Петровский период и его влияние на развитие народной культуры (XVII – XIX BB.)

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Народное искусство
  • 20 20 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 06.03.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение 2
1. Влияние Петровских реформ на народное художественное творчество 3
2. Возникновение и развитие городской народной художественной культуры 6
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Фрагмент для ознакомления

Они обычно имели серийный характер и могли составлять целые лубочные книжки-картинки, которые сопровождались характерными подписями. Во второй половине XVIII века это привело к появлению массовой народной лубочной литературы, включающей переделки сказок, былин, произведений древнерусской литературы (исторических сказаний, рыцарских романов, приключенческих повестей), житий святых, песенников, сборников анекдотов и сонников.Одним из основных аспектов массовой культуры XVII века являлась сильно развитая народно-смеховая традиция, которая особенно проявлялась в изданиях сатирических повестей. Важно отметить, что данная традиция не только развлекала народ, но и стимулировала его интерес к чтению. Влияние лубочной традиции заметно оказалось на многих художников XIX века.Всеобъемлющий масштаб реформ Петра I затронул все сферы жизни городского населения и в полной мере отразился в строительстве новой столицы. Стилевые особенности петровского барокко в архитектуре реализовывались в соответствии с градостроительными планами Петра I. Они отличались от европейских построек минимализмом и некоторой наивностью трактовки сюжетов. В XVIII веке наблюдалась интенсивная конфронтация между русскими дворцами и европейскими домами. Возникновение барокко и регулярности в архитектуре дворцовых домов стало характерным для эпохи Петра. Дворянские усадьбы, как городские, так и сельские, имели много общих черт, таких как размещение жилых домов в глубине двора, традиционное использование дерева, закрытость владений и наличие регулярного парка. Интерьеры знатных домов в Европе оформлялись в красно-брусничных тонах и с использованием зеленых изразцовых печей в соответствии с древней русской традицией.В период правления Екатерины II, великой императрицы России, были возведены роскошные дворцы для аристократов и особняки для дворянства среднего достатка. Уникальным архитектурным элементом дворянских особняков стал портик с колоннами и искусственная отделка деревянных элементов, создающая иллюзию камня. Парковые ансамбли, преобразованные в живописные ландшафты, стали стимулом для дворянства развивать научный интерес к естественным наукам. Усадьба стала символом и выражением самосознания дворянина, отражая его представление о мире и статусе. Однако, идея создания регулярных садов и парков в России была впервые привнесена в страну Петром I, который взял эту практику из Голландии и Франции.Во время Великого посольства в 1698 году Петр I посетил регулярные парки Голландии, включая Хет-Лоо. Лефортовский парк, являющийся примером голландского влияния, был создан в 1722 году по заказу Петра архитектором Н.Л. Бидлоо. Задачей было объединить сад усадьбы Ф.А. Головина и сад дворца Ф.Я. Лефорта в едином стиле. Результатом было создание системы водных сооружений и трех осей, учитывающих три различные высоты расположения объектов. Крестовый пруд стал точкой соединения этих осей.Проект Летнего сада, известного своим «поучительным» характером, был задуман как концептуальное предприятие. Во второй половине 1710-х годов было активно закуплено множество статуй для парка благодаря усилиям посредников Петра в Италии. Функция просветления сада осуществлялась через представление скульптур персонажей античной мифологии и бюстов философов (Демокрит, Гераклит, Диоген, Аристотель) и исторических деятелей (Тиберий, Тит, царь Мидас).Созданные ПьетроБараттой скульптурные аллегории «Правосудие», «Милосердие» и «Слава» отражали новые политические принципы России. Скульптуры «Архитектура» и «Навигация» также демонстрировали эти новые принципы. Кроме того, реформы Петра I затронули и иконопись. Интересно, что Петр I был дружелюбно настроен к протестантизму, но это не помешало ему сохранять православные традиции, такие как размещение икон в различных частях дома. Иконы находились не только в гостиной, спальне и прихожей, но даже в мастерской, где Петр I любил работать. Однако были заметны изменения, особенно в материалах, используемых для написания икон. Теперь иконы создавались не только на дереве, но и на стекле, меди и полотне.В сфере писания икон Петр I предпринял шаги для укрепления контроля государства. Было решено закрыть бывший иконный цех Оружейной палаты в Москве и создать новый в Санкт-Петербурге. По указу Петра I от 13 февраля 1707 года иконную палату было названо «управлением», с целью обеспечения «благолепия и чести святых икон».Если прежде основным методом гравюры была ксилография - гравюра на дереве, то Петр I внедрил в России новую технику гравюры на медных пластинах и привлек мастеров, в числе которых были Адриан Шхонебек и Питер Пикарт.Данная методика оказалась чрезвычайно востребованной, что привело к появлению гравюр, на которых были изображены виды молодого и быстро развивающегося города Санкт-Петербурга. Главной целью таких произведений стало показать «петербургское чудо», его мощь и красоту. Гравюра, как вид искусства, который можно было массово размножать, идеально подходила для достижения таких целей. В коллекции Центрального военно-морского музея хранится множество гравюр с видами Петербурга того времени, таких как «Вид Санкт-Петербурга со стороны Невы у домика Петра» и «Панорама Санкт-Петербурга», выполненные А.Ф. Зубовым.После успешного одоления турков в 1696 году возникло значительное количество изображений осады и захвата крепости Азов. Они использовались для украшения триумфальных ворот, которые были построены для приветствия войск. Примером такого изображения является гравюра А. Шхонебека«Осада Азова в 1696 г.» из коллекции ЦВММ. Это обширное панорамное изображение осажденной крепости с уходящим за горизонт горизонтом, где происходит движение войск и действия военных кораблей. На переднем плане изображены молодой Петр и его сподвижники: Ф.А. Головин, А.С. Шеин, Ф.Я. Лефорт и П.И. Гордон. Гравюра прославляет новые военные победы молодого царя и его ближайших соратников, их портреты детально изображены.ЗаключениеВ данной работе была предпринята попытка оценить значение и последствия реформ, проводимых Петром I, для русской народной художественной культуры.На основании проведенного исследования можно сделать ряд выводов.Реформы Петра носили масштабный характер, который выражался не только в радикальности задуманных преобразований, но в числе направлений, которые были ими охвачены. Следует отметить, что в основной своей массе реформы осуществлялись как результат единоличной политической воли государя, в связи с чем, просвещенное общество того периода фактически было разделено на сторонников и противников нового уклада жизни. Вместе с тем, признавая во многом радикальных характер реформ, следует отметить, что они во многом явились следствием назревшей необходимости в модернизации, продиктованной социальными процессами XVII в. Петр I стал, безусловно, знаковой фигурой русской истории, политической волей которой произошла полная переориентация развития России в принципиально новое, европеизированное русло. Вместе с тем, следует признать, что преобразования Петра во многом опережали свое время, в силу чего не получили соответствующего общественного отклика. Таким образом, главной особенностью этого исторического периода было формирование государственной культурной политики, создание системы социокультурных учреждений, развитие новых форм досугового времяпрепровождения, развитие новых видов досуговых занятий, формирование нового праздничного календаря, углубление сословного характера культурно-досуговой деятельности, дальнейшее развитие народного художественного творчества.Список использованной литературыВанькович С. М. Стилевая эволюция костюма в предметно-пространственной среде Санкт-Петербурга XVIII – начала ХХ века: комплексное исследования: автореферат дисс. док. искусств /. С.М. Ванькович – Санкт-Петербург, 2023. – 39 с.Венков Н. А. Культура эпохи Петра I с позиции концептуального искусства/ Н.А. Венков // Идеи и идеалы. – 2022. - № 4, ч. 2. – С. 386-400.Виватенко С. В., Сиволап Т. Е. Петербургское гостеприимство петровского времени: историко-экономический аспект событийного туризма / С.В. Виватенко // Петербургский экономический журнал. – 2019. - № 4. – С. 162-169.Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ // Из истории русской культуры/.А.М. Панченко – Москва: Языки рус. культуры, 1996. Т. 3, ч. 1. – 205 с.Пичко Н. С. Русская культура в контексте православного миросозерцания / Н.С. Пичко // Вестник Алтайского государственного университета – 2013. - № 1. – С. 1-18.Полищук Н. С. Развитие русских праздников / Н.С. Полищук // Русские / отв. ред. В.А. Александров и др. – Москва : Наука, 1999. – С. 573-602.Самсонова Т. П. Музыкальная культура Европы и России. XIX век / Т.П. Самсонова – Санкт-Петербург: Планета музыки, 2016.  – 398 с.Самсонова Т. П. Музыкальная культура Санкт-Петербурга XVIII-XX веков / Т.П. Самсонова – Санкт-Петербург : Планета музыки, 2013.  – 139 с.Тарасов О. Ю. Очерки иконногодела в императорскойРоссии/ О.Ю. Тарасов – Москва :Прогресс-Культура, Традиция, 1995. – 496 с.Чеботарев А.М. Культурно-досуговая и зрелищная реклама Петровского времени. Социально-культурная реклама: состояние и тенденции развития. Вып. 1. Ч. 1./ А.М. Чеботарев –Челябинск: ЧГАКИ, 2006. – С. 43-61.Шубинский С. Н. Очерки из жизни и быта прошлого времени / С.Н. Шубинский – Санкт-Петербург : типография А. С. Суворина, 1888. – 177 с.

Список использованной литературы
1. Ванькович С. М. Стилевая эволюция костюма в предметно-пространственной среде Санкт-Петербурга XVIII – начала ХХ века: комплексное исследования: автореферат дисс. док. искусств /. С.М. Ванькович – Санкт-Петербург, 2023. – 39 с.
2. Венков Н. А. Культура эпохи Петра I с позиции концептуального искусства/ Н.А. Венков // Идеи и идеалы. – 2022. - № 4, ч. 2. – С. 386-400.
3. Виватенко С. В., Сиволап Т. Е. Петербургское гостеприимство петровского времени: историко-экономический аспект событийного туризма / С.В. Виватенко // Петербургский экономический журнал. – 2019. - № 4. – С. 162-169.
4. Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ // Из истории русской культуры/.А.М. Панченко – Москва: Языки рус. культуры, 1996. Т. 3, ч. 1. – 205 с.
5. Пичко Н. С. Русская культура в контексте православного миросозерцания / Н.С. Пичко // Вестник Алтайского государственного университета – 2013. - № 1. – С. 1-18.
6. Полищук Н. С. Развитие русских праздников / Н.С. Полищук // Русские / отв. ред. В.А. Александров и др. – Москва : Наука, 1999. – С. 573-602.
7. Самсонова Т. П. Музыкальная культура Европы и России. XIX век / Т.П. Самсонова – Санкт-Петербург: Планета музыки, 2016. – 398 с.
8. Самсонова Т. П. Музыкальная культура Санкт-Петербурга XVIII-XX веков / Т.П. Самсонова – Санкт-Петербург : Планета музыки, 2013. – 139 с.
9. Тарасов О. Ю. Очерки иконногодела в императорскойРоссии/ О.Ю. Тарасов – Москва :Прогресс-Культура, Традиция, 1995. – 496 с.
10. Чеботарев А.М. Культурно-досуговая и зрелищная реклама Петровского времени. Социально-культурная реклама: состояние и тенденции развития. Вып. 1. Ч. 1./ А.М. Чеботарев –Челябинск: ЧГАКИ, 2006. – С. 43-61.
11. Шубинский С. Н. Очерки из жизни и быта прошлого времени / С.Н. Шубинский – Санкт-Петербург : типография А. С. Суворина, 1888. – 177 с.