Проблемы сенситивных периодов в психическом развитии ребенка

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 14 14 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 05.03.2024
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение 3
Отечественные и зарубежные подходы
к проблеме сенситивных периодов 4
Заключение 13
Список использованной литературы 14

Фрагмент для ознакомления

Этот период является подготовительным для второго периода, в котором преобладает усвоение способов действий с предметами и формирование операционально-технических возможностей.Концепция периодизации, предложенная Д. Б. Эльконином, основана на критике отдельного и относительно независимого описания интеллектуального и социального развития ребенка. В результате чередования (сначала социальный период, затем интеллектуальный период) было полностью сохранено это разделение. Понимание возрастного кризиса окончательно утвердилось как момент перехода от одной стадии к другой. Представление о кризисе как самостоятельном, особенном периоде развития исчезло.Период кризиса, во время которого происходит целостное изменение личности, был заменен появлением новых возрастных формирований. Стало ясно, что для успешного развития необходим адаптационный подход, поскольку смена деятельности требует освоения или адаптации к ней. Под социальной ситуацией развития теперь понимаются особенности социальной среды, в которой происходит жизнь ребенка.Оценивая в целом сложившиеся в отечественной традиции подходы к возрастному развитию, следует остановиться на следующих моментах.Рассмотренные концепции предполагают выделение определенных возрастных периодов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и задачами развития. Например, дошкольный возраст связан с формированием базовых навыков и знаний, школьный – с углубленным обучением и развитием социальных компетенций.Такой подход предполагает объединение различных направлений и методик работы с детьми для достижения комплексного развития. Это активно применяется в российских дошкольных и школьных учреждениях, где осуществляется совместная работа педагогов различных специальностей.Отечественные подходы к возрастному развитию также включают в себя акцент на индивидуальный подход к каждому ребенку. Большое значение придется учету индивидуальных потребностей и особенностей каждого ребенка при организации образовательного процесса. Это позволяет предоставить детям оптимальные условия для развития и достижения успеха.Кроме того, отечественные подходы к возрастному развитию основываются на принципе непрерывности образования. Данный принцип предусматривает постепенный переход от одного возрастного этапа к другому без резких скачков и перегрузок. Такой подход способствует более гармоничному и полноценному развитию детей [4, с. 15].Доминирующие в современной психологии подходы можно определить, как культурно-адаптационные концепции развития. Предполагается обязательное прохождение стадий, в которых общество ставит определённые цели, которые ребёнок должен достигнуть. Поскольку различаются культуры (российская и американская), постольку несколько различны постепенно сменяющие друг друга стадии, или меняющиеся условия жизни, к которым он должен адаптироваться, а также требования к ребёнку, ожидания, которым он должен соответствовать. В нашей культуре требования исходят в основном из системы образования (дошкольного и школьного), которой и соответствует отечественная периодизация развития, а в американской культуре — в основном из системы семейного и социального воспитания, которым и соответствует периодизация Э. Эриксона.ЗаключениеВ данной работе были рассмотрены некоторые вопросы возрастной психологии, в частности, проблема сенситивных периодов в развитии ребенка.Один из важных зарубежных подходов к возрастному развитию - это теория Эриксона о психосоциальном развитии. По мнению Эриксона, каждый период жизни характеризуется своими особыми задачами и вызовами. Например, в детском возрасте основным заданием является формирование автономии и самостоятельности, а в старости - достижение интеграции и мудрости. Такой подход позволяет более глубоко изучить специфические потребности и проблемы каждого возрастного периода. В настоящее время в отечественной психологии ведущей теорией возрастного развития остается концепция ведущей деятельности (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Д. Эльконин, Л.И. Божович и др.). Одним из ключевых положений этой концепции и исследований, проведенных в возрастной психологии в данном направлении, выступает о том, что каждый возрастной период связан с овладением деятельностью, так или иначе соответствующую той человеческой деятельности, которая исторически в них была определена и воплощена. Так, в каждой ведущей деятельности складываются соответствующие психологические новообразования, последовательность возникновения и преемственность которых порождает единство психического развития. В данных видах деятельности трансформируются, формируются деятельностные и личностные и развивающиеся качества личности. Например, на основе предметно-манипулятивной деятельности у детей преддошкольного возраста появляются психологические новообразования, связанные с речью. Возникающая у ребенка речь становится главным средством его взаимодействия со взрослыми. Благодаря речи восприятие действительности все больше становится обобщенным, осмысленным и предметно-категориальным. Воспринимаемые вещи приобретают конкретное, общепонятное значение и общественное назначение. Список использованной литературыБожович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.Выготский Л. С. Педология школьного возраста / Л.С. Выготский – Москва : Педагогика-Пресс, 1996. – 533 с.Запорожец A.B. Избранные психологические труды : в 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. –М., 1986.– 320 с.Зверева Н. В., Рощина И. Ф. Значение наследия Л. С. Выготского для современной клинической (медицинской) психологии / Н.В. Зверева, И.Ф. Рощина // Медицинская психология в России. – 2018. - № 6. – C. 1-9.Кузнецова А. А., Воробьева В. В., Золотарева А. А., Моренко И. М., Ушакова Н. И. Особенности личностного развития детей младшего школьного возраста в процессе адаптации к школьному обучения / А.А. Кузнецова, В.В. Воробьева, А. А. Золотарева, И. М. Моренко // Коллекция гуманитарных исследований. – 2019. - № 1 (16). – С. 13-22.Митрохин Р. В. Теоретический анализ связи процессов социализации и развития личности / Р.В. Митрохин // Философская мысль. – 2019. - № 2. – С. 53-58.Сладкова Ю. Д. Кризисы детского возраста и их преодоление / Ю.Д. Сладкова // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2021. - 19(4). – С. 5-16.Става В. С., Игнатович В. К. Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста / В.С. Става, В.К. Игнатович // Педагогика: история, перспективы. – 2020. - № 4. – С. 37-43.Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.

Список использованной литературы
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
2. Выготский Л. С. Педология школьного возраста / Л.С. Выготский – Москва : Педагогика-Пресс, 1996. – 533 с.
3. Запорожец A.B. Избранные психологические труды : в 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. –М., 1986.– 320 с.
4. Зверева Н. В., Рощина И. Ф. Значение наследия Л. С. Выготского для современной клинической (медицинской) психологии / Н.В. Зверева, И.Ф. Рощина // Медицинская психология в России. – 2018. - № 6. – C. 1-9.
5. Кузнецова А. А., Воробьева В. В., Золотарева А. А., Моренко И. М., Ушакова Н. И. Особенности личностного развития детей младшего школьного возраста в процессе адаптации к школьному обучения / А.А. Кузнецова, В.В. Воробьева, А. А. Золотарева, И. М. Моренко // Коллекция гуманитарных исследований. – 2019. - № 1 (16). – С. 13-22.
6. Митрохин Р. В. Теоретический анализ связи процессов социализации и развития личности / Р.В. Митрохин // Философская мысль. – 2019. - № 2. – С. 53-58.
7. Сладкова Ю. Д. Кризисы детского возраста и их преодоление / Ю.Д. Сладкова // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2021. - 19(4). – С. 5-16.
8. Става В. С., Игнатович В. К. Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста / В.С. Става, В.К. Игнатович // Педагогика: история, перспективы. – 2020. - № 4. – С. 37-43.
9. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.