Особенности учреждения юридического лица.
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 07.03.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Понятие и общая правовая характеристика учреждения юридических лиц 5
1.1 Учреждение юридического лица: понятие и особенности 5
1.2 Основания и порядок образования коммерческих организаций 10
1.3 Особенности организации некоммерческих организаций 12
Глава 2. Особенности образования определенных способов юридических лиц 19
2.1 Нормативно-явочный способ образования юридических лиц 19
2.2 Распорядительный способ образования юридических лиц 23
2.3 Разрешительный способ образования юридических лиц 25
Заключение 27
Библиографический список 29
Долгое время этот порядок считался наиболее соответствующим принципу гражданского законодательства об автономии воли. Согласно этому принципу, регистрирующий орган не имеет права проверять необходимость создания юридического лица и не может отказать в регистрации, если все необходимые документы предоставлены в соответствии с законом.Однако, несмотря на этот нормативно-явочный порядок, государство сохраняет право контролировать хозяйственную деятельность, особенно в сфере предпринимательства. Для многих видов хозяйственной деятельности требуется получение лицензии в соответствии с федеральным законом.Государственный контроль над созданием юридических лиц проявляется также в установлении уголовной ответственности за предоставление заведомо ложных документов при регистрации юридических лиц, если это причинило значительный ущерб гражданам, организациям или государству.Кроме того, во многих сферах хозяйственной деятельности сохраняется исключительная монополия государства, которая осуществляется через государственные юридические лица.В законодательстве и литературе упоминается уведомительный порядок создания профсоюзов и объединений профсоюзов, который позволяет им функционировать без статуса юридического лица до государственной регистрации. Однако до этой регистрации профсоюз не может приобретать имущественные права и обязанности как юридическое лицо.Таким образом, слишком либеральное на данный момент законодательство о регистрации юридических лиц приводит к утверждению, что нормативно-явочный порядок фактически сводится к заявительскому.2.2 Распорядительный способ образования юридических лицРаспорядительный порядок, который преобладал в дореволюционный и советский периоды, в настоящее время теряет свое значение. Сокращается количество решений о создании юридических лиц в связи с концепцией разгосударствления и уменьшением участия публично-правовых образований в хозяйственной деятельности. В рамках распорядительного порядка создаются государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения, а также другие некоммерческие организации, учредителями которых могут быть публично-правовые образования. Особым случаем распорядительного порядка являются правила создания государственных корпораций.Унитарное предприятие создается от имени публично-правового образования решением государственного органа или органа местного самоуправления в соответствии с Гражданским кодексом. В определенных случаях требуется специальная государственная регистрация для создания государственной корпорации «Росатом», которая осуществляется без дополнительных документов в течение 10 дней с момента официальной публикации соответствующего закона.Участие публично-правовых образований в создании юридических лиц имеет свои особенности, определяемые дуализмом публично-правовых и частноправовых элементов. Полномочия публично-правовых образований определяются их конституционно-правовым и административным статусом, а также государственной политикой по пределам их участия в экономической деятельности.Данная процедура предусматривает использование разнообразных нормативных актов, регулирующих процесс создания новых юридических лиц в сфере публичного права.Следует отметить, что федеральный законодатель, придерживаясь либеральных принципов, ограничил возможности создания унитарных предприятий. При этом он установил исчерпывающий перечень случаев, когда такое ограничение применяется на федеральном уровне.Однако стоит отметить, что законодатель расширил полномочия Правительства Российской Федерации и субъектов Федерации. Они получили право создавать государственные фонды поддержки промышленности в организационно-правовой форме фонда или автономного учреждения. Это нововведение предоставляет возможность создания таких государственных фондов совместно с организациями, которые входят в инфраструктуру поддержки промышленной деятельности.Таким образом, данный подход является комплексным и учитывает различные аспекты создания юридических лиц в сфере публично-правовых образований. Он направлен на развитие и поддержку промышленности, а также на повышение гибкости и эффективности процесса создания новых структур.2.3 Разрешительный способ образования юридических лицПри создании юридических лиц широко распространенным способом было получение разрешения от уполномоченного органа. В современных условиях этот порядок больше не используется за исключением ситуаций, связанных с формированием организаций с иностранными инвестициями в закрытых административно-территориальных образованиях.Распространенность разрешительного способа объяснялась государственной социалистической собственностью, которая исключала другие способы создания юридических лиц.Создание организаций в закрытых административно-территориальных образованиях с иностранными инвестициями допускается только после получения согласия Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации.В отношении некоммерческих организаций и кредитных организаций все еще сохраняются элементы разрешительного порядка, так как для государственной регистрации таких организаций требуется одобрение их создания соответствующим федеральным органом или Банком России.Также признаки разрешительного способа можно увидеть в некоторых нормах законодательства о защите конкуренции, где требуется предварительное согласие антимонопольного органа для создания новой коммерческой организации.Независимо от того, кто разрешил создание организации, она считается юридическим лицом с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).Таким образом, существуют три способа образования юридического лица - распорядительный, нормативно-явочный и разрешительный. Однако преобладающим является нормативно-явочный, при котором юридические лица могут быть созданы учредителями без необходимости получения разрешения или распоряжения от государственных или муниципальных органов.ЗаключениеПодводя итоги по проделанной работе, следует отметить, что учреждение юридических лиц в России является важным инструментом экономического развития страны. Российское законодательство предоставляет достаточно гибкую и прозрачную процедуру регистрации и функционирования юридических лиц.В то же время, необходимо отметить, что учреждение и управление юридическими лицами требует соблюдения строгих правовых норм и требований. Нарушение законодательства может привести к серьезным последствиям, включая штрафы и отзыв лицензий.По результатам проведенного исследования мы предлагаем следующие изменения законодательства.1. Необходимо избавиться от повторного регулирования одних и тех же вопросов разными нормативными актами. Законодательство о государственной регистрации юридических лиц должно быть унифицировано и непротиворечиво. Требования о представлении необходимых документов в регистрирующий орган должны быть закреплены на законодательном уровне, и подзаконное регулирование этих отношений должно быть исключено.2. В настоящее время важно усилить предварительный государственный контроль над созданием юридических лиц. Это может быть осуществлено путем усиления контролирующей функции государства на этапе государственной регистрации. Для этого можно использовать два альтернативных варианта решения.Первый вариант предполагает введение проверки представленных документов на правовую экспертизу и проверку соответствия истинности представленных сведений нормам законодательства.Второй вариант заключается в требовании представления дополнительных документов, которые подтверждают истинность сведений, указанных в основных документах, необходимых для регистрации. Это могут быть документы, подтверждающие внесение вклада учредителями юридического лица, документы, подтверждающие местонахождение организации и эскиз печати юридического лица.Таким образом, предложенные в этой работе рекомендации по совершенствованию законодательства о государственной регистрации юридических лиц позволят усилить эффективность этого института в российской правовой системеДальнейшие исследования в данной области могут быть направлены на изучение практического опыта учреждения и управления юридическими лицами в России, а также на оценку влияния этих особенностей на экономическое развитие страны.Однако, следует отметить, что представленное исследование не исчерпывает все аспекты связанные с учреждением юридических лиц. Существуют и другие важные аспекты, такие как трудовые отношения, защита прав и интересов участников юридического лица, применение антимонопольного законодательства и т.д. Эти темы можно рассмотреть в дальнейших исследованиях.Также, учреждение и управление юридическими лицами в России постоянно совершенствуется и изменяется в соответствии с изменениями в налоговом и правовом законодательстве. Поэтому важно быть внимательным к новым требованиям и принимать их во внимание при создании и управлении юридическим лицом.Библиографический списокНормативные правовые акты:Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2020. – № 57. – Ст. 4509.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 года № 51-ФЗ // СЗ. РФ. – 2021. – № 27. – Ст. 4266.Федеральный закон от 26.12.1995 года № 208-ФЗ года «Об акционерных обществах» // Российская газета. – 2021. – № 146.Федеральный закон от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Российская газета. – 2001. – № 153-154.Федеральный закон от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета. – 2021. – № 298.Научная и специальная литература:Алексеев С.С. Гражданское право Российской Федерации: учебник. - М.: Норма, 2019. – 472 с.Васильев М.В.Новый Закон о лицензировании деятельности. // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. - 2011. - № 7. - С. 64-68.Гатин А.М. Гражданское право Российской Федерации: учебник. - М.: Закон и право, 2021. - 559 с.Грудцын Л.Ю. Гражданское право Российской Федерации: учебник. - М.: Норма, 2020. - 451 с.Горбунова Е. Штрихи к «портрету» Закона о регистрации // Бизнес-адвокат. 2015. № 3. С. 35.Грось Л. Участие публично-правовых образований в отношениях собственности: гражданско-правовые проблемы // Хозяйство и право. 2001. № 5. С. 33 - 36.Гущин А.В. Лицензирование как институт административного права. // Административное право и процесс. - 2006. - № 1. - С. 51-55.Евдокимова А.Б. Регистрация юридического лица по законодательству Российской Федерации. // Проблемы науки. - 2019. - № 8. - С. 34-37.Журавлева А.В. Этапы становления и развития законодательства, регламентирующего, создание коммерческих юридических лиц в Российской Федерации. // Colloquium-journal. - 2020. - № 2. - С. 42-45.Захарова Е.И. О понятии «имущественная обособленность юридического лица». // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 4. - С. 59-61.Илларионов Т.И. Гражданское право Российской Федерации: учебник. - М.: Юрайт, 2018. - 579 с.Калпин А. И. Гражданское право Российской Федерации: учебное пособие. - М.: Норма, 2019. - 360 с.Марков П.А. Реорганизация коммерческих организаций в российском праве // Право и экономика. 2015. № 9. С. 12 - 19.Марков П.А. Российское законодательство о реорганизации коммерческих организаций: проблемы доктрины и правоприменения // Банковское право. 2015. № 5. С. 51 - 57.Саввинова Ю.А. Некоторые вопросы реорганизации юридического лица // Безопасность бизнеса. 2015. № 1. С. 14 - 16.Цепов Г. Договор или обязательство? // Журнал для акционеров. 2014. № 1. С. 36 - 38.
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2020. – № 57. – Ст. 4509.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 года № 51-ФЗ // СЗ. РФ. – 2021. – № 27. – Ст. 4266.
3. Федеральный закон от 26.12.1995 года № 208-ФЗ года «Об акционерных обществах» // Российская газета. – 2021. – № 146.
4. Федеральный закон от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Российская газета. – 2001. – № 153-154.
5. Федеральный закон от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета. – 2021. – № 298.
Научная и специальная литература:
1. Алексеев С.С. Гражданское право Российской Федерации: учебник. - М.: Норма, 2019. – 472 с.
2. Васильев М.В. Новый Закон о лицензировании деятельности. // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. - 2011. - № 7. - С. 64-68.
3. Гатин А.М. Гражданское право Российской Федерации: учебник. - М.: Закон и право, 2021. - 559 с.
4. Грудцын Л.Ю. Гражданское право Российской Федерации: учебник. - М.: Норма, 2020. - 451 с.
5. Горбунова Е. Штрихи к «портрету» Закона о регистрации // Бизнес-адвокат. 2015. № 3. С. 35.
6. Грось Л. Участие публично-правовых образований в отношениях собственности: гражданско-правовые проблемы // Хозяйство и право. 2001. № 5. С. 33 - 36.
7. Гущин А.В. Лицензирование как институт административного права. // Административное право и процесс. - 2006. - № 1. - С. 51-55.
8. Евдокимова А.Б. Регистрация юридического лица по законодательству Российской Федерации. // Проблемы науки. - 2019. - № 8. - С. 34-37.
9. Журавлева А.В. Этапы становления и развития законодательства, регламентирующего, создание коммерческих юридических лиц в Российской Федерации. // Colloquium-journal. - 2020. - № 2. - С. 42-45.
10. Захарова Е.И. О понятии «имущественная обособленность юридического лица». // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 4. - С. 59-61.
11. Илларионов Т.И. Гражданское право Российской Федерации: учебник. - М.: Юрайт, 2018. - 579 с.
12. Калпин А. И. Гражданское право Российской Федерации: учебное пособие. - М.: Норма, 2019. - 360 с.
13. Марков П.А. Реорганизация коммерческих организаций в российском праве // Право и экономика. 2015. № 9. С. 12 - 19.
14. Марков П.А. Российское законодательство о реорганизации коммерческих организаций: проблемы доктрины и правоприменения // Банковское право. 2015. № 5. С. 51 - 57.
15. Саввинова Ю.А. Некоторые вопросы реорганизации юридического лица // Безопасность бизнеса. 2015. № 1. С. 14 - 16.
16. Цепов Г. Договор или обязательство? // Журнал для акционеров. 2014. № 1. С. 36 - 38.