ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И КОНФЛИКТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 67 67 страниц
  • 50 + 50 источников
  • Добавлена 30.07.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретический анализ научных подходов по проблеме детско-родительских конфликтов в младшем школьном возрасте 6
1.1. Стили семейного воспитания, влияющие на детско-родительские отношения и формирование личностных особенностей детей 6
1.2. Подходы к проблеме детско-родительских конфликтов в педагогической психологии 10
1.3. Типы, причины и способы преодоления детско-родительских конфликтов 16
Глава II. Формирование и реализация педагогических условий профилактики и коррекции детско-родительских конфликтов в младшем школьном возрасте 26
2.1. Содержание и методики экспериментальной работы 26
2.2. Разработка и реализация программы профилактики и коррекции детско-родительских конфликтов в младшем школьном возрасте 35
2.3. Оценка эффективности реализации программы 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Фрагмент для ознакомления

После окончания упражнения родители делятся своими эмоциями, чувствами, которые они испытывали при взаимодействии (что понравилось, а что нет, комфортно ли им было).Упражнение 2. Правила партнёрского общенияПсихолог предлагает родителям в рамках мозгового штурма составить правила партнёрского общения с детьми. Правила фиксируются на бумаге, потом обсуждаются группой (как их соблюдать, какие результаты будут).Занятие 9. Птица счастья (РР)Цель: улучшение взаимоотношений взрослых и детей, раскрытие мира эмоций и способов их выраженияУпражнение 1. Приветствие – ритуал +комплиментКаждый участник здоровается и говорит другому комплимент, например, сегодня солнце сияет как твоя улыбка.Упражнение 2. ДыханиеУпражнение 3. Птица счастьяЦель: формировать способность к сотрудничеству, провести диагностику стиля взаимодействия взрослого и ребёнкаПсихолог предлагает участникам создать птицу счастья. В сказке М. Метерлинка птица счастья была синей. Но можно представить свою собственную птицу самой необычной раскраски. Каждая семейная пара должна создать одну птицу из нескольких элементов – туловища, головы, крыльев и хвоста. Участники придумывают историю о своей птице, объяснение окраски её «оперения». После создания птицы и рассказа о ней, психолог говорит: «Пусть эта птица радует вас и вселяет уверенность, что счастье обязательно будет жить в вашем доме».Упражнение 4. ОркестрЦель: эмоциональное и телесное сближение родителей и детейПсихолог сообщает, что группа – необычный оркестр, где родитель «играет» на своем ребёнке, а ребёнок изображает звуки инструмента. Задача остальных участников угадать, что за инструмент изображается. Для усложнения можно «поменяться» детьми.Упражнение 5. ПрощаниеПсихолог предлагает представить себя Птицей счастья и попрощаться от её имени.Занятие 10. Сказка о позитивных детско-родительских отношениях (РР)Упражнение 1. ПриветствиеУпражнение 2. ШтангаЦель: снятие напряженияПсихолог предлагает каждому участнику по очереди поднять воображаемую штангу, при этом напрягая все мышцы. Остальные в этот момент проявляют восхищение его силой, говорят комплименты. А затем нужно резко бросить штангу вниз. Таким образом, с одной стороны, расслабляются спина и руки, а с другой – создаётся атмосфера успеха.Упражнение 3. Чтение сказки Т. Зинкевич-Евстигнеевой «Золотой шар»*Психолог сообщает участникам, что сейчас будет зачитывать сказку, просит их закрыть глаза и представлять себе происходящее. После окончания сказки даёт ещё 5-7 минут на осмысление и медленно выводит участников из медитации.* Автор Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева Упражнение 4. ПрощаниеНа прощание психолог просит родителей обнять своего ребёнка крепко-крепко.Занятие 11. Умение быть добрым (Р)Цель: формирование коммуникативных навыков, положительного эмоционального отношения к другим, формирование общего позитивного фона в группеУпражнение 1. ПриветствиеУпражнение 2. Попроси игрушкуЦель: формирование коммуникативных навыковПсихолог делит детей на пары и раздаёт каждой паре по одной игрушке. Задача первого участника – держать игрушку и отдать её только в том случае, если ему действительно этого захочется. Задача второго участника – так попросить игрушку (используя слова и невербальные проявления), чтобы ему отдали эту игрушку. Правило: не кричать, не отбирать, не плакать. Нужно постараться просить игрушку вежливо, не обижая второго участника. Потом участники меняются местами.Психолог наблюдает за детьми, оценивает поведение обоих участников пары. Если он видит, что второй участник действительно правильно просит, а первый просто не хочет делиться, то он подходит к такой паре и просит отдать игрушку. После проведения упражнения необходимо провести рефлексию и зафиксировать у детей, что нужно уметь не только просить что-то, но и уметь отдавать, делиться с другими.Упражнение 3. Доброе животноеЦель: закрепление положительных эмоций и формирование общего положительного фонаПсихолог предлагает детям встать в круг, взяться за руки и представить, что все они – одно большое доброе животное. Затем психолог говорит детям, что сейчас они узнают, как животное умеет дышать. Для этого они все громко дышат и на вдохе – делают шаг вперёд, на выдохе – назад. Так повторяют несколько раз. Потом они слушают, как стучит доброе сердце животного. Для этого они ритмично начинают топать сначала левой ногой все вместе, потом правой. Повторяют несколько раз. Затем они должны узнать, как громко и задорно смеётся их большое животное. Для этого они по команде психолога все вместе начинают громко смеяться. После этого их животное становится очень радостным и теперь каждый из участников должен показать эту радость (дети начинают смеяться, прыгать, кружиться от радости, обнимать соседа и т.д.).В конце упражнения психолог говорит, что их большое животное поделилось своей добротой и радостью с каждым из них.Упражнение 4. ПрощаниеНа прощание нужно выбрать себе пару и назвать 3 его самых лучших качества (например, добрый, сильный, смелый и т.д.).Занятие 12. Рисуем вместе (РР)Цель: снятие тревожности, навыки работы в пареУпражнение 1. ПриветствиеУпражнение 2.Воздушный шарикПсихолог предлагает участникам надуть воображаемый шарик, представить, какой он большой, красивый. Данное упражнение поможет снять физическое напряжение.Упражнение 3. Рисунок «Дом мечты»Участники делятся на пары (Родитель + ребёнок), сначала 5 минут обсуждают их дом мечты, какой он (большой – маленький), какого цвета, где он находится и т.д. Затем они вместе его рисуют. Закончить рисунок можно дома (зависит от детальности выполнения).Для занятия понадобятся листы А3 формата, карандаши, маркеры, краски.За 10 минут до конца занятия нужно представить свой рисунок (его концепт) остальным, презентовать главную идею.Упражнение 4. ПрощаниеПсихолог подводит итоги занятию и предлагает обсудить, что уже можно изменить в доме, чтобы он стал похож на дом мечты (и нужно ли что-то менять).Занятие 13. Конфликт (Р)Цель: формирование навыков бесконфликтного поведения, конструктивного взаимодействияУпражнение 1. ПриветствиеУпражнение 2.Хвост драконаДети встают в шеренгу друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Передняя часть – это голова дракона, вторая половина – хвост. Задание для головы – поймать хвост, который должен «убегать» от головы.Упражнение 3. Придумай словоПсихолог пишет на доске (флип-чарте) слово «конфликт» и предлагает детям придумать ассоциации на каждую букву данного слова, можно несколько вариантов. Можно с детьми составить облако слов, в центре которого будет конфликт, а вокруг – всё, что его описывает, характеризует.Упражнение 4. Положительное или отрицательноеПсихолог заранее готовит таблички со словами (либо просто пишет их на доске), которые обозначают действие во время конфликта, какого-то взаимодействия с другим человеком (например, кричать, уступать, ударить, промолчать, отойти, договориться и т.п.). Задача детей разделить слова на группы «положительное» и «отрицательное». Потом каждый ребёнок объясняет какую-нибудь одну пару слов (свой выбор).Упражнение 5. Правила бесконфликтного общенияПсихолог вместе с детьми обсуждают возможные способы решения конфликтных ситуаций и записывают, которые помогут договориться, решить спор конструктивным путём. На основании рассуждения составляются правила, которые психолог на следующем занятии напечатает и раздаст каждому ребёнку (либо можно сделать большой плакат и повесить его в каждом классе).Упражнение 6. ПрощаниеНа прощание дети становятся в круг, и психолог просит каждого ребёнка сказать соседу слева, что он рад с ним общаться.Занятие 14. Арт-терапия «Как я люблю тебя» (РР)Упражнение 1. Приветствие «Круг рукопожатий»Цель: упрочить отношения через тактильный контактЗадача каждого участника поздороваться со всеми остальными, назвать по имени и пожать руку с пожеланием чего-то хорошего.Упражнение 2. Игра «Зверь, птица, небылица»Цель: развитие внимания, гибкости и быстроты мышления, памяти, фантазии, снятие эмоционального напряженияЗадание: участники становятся полукругом, ведущий с помощью перебрасывания мяча просит назвать зверя, птицу или какую-либо небылицу (например, зверь – медведь, птица – сорока, небылица – трямла, брыкса и т. д.) того, к кому попадает мяч. После чего мяч снова возвращается к ведущему.Оборудование: мяч среднего размера, чтобы было удобно ловить детям.Упражнение 3. Рисунок «Как я люблю тебя»Цель: установить между родителем и ребёнком тёплую эмоциональную связь, показать глубину чувствЗадание: каждый Родитель рисует для своего ребёнка картину «Как я люблю тебя», соответственно каждый ребёнок – для своего родителя. По окончанию задания участники дарят свои рисунки тем, для кого они предназначены, и говорят каким-нибудь необычным способом, как они любят друг друга.Оборудование: листы А3 формата, карандаши, маркеры, краски.Упражнение 4. Прощание – объятиеРабота группы закончена, каждый участник выражает благодарность и обнимает соседа (Родитель + ребёнок). Психолог благодарит группу за работу.Занятие 15. Я люблю общаться! (Р)Цель: формирование и развитие коммуникативных навыков, умения работать в командеУпражнение 1. ПриветствиеУпражнение 2. СнежкиДети делятся на 2 команды и встают напротив друг друга (на расстоянии 1,5-2м). Психолог раздаёт им снежки из бумаги. Задача за определённое время перекидать все снежки на противоположную сторону. Выигрывает та команда, у кого окажется меньше снежков.Упражнение 3. РечкаПсихолог на полу мелом рисует линии – это бурная река. Между линиями кладут листы А4 – это камни. Дети делятся на пары и встают по разные стороны. Задача одного участника перевести другого через реку с помощью слов (второй участник закрывает глаза). Потом дети меняются местами.Упражнение 4. Волшебная лавкаПсихолог: «Мы с вами отправляемся в волшебную лавку, где каждый сможет купить какое-то качество, которое будет помогать ему общаться с людьми, чтобы его любили, уважали, ценили. Каждый может купить по 3 качества. Только одно условие – вы что-то должны отдать взамен, тоже какое-то качество. Подумайте 3 минутки и мы отправляемся в путешествие!»Выбранные детьми качества нужно записывать на ватман, а также те качества, от которых они готовы отказаться. Посмотреть, есть ли совпадения. Обсудить всем вместе, какие качества были выбраны, что они означают, как они смогут помочь их владельцу и каким образом их можно развить.Упражнение 5. ПрощаниеНа прощание каждый ребёнок говорит спасибо своему (упр.3) и благодарит всю группу аплодисментами за весёлое общение.Занятие 16. Мы – семья (РР)Цель: закрепить доверительную атмосферу между родителем и ребёнкомУпражнение 1. ПриветствиеКаждый родитель называет своего ребёнка ласково и говорит, что самое приятное было у них за прошлую неделю (поиграли во что-то, сходили на прогулку в парк, испекли печенье и т.д.)Упражнение 2. НастроениеЦель: формирование умения чувствовать настроение другихПсихолог предлагает разделиться на пары (Родитель + ребёнок) и решить, какое у них сейчас настроение. После этого им нужно показать его другим (можно нарисовать, изобразить с помощью пантомимы, рассказать, станцевать и т.д.).Упражнение 3. Мамин праздник (если есть папы на занятии, то Мамин и папин праздник)Цель: формирование доверительных отношений, умения понимать другого через невербальные проявленияПсихолог говорит ребёнку, что сегодня самый главный праздник у его мамы (папы) и задача ребёнка его подготовить. У него есть волшебная палочка, с помощью которой он может сделать всё, что угодно. Для того, чтобы праздник удался, ему нужно узнать, о чём мечтает его мама (папа). Только она не может сказать ему прямо, она должна показать с помощью жестов и пантомимы.После того, как ребёнок расскажет, что хочет его мама (папа) и какой праздник он сделает, Родитель говорит, насколько ребёнок угадал. Перед началом задания, психолог просит похвалить ребёнка в конце задания, даже если он не угадал, сказать, что праздник получился даже лучше, чем об этом можно было мечтать.Если ребёнок не угадал, о чем говорил Родитель, то психолог предлагает провести индивидуальное занятие на улучшение взаимопонимания между ними (определить, какие есть барьеры в коммуникациях).Упражнение 4. ПрощаниеНа прощание родители благодарят своих детей за чудесный праздник, которые они для них устроили, обнимают и дарят в благодарность много-много поцелуев (если для семьи приемлемо показывать такие эмоции в социуме), либо крепко-крепко обнимают и хлопают в ладоши.Оборудование: – лист ватмана (А1), маркер, флипчарт (либо доска);– для организации препятствий нужны игрушки, стулья, скамейки, подушки;– расслабляющая музыка, включающая пение птиц, шелест листвы, водопад;– одеяло;– мяч среднего размера, чтобы было удобно ловить детям;– листы А3 формата (по количеству пар), карандаши, маркеры, краски.Организация, форма и методы работы: для реализации программы необходим отдельный кабинет, комфортный для работы. Форма работы: групповая 15-20 человек, т.е. 7-10 пар (Родитель + ребёнок), в формате тренинга. Использованные методы и техники: сказкотерапия, арт-терапия, техники мышечного расслабления, снятия тревожности, развития коммуникативных навыков, снятия эмоционального напряжения. 2.3.Оценка эффективности реализации программыС целью изучения типа поведения в конфликтных ситуациях и стиля семейного воспитания после реализации программы был организован контрольный этап с повторной диагностикой.Рассмотрим средние значения (М), полученные в ходе диагностики по методике Томаса-Килманна на выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации, представленные на рисунке 3.Рисунок 3. Типы поведения в конфликтной ситуации младших школьников (контрольный этап), МАнализируя данные, отражённые на рисунке 3, можно увидеть, что преобладающим типом поведения в конфликтной ситуации для обследованных младших школьников является «Компромисс» (8,4 б.) и «Сотрудничество» (7,5 б.). Наименее популярным способом решения конфликтов выступает «Соперничество» (4,1 б.).Так, на основании полученных данных можно сделать вывод о том, что в конфликтных ситуациях младшие школьники предпочитают вступать диалог и договариваться с оппонентами, учитывая свои и чужие интересы. При этом, в большинстве случае дети готовы пойти на уступки при достижении желаемого. Но также младшие школьники могут предлагать альтернативные решения, которые направлены на установление конструктивных взаимоотношений, выгодных для обеих сторон. Часть младших школьников предпочитают подстраиваться под другого человека или избегать конфликтных ситуаций. В обоих случаях дети не стремятся удовлетворить собственные интересы, а также не думают об интересах окружающих людей. В ходе приспособления ребёнок может полностью пожертвовать своими потребностями ради другого, интересы которого он ставит выше собственных.Наименее часто младшие школьники используют стратегию «Соперничество» (4,1 б.), когда на первый план выходят личные интересы и желания, без учёта интереса второй стороны. Такой тип взаимодействия приводит к усилению конфликта, возникновению агрессии и деструктивных взаимоотношений с окружающими людьми. Результаты диагностики стилей семейного воспитания по методике С.С. Степанова «Стили родительского воспитания»на контрольном этапе представлены на рисунке 4.Рисунок 4. Стили семейного воспитания (контрольный этап), МИз анализа данных, представленных на рисунке4, видно, что большая часть родителей выбирают авторитетный (5,2 б.) и либеральный (1,9 б.) стили семейного воспитания. Авторитарный стиль взаимодействия выступает более предпочтительным для родителей, по сравнению с индифферентным стилем (1,7 б. и 1,3 б. соответственно).На основании полученных данных, можно предположить, что большая часть родителей младших школьников обследуемой группы в ходе взаимодействия с детьми проявляют в детско-родительских отношениях эмоциональную близость, принятие и уважение к личности ребёнка. Активность и самостоятельность поощряются, создаются условия безопасности и защищённости. Также при авторитетном стиле воспитания у детей формируется адекватная самооценка, уверенность в себе, воля, навыки саморегуляции, позволяющие ребёнку выстраивать конструктивные коммуникации с окружающими людьми.При либеральном стиле воспитания, родители делают акцент на желаниях ребёнка и дают полную свободу в действиях. При этом, родитель не берёт на себя ответственность, не объясняет правила и нормы поведения в обществе. Эмоциональная близость, характерная для такого типа взаимоотношений, вместе с абсолютной свободой способствует формированию безответственности и эгоцентризма.Наименее выражен индифферентный стиль воспитания, который характеризуется эмоциональной холодностью, закрытостью родителей, безразличием к интересам и потребностям ребёнка, что приводит к отсутствию чувства защищённости и безопасности у детей. При таком воспитании ребёнок часто стремится привлечь внимание родителя, что может выражаться в эмоциональных всплесках, импульсивности, попытках понравиться.Для выявления взаимосвязи между типом поведения в конфликтных ситуациях и стилем семейного воспитания на контрольном этапе был проведён корреляционный анализ с помощью r-критерия Пирсона (таблица 2).Таблица 2 – Результаты корреляционного анализа между типом поведения в конфликтных ситуациях младших школьников и стилем семейного воспитания (на контрольном этапе)Стиль семейного воспитанияТип поведения в конфликтных ситуацияхАвторитетныйАвторитарныйЛибераль-ныйИндифферент-ныйСоперничество-0,790**0,767*0,1260,199Приспособле-ние-0,141-0,2980,1920,410*Компромисс0,402*-0,633*-0,0270,273Избегание-0,3900,730*-0,257-0,157Сотрудничество0,826**-0,739*-0,014-0,393Уровень вероятности: * р ≤ 0,05; ** р ≤ 0,01Из анализа данных, представленных в таблице 2, можно увидеть, что выявлена сильная статистически значимая прямая связь между авторитетным стилем воспитания и стратегией «Сотрудничество» (r = 0,826, при р ≤ 0,01). Это значит, что чем больше у родителей проявлений авторитетного стиля взаимодействия и воспитания, тем чаще младшие школьники выбирают в конфликтных ситуациях стратегию сотрудничества. Это может свидетельствовать о том, что партнёрские отношения, эмоциональная близость, адекватный контроль, направленность и уважение к ценностям и интересам ребёнка, способствуют формированию у него навыков конструктивного взаимодействия, направленности на уважение и понимание ценности интересов других людей, что позволяет ему в конфликтных ситуациях видеть альтернативные решения, учитывающие интересы и желания обеих сторон.Сильнаястатистически значимая обратная связь обнаружена между авторитетным стилем воспитания и стратегией «Соперничество» (r = - 0,790, при р ≤ 0,01). Это говорит о том, что чем выше у родителей проявляется авторитетный стиль воспитания, тем меньше младшие школьник склонны к проявлению соперничества в решении конфликтных ситуаций. При авторитетном стиле воспитания у младшего школьника формируется адекватная самооценка, уверенность в себе, способность устанавливать эмоционально-близкие отношения, умение уважать и понимать ценности другого человека, что позволяет ему вести диалог и рассматривать оппонента как партнёра, а не как соперника.Слабая статистически значимая прямая связь выявлена между авторитетным стилем воспитания и стратегией «Компромисс» (r = 0,402, при р ≤ 0,05), т.е. чем чаще родители прибегают к авторитетному взаимодействию, тем сильнее у ребёнка формируются навыки соблюдения компромисса в конфликтных ситуациях. Это может свидетельствовать о том, что партнёрские отношения, эмоциональная близость, адекватный контроль, направленность и уважение к ценностям и интересам младшего школьника, способствуют формированию у него навыков конструктивного взаимодействия и стремления к достижению собственных интересов и интересов другой стороны, с применением уступок с обеих сторон. Т.е. младший школьник готов пожертвовать некоторыми своими интересами в ответ на такие же действия со стороны оппонента.Сильная статистически значимая прямая связь выявлена между авторитарным стилем воспитания и такими стратегиями поведения в конфликтных ситуациях, как:– «Соперничество» (r = 0,767 при р ≤ 0,05);– «Избегание» (r = 0,730, при р ≤ 0,05).Такие данные говорят о том, что чем сильнее у родителей проявляется авторитарный стиль воспитания, тем больше ребёнок склонен в конфликтных ситуациях выбирать тактику соперничества или избегания. Таким образом, при проявлениях строгости, требовательности, чрезмерного контроля со стороны родителей, отсутствия уважения к интересам ребёнка, младшие школьники склонны проявлять агрессивность, отстаивать собственные интересы, если оппонент слабее их (младше), либо, наоборот, выбирать позицию избегания конфликтных ситуаций, дистанцироваться от взаимодействия, позабыв про свои интересы и желания. Интересы другого человека для младшего школьника в такой ситуации не важны.Выраженная статистически значимая обратная связь обнаружена между авторитарным стилем воспитания и следующими стратегиями поведения в конфликтных ситуациях:– «Сотрудничество» (r = - 0,739, при р ≤ 0,05);– «Компромисс» (r = - 0,633 при р ≤ 0,05).Так, чем чаще родители прибегают к авторитарному стилю воспитания, тем реже младшие школьники проявляют навыки сотрудничества и достижения компромисса. Такие данные могут свидетельствовать о том, что постоянный контроль, отсутствие свободы, самостоятельности, повышенная требовательность не способствуют формированию у младших школьников навыков конструктивного взаимодействия, умения понимать и уважать других людей, проявлять активность и инициативность в процессе взаимодействия, что является необходимым для реализации компромисса или сотрудничества.Между индифферентным стилем воспитания и стратегией «Приспособление» выявлена слабая прямая связь (r = 0,410, при р ≤ 0,05). Чем чаще родители проявляют безразличие в воспитании и взаимодействии с младшими школьниками, тем чаще последние стремятся приспособиться во время конфликта, когда учитываются лишь интересы оппонента. Таким образом, в ситуациях, когда родители демонстрируют в процессе воспитания и взаимодействия эмоциональную холодность с ребёнком, отстранённость, не учитывают его интересы, в конфликтных ситуациях младшие школьники склонны проявлять неуверенность в себе, жертвовать собственными интересами, т.к. не могут находиться в ситуации противостояния, не умеют высказывать своё мнение и проявлять активность в процессе взаимодействия с другими людьми.Выводы по главе IIЦелью эмпирического исследования проверка предположения о том, что между стилями семейного воспитания и предрасположенностью ребёнка к определённому стилю поведения в конфликтной ситуации существует взаимосвязь. Исследование было организовано в несколько этапов с проведением первичной и повторной диагностики, направленной на определение ведущего типа поведения в конфликтных ситуациях младших школьников, а также стиля семейного воспитания. Анализ первичной диагностики показал, что младшие школьники чаще всего в конфликтных ситуациях применяют стратегию «Приспособление» и «Избегание». Наименее используемой выступает стратегия «Сотрудничество». Такие данные позволили сделать вывод о том, что младшие школьники предпочитают подстраиваться под другого человека, не учитывая свои личные интересы и не стремясь удовлетворить свои потребности; избегают возможности озвучить свою позицию, мнение или желания, при этом, не желая также соблюдать интересы оппонента.Анализ диагностики стилей семейного воспитания показал, что большая часть родителей используют авторитарный и авторитетный стили. Полученные данные могут говорить о том, что родители часто в ходе взаимодействия с детьми проявляют строгость, требовательность, осуществляют постоянный контроль. Дети подвергаются критике, угрозам, принуждению беспрекословно выполнять требования родителей. Другая часть родителей, применяющих авторитетный стиль воспитания, проявляют в детско-родительских отношениях эмоциональную близость, принятие и уважение к личности ребёнка.При этом, в обследуемой группе также есть родители, которые выбирают либеральный и индифферентный стиль воспитания.Проведённый корреляционный анализ показал, что наиболее выраженная прямая статистически значимая связь обнаружена между авторитарным стилем воспитания и стратегиями «Избегание» (r = 0,756, при р ≤ 0,05)и «Соперничество» (r = 0,607, при р ≤ 0,05); и между авторитетным стилем воспитания и стратегией «Компромисс» (r = 0,566, при р ≤ 0,05).Статистически значимая обратная связь была выявлена между авторитарным стилем воспитания и стратегиями «Приспособление» (r = - 0,862, при р ≤ 0,01) и между авторитетным стилем воспитания и стратегией «Соперничество» (r = - 0,683, при р ≤ 0,05).После анализа результатов первичной диагностики была разработана и апробирована программа профилактики детско-родительских конфликтов.Цель программы заключалась в снижении уровня конфликтности в детско-родительских отношениях; формировании позитивной коммуникации между родителем и ребёнком; снятии тревожности, напряжённости и страхов в отношениях между родителем и ребёнком; формированиинавыков конструктивного решения конфликтных ситуаций.На контрольном этапе исследования была реализована повторная диагностика, которая показала, что ведущим типом поведения младших школьников в конфликтной ситуации стали стратегии «Компромисс» и «Сотрудничество». Таким образом, младшие школьники предпочитают вступать диалог и договариваться с оппонентами, учитывая свои и чужие интересы. При этом, в большинстве случае дети готовы пойти на уступки при достижении желаемого. Но также младшие школьники могут предлагать альтернативные решения, которые направлены на установление конструктивных взаимоотношений, выгодных для обеих сторон.Предпочитаемым стилем воспитания родителей младших школьников обследуемой группы был определён авторитетный. Корреляционный анализ контрольного этапа исследования позволил выявить сильную прямую взаимосвязь между авторитетным стилем воспитания и стратегией «Сотрудничество» (r = 0,826, при р ≤ 0,01).Сильная статистически значимая прямая связь выявлена между авторитарным стилем воспитания и такими стратегиями поведения в конфликтных ситуациях, как:– «Соперничество» (r = 0,767 при р ≤ 0,05);– «Избегание» (r = 0,730, при р ≤ 0,05).Выраженная обратная связь была обнаружена между авторитетным стилем воспитания и стратегией «Соперничество» (r = - 0,790, при р ≤ 0,01) и между авторитарным стилем воспитания и следующими стратегиями поведения в конфликтных ситуациях:– «Сотрудничество» (r = - 0,739, при р ≤ 0,05);– «Компромисс» (r = - 0,633 при р ≤ 0,05).Таким образом, на основании полученных результатов, можно сделать вывод о том, что существует сильная прямая и обратная взаимосвязь между авторитетным и авторитарным стилем воспитания и определёнными типами поведения младших школьников в конфликтных ситуациях. После реализации программы отмечается увеличение количества детей, выбирающих сотрудничество и компромисс в решении конфликтных ситуаций, а также увеличение количества родителей, предпочитающих авторитетный стиль воспитания детей.ЗАКЛЮЧЕНИЕАнализ научной литературы показал, что семья имеет огромное значение в формировании личности ребёнка, его адаптации и дальнейшей социализации. Детско-родительские отношения характеризуются особенностями взаимодействия родителей с детьми, что оказывает влияние на формирование и развитие коммуникативных навыков, умение выстраивать открытые и близкие отношения, эмоциональную отзывчивость и умение эффективно решать конфликтные ситуации.Среди основных типов семейного воспитания выделяют авторитарный, авторитетный, либеральный и индифферентный стили. Каждый стиль отличается своими особенностями, которые оказывают влияние на формирование определённых личностных качеств ребёнка. В связи с этим, ранняя диагностика и выявление конфликтов помогут семье избежать дальнейших трудностей во взаимоотношениях, и возникновению глубоких психологических межличностных проблем. Во второй главе было организовано эмпирическое исследование с целью проверки гипотезы о том, что между стилем семейного воспитания и ведущим типом поведения младшего школьника в конфликтной ситуации существует взаимосвязь.Исследование было реализовано в несколько этапов. На первом этапе была проведена первичная диагностика, позволившая определить особенности поведения младших школьников в конфликтной ситуации, а также стиля семейного воспитания их родителей. Предпочитаемыми стратегиями поведения выступили «Избегание» и «Соперничество», а стиль воспитания многих родителей характеризуется проявлениями авторитарного взаимодействия.На основании полученных результатов была разработана и апробирована программа профилактики детско-родительских конфликтов в младшем школьном возрасте.Цель программы заключалась в снижении уровня конфликтности в детско-родительских отношениях; формировании позитивной коммуникации между родителем и ребёнком; снятии тревожности, напряжённости и страхов в отношениях между родителем и ребёнком; формированиинавыков конструктивного решения конфликтных ситуаций.На контрольном этапе исследования была организована повторная диагностика, анализ результатов которой показал, что большая часть детей стали выбирать в качестве стратегии решения конфликтов «Компромисс» и «Сотрудничество». В качестве стиля семейного воспитания родители стали предпочитать авторитетный. Таким образом, можно говорить о положительном результате реализации профилактической программы.Проведённый корреляционный анализ позволил выявить наиболее сильную прямую и обратную взаимосвязь между авторитетным и авторитарным стилями воспитания и некоторыми стратегиями поведения младших школьников в конфликтных ситуациях. Следовательно, можно заключить, что гипотеза исследования подтвердилась.Полученные результаты исследования могут быть использованы в профилактике детско-родительских конфликтов с целью их предотвращения или минимизации негативных последствий на развитие личности ребёнка. Выявленная взаимосвязь показывает, что именно особенности авторитетного и авторитарного стилей семейного воспитания в наибольшей степени влияют на формирование коммуникативных навыков и умения эффективно решать конфликты.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫПРИЛОЖЕНИЯ

1. Агеева, Л.Г. Конфликтология: краткий теоретический курс: учебное пособие [Текст] / Л.Г. Агеева. – Ульяновск: УлГТУ, 2012. – 200 с.
2. Андреев, В.И. Деловая риторика: Практический курс для творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского мастерства. Казанский ун-т, 1993.
3. Андреева, Т.В. Семейная психология: учеб. Пособие / И.В. Гребенников. – СПб.: Речь, 2009. – 246 с.
4. Антонов, А.И. Социология семьи [Текст] / А.И. Антонов, В.М. Медков. – Москва : Изд-во МГУ: Изд-во Междунар. ун-та бизнеса и управления, 1996. – 304 с.
5. Артюхова, И.С. Развитие мышления, внимания, памяти, саморегуляции у младших школьников / М. Б. Богус. – М. : Чистые пруды, 2008. – 30 с.
6. Астапов, В.М. Тревожность у детей. – СПб: Питер Пресс, 2004. – 224с
7. Баркан, А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. – М., АСТ-ПРЕСС, 1999.
8. Белоусова, Н.С. Психолого-педагогические технологии коррекции детско-родительских отношений / Н.С. Белоусова // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 5. – С. 103-107.
9. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968. – 296 с.
10. Брель, Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции : дис. ... канд. психол. наук / Брель Е.Ю. ; Ин-т образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО. – Томск, 1996. – 120 с.
11. Варга Д. Дела семейные: Пер. с венг. – М.: Педагогика, 1986. – 160 с.
12. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
13. Голод, С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л.: Наука. – 1984.
14. Гребенников, И.В. Воспитательный климат семьи. – М., – 1975. – 204 с.
15. Гребенников, И. В. Основы семейной жизни. – М.: Просвещение, 2005. – 267 с.
16. Детская психология: типы семейных отношений [Электронный ресурс] – режим доступа: http://azps.ru
17. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин, под ред. В.В. Макарова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 280 с.
18. Захаров, А.И. Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье // Вопросы психологии. – 1981. – № 3, – С. 58-68.
19. Изард, К.Е. Эмоции человека. – М.: Издательство Московского ун.-та, 1980.
20. Исаев, Д.Н. Участие семьи в воспитании/ Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. – СПб.: Речь. 2007 – 400 с.
21. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
22. Кардашина, С.В., Шаньгина, Н.В. Психометрические характеристики русскоязычной версии Опросника К. Томаса – Р. Килманна // Педагогическое образование в России, 2016.
23. Ковалев, С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 2007. – С.34-72.
24. Коджаспиров, А.Ю. Психопрофилактика детско-родительских конфликтов в современной семье / А.Ю. Коджаспиров // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». – 2013. – №1.
25. Колесникова, Л.И. Семья в зеркале конфликта. Казань, Изд. КГУ. – 2001. – С. 26-39.
26. Коломинский, Я.А. Психология взаимоотношений в малых группах (Общение и возрастные особенности). – М., 1976. – 238 с.
27. Кудрина, Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста. – Иркутск, 1993. – 108 с.
28. Мариновская, И.Д., Цветков, В.Л., Гришин, А.А. Конфликтология. Учебное пособие. – М.: Фит, 2001. – 450 с.
29. Марцинковская, Т.Д. Ваш тревожный ребенок. – М.: Издательский центр Вентана-Граф, 2005. – 32с.
30. Немов, Р.С. Психология: Словарь справочник: В 2 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 352с.
31. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – 371с.
32. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. – М.: сфера, 2002 г. – 510 с.
33. Петровский, А.В. Дети и тактика семейного воспитания. – М.: Знание, 1981. – 95с.
34. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: МПСИ, 2000. – 304 с.
35. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования [Текст] / учебно-методическое пособие по курсу / под общей редакцией В.С. Торохтий. – Москва, 2005. – 398 с.
36. Смирнова, Е.О, Хохлачева, И.А. Особенности отношения родителей к ребенку с трудностями в общении // Вопросы психологии. – № 4. – 2008
37. Спиваковская, А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций. – М.: Просвещение, 1981. – 115 с.
38. Старченко, А.Ю. Тренинг взаимодействия родителей и детей «Учимся понимать друг друга» [Электронный ресурс] – Режим доступа: 60 https://infourok.ru/trening-vzaimodeystviya-roditeley-i-detey-uchimsyaponimat-drug-druga-1052565.html
39. Степанов, С.С. Стратегии семейного воспитания // Школьный психолог, 2000/05/08
40. Степанов, С.С. Стили родительского воспитания [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200000507
41. Тест-опросник Томаса-Килманна на поведение в конфликтной ситуации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://evolkov.net/conflict/tests/conflict.strategies.Thomas- Kilmann.test.html
42. Фейр, Ш., Корнелиус Х. Выиграть может каждый. – М.: Инфра, 2009. –С.40-65.
43. Хасан, Б.И. Конструктивная психология конфликта: учебное пособие-Москва: изд-во Юрайт, 2014. – 204с.
44. Холл, К., Линдсей, Г. Теория личности. Пер с англ. – М.: изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 592с.
45. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени: перевод с англ. – М.: Айрис - пресс, 2004. – 480с.
46. Шаяхметова, А.А. Некоторые приемы решения детско- родительских конфликтов [Текст] / А.А. Шаяхметова, Г.И. Сакенова // Евразийский союз ученых. – 2015. – № 6-3 (15). – С. 134–137.
47. Шевчук, А.С. Психологические аспекты проявления конфликтности у подростков [Электронный ресурс] / А. С. Шевчук, О. В. Наконечная. — Электрон. текстовые дан. (1 файл: 4 564 595 байт) // Сборник научных трудов / Сургутский государственный университет ХМАО. – Сургут, 2002.
48. Шишковец, Т.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005.
49. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов. 2 с. изд. – М.: Деловая книга, 2006 – 768 с.
50. Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкис, В. Психология и психотерапия семьи – СПб.: Питер, 1999 – 656 с.