Механизм таможенного регулирования на территории особых экономических зон
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 19 + 19 источников
- Добавлена 14.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАТЕГОРИИ «ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА» 5
1.1. Понятие и характеристика особых экономических зон 5
1.2. Правовые основы формирования и развития особых экономических зон в Российской Федерации 9
1.3 Применение таможенных процедур в особых экономических зонах в соответствии с ТК ЕАЭС 13
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТИПА «АЛАБУГА» 16
2.1. Особенности функционирования особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Алабуга» 16
2.2. Применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Алабуга» 20
2.3 Перспективы развития особой экономической зоны промышленно- производственного типа «Алабуга» 22
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25
3.1. Оценка эффективности функционирования особых экономических зон в Российской Федерации 25
3.2. Меры по совершенствованию механизма применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 37
В прошлом году они вложили более 196 млрд рублей инвестиций. Это на 31% больше, чем в 2021 году и в 2,5 раза больше, чем в 2020 году. По итогам 2022 года создано более 12 тысяч новых рабочих мест. Это на 18% больше, чем в 2021 году.Такая динамика роста говорит о том, что ОЭЗ продолжают оставаться драйвером региональных экономик и точками притяжения инвестиций и стимулирования экономической активности.3.2. Меры по совершенствованию механизма применения таможенной процедуры свободной таможенной зоныТаможенные органы как субъекты правоохранительной деятельности Российской Федерации включены в систему федеральных органов исполнительной власти. Учитывая органы исполнительной власти как органы, направленные на реализацию норм законодательства и других правовых актов, таможенный орган несет ответственность за осуществление деятельности в сфере таможенных операций. Поскольку таможенные органы связаны с органами исполнительной власти, в основу их деятельности положены как административные, так и исполнительные функции. Деятельность таможенных органов строго регламентирована и основана на нормах таможенного и других законодательств, регулирующих их деятельность. Основной задачей таможенных органов является реализация государственной таможенной политики страны. В современном мире большинство сфер деятельности занимают торговля и экономика, без которых многие сферы человеческой деятельности больше не могут существовать. Учитывая, как быстро меняется и прогрессирует мир, важно понимать всю значимость и незаменимость правоохранительных органов, которые осуществляют контроль над экономическими отношениями между различными субъектами. Чтобы понять суть критериев, которыми следует руководствоваться при назначении определенных государственных органов к числу правоохранительных, очень важно уяснить признаки этой деятельности.Один из них проявляется в том, что такая деятельность никоим образом не может быть осуществлена, а только путем применения законных мер для воздействия. К ним относятся государственные принудительные и карательные меры, регулируемые законами.Вторая существенная особенность правоохранительных органов заключается в том, что правовые меры, применяемые при их реализации, должны строго соответствовать требованиям закона или любого другого правового акта. Только они могут служить основой для применения той или иной меры и четко определять ее содержание. Орган, применяющий такое воздействие, должен строго соблюдать соответствующие правила.В-третьих, для правоохранительной деятельности характерно то, что она осуществляется в установленном законом порядке с соблюдением определенных процедур.Наконец, не менее важной особенностью правоохранительных органов является то, что их выполнение назначается на специально уполномоченные государственные органы с соответствующим обученным персоналом - в основном юристами и специалистами, которые обладают достаточными знаниями и в других областях. Они обеспечены необходимыми материально-техническими средствами. Организация и деятельность таких государственных органов детально и всесторонне регламентируются законом, в том числе путем установления специальных процессуальных правил для решения наиболее важных вопросов. Все вместе это направлено на обеспечение оперативности, обоснованности, законности и справедливости принятых этими органами решений о применении правовых мер по защите прав от уже совершенного или заявленного нарушения.А таможенные органы это именно те государственные органы, которые регулируют и координируют экономические отношения между участниками. Без таможенных подразделений было бы трудно представить себе мировую торговлю и обмен товарами между странами. Деятельность таможенных органов России направлена на пополнение доходов государственного бюджета путем сбора пошлин с юридических и физических лиц, а также стимулирование развития национальной экономики и на защиту внутреннего рынка путем установления таможенных тарифов, запретов, ограничений, лицензирования и квотирования определенных видов товаров.Следует обозначить нормативные и правовые документы, регламентирующие проведение таможенного контроля на территориях ОЭЗ. Основными нормативно-правовыми актами по рассматриваемой тематике, в частности, являются: глава 27 ТК ЕАЭС «Таможенная процедура свободной таможенной зоны»; Решение Совета Евразийской экономической Комиссии от 20 декабря 2017 г. № 88 «О некоторых вопросах применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны»; Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и т.д.Порядок совершения таможенным органом таможенных операций по осуществлению регистрации документов, сопровождающих размещение товаров на складе временного хранения, а также выдача подтверждения об их регистрации, устанавливается в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании. В данном случае имеется ввиду приказ ФТС России от 18.03.2019 №444 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения при хранении и выдаче товаров».Резидент имеет право размещать на временное хранение на территории ОЭЗ исключительно те товары, по которым он выступает декларантом. Между тем, на территории зоны возможно временное хранение товаров только при разрешении таможенного органа. Данное разрешение на размещение выдается после рассмотрения заявления резидента ОЭЗ, планирующего ввезти иностранные товары на территорию зоны. Необходимо подчеркнуть, что прибывшие товары приобретают статус помещенных на временное хранение исключительно с момента регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение.Таможенный контроль товаров, помещаемых резидентами под таможенную процедуру «свободная таможенная зона», с освобождением от уплаты таможенных пошлин и льготным налогообложением, осуществляется посредством выполнения следующих мероприятий: 1. контроля машин, станков, инструментов, ввозимых в зону в целях применения в производстве продукции;2. проверки правомерности использования резидентами особой экономической зоны таможенной процедуры «реимпорт», правильность определения статуса товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны; 3. проверки использования иностранных материалов и сырья, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, которые задействованы в изготовлении новых товаров, своевременность завершения таможенной процедуры СТЗ; 4. проверки остатков и отходов производства, являющихся иностранными товарами; 5. проверки отчетных данных о ввозимых, вывозимых, хранящихся, изготавливаемых, перерабатываемых, приобретаемых и реализуемых товаров на территории зоны, предоставляемой в таможенный орган резидентами ОЭЗ. В момент таможенного оформления указанных товаров предоставлению в таможенный орган РФ подлежат оригинальные сертификаты по месту осуществления деятельности, то есть, в региональные таможенные органы. Товары не будут иметь статус происходящих из ОЭЗ данного региона до тех пор, пока резидентом не будет предоставлен оригинал сертификата, обозначающий происхождение данного товара из ОЭЗ, который был выдан в порядке, установленном законодательством РФ. В ситуации, когда осуществляется перемещение товаров на остальную часть таможенной территории России, должна быть предоставлена копия таможенной декларации, затрагивающая товары, которые были оформлены в порядке применения к ним режима ОЭЗ, заверенная таможенным органом регионального значения, который осуществляет таможенное оформление вышеуказанных товаров при их вывозе на остальную территорию РФ, являющаяся важным документом, необходимым для осуществления процедуры таможенного контроля. Завершая исследование темы таможенного регулирования ОЭЗ нашей страны, следует отметить, что в 90-е годы прошлого столетия организованные свободные экономические зоны по сути являлись местными офшорами, через которые впустую для государства «прокачивались» деньги страны. В отличие от старого, современный проект создания свободных экономических зон максимально подготовлен с законодательной стороны при участии налоговых и таможенных органов, что дает полную гарантию правомерности выстроенного взаимодействия с отечественными и иностранными инвесторами. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности представляет собой набор особых инструментов, с помощью которых поддерживается порядок и реализуется фискальная функция. При различии набора инструментов и механизмов регулирования в разрезе государств, единым является то, что любая страна поддерживает свою экономику, регулирует свой национальный рынок.Следовательно, регулирование государством ВЭД является гарантией динамики благосостояния населения страны. Бесконтрольная деятельность лиц, выходящих на внешний рынок, чревата негативными последствиями для благосостояния ее граждан.По всему миру внешнеэкономическая деятельность стран регулируется государством. Значимость данного регулирования, а также набор методов, посредством которых это регулирование осуществляется, варьируются от страны к стране. При этом, все страны стремятся защищать свою отечественную экономику, следовательно, влияние государства на внешнеэкономическую деятельность является залогом развития страны, благосостояния нации. Деятельность таможенной администрации в данном случае направлена на пополнение доходов государственного бюджета путем сбора таможенных пошлин, а также на защиту внутреннего рынка путем установления таможенных тарифов, запретов, ограничений, лицензирования и прочее. В практике определенное место занимают случаи перемещения товаров, при которых таможенные органы выявляют правонарушения. Общеизвестно, что внешнеэкономическая деятельность любой страны находится под контролем правоохранительных органов, выполняющих возложенную функцию в интересах государства. На современном этапе по причине различного подхода и сложившегося национального законодательства, существует множество барьеров для консолидации в области экономики государств. Для решения имеющегося разночтения в подходе к совместной взаимовыгодной экономической консолидации, остро стоит необходимость в объединении совместных целей и скорейшего снятия имеющихся барьеров в целях поднятия конкурентоспособности стран-членов ЕАЭС. В этой связи очевидно, что следует начать с эффективного анализа имеющихся барьеров, поскольку только данный путь позволит эффективно функционировать государствам в рамках ЕАЭС и объединить свои усилия в позитивном ключе для роста благополучия благосостояния населения стран Союза. Как уже отмечалось в процессе исследования, с учетом преференций таможенного законодательства, предоставляемых резидентам ОЭЗ, наиболее финансово интересно применять процедуру СТЗ при ввозе на территорию зоны комплектующих, инструментария, машин и оборудования для процесса производства, поскольку, в данном случае таможенные платежи не уплачиваются, в чем заключается позитивное отличие от применения процедуры переработки на таможенной территории.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1.Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур» (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) (18 мая 1973 г.).2.Решение Совета Евразийской экономической Комиссии от 20 декабря 2017 г. № 88 «О некоторых вопросах применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны».3."Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны" (Заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010) (ред. от 08.05.2015, с изм. от 11.04.2017) // "Бюллетень международных договоров", № 7, июль, 2012.4. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»: федер. Закон от 22 июля 2005 №116-ФЗ [в ред. от 4.08.2023]// Собрание законодательства Российской Федерации – 2005. - №30 (ч.II). – Ст.3127.5.Федеральный закон от 23.07.2013 N 231-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 10 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (23 июля 2013 г.). 6.Федеральный закон №116-ФЗ от 08.07.2005г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».7.Федеральный закон от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». 8.Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019).9.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ. 10.Приказ ФТС России от 23.06.2011 № 1327 «Об утверждении форм отчетности о товарах, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товарах, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и порядка представления таможенному органу отчетности о таких товарах».11.Приказ ФТС России от 18.03.2019 №444 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения при хранении и выдаче товаров».12.Благов Д.А. Правовое регулирование отношений в сфере осуществления предпринимательской деятельности на территории особых экономических зон Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 10. 13. Лапушинская Г.К. Промышленные зоны Тверской области как форма партнерства региональных органов власти и бизнес-структур. Научная статья С.51-58. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/promyshlennye-zony-tverskoy-oblasti-kak-forma-partnerstva-regionalnyh-organov-vlasti-i-biznes-struktur (дата обращения 10.02.2024).14.Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/material/ (дата обращения 02.02.2024).15.Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. // http://www.customs.ru (дата обращения 02.02.2024).16.Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года. URL: http://static.government.ru/media/files/41d457592e04b76338b7.pdf (дата обращения 02.02.2024).17.Российский статистический ежегодник Федеральной службы государственной статистики за 2023 год [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Ejegodnik_2023.pdf (дата обращения 02.02.2024).18.Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: https://economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/osobye_ ekonomicheskie_zony/ (дата обращения 18.02.2024).19. Дневник науки СМИ ЭЛ № ФС 77-68405 ISSN 2541-8327 2021 №4 ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ДНЕВНИК НАУКИ». [Электронный ресурс] URL: www.dnevniknauki.ru(дата обращения 18.02.2024).ПРИЛОЖЕНИЕ 1
2.Решение Совета Евразийской экономической Комиссии от 20 декабря 2017 г. № 88 «О некоторых вопросах применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны».
3."Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны" (Заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010) (ред. от 08.05.2015, с изм. от 11.04.2017) // "Бюллетень международных договоров", № 7, июль, 2012.
4. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»: федер. Закон от 22 июля 2005 №116-ФЗ [в ред. от 4.08.2023]// Собрание законодательства Российской Федерации – 2005. - №30 (ч.II). – Ст.3127.
5.Федеральный закон от 23.07.2013 N 231-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 10 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (23 июля 2013 г.).
6.Федеральный закон №116-ФЗ от 08.07.2005г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
7.Федеральный закон от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
8.Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019).
9.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ.
10.Приказ ФТС России от 23.06.2011 № 1327 «Об утверждении форм отчетности о товарах, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товарах, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и порядка представления таможенному органу отчетности о таких товарах».
11.Приказ ФТС России от 18.03.2019 №444 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения при хранении и выдаче товаров».
12.Благов Д.А. Правовое регулирование отношений в сфере осуществления предпринимательской деятельности на территории особых экономических зон Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 10.
13. Лапушинская Г.К. Промышленные зоны Тверской области как форма партнерства региональных органов власти и бизнес-структур. Научная статья С.51-58. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/promyshlennye-zony-tverskoy-oblasti-kak-forma-partnerstva-regionalnyh-organov-vlasti-i-biznes-struktur (дата обращения 10.02.2024).
14.Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/material/ (дата обращения 02.02.2024).
15. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. // http://www.customs.ru (дата обращения 02.02.2024).
16.Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года. URL: http://static.government.ru/media/files/41d457592e04b76338b7.pdf (дата обращения 02.02.2024).
17.Российский статистический ежегодник Федеральной службы государственной статистики за 2023 год [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Ejegodnik_2023.pdf (дата обращения 02.02.2024).
18.Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: https://economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/osobye_ ekonomicheskie_zony/ (дата обращения 18.02.2024).
19. Дневник науки СМИ ЭЛ № ФС 77-68405 ISSN 2541-8327 2021 №4 ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ДНЕВНИК НАУКИ». [Электронный ресурс] URL: www.dnevniknauki.ru (дата обращения 18.02.2024).