Современные аспекты сестринской помощи пациентам с мочекаменной болезнью

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Сестринское дело
  • 57 57 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 28.02.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕСТРИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УХОДУ ЗА ПАЦИЕНТАМИ С МОЧЕКАМЕННОЙ БОЛЕЗНЬЮ 6
1.1. Определение, этиология мочекаменной болезни 6
1.2. Патогенез мочекаменной болезни 7
1.3. Классификация мочекаменной болезни 12
1.4. Клиническая картина мочекаменной болезни 12
1.5. Осложнения мочекаменной болезни 14
1.6. Диагностика мочекаменной болезни 15
1.7. Принципы лечения мочекаменной болезни 17
1.8. Диспансерное наблюдение 19
1.9. Профилактика мочекаменной болезни 20
1.10. Теоретические аспекты сестринской помощи пациентам с мочекаменной болезнью 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УХОДУ ЗА ПАЦИЕНТАМИ С МОЧЕКАМЕННОЙ БОЛЕЗНЬЮ 27
2.1. Анализ статистической информации по заболеваемости мочекаменной болезнью в Белебеевском районе Республики Башкортостан 27
2.2. Анализ клинического случая 30
2.3. Анализ результатов анкетирования 35
2.4. Предложения по повышению эффективности деятельности медицинской сестры по уходу за пациентами с мочекаменной болезнью 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 54

Фрагмент для ознакомления

(реже 1 раза в неделю)Свинина, говядина, баранина25,841,932,3Черный чай93,53,20,0Какао, кофе, шоколад90,36,53,2Апельсин, виноград, инжир, киви, финики, хурма и соки из них71,012,916,1Ежевика, крыжовник, малина смородина красная и соки из них6,525,867,7Ревень0,03,296,8Арахис, грецкие орехи, кедровые орехи, кешью, кунжут, миндаль, фундук16,125,858,1Семена подсолнечника16,16,5100,0Соя, фасоль, чечевица12,919,467,7Гречка, кинва, кукурузная крупа, пшено, рожь74,212,912,9Готовые соусы (майонез, кетчуп, соевый соус)80,616,13,2Сыры твердых сортов29,038,732,3Консервы, пресервы19,458,125,8Соления, маринады, соленая рыба9,761,329,0Фастфуд, чипсы, сухарики32,338,729,0Колбасы, сосиски29,048,422,6Как представлено в таблице,ежедневно пациенты употребляют в пищу продукты, которые содержат много салицилатов, в частности черный чай, какао, кофе, шоколад, фрукты (апельсин, виноград, инжир, киви, финики, хурма и соки из них), гречка, кинва, кукурузная крупа, пшено, рожь, готовые соусы (майонез, кетчуп, соевый соус).Еженедельно (1-2 раза в неделю) пациенты употребляли такие продукты, содержащие много салицилатов как ягоды (ежевика, крыжовник, малина смородина красная и соки из них), орехи (арахис, грецкие орехи, кедровые орехи, кешью, кунжут, миндаль, фундук).Недопустимо много пациенты употребляли продуктов с высоким содержанием соли. Например, ежедневно 29,0% пациентов употребляли в пищу сыр, 32,3% – фастфуд, чипмы, сухарики, 29,0% – колбасы, сосиски. Не реже 1-2 раз в неделю пациенты употребляли сыры (38,7% пациентов), консервы, пресервы (58,1%), соления, маринады, соленую рыбу (61,3%), фастфуд, чипсы, сухарики (38,7%), колбасы, сосиски (48,4%).Мало того, 54,8% пациентов досаливают пищу, которая уже приготовлена (17 человек), лишь 45,2% пациентов этого не делают (14 человек) (рисунок 12).Несмотря на тот факт, что мочекаменная болезнь достаточно часто обостряется, что сопровождается интенсивным болевым синдромом, только 29,0% пациентов знают правила первой помощи при возникновении приступа мочекаменной болезни (9 человек). Оставшиеся 71,0% пациентов такую помощь оказать не смогу, т.к. не знакомы с ее основными положениями (22 человека) (рисунок 13). Рисунок – Досаливание пациентами готовой пищи, %Рисунок – Знание пациентами правила первой помощи при возникновении приступа мочекаменной болезни, %Пациенты с мочекаменной болезнью должны проходить регулярную диспансеризацию. Как следствие, очень важно регулярно посещать врача. Это делают не все пациенты. В частности, 3,2% пациентов посещают врача с профилактической целью 3-4 раза в год (1 человек), 6,5% пациентов – 2 раза в год и чаще (2 человека), 32,3% пациентов – 1 раз в год (10 человек). Вместе с тем 58,1% пациентов посещают врача только при наличии тех или иных жалоб (18 человек) (рисунок 14).Из числа опрошенных 71,0% отмечают, что медицинская сестра провела с ними беседу о причинах, методах лечения и профилактике мочекаменной болезни (22 человека), 29,0% пациентов в такой беседе участия не принимали (9 человек) (рисунок 15).Рисунок – Посещение пациентам врача с профилактической целью, %Рисунок – Проведение медицинской сестрой беседы причинах, методах лечения и профилактике мочекаменной болезни, %При выборе источников для получения информации о профилактике мочекаменной болезни пациенты указали на Интернет (32,3%, 10 человек), друзей, знакомых, родственников (25,8%, 8 человек), листовки, буклеты (16,1%, 5 человек). Медицинских работников указали только 9,7% пациентов (3 человека), медицинскую литературу – 6,5% пациентов (2 человека).Рисунок – Источники информации, которые пациенты предпочитают для получения информации о профилактике мочекаменной болезни, %Таким образом, испытуемые не стремятся выполнять требования по профилактике мочекаменной болезни, ее обострений. Это приводит к учащению обострений, росту риска развития осложнений заболевания.2.4. Предложения по повышению эффективности деятельности медицинской сестры по уходу за пациентами с мочекаменной болезньюКак было показано ранее, основной проблемой пациентов с мочекаменной болезнью является низкий уровень их знаний по данному заболеванию, низкие показатели мотивации к ведению более здорового образа жизни. Следовательно, основным направлением деятельности медицинской сестры по уходу за пациентами с мочекаменной болезнью должно быть обучение.Поскольку таких пациентов достаточно много, мы считает необходимым создание Школы для пациентов с заболеваниями почек.Согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.07.2020 года №475н «Об утверждении профессионального стандарта «Медицинская сестра / медицинский брат» одной из трудовых функций медицинской сестры является «Обучение пациентов и (или) семьи процедурам общего ухода». При этом медицинская сестра должна уметь выявлять потребности пациента и его близких в обучении, принимать во внимание пол, возраст, прочие индивидуальные особенности пациента, его близких. Медицинская сестра должна уметь четко и качественно формировать цель и ожидаемый результат обучения, определять формы и методы обучения, выбрать оптимальное время, место обучения. Медицинская сестра должна владеть необходимыми знаниями в той области, которой она обучает, подбирать информационный материал таким образом, чтобы он подходил пациенту.Крайне важно быть способной мотивировать пациентов к обучения, привлекать пациентов и их близких к составлению плана обучения, наиболее важных вопросов, которые будут рассматриваться в рамках обучения. Важно создать доверительную атмосферу, уметь оценить готовность пациента к обучению.В процессе обучения медицинская сестра может столкнуться с многочисленными барьерами, в т.ч. с непониманием, нежеланием воспринимать информацию, следовать рекомендациям медицинского работника. Важно понимать как преодолеть эти проблемы, донесли до пациента необходимость выполнять рекомендации, принимать меры по самоконтролю. В противном случае эффективность обучающих мероприятий может быть низкой, а затраченные на обучение ресурсы – затраченными зря. При необходимости можно привлекать дополнительных специалистов, в частности психологов. Также можно привлекать пациентов, которые уже прошли обучения и добились высоких результатов.Медицинская сестра должна также предложить пациенту с заболеваниями почек, либо уже принять участие в работе Школы здоровья, запишет его в данную Школу.Школа здоровья для пациентов с заболеваниями почек – это организационная форма профилактической работы, которая является, по сути, формой профилактического консультирования, профилактической услугой, которая оказывается пациенту медицинским работником. В целом школа для пациента с заболеваниями почек – это совокупность средств и методов индивидуального, а также группового обучения пациентов, направленного на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков, позволяющих рационального лечить заболевания почек, проводить профилактику обострения заболеваний, их осложнений, повышать качество жизни пациентов с заболеваниями почек. Школы здоровья, в том числе и школы для пациентов с заболеваниями почек, организуются на базе медицинских организации первичного звена системы здравоохранения (поликлиники), в стационарах, медико-санитарных частях, кардиологических диспансерах, центрах медицинской профилактики, санаториях-профилакториях, санаториях, оздоровительных центрах, на курортах. Цель организации школы пациентов с заболеваниями почек – это оптимизация, совершенствование и расширение охвата, доступности и улучшения качества медицинской профилактической помощи населению, в частности пациентам с заболеваниями почек. Целью организации школы пациентов с заболеваниями почек является информирование пациентов о заболевании и факторах риска его развития, формирование у них ответственности за сохранение своего здоровья и более сознательного отношения к оздоровлению. Эти меры способствуют воспитанию заинтересованности в лечении и выполнении рекомендаций врача. Среди знаний, которые должны быть сформированы у них после обучения в школе – это:Причины, симптомы, факторы риска развития заболеваний почек в целом и конкретных заболеваний в частности (например, мочекаменной болезни).Осложнения заболеваний почек, факторы, определяющие риск их развития. Основы самоконтроля состояния в домашних условиях.Средства доврачебной самопомощи при осложнениях заболеваний почек.Основы здорового питания, особенности питания при заболеваниях почек.Влияние поведенческих факторов риска на здоровье.К числу навыков, которые должны быть сформированы у пациента после окончания им обучения в школе, выделяются:Применение полученных знаний для самоконтроля за состоянием здоровья.Проведение самооценки и контроля своего состояния, факторов, влиявших на течение заболевания.Следование назначениям врача, понимание опасности самолечения.Самостоятельное применение средств доврачебной помощи.Применение в повседневной жизни немедикаментозных методов по уменьшению поведенческих факторов риска.Принятие решения по отказу от вредных привычек, особенно от курения, о смене места работы при наличии вредного ингаляционного воздействия, о смене места проживания при существенном загрязнении воздуха.Использование всех возможных и зависящих от пациента средств и методов для соблюдения рекомендаций врача, лечения и оздоровления. В числе пациентов, которые являются целевой группой для школ здоровья можно выделить пациентов с выявленным заболеваниями почек, с низким, средним, высоким и очень высоким риском развития заболеваний почек, их осложнений. К числу сотрудников медицинской организации, которые проводят занятия в школе, относятся врачи-пульмонологи, участковые и семейные врачи, специалисты кабинетов медицинской профилактики, в том числе и медицинские сестры после соответствующего обучения. Программа обучения обычно состоит из цикла занятий, продолжительность каждого из которых не превышает 90 минут. Численность пациентов в группе обычно не больше 8-10 человек. Важнейшим аспектом ведения занятий в школе являются качественные информационные материалы. Это как справочные материалы для медицинских работников, так и информационные материалы для пациентов.В числе обязательного оборудования, которое должно быть в школе здоровья для пациентов с заболеваниями почек, выделяются весы, ростомер, таблица для определения индекса массы тела, калькулятор, демонстрационные материалы, раздаточные материалы (памятки, дневники, брошюры, листовки), проектор, доска и маркеры к ней, бумага, ручки, карандаши, маркеры. К дополнительному оборудованию можно отнести компьютер, принтер, программное оборудование, зал для занятий лечебной и оздоровительной физической культурой и др.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, МБ – это патология, при которой из-за нарушения биохимических процессов в моче на фоне различных общих отклонений, патологий желудочно-кишечного тракта, мочевыводящей системы и т.д. происходит образование конкрементов. Для МБ характерен ряд специфических признаков. Для выявления МБ проводится опрос, осмотр пациента, анализируются данные лабораторной и инструментальной диагностики. Лечение МБ включает в себя диетотерапию, лечебную физическую культуру, медикаментозное лечение, хирургическое лечение. Профилактика состоит в модификации образа жизни пациента, наблюдении пациента у врача.Медицинская сестра в рамках осуществления мероприятий по уходу за пациентами, страдающими от мочекаменной болезни должна выявить и устранить (либо снизить интенсивность) целого ряда проблем. Их анализ показывает, что, ввиду системности нарушений при патологиях почек, спектр проблем таких пациентов крайне разнообразен и охватывает практически все органы и системыОднако, в процессе выявления практических особенностей сестринской деятельности по обучению пациентов с заболеваниями органов дыхания, профилактике обострений мочекаменной болезни мы увидели, что далеко не все пациенты готовы следовать рекомендациям медицинских работников, они не соблюдают нормы профилактики данного заболевания, что ведет к обострениям, осложнениям.Анализируя полученные данные, мы можем предложить некоторые меры, которые помогли бы повысить качество профилактических мероприятий силами среднего медицинского персонала. Это такие мероприятия как:Расширение мероприятий по информированию пациентов, в частности расширение средств информировании в соответствии с возрастной структурой пациентов.Ни в коем случае не исключать из обучения личное общение. Это должны быть как теоретические беседы, так и практические занятия.Шире применять работу в рамках многопрофильных бригад, в частности, использовать советы, беседы, практические занятия со специалистами в разных областях медицины, например в области лечебной физической культуры, диетологии, инфекционных болезней, вакцинопрофилактикиМы предложили основные идеи работы Школы здоровья для пациентов с заболеваниями почек, которая позволит таким пациентам получать необходимую информацию.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАмбулаторная урология / П.В. Глыбочко, Д.Ю. Пушкарь, А.В. Зафцев, Л.М. Рапопорт. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 333 с.Гурвич М.М. Диетология: полное руководство / М.М. Гурвич. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Эксмо, 2011. – 587 с.ДворянчиковА.Ю. Традиционная диетология / А.Ю. Дворянчиков. – М.: Филинь, 2020. – 367 с.Диетология: руководство: учебное пособие / А.Ю. Барановский, Э.А. Кондрашина, Л.И. Назаренко и др.; под ред. А.Ю. Барановского. – 5-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2020. – 1100 с.Здравоохранение в России. 2021: Стат. сб./ Росстат. – М., 2021. – 171 с.КомяковБ.К. Урология: учебник для использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих программы высшего образования / В.К. Комяков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. – 412 с.ЛычевВ.Г. Сестринское дело в терапии. С курсом первичной медицинской помощи: учебное пособие / В.Г. Лычев, В.К. Карманов. – 2-е изд., перераб., испр. и доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016. – 332 с.Мочекаменная болезнь (N20-N23). МКБ10 – Международная классификация болезней 10-го пересмотра [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mkb-10.com/index.php?pid=13152 (дата обращения: 29.11.2023).Нефрология. Клинические рекомендации / Т.Ю. Абасеева, А.М. Андрусев, М.М. Батюшин и др.; под ред. Е.М. Шилова и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 851 с.Нефрология. Неотложные состояния: учебное пособие для послевузовского профессионального образования врачей / Н.А. Мухин и др.; под ред. Н.А. Мухина. – М.: Эксмо, 2010. – 283 с.Нефрология: руководство для врачей: в 2 т./ Под ред. С.И. Рябова. – Т.2. Почечная недостаточность. – СПб.: СпецЛит, 2013. – 232 с.О хроническом заболевании почек. Руководство для пациентов и членов их семей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://boris.bikbov.ru/bolezni-pochek-knigi-dlja-pazientov/nkf-o-chronicheskoi-bolezni-pochek.pdf. (дата обращения: 29.11.2023). Обуховец Т.П. Сестринское дело и сестринский уход (СПО). Учебное пособие. – М.: КноРус, 2016. – 680 с.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.07.2020 года №475н «Об утверждении профессионального стандарта «Медицинская сестра / медицинский брат» одной из трудовых функций медицинской сестры является «Обучение пациентов и (или) семьи процедурам общего ухода» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/565649080 (дата обращения: 27.12.2023).СмолеваЭ.В.. Сестринский уход в терапии. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 368 с.ТруханД.И. Нефрология. Эндокринология. Гематология: учебное пособие / Д.И. Трухан, И.А. Викторова. – СПб.: СпецЛит, 2017. – 253 с.Урология / сост. А.С. Дементьев и др. – 2-е изд., испр. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 222 с.Урология: учебник для студентов высшего профессионального образования / Н.А. Лопаткин и др.; под ред. Н.А. Лопаткина. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 815 с.Урология: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / А.Х. Махмуд и др.; под ред. П.В. Глыбочко, Ю.Г. Аляева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 589 с.Урология: учебник, реализующий основные профессиональные образовательные программы высшего образования / С.Х. Аль-Шукри, В.Н. Ткачук, И.В. Кузьмин и др.; под ред. проф. С.Х. Аль-Шухри. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. – 639 с.Урология: учебник: для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д.Ю. Пушкарь; под ред. Д.Ю. Пушкаря. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 380 с.Шевченко В.П. Клиническая диетология / В.П. Шевченко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 243 с.ПРИЛОЖЕНИЕАнкета № ____Ваш пол?МужскойЖенскийВаш возраст?30 лет и младше31-40 лет41-50 лет51 год и старшеКак часто у Вас наблюдаются обострения мочекаменной болезни?Практически нет ремиссии1 раз в неделю1 раз в месяц1 раз в 6 месяцев1 раз в год и режеВы употребляете алкоголь?ДаНетВы курите?ДаНетВ вашей семье есть случаи мочекаменной болезни?ДаНетКак часто Вы страдаете от инфекций мочевыводящих путей?Чаще 2 раз в год1-2 раза в год3 раза в год и болееСвязана ли Ваша профессиональная деятельность с повышенной потерей влаги (например, работа в горячем цехе и т.д.)ДаНетСколько воды Вы употребляете в сутки?1 л и менее1,5-1,9 л2,0 л и болееУкажите частоты приема в пищу продуктов в таблице. Рядом с каждой группой продуктов укажите как часть Вы их принимаете в пищу.Часто (ежедневно)Регулярно (1-2 раза в неделю)Редко или не использую. (реже 1 раза в неделю)Свинина, говядина, баранинаЧерный чайКакао, кофе, шоколадАпельсин, виноград, инжир, киви, финики, хурма и соки из нихЕжевика, крыжовник, малина смородина красная и соки из нихРевеньАрахис, грецкие орехи, кедровые орехи, кешью, кунжут, миндаль, фундукСемена подсолнечникаСоя, фасоль, чечевицаГречка, кинва, кукурузная крупа, пшено, рожьГотовые соусы (майонез, кетчуп, соевый соус)Сыры твердых сортовКонсервы, пресервы Соления, маринады, соленая рыбаФастфуд, чипсы, сухарикиКолбасы, сосискиДосаливаете ли Вы уже приготовленную пищу?ДаНетЗнакомы ли Вы с правилами первой помощи при возникновении приступа мочекаменной болезни?ДаНетКак часто Вы посещаете врача с профилактической целью?3-4 раза в год2 раза в год и чаше1 раз в годПосещаю врача только если что-то беспокоитМедицинская сестра проводила с Вами беседу о причинах, методах лечения и профилактике мочекаменной болезни?ДаНетКакие источники информации Вы предпочитаете для получения информации о профилактике мочекаменной болезни?Медицинские работникиИнтернетМедицинская литератураПопулярная литератураДрузья, знакомые, родственникЛистовки, буклеты

1. Амбулаторная урология / П.В. Глыбочко, Д.Ю. Пушкарь, А.В. Зафцев, Л.М. Рапопорт. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 333 с.
2. Гурвич М.М. Диетология: полное руководство / М.М. Гурвич. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Эксмо, 2011. – 587 с.
3. Дворянчиков А.Ю. Традиционная диетология / А.Ю. Дворянчиков. – М.: Филинь, 2020. – 367 с.
4. Диетология: руководство: учебное пособие / А.Ю. Барановский, Э.А. Кондрашина, Л.И. Назаренко и др.; под ред. А.Ю. Барановского. – 5-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2020. – 1100 с.
5. Здравоохранение в России. 2021: Стат. сб./ Росстат. – М., 2021. – 171 с.
6. Комяков Б.К. Урология: учебник для использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих программы высшего образования / В.К. Комяков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. – 412 с.
7. Лычев В.Г. Сестринское дело в терапии. С курсом первичной медицинской помощи: учебное пособие / В.Г. Лычев, В.К. Карманов. – 2-е изд., перераб., испр. и доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016. – 332 с.
8. Мочекаменная болезнь (N20-N23). МКБ10 – Международная классификация болезней 10-го пересмотра [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mkb-10.com/index.php?pid=13152 (дата обращения: 29.11.2023).
9. Нефрология. Клинические рекомендации / Т.Ю. Абасеева, А.М. Андрусев, М.М. Батюшин и др.; под ред. Е.М. Шилова и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 851 с.
10. Нефрология. Неотложные состояния: учебное пособие для послевузовского профессионального образования врачей / Н.А. Мухин и др.; под ред. Н.А. Мухина. – М.: Эксмо, 2010. – 283 с.
11. Нефрология: руководство для врачей: в 2 т./ Под ред. С.И. Рябова. – Т.2. Почечная недостаточность. – СПб.: СпецЛит, 2013. – 232 с.
12. О хроническом заболевании почек. Руководство для пациентов и членов их семей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://boris.bikbov.ru/bolezni-pochek-knigi-dlja-pazientov/nkf-o-chronicheskoi-bolezni-pochek.pdf. (дата обращения: 29.11.2023).
13. Обуховец Т.П. Сестринское дело и сестринский уход (СПО). Учебное пособие. – М.: КноРус, 2016. – 680 с.
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.07.2020 года №475н «Об утверждении профессионального стандарта «Медицинская сестра / медицинский брат» одной из трудовых функций медицинской сестры является «Обучение пациентов и (или) семьи процедурам общего ухода» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/565649080 (дата обращения: 27.12.2023).
15. Смолева Э.В.. Сестринский уход в терапии. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 368 с.
16. Трухан Д.И. Нефрология. Эндокринология. Гематология: учебное пособие / Д.И. Трухан, И.А. Викторова. – СПб.: СпецЛит, 2017. – 253 с.
17. Урология / сост. А.С. Дементьев и др. – 2-е изд., испр. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 222 с.
18. Урология: учебник для студентов высшего профессионального образования / Н.А. Лопаткин и др.; под ред. Н.А. Лопаткина. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 815 с.
19. Урология: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / А.Х. Махмуд и др.; под ред. П.В. Глыбочко, Ю.Г. Аляева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 589 с.
20. Урология: учебник, реализующий основные профессиональные образовательные программы высшего образования / С.Х. Аль-Шукри, В.Н. Ткачук, И.В. Кузьмин и др.; под ред. проф. С.Х. Аль-Шухри. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. – 639 с.
21. Урология: учебник: для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д.Ю. Пушкарь; под ред. Д.Ю. Пушкаря. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 380 с.
22. Шевченко В.П. Клиническая диетология / В.П. Шевченко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 243 с.