Совершенствование системы управления социальной защитой малоимущих жителей города (на примере города Красноярска)

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социальная работа
  • 72 72 страницы
  • 46 + 46 источников
  • Добавлена 13.03.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Теоретические основы системы управления социальной защитой малоимущих жителей города 6
1.1 Система социальной защиты в контексте жизнеобеспечения населения 6
1.2 Современные направления социальной защиты населения 10
1.3 Значимость социальной защитой малоимущих жителей города 15
ГЛАВА 2 Анализ системы управления социальной защитой малоимущих жителей города Красноярска 22
2.1 Общая характеристика социального развития г. Красноярска 22
2.2 Система социальных услуг предоставляемых малоимущим жителям города Красноярска 37
2.3 Оценка результатов социальной защитой малоимущих жителей города Красноярска 42
2.4 Анализ деятельности МКУМ «Ресурсно-методический центр города Канска» 45
ГЛАВА 3 Совершенствование системы управления социальной защитой малоимущих жителей города: меры и их эффективность 53
3.1 Мероприятия по совершенствованию деятельности МКУМ «Ресурсно-методический центр города Канска» как части системы управления социальной защитой малоимущих жителей города 53
3.2 Обоснование эффективности предложенных мер 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67

Фрагмент для ознакомления

Результаты тестирования подтвердили необходимость организации дополнительного профессионального образования методистов и послужили мотивирующим фактором для повышения их квалификации в части освоения современных форм и методов оценки квалификации педагогических работников, планирования методической деятельности на основе выявленных профессиональных дефицитов. Эффективность социального заказа на повышение квалификации методистов заключается в практической значимости разработанных методических продуктов слушателей курсов для введения в практику деятельности муниципальной методической службы и образовательных организаций механизмов оценки квалификации педагогов и планирования повышения квалификации на основе выявленных профессиональных дефицитов, в том числе для успешной реализации мероприятий «Дорожной карты по внедрению региональных проектов в рамках национальных проектов «Образование» и «Демография» на 2019⎼2024 гг. вгородеКанске». ГЛАВА 3 Совершенствование системы управления социальной защитой малоимущих жителей города: меры и их эффективность3.1 Мероприятия по совершенствованию деятельности МКУМ «Ресурсно-методический центр города Канска» как части системы управления социальной защитой малоимущих жителей городаСейчас активно продвигает концепцию динамического обеспечения эффективности соцзащиты на основе использования социальных программ, проектов. В основе этой идеи лежит мнение о том, что эффективные и хорошо управляемые организации жизненно важны для доверия к системе обеспечения эффективности соцзащиты и, в конечном счете, для ее устойчивости. Относительно МКУМ «РМЦ г. Канска» предлагается использовать положительную практику относительно социальных контрактов в сфере организационно-методическое сопровождение проектов и программ по повышению уровня профессиональной компетенции – организацию прохождения обучения и дополнительно профессионального образования.Рисунок 16 – Основное направление социальных контрактовПотенциал и возможности применение компетенций МКУМ «РМЦ г. Канска» для совершенствованиясистемы управления социальной защитой малоимущих жителей города на основе развития контрактной практики заключаются в следующем:1. Экспериментирование с разнообразными возможностями технологии социального контракта 2. Акцент на организации выхода из бедности семей с детьми и многодетных семей, увязка с демографической политикой 3. Использование соцконтракта для профилактики семейного неблагополучия.4. Проработка нового подхода к социальной работе – от защиты к включению в социальность развития.Для реализации потенциала предлагается реализовать программу развитья МКУМ «РМЦ г. Канска» на основе технологии социального контракта.Новизна программы. Специалистами МКУМ «РМЦ г. Канска» может быть реализован комплекс мероприятий по обеспечению снижения уровня бедности и самореализации малоимущих жителей на базах специализации РМЦ. Важным моментом является то, что внедрение в практику деятельности РМЦ эффективных технологий оказания социальной помощи на основе технологии социального контракта предоставит возможность для малоимущих семей экономии финансовых ресурсов и сформирует новую социально-одобряемую социально-ориентированную систему ценностей, так как программа содержит новейшие эффективные формы организации социальной активности.В качестве комплекса мероприятий программы развитья МКУМ «РМЦ г. Канска» на основе технологии социального контракта предлагаются:Мероприятие 1. Создание Межмуниципального ресурсного центра разработки программ социальной адаптации на базе услуг МКУМ «РМЦ г. Канска» и Комиссий по социальному развитию территорий г. Канска для реализации интерсекторального подхода. Мероприятие 2. Включение в процесс супервизоров или кураторов, привлечение бенефакторов, тьюторов и консультантов подготовленных МКУМ «РМЦ г. Канска»Мероприятие 3. Создание фермы индустриализации на территории г. Канска для проектирования и организации перспективной занятости.Методы мониторинга эффективности программы мероприятий РМЦ: 1. Анкетирование, тестирование всех участников процесса социального сопровождения. 2. Анализ текущей документации МКУМ «РМЦ г. Канска». 3.Мониторинг мероприятий, реализованных по программе МКУМ «РМЦ г. Канска». 4. Статистический анализ динамики ключевых параметров деятельности МКУМ «РМЦ г. Канска».Ожидаемые результаты от комплекса мероприятий программы развитья МКУМ «РМЦ г. Канска» на основе технологии социального контракта заключаются в следующем:1. Ежегодно в программе МКУМ «РМЦ г. Канска» будут участвовать не менее 50 малоимущих. 2. Будет проведено не менее 5 мастер-классов, психологических тренингов, направленных на мобилизацию потенциала и повышение ресурсного состояния каждого участника программы и на самоопределение, и его способностей. 3. 100% участников программы расширят рамки компетентности, освоят навыки волевой регуляции, эффективной коммуникации. 4. Созданы буклеты и методические пособия.3.2 Обоснование эффективности предложенных мерДалее приведем план мероприятий по реализации предлагаемых рекомендаций по совершенствованию деятельности МКУМ «РМЦ г. Канска». Оценим необходимые меры по реализации предложенных мероприятий. Основные этапы проекта представлены в таблице 4.Таблица 4 - Потребность в трудовых ресурсах на реализацию проекта повышения эффективности деятельности МКУМ «РМЦ г. Канска»Этап проектаПотребность, чел.Подготовка предпроектная по реорганизации системы в МКУМ «РМЦ г. Канска»1– это часть участников проектаОценка возможности реорганизации системы в МКУМ «РМЦ г. Канска»2– это часть участников проектаСоставления плана по реорганизации системы в МКУМ «РМЦ г. Канска»4 – это все участники проекта Мероприятие 1. Создание Межмуниципального ресурсного центра разработки программ социальной адаптации на базе услуг МКУМ «РМЦ г. Канска» и Комиссий по социальному развитию территорий г. Канска для реализации интерсекторального подхода. 10 – это все участники проектаМероприятие 2. Включение в процесс супервизоров или кураторов, привлечение бенефакторов, тьюторов и консультантов подготовленных МКУМ «РМЦ г. Канска»8 – это все участники проектаМероприятие 3. Создание фермы индустриализации на территории г. Канска для проектирования и организации перспективной занятости.6 – это все участники проектаКонтроль процесса реализации 1 это часть учеников проектаСдача проекта 4 это всего учеников проектаВсего в рамках реализации проекта планируется привлечь всего 24 человек из персонала РМЦ.Календарный план работ представлен в таблице 5.Таблица 5 - Календарный план реализации проекта повышения эффективности деятельности МКУМ «РМЦ г. Канска»Этапы графикаВ днях Подготовка предпроектная по реорганизации системы МКУМ «РМЦ г. Канска»12Оценка возможности реорганизации системы МКУМ «РМЦ г. Канска»11Составления плана по реорганизации системы МКУМ «РМЦ г. Канска»14Мероприятие 1. Создание Межмуниципального ресурсного центра разработки программ социальной адаптации на базе услуг МКУМ «РМЦ г. Канска» и Комиссий по социальному развитию территорий г. Канска для реализации интерсекторального подхода. 30Мероприятие 2. Включение в процесс супервизоров или кураторов, привлечение бенефакторов, тьюторов и консультантов подготовленных МКУМ «РМЦ г. Канска»27Мероприятие 3. Создание фермы индустриализации на территории г. Канска для проектирования и организации перспективной занятости.22Контроль процесса реализации 30Сдача проекта 1Социальная эффективность будет включать в себя следующее: Положительное решение сложных жизненных ситуаций малоимущих жителейРост реализации потенциала малоимущих жителей.Увеличение накопленного опыта сотрудников РМЦ.Рост удовлетворенности участников программы достижениями в социальной самореализации.Развитие УЖМ и уменьшения социально-экономических рисков малоимущих жителей. Далее оценим эффект.Получатели помощи на основе социального контракта выходят на более высокий уровень жизни за счет постоянных самостоятельных источников дохода в денежной или натуральной форме, повышается их социальная ответственность, более полно реализуется трудовой потенциал семьи. Смета плановых затрат в рамках мероприятия 1 «Создание Межмуниципального ресурсного центра разработки программ социальной адаптации на базе услуг МКУМ «РМЦ г. Канска» и Комиссий по социальному развитию территорий г. Канска для реализации интерсекторального подхода»: Изменение в документации РМЦ – 50 тыс.рубДоплаты дляспециалистов вовлечённых в реализацию мероприятия – 40 тыс. руб. на чел., всего 480 тыс. рубРазработка прототипа методик Межмуниципального ресурсного центра разработки программ социальной адаптации – 320 тыс. рубОрганизации и обеспечение деятельности Комиссий по социальному развитию территорий г. Канска для реализации интерсекторального подхода – 450 тыс. руб.Итого: 50+480+320+450= 1300 тыс. рубСмета плановых затрат в рамках мероприятия 2 «Включение в процесс супервизоров или кураторов, привлечение бенефакторов, тьюторов и консультантов подготовленных МКУМ «РМЦ г. Канска»: Изменение в документации для привлечения супервизоров или кураторов, привлечение бенефакторов, тьюторов и консультантов – 50 тыс. рубДоплаты для специалистов вовлечённых в реализацию мероприятия – 40 тыс. руб. на чел., всего 480 тыс. рубЗатраты на внутрикорпоративное проектное сопровождение программы привлечения супервизоров или кураторов, привлечение бенефакторов, тьюторов и консультантов –1200 тыс. руб.Итого: 50+480+1200= 11730 тыс. руб.Смета плановых затрат в рамках мероприятия 3 «Создание фермы индустриализации на территории г. Канска для проектирования и организации перспективной занятости»: Изменение в документации – 50 тыс. рубДоплаты для специалистов вовлечённых в реализацию мероприятия – 40 тыс. руб. на чел., всего 480 тыс. рубЗатары по создание программы «фермы индустриализации» кадров – 3500 тыс руб.Итого: 50+480+3500= 4030 тыс. руб.Оценка затрат на внедрение мероприятий представлены в таблице 6.Таблица 6 - Затраты на внедрение мероприятий совершенствования деятельности МКУМ «РМЦ г. Канска»Статья затрат Общая сумма, тыс. руб. Мероприятие 1. Создание Межмуниципального ресурсного центра разработки программ социальной адаптации на базе услуг МКУМ «РМЦ г. Канска» и Комиссий по социальному развитию территорий г. Канска для реализации интерсекторального подхода. 1300Мероприятие 2. Включение в процесс супервизоров или кураторов, привлечение бенефакторов, тьюторов и консультантов подготовленных МКУМ «РМЦ г. Канска»1730Мероприятие 3. Создание фермы индустриализации на территории г. Канска для проектирования и организации перспективной занятости.4030Итого 7060Источник: составлено авторомТаким образом, проведена оценка затрат на внедрение мероприятий совершенствования позволила предварительно оценить их в размере 7060 тыс.руб. Эффекты от мероприятий программы будет оценена на основе мнение специалистов МКУМ «РМЦ г. Канска»:Респондент-специалист 1 РМЦ: образование высшее; возраст 46 лет; стаж работы долее 12 лет.Респондент-специалист 2 РМЦ: образование высшее; возраст 46 лет; стаж работы более 12 лет.Респондент-специалист 3 РМЦ: образование высшее; возраст 35 лет; стаж работы более 8 лет.Респондент-специалист 4 РМЦ: образование высшее; возраст 40 лет; стаж работы стаж работы более 10 лет.Респондент-специалист 5 РМЦ: образование высшее; возраст 32 лет; стаж работы более 7 лет.Оценки респондентов-специалистов МКУМ «РМЦ г. Канска» представлены в табл. 7.Таблица 7 – Оценки респондентов-специалистов МКУМ «РМЦ г. Канска»МероприятияИсточник эффектаОценка 1Оценка 2Оценка 3Оценка 4Оценка 5Ср.оценка1234567(3+4+5+6+7)/5Мероприятие 1. Сокращение число получающих денежных и имущественных мер поддержки.Повышение доходов через трудоустройство малоимущих 142513901450138013801405Мероприятие 2. Сокращение число получающих денежных и имущественных мер поддержки.Повышение доходов через трудоустройство малоимущих173017001680174016501700Мероприятие 3. Сокращение число получающих денежных и имущественных мер поддержки.Повышение доходов через трудоустройство малоимущих414041254130418042004155Всего729572157260730072307260Таким образом, эффект может составить:Мероприятие 1 эффект - 1405 тыс. руб.Мероприятие 2 эффект - 1700 тыс. руб.Мероприятие 3 эффект - 4155 тыс. руб.Эффекты от мероприятий совершенствования системы МКУМ «РМЦ г. Канска» приведены в таблице 8.Таблица 8 - Эффекты от мероприятий совершенствования деятельности МКУМ «РМЦ г. Канска» Мероприятие Затраты тыс. руб.Эффект тыс. руб. Мероприятие 1. Создание Межмуниципального ресурсного центра разработки программ социальной адаптации на базе услуг МКУМ «РМЦ г. Канска» и Комиссий по социальному развитию территорий г. Канска для реализации интерсекторального подхода. 13001405Мероприятие 2. Включение в процесс супервизоров или кураторов, привлечение бенефакторов, тьюторов и консультантов подготовленных МКУМ «РМЦ г. Канска»17301700Мероприятие 3. Создание фермы индустриализации на территории г. Канска для проектирования и организации перспективной занятости.40304155Итого 70607260Источник: составлено авторомТаким образом, проведена оценка показа эффективность мероприятий, при этом в перспективе новая модель комплекса мероприятий программы развитья МКУМ «РМЦ г. Канска» на основе технологии социального контракта, которая основана на социальных технологиях XXI века и учитывает сложившиеся компетенции РМЦ.ЗаключениеСоциальная защита в настоящее время стали приоритетными направлениями развития в Российской Федерации. В рамках поведённого исследования были рассмотрены различные подходы к развитию системы социальной защиты.В сфере социальной защиты за последнее время произошло много положительных изменений; однако для дальнейшего развития этой отрасли требуется совершенствование правовых норм и постоянное финансирование. Доступ к социальной защите и гарантированному обеспечению в случае утраты дохода по обстоятельствам, которые человек не может контролировать, включая болезнь, инвалидность, безработицу, утрату кормильца, наступление старости – это неотъемлемое право каждого человека в современном мире. Уровень социальной защиты населения следует рассматривать одновременно как характеристику обеспечения жизни людей и институты обеспечения доступа населения к социальным услугам предоставляемых государством, система ресурсов обеспечивающих уровень возможности удовлетворения их потребностей и реализации интересов; категория, обуславливающая целевые установки деятельности личности, социальных групп и общества для повышения достигнутого значения эффективности системы социальной защиты. Так же было установлено, что содержание социальной защиты отражает баланс между ограниченности ресурсов, доступа к благам и неограниченным потребностям (интересам) населения, которые можно разделить на следующие элементы:элементы группы ограниченности ресурсов, доступа к благам (материальных благ государства и общества, культурных благ государства и общества, социальных благ государства и общества);элементы группы неограниченным потребностям (интересам) населения (материальныхпотребностей населения, духовных потребностей населения, социальных потребностей населения).Были выделены базовые методики для количественной и качественной оценки деятельности учреждений социальной защиты населения:методы оценки на базе статистического анализа.методы оценки на базе рейтинговой оценки.методы оценки на базе анализа рисков и угроз безопасности.Механизм реализации государственной политики по повышению уровня социальной защиты населения формируется следующими элементами:Негативные элементыповышения уровня социальной защиты населения.Позитивные элементы повышения уровня социальной защиты населения.Структурные элементы повышения уровня социальной защиты населения.Сущностные элементы повышения уровня социальной защиты населения.Факторные элементыповышения уровня социальной защиты населения.При этом в современной практике ГМУ при реализации госполитики социальной защиты широко используются проектный подход, т.е. реализуется практика формирования системы отдельные проектов повышения уровня социальной защиты населения и вовлечение населения в проекты. Как показало исследование, можно констатировать наличие тесной взаимосвязи между такими понятиями, их содержания, и их сущностикак:«жизнеобеспечение», «устойчивое развитие»,«уровень жизни». Эти категории характеризуются совокупностью качественных и количественных характеристик социально-экономической ситуации в государстве, объективно обусловленных уровнемразвития самого общества, самих людей, социально-экономическим и социально-правовым отношениям в условиях функционирования и развития государства. При этом представляется актуальным дополнить современный подход к определению «малоимущности» (бедности) в отечественной системе социальной защиты систематизированные критерии единых условий для назначения существующих видов и форм мер социальной поддержи и обеспечения, жителей с доходами ниже установленного прожиточного минимума, установленного в определённом субъекте РФ. Это предложение позволит достигнуть следующих эффектов:в рамках системных и четких формулировок единых критериев разграничить малоимущих жителей от иных социальными группами жителей городов, получателей государственной социальной помощи. мониторинг и приведение к соответствию с действующей системой социальной защиты видов получаемых доходов, выделяемых и в процессе назначении государственной социальной помощи: существенных изменений не вносилось с 2005 г, т.е. он неактуален на 2023 г. Использование единого подхода и формировать базы позволит получить бюджетный эффект из-за уменьшения количества лиц, которые получают доходы (из перечня видов доходов учитывающих и неупитывающихся на момент данного исследования) ниже установленного прожиточного минимума, но при этом обладают долгосрочными имущественными ресурсами, способными приносить законный доход.Современный кризис, начавшийся в 2022 г., обострил период нестабильности, трансформационных процессов с низким уровнем предсказуемости последствий. В качестве основных направлений госполитики повышения уровня социальной защиты населения: повышение благосостояния;повышения достойности социальной инфраструктуры;повышение адресности соцзащиты. Как показал проведённый анализ деятельность властей г. Красноярска в 2023 г. были направлены на социальные нужды и развитие города. Муниципальные власти сохранили все взятые на себя обязательства - по повышению зарплаты бюджетникам, содержанию сети муниципальных учреждений образования, культуры и спорта, новому строительству, выплатам нуждающимся семьям, благоустройству, ремонту, содержанию общественных пространств и улично-дорожной сети. Из 52 миллиардов рублей будущих доходов города почти 33 миллиарда будет направлено на решение социальных задач. Всего в Красноярске действуют 23 различные меры социальной поддержки, которую получают 79 200 горожан.С 2021 года в г. Красноярск реализуется новый вид государственной помощи на основании социального контракта. Данная мера поддержки направлена на повышение материального положения граждан, имеющих по независящим от них причинам среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. Ключевым моментом является то, что социальный контракт предполагает взаимные обязательства: орган социальной защиты населения как уполномоченное учреждение оказывает заявителю государственную помощь, а гражданин обязуется выполнить ряд мероприятий по выходу из малообеспеченности.Так же был проведен анализ деятельности МКУМ «РМЦ г. Канска» в сфере обеспечения организационно-методического сопровождения образовательных организаций по повышению уровня профессиональной компетенции педагогов. Ежегодно курсы повышения квалификации проходят около 800 педагогов, что составляет 63% от общего количества педагогических работников. В качестве комплекса мероприятий программы развитья МКУМ «РМЦ г. Канска» на основе технологии социального контракта предлагаются:Мероприятие 1. Создание Межмуниципального ресурсного центра разработки программ социальной адаптации на базе услуг МКУМ «РМЦ г. Канска» и Комиссий по социальному развитию территорий г. Канска для реализации интерсекторального подхода. Мероприятие 2. Включение в процесс супервизоров или кураторов, привлечение бенефакторов, тьюторов и консультантов подготовленных МКУМ «РМЦ г. Канска»Мероприятие 3. Создание фермы индустриализации на территории г. Канска для проектирования и организации перспективной занятости.Ожидаемые результаты от комплекса мероприятий программы развитья МКУМ «РМЦ г. Канска» на основе технологии социального контракта заключаются в следующем:1. Ежегодно в программе МКУМ «РМЦ г. Канска» будут участвовать не менее 50 малоимущих. 2. Будет проведено не менее 5 мастер-классов, психологических тренингов, направленных на мобилизацию потенциала и повышение ресурсного состояния каждого участника программы и на самоопределение, и его способностей. 3. 100% участников программы расширят рамки компетентности, освоят навыки волевой регуляции, эффективной коммуникации. 4. Созданы буклеты и методические пособия.Проведённая оценка затрат на внедрение мероприятий совершенствования позволила предварительно оценить их в размере 7060тыс.руб. Эффекты от мероприятий программы оценена на основе мнение специалистов МКУМ «РМЦ г. Канска», согласно которым он составить 7260 тыс.руб. Список использованных источниковКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. № 237.Федеральный закон от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2013 г. № 23 ст. 1760Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 мая 2006 г. № 19 ст. 2060.Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 мая 1995 г. № 21, ст. 1929.Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 октября 1997 г. № 43 ст. 4904.Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 (ред. от 19.04.2022) «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (вместе с «Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей») // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июня 2014 г. № 22 ст. 2887.Приказ Росархива от 22.05.2019 № 71 «Об утверждении Правил делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.12.2019 № 57023) // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2019 г.Агапова, Е. Н. Повышение качества жизни населения как важнейшая цель социальной политики муниципального образования [Текст] / Е. Н. Агапова // Сервис в России и за рубежом. - 2019. - №1. – C. 5-21. Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право обеспечения эффективности соцзащиты России. Учебное пособие. – М: Проспект, 2022. – 184 с.Бондарева, Л.В. Государственное управление / Л.В. Бондарева, Т.В. Валентей, С.В. Зимина и др. – М.: Инфра – М, 2018. – 336 c.Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Пырма Р.В., Азаров А.А. Гражданские и политические онлайн-практики в оценках российской молодежи // Политическая наука, 2019, № 2. - С. 180-197.Василевич, С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. – М.: Юнити, 2019. – 544 c.Вайнер В. Л. Некоммерческие организации. Эффективная социальная реклама / В.Л. Вайнер, Н.Ю. Гладких. - М.: Книга и бизнес, 2012. – 184 c.Галиева, И. С. Региональная социальная политика: проблемы и противоречия в современных Российских условиях [Текст] / И. С. Галиева // Социология. - 2020. - №3. – С. 50-54. Герасимов, Б. И. Виды и средства распространения PR/ Б.И. Герасимов, Н.В. Молоткова, М.А. Блюм. – М. : ИНФРА–М, 2020. – 128 с. Государственное и муниципальное управление / под ред. Н. И. Захарова. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 288 с.Государственное антикризисное управление / Е. В. Охотский [и др.] ; под общей редакцией Е. В. Охотского. – М : Издательство Юрайт, 2020. – 371 с.Докторова, Н.П. Место и роль социальной защиты населения в структуре социальной политики / Н.П. Докторова // в сборнике: Актуальные проблемы современной экономики Материалы VI международной научно – практической конференции: в 2 частях. Омский государственный университет путей сообщения. – 2018. – С. 161 – 166.Основы государственного и муниципального управления / Л. В. Кудряшова. – Томск : ФДО, ТУСУР, 2020.– 81 с. Разиньков, П.И. Вопросы совершенствования государственного и муниципального управления социальной защиты населения / П.И. Разиньков // Оригинальные исследования. – 2019. – Т. 9. – № 11. – С. 32 – 39. Реализация целей устойчивого развития: европейский и российский опыт / под ред. канд. экон. наук Е.В. Викторовой. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2019. – 250 с. Соменкова Н.С., Купцов А.В. Принятие и исполнение государственных решений. - Нижний Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2020. – 42 с.Стофарандова В.В. Особенности социальной политики по сокращению бедности в регионах Российской Федерации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2023. Том 13. № 8А. С. 120-129.Социальное партнерство: российский и зарубежный опыт / Н. Г. Хорошкевич ; под общ.ред. И. Д. Тургель. – Екатеринбург : Изд-во Урал.ун-та, 2021. – 146 сСтагис Иван. Новый год: что изменится // За народную власть №1 (1393), 10.01.24Степанов М. С., Легостаева А. А. Зарубежный опыт формирования системы управления проектами государственно-частного партнерства // Вестник Российского университета кооперации. – 2022. – 2 (48). – С. 83–90. Социальная защита в России до и после пандемии: развилки будущего / Л. Н. Овчарова, О. В. Синявская; Е. А. Андреева, С. С. Бирюкова и др.; – М. : ВШЭ, 2022. – 184 сТаусова И.Ф., Паатова М.Э. Оценка уровня развития социальной сферы экономики региона // Вестник Адыгейского государственного университета, серия «Экономика». 2023. Вып. 1 (315). С. 21-27.Кожухова, Н.В. Реализация минимальных социальных стандартов в системе социальной защиты населения / Н.В. Кожухова // Проблемы развития предприятий: теория и практика. – 2018. – № 2. – С. 84 – 88.Колин К.К. Качество жизни в стратегии обеспечения национальной и глобальной безопасности // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности: труды 3-й Международной конференции (6-7 февраля 2020 г., Москва). — М.: ИПМ им. М.В.Келдыша, 2020. - С. 91-102.Комкова Г. Н., Торосян Р. А., Сычев В. Б. Право обеспечения эффективности соцзащиты. Практикум. Учебное пособие для академическогобакалавриата. – М: Юрайт, 2021. – 188 с.Кострица, Е.О. Совершенствование управления социальной защитой населения региона: анализ, методика, инструменты / Е.О. Кострица // В сборнике: Аспирантские тетради Сборник научных статей научно – методического семинара молодых ученых. – 2020. – С. 94 – 99. Косаренко Н.Н. Право обеспечения эффективности соцзащиты.. – М: КноРус, 2019. – 240 с.Маликов Н.С, Маликов И.Ф. Взаимосвязь качества населения и качества его жизни (часть I) // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Том 19. № 2. С. 294–302Управление качеством жизни населения / под общ.ред. С.Г. Захаровой. Нижний Новгород: НИЦ «Открытое знание», 2019. 157 с.Усова О.А. Социальная поддержка различных категорий населения в Российской федерации: эффективность, проблемы функционирования системы // Общество, экономика, управление. 2019. - Том 4, № 1. – С. 234-237.Улумбекова Г.Э., Прохоренко Н.Ф., Гиноян А.Б., Калашникова А.В. Системный подход к достижению общенациональной цели по увеличению ожидаемой продолжительности жизни до 79 лет к 2024 году // Экономика. Налоги. Право. 2019. Т. 12, № 2. С. 19–30Халикова М.А., Кагарманова А.И. Методические подходы к оценке уровня жизни населения в контексте влияния на региональную экономическую безопасность // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2023. № 6. С. 168–172. Эффективность государственного и муниципального управления /. Под ред. И.Ю. Чазова, В.Ю.Войтович Ижевск: изд-во ИЭиУ ФГБОУ ВО «УдГУ», 2019. – 115 сШамаева, Е. Ф. О методических подходах к моделированию качества жизни // Уровень жизни населения регионов России. 2021. – №1. – С. 87-101Шкребело А. Н. (2023). Механизм определения направлений развития системы социального обслуживания для России: нормативная конструкция, механизмы, статистика и аналитика // Журнал Новой экономической ассоциации. № 2 (59). С. 188–196.Устав Муниципального казенного учреждения «Ресурсно-методический центр города Канска» Режим доступа :https://edu2you.ru/place/52344#header_main_info (дата обращения 24.12.2023)Сайт Муниципального казенного учреждения «Ресурсно-методический центр города Канска» Режим доступа: https://mku-rmts-g-kanska.vsite.pro/(дата обращения 24.12.2023)Должностные обязанности специалистов Муниципального казенного учреждения «Ресурсно-методический центр города Канска» Режим доступа: http://zoon.ru/redirect/?to=http%3A%2F%2Fuokansk.ucoz.ru&hash (дата обращения 24.12.2023).МКУ «Управление образования администрации Канского района Красноярского края» http://uo-kansk.ru/?utm_source=spravker&utm_medium=organic (дата обращения 24.12.2023)Структура Муниципального казенного учреждения «Ресурсно-методический центр города Канска» Режим доступа : http://uo-kansk.ru/?utm_source=spravker&utm_medium=organic/(дата обращения 24.12.2023).

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. № 237.
2. Федеральный закон от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2013 г. № 23 ст. 1760
3. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 мая 2006 г. № 19 ст. 2060.
4. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 мая 1995 г. № 21, ст. 1929.
5. Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 октября 1997 г. № 43 ст. 4904.
6. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 (ред. от 19.04.2022) «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (вместе с «Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей») // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июня 2014 г. № 22 ст. 2887.
7. Приказ Росархива от 22.05.2019 № 71 «Об утверждении Правил делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.12.2019 № 57023) // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2019 г.
8. Агапова, Е. Н. Повышение качества жизни населения как важнейшая цель социальной политики муниципального образования [Текст] / Е. Н. Агапова // Сервис в России и за рубежом. - 2019. - №1. – C. 5-21.
9. Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право обеспечения эффективности соцзащиты России. Учебное пособие. – М: Проспект, 2022. – 184 с.
10. Бондарева, Л.В. Государственное управление / Л.В. Бондарева, Т.В. Валентей, С.В. Зимина и др. – М.: Инфра – М, 2018. – 336 c.
11. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Пырма Р.В., Азаров А.А. Гражданские и политические онлайн-практики в оценках российской молодежи // Политическая наука, 2019, № 2. - С. 180-197.
12. Василевич, С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. – М.: Юнити, 2019. – 544 c.
13. Вайнер В. Л. Некоммерческие организации. Эффективная социальная реклама / В.Л. Вайнер, Н.Ю. Гладких. - М.: Книга и бизнес, 2012. – 184 c.
14. Галиева, И. С. Региональная социальная политика: проблемы и противоречия в современных Российских условиях [Текст] / И. С. Галиева // Социология. - 2020. - №3. – С. 50-54.
15. Герасимов, Б. И. Виды и средства распространения PR/ Б.И. Герасимов, Н.В. Молоткова, М.А. Блюм. – М. : ИНФРА–М, 2020. – 128 с.
16. Государственное и муниципальное управление / под ред. Н. И. Захарова. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 288 с.
17. Государственное антикризисное управление / Е. В. Охотский [и др.] ; под общей редакцией Е. В. Охотского. – М : Издательство Юрайт, 2020. – 371 с.
18. Докторова, Н.П. Место и роль социальной защиты населения в структуре социальной политики / Н.П. Докторова // в сборнике: Актуальные проблемы современной экономики Материалы VI международной научно – практической конференции: в 2 частях. Омский государственный университет путей сообщения. – 2018. – С. 161 – 166.
19. Основы государственного и муниципального управления / Л. В. Кудряшова. – Томск : ФДО, ТУСУР, 2020.– 81 с.
20. Разиньков, П.И. Вопросы совершенствования государственного и муниципального управления социальной защиты населения / П.И. Разиньков // Оригинальные исследования. – 2019. – Т. 9. – № 11. – С. 32 – 39.
21. Реализация целей устойчивого развития: европейский и российский опыт / под ред. канд. экон. наук Е.В. Викторовой. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2019. – 250 с.
22. Соменкова Н.С., Купцов А.В. Принятие и исполнение государственных решений. - Нижний Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2020. – 42 с.
23. Стофарандова В.В. Особенности социальной политики по сокращению бедности в регионах Российской Федерации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2023. Том 13. № 8А. С. 120-129.
24. Социальное партнерство: российский и зарубежный опыт / Н. Г. Хорошкевич ; под общ. ред. И. Д. Тургель. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2021. – 146 с
25. Стагис Иван. Новый год: что изменится // За народную власть №1 (1393), 10.01.24
26. Степанов М. С., Легостаева А. А. Зарубежный опыт формирования системы управления проектами государственно-частного партнерства // Вестник Российского университета кооперации. – 2022. – 2 (48). – С. 83–90.
27. Социальная защита в России до и после пандемии: развилки будущего / Л. Н. Овчарова, О. В. Синявская; Е. А. Андреева, С. С. Бирюкова и др.; – М. : ВШЭ, 2022. – 184 с
28. Таусова И.Ф., Паатова М.Э. Оценка уровня развития социальной сферы экономики региона // Вестник Адыгейского государственного университета, серия «Экономика». 2023. Вып. 1 (315). С. 21-27.
29. Кожухова, Н.В. Реализация минимальных социальных стандартов в системе социальной защиты населения / Н.В. Кожухова // Проблемы развития предприятий: теория и практика. – 2018. – № 2. – С. 84 – 88.
30. Колин К.К. Качество жизни в стратегии обеспечения национальной и глобальной безопасности // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности: труды 3-й Международной конференции (6-7 февраля 2020 г., Москва). — М.: ИПМ им. М.В.Келдыша, 2020. - С. 91-102.
31. Комкова Г. Н., Торосян Р. А., Сычев В. Б. Право обеспечения эффективности соцзащиты. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата. – М: Юрайт, 2021. – 188 с.
32. Кострица, Е.О. Совершенствование управления социальной защитой населения региона: анализ, методика, инструменты / Е.О. Кострица // В сборнике: Аспирантские тетради Сборник научных статей научно – методического семинара молодых ученых. – 2020. – С. 94 – 99.
33. Косаренко Н.Н. Право обеспечения эффективности соцзащиты.. – М: КноРус, 2019. – 240 с.
34. Маликов Н.С, Маликов И.Ф. Взаимосвязь качества населения и качества его жизни (часть I) // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Том 19. № 2. С. 294–302
35. Управление качеством жизни населения / под общ. ред. С.Г. Захаровой. Нижний Новгород: НИЦ «Открытое знание», 2019. 157 с.
36. Усова О.А. Социальная поддержка различных категорий населения в Российской федерации: эффективность, проблемы функционирования системы // Общество, экономика, управление. 2019. - Том 4, № 1. – С. 234-237.
37. Улумбекова Г.Э., Прохоренко Н.Ф., Гиноян А.Б., Калашникова А.В. Системный подход к достижению общенациональной цели по увеличению ожидаемой продолжительности жизни до 79 лет к 2024 году // Экономика. Налоги. Право. 2019. Т. 12, № 2. С. 19–30
38. Халикова М.А., Кагарманова А.И. Методические подходы к оценке уровня жизни населения в контексте влияния на региональную экономическую безопасность // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2023. № 6. С. 168–172.
39. Эффективность государственного и муниципального управления /. Под ред. И.Ю. Чазова, В.Ю.Войтович Ижевск: изд-во ИЭиУ ФГБОУ ВО «УдГУ», 2019. – 115 с
40. Шамаева, Е. Ф. О методических подходах к моделированию качества жизни // Уровень жизни населения регионов России. 2021. – №1. – С. 87-101
41. Шкребело А. Н. (2023). Механизм определения направлений развития системы социального обслуживания для России: нормативная конструкция, механизмы, статистика и аналитика // Журнал Новой экономической ассоциации. № 2 (59). С. 188–196.
42. Устав Муниципального казенного учреждения «Ресурсно-методический центр города Канска» Режим доступа : https://edu2you.ru/place/52344#header_main_info (дата обращения 24.12.2023)
43. Сайт Муниципального казенного учреждения «Ресурсно-методический центр города Канска» Режим доступа: https://mku-rmts-g-kanska.vsite.pro/(дата обращения 24.12.2023)
44. Должностные обязанности специалистов Муниципального казенного учреждения «Ресурсно-методический центр города Канска» Режим доступа: http://zoon.ru/redirect/?to=http%3A%2F%2Fuokansk.ucoz.ru&hash (дата обращения 24.12.2023).
45. МКУ «Управление образования администрации Канского района Красноярского края» http://uo-kansk.ru/?utm_source=spravker&utm_medium=organic (дата обращения 24.12.2023)
46. Структура Муниципального казенного учреждения «Ресурсно-методический центр города Канска» Режим доступа : http://uo-kansk.ru/?utm_source=spravker&utm_medium=organic/(дата обращения 24.12.2023).