Влияние экзаменационного стресса на студентов с различными биоритмами.
Заказать уникальную дипломную работу- 68 68 страниц
- 128 + 128 источников
- Добавлена 30.03.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ………………......................................................................................3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….……………5
1.1. Вегетативная регуляция сердечной деятельности....................................5
1.2. Понятие и виды биоритмов ………………………………………………..
1.3. Биоритмы и физиологические процессы человека …………………….
1.4. Влияние экзаменационного стресса на психоэмоциональное и функциональное состояние студентов …………………………………………
1.5. Воздействие стресса на функционирование сердечно – сосудистой системы…………………………………………………………………………..
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ................................................................................................................................24
2.1. Методы исследования состояния сердечно – сосудистой системы человека при стрессе …………………………………………………………
2.2. Методика исследования хронотипа ……………………………………..25
2.3. Организация исследования……..............................................................27
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……28
3.1. Определение хронотипов студентов …………………………………….28
3.2. Исследование личностной и ситуативной тревожности у студентов разных хронотипов …………………………………………………………….
3.3. Особенности вегетативной регуляции сердечно - сосудистой системы студентов разных хронотипов в различные периоды учебного процесса ……..
ВЫВОДЫ………………………………………………..……………………….49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...............................................................................50
3.6). Во время учебного процесса у обследуемых студентов преобладает влияние симпатической нервной системы на работу сердечно-сосудистой системы. Рис. 3.6.Показатели сердечно - сосудистой системы у студентов хронотипа «Совы» в различные периоды учебного процесса. У лиц с хронотипом «сова» активность нарастает постепенно с 14 часов и достигает своего пика в вечерние время с 19 до 21 часа, а после снижается.Поэтому у студентов данного хронотипа более высокие показатели сердечно-сосудистой системы наблюдаются в период обучения во II смену, что доказывает усиление влияния симпатического отдела нервной системы на работу сердца.При сравнении экспериментальных данных студентов хронотипов «Жаворонки» и «Совы» в сессионный период не выявлено достоверных различий по показателям работы сердечно – сосудистой системы. Это объясняется тем, что у студентов хронотипа «Жаворонки» в экзаменационный период резко возрастает влияние симпатической нервной системы на работу сердечно-сосудистой системы, а у студентов хронотипа «Совы» на протяжении всего учебного процесса преобладает влияние симпатической нервной системы на работу сердечно-сосудистой системы. ВЫВОДЫАнализ распределения студентов по хронотипам показал, что наиболее распространенным является тип «голуби» - более 80%, затем идут «совы» и составляют более 10%, представителей «жаворонков» - всего около 5 %, что, в принципе, согласуется с литературными данными.В экзаменационный период наблюдается повышение уровня ситуативной тревожности у студентов всех представленных хронотипов, но у представителей хронотипа «Жаворонки» показатели тревожности являются более высокими по сравнению с другими хронотипами, но это увеличение не является статистически значимым.Во время экзаменационного стресса наблюдается изменение вегетативного статуса в сторону усиления симпатических влияний в большей степени у студентов хронотипа «Жаворонки». У студентов хронотипа «Совы» преобладает влияние симпатической нервной системы на работу сердечно – сосудистой системы, как в межсессионный период, так и во время экзамена, при обучении студентов во II смену.Средние показатели сердечно-сосудистой системы у студентов хронотипа «Голуби» в различные периоды учебного процесса при обучении во II смену свидетельствует о вегетативном равновесии в регуляции деятельности сердца.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАлексеева Э. А. и др. Оценка функционального состояния организма студентов в период экзаменационного стресса //Вестник Бурятского государственного университета. Медицина и фармация. – 2010. – №. 12. – С. 108-113.Амосов Н.М., Бенкет Я.Б. Физиологическая активность и сердце – Киев: Здоровье, 1989. – 255 с.Андреева Е. А., Соловьева С. А. Особенности проявления стресса у студентов во время сдачи экзаменационной сессии //Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5. – №. 1 (14). – С. 140-143.Баевский Р.М., Кириллов О.И., Клецкин С.З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М.: Наука. 1984. 222 с.Бакай Ю.О. Утомление при умственной и физической работе. Компоненты здорового образа жизни. Физиологическое и психологическое состояние студента во время сдачи экзаменов // Аллея науки. – 2019. – Т. 2. – №. 2. – С. 348-359.Безрукова У.И. Основы здорового образа жизни студента // Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация: проблемы и перспективы развития. – 2022. – С. 296-298. Белов А.Ф., Лапкин М.М., Яковлева Н.В. Успешность обучения студентов медицинского ВУЗа: дифференциально-психологический аспект // Психол. журн. – 1994. – Т.15. № 1. – С.81- 86.Богданчикова Л.В. и др. Исследование влияния стресса на уровень когнитивно-аффективных и соматических расстройств у студентов медицинского вуза //Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – №. 5-4. – С. 32-35.Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. – 1996. – Т. 17. № 4.– С. 6474.Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психол. журн. – 1996. – Т.17.№4. – С. 64-74.Боканова О.М. Некоторые показатели сердечно-сосудистой системы у студентов вечернего отделения в период экзаменационной сессии // Вопросы гигиены и состояния здоровья студентов вузов. – М., 1974.– 130 с.Будкевич Р.О. Устойчивость к стрессу у студентов различных хронотипов // Успехи современного естествознания. – 2006. – № 12. – С. 44-45Бунякина Е. В., Бессонова Т. И. Экзаменационный стресс у студентов и способы совладания с ним // Современные тенденции психологических исследований. – 2022. – С. 143-150. Вейн А.М. Заболевания вегетативной нервной системы. М: Медицина, 1991. 624 с. Вейн А.М. Предисловие к сборнику научных трудов, посвященных эмоциональному стрессу // Роль эмоционального стресса в генезе нервно-психических заболеваний. – М., 1977, с. 3-4.Вертягина Е. А., Новикова Е. Е. Психическое здоровье студентов и экзаменационный стресс //Издание осуществлено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-013-20065. – 2019. – С. 151.Вяткин Б.Л. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. – М., 1981. – 77 с.Гаранян Н.Г. и др. Предэкзаменационный стресс и эмоциональная дезадаптация у студентов младших курсов //Социальная и клиническая психиатрия. – 2007. – №. 2. – С. 38-42. Гергаулова Е.В., Мелешкова Н.А. Режим дня студентов. Биоритмы // Психология. Спорт. Здравоохранение. – 2021. – С. 8-11. Гиссен Л. Д. Время стрессов. М., 1990. – 113 с.Горизонтов П.Д., Белоусова О.П., Федотова М.И. Стресс и система крови. – М.: Медицина, 1988. – 79 с.Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л.: Изд-во ЛГУ. 1988. – 500 с.Гринберг Дж. Управление стрессом. – СПб.: Питер, 2004. – 30 с.Данилова Н.Н., Астафьев С.В. Изменение вариабельности сердечного ритма при информационной нагрузке // Журн. высш. нервн. деят.– 1999.– Т.49.№1.– С.28-37.Данилова Н.Н., Коршунова С.Г., Соколов Е.Н., Чернышенко Е.Н. Зависимость сердечного ритма от тревожности как устойчивой индивидуальной характеристики // Журн. высш. нервн. деят.– 1995.– Т.45.№6.– С.647- 660.Дж. С. Эверли, Р. Розенфильд - Стресс, природа и лечение. М.,1985Долганова П. И. Теоретические аспекты исследования проблемы экзаменационного стресса у студентов // Материалы 70-й научно-практической конференции преподавателей и студентов. – 2021. – С. 184-187. Доскин В.А. Профилактика экзаменационного стресса // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. – М.: Медицина, 1988. – С.147-160.Заболевания вегетативной нервной системы / Под ред. А.М.Вейна. – М.: Медицина, 1991.– 624 с.Завьялов А.В., Склярук Н.А. Влияние уровня личностной тревожности у студентов-медиков на рефлекторную регуляцию сердечного ритма // Системные механизмы реабилитации: Труды научного совета РАМН по эксперимент. и прикладной физиологии. –1994. –Т.5. –С. 114-119.Золотухина Е. Д., Минахметова А. З. Исследование учебного стресса в жизни студентов // NovaUm. Ru. – 2019. – №. 17. – С. 471-474. Ивлева Е.И., Щербатых Ю.В. Клинико-психопатологичсекие аспекты и нарушения вегетативного гомеостаза при социальных фобиях // Социальная и клиническая психиатрия. –2000. –№3. –С. 53-56. Илькевич Т. Г. О необходимости коррекции экзаменационного стресса у студентов средствами здоровьесберегающих технологий // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2023. – №. 5 (219). – С. 180-187. Калуев А. В. Проблемы изучения стрессорного поведения. –Киев, 1999. –639 с.Карпенко Ю. Д. Особенности функционального состояния организма студентов в условиях экзаменационного стресса // Гигиена и санитария. – 2010. – №. 1. – С. 80-82.Карпман В.Л. Фазовый анализ сердечной деятельности. – М.: Медгиз, 1964.– 80 с.Карпман В.Л. Определение минутного объема крови // Теория и практика физической культуры. – 1954.– №6. – С. 69.Каширина Л. В., Краева К. В., Верба И. К. Копинг-поведение студентов в условиях экзаменационного стресса // Психология. Экономика. Право. – 2013. – №. 4. – С. 15-24.Кемпипски А. Психопатология неврозов. –Варшава, 1975.–259 с.Киселева Е. В. Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия / Е. В. Киселева, С. П. Акутина // Молодой ученый. — 2017. — № 6. — С. 417-419.Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. –М., 1983. –56 с.Коннова С.С. Степень биоритмологической адаптации первокурсников высших учебных заведений к процессу обучения // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Экологические проблемы промышленных городов». –М., 2009. –304с.Колле Д. А. Особенности стрессоустойчивости и адаптации студентов НВГУ в зависимости от хронотипов // XXI Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. – 2019. – С. 60. Конобейская А. В., Сидорова Е. Д. Анализ влияния режима дня на здоровье студентов // Студент года 2020. – 2020. – С. 334-338. Кузнецов Л. С., Порсева К. В. Способы формирования режима сна – неотъемлемой части успеваемости студентов // Физиологические, психофизиологические проблемы здоровья и здорового образа жизни. – 2020. – С. 116-118. Куташов В. А., Ульянова О. В. Схема корректировки уровня стресса среди студентов // Здоровье молодежи. Новые вызовы и перспективы. – 2019. – С. 226-246. Мавлютов С. М., Горст В. Р. Влияние условий жизни и учебного процесса на психоэмоциональное и соматическое состояние студентов // Актуальные исследования висцеральных систем в биологии и медицине. – 2020. – С. 48-50. Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. –СПб.: Издательский дом «Сентябрь». 2001. –60 с.Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. –М.: Просвещение, 1984. –191 с.Марчук С. А. Влияние экзаменационного стресса на психофизическое состояние студентов //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2019. – №. 10 (176). – С. 222-226.Марьинских С. Г. Оценка уровня здоровья юношей, проживающих в г. Тюмень при переходе из общеобразовательных учреждений в вуз // Физиологические механизмы адаптации человека: Материалы международной научно-практической конференции. –Тюмень: Лаконика.–2010. –С.64-67.Меерсон Ф. 3. Адаптация организма к стрессовым ситуациям и предупреждение нарушений ритма сердца // Успехи физиологических наук. –1987. –Т. 18. № 4. –С. 56-79.Мельников В. И. Экзаменационный стресс студентов и основные методы его оптимизации // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2012. – №. 1. – С. 45-60.Мечникова И. И. Влияние экзаменационного стресса на физиологические показатели студентов // Педагогика и психология образования. – 2021. – №. 4. – С. 47-49. Мирманова И. М., Болонина А. В. Сон. Влияние сна на психоэмоциональное, умственное, физическое состояние //Столица науки. – 2020. – №. 9. – С. 9-12. Миронова О. И. Подходы к изучению экзаменационного стресса у студентов // Педагогика и психология образования. – 2021. – №. 1. – С. 159-170.Михайлюк О. М., Подкупняк М. О. Влияние экзаменационного стресса студентов на состояние организма //Инновации и технологии в биомедицине. – 2021. – С. 328-331. Мойкин Ю. В., Киколов А. И., Тихоревский В. И., Милков Л. Е. Психофизиологические основы профилактики перенапряжения. –М.: Медицина, 1987. –256 с.Недышилова А. В. Влияние стресса во время сдачи студентами экзаменационной сессии //Молодой исследователь: от идеи к проекту. – 2021. – С. 246-248. Ноздрачев А. Д., Щербатых Ю. В. Физиология и психология страха // Природа. –2000. –№ 5. –С. 61-67.Ноздрачев А.Д., Щербатых Ю.В. Современные способы оценки функционального состояния вегетативной нервной системы // Физиология человека. – 2001. –№6. –С.135-141. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. –2001. –Т. 22. № 1. –С. 90-101.Парин В.В.,Карпман В.Л. Систолический объем сердца // Физиология кровообращения. Физиология сердца / под общ. ред. Бабского Е.Б. – Л.: Наука, 1980.– 508 с.Патологическая физиология / под ред. А.Д.Адо, В.В.Новицкого. –Томск, 1994.– 487 с.Патологическая физиология / под ред. Н.Н.Зайко. –Киев, 1985.– 194 с.Петрова Е. Г. Исследование тревожности студентов в условиях экзаменационного стресса //Вестник Таганрогского института имени АП Чехова. – 2010. – №. 2. – С. 152-157.Петровский А.В. Практические занятия по психологии. – М.: Просвещение, 1972. – 167 с.Плотников В.В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в условиях экзаменационного стресса // Гигиена труда. – 1983. – №5. – С. 48-50.Плотников В. В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в условиях экзаменационного стресса //Гигиена труда. – 1983. – № 5. – С.48-50.Плотников В.В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в условиях экзаменационного стресса // Гигиена труда. – 1983. – Т. 5. – С.48-50. Порсев В. В., Кетриш Е. В. Соблюдение режима сна как средство повышения успеваемости студентов // Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций. – 2020. – С. 201-204. Пряжников Н. С, Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Академия, 2004. – 243 с.Пуговкин А.П. и др. Физиология сердца: Учеб. пособие/ ПуговкинА.П.,Евлахов В.И.,Шалковская Л.Н.;Под ред.Б.И.Ткаченко.– СПб.: Б.и.,1995.– 81с. Расулов М. А., Саидов А. Б. Психофизиологические показатели у студентов с разной степенью адаптации во время экзаменационного периода // Лікарська справа. – 2009. – №. 3-4. – С. 58-62.Рябикина М. А. Исследование зависимости интеллектуальной работоспособности студентов от их хронотипа и биоритмов // ProceedingsofyoungscientistsandspecialistsoftheSamara University. – 2019. – №. 1 (14). – С. 93-99. Сологуб Е.Б., А.С. Солодков Общая физиология: Учеб. Пособие / СПБГАФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 2000. – 216 с. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1992. – 109 с.Семенова Т. Н., Первушин В. В., Коротков Д. Ю. Влияние экзаменационного стресса на психофизиологические показатели студентов // Образование и общество. – 2021. – №. 3. – С. 124-129. Симонов П. В. Психофизиологический стресс космического полета // Основы космической биологии и медицины. – М.: Наука, 1975. –172 с.Сивцова А. В., Латкин В. А. Экзаменационный стресс студентов //Аграрная наука-сельскому хозяйству. – 2019. – С. 34-35.Сидтиков Ф. Г., Шайхелисламова М. В, Валеев И. Р. Влияние учебной нагрузки и условий производства на функциональное состояние симпатоадреналовой системы и показатели регуляции сердечного ритма у девушек 17-18-летнего возраста // Физиология человека. – 2001. – № 5. – С.60.Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций. – М.: Наука, 1970. – 48 с.Смирнова А. В., Корягина О. А. Стресс и физиологический ответ организма. Экзаменационный стресс у студентов // Международный студенческий научный вестник. –2019.–№ 1. – С. 1-8.Солодков А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. –М.: Советский спорт, 2008. –620 с.Стрелец В.Б., Данилова Н.Н., Корнилова И.В. Ритмы ЭЭГ и психические показатели эмоций при реактивной депрессии // Журн. высш. нервн. деят.–1997.–Т.47.№1.–С.11- 21.Стрелец В.Б., Самко Н.Н., Голикова Ж.В. Физиологические показатели предэкзаменационного стресса // ЖВНД. –1998. –Т.48. №. 3. –С.458-463. Стригельская И. Ю., Запрометова С. А., Федоров В. И. Проблема стрессоустойчивости студентов в период экзаменационной сессии в вузе // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2021. – №. 10 (200). – С. 472-476. Судаков К. В. Индивидуальная устойчивость к стрессу. –М., 1998. –268 с.Суворова В. В. Психофизиология стресса. –М: Педагогика, 1975. –208 с.Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. –М.: Медицина, 1981. –232 с.Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. –М., 1988.– 172 с.Токаева Л. К., Павленкович С. С. Влияние экзаменационного стресса на психоэмоциональный статус и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы первокурсников //Современные проблемы науки и образования. – 2012. – №. 2. – С. 365-365.Токаева Л.К., Павленкович С.С. Влияние экзаменационного стресса на функциональное состояние сердечно – сосудистой системы первокурсников // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. – С. 41-43.Умрюхин Е.А., Быкова Е.В., Климина Н.В. Вегетативный тонус и энергозатраты у студентов в процессе результативной учебной деятельности //Вестник Российской АМН. –1999. –№6. –С. 47-51.Устоев М. Б., Алиева М. Т., Устоев Б. Р. Влияние экзаменационного стресса на здоровье студентов //Агаджаняновские чтения. – 2018. – С. 265-266.Фатеева Н. М., Арефьева А. В. Экзаменационный стресс и психофизиологические показатели студентов //Образовательный вестник «Сознание». – 2015. – №. 3. – С. 11-14.Фаустов Л. С., Щербатых Ю. В. Обучение и здоровье. –Воронеж, 2000. –25 с.Федоров Б.М. Стресс и система кровообращения. –М.: Медицина, 1991.–318с. Фертикова Т. Е. Состояние здоровья студентов и здоровьесберегающие технологии: региональный опыт вузов России // Морская медицина. – 2019. – №. 2. – С. 34-44. Фомин Н.А. Физиология человека.–М.: Просвещение: Владос,1995.–416с. Хананашвили М. И. Информационные неврозы. –Л.: Медицина, 1978. –143 с.Ханин Ю.Д. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Р. Спилбергера. –Л., 1976. –43 с.Хвалина С. А. Экзаменационный стресс // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – Общество с ограниченной ответственностью «Наука и инновации», 2013. – №. 2. – С. 466.Черкович Г. М. Опыт воспроизведения невроза у обезьян путем экспериментального изменения суточного режима // Бюллетень экспериментальной биологии. –1959. –Т. 48. № 8.–С. 21-24.Чистов В. В. Психофизиологическая саморегуляция и ее роль в активности и успешности деятельности студентов // Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм. – 2021. – Т. 1. – №. 1. – С. 284-289. Чусов Ю.Н. Физиология человека: Учеб. Пособие. – М.: Просвещение, 1981.–239 с. Шахова А. Ю., Димитриева С. В. Влияние экзаменационного стресса на функциональное состояние организма студентов // Физиология человека. – 2021.– №. 7. – С. 42-45.Шепель С. П. Влияние режима сна на здоровье и работоспособность студентов // Теория и практика физической культуры. – 2022. – №. 12. – С. 67-69.Ширяев О.Ю., Ивлева Е.И. Нарушение вегетативного гомеостаза при тревожно-депрессивных расстройствах и методы их коррекции // Прикладные информационные аспекты медицины. –1999. –Т2. №4. –С. 45-48.Щербатых Ю. В. Стресс и счастье – на одну букву. –Ростов н/Д: Феникс, 2010. –23 с.Щербатых Ю. В. Экзамен и здоровье студентов // Высшее образование в России. –2000. –№ 3. –С. 111-115.Щербатых Ю.В.Использование аутогенной тренировки для оптимизации уровня экзаменационного стресса у студентов высшей школы// Актуальные проблемы современной биологии и медицины. –Днепропетровск, 1997. –С.116-117. Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И. Вегетативные компоненты реакции страха при моделировании психотравмирующей ситуации// Структура и функции вегетативной нервной системы. Матер. 2-го международного симпозиума. –Воронеж, 1998. –С.31.Щербатых Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса // Прикладные информационные аспекты медицины. 1999. Т2. №1. С. 59 62.Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. –Воронеж: Исток, 1998. –262 с.ЩербатыхЮ. В. Экзаменационный стресс. –Воронеж, 2000. –118 с.Юматов Е. А., Кузьменко В. А., Бадиков В. И. и др. Экзаменационный эмоциональный стресс у студентов // Физиология человека. –2001. –№ 2. –С.104-111.Яник А. А., Старикова В. А. Дополнительная общеразвивающая программа психолого-педагогической направленности «Экзамены без стрессов» // Психолого-педагогические программы и технологии в образовательной среде. Каталог-2021. – 2021. – С. 47-58.Akselrod S., Gordon D., Madved J.B. et al.Hemodynamic regulation: investigation by spektral analysis // Amer. J. Physiol. –1985, –V.249. –P. 867-875.Baselli G., Cerutti S., Livraghi M. et al. Causal relationship between heart rate and arterial blood pressure variability signals // Med. Biol. Engng. Comp. –1988. –V. 26. – P.374-385.De Quattro V. L. Stress overload-and catecholamine response-demand neutralizing antihypertensive therapy // Heart and Circ. –1988. –V. 3. № 2. –P. 6-7.Folkman S., Schaefer C, Lazarus R. S. Cognitive processes as mediators of stress and coping / V. Hamilton, D. W. (Eds.) Human stress and cognition: An information processing approach. N. Y.: Willey. – 1979. –P. 265-298.Heart rate variability.Standarts of Mesurement, Physiological Interpritation and Clinical Use // Circulation, 1996, V.93, N5, P.1043-1065.Lannone V. Stress und Krankheit // Raum und Zeit. –1990. –V. 9. № 4. –P. 60-62.Lazarus R. S., Launier R. Stress – related transactions between person and environment // L. A. Pervin, M. Levis (Eds.). Perspectives in inreractional psychology. N. Y.: Plenum. –1978. P. 287-327.Malliani A., Pagani M., Lombardi F., CeruttiS.Cardiovascular neural regulation explored in the frequency domain // Circulation. –1991. –V.84. –Р.1482-1492.Stewart-Brown S., Layte R. Emotional health problems are the most important cause of disability in adults of working age: A study in the four counties of the old Oxford region //J. Epidemiol, and Community Health. –1997. –V. 51. № 6. –P. 672-675.Zung W.W.K. How normal is anxiety? // Current Concepts. Upjohn Company. –N.Y,1980. –341 p.Приложение 1.Определение хронобиотипа. При выполнении тестового задания, соблюдайте следующую инструкцию:Прежде чем ответить, добросовестно прочитайте каждый вопрос.Ответить необходимо на все вопросы в заданной последовательности.На каждый вопрос надо ответить независимо от другого вопроса.Для всех вопросов даны на выбор ответы с оценочной шкалой. Перечеркните крестиком только один ответ.На каждый вопрос просьба ответить как можно откровеннее.Вопросы с приложенными оценочными тестами.1.Когда вы предпочитаете вставать, если имеете совершенно свободный от планов день и можете руководствоваться только личными чувствами?(Перечеркните крестиком только одну клеточку).5.306.006.307.007.308.008.309.009.3010.0010.3011.00111.3054321Когда вы предпочитаете ложиться спать, если совершенно свободны от планов на вечер и можете руководствоваться только личными чувствами?(Перечеркните крестиком только одну клеточку).20.3021.0021.3022.0022.3023.0023.3024.000.301.001.302.002.30543213.Какова степень вашей зависимости от будильника, еслиутром вы должны вставать в определенное время?Совсем независим4Иногда зависим3В большой степени зависим2Полностью зависим1Как легко вы встаете утром при обычных условиях?Очень тяжело1Относительно тяжело 2Сравнительно легко3Очень легко4Насколько вы деятельны в первые полчаса после утреннего вставания?Большая вялость1Небольшая вялость2Относительно деятелен3Очень деятелен4Какой у вас аппетит после утреннего вставания в первые полчаса?Совсем нет аппетита1Слабый аппетит2Сравнительно хороший аппетит3Очень хороший аппетит4Как вы себя чувствуете в первые полчаса после утреннего вставания?Очень усталым1Усталость в небольшой степени2Относительно бодр3Очень бодр4Если у вас на следующий день нет никаких обязанностей, когда вы ложитесь спать по сравнению с вашим обычным временем отхода ко сну?Всегда или почти всегда в обычное время 4Позднее обычного менее, чем на 1 час 3На 1-2 часа позднее обычного2Позднее обычного больше, чем на 2 часа 1Вы решили заниматься физкультурой (физзарядкой, физической тренировкой). Ваш друг предложил заниматься дважды в неделю, по 1 часу утром, между 7 и 8 часами. Будет ли это благоприятным временем для вас?Мне это время очень благоприятно4Для меня это время относительно приемлемо3Мне будет относительно трудно2Мне будет очень трудно1В какое время вечером вы так сильно устаете, что должны идти спать?(Перечеркните крестиком только одну клеточку).20.3021.0021.3022.0022.3023.0023.3024.000.301.001.302.002.3054321Вас собираются нагрузить 2-часовой работой в период наивысшего уровня вашей работоспособности. Какой из 4-х данных сроков вы выберете, если вы совершенно свободны от дневных планов и можете руководствоваться только личными чувствами?8.00-10.00611.00-13.00415.00-17.00219.00-21.000Если вы ложитесь спать в 23.00, то какова степень вашей усталости?Очень усталый5Относительно усталый3Слегка усталый2Совсем не усталый0Какие-то обстоятельства заставили вас лечь спать на несколько часов позднее обычного. На следующее утро нет необходимости вставать в обычное для вас время. Какой из 4-х указанных возможных вариантов будет соответствовать вашему состоянию? Я просыпаюсь в обычное для себя время и не хочу спать 4Я просыпаюсь в обычное для себя время и продолжаю дремать 3 Я просыпаюсь в обычное для себя время и снова засыпаю 2 Я просыпаюсь позднее, чем обычно 1Вам предстоит какая-либо работа или отъезд ночью, между 4 и 6 часами. На следующий день у вас нет никаких обязанностей. Какую из следующих возможностей вы выберете?Сплю сразу после ночной работы1Перед ночной работой дремлю, а после нее сплю2Перед ночной работой сплю, а после нее дремлю3Полностью высыпаюсь перед ночной работой4Вы должны в течение 2-х часов выполнять тяжелую физическую работу. Какие часы вы выберете, если у вас полностью свободный график дня и вы можете руководствоваться только личными чувствами?8.00-10.00411.00-13.00315.00-17.00219.00-21.001У вас возникло решение серьезно заниматься закаливанием организма. Друг предложил делать это дважды в неделю, по 1 часу, между 22 и 23 часами. Как вас будет устраивать это время?Да, полностью устраивает. Буду в хорошей форме 1Буду в относительно хорошей форме2Через некоторое время буду в плохой форме3Нет, это время меня не устраивает4Представьте, что вы сами можете выбрать график своего рабочего времени. Какой 5-часовой непрерывный график работы вы выберете, чтобы работа стала для вас интереснее и приносила большее удовольствие?(Перечеркните крестиками пять клеточек)241234567891011121314151617181920212223154321В какой части суток вы чувствуете себя «на высоте»?(Перечеркните крестиком только одну клеточку).241234567891011121314151617181920212223154321 Иногда говорят «утренний человек» и «вечерний человек». К какому типу вы себя относите?Четко к утреннему типу — «Жаворонок» 6Скорее, к утреннему типу, чем к вечернему 4Индифферентный тип — «Голубь» 3Скорее, к вечернему типу, чем к утреннему 2Четко к вечернему типу — «Сова» 0Обработка результатов и выводы. Подсчитайте сумму баллов и, пользуясь схемой оценки, определите, к какому хронобиологическому типу вы относитесь: «Голубь», «Сова» или «Жаворонок».Схема оценки хронобиологического типа человека по опроснику-тесту«Жаворонок» (четко выраженный утренний тип) 69 баллов Слабо выраженный утренний тип 59-69 баллов«Голубь» (индифферентный тип) 42-58 балловСлабо выраженный вечерний тип 31-41 балл«Сова» (сильно выраженный вечерний тип) 31 балл
1. Алексеева Э. А. и др. Оценка функционального состояния организма студентов в период экзаменационного стресса //Вестник Бурятского государственного университета. Медицина и фармация. – 2010. – №. 12. – С. 108-113.
2. Амосов Н.М., Бенкет Я.Б. Физиологическая активность и сердце – Киев: Здоровье, 1989. – 255 с.
3. Андреева Е. А., Соловьева С. А. Особенности проявления стресса у студентов во время сдачи экзаменационной сессии //Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5. – №. 1 (14). – С. 140-143.
4. Баевский Р.М., Кириллов О.И., Клецкин С.З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М.: Наука. 1984. 222 с.
5. Бакай Ю.О. Утомление при умственной и физической работе. Компоненты здорового образа жизни. Физиологическое и психологическое состояние студента во время сдачи экзаменов // Аллея науки. – 2019. – Т. 2. – №. 2. – С. 348-359.
6. Безрукова У.И. Основы здорового образа жизни студента // Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация: проблемы и перспективы развития. – 2022. – С. 296-298.
7. Белов А.Ф., Лапкин М.М., Яковлева Н.В. Успешность обучения студентов медицинского ВУЗа: дифференциально-психологический аспект // Психол. журн. – 1994. – Т.15. № 1. – С.81- 86.
8. Богданчикова Л.В. и др. Исследование влияния стресса на уровень когнитивно-аффективных и соматических расстройств у студентов медицинского вуза // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – №. 5-4. – С. 32-35.
9. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. – 1996. – Т. 17. № 4. – С. 6474.
10. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психол. журн. – 1996. – Т.17. №4. – С. 64-74.
11. Боканова О.М. Некоторые показатели сердечно-сосудистой системы у студентов вечернего отделения в период экзаменационной сессии // Вопросы гигиены и состояния здоровья студентов вузов. – М., 1974. – 130 с.
12. Будкевич Р.О. Устойчивость к стрессу у студентов различных хронотипов // Успехи современного естествознания. – 2006. – № 12. – С. 44-45
13. Бунякина Е. В., Бессонова Т. И. Экзаменационный стресс у студентов и способы совладания с ним // Современные тенденции психологических исследований. – 2022. – С. 143-150.
14. Вейн А.М. Заболевания вегетативной нервной системы. М: Медицина, 1991. 624 с.
15. Вейн А.М. Предисловие к сборнику научных трудов, посвященных эмоциональному стрессу // Роль эмоционального стресса в генезе нервно-психических заболеваний. – М., 1977, с. 3-4.
16. Вертягина Е. А., Новикова Е. Е. Психическое здоровье студентов и экзаменационный стресс //Издание осуществлено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-013-20065. – 2019. – С. 151.
17. Вяткин Б.Л. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. – М., 1981. – 77 с.
18. Гаранян Н.Г. и др. Предэкзаменационный стресс и эмоциональная дезадаптация у студентов младших курсов // Социальная и клиническая психиатрия. – 2007. – №. 2. – С. 38-42.
19. Гергаулова Е.В., Мелешкова Н.А. Режим дня студентов. Биоритмы // Психология. Спорт. Здравоохранение. – 2021. – С. 8-11.
20. Гиссен Л. Д. Время стрессов. М., 1990. – 113 с.
21. Горизонтов П.Д., Белоусова О.П., Федотова М.И. Стресс и система крови. – М.: Медицина, 1988. – 79 с.
22. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л.: Изд-во ЛГУ. 1988. – 500 с.
23. Гринберг Дж. Управление стрессом. – СПб.: Питер, 2004. – 30 с.
24. Данилова Н.Н., Астафьев С.В. Изменение вариабельности сердечного ритма при информационной нагрузке // Журн. высш. нервн. деят. – 1999. – Т.49. №1. – С.28-37.
25. Данилова Н.Н., Коршунова С.Г., Соколов Е.Н., Чернышенко Е.Н. Зависимость сердечного ритма от тревожности как устойчивой индивидуальной характеристики // Журн. высш. нервн. деят. – 1995. – Т.45. №6. – С.647- 660.
26. Дж. С. Эверли, Р. Розенфильд - Стресс, природа и лечение. М.,1985
27. Долганова П. И. Теоретические аспекты исследования проблемы экзаменационного стресса у студентов // Материалы 70-й научно-практической конференции преподавателей и студентов. – 2021. – С. 184-187.
28. Доскин В.А. Профилактика экзаменационного стресса // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. – М.: Медицина, 1988. – С.147-160.
29. Заболевания вегетативной нервной системы / Под ред. А.М. Вейна. – М.: Медицина, 1991. – 624 с.
30. Завьялов А.В., Склярук Н.А. Влияние уровня личностной тревожности у студентов-медиков на рефлекторную регуляцию сердечного ритма // Системные механизмы реабилитации: Труды научного совета РАМН по эксперимент. и прикладной физиологии. – 1994. – Т.5. – С. 114-119.
31. Золотухина Е. Д., Минахметова А. З. Исследование учебного стресса в жизни студентов // NovaUm. Ru. – 2019. – №. 17. – С. 471-474.
32. Ивлева Е.И., Щербатых Ю.В. Клинико-психопатологичсекие аспекты и нарушения вегетативного гомеостаза при социальных фобиях // Социальная и клиническая психиатрия. – 2000. – №3. – С. 53-56.
33. Илькевич Т. Г. О необходимости коррекции экзаменационного стресса у студентов средствами здоровьесберегающих технологий // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2023. – №. 5 (219). – С. 180-187.
34. Калуев А. В. Проблемы изучения стрессорного поведения. – Киев, 1999. – 639 с.
35. Карпенко Ю. Д. Особенности функционального состояния организма студентов в условиях экзаменационного стресса // Гигиена и санитария. – 2010. – №. 1. – С. 80-82.
36. Карпман В.Л. Фазовый анализ сердечной деятельности. – М.: Медгиз, 1964. – 80 с.
37. Карпман В.Л. Определение минутного объема крови // Теория и практика физической культуры. – 1954.– №6. – С. 69.
38. Каширина Л. В., Краева К. В., Верба И. К. Копинг-поведение студентов в условиях экзаменационного стресса // Психология. Экономика. Право. – 2013. – №. 4. – С. 15-24.
39. Кемпипски А. Психопатология неврозов. – Варшава, 1975. – 259 с.
40. Киселева Е. В. Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия / Е. В. Киселева, С. П. Акутина // Молодой ученый. — 2017. — № 6. — С. 417-419.
41. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. – М., 1983. – 56 с.
42. Коннова С.С. Степень биоритмологической адаптации первокурсников высших учебных заведений к процессу обучения // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Экологические проблемы промышленных городов». – М., 2009. – 304с.
43. Колле Д. А. Особенности стрессоустойчивости и адаптации студентов НВГУ в зависимости от хронотипов // XXI Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. – 2019. – С. 60.
44. Конобейская А. В., Сидорова Е. Д. Анализ влияния режима дня на здоровье студентов // Студент года 2020. – 2020. – С. 334-338.
45. Кузнецов Л. С., Порсева К. В. Способы формирования режима сна – неотъемлемой части успеваемости студентов // Физиологические, психофизиологические проблемы здоровья и здорового образа жизни. – 2020. – С. 116-118.
46. Куташов В. А., Ульянова О. В. Схема корректировки уровня стресса среди студентов // Здоровье молодежи. Новые вызовы и перспективы. – 2019. – С. 226-246.
47. Мавлютов С. М., Горст В. Р. Влияние условий жизни и учебного процесса на психоэмоциональное и соматическое состояние студентов // Актуальные исследования висцеральных систем в биологии и медицине. – 2020. – С. 48-50.
48. Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб.: Издательский дом «Сентябрь». 2001. – 60 с.
49. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. – М.: Просвещение, 1984. – 191 с.
50. Марчук С. А. Влияние экзаменационного стресса на психофизическое состояние студентов //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2019. – №. 10 (176). – С. 222-226.
51. Марьинских С. Г. Оценка уровня здоровья юношей, проживающих в г. Тюмень при переходе из общеобразовательных учреждений в вуз // Физиологические механизмы адаптации человека: Материалы международной научно-практической конференции. – Тюмень: Лаконика. – 2010. – С.64-67.
52. Меерсон Ф. 3. Адаптация организма к стрессовым ситуациям и предупреждение нарушений ритма сердца // Успехи физиологических наук. – 1987. – Т. 18. № 4. – С. 56-79.
53. Мельников В. И. Экзаменационный стресс студентов и основные методы его оптимизации // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2012. – №. 1. – С. 45-60.
54. Мечникова И. И. Влияние экзаменационного стресса на физиологические показатели студентов // Педагогика и психология образования. – 2021. – №. 4. – С. 47-49.
55. Мирманова И. М., Болонина А. В. Сон. Влияние сна на психоэмоциональное, умственное, физическое состояние //Столица науки. – 2020. – №. 9. – С. 9-12.
56. Миронова О. И. Подходы к изучению экзаменационного стресса у студентов // Педагогика и психология образования. – 2021. – №. 1. – С. 159-170.
57. Михайлюк О. М., Подкупняк М. О. Влияние экзаменационного стресса студентов на состояние организма //Инновации и технологии в биомедицине. – 2021. – С. 328-331.
58. Мойкин Ю. В., Киколов А. И., Тихоревский В. И., Милков Л. Е. Психофизиологические основы профилактики перенапряжения. – М.: Медицина, 1987. – 256 с.
59. Недышилова А. В. Влияние стресса во время сдачи студентами экзаменационной сессии //Молодой исследователь: от идеи к проекту. – 2021. – С. 246-248.
60. Ноздрачев А. Д., Щербатых Ю. В. Физиология и психология страха // Природа. – 2000. – № 5. – С. 61-67.
61. Ноздрачев А.Д., Щербатых Ю.В. Современные способы оценки функционального состояния вегетативной нервной системы // Физиология человека. – 2001. – №6. – С.135-141.
62. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. № 1. – С. 90-101.
63. Парин В.В., Карпман В.Л. Систолический объем сердца // Физиология кровообращения. Физиология сердца / под общ. ред. Бабского Е.Б. – Л.: Наука, 1980. – 508 с.
64. Патологическая физиология / под ред. А.Д. Адо, В.В. Новицкого. – Томск, 1994. – 487 с.
65. Патологическая физиология / под ред. Н.Н.Зайко. – Киев, 1985. – 194 с.
66. Петрова Е. Г. Исследование тревожности студентов в условиях экзаменационного стресса //Вестник Таганрогского института имени АП Чехова. – 2010. – №. 2. – С. 152-157.
67. Петровский А.В. Практические занятия по психологии. – М.: Просвещение, 1972. – 167 с.
68. Плотников В.В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в условиях экзаменационного стресса // Гигиена труда. – 1983. – №5. – С. 48-50.
69. Плотников В. В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в условиях экзаменационного стресса //Гигиена труда. – 1983. – № 5. – С.48-50.
70. Плотников В.В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в условиях экзаменационного стресса // Гигиена труда. – 1983. – Т. 5. – С.48-50.
71. Порсев В. В., Кетриш Е. В. Соблюдение режима сна как средство повышения успеваемости студентов // Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций. – 2020. – С. 201-204.
72. Пряжников Н. С, Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Академия, 2004. – 243 с.
73. Пуговкин А.П. и др. Физиология сердца: Учеб. пособие / Пуговкин А.П., Евлахов В.И., Шалковская Л.Н.; Под ред. Б.И. Ткаченко. – СПб.: Б.и.,1995. – 81с.
74. Расулов М. А., Саидов А. Б. Психофизиологические показатели у студентов с разной степенью адаптации во время экзаменационного периода // Лікарська справа. – 2009. – №. 3-4. – С. 58-62.
75. Рябикина М. А. Исследование зависимости интеллектуальной работоспособности студентов от их хронотипа и биоритмов // Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University. – 2019. – №. 1 (14). – С. 93-99.
76. Сологуб Е.Б., А.С. Солодков Общая физиология: Учеб. Пособие / СПБГАФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 2000. – 216 с.
77. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1992. – 109 с.
78. Семенова Т. Н., Первушин В. В., Коротков Д. Ю. Влияние экзаменационного стресса на психофизиологические показатели студентов // Образование и общество. – 2021. – №. 3. – С. 124-129.
79. Симонов П. В. Психофизиологический стресс космического полета // Основы космической биологии и медицины. – М.: Наука, 1975. –172 с.
80. Сивцова А. В., Латкин В. А. Экзаменационный стресс студентов //Аграрная наука-сельскому хозяйству. – 2019. – С. 34-35.
81. Сидтиков Ф. Г., Шайхелисламова М. В, Валеев И. Р. Влияние учебной нагрузки и условий производства на функциональное состояние симпатоадреналовой системы и показатели регуляции сердечного ритма у девушек 17-18-летнего возраста // Физиология человека. – 2001. – № 5. – С.60.
82. Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций. – М.: Наука, 1970. – 48 с.
83. Смирнова А. В., Корягина О. А. Стресс и физиологический ответ организма. Экзаменационный стресс у студентов // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1. – С. 1-8.
84. Солодков А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. – М.: Советский спорт, 2008. – 620 с.
85. Стрелец В.Б., Данилова Н.Н., Корнилова И.В. Ритмы ЭЭГ и психические показатели эмоций при реактивной депрессии // Журн. высш. нервн. деят. – 1997. – Т.47. №1. – С.11- 21.
86. Стрелец В.Б., Самко Н.Н., Голикова Ж.В. Физиологические показатели предэкзаменационного стресса // ЖВНД. – 1998. – Т.48. №. 3. – С. 458-463.
87. Стригельская И. Ю., Запрометова С. А., Федоров В. И. Проблема стрессоустойчивости студентов в период экзаменационной сессии в вузе // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2021. – №. 10 (200). – С. 472-476.
88. Судаков К. В. Индивидуальная устойчивость к стрессу. – М., 1998. – 268 с.
89. Суворова В. В. Психофизиология стресса. – М: Педагогика, 1975. – 208 с.
90. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. – М.: Медицина, 1981. – 232 с.
91. Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. – М., 1988. – 172 с.
92. Токаева Л. К., Павленкович С. С. Влияние экзаменационного стресса на психоэмоциональный статус и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы первокурсников //Современные проблемы науки и образования. – 2012. – №. 2. – С. 365-365.
93. Токаева Л.К., Павленкович С.С. Влияние экзаменационного стресса на функциональное состояние сердечно – сосудистой системы первокурсников // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. – С. 41-43.
94. Умрюхин Е.А., Быкова Е.В., Климина Н.В. Вегетативный тонус и энергозатраты у студентов в процессе результативной учебной деятельности // Вестник Российской АМН. – 1999. – №6. – С. 47-51.
95. Устоев М. Б., Алиева М. Т., Устоев Б. Р. Влияние экзаменационного стресса на здоровье студентов // Агаджаняновские чтения. – 2018. – С. 265-266.
96. Фатеева Н. М., Арефьева А. В. Экзаменационный стресс и психофизиологические показатели студентов // Образовательный вестник «Сознание». – 2015. – №. 3. – С. 11-14.
97. Фаустов Л. С., Щербатых Ю. В. Обучение и здоровье. – Воронеж, 2000. – 25 с.
98. Федоров Б.М. Стресс и система кровообращения. – М.: Медицина, 1991. – 318 с.
99. Фертикова Т. Е. Состояние здоровья студентов и здоровьесберегающие технологии: региональный опыт вузов России // Морская медицина. – 2019. – №. 2. – С. 34-44.
100. Фомин Н.А. Физиология человека. – М.: Просвещение: Владос,1995. – 416 с.
101. Хананашвили М. И. Информационные неврозы. – Л.: Медицина, 1978. – 143 с.
102. Ханин Ю.Д. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Р. Спилбергера. – Л., 1976. – 43 с.
103. Хвалина С. А. Экзаменационный стресс // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – Общество с ограниченной ответственностью «Наука и инновации», 2013. – №. 2. – С. 466.
104. Черкович Г. М. Опыт воспроизведения невроза у обезьян путем экспериментального изменения суточного режима // Бюллетень экспериментальной биологии. – 1959. – Т. 48. № 8. – С. 21-24.
105. Чистов В. В. Психофизиологическая саморегуляция и ее роль в активности и успешности деятельности студентов // Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм. – 2021. – Т. 1. – №. 1. – С. 284-289.
106. Чусов Ю.Н. Физиология человека: Учеб. Пособие. – М.: Просвещение, 1981. – 239 с.
107. Шахова А. Ю., Димитриева С. В. Влияние экзаменационного стресса на функциональное состояние организма студентов // Физиология человека. – 2021. – №. 7. – С. 42-45.
108. Шепель С. П. Влияние режима сна на здоровье и работоспособность студентов // Теория и практика физической культуры. – 2022. – №. 12. – С. 67-69.
109. Ширяев О.Ю., Ивлева Е.И. Нарушение вегетативного гомеостаза при тревожно-депрессивных расстройствах и методы их коррекции // Прикладные информационные аспекты медицины. – 1999. – Т2. №4. – С. 45-48.
110. Щербатых Ю. В. Стресс и счастье – на одну букву. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 23 с.
111. Щербатых Ю. В. Экзамен и здоровье студентов // Высшее образование в России. – 2000. – № 3. – С. 111-115.
112. Щербатых Ю.В. Использование аутогенной тренировки для оптимизации уровня экзаменационного стресса у студентов высшей школы // Актуальные проблемы современной биологии и медицины. – Днепропетровск, 1997. – С.116-117.
113. Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И. Вегетативные компоненты реакции страха при моделировании психотравмирующей ситуации // Структура и функции вегетативной нервной системы. Матер. 2-го международного симпозиума. – Воронеж, 1998. – С.31.
114. Щербатых Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса // Прикладные информационные аспекты медицины. 1999. Т2. №1. С. 59 62.
115. Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. – Воронеж: Исток, 1998. – 262 с.
116. Щербатых Ю. В. Экзаменационный стресс. – Воронеж, 2000. – 118 с.
117. Юматов Е. А., Кузьменко В. А., Бадиков В. И. и др. Экзаменационный эмоциональный стресс у студентов // Физиология человека. – 2001. – № 2. – С.104-111.
118. Яник А. А., Старикова В. А. Дополнительная общеразвивающая программа психолого-педагогической направленности «Экзамены без стрессов» // Психолого-педагогические программы и технологии в образовательной среде. Каталог-2021. – 2021. – С. 47-58.
119. Akselrod S., Gordon D., Madved J.B. et al.Hemodynamic regulation: investigation by spektral analysis // Amer. J. Physiol. – 1985, – V.249. – P. 867-875.
120. Baselli G., Cerutti S., Livraghi M. et al. Causal relationship between heart rate and arterial blood pressure variability signals // Med. Biol. Engng. Comp. – 1988. – V. 26. – P. 374-385.
121. De Quattro V. L. Stress overload-and catecholamine response-demand neutralizing antihypertensive therapy // Heart and Circ. – 1988. – V. 3. № 2. – P. 6-7.
122. Folkman S., Schaefer C, Lazarus R. S. Cognitive processes as mediators of stress and coping / V. Hamilton, D. W. (Eds.) Human stress and cognition: An information processing approach. N. Y.: Willey. – 1979. – P. 265-298.
123. Heart rate variability. Standarts of Mesurement, Physiological Interpritation and Clinical Use // Circulation, 1996, V.93, N5, P.1043-1065.
124. Lannone V. Stress und Krankheit // Raum und Zeit. – 1990. – V. 9. № 4. – P. 60-62.
125. Lazarus R. S., Launier R. Stress – related transactions between person and environment // L. A. Pervin, M. Levis (Eds.). Perspectives in inreractional psychology. N. Y.: Plenum. – 1978. P. 287-327.
126. Malliani A., Pagani M., Lombardi F., Cerutti S.Cardiovascular neural regulation explored in the frequency domain // Circulation. – 1991. – V.84. – Р.1482-1492.
127. Stewart-Brown S., Layte R. Emotional health problems are the most important cause of disability in adults of working age: A study in the four counties of the old Oxford region //J. Epidemiol, and Community Health. – 1997. – V. 51. № 6. – P. 672-675.
128. Zung W.W.K. How normal is anxiety? // Current Concepts. Upjohn Company. – N.Y, 1980. – 341 p.