Основы конституционного строя Российской Федерации.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 26 26 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 01.03.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Конституционный строй Российской Федерации 5
1.1. Понятие и признаки конституционного строя в РФ 5
1.2. Экономические и политические основы конституционного строя РФ 8
Глава 2. Конституционные характеристики Российского государства 12
2.1. Реализация принципа разделения властей в России 12
2.2. Россия как федеративная республика 20
Заключение 22
Список использованной литературы 25

Фрагмент для ознакомления

Анализ существующего механизма конституционно -правового построения государственной власти в России позволяет сделать вывод о том, что ни одна из классических форм правления не характерна российского государства. Фактически смешение признаков президентской и парламентскойреспублик, отсутствие между ними реального равновесия, привело к формированию уникальной современной формы правления, трудно поддающейся традиционной классификации.Таким образом, Российская Федерация представляет собой наиболее сложный вариант государства, построенного на принципе разделения властей. Институт президентства вносит дополнительные осложнения в реальную политику разделения властей, поскольку де-факто значительная часть полномочий всех трех ветвей власти соединяется в руках Президента как главы государства2.2. Россия как федеративная республикаРоссийская Федерация является федеративным государством, основанным на принципе государственной целостности, единстве системы государственной власти и разделении компетенций между федеральными и региональными органами власти. Равноправие и самоопределение народов также являются фундаментальными принципами в России. Взаимоотношения между федеральными и региональными органами власти основаны на принципе равенства.Федерация - это одна из форм государственного устройства. В свою очередь, государственное устройство определяет структуру и организацию государства с территориальной и национальной точек зрения.Федеративное устройство России представляет собой национально-территориальную организацию государства, которая характеризуется составом и правовым статусом регионов. Российская Федерация состоит из различных субъектов, таких как республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Это федеративное устройство гарантировано Конституцией РФ.В настоящее время Российская Федерация строится на принципах национально-территориальной структуры. Это означает, что республики и автономии имеют особый статус, в то время как края, области и города федерального значения являются обычными субъектами федерации.Асимметричное устройство субъектов Федерации требует четкого правового механизма функционирования системы федеральных связей. Российская Федерация создана как федеративное государство, и Конституция РФ закрепляет его состав. Договорный характер регулирования федеративных отношений позволил разделить компетенции между федеральными и региональными органами власти.Россия является многонациональной и многонациональной федерацией. Для укрепления единства в стране важно учитывать особенности республик и регионов, обеспечивать равные социально-экономические, бюджетно-финансовые и другие права и интересы народов. Также стоит рассмотреть возможность культурно-национальной автономии для некоторых народов, таких как немцы Поволжья. Все эти меры помогут укрепить государственность России, которая объединяет множество народов с неразрывными историческими связями.ЗаключениеПодводя итоги по проделанной работе, следует отметить, что конституционный строй представляет собой систему взаимосвязанных конституционных норм, которые определяют организацию государства и его правовые основы. Основными принципами конституционного строя Российской Федерации являются демократия, федерализм, правовое государство и государственная власть на основе разделения властей.Во-вторых, мы детально рассмотрели основные элементы конституционного строя России, такие как президентская республика, парламентская система, федеративное устройство и независимая судебная власть. Особое внимание было уделено анализу конституционной роли президента, Федерального Собрания, федеральных органов государственной власти субъектов РФ и судебной системы.Кроме того, мы провели обзор основных конституционных норм и принципов, определяющих особенности конституционного строя Российской Федерации. В числе таких норм можно выделить гарантии прав и свобод человека и гражданина, принципы представительства и равенства перед законом, а также ответственность государственных органов перед народом.Нами было установлено, что конституционный строй Российской Федерации является основой организации государства и его правовой системы. Он определяет принципы действия государственных органов, обязанности и права граждан, а также взаимосвязь различных институтов власти. Конституционный строй РФ способствует стабильности и развитию государства, а также защите прав и свобод граждан.В заключении можно отметить, что изучение основ конституционного строя Российской Федерации является важным и актуальным, поскольку позволяет понять принципы и механизмы функционирования государства.Конституционный строй является фундаментальной основой правовой системы России и определяет организацию государственной власти, распределение полномочий и ответственности между ее институтами. Он является гарантом защиты прав и свобод граждан, обеспечением принципов демократии и правового государства.Федерализм в его современном проявлении не противостоит ни идеям самоопределения народов и развития национальной государственности, ни интересам регионов, их стремлениям к повышению своей самостоятельности. Если федерализм основан на демократических принципах, на устоях правового государства, если он действительно гуманистичен, то тогда наиболее полно проявляются его достоинства: общий крупный рынок, свободное движение капиталов, товаров и услуг свобода передвижения людей; более благоприятные условия для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры.В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их интересов с интересами всего общества. Особо следует подчеркнуть роль принципа федерализма в решении проблем, связанных с закреплением и осуществлением прав человека и гражданина.Проблемы становления современного федеративного государства являются насущными и одними из наиболее важными для современной России. Во многом от того, удастся ли перейти к подлинно федеративному государству, зависит дальнейшая судьба России: сохранение единства государства, успешное проведение экономической реформы, демократизация политической жизни, интеграция с соседними государствами, эффективное функционирование законов и многое другое.Основы конституционного строя РФ предусматривают разделение властей, что является гарантом баланса и контроля в системе государственной власти. Президент Российской Федерации выступает как глава государства и обладает значительными полномочиями, при этом соблюдается принцип сдержек и противовесов в лице Федерального Собрания и судебной системы.Федеративное устройство Российской Федерации предусматривает разграничение полномочий между центральным правительством и субъектами Федерации, что обеспечивает учет различий и особенностей регионов в государственном управлении.В результате исследования можно сделать вывод о том, что основы конституционного строя РФ являются основополагающими принципами функционирования государства и общества. Они обеспечивают устойчивость правового порядка, гарантируют защиту прав и свобод граждан, а также позволяют обеспечить развитие и процветание Российской Федерации.Изучение основ конституционного строя РФ имеет большое практическое значение для студентов и специалистов в области права, политологии и государственного управления. Оно позволяет лучше понять сущность и особенности государственной системы, а также активнее участвовать в формировании и развитии правового государства в Российской Федерации.Список использованной литературыНормативно-правовые акты:1.Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года// СПС «Консультант плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/.Учебная и научная литература:Абсалямов А. В. Судебная власть в системе разделения властей в современной России: дискуссии и решения. 2009. - № 2. - C.7–18.Авакьян С. А. Конституционное право России: учеб. курс: в 2 т. Т. 1. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2017. — 864 c. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 1998. – 600 c.Баглай М.В., Лейбо Ю.И. Конституционное право зарубежных стран. - М.: Норма, 1999. - 600 c.Всеобщая история государства и права /под ред. Батыра К.И. - М, Былина, 1995.– 350 c.Жегутов P.Т. Теория государства и права. Учебное пособие. М., 1995.Коваленко А. И. Основы конституционного права РФ М. 2019. – 500 c.Коваленко, Л. Л. Проблема реализации принципа разделения властей в России / Л. Л. Коваленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 39 (277). — С. 96-101. — URL: https://moluch.ru/archive/277/62585/ (дата обращения: 16.01.2024).Квасова Я. С., Кулешова Н. В. Конституционный статус и политическая практика президента РФ// Студенческий электронный научный журнал.2018, - C.19-31. Краснов Ю. К. Принцип разделение властей в России: теория и практика / Ю. К. Краснов // Право и управление. XXI век. — 2005. — № 1. – C.18-20.Лакеева, А. В. Соблюдение принципа разделения властей как основа эффективной системы государственного управления / А. В. Лакеева, Д. С. Ивакина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 39 (277). — С. 115-118. — URL: https://moluch.ru/archive/277/62523/ (дата обращения: 04.01.2024).Марченко М. Н. Теория государства и права. Ч.1. Теория государства: учебник/ под ред. М. Н. Марченко. - М.: Издательство «Зерцало-М», 2011. - 516 с. Степанова Е. А. Форма правления в современной России в контексте поправок к Конституции РФ 2020 года / Е. А. Степанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — С. 324-328. — URL: https://moluch.ru/archive/410/90436/ (дата обращения: 13.01.2024).Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. — М.: Белые Альвы, 2016.– 754 c.Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России. - М. : Юрист, 2015.– 300 c.Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Конституционное право России. - М.: Новый юрист, 2017.– 450 c.Торшенко А.А. Конституционное право РФ. Учебное пособие - Екатеринбург, 2017. – 700 c.Упоров И. В. Концепция разделения властей как признак современного государства: необходимость уточнения очевидна // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 9. С. 74–76.Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. - М.: Зерцало, 2018.– 300 c.

Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года // СПС «Консультант плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
Учебная и научная литература:
1. Абсалямов А. В. Судебная власть в системе разделения властей в современной России: дискуссии и решения. 2009. - № 2. - C.7–18.
2. Авакьян С. А. Конституционное право России: учеб. курс: в 2 т. Т. 1. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2017. — 864 c.
3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 1998. – 600 c.
4. Баглай М.В., Лейбо Ю.И. Конституционное право зарубежных стран. - М.: Норма, 1999. - 600 c.
5. Всеобщая история государства и права /под ред. Батыра К.И. - М, Былина, 1995. – 350 c.
6. Жегутов P.Т. Теория государства и права. Учебное пособие. М., 1995.
7. Коваленко А. И. Основы конституционного права РФ М. 2019. – 500 c.
8. Коваленко, Л. Л. Проблема реализации принципа разделения властей в России / Л. Л. Коваленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 39 (277). — С. 96-101. — URL: https://moluch.ru/archive/277/62585/ (дата обращения: 16.01.2024).
9. Квасова Я. С., Кулешова Н. В. Конституционный статус и политическая практика президента РФ// Студенческий электронный научный журнал.2018, - C.19-31.
10. Краснов Ю. К. Принцип разделение властей в России: теория и практика / Ю. К. Краснов // Право и управление. XXI век. — 2005. — № 1. – C.18-20.
11. Лакеева, А. В. Соблюдение принципа разделения властей как основа эффективной системы государственного управления / А. В. Лакеева, Д. С. Ивакина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 39 (277). — С. 115-118. — URL: https://moluch.ru/archive/277/62523/ (дата обращения: 04.01.2024).
12. Марченко М. Н. Теория государства и права. Ч.1. Теория государства: учебник/ под ред. М. Н. Марченко. - М.: Издательство «Зерцало-М», 2011. - 516 с.
13. Степанова Е. А. Форма правления в современной России в контексте поправок к Конституции РФ 2020 года / Е. А. Степанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — С. 324-328. — URL: https://moluch.ru/archive/410/90436/ (дата обращения: 13.01.2024).
14. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. — М.: Белые Альвы, 2016. – 754 c.
15. Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России. - М. : Юрист, 2015. – 300 c.
16. Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Конституционное право России. - М.: Новый юрист, 2017. – 450 c.
17. Торшенко А.А. Конституционное право РФ. Учебное пособие - Екатеринбург, 2017. – 700 c.
18. Упоров И. В. Концепция разделения властей как признак современного государства: необходимость уточнения очевидна // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 9. С. 74–76.
19. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. - М.: Зерцало, 2018. – 300 c.