МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСКУРСИИ
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 10.03.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСКУРСИИ 5
1 1. Эколого-природоведческие экскурсии 5
1.2. Практическое использование экологической тропы при организации экологической экскурсии 10
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКО ТУРИЗМА 13
2.1. Роль экологического туризма в устойчивом развитии территории 13
2.2. Анализ состояния и перспективы развития экологического туризма 17
ГЛАВА 3. Проект «Проектирование экотропы для студентов колледжа ГАПОУ СО "Уральский колледж бизнеса, управления и технологии красоты» 19
3.1. Разработка экотропы для студентов колледжа «ГАПОУ СО "Уральский колледж бизнеса, управления и технологии красоты» 19
3.2. Рекомендации по совершенствованию технологии разработки экотропы 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Анализ мероприятия подтверждают необходимость и важность проведения подобных экологических мероприятий для развития экологической культуры среди молодежи.Таблица 1 – Описание экотропыХарактеристикаОписаниеНазвание экотропыЭкотропа "Путь к природе"МестоположениеПарк "Зеленая Роща", город Екатеринбург, РоссияПротяженность маршрутаПримерно 2 кмОсновные достопримечательностиВодоемы, лесные массивы, птичьи гнезда, природные тропыТип маршрутаПешеходныйПродолжительность экскурсииОколо 2-3 часовЦелевая аудиторияСтуденты колледжа "Уральский колледж бизнеса, управления и технологии красоты"Основные задачиОзнакомление с биоразнообразием, проведение экологических игр, формирование экологической грамотности и осознанного отношения к природеТребуемое оборудованиеУдобная обувь, одежда, защита от солнца и насекомых, камера или телефон для фотографий3.2. Рекомендации по совершенствованию технологии разработки экотропыРазвитие экотуризма в мире и стремление к сохранению природных ресурсов заставляют нас обращаться к вопросу организации экологических маршрутов или экотроп. Экотропа представляет собой особый маршрут, который позволяет людям познакомиться с природными достопримечательностями, экосистемами и биоразнообразием определенной территории, учитывая при этом принципы устойчивого развития и охраны окружающей среды. Перед началом разработки экотропы необходимо провести анализ потенциала местности. Это включает изучение природных особенностей, географического положения, климата, наличия природных объектов (рек, озер, лесов, гор и т.д.) и видовой состав флоры и фауны. На основе этих данных можно определить наиболее интересные и уникальные места для включения в маршрут экотропы.Важным аспектом разработки экотропы является оценка ее экологической устойчивости. Это включает в себя анализ потенциального воздействия маршрута на природные экосистемы и их биоразнообразие. Необходимо предусмотреть меры по минимизации негативного воздействия, такие как ограничение доступа к уязвимым экосистемам, обучение туристов правилам поведения в природе и оставление минимального следа на маршруте.Эффективная экотропа должна быть снабжена информационными материалами, которые помогут туристам ориентироваться на маршруте и узнавать интересные факты о природе. Это могут быть информационные вывески, буклеты, плакаты, аудиогиды или мобильные приложения с картой маршрута и описанием его особенностей.Экотропа может стать не только местом отдыха, но и площадкой для образовательных мероприятий. Рекомендуется разработать образовательные программы, включающие лекции, мастер-классы, экскурсии с гидами-экологами и учебные практики для студентов колледжей и университетов.При разработке экотропы необходимо обеспечить безопасность и комфорт туристов. А именно: создание безопасных троп и маршрутов, установку необходимого оборудования (лестниц, перил, мостов и т.д.), размещение зон отдыха с пикниковыми зонами, скамейками и туалетами.Экотропа может стать эффективным инструментом для привлечения внимания к экологическим проблемам и решения их. Рекомендуется организовывать экологические акции, волонтерские проекты и мероприятия по благоустройству природной среды вдоль маршрута.После запуска экотропы необходимо провести оценку ее эффективности и собрать обратную связь от туристов. Это позволит выявить сильные и слабые стороны маршрута и внести необходимые коррективы для его совершенствования. Важно постоянно следить за состоянием маршрута и при необходимости вносить изменения для сохранения его актуальности и привлекательности для туристов.Разработка и совершенствование экотропы требует комплексного подхода и учета множества факторов, включая природные особенности местности, экологическую устойчивость, безопасность туристов и образовательные цели. Соблюдение рекомендаций по разработке экотропы позволит создать эффективный и устойчивый маршрут, который не только привлечет туристов, но и способствует сохранению природной среды и развитию экологического сознания общества.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе работы по проектированию экотропы для студентов колледжа ГАПОУ СО "Уральский колледж бизнеса, управления и технологии красоты" были достигнуты значимые результаты и выполнены поставленные цели и задачи исследования.Создание экотропы для студентов колледжа является важным и актуальным шагом в направлении улучшения качества студенческой жизни и формирования экологической культуры. Экотропа представляет собой не только возможность для студентов познакомиться с природными достопримечательностями и разнообразием растительного и животного мира, но и уникальную площадку для обучения и воспитания в духе экологической осознанности и ответственного отношения к окружающей среде.Важность данного исследования заключается в том, что оно направлено на улучшение условий обучения и воспитания студентов, а также на создание благоприятной среды для их активного досуга и развития интереса к экологии. Проектирование экотропы позволит студентам получить практические знания о природе, способствовать их физическому и духовному развитию, а также формировать навыки экологически устойчивого поведения.Дальнейшее продолжение исследований данной темы может включать в себя реализацию разработанного проекта экотропы, оценку его эффективности и влияния на студенческую общину, а также совершенствование методов организации и проведения экологических мероприятий в образовательных учреждениях. Полученные результаты исследования могут быть использованы в качестве основы для разработки подобных проектов в других колледжах и учебных заведениях с целью повышения экологической осведомленности и активности студентов.В первой главе курсовой работы были изучены теоретические основы эколого-природоведческих экскурсий. Проанализировано практическое использование экотропы при организации экологических экскурсий. Во второй главе был проведён анализ проблем и перспектив развития экотуризма, а также изучена роль туризма в развитии территории. В третей главе была разработана экологическая тропа для студентов колледжа ГАПОУ СО "Уральский колледж бизнеса, управления и технологии красоты», даны рекомендации по совершенствованию технологии разработки экотропы.Целью курсовой работы является разработкаэкотропыдля студентов колледжа ГАПОУ СО "Уральский колледж бизнеса, управления и технологии красоты"»В итоге, цель курсовой работы проектирование экотропы для студентов колледжа ГАПОУ СО "Уральский колледж бизнеса, управления и технологии красоты"»была достигнута. Задачи курсовой работы были также выполнены,изучены теоретические основы проведений экологических экскурсий, проанализированы проблемы и перспективы развития экотуризма и разработан проект экотропыдля студентов колледжа ГАПОУ СО "Уральский колледж бизнеса, управления и технологии красоты»Начало формыСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫГОСТ 32611-2014 Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200110997ГОСТ Р 50681-2010 Туристские услуги. Проектирование туристских услуг[Электронныйресурс].−Режимдоступа: http://docs.cntd.ru/document/1200083215Андреев, М. Д. "Экологическое воспитание и просвещение как эмоционально-ценностное отношение к природе" // Журнал Фундаментальные исследования. – 2019. – № 7. – С. 76–78.Бешко, Н., Иботова, К., Умарходжаева, У. "Экологическая тропа: метод. пособие для учителей". – Ташкент: Нуратау-Кызылкум, 2010. – 53 с.Борисевич, Н. А. "Оценка состояния лесов проектируемой особо охраняемой природной территории «березовая роща» г. Красноярска" // Вестник КрасГАУ. – 2018. – № 10. – С. 5–7.Геращенко, С. М., Шилина, Н. Г. "Дифференциация территории города Красноярска по уровням экологической нагрузки" // Актуальные проблемы архитектуры, градостроительства и дизайна: материалы междунар. науч. конф. – Волгоград, 2018. – С. 144–147.Дашкова, Е. В. "Экологическая тропа: сущность и особенности проектирования" // Вестник Чеченского государственного университета. – 2017. - № 1. – С. 107–112.Дракова, Д. К. "Экологическая тропа как фактор сохранности биоразнообразия" // Актуальные вопросы современного естествознания Южного Урала : Материалы всеросс. науч.-практ. конф. – Челябинск, 2022. – С. 172–174.Гранчак, И. А. "Использование экологической тропы в развитии экологической культуры дошкольника" // Вопросы педагогики. – 2017. – № 3. – С. 21–26.Козловцева, О. С. "Роль экологической тропы в расширении кругозора обучающихся" // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2021. – № 11. – С. 54–57.Коробкина, Т. Т. "Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников" // Инновации в науке: пути развития: материалы VIII междунар. заочной науч.-практ. конф. – Чебоксары, 2020. - С. 93–95.Основные аспекты создания экологических маршрутов в городскойсреде / Несговорова Н.П., Савельев В.Г. // Современные проблемы науки иобразования.– 2018.– № 6.– С.158.Путрик,Ю.С.Туристскаятропакакэффективноесредствоосвоения территории и составная часть туристской инфраструктуры региона /Ю. С.Путрик, С.Н.Первунин //Российскиерегионы:взглядвбудущее.–2021.– №2.- С.86-91.Рященко, С. В. Региональный анализ рекреационной деятельности :науч. изд. / С. В. Рященко, В. Н. Богданов, О. И. Романова. – Иркутск: Изд-воИнститутагеографии им.В.Б.Сочавы СОРАН,2018. –143с.Толмачева,Л.В.Основныепоказателиимотивыформированияэкологическойкультурывпедагогическомпроектированиикультурыбезопасностижизнедеятельности/Л.В.Толмачева//ИзвестияЮФУ.Техническиенауки. – 2018.–№ 6.– С.58–62.Толмачева, Л. В. Структура формирования экологической культурыстудентов в техническом вузе / Л. В. Толмачëва // Инженерный вестник Дона. –2020.– №4.– С.3–5.Лапочкина, В. В., Косарева, Н. В., Адашова, Т. А. "Экологический туризм в России: тенденции развития" // Международный научно-исследовательский журнал. Экономические науки. – 2020. – №5. – С. 100–105.Хилханова, Л. Н. Экологическая тропа: от замысла до реализации :метод. пособие / Л. Н. Хилханова, Е. С. Хлиманкова, Е. В. Лановая. – Иркутск:ГБУДОИОЦРДОД,отделэкологиииагробиологии,2016.– 102с.Чижова,В.П.Разработкапрограммэколого-экскурсионнойдеятельностивзаказнике«Воробьевыгоры»/В.П.Чижова//Туризмиустойчивое развитие регионов: материалы Второй всеросс. науч.-практ. конф. /Изд-воТвер. ун-та.– Тверь,2015.–С.119–121.Экологическаятропакакформаэкологическогообразованияиоптимизациирекреационнойдеятельности/О.К.Маладаева,Т.Б.Цырендоржиева//ВестникБурятскогогосударственногоуниверситета.Биология,география. – 2020.–№4.–С.45–47.
1. ГОСТ 32611-2014 Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200110997
2. ГОСТ Р 50681-2010 Туристские услуги. Проектирование туристских услуг [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200083215
3. Андреев, М. Д. "Экологическое воспитание и просвещение как эмоционально-ценностное отношение к природе" // Журнал Фундаментальные исследования. – 2019. – № 7. – С. 76–78.
4. Бешко, Н., Иботова, К., Умарходжаева, У. "Экологическая тропа: метод. пособие для учителей". – Ташкент: Нуратау-Кызылкум, 2010. – 53 с.
5. Борисевич, Н. А. "Оценка состояния лесов проектируемой особо охраняемой природной территории «березовая роща» г. Красноярска" // Вестник КрасГАУ. – 2018. – № 10. – С. 5–7.
6. Геращенко, С. М., Шилина, Н. Г. "Дифференциация территории города Красноярска по уровням экологической нагрузки" // Актуальные проблемы архитектуры, градостроительства и дизайна: материалы междунар. науч. конф. – Волгоград, 2018. – С. 144–147.
7. Дашкова, Е. В. "Экологическая тропа: сущность и особенности проектирования" // Вестник Чеченского государственного университета. – 2017. - № 1. – С. 107–112.
8. Дракова, Д. К. "Экологическая тропа как фактор сохранности биоразнообразия" // Актуальные вопросы современного естествознания Южного Урала : Материалы всеросс. науч.-практ. конф. – Челябинск, 2022. – С. 172–174.
9. Гранчак, И. А. "Использование экологической тропы в развитии экологической культуры дошкольника" // Вопросы педагогики. – 2017. – № 3. – С. 21–26.
10. Козловцева, О. С. "Роль экологической тропы в расширении кругозора обучающихся" // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2021. – № 11. – С. 54–57.
11. Коробкина, Т. Т. "Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников" // Инновации в науке: пути развития: материалы VIII междунар. заочной науч.-практ. конф. – Чебоксары, 2020. - С. 93–95.
12. Основные аспекты создания экологических маршрутов в городской среде / Несговорова Н.П., Савельев В.Г. // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6. – С. 158.
13. Путрик, Ю. С. Туристская тропа как эффективное средство освоения территории и составная часть туристской инфраструктуры региона / Ю. С. Путрик, С. Н. Первунин // Российские регионы: взгляд в будущее. – 2021. – № 2. - С. 86-91.
14. Рященко, С. В. Региональный анализ рекреационной деятельности : науч. изд. / С. В. Рященко, В. Н. Богданов, О. И. Романова. – Иркутск: Изд-во Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 2018. – 143 с.
15. Толмачева, Л. В. Основные показатели и мотивы формирования экологической культуры в педагогическом проектировании культуры безопасности жизнедеятельности / Л. В. Толмачева // Известия ЮФУ. Технические науки. – 2018. – № 6. – С. 58–62.
16. Толмачева, Л. В. Структура формирования экологической культуры студентов в техническом вузе / Л. В. Толмачëва // Инженерный вестник Дона. – 2020. – №4. – С. 3–5.
17. Лапочкина, В. В., Косарева, Н. В., Адашова, Т. А. "Экологический туризм в России: тенденции развития" // Международный научно-исследовательский журнал. Экономические науки. – 2020. – №5. – С. 100–105.
18. Хилханова, Л. Н. Экологическая тропа: от замысла до реализации : метод. пособие / Л. Н. Хилханова, Е. С. Хлиманкова, Е. В. Лановая. – Иркутск: ГБУДО ИО ЦРДОД, отдел экологии и агробиологии, 2016. – 102 с.
19. Чижова, В. П. Разработка программ эколого-экскурсионной деятельности в заказнике «Воробьевы горы» / В. П. Чижова // Туризм и устойчивое развитие регионов: материалы Второй всеросс. науч.-практ. конф. / Изд-во Твер. ун-та. – Тверь, 2015. – С. 119–121.
20. Экологическая тропа как форма экологического образования и оптимизации рекреационной деятельности / О.К. Маладаева, Т. Б. Цырендоржиева // Вестник Бурятского государственного университета. Биология, география. – 2020. – № 4. – С. 45–47.