1988. - 158 с.- ISBN 5-099-000575.
39. Мечковская Н.Б. Семиотика: язык. Природа. Культура: курс лекций : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям "Теория и методика преподавания иностранных языков и культур", "Перевод и переводоведение", "Теория и практика межкультурной коммуникации и "Филология" / Н. Б. Мечковская. - 3-е изд., стер. - Москва: Академия, 2008. - 426 с. - ISBN 978-5-7695-5253-3.
40. Мирошниченко М.И. Литература, музыка, театр, декоративно-прикладное искусство Западной Европы: учебно-методическое пособие по истории мировой культуры / М. И. Мирошниченко, В. А. Журавлева, А. В. Сперанский. - Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2020. - 114 с. - ISBN 978-5-93162-406-8.
41. Молодцова М.М. Четыре шедевра итальянского "Ученого театра" эпохи Возрождения [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям "Актерское искусство", "Режиссура театра", "Театроведение" и по направлению подготовки "Театральное искусство" / М. М. Молодцова; Санкт-Петербургская гос. акад. театрального искусства. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургской гос. акад. театрального искусства, 2011. – 314 с. - ISBN 978-5-88689-070-9.
42. Мышкина Н.Л. Внутренняя жизнь текста: механизмы, формы, характеристики / Н. Л. Мышкина. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1998. - 152 с.- ISBN 5-8241-0179-5.
43. Орлова Э.А. Эффективные социокультурные программы и проекты / Э. А. Орлова; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Гос. акад. славянской культуры", Ин-т социальной и культурной антропологии. - Москва: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2015. – 342 с.- ISBN 978-5-85291-099-8.
44. Осипов Г.В. Социология. Основы общей теории: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020300 "Социология" / Акад. учеб.-науч. центр РАН - МГУ им. М. В. Ломоносова; отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Норма, 2009. - 911 с. - ISBN 978-5-468-00135-6.
45. Павис П. Словарь театра / Патрис Павис; [пер. с фр. Л. Баженовой и др.]. - Москва: ГИТИС, 2003. - 514, [2] с. -ISBN 5-7196-0225-9.
46. Пезенти М.К. Комедия дель арте и жанр интермедии в русском любительском театре XVIII века / Мария Кьяра Пезенти; [пер. с ит. А. О. Дёмин] ; Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) Российской акад. наук. - Санкт-Петербург: Балтийские сезоны, 2008. - 263 с. -ISBN 978-5-903368-21-1.
47. Понукалина О.В. Трансформация сферы досуга российского общества: социологический анализ / О. В. Понукалина; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Саратовский гос. технический ун-т. - Саратов: Саратовский гос. технический ун-т, 2008. – 101 с. -ISBN 978-5-7433-2001-1.
48. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура / Б. Н. Путилов; Рос. АН, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). - Санкт-Петербург: Наука: Санкт-Петербург. изд. фирма, 1994. - 235 с.- ISBN 5-02-027381-3.
49. Рябцев Ю.С. Путешествие в историю старой русской жизни / Ю. С. Рябцев. - Москва: Русское слово, 2006 (Тверь: Тверской полиграфкомбинат детской литературы). – 301 с. - ISBN 5-94853-206-2.
50. Саид-Баталова Т. Ш. Ирония и пародия в сказочной в сказачной повести Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»// Вестник ВЭГУ. — 2015. — № 2 (76). — С. 142–146.
51. Славгородская Л. В. Гофман и романтическая концепция природы // Художественный мир Э.Т.А. Гофмана. — М., 1982. — С. 185–217. Слободянюк Н.И. Динамика развития любительского театра в России с 60-х годов до настоящего времени//Ярославский педагогический вестник. -2003.-№3(36).-7с.
52. Соколов Э.В. Культурология: очерки теорий культуры : пособие для старшеклассников / Э. В. Соколов. - Москва: Фирма "Интерпракс", 1994. – 269 с. - ISBN 5-85235-144-0.
53. Сосссюр Ф. Курс общей лингвистики / Ф. де Соссюр: М., "Либроком", 2011. 256 с. - ISBN: 978-5-397-05236-8.
54. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве / Константин Станиславский. - Москва: АСТ: Зебра Е, 2009. – 604 с. - ISBN 978-5-17-059335-4.
55. Сулимов М.В. Режиссер: профессия и личность: Из опыта работы с режис. курсом / М. В. Сулимов. - Москва: Искусство, 1991. – 174 с.- ISBN 5-210-00131-8.
56. Таршис Н.А. Музыка драматического спектакля: учебное пособие для высших учебных заведений, обучающихся по специальностям "Режиссура театра", и по направлению "Театроведение" / Надежда Таршис ; Санкт-Петербургская гос. акад. театрального искусства. - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургской гос. академии театрального искусства, 2010. - 163 с. - ISBN 978-5-88689-058-7.
57. Фишер Э. Эстетика перформативности/ Эрика Фишер-Лихте ; [пер. с нем. Н. Кандинской] ; под общ. ред. Д. В. Трубочкина. - Москва : Play&Play : Канон-плюс, 2015. - 375 с. - ISBN 978-5-88373-443-3.
58. Фролова Н.Л. Российский репертуарный драматический театр в условиях современной социокультурной ситуации: организационно-творческие аспекты: автореферат дис. кандидата искусствоведения: 17.00.01/ Фролова Надежда Леоновна; [Место защиты: Рос. ин-т театр. искусства]. - Москва, 2017. - 27 с.
59. Честнодумов И. Е. Народный театр в русской культуре XX века/ И. Е. Честнодумов. - Москва: Либроком, cop. 2010. - 118 с. - ISBN 978-5-397-01502-8.
60. Чижиков В.М. Теория и практика социокультурного менеджмента : учебник для студентов вузов по специальности "Социально-культурная деятельность" / В. М. Чижиков, В. В. Чижиков ; Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Московский гос. ун-т культуры и искусств. - Москва: Московский гос. ун-т культуры и искусств, 2008. - 607 с. - ISBN 5-94778-029-1.
61. Шалимова Н.А. Человек в художественном мире А. Н. Островского: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям "Актерское искусство", "Режиссура театра", "Театроведение" и по направлению подготовки бакалавров "Театральное искусство" / Н. А. Шалимова; Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Ярославский гос. театральный ин-т. - Ярославль: Ярославский гос. театральный ин-т, 2007. - 272 с. - ISBN 978-5-9900921-1-2.
62. Шатина Л.П. О поэтике драмы: учебное пособие по курсу "Поэтика драмы": учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки (специальностям): "Режиссура театра", "Актерское искусство" / Л. П. Шатина; М-во культуры Новосибирской обл., Новосибирский гос. театральный ин-т, [Учебная б-ка]. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Новосибирск: Новосибирский гос. театральный ин-т, 2013. – 354 с. - ISBN 978-5-7782-2369-1.
63. Юрьев А.А. Мистериальная традиция в театре Хенрика Ибсена: монография: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям "Режиссура театра", "Театроведение" и по направлению подготовки "Театральное искусство" / А. А. Юрьев. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургской гос. акад. театрального искусства, 2013. – 175 с. -ISBN 978-5-88689-085-3.