Коммуникативное пронстранство пациентов туберкулезной клиники

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Медицина
  • 31 31 страница
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 27.02.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретические подходы к характеристике коммуникативного пространства пациентов медицинского стационара 4
1.1 Психологическая среда и коммуникативное пространство медицинского стационара как объект исследования психологии 4
1.2 Особенности психологического состояния и коммуникации пациентов страдающих социально опасными заболеваниями, на примере туберкулеза легких. 8
Глава 2. Эмпирическое исследование коммуникативного пространства стационара туберкулезной клиники 12
2.1 Общпя характеристика выборки 12
2.2 Шкала комплаентности Мориски-Грин 14
2.3 Уровень субъективного контроля (УСК) 18
2.4 Опросник SF – 36. 22
Разработка рекомендаций по созданию благоприятного коммуникативного пространства для больных в условиях стационара 24
Заключеине 27
Список литературы: 29

Фрагмент для ознакомления

Вопросы включают в себя такие аспекты, как способность ходить, поднимать предметы или заниматься спортом. Вторая шкала - ролевая деятельность - измеряет, насколько хорошо человек выполняет свои обычные роли и задачи в повседневной жизни. Это может включать работу, учебу или семейные обязанности. Третья шкала - телесная боль - оценивает интенсивность и частоту физической боли, которую испытывает человек. Вопросы могут касаться боли в различных частях тела, таких как голова, спина или суставы. Четвертая шкала - общее здоровье - измеряет общую оценку здоровья человека, включая физическое и психическое состояние. Вопросы могут касаться таких аспектов, как уровень энергии, наличие здоровых привычек или наличие хронических заболеваний. Пятая шкала - жизнеспособность - оценивает способность человека справляться с повседневными задачами и преодолевать трудности. Вопросы могут касаться таких аспектов, как уровень самостоятельности, способность планировать и достигать целей. Шестая шкала - социальное функционирование - измеряет способность человека вступать в социальные контакты и поддерживать отношения с другими людьми. Вопросы могут касаться таких аспектов, как уровень удовлетворенности отношениями, уровень социальной поддержки или участие в общественной жизни. Седьмая шкала - эмоциональное состояние - оценивает эмоциональное благополучие человека, включая уровень депрессии, тревоги или общего настроения. Вопросы могут касаться таких аспектов, как уровень счастья, уровень стресса или способность контролировать эмоции. Восьмая шкала - психическое здоровье - измеряет общую оценку психического состояния человека. Вопросы могут касаться таких аспектов, как концентрация, память, способность принимать решения или уровень психического благополучия. Каждая шкала имеет свой собственный диапазон значений от 0 до 100, где более высокое значение указывает на лучшую оценку по соответствующей шкале. Ответы на вопросы SF-36 позволяют сформировать два общих параметра - психологический и физический компоненты здоровья, которые помогают оценить общую картины состояния здоровья человека. SF-36 является важным инструментом для исследования и оценки качества жизни в различных популяциях. Он широко применяется в клинических и исследовательских целях, а также помогает в разработке и оценке эффективности программ здравоохранения и медицинских вмешательств.Результаты тестирования представлены на Рисунке 6.Рисунок 6. Качество жизни пациентов с туберкулезом легких, в зависимости от пола и возраста.Разработка рекомендаций по созданию благоприятного коммуникативного пространства для больных в условиях стационараЛечение туберкулеза легких является сложным и продолжительным процессом, который часто сопровождается нежелательными побочными эффектами и необходимостью изменения схемы лечения и препаратов. Это может привести к снижению доверия пациентов к специалистам и сомнениям в возможности полного излечения. В то же время, большинство пациентов не рассматривают врача как абсолютный авторитет, что может усугубить ситуацию. Исследования показывают, что большая часть коммуникации у пациентов с туберкулезом легких происходит внутри них самих. Внутренняя коммуникация выполняет ряд важных психологических функций, таких как адаптация, регулирование, развитие, психотерапия, саморегуляция, смыслообразование и самопознание. Внутренний диалог позволяет анализировать и интерпретировать полученную извне информацию, а также придавать ей личностные значения и смысл. Особенности внутренней коммуникации при тяжелом заболевании: В ситуации тяжелого заболевания, внутренний диалог пациента принимает специфические черты. Он может быть амбивалентным, конфликтным, иногда агрессивным и насыщенным деструктивными негативными эмоциями. Пациент сталкивается с различными мыслями, сомнениями и страхами, что может затруднить процесс лечения. Использование внутренней коммуникации в преодолении сложностей: внутренний диалог позволяет пациенту осознать свое текущее состояние, найти способы разрешения проблем, структурировать полученный опыт и укрепить осознанное отношение к жизни. Пациент может использовать внутреннюю коммуникацию для поиска путей лечения, внесения изменений в свою жизнь и принятия решений, несмотря на сложности, с которыми он сталкивается. Сотрудничество с врачом: Хотя врач не всегда воспринимается пациентами как абсолютный авторитет, сотрудничество с ним остается важным аспектом успешного лечения. Внутренняя коммуникация может помочь пациенту развить более доверительное отношение к врачу и улучшить взаимопонимание. Пациент может использовать внутренний диалог, чтобы осознать важность соблюдения назначений и рекомендаций врача, а также найти способы справиться с возникающими сложностями и побочными эффектами. Таким образом были разработаны следующие рекомендации для улучшения коммуникативного пространства туберкулезной клиники:Более глубокое понимание пациентом своей болезни является основополагающим фактором успешного лечения. Исследования показывают, что это понимание зависит от различных факторов, включая уровень образования, возраст и пол пациента. Однако, помимо этих факторов, информирование со стороны врача и взаимодействие в социальных сетях также играют важную роль. Терапевтический альянс, который отражает взаимопонимание между врачом и пациентом относительно болезни, имеет решающее значение для эффективного лечения. Врач должен стремиться создать такую ситуацию, в которой пациент будет чувствовать себя вовлеченным в процесс размышления и принятия решений относительно своего лечения. Это подразумевает разделение власти и ответственности между врачом и пациентом, где обе стороны активно участвуют в принятии решений и согласовании плана лечения. Один из ключевых аспектов терапевтического альянса - предоставление информации. Врач должен ясно и доступно объяснить пациенту характер болезни, возможные варианты лечения и прогноз. Это помогает пациенту лучше понять свою ситуацию и принять осознанные решения. Важно помнить, что информация должна быть представлена в понятной форме, избегая излишней медицинской терминологии. Более глубокие отношения между врачом и пациентом также способствуют эффективности лечения. Врач должен проявлять эмпатию, понимание и поддержку, чтобы создать доверительную атмосферу. Это позволяет пациенту чувствовать себя комфортно и открыто обсуждать свои опасения, сомнения и ожидания. Углубление отношений между врачом и пациентом может привести к более успешному сотрудничеству и лучшим результатам лечения. ЗаключеинеВзаимоотношения между врачом и пациентом играют важную роль в успешности лечения. Наше физическое и эмоциональное состояние может сильно зависеть от того, насколько хорошо мы устанавливаем связь с нашим врачом. Исследования показывают, что философия пациент-ориентированной коммуникации имеет положительное влияние на результаты лечения. Врачи, которые стремятся к партнерству с пациентами, создают более поддерживающую и доверительную атмосферу. Это способствует не только улучшению эмоционального состояния пациента, но и повышению его приверженности к лечению. Когда пациенты чувствуют, что их мнение уважается, что они участвуют в процессе принятия решений и что их потребности учитываются, они более довольны результатами лечения.Одним из ключевых аспектов успешной коммуникации является учет коммуникативных потребностей пациента. Каждый пациент уникален и может иметь различные предпочтения в общении. Некоторым людям может требоваться больше времени и подробной информации, чтобы чувствовать себя уверенно в принимаемых решениях. Другие могут предпочитать более эмоциональную поддержку и понимание. Врачи, которые умеют адаптировать свой стиль коммуникации под индивидуальные потребности пациента, могут помочь им лучше адаптироваться к процессу лечения. Очень важно, чтобы врачи проявляли эмпатию и понимание к пациентам, особенно при обсуждении сложных диагнозов или лечебных планов. Пациенты, которые чувствуют, что их эмоциональные потребности удовлетворены и что их беспокойства и опасения принимаются во внимание, часто лучше справляются с негативными эмоциями, связанными с болезнью. В целом, хорошие межличностные отношения между врачом и пациентом являются ключевым фактором успешного лечения. Врачи, которые умеют строить партнерские отношения, учитывают коммуникативные потребности пациентов и проявляют эмпатию, способствуют не только лечению физических проблем, но и психологической адаптации пациентов.Список литературы:Болотова, А. К. Социальные коммуникации. Психология общения : учебник и практикум для вузов / А. К. Болотова, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская. — 2-е изд., перераб. и допю. – — Москва : Издательство Юрайт, 2023Социология социальных коммуникаций в контексте развития научного направления "коммуникология" // Коммуникология. – 2014. – C. 15-25Любаева Е. В., Ениколопов С. Н. Роль индивидуальных психологических характеристик пациентов в формировании приверженности терапии туберкулеза и ВИЧ // Консультативная психология и психотерапия. 2011. № 2. С. 111-127.Данилов А. Н. Туберкулез легких : прогноз эпидемиологической ситуации, оптимизация выявления и совершенствование лечения : дис. ... д-ра мед. наук по специальности 14.01.16 - фтизиатрия. Саратов, 2017. 220 с.Добровольская О. Э., Хабарова Т. Ю. Социально-психологические особенности пациентов, больных туберкулезом // Центральный научный вестник. 2016. Т. 1, № 3. С. 11-13.Севостьянова М. С. Личностные детерминанты формирования особенностей адаптации к болезни у пациентов с активной формой туберкулеза легких : сравнительный анализ с позиций гендерного подхода // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 6, № 2. С. 271-280. Малышкина М. И., Кузнецова А. П. Психологические аспекты формирования низкой приверженности лечению у больных туберкулезом // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6, № 5. С. 1035.Гурова Я. В., Удалова Т. Ю., Мордык А. В., Багишева Н. В., Руденко С. А., Фефелов И. Д. Личностные особенности пациентов с фиброзно-кавернозным туберкулезом легких // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2016. Т. 19, № 3. С. 143-148.Сухова Е. В. Поведенческий ответ больных на «клеймо» туберкулеза // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6, № 1. С. 127-136.Рягузова Е. В., Черняева Т. И., Черняева К. О. Коммуникативное пространство личности с диагнозом «туберкулез легких» // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 4 (28). С. 368-376. \Лотман Ю. М.Семиосфера. СПб., 2000. С. 247Кубрякова Е. С. Части речи с когнитивной точки зрения. - М.: ИЯ РАН, Тамбов, гос. ун-т, 1997.Тухватулина Л.Р. Роль коммуникативного пространства в деформациях культуры / Автореферат.- Томск, 2006. - 26 с.МордовкинаМ. А., Юдин С. А. Психологическое сопровождение фтизиатрических пациентов // Фундаментальные исследования. 2014. № 10 (8). С. 1532-1535.Золотова Н. В., Стрельцов В. В. Психологическая реабилитация больных туберкулезом легких в фазе интенсивного лечения // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 1. С. 10-19.Стрельцов В. В., Золотова Н. В., Баранова Г. В., Ах-тямова А. А. Психологическая реабилитация больных туберкулезом легких на различных этапах терапии // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23, № 2. С. 57-77.Русановская Г. Ф., Камаев И. А., ШпрыковА. С. Психосоматическая характеристика женщин репродуктивного возраста, больных туберкулезом органов дыхания // Российский психол. журн. 2015. Т. 12, № 1. С. 70-80.Шерстнева Т. В., Скорняков С. Н., ПодгаеваВ. А., Шерстнев С. В., Цветков А. И. Мультидисциплинарный подход в работе по формированию приверженности лечению больных туберкулезом // Туберкулез и болезни легких. 2017. Т. 95, № 1. С. 34-41.Болтански Л., Тевено Л. Социология критической способности // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. № 3. С. 66-83Рягузова Е. В. Временной разлом коммуникативных практик травмированной личности // Вестн. РУДН. Сер. Психология и педагогика. 2016. № 1. С. 55-61.ЛукинаЮ.В. Шкала Мориски-Грина: плюсы и минусы универсального теста, работа над ошибками // Рациональная фармакотерапия в кардиологии. – 2016.Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов. М., 2007. 416 с.Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2005. 490 сОпросник SF-36. URL: http://www.rand.org/health/surveys_tools/mos/mos_core_36item.html

Список литературы:
1. Болотова, А. К. Социальные коммуникации. Психология общения : учебник и практикум для вузов / А. К. Болотова, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская. — 2-е изд., перераб. и допю. – — Москва : Издательство Юрайт, 2023
2. Социология социальных коммуникаций в контексте развития научного направления "коммуникология" // Коммуникология. – 2014. – C. 15-25
3. Любаева Е. В., Ениколопов С. Н. Роль индивидуальных психологических характеристик пациентов в формировании приверженности терапии туберкулеза и ВИЧ // Консультативная психология и психотерапия. 2011. № 2. С. 111-127.
4. Данилов А. Н. Туберкулез легких : прогноз эпидемиологической ситуации, оптимизация выявления и совершенствование лечения : дис. ... д-ра мед. наук по специальности 14.01.16 - фтизиатрия. Саратов, 2017. 220 с.
5. Добровольская О. Э., Хабарова Т. Ю. Социально-психологические особенности пациентов, больных туберкулезом // Центральный научный вестник. 2016. Т. 1, № 3. С. 11-13.
6. Севостьянова М. С. Личностные детерминанты формирования особенностей адаптации к болезни у пациентов с активной формой туберкулеза легких : сравнительный анализ с позиций гендерного подхода // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 6, № 2. С. 271-280.
7. Малышкина М. И., Кузнецова А. П. Психологические аспекты формирования низкой приверженности лечению у больных туберкулезом // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6, № 5. С. 1035.
8. Гурова Я. В., Удалова Т. Ю., Мордык А. В., Багишева Н. В., Руденко С. А., Фефелов И. Д. Личностные особенности пациентов с фиброзно-кавернозным туберкулезом легких // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2016. Т. 19, № 3. С. 143-148.
9. Сухова Е. В. Поведенческий ответ больных на «клеймо» туберкулеза // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6, № 1. С. 127-136.
10. Рягузова Е. В., Черняева Т. И., Черняева К. О. Коммуникативное пространство личности с диагнозом «туберкулез легких» // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 4 (28). С. 368-376. \
11. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб., 2000. С. 247
12. Кубрякова Е. С. Части речи с когнитивной точки зрения. - М.: ИЯ РАН, Тамбов, гос. ун-т, 1997.
13. Тухватулина Л.Р. Роль коммуникативного пространства в деформациях культуры / Автореферат.- Томск, 2006. - 26 с.
14. Мордовкина М. А., Юдин С. А. Психологическое сопровождение фтизиатрических пациентов // Фундаментальные исследования. 2014. № 10 (8). С. 1532-1535.
15. Золотова Н. В., Стрельцов В. В. Психологическая реабилитация больных туберкулезом легких в фазе интенсивного лечения // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 1. С. 10-19.
16. Стрельцов В. В., Золотова Н. В., Баранова Г. В., Ах-тямова А. А. Психологическая реабилитация больных туберкулезом легких на различных этапах терапии // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23, № 2. С. 57-77.
17. Русановская Г. Ф., Камаев И. А., ШпрыковА. С. Психосоматическая характеристика женщин репродуктивного возраста, больных туберкулезом органов дыхания // Российский психол. журн. 2015. Т. 12, № 1. С. 70-80.
18. Шерстнева Т. В., Скорняков С. Н., ПодгаеваВ. А., Шерстнев С. В., Цветков А. И. Мультидисциплинарный подход в работе по формированию приверженности лечению больных туберкулезом // Туберкулез и болезни легких. 2017. Т. 95, № 1. С. 34-41.
19. Болтански Л., Тевено Л. Социология критической способности // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. № 3. С. 66-83
20. Рягузова Е. В. Временной разлом коммуникативных практик травмированной личности // Вестн. РУДН. Сер. Психология и педагогика. 2016. № 1. С. 55-61.
21. Лукина Ю.В. Шкала Мориски-Грина: плюсы и минусы универсального теста, работа над ошибками // Рациональная фармакотерапия в кардиологии. – 2016.
22. Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов. М., 2007. 416 с.
23. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2005. 490 с
24. Опросник SF-36. URL: http://www.rand.org/health/surveys_tools/mos/mos_core_36item.html