ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЦИКЛА МУЗЫКАЛЬНЫХ ГОСТИНЫХ В ДШИ № 3 Г.ТОМСК

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 38 38 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 07.03.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 Теоретические аспекты изучение формы и средства социальной культурной деятельности на примере проведения цикла музыкальной гостиной 6
1.1.Сущность и понятие формы и средства социальной культурной деятельности 6
1.2 Понятие музыкальной гостиной 13
1.3 Особенности возрастной аудитории 16
2 Особенности проведения и организации цикла музыкальной гостиной на примере ДШИ 5 г.Томска 19
2.1 Особенности проведения и организации музыкальной гостиной 19
2.2 Этапы подготовки проведения музыкальной гостиной 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 29

Фрагмент для ознакомления

Литературно-музыкальные гостиные - это места, где литература и музыка объединяются, создавая уникальную атмосферу подлинного культурного общения. Они также способствуют развитию интеллектуальных способностей и расширяют кругозор участников.В современном обществе, где так распространены технологии и повседневные стрессы, литературно-музыкальные гостиные дают возможность отвлечься от суеты повседневной жизни и погрузиться в мир искусства. Люди посещают эти места, чтобы насладиться высоким искусством, найти вдохновение и обогатить свой внутренний мир.Такие салоны способствуют развитию интеллектуальных способностей, ведь здесь можно обмениваться литературным и музыкальным опытом, обсуждать и анализировать произведения искусства. Они позволяют участникам выразить свои мысли, поделиться чувствами и ощутить принадлежность к культурному сообществу.Возрождение современных музыкальных гостиных связано именно с тем, что они становятся одной из форм развития духовности человека. В них воплощается идея слияния различных искусств и создания синтеза музыкальных и литературных произведений, который способствует гармонизации и расширению внутреннего мира человека.Музыкальные гостиные обогащают систему человеческих отношений, создают возможности для углубленного изучения искусств, обмена опытом и эмоционального обмена. Они объединяют людей, укрепляют культурные ценности и способствуют формированию интеллектуального общества, нацеленного на построение гармоничного и культурно богатого мира. В этом смысле литературно-музыкальные гостиные играют важную роль в развитии современного общества и формировании личности.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1.Асафьев, Б.В. Русская музыка. XIX и начало XX века.. Л.: Музыка, - 2014.- 344 с.2.Бабенко, О.В. М.А. Балакирев – видный музыкальный деятель эпохи Великих реформ // TheScientific 2021.- № 60-5 (60).- С. 11-16.3.Булычёва, А.В. «Князь Игорь» Бородина и Римского-Корсакова // Operamusicologica.- 2010.- № 4.-С. 22-25.4.Гордеева, Е.М. Композиторы «Могучей кучки». М.: Музыка, 1985. 285 с.5. Загребельная, И.Н. Музыкальные гостиные. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 318с.6. Кадцын, Л. Музыкальное искусство и творчество слушателя. М., -2019.- 315с.7.Келдыш, Ю. История русской музыки. Ч. 2. М.; Л.: Госмузиздат, 2016. - 390 с.8.Кизин, М.М. Идеи философии славянофилов в творчестве «Могучей кучки» // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. - 2020. - № 8 (48). - С. 22-27.9.Наньцяо, Л. Вклад композиторов «Могучей кучки» в развитие русской музыкальной педагогики XIX века // Преподаватель. XXI век.- 2020. - № 1-3.- С. 201-211.10.Римский-Корсаков, Н. Полное собрание сочинений: Литературные произведения и переписка. Т. 8-Б. М.: Музыка, -1982-. 253 с.11.Сабанеев, Л.Л. Воспоминания о России. М.: Издательский дом «Классика-XXI», -2018. - 268 с. 12.Туманина, Н. М.П. Мусоргский. Жизнь и творчество. М.; Л.: Госмузиздат, -2018. -241 с.13. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства. М., -2020. – 261 с.14. Шабрина, С.Б. Литературная гостиная: сценарии внеклассных мероприятий (Выпуск 2). – Учитель, 2009. – 219с.15.Шаляпин, Ф.И. Маска и душа. М.: АСТ, -2014.- 320 с.16. Архив классической музыки Режим доступа: http://classic-online.ru/ (Дата обращения: 01.02.2024).ПРИЛОЖЕНИЕ 1Сценарий мероприятия музыкальная гостиная «Могучая кучка»Дорогие друзья! Сегодня у нас музыкальна встреча, посвященная музыке русских композиторов. Рассказывать о композиторах и исполнять музыку будут учащиеся музыкальной школы отделения вокальных и фортепианных объединений.Глинка Михаил Иванович (1803 – 1858) звучит Глинка «Камаринская» (аудиозапись).Звучит музыка Михаила Ивановича Глинки. Глинку можно сравнить с Пушкиным. По выражению Стасова «Оба (Пушкин и Глинка) создали новый русский язык – один в поэзии, другой в музыке».Глинка первым из русских композиторов стал писать музыку для симфонического оркестра. Вы только что слышали, как по-новому зазвучал плясовой наигрыш «Камаринская». Также Глинка стал создателем первой русской оперы «Жизнь за царя». А его опера «Руслан и Людмила» и сейчас является украшением любого театра, Мариинского тоже. Сам Глинка любил петь, даже учился пению в Италии, и написал много романсов. Сейчас вы услышите один из самых мелодичных романсов, похожий на русскую народную песню.Ты, соловушка, умолкни. Исполняют Иванов Александр и Бек Никита.Алябьев Александр Александрович (1787 – 1851) звучит Алябьев «Соловей» (аудиозапись).Этот романс стал настолько популярным, что многими воспринимался как народная песня.Известны слова П. Чайковского о романсе «Соловей»: «Иногда в музыке нравится что-то совершенно неуловимое и не поддающееся критическому анализу. Я не могу без слез слышать „Соловья“ Алябьева!» Александр Алябьев был военным человеком, даже участвовал в войне 1812 года в знаменитом отряде поэта Дениса Давыдова, удостоен наград за смелость и отвагу. А его романсы, написанные на стихи лучших поэтов его времени,наполнены печалью, нежностью. Сейчас вы услышите романсАлександра Алябьева на стихи его друга Александра Пушкина.ансамбль скрипачей.Зимняя дорога. Исполняет хор 3 Б класса.Раскинулось море широко (аудиозапись).Вы слышите русскую народную песню «Раскинулось море широко». А эта песня – изменённый романс АлександраЛьвовичаГурилёва. Романс Гурилева «После битвы» так любили на флоте, что он стал народной песней, которая помогала воевать морякам и в 19 веке в Крымскую войну и в 20 веке в ВеликуюОтечественнуювойну. Александр Гурилев родился в семье крепостного крестьянина графа Орлова. Отец научил его играть на скрипке, и он играл в крепостном оркестре. Только в 28 лет он получил вольную, поселился в Москве и начал писать романсы. В его романсах чувствуется влияние русской народной песни. А.Гурилев «Сарафанчик». Стихи Н.Грекова. Исполняет Заботина Виктория. Чайковский Пётр Ильич (1840 -1893) звучит Чайковский Анданте из балета «Лебединое озеро» (аудиозапись).Исполняет фортепианный дуэт.Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке, и в этом ее бессмертие. Д. Шостакович.«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространилась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору».В этих словах Петра Ильича Чайковского точно определена задача его искусства, смысл его жизни. Чайковский родился в семье горного инженера. С раннего детства он проявил острую восприимчивость к музыке, довольно регулярно занимался на фортепиано, которым хорошо владел ко времени окончания Училища правоведения в Петербурге. Уже служа в департаменте министерства юстиции, он поступил в только что открывшуюсяПетербургскую консерваторию. Затем оставил службу, полностью решив посвятить себя музыке. Повседневный и вдохновенный труд над созданием многочисленных музыкальных произведений составили содержание и смысл всей жизни великого художника.Творчество Чайковского охватило почти все музыкальные жанры -опера, балет и симфония , романс и фортепианная миниатюра. Во всехжанрах всегда слышна главная интонация музыки Чайковского — певучая, лирическая, рожденная непосредственным выражением человеческого чувства и находящая столь же непосредственный отклик у слушателя. П.И.Чайковский. Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро». Исполняет Башарова Елизавета.Есть у Чайковского сборник пьес для фортепиано «Детский альбом».Сейчас прозвучит пьеса в переложении для голоса.П.И. Чайковский. Старинная французская песенка. Исполняет ансамбль девочек 3 классов. Звучит Григ ЭдвардЭ.Григ «Утро» (аудиозапись)Эдвард Григ – норвежский композитор. Но Чайковский восхищался музыкой Грига и когда они встретились, сразу подружились. Затем Григ писал Чайковскому: «... как я горжусь, что заслужил Вашу дружбу!» - «... мы должны повидаться, - где бы то ни было: в России, в Норвегии или еще где-нибудь! Родственные души ведь не растут на деревьях!»Чайковский неизменно восхищался поэтичностью музыки Грига, свежестью и самобытностью его стиля, а главное чистым, бескорыстнымслужением своему народу, созданием национальной народной музыки, к чему стремился иЧайковский. Оба композитора находили наслаждение, воспеваяприроду родного края, народные песни,старинный быт, простые и искренние человеческие чувства.Э.Григ. Поэтическая картинка. Исполняет Казакова АннаЭ. Григ. Вальс. Исполняет Хямяляйнен Александр. МореН.А. Римский-Корсаков «Море» из оперы «Садко» (аудиозапись)ансамбль деревянных духовых инструментов.Прозвучала музыка ещё одногосовременника Чайковского русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. Их нельзя было назвать друзьями, скорее соперниками, но не враждовавшими, а помогавшими друг другу. Чайковский был первым музыкантом Москвы, а Римский-Корсаков - первым музыкантом Петербурга. И сейчас Московская консерватория носит имя Чайковского, а Петербургская – Римского-Корсакова.Чайковский называет свои произведения «музыкальной исповедью души. А Н. А. Римский-Корсаков прославился как композитор-сказочник. Народные былины, сказки, легенды, сказочные герои привлекали композитора своей поэтичностью и красотой. Народные песни, которые он бережно собирал и записывал, заворожили его навсегда своими прекрасными мелодиями, скромным изяществом и задушевностью. Очень интересовала его история Руси. Мир фантастический и реальный переплетаются в опере-былине «Садко»,в поэтичной весенней сказке «Снегурочка», в сказке «Кащей бессмертный». Великий сказочник был непревзойденным мастером музыкального пейзажа. Особенно многообразны созданные им картины морской стихии — то безмятежно спокойной, то слегка волнующейся, а то и грозной, свирепой. И этонеудивительно:с самого раннего детства Ники (так звали его родные) был покорен морем, поэтомуучился в Морском корпусе и став морскимофицером,три года провел в плавании. Навсегда впитал в себя его красоту морских пейзажей. Море оживает в опере «Садко», в волшебной «Сказке о царе Салтане».Вся музыка Римского-Корсаковаживописна,особеннояркозвучат три чуда в «Сказке о царе Салтане» по поэме Пушкина.Одно из них вы сейчас услышите.Ель растёт перед дворцом.А под ней хрустальный дом;Белка в нём живёт ручная,Да чудесница какая!Белка песенки поётДа орешки всё грызёт;А орешки не простые,Скорлупы-то золотые.Ядра – чистый изумруд;Белку холят, берегут.«Белка»из оперы «Сказка о царе Салтане». Исполняет хор 2-ых классов.Калинников Виктор Сергеевич(1870 – 1927)Современник Чайковского – Виктор Калинников преподавал в Хоровой академии, затем в Московской консерватории. Его хоровые сочинения подкупают своей простотой, красотой и образностью, кантиленой звучания (напевностью).В.Калинников. Солнышко. Слова народные.Кюи Цезарь (1835 – 1918)Цезарь Кюи был военным инженером, генералом, крупнейшимученым. Он преподавал, написал много трудов по военному делу, о боевых укреплениях.По его учебникам учились многие офицеры русской армии. Но Кюи с детства был увлечён музыкой, с 14 лет начал сочинять. Уже взрослым человеком, продолжая военную службу, он поступил в «Новую русскую музыкальную школу». Так назвали своё объединение Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин и Балакирев. Этих музыкантов ещё называли «Могучей кучкой». Цезарь Кюи вспоминал: «Так как негде тогда было учиться (консерватории не существовало), то началось наше самообразование». Композиторы изучали фольклор, творчество знаменитых музыкантов и, изучаямузыкальноеискусство,создавали новые произведения. Оперы Цезаря Кюи были поставлены в Мариинском театре, а также в Париже и Бельгии.Цезарь Кюи создавал не только оперы, но и камерные произведения —вокальные квартеты, произведения для хора, музыку для детских опер: «Снежный богатырь», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах», романсы на стихи Александра Пушкина и Аполлона Майкова. Цезарь Кюи был в музыке романтиком с удивительной культурой чувства и поэтикой, тончайшим лириком. Сейчас вы услышите самый поэтичный романс, написанный Кюи на стихи Пушкина. А Пушкин свои вдохновенные строки посвятил скульптуре «Девушка с кувшином»,которая уже более 200 лет украшает Екатерининский парк Царского села (сейчас г.Пушкина). Ц. Кюи.Царскосельская статуя. Исполняет ансамбль 4-ых классовансамбль деревянных духовых инструментов.Исполняет фортепианный дуэт.В наше время композиторы учатся, слушая музыку великих русских композиторови являются продолжателями их традиций. Также воспевают красоту природы, передают чувства человека. Сейчас вы услышите музыку нашего современника Владимира Коровицына. В. Коровицын «Первая проталинка». Исполняет Ахрамеева Елизавета.Хачатурян Арам Ильич И в заключение гостиной прозвучит музыка армянского композитора, который учился в Московской консерватории у великого русского композитора Глиэра и сам воспитал замечательных учеников – Ростислава Бойко, Микаэла Таривердиева, Марка Минкова…И самое главное, что есть в музыке русских композиторов и их продолжателей – её напевность, мелодичность. И наше последнее произведение так и называется «Мелодия»А.Хачатурян. Мелодия. Исполняет ансамбль девочек.Опрос по итогам мероприятия1 – Как бы вы оценили свое общее впечатление от мероприятия? (Вопрос по шкале оценки для определения общей удовлетворенности)2 – Что вам больше всего понравилось на мероприятии? (Открытый вопрос для получения качественной обратной связи о сильных сторонах)3 – Что вам меньше всего понравилось в мероприятии? (Открытый вопрос для определения потенциальных областей улучшения)4 – Событие оправдало ваши ожидания? Почему или почему нет? (Начинает раскрывать ожидания участников и то, оправдались ли они)5 – Как бы вы оценили качество спикеров/презентаторов? (Вопрос со шкалой оценки сосредоточен на конкретном аспекте)6 – Было ли место проведения подходящим и удобным? (Да/Нет вопрос для оценки важного логистического фактора)7 – Как бы вы оценили организацию мероприятия? (Вопрос со шкалой оценки для определения уровня исполнения и планирования)8 – Какие у вас есть предложения по улучшению будущих мероприятий? (Открытый вопрос с рекомендациями по улучшению)9 – Вы бы посетили другое мероприятие, организованное нашей организацией? (Да/Нет вопрос для оценки интереса к будущим событиям)10 – Есть ли какие-либо другие отзывы, которые вы хотели бы предоставить? (Открытый «всеобъемлющий» вопрос для любых дополнительных мыслей)11 – Что было для вас самым ценным на мероприятии? (Открытый вопрос для определения конкретных сильных сторон и аспектов, которые участники сочли наиболее полезными)12 – Насколько актуально было содержание мероприятия для вашей работы/интересов? (Вопрос по шкале рейтинга, чтобы узнать, насколько актуальными были темы мероприятия для участников)13 – Как бы вы оценили качество выступлений? (Вопрос по шкале рейтинга для оценки ключевого компонента мероприятия)14 – Соответствовала ли продолжительность мероприятия? (Вопрос «Да/Нет», чтобы определить, подходит ли время/продолжительность мероприятия для участников)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асафьев, Б.В. Русская музыка. XIX и начало XX века.. Л.: Музыка, - 2014.- 344 с.
2. Бабенко, О.В. М.А. Балакирев – видный музыкальный деятель эпохи Великих реформ // The Scientific 2021.- № 60-5 (60).- С. 11-16.
3. Булычёва, А.В. «Князь Игорь» Бородина и Римского-Корсакова // Opera musicologica.- 2010.- № 4.- С. 22-25.
4. Гордеева, Е.М. Композиторы «Могучей кучки». М.: Музыка, 1985. 285 с.
5. Загребельная, И.Н. Музыкальные гостиные. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 318с.
6. Кадцын, Л. Музыкальное искусство и творчество слушателя. М., -2019.- 315с.
7. Келдыш, Ю. История русской музыки. Ч. 2. М.; Л.: Госмузиздат, 2016. - 390 с.
8. Кизин, М.М. Идеи философии славянофилов в творчестве «Могучей кучки» // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. - 2020. - № 8 (48). - С. 22-27.
9. Наньцяо, Л. Вклад композиторов «Могучей кучки» в развитие русской музыкальной педагогики XIX века // Преподаватель. XXI век.- 2020. - № 1-3.- С. 201-211.
10. Римский-Корсаков, Н. Полное собрание сочинений: Литературные произведения и переписка. Т. 8-Б. М.: Музыка, -1982-. 253 с.
11. Сабанеев, Л.Л. Воспоминания о России. М.: Издательский дом «Классика-XXI», -2018. - 268 с.
12. Туманина, Н. М.П. Мусоргский. Жизнь и творчество. М.; Л.: Госмузиздат, -2018. -241 с.
13. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства. М., -2020. – 261 с.
14. Шабрина, С.Б. Литературная гостиная: сценарии внеклассных мероприятий (Выпуск 2). – Учитель, 2009. – 219с.
15.Шаляпин, Ф.И. Маска и душа. М.: АСТ, -2014.- 320 с.
16. Архив классической музыки Режим доступа: http://classic-online.ru/ (Дата обращения: 01.02.2024).