Поиск пластического рисунка спектакля

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Театр
  • 40 40 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 12.03.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты пластического рисунка в спектакле 5
1.1 Понятие пластического рисунка в спектаклях 5
1.2 Основные элементы пластического рисунка спектакля: пространство, движение, композиция 6
1.3 Роль пластического рисунка в создании образа спектакля 15
Глава 2. Практические аспекты поиска пластического рисунка в спектакле 18
2.1 Методы поиска пластического рисунка: работа с актерами, светом, декорациями 18
2.2 Влияние пластического рисунка на общее восприятие и эмоциональное воздействие спектакля 23
2.3 Анализ примеров известных спектаклей с акцентом на пластический рисунок 25
Заключение 29
Список использованной литературы 32
Приложения 34

Фрагмент для ознакомления

В этом жанре процесс ритмического воздействия на зрительское восприятие становится особенно выраженным, потому что здесь все "как в жизни". Пределом музыкально организованной пластики является танец (см. Приложение Б). Несмотря на чисто традиционные художественные принципы, пластика танца, несомненно, вызывает очень сильные ассоциативно-двигательные реакции у сочувствующих зрителей. Эмоции зрителей при восприятии танца настолько сильны, что театр часто не может удержаться от соблазна использовать бытовые ситуации (в танце или драме) или (если позволяет жанр) вполне традиционные психологические мотивы. И не случайно режиссеры и хореографы, склонные к постановке кульминационных эпизодов, обостряющих жанр в сторону трагических и романтических разрешений, вводят в танец пластику актеров, не особо задумываясь о психологической правомерности этого импульса [5]. Важным аргументом в пользу универсальности языка тела в театре является то, что степень воздействия сцены на зрителей зависит от того, насколько зрители сопереживают актерам. Эмпатия - это способность поставить себя на место другого человека (или вещи), то есть сопереживать. Эмпатия также включает в себя способность точно оценить эмоциональное состояние другого человека по реакции лица, поведению и жестам. Именно жесты и позы актера создают поток визуальной информации. Активные мышечные движения подготовленных актеров усиливают энергетику, воздействующую на зрителей. Благодаря заразительному свойству, присущему физическому движению, которое позволяет зрителям ощутить схожие эмоции в собственной мускулатуре, танцоры могут передать самые сложные эмоциональные переживания через движение. В заключение стоит отметить, что большинство из этих приемов, воздействующих на сознание зрителя, а значит, и на его восприятие происходящего на сцене, не используются исключительно пластическим театром. Однако именно пластический театр сознательно использует эти приемы и уделяет им особое внимание, делая акцент не на дискурсивном, а на интуитивном или медитативном восприятии.Пластический рисунок является важным средством театральной выразительности, способствующим более глубокому восприятию и эмоциональному воздействию спектакля на зрителя.2.3 Анализ примеров известных спектаклей с акцентом на пластический рисунокПластический спектакль нельзя считать обычным представлением. Здесь зрителям ничего не рассказывают и не показывают заранее. Чтобы полностью погрузиться в происходящее, нужно расслабиться, отключить сознание и просто прочувствовать каждую ноту и движение на сцене. Этот опыт - музыкальная аллегория по мотивам романа "Доктор Живаго" и стихотворений разных лет А. Блока, О. Мандельштама, Б. Пастернака и А. Пушкина.Роман "Доктор Живаго" принес Борису Пастернаку Нобелевскую премию и завоевал ему множество поклонников [1]. Юрий Любимов не только отстоял поэтичность прозы Пастернака, но и усилил ее воздействие через современную действительность. Вечные классические и библейские образы любви, страдания, самопожертвования и веры рисуются параллельно. Спектакль построен на чутком и слаженном соотношении музыки, пластики, сценографии и языка. Таганский "Живаго" был создан по предложению Венского театрального фестиваля и посвящен памяти Альфреда Шнитке. Драматическая пластика "Доктора Живаго" в полной мере раскрывается в "увертюре", где в музыке обозначаются привычные лейтмотивы, часто используемые Любимовым. Из-за ширмы справа внезапно появляется группа персонажей. Мгновенный крупный план показывает ряд кулаков, держащих лопаты, воткнутые в землю. Слева из-за ширмы появляется ряд женских фигур. Одна бежит вперед, но сжимается и замирает, как будто в нее выстрелили. Затем другая, потом третья. Сцена постепенно заполняется ими. Действие, используя элементы пантомимы и танца модерн, продолжается до того момента, когда палачи "играют" со своими жертвами, катая их по земле веслами. В это же время на сцене на переднем плане танцуют четыре персонажа. Классический "четырехугольник". Первый из них раскачивается между двумя женщинами, второй танцует дуэт с одной из них, а затем танцует один. В массовом танце единая, жесткая одновременная пластика явно функционирует как механизм убийства.В танце четверки изображены отдельные пластические фигуры и судьбы отдельных человеческих существ [5]. Трагедия есть и здесь, и там. И в сходстве проявляются различия. На первом плане - трагедия, источником которой являются межличностные отношения. Но в продолжении этого эпизода вся сцена становится полем действия палача, а четыре персонажа разделяют судьбу остальных жертв. Синхронные движения, многократно повторяющиеся в течение спектакля, завораживают хор людей, которые сходят с ума от своей революционной "свободы", и приводят к бунту. Затем на месте вторжения Антипов (А. Трофимов) начинает исполнять странный механический танец с лопатой, как будто он в этот момент Стрельников (см. Приложение Г)."Поле" Комаровского (Ф. Антипов) столь же обширно, его ломаная марионеточная пластика по мере приближения передается другим, становясь пластикой не только Лары, но и хора. Хор играет в спектакле множество ролей. Временами он становится выразителем лирической точки зрения, сплавом поэтической и театральной перспектив. Пластичность пастернаковской поэзии, положенной на музыку и выраженной в пантомиме и танце, свободно ощущается в своей красоте. Так возникает явный конфликт с автоматизмом. Так было и с несколькими женщинами, бессистемно разбросанными по сцене, которые плавно покачивались из стороны в сторону, как будто находились на пустой планете. Существование этой планеты в данный момент казалось оправданным, по крайней мере, красотой этой пластической композиции, самими поющими голосами и, наконец, содержанием исполняемого. Или, когда хор танцевал вместе с героями в дуэте Юлы и Лары в мизансцене бала. В конце выступления этот хор "лирических героев" грустно задавал вопросы горстке людей, разводящих руками и скандирующих лозунги.В "Живаго" люди преображаются с помощью автоматической механики. Режиссер всегда был чувствителен к последнему. Опасным он считал не сам порядок и организацию, а нарушение свободы самовыражения человека и самой жизни. Силы, противостоящие злу, включая творения актеров и спектакли в целом, также часто имели жесткую внутреннюю организацию [7]. Пластичность, привнесенная в автоматизм, оказалась внутренне драматичной. С одной стороны, она характеризует персонаж как марионетку. С другой - именно в связи со своеобразным способом существования на сцене, предполагающим проявление актерского мастерства актера Таганки, - эта же пластика в то же время показывала самого актера как мастера своего дела, художника, творящего свободно.В "Пугачеве" Юрия Любимова пластика четко подчеркивает сходство на фоне различий актеров (см. Приложение Г). Движения черных скорбящих автоматичны и ритуальны, поведение трех музыкантов (наблюдателей) механистично, они с изумлением смотрят на помост с толпой и всегда "понимают", что там происходит. Двор Екатерины и выступающие перед ней потемкинские крестьяне в венках следуют рассчитанному ритуалу. Даже толпа часто двигается как по команде. Раз - все бегут к одной стороне помоста, два - все бегут к другой. Это впечатление не портит тот факт, что отдельные персонажи проявляют собственную волю в каждой сцене. Пугачев подчиняется ритму массы. Когда на связанном Пугачеве затягиваются цепи, Пугачев бросает свое тело. Когда цепи отпускают, Пугачев падает на подмостки. Пластическая последовательность спектакля была такой, словно все происходило по отрепетированному сценарию. Через свободную - и контрастную - пластику шута стало понятно течение жизни. В начале представления ничто не могло помешать шуту предусмотрительно бросить человеческую голову на подиум и покатить ее к подмосткам [5]. В конце спектакля трое детей со свечами в руках вышли на сцену с отчаянным "О, Русь ......", а в конце спектакля как бы вернули все на свои места, как было в начале."Без слов" - спектакль, поставленный Новосибирским государственным академическим драматическим театром "Красный факел" под руководством Ирины Ляховской.Название "Без слов" буквально означает, что история, которую видит зритель, рассказана без слов. Авторы этой постановки отказались от текста как основы спектакля и попытались найти другие художественные средства для выражения своих мыслей, чувств и эмоций: четыре пары мужчин и женщин молча разыгрывают десятки сюжетных линий большой истории любви. Их признания в любви откровенны и целомудренны одновременно. Удивление от первых чувств, когда они делают перерыв [12]. Экстаз влюбленности на море. Страсть, разгорающаяся, когда "любовь" рифмуется с "кровью". Последняя нежность к тому, кто ушел навсегда. Секрет популярности пьесы - в ее чувственности. Язык "Без слов" понятен и доступен каждому, независимо от пола, возраста и национальности. Это язык тела абсолютной искренности и свободы, проникающий в сердце каждого человека (см. Приложение Е).Пластический рисунок в спектаклях играет важную роль, помогая передать эмоции и идеи режиссера. Анализировать его можно с разных точек зрения, оттенки, жесты, мимику и движения актеров. Погружаясь в мир пластического рисунка на сцене, мы открываем новые грани творчества и восприятия искусства.ЗАКЛЮЧЕНИЕПластический рисунок в спектаклях - глубокая и увлекательная тема, требующая внимательного и тщательного изучения. Поиск пластического рисунка в спектаклях позволяет увидеть и почувствовать не только красоту и эстетику выразительных средств, но и глубину эмоций и мыслей, заложенных в каждом движении актеров. Анализ пластического рисунка спектаклей помогает расширить свое восприятие театрального искусства, обогатить свой культурный опыт и найти новые идеи для дальнейшего творчества [4]. Пусть каждый поиск пластического рисунка в спектаклях станет для нас увлекательным исследованием тайн человеческой натуры и искусства.В ходе проведения данного исследования были раскрыты особенности режиссера и хореографа в создании художественного образа, а также даны ответы на поставленные задачи:Пластический рисунок спектакля - композиционное искусство, которое включает в себя линии, формы, цвета, свет и тень, движение и пространство на сцене. Он помогает передать настроение, эмоции и идеи спектакля через визуальный язык.Принципы подхода к созданию пластического рисунка в театре включают в себя учет общей концепции спектакля, характера персонажей, настроения сцены, а также взаимодействие с другими элементами постановки, такими как костюмы и декорации.Замысел спектакля - основа для создания пластического рисунка, так как он определяет общую идею и концепцию спектакля. Пластический рисунок должен поддерживать и дополнять замысел спектакля, помогая зрителю погрузиться в мир происходящего на сцене.Изучив опыт создания пластического рисунка в спектаклях «Роман о докторе Живаго», «Пугачев» и «Без слов», можно сказать, что каждая из этих постановок имела свою уникальную стилистику пластического рисунка, которая отлично соответствовала замыслу спектакля и помогала передать его основные идеи зрителям. Креативный подход к созданию пластического рисунка позволяет привлечь внимание зрителей и усилить эмоциональное воздействие спектакля.Также были сделаны соответствующие выводы:- поиск пластического рисунка спектакля является важным этапом в работе режиссера и художника, так как это помогает создать визуальное и эмоциональное впечатление у зрителей;- пластический рисунок спектакля может включать в себя композицию сцены, движения актеров, игру света и звука, костюмы и реквизит;- важно учитывать характеристики спектакля, его жанр, настроение, цель и идею, чтобы создать соответствующий пластический рисунок. Такой подход поможет увлечь и заинтересовать зрителей, запомниться и вызвать эмоциональный отклик.Недостаточно сказать, что формальная композиция спектакля выявляет стиль режиссера, и было бы ошибкой утверждать, что эта формальная композиция исчерпывает представление об авторском стиле режиссера. Точнее было бы сказать, что образный стиль спектакля - один из признаков его художественной формы, по которому можно судить о стиле его автора - режиссера. Это связано с тем, что исполнительское искусство имеет как пространственное (как живопись, скульптура и архитектура), так и временное (как литература, поэзия и музыка) измерение [1]. Законы контраста, повтора и вариации действуют на композицию спектакля и реализуются в его пластической композиции, в его пластической форме, то есть в форме художественно организованного действия во времени и пространстве. Поэтому кажется неоспоримым, что искусство постановки подчиняется законам композиции, общим для всех искусств. Однако есть и композиционные приемы, которые кажутся совершенно уникальными для режиссуры.Конечно, чем тщательнее выстроена пластическая структура спектакля, чем точнее согласованы рисунки ролей, тем меньше они разрушаются. Есть спектакли, в которых основные сцены изображены с идеальной точностью и ясностью, так что зритель не путается и не вынужден обращать внимание на эпизоды, потерявшие смысл, или наоборот. Человека, выбравшего профессию режиссера, ждет много бед и неудач, но есть такие, которые поселяются в его душе уже при первом показе первой работы и остаются с ним навсегда.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАбрамов, Р. Театральная пластика: история и современность / Р. Абрамов // Литературное наследство. – 2018. – № 1. – С. 56-62. Белошапкина, Е. Искусство театрального движения / Е. Белошапкина. – М.: Издательство "Новое литературное обозрение", 2015. – С. 192. – ISBN 978-5-4444-4444-4. Воронцова, О. Развитие пластической экспрессии в современном театре / О. Воронцова // Театр и драматургия. – 2017. – № 3. – С. 42-49. Гурова, Н. Тело актёра: пластический метод в театральной режиссуре / Н. Гурова. – СПб.: Издательство "Амфора", 2016. – С. 128. – ISBN 978-5-4444-5555-5. Денисова, Е. Театральное искусство: пластика и движение на сцене / Е. Денисова // Театральный вестник. – 2019. – № 4. – С. 18-24. Ефимова, В. Пластическое искусство в современном театре / В. Ефимова // Театральный альманах. – 2020. – № 1. – С. 79-85. Жукова, И. Искусство управления пространством в театральной пластике / И. Жукова // Театральный мир. – 2018. – № 2. – С. 54-61. Зайцев, В. Театральный рисунок: пластика и композиция / В. Зайцев. – М.: Издательство "Можайский мост", 2017. – С. 176. – ISBN 978-5-5555-5555-5. Звездочкин, В. А. Пластика в драме (интерпретация классики в русском драматическом театре 1970—80-х годов) [Текст] / В. А. Звездочкин. - СПб.: Пати, 2019 –С. 104.Игнатьева, К. Методы пластической актерской подготовки в современном театре / К. Игнатьева // Театральные исследования. – 2016. – № 2. – С. 38-45. Кузьмина, М. Театральная пластика и актерская игра: взаимосвязь и влияние / М. Кузьмина // Театрал. – 2017. – № 3. – С. 27-31. Лебедева, К. Пластическое решение сценических образов в современном театре / К. Лебедева // Театральный журнал. – 2016. – № 1. – С. 45-51. Мельникова, А. Пластические принципы в режиссуре театральных постановок / А. Мельникова // Театральная критика. – 2019. – № 2. – С. 12-17. Никитина, Л. Жест в театре сегодня / Л. Никитина // Театральная газета. – 2020. – № 4. – С. 8-14. Орлова, А. Пластическая экспрессия в современном танце / А. Орлова // Танец. – 2018. – № 2. – С. 32-38. Петров, С. Театральная пластика и мимика как средство выражения эмоций / С. Петров // Театр. – 2019. – № 1. – С. 56-63. Сидорова, О. Пластическая культура актера в современном театре / О. Сидорова // Театральная жизнь. – 2017. – № 4. – С. 20-26. Тарасова, Е. Влияние пластики на хореографию театральных постановок / Е. Тарасова // Хореограф. – 2020. – № 3. – С. 45-51.Электронные ресурсы:Лещинский, А. А. Танец в системе профессионального становления актера драматического театра в России [Электронный ресурс] / А. А. Лещинский. - URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01005384143.pdf ПРИЛОЖЕНИЯПРИЛОЖЕНИЕ АРисунок 1 – Устройство сценыПРИЛОЖЕНИЕ БРисунок 2 –Проекционные декорацииПРИЛОЖЕНИЕ ВРисунок 3 – Танец в пластическом спектаклеПРИЛОЖЕНИЕ ГРисунок 4 – Танец из спектакля “Доктор Живаго” Ю. ЛюбимоваПРИЛОЖЕНИЕ ДРисунок 5 – Пластика в спектакле “Пугачев” Ю. ЛюбимоваПРИЛОЖЕНИЕ ЕРисунок 6 – Сцена из спектакля «Без слов»Ирины Ляховской

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамов, Р. Театральная пластика: история и современность / Р. Абрамов // Литературное наследство. – 2018. – № 1. – С. 56-62.
2. Белошапкина, Е. Искусство театрального движения / Е. Белошапкина. – М.: Издательство "Новое литературное обозрение", 2015. – С. 192. – ISBN 978-5-4444-4444-4.
3. Воронцова, О. Развитие пластической экспрессии в современном театре / О. Воронцова // Театр и драматургия. – 2017. – № 3. – С. 42-49.
4. Гурова, Н. Тело актёра: пластический метод в театральной режиссуре / Н. Гурова. – СПб.: Издательство "Амфора", 2016. – С. 128. – ISBN 978-5-4444-5555-5.
5. Денисова, Е. Театральное искусство: пластика и движение на сцене / Е. Денисова // Театральный вестник. – 2019. – № 4. – С. 18-24.
6. Ефимова, В. Пластическое искусство в современном театре / В. Ефимова // Театральный альманах. – 2020. – № 1. – С. 79-85.
7. Жукова, И. Искусство управления пространством в театральной пластике / И. Жукова // Театральный мир. – 2018. – № 2. – С. 54-61.
8. Зайцев, В. Театральный рисунок: пластика и композиция / В. Зайцев. – М.: Издательство "Можайский мост", 2017. – С. 176. – ISBN 978-5-5555-5555-5.
9. Звездочкин, В. А. Пластика в драме (интерпретация классики в русском драматическом театре 1970—80-х годов) [Текст] / В. А. Звездочкин. - СПб.: Пати, 2019 – С. 104.
10. Игнатьева, К. Методы пластической актерской подготовки в современном театре / К. Игнатьева // Театральные исследования. – 2016. – № 2. – С. 38-45.
11. Кузьмина, М. Театральная пластика и актерская игра: взаимосвязь и влияние / М. Кузьмина // Театрал. – 2017. – № 3. – С. 27-31.
12. Лебедева, К. Пластическое решение сценических образов в современном театре / К. Лебедева // Театральный журнал. – 2016. – № 1. – С. 45-51.
13. Мельникова, А. Пластические принципы в режиссуре театральных постановок / А. Мельникова // Театральная критика. – 2019. – № 2. – С. 12-17.
14. Никитина, Л. Жест в театре сегодня / Л. Никитина // Театральная газета. – 2020. – № 4. – С. 8-14.
15. Орлова, А. Пластическая экспрессия в современном танце / А. Орлова // Танец. – 2018. – № 2. – С. 32-38.
16. Петров, С. Театральная пластика и мимика как средство выражения эмоций / С. Петров // Театр. – 2019. – № 1. – С. 56-63.
17. Сидорова, О. Пластическая культура актера в современном театре / О. Сидорова // Театральная жизнь. – 2017. – № 4. – С. 20-26.
18. Тарасова, Е. Влияние пластики на хореографию театральных постановок / Е. Тарасова // Хореограф. – 2020. – № 3. – С. 45-51.
Электронные ресурсы:
19. Лещинский, А. А. Танец в системе профессионального становления актера драматического театра в России [Электронный ресурс] / А. А. Лещинский. - URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01005384143.pdf