Концепция совершенства как основание эпистимологии Лейбница
Заказать уникальную дипломную работу- 71 71 страница
- 34 + 34 источника
- Добавлена 14.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Аннотация 7
Глава 1. Введение в концепцию совершенства в эпистемологии Лейбница 9
1. Исторический контекст и философские основы эпистемологии Лейбница 9
2. Понятие совершенства в эпистемологии Лейбница 16
Глава 2. Онтологические основания и природа познания по Лейбницу: рационалистическая и эмпирическая эпистемология, их связь с концепцией совершенства и критерии совершенного познания 27
1. Спор о «врождённых идеях»: Дж. Локк и Г. В. Лейбниц 27
2. Онтологические предпосылки рационализма и рационалистическая концепция познания 36
3. Рационалистическая эпистемология Лейбница и ее связь с концепцией совершенства 41
4. Онтологические предпосылки эмпиризма и эмпирическая концепция познания 46
5. Эмпирическая эпистемология и ее отношение к концепции совершенства 48
Глава 3. Взаимодействие рационального и эмпирического: роль интуиции в теории Лейбница 52
1. Критерии и уровни совершенного познания в теории Лейбница 52
2. Природа и границы совершенного познания 55
3. Взаимодействие рационального и эмпирического в познании в концепции Лейбница 57
4. Концепция совершенства и ее влияние на теорию познания 61
Заключение 66
Список использованной литературы 68
Он полагает, что вся реальность включает бесконечное количество монад – неделимых, неизменных и неживых субстанций. Каждая монада представляет собой отражение всего остального мира в своем единственном состоянии. С помощью эмпирической эпистемологии Лейбниц обосновывает, что всеобщее гармоничное устройство мира является проявлением Божественной совершенности и чрезвычайно сложной системы.Проблема инференции играет важную роль в развитии концепции совершенства Лейбница. Эмпирическая эпистемология позволяет ему перейти от наблюдаемых фактов к более общим закономерностям и выводам о природе Божества. Лейбниц проводит рассуждения на основе опыта и логических выводов для объяснения совершенства Бога и его влияния на мир.Итак, эмпирическая эпистемология играет важную роль в развитии концепции совершенства Лейбница. Она позволяет Лейбницу обосновать концепцию Бога как существа, обладающего совершенными качествами, а также развить свою концепцию совершенства через анализ мира и природы. Проблема инференции позволяет ему перейти от наблюдаемых фактов к более общим закономерностям и выводам о природе Божества. Таким образом, эмпирическая эпистемология является неотъемлемой частью понимания и оценки значимости концепции совершенства Лейбница.Вывод.Эпистемология Лейбница представляют собой сложную и глубокую систему философских взглядов на природу познания. В центре его мысли стоит утверждение, что все знание основывается на врожденных идеях, которые существуют в разуме человека с самого начала его существования.Лейбниц считал, что такие идеи являются объективными и всеобщими, они не зависят от опыта и чувственного восприятия. Вместо этого, он утверждал, что врожденные идеи являются результатом высшей разумной сущности, которую он называл монадой. Монада – это неделимый и непрерывный объект, который содержит в себе все аспекты мира, включая наши мысли, ощущения и знания.Однако, чтобы получить доступ к этим врожденным идеям, Лейбниц считал необходимым применять рациональный анализ и логику. Он разработал монадологию, которая представляет собой философскую систему, описывающую, как монады взаимодействуют друг с другом и с миром в целом. Согласно этой системе, мы можем познавать мир только через осознание и анализ врожденных идей, которые уже присутствуют в нашем разуме.Одной из ключевых идей в эпистемологии Лейбница является принцип достаточного основания. Согласно этому принципу, все факты должны иметь объяснение или причину. Лейбниц утверждал, что все события и факты в мире существуют по причине, а не случайности. Таким образом, чтобы получить истинное знание, мы должны найти причину или объяснение для каждого факта, или явления.Эпистемология Лейбница играют важную роль в философии и науке. Он считал, что познание возможно только через рациональный анализ и логику, а не через чувственное восприятие или опыт. Его идеи о врожденных идеях и монадах представляют интересные и оригинальные взгляды на природу разума и познания.Глава 3. Взаимодействие рационального и эмпирического: роль интуиции в теории ЛейбницаВ жизни каждого человека глубоко сложившихся личностных связей с извне миром, а именно с окружающей средой, может быть достаточно сложно разобраться, что является рациональным знанием, основанным на логическом и аналитическом мышлении, а что является эмпирическим, полученным через опыт и наблюдение. Вопрос о взаимодействии этих двух подходов всегда оставался актуальным, вызывая споры и дискуссии среди ученых и философов. Готфрид Лейбниц предложил свою теорию о взаимодействии рационального и эмпирического, а также обратил внимание на роль интуиции в этом процессе. Цель данного раздела работы – рассмотреть, что же предлагает Лейбниц и какую роль играет интуиция в его теории.§1. Критерии и уровни совершенного познания в теории ЛейбницаТеория познания Готфрида Вильгельма Лейбница, изложена в его основном философском труде «Новые опыты о человеческом разуме». В своей теории Лейбниц стремился объяснить природу познания, выработать методы достижения истины и установить критерии ее достоверности. Он полагал, что совершенное познание может быть получено путем анализа и синтеза идей, а также использования логического рассуждения.Лейбниц выделял следующие критерии совершенного познания: (1) ясность и отчетливость, (2) непротиворечивость, (3) достаточность и (4) всеобъемлемость.«Ясная идея есть такая идея, которой достаточно для того,чтобы узнать и отличить одну вещь от другой». Крометого, «обладая ясной идеей одного предмета, то, следовательно,предметом нашего мышления или воображения будет именнотот предмет, который выражается с той самой ясной идеей, значит, «наше познание реально в той мере, в какой оно соответствует эти образцам».Но в то же самое время ясно нами может восприниматься,например, мираж или иллюзия, поэтому к ясности необходимодобавить критерий – отчетливости. Здесь Лейбниц солидарен смыслью Декарта, о том, что «может быть ясным восприятие, неявляющееся отчетливым, но не существует отчетливого восприятия, которое не было бы одновременно ясным».Отчетливыми называют такие идеи, которые «отчетливы сами посебе и отличают в предмете служащие для познания его признаки, что дает анализ или определение его».Непротиворечивость, требует, чтобы идеи не содержали логических противоречий или противоречивых утверждений. Идеи должны быть логически связаны и согласованы между собой. Лейбниц считал, что противоречивые идеи не могут быть истинными и служат препятствием для совершенного познания.Третий критерий, достаточность, означает, что идеи должны быть достаточно обоснованными и не нуждаются в дополнительных доказательствах или объяснениях. Лейбниц считал, что полное и точное познание истины должно быть основано на надежных и обоснованных идеях.Принцип всеобъемлемости, требует, чтобы познание было способно объяснить и включить в себя все аспекты, связанные с данной проблемой или темой. Лейбниц придавал особое значение всестороннему пониманию и объяснению явлений и идей, чтобы достичь полного и совершенного познания.В теории Лейбница выделяются три уровня совершенного познания:- чувственное познание, то есть познание через ощущения и субъективный опыт;- рациональное познание, основанное на логических рассуждениях и анализе;- разумное или интеллектуальное познание, которое состоит из свободной воли, распознавания идеальных сущностей и использования логического мышления.Чувственное познание, согласно Лейбницу, является самым недостоверным и поверхностным уровнем познания, так как оно основано на субъективных ощущениях и ограничено восприятием физического мира. Возможности человеческого опыта ограничены, и поэтому чувственное познание не может быть полностью точным и достоверным.Рациональное познание включает логическое мышление и анализ идей. Лейбниц считал, что разум является более надежным источником познания, чем внешние ощущения. Рациональное познание основывается на логике, математике и логическом рассуждении. Лейбниц разработал символическую логику, чтобы объединить все логические законы в одном формальном языке.Наконец, интеллектуальное познание является высшим уровнем познания, оно предполагает использование свободной воли и способность к распознаванию идеальных сущностей. Интеллектуальное познание связано с пониманием абстрактных идей, логическим рассуждением и способностью к анализу сложных проблем.Критерии совершенного познания Лейбница, такие как ясность, непротиворечивость, достаточность и всеобъемлемость помогают судить об истинности и достоверности наших знаний и помогают нам стремиться к совершенству познания.§2. Природа и границы совершенного познанияКонцепция природы познания и ее границы у Лейбница основана на его философской системе, которая включает метафизику, эпистемологию и логику. Лейбниц считал, что совершенное познание возможно только через разумную деятельность и анализ идеальных форм.Одной из ключевых концепций Лейбница является его учение о монадах. Монады – это индивидуальные сущности, которые составляют все сущее в мире. Они не имеют никаких частей или связей друг с другом, а только отражают вселенную в соответствии с своими внутренними законами. Каждая монада является активной и способна воспринимать информацию из окружающего мира.В этом контексте Лейбниц различает два типа познания: эмпирическое и рациональное. Эмпирическое познание основано на опыте и чувствах, тогда как рациональное познание основывается на разуме и анализе понятий. Лейбниц полагает, что эмпирическое познание ограничено и неполно, так как оно основано на случайных впечатлениях и переживаниях. Рациональное познание же способно проникать в сущность объектов и раскрывать их скрытые законы.Однако границы совершенного познания по Лейбницу все же существуют. В его философии отводится особое место вере и Богу как источникам высшего знания. Лейбниц утверждал, что существуют истины, которые недоступны разуму человека, но открыты для Божественной вселенской гармонии. При этом Лейбниц не отрицает возможность достижения определенной степени познания через разумную деятельность человека, однако он признает, что есть пределы для рационального познания.Еще одной границей совершенного познания является язык. Лейбниц утверждает, что язык может быть причиной ошибок в познании из-за его несовершенства и двусмысленности. Одинаковые слова могут иметь различные значения в разных контекстах, что может привести к неправильному пониманию истины. Поэтому Лейбниц призывает к использованию более точного и ясного языка для достижения более совершенного познания.Также Лейбниц подчеркивает, что ограничения познания связаны с нашим ограниченным опытом и способностью восприятия. Мы не можем в полной мере познать все аспекты реальности, так как мы ограничены своими физическими возможностями и субъективным опытом. Это ограничение ставит предел наше способности к полному познанию.Итак, концепция природы познания и ее границ у Лейбница основана на его учении о монадах, эмпирическом и рациональном познании, вере и Боге как высшем источнике знания, а также на рассмотрении языка и ограничений человеческого опыта. Лейбниц признает возможность достижения совершенного познания через разумную деятельность, но также указывает на границы познания, которые связаны с ограничениями человеческой природы и способности восприятия.Одним из главных критиков Лейбница былИммануил Кант, который высказал сомнения о возможности достичь совершенного познания о мире. По Канту, «рациональная упорядоченность фактов только гипотетически задается в процессе критического отбрасывания более слабых версий философий, и последовательная смена учений, их некоторая упорядоченность и желание усмотреть за этим философский прогресс несостоятельны: в процессе критического переосмысления предшествующих учений происходит их отбрасывание, полный отказ от них, уничтожение».Согласно Канту, познание ограничено способностями человеческого разума, который имеет свои пределы. Он утверждал, что существуют вещи (noumena), которые не могут быть постигнуты эмпирическим путем или рациональным размышлением.Кант также отвергал возможность достичь абсолютной истины в математике и логике, как это предполагал Лейбниц. Он утверждал, что математика и логика являются формами нашего мышления, которые применяются к опыту, но не могут быть использованы для получения знания о вещах в себе.Кант расходится и в понимании основных онтологических вопросов с Лейбницем. «Новое понимание онтологии, новые вехи в решении проблемы бытия вырисовываются в философии Канта, для которого бытие выступает в качестве общезначимого, устойчивого способа связи понятий и суждений».Дэвид Юм также критиковал воззрения Лейбница на счет априорных истин. Юм утверждал, что все наши знания основаны на опыте и не могут быть получены только через рациональное размышление. Он отвергал возможность существования априорных истин, которые не зависят от опыта.Однако, несмотря на критику, идеи Лейбница о природе познания продолжали развиваться в философии и науке.§3. Взаимодействие рационального и эмпирического в познании вконцепции ЛейбницаВ работе мы уже упоминали, что Лейбниц рассматривает два основных подхода к познанию–рациональное и эмпирическое.Рациональное познание, или априорное знание, является формой познания, которая основана на логическом мышлении и использовании аналитических способностей мысли. Согласно Лейбницу, рациональное познание представляет собой интеллектуальную деятельность, которая не зависит от опыта или наблюдения за внешним миром. Это значит, что человек может постичь истинупутем логическихрассуждении и разума.Готфрид Лейбниц утверждал, что все истины можно вывести из принципов, которые он назвал «источниками истин». Один из таких принципов, уже рассмотренный нами,–это принцип достаточного основания. Согласно этому принципу, все, что происходит в мире, имеет объяснение или причины своего существования. Лейбниц верил, что разуму доступнооткрытие этих объяснений и осознание их с помощью логического анализа.Одной из ключевых концепций рационального является теория представлений. Лейбниц предлагает мысль о том, что все знания базируются на представлениях, которые у нас возникают в сознании. Представления для Лейбница – это способность души отображать в себе объекты внешнего мира или концепты. Рациональное познание состоит в использовании этих представлений для анализа и вывода новых знаний.Математика также является важным элементом рационального познания. Г. Лейбниц полагал, что математические законы являются необходимыми и истинными независимо от опыта. Математика дает возможность точного и строгого мышления, что делает ее неотъемлемой частью рационального познания.Кроме того, Лейбниц развивал концепцию логики как инструмента рационального познания. Его логика была основана на анализе представлений и имела целью создать формальный язык для точной работы с понятиями и истинами.Эмпирическое познание для Лейбница является дополнением крациональным методам. Оно дает возможность проверить и подтвердить выводы рационального мышления на основе наблюдения, ощущения и опыта. Лейбниц считал, что эмпирический метод позволяет открыть новые факты и законы природы, которые могут быть положены в основу развития рациональных концепций.Одной из причин важности эмпирического познания Лейбниц выделял интерес к естественным наукам. Он верил, что только через экспериментальные наблюдения можно получить точные данные о функционировании природных, естественных процессов. Более того, он полагал, что такие данные могут быть использованы для построения систематизированной картины мира.Эмпирическое познание в философии Лейбница также связано с его концепцией монад, о которой мы уже говорили в работе. Напомним, что монада – это субъективное единство, которое является основой всего сущего. Для Лейбница эмпирическое знание о мире является результатом взаимодействия различных монад друг с другом и с окружающим миром.Лейбниц предложил свой принцип объединения рационализма и эмпиризма. Согласно этому принципу, все отдельные явления объединены в единую гармоничную систему, которая может быть познана как разумом, так и опытом. Вся реальность организована по законам природы, которые можно постичь как рассуждением, так и наблюдением.Итак, рациональный подход Лейбница заключается в использовании математических методов и логики для выявления всеобщих законов. Он разработал символическую логику, которая позволяет анализировать и определять отношения между понятиями и идеями. Это позволяет нам строить дедуктивные цепочки рассуждений и получать новые знания на основе уже установленных фактов.Эмпирический подход Лейбница основывается на наблюдении и эксперименте. Он призывал изучать явления природы, фиксировать данные о них и проводить эксперименты для проверки гипотез. На основе эмпирических данных можно устанавливать общие законы, которые объясняют поведение различных явлений.Важно отметить, что для Лейбница рациональное познание не противоречит эмпирическому, а дополняет его. Разум помогает интерпретировать данные опыта, выявлять скрытые связи между явлениями и создавать комплексное, полное знание о мире. В то же время опыт предоставляет конкретные факты, которые подтверждают или опровергают рациональные гипотезы.Признавал ученый и ограничения обоих подходов. Он полагал, что рациональное мышление может привести к ошибочным выводам, если не учитывать эмпирические данные. С другой стороны, он отмечал, что опытные данные могут быть неполными или неточными без рационального анализа.Таким образом, Лейбниц считал, что взаимодействие рационального и эмпирического позволяет достичь более полного и глубокого понимания мира. Лейбниц разработал, своего рода, концепцию гармонии между рациональностью и эмпиричностью в процессе познания. Он придал значение как математическому разуму, так и опыту для получения полной картины мира. Всестороннее использование рациональных и эмпирических методов позволяет нам расширить наше знание о мире и открыть новые горизонты научного познания.§4. Концепция совершенства и ее влияние на теорию познанияВ первой главе данной исследовательской работы мы уже касались вопроса понятия совершенства в эпистемологии Лейбница. Отметим, что в основе концепции совершенства Лейбница лежит идея о том, что все явления в мире имеют свою основу в божественном разуме. Он предлагает рассматривать вселенную как гармонично организованную систему, где каждое существо или явление имеет свое место и функцию. Для Лейбница совершенство заключается в присутствии всех необходимых качеств или свойств, которые делают объект полным и целостным.Его представление о совершенстве оказывает значительное влияние натеорию познания. Лейбниц утверждает, что мы можем достичь знания о мире через анализ его структуры и отношений. Он предлагает использовать разум и логику для понимания причинно-следственных связей и законов природы. Таким образом, познание становится процессом раскрытия внутренней гармонии мира.Определим основные принципы концепции совершенства: 1) все, что существует, является лучшим из возможного в своем роде. Согласно этому принципу, Бог – абсолютное существо – создал наилучший из всех возможных миров. В своем трактате «Теодицея» Лейбниц объясняет, что «Бог выбрал из бесконечного числа возможных миров тот, который сочетает в себе оптимальный баланс гармонии, порядка и красоты». Таким образом, все в мире имеет свою цель и объяснение.2) каждая вещь имеет свою особую, только ей присущую, природу или сущность. Этот принцип называется принципом индивидуализации. Согласно Лейбницу, каждая частица материи и каждый монадический элемент духовной реальности обладает уникальными свойствами, которые делают его отличным от всех остальных. Таким образом, каждая вещь является не повторяемой и неповторимой.3) Бог создал мир как гармоничную систему. В этой системе все части соединены друг с другом и организованы таким образом, чтобы достигать наилучшего, гармоничного состояния. Лейбниц представляет мир какогромный механизм с безупречными законами функционирования. Это принцип гармонии или принцип предопределенности. Он утверждает, что все события и явления в мире происходят по некоторому заранее определенному плану, который задается Богом.4) мир состоит из многочисленных частей, которые взаимодействуют друг с другом. Этот принцип называется принципом связи. Согласно Лейбницу, все части мира (монады) содержат в себе отображение всего остального мира. Каждая монада является отражением всего остального и одновременно влияет на все остальное. Таким образом, каждая часть мира имеет свое значение и значимость для общего порядка.5) реальность состоит не только из материальных объектов, но и из духовных существ или душ. Это принцип сочетания материи и духа. Материальная субстанция обладает пространственно-временными свойствами, а духовная субстанция обладает разумом и волей.Влияние концепции совершенства на теорию познания можно рассмотреть в нескольких аспектах. Во-первых, Лейбниц подчеркивает активную роль мысли и разума в процессе познания. Он критикует эмпиризм, утверждающий, что все знания происходят только из опыта, и придает большое значение рациональному мышлению, хотя не исключает, а признает значимость и эмпиризма в процессе познания. Для Лейбница познание — это активный процесс, в котором ум стремится к пониманию сущности вещей и открытию истинных причин и законов мира.Лейбниц предлагает идею, что все явления и объекты взаимосвязаны и образуют единую гармоническую систему. Это означает, что познание мира требует поиска этой гармонии и раскрытия связей между различными аспектами реальности. Таким образом, теория познания Лейбница утверждает необходимость комплексного подхода к изучению мира, объединяющего различные научные дисциплины.В-третьих, концепция совершенства Лейбница оказывает влияние и на методологию познания. Ученый предлагает использовать математический аппарат для формализации знаний о мире. Для Лейбница математика является универсальным языком, который позволяет точно и ясно выражать идеи и законы. Он разрабатывает логический аппарат символов и формул, который позволяет строить сложные рассуждения и доказательства. Такой подход к методологии познания важен для обеспечения точности, объективности и достоверности знаний.Не оставила без внимания концепция совершенства Лейбница и этические аспекты теории познания: совершенство связано с моралью утверждает, человек должен стремиться к достижению совершенства как в своём интеллектуальном развитии, так и в своих поступках. Для Лейбница знание – это не только способ познания мира, но и средство самосовершенствования.В целом, концепция совершенства подчеркивает активную роль мысли и разума в процессе познания, требует поиска гармонии и связей в мире, предлагает использовать математический аппарат для формализации знаний и связывает познание с этикой. Эта концепция стала основой для развития философии познания и оказала значительное влияние на последующие философские школы и теории.Однако, как любая философская концепция, она подвергается критике.Один из аспектов критики концепции совершенства Лейбница заключается в том, что она основывается на предположении о существовании высшего блага или Бога. Лейбниц утверждал, что все созданное имеет определенную цель и стремится к достижению совершенства в соответствии с этой целью. Однако эта концепция не учитывает возможности отрицательного развития или недостатков в мире. Например, почему в мире есть страдание и зло, если все стремится к совершенству? Критики указывают на то, что концепция совершенства Лейбница не объясняет эти противоречия и не предлагает удовлетворительных ответов на эти вопросы.Есть вопросы и к самом определению понятия «совершенства». Лейбниц утверждал, что совершенство заключается в полноте или максимальной реализации потенциалов объекта. Однако логичен вопрос, как можно определить, какой из потенциалов является истинно совершенным? Каждый человек или объект имеет свои индивидуальные потенциалы и задачи, поэтому невозможно установить единую меру совершенства. Кроме того, концепция совершенства Лейбница не учитывает различия в целях и желаниях людей, что делает ее относительной и неоднозначной.Подвергались сомнению и заявления Лейбница на счет представления мира гармоничного вселенского механизма. Он провозглашал идею о предопределении всех событий в соответствии со заранее заданными правилами. Однако критики указывают на то, что такое представление о мире отрицает свободу воли и самостоятельность человека. Если все события уже определены заранее, то человек лишается возможности принимать решения и влиять на ход событий. Кроме того, концепция гармоничного вселенского механизма не объясняет различные формы конфликта и неравновесия в мире.Таким образом, концепция совершенства Лейбница имеет свои достоинства, недостатки и подвергается критике со стороны других философов и мыслителей. Мы отметили, что она не учитывает противоречия и отрицательные аспекты в мире, не объясняет различные формы конфликта. Кроме того, она основана на метафизических предпосылках о Боге и душе, что делает ее менее применимой для нерелигиозных философий. Все это требует дальнейшего анализа и обсуждения.ЗаключениеТаким образом, концепция совершенства является основополагающей в эпистемологии Лейбница и определяет ключевые принципы его философии. Он считал совершенство не только базовым критерием истины, но также и основой для понимания мира и организации знания. Концепция совершенства Лейбница выступает важным элементом его теории познания и помогает объяснить ряд важных вопросов, таких как объединение знания и веры, совершенство мира, проблема зла и т. д. Концепция совершенства позволяет Лейбницу создать уникальный философский подход, открывающий новые горизонты в понимании мира и философии познания.В ходе работы, мы сформулировали следующие тезисы - выводы: - концепция совершенства является одним из основополагающих принципов эпистемологии Лейбница;- в основе данной концепции лежит идея о том, что все сущие имеют определенный уровень совершенства, а высшая степень совершенства принадлежит только Богу;- Лейбниц считал, что понимание истины и познание мира возможны только через анализ идеи совершенства;- открывая доступ к совершенству, Лейбниц устанавливает основания для понимания истинных причин и законов мира;- познание основывается на суждениях о возможности достижения совершенства в разных областях знаний;-концепция совершенства Лейбница также имеет важное значение для его монадологии и учения о предопределении;- совершенство является целью познания и путем к достижению гармонии и счастья в мире.Дальнейшее исследование темы «Концепция совершенства как основание эпистемологии Лейбница» может включать рассмотрение того, как концепция совершенства может быть применена к другим областям философии, как, например, этика, религия, эстетика и т. д.Список использованной литературыАлексеев И. А. Философия Г. В. Лейбница в основании философии науки // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2008. – с. 13-26Барбашина Э.В. Особенности онтологии в философии Христиана фон Вольфа и Иммануила Канта // Вестник НГУ. – 2012. – С. 147-153Берестов И.В. Уникальность объектов в возможных мирах Г.В. Лейбница // Идеи и идеалы. – 2017. – Т. 1. – № 2 (32). – С. 61-74.Васильева М. Ю. Критика И. Кантом философии Г. В. Лейбница // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. – 2017. – № 5. – С. 9-14Виноградова И. Б. Образ совершенного человека в античной философии // Гуманитарные науки и образование. – 2013. – № 3 (15). – С. 98-101.Вольф М.Н. «Априорная» история философии Канта и Гегеля в историографии философии XIX в. // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2021. – № 63. – С.53-63Воронцов Е. А. Проблема врожденного знания: Лейбниц против Локка // Человек. Общество. Инклюзия. – 2016. – № 3-2 (27). – С. 42-56.Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Сочинения в 2 т. – Т.1. – М.,1989. – С. 250-265Кайдаков С. В. Теологическая основа философии Лейбница // История философии. – № 2. – 1998. – с. 8-15Кормин Н. А. И. Кант: совершенство в структуре эстетического поля метафизики // Философия и культура. – 2021. – № 3. – С .22-52Куколов Г. С. Влияние «монадологии» Лейбница на развитие современной философии // В сборнике: В мире научных открытий. Материалы VI Международной студенческой научной конференции. Ульяновск, 2022. – С. 2733-2736.Лейбниц Г. В. Монадология. – М.: Рипол Классик, 2020. – 200 с.Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разумении. - М.: Азбука-Классика. Non-Fiction, 2023. – 640 с.Лейбниц Г. В. О глубинном происхождении вещей // Сочинения в 4-х томах. Том 1. – М.: Мысль, 1982. – С. 282-290.Лейбниц Г. В. О познании. – М.: Едиториал УРСС, 2019. – 200 с.Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 256сЛобовиков В. О. Аксиоматизация философской эпистемологии (концептуальный синтез рационализма Лейбница и эмпиризма Локка, Юма, Мура) // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2016. – № 4 (36). – С. 69-78.Луцик Р. В., Колесникова А. В. Монадология и теодицея Лейбница в свете современной науки (Макс Планк и Лейбниц) // В сборнике: Гуманитарные и правовые проблемы современной России. материалы XIII межвузовской студенческой научно-практической конференции. Новосибирский государственный аграрный университет. – 2017. – С. 10-12.Маков Б. В. История и философия науки: учебное пособие в помощь аспирантам и соискателям для подготовки к кандидатскому экзамену. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2016. – 76 с. Мальцева С. А Западная философия от истоков до наших дней. Книга 3. От Возрождения до Канта. - СПб, 2010. - 880 с.Мелихов Г. В. Умеренность. Комментарии к некоторым мыслям Декарта, содержавшимся в трактате «Рассуждение о методе» и не только о нем // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2014. – № 1(15). – С. 76-85Секундант С. Г. Единство философии и науки: Лейбниц // Эпистемология и философия науки. – 2018. – Т. 55. – № 4. – С. 231-237.Серебреников В. С. Лейбниц и Локк по вопросу о прирожденных идеях: доклад. – СПб: СПбПДА, 2009. – С. 661-690Соснин В.А. Проблема критерия истинного познания у Лейбница: ясность и отчетливость идей // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. – 2017. – №3. - С. 112-120Стэнфордская философская Энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://plato.stanford.edu/entries/leibniz-ethics/ (дата обращения: 19.01.2024)Тетенков Н. Б. Понятие субъективности в «Монадологии» Г. В. Лейбница // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарныеисоциальныенауки. – 2018. – С. 15-25Фишер К. История новой философии Готфрид Лейбниц: его жизнь, сочинения и учение. – М.: Аст, 2005. - 736 с.Parvizian S. Leibniz on Intellectual Pleasure, Perception of Perfection, and Power // Theoria. – Vol. 87. – P.600-627. – URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/theo.12295Brown G. Compossibility, Harmony, and Perfection in Leibniz // The Philosophical Review. – Vol. 96. – p. 173-203. – URL: https://www.jstor.org/stable/2185157Look B.C. Perfection, Power and the Passions in Spinoza and Leibniz // Department of Philosophy University of Kentucky. – URL: https://www.uky.edu/~look/essays/PPP.pdfStrickland L. Leibniz on whether the world increases in perfection // British journal for the history of philosophy. – Vol. 14. – pp. 51-68. – URL: https://e-space.mmu.ac.uk/344197/1/Whether%20the%20World%20Increases%20In%20Perfection.pdfÜnlü, Ö. Perfection and free will in the best possible world of Leibniz. – URL: https://dergipark.org.tr/tr/download/article-file/3574857LEIBNIZ ON ONTOLOGICAL PERFECTION // From the book «Studies in Leibniz’s Cosmology». – URL: https://www.degruyter.com/document/doi/10.1515/9783110332384.49/htmlRateau P. Perfection, harmony and divine choice in Leibniz: In what sense is the world best? // Revue de métaphysiqueet de morale. – № 70(2). – pp. 181-201. – URL: https://www.researchgate.net/publication/296125455_Perfection_harmony_and_divine_choice_in_Leibniz_In_what_sense_is_the_world_best
2. Барбашина Э.В. Особенности онтологии в философии Христиана фон Вольфа и Иммануила Канта // Вестник НГУ. – 2012. – С. 147-153
3. Берестов И.В. Уникальность объектов в возможных мирах Г.В. Лейбница // Идеи и идеалы. – 2017. – Т. 1. – № 2 (32). – С. 61-74.
4. Васильева М. Ю. Критика И. Кантом философии Г. В. Лейбница // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. – 2017. – № 5. – С. 9-14
5. Виноградова И. Б. Образ совершенного человека в античной философии // Гуманитарные науки и образование. – 2013. – № 3 (15). – С. 98-101.
6. Вольф М.Н. «Априорная» история философии Канта и Гегеля в историографии философии XIX в. // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2021. – № 63. – С.53-63
7. Воронцов Е. А. Проблема врожденного знания: Лейбниц против Локка // Человек. Общество. Инклюзия. – 2016. – № 3-2 (27). – С. 42-56.
8. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Сочинения в 2 т. – Т.1. – М.,1989. – С. 250-265
9. Кайдаков С. В. Теологическая основа философии Лейбница // История философии. – № 2. – 1998. – с. 8-15
10. Кормин Н. А. И. Кант: совершенство в структуре эстетического поля метафизики // Философия и культура. – 2021. – № 3. – С .22-52
11. Куколов Г. С. Влияние «монадологии» Лейбница на развитие современной философии // В сборнике: В мире научных открытий. Материалы VI Международной студенческой научной конференции. Ульяновск, 2022. – С. 2733-2736.
12. Лейбниц Г. В. Монадология. – М.: Рипол Классик, 2020. – 200 с.
13. Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разумении. - М.: Азбука-Классика. Non-Fiction, 2023. – 640 с.
14. Лейбниц Г. В. О глубинном происхождении вещей // Сочинения в 4-х томах. Том 1. – М.: Мысль, 1982. – С. 282-290.
15. Лейбниц Г. В. О познании. – М.: Едиториал УРСС, 2019. – 200 с.
16. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 256с
17. Лобовиков В. О. Аксиоматизация философской эпистемологии (концептуальный синтез рационализма Лейбница и эмпиризма Локка, Юма, Мура) // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2016. – № 4 (36). – С. 69-78.
18. Луцик Р. В., Колесникова А. В. Монадология и теодицея Лейбница в свете современной науки (Макс Планк и Лейбниц) // В сборнике: Гуманитарные и правовые проблемы современной России. материалы XIII межвузовской студенческой научно-практической конференции. Новосибирский государственный аграрный университет. – 2017. – С. 10-12.
19. Маков Б. В. История и философия науки: учебное пособие в помощь аспирантам и соискателям для подготовки к кандидатскому экзамену. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2016. – 76 с.
20. Мальцева С. А Западная философия от истоков до наших дней. Книга 3. От Возрождения до Канта. - СПб, 2010. - 880 с.
21. Мелихов Г. В. Умеренность. Комментарии к некоторым мыслям Декарта, содержавшимся в трактате «Рассуждение о методе» и не только о нем // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2014. – № 1(15). – С. 76-85
22. Секундант С. Г. Единство философии и науки: Лейбниц // Эпистемология и философия науки. – 2018. – Т. 55. – № 4. – С. 231-237.
23. Серебреников В. С. Лейбниц и Локк по вопросу о прирожденных идеях: доклад. – СПб: СПбПДА, 2009. – С. 661-690
24. Соснин В.А. Проблема критерия истинного познания у Лейбница: ясность и отчетливость идей // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. – 2017. – №3. - С. 112-120
25. Стэнфордская философская Энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://plato.stanford.edu/entries/leibniz-ethics/ (дата обращения: 19.01.2024)
26. Тетенков Н. Б. Понятие субъективности в «Монадологии» Г. В. Лейбница // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2018. – С. 15-25
27. Фишер К. История новой философии Готфрид Лейбниц: его жизнь, сочинения и учение. – М.: Аст, 2005. - 736 с.
28. Parvizian S. Leibniz on Intellectual Pleasure, Perception of Perfection, and Power // Theoria. – Vol. 87. – P.600-627. – URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/theo.12295
29. Brown G. Compossibility, Harmony, and Perfection in Leibniz // The Philosophical Review. – Vol. 96. – p. 173-203. – URL: https://www.jstor.org/stable/2185157
30. Look B.C. Perfection, Power and the Passions in Spinoza and Leibniz // Department of Philosophy University of Kentucky. – URL: https://www.uky.edu/~look/essays/PPP.pdf
31. Strickland L. Leibniz on whether the world increases in perfection // British journal for the history of philosophy. – Vol. 14. – pp. 51-68. – URL: https://e-space.mmu.ac.uk/344197/1/Whether%20the%20World%20Increases%20In%20Perfection.pdf
32. Ünlü, Ö. Perfection and free will in the best possible world of Leibniz. – URL: https://dergipark.org.tr/tr/download/article-file/3574857
33. LEIBNIZ ON ONTOLOGICAL PERFECTION // From the book «Studies in Leibniz’s Cosmology». – URL: https://www.degruyter.com/document/doi/10.1515/9783110332384.49/html
34. Rateau P. Perfection, harmony and divine choice in Leibniz: In what sense is the world best? // Revue de métaphysique et de morale. – № 70(2). – pp. 181-201. – URL: https://www.researchgate.net/publication/296125455_Perfection_harmony_and_divine_choice_in_Leibniz_In_what_sense_is_the_world_best