Актуализация патриотического воспитания в сценарно-режиссёрской технологии интерактивной концертной программы в рамках городского патриотического фестиваля творчества для детей и молодёжи

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социально-культурная деятельность
  • 135 135 страниц
  • 73 + 73 источника
  • Добавлена 14.03.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ 12
1.1. Понятие патриотического воспитания и путь его актуальности в современной праздничной культуре 12
1.2. Интерактивная концертная программа как современная постановочная форма 25
1.3. Сценарно-режиссурская технология «Интерактивная концертная программа» как способ актуализации патриотического воспитания 47
ГЛАВА II. СЦЕНАРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ 50
2.1. Социально-культурный заказ на разработку сценарно-постановочного проекта 50
2.2. Сценарное предложение 65
2.3. Работа со сценарным материалом 67
2.4. Формирование сценарного замысла 69
2.5. Разработка сценарного плана 71
2.6. Написание сценарного текста 72
ГЛАВА III. РЕЖИССЕРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ 80
3.1. Режиссерский анализ сценария 80
3.2. Формирование режиссерского замысла 81
3.3. Разработка постановочного плана 86
3.4. Организационно-менеджерское обеспечение 87
3.5. Реализация сценарно-постановочного проекта 88
3.6. Анализ реализации сценарно-постановочного проекта 91
3.7. Сценарно-режиссерские рекомендации по итогам реализации проекта 104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 110
ПРИЛОЖЕНИЯ 111
Фрагмент для ознакомления

Тема должна быть раскрыта, решена, поэтому для усиления смысла данной операции к слову «тема» не случайно добавлено слово «задача». Если тему понимать как задачу, сценарист будет искать решение задачи.2.4. Формирование сценарного замыслаКонцертная программа «Мы помним!» посвящается «детям войны». Тема: взрослое детство «детей войны». Понятие идея связано прежде всего с представлением о выводе, о решении вопроса, который поставлен в данном произведении художником [22, с.149]. Идея: цена Великой Победы-детские жизни. Использование данной идеи является целесообразным. Во-первых, эта тема является близкой каждому ребёнку младшего школьного возраста. Во-вторых, в связи с огромной актуальностью патриотического воспитания в рамках реализации социально-культурной деятельности важно проводить работу, которая затрагивает эмоциональный компонент детей.«Сверхзадача, - говорит Георгий Александрович Товстоногов, - режиссёрская концепция спектакля», «Мысль, которая оцарапала сердце художника». Сверхзадача выступает как начальная точка драматургического мышления сценариста. Говоря об искусстве, Виссарион Григорьевич Белинский писал, что «мышление есть действие, а всякое действие необходимо предполагает при себе движение». Сверхзадача интерактивной концертной программы «Мы помним!»: Хочу, чтобы современные дети прочувствовали трагизм обстоятельств, в которые попали их сверстники. Это не только будет способствовать их патриотическому воспитанию, но и ляжет в основу развития эмпатии детей, их эмоционального интеллекта, а также таких качеств, как ответственность, воля, смелость, готовность к самопожертвованию.Сценарно-режиссерский ход — это прием, с помощью которого осуществляется связь эпизодов и построение целостной композиции представления. Сценарно-режиссерский ход формирует образный строй интерактивной концертной программы. Сценарно-режиссерский ход в концертной программе - рассказ о судьбах «детей войны» через их письма - объединял номера концерта. Сценографическое решение – трансформирующиеся детские кроватки – определяло визуальный прием. Понятие «конфликта» является важнейшим понятием в разработке сценария интерактивной концертной программы. Конфликт – это столкновение, борьба. Резкое столкновение сторон, мнений, интересов. Спор, серьезное разногласие, результатом которого являются неожиданные действия противоборствующих сторон Конфликт в концерте: столкновение счастливого мирного детства и реалий войны. 2.5. Разработка сценарного планаПеред тем, как приступить к написанию сценария, был составлен сценарный план – это перечень всех основных этапов любого мероприятия. Сценарный план - набросок композиционного построения сценария с разработанной темой, идеей. Сценарный план интерактивной концертной программы «Мы помним!» представлен в таблице 1Таблица 1Сценарный план№ эпизодаНаполнение эпизода1 эпизод «Счастливое детство»1. Фотография на экране пионерского лагеря 2. Пионервожатая укладывает детей спать 3. Музыка «Пионерская плясовая» 4. Хроника «Пионерские дни» 5. Танцевальный номер «Бой подушками»2 эпизод «22 июня»1. Звук сирены «Начало войны» 2. Монолог «22 июня» 3. Видеоряд «Проводы на войну» 4. Музыка «Вставай страна огромная»3 эпизод «Работа в тылу»1. Трансформация кроватей. 2. Пластический номер «Изготовление снарядов» 3. Монолог «Я смотрела на них глазами маленькой девочки…» 4. Трансформация кроватей 5. Видеоряд военных госпиталей 6. Музыка под гитару «Прощай любимый город» 7. Военное попурри 8. Монолог «Военная фотография» 9. Танец-Вальс, под песню «Вальс Фронтовой медсестры».4 эпизод «Как не хотелось умирать»1. Звук стрельбы и бомбежки 2. Пластический номер войны 3. Видеоряд «Советская хроника» 4. Монолог «Как не хотелось умирать»5 эпизод «Ушедшее детство»1. Пластический номер, под песню «Дети войны» 2. Фото детей войны на экране6 эпизод «Ты помни, никогда не забывай!»1. Монолог «Дети войны» 2. Общая песня «Ты помни, никогда не забывай!»2.6. Написание сценарного текстаСценарный текст интерактивной концертной программы «Мы помним!»Стихотворение за кадром, занавес закрыт. Фоновая музыка (1 трек- минус «Дети войны»). Дети войны Дети войны, вы взрослели под грохот снарядов, Вам колыбельные петь матерям не пришлось, Вы не носили красивых и пышных нарядов. Пулей свинцовою детство от вас унеслось. Дети войны провожали отцов молчаливо, Всё понимая — пришел расставания час. От матерей своих прятали слезы стыдливо, Не поднимая печально опущенных глаз. Дети войны на заводах отцов заменили «Все для победы! Для фронта!» — был лозунг один. Жили в цехах, за станками и ели, и пили, Ночи не спали, но верили — мы победим! Дети войны под бомбежкой, в холодных окопах Дети полков. Партизанских отрядов сыны Родине отдали жизнь до последнего вздоха — Как вам хотелось дожить до конца той войны! Дети войны — те девчушки, мальчишки — ребята! Трудно сказать, да и было ли детство у вас? Вместо домов вам достались сожженные хаты, А в узелке — лишь сухарик один про запас. Дети войны, как детьми вы остаться сумели, Хоть повидали так много и горя, и зла. Ваши сердца от жестокости не очерствели, В клубах пожарищ душа оставалась светла. А вам хотелось бегать и смеяться, В небесной сини голубей гонять, Но с детством рано довелось расстаться, За день пришлось на годы старше стать. Занавес открывается. В полной темноте на сцену выходят дети-ангелы, их выход сопровождается фонограммой колокольного звона и световой пушкой. На экране видеоряд детей в небе. Дети-ангелы читают поочередно стихотворение, поворачиваясь к зрителям. Дети войны: 1-ый: Нас было восемь человек, нас всех убили: Я- самый старший, мне 12 было, Максимке только шесть, он самый малый, Мы помогали нашим партизанам. 2-ой: А нас собрали всем селом у церкви, Хотели, чтоб мы выдали подполье. Со мною мать была с сестренкой Олей, Ей годик был, мы все боялись смерти. Но не было предателей средь нас, И нас сожгли, закрывши в церкви. 3-ый: Меня угнали в плен, и я попала В семью фашиста-генерала. Он поразвлечься был не прочь, Моих же лет растил он дочь. И я его убила кухонным ножом. В гестапо жутко били, я умерла потом. 4-ый: И нас угнали, но не стали В страну чужую отправлять, Мы кровь свою фашистам раненым давали, А как кончалась – нас бросали умирать. 1-ой: Еще стоят в ушах людские крики, стоны, Когда нас в газокамере душили. 2-ой: Еще перед глазами скелетов тонны, Фашисты голодом нас заморили. На сцене кровати-лежанки, укрытые полотном, на них лежат дети.Выходит пионервожатая. Укрывает детей, укладывает спать. На экране фотография пионерского лагеря. Пионервожатая: А сейчас закрывайте глазки и отдыхайте. А когда проснетесь, пойдем с вами в «слона» играть. Пионервожатая уходит. Ребята начинают выглядывать ее, переговариваясь между собой. Музыка «Пионерская плясовая» Видеоряд-хроника «Пионерские дни».Танцевальный номер-Бой подушками. Звук сирены о начале войны. Дети прячутся кто-то под кровать, кто-то под одеяло к другому. Софит на девочку.1-ая девочка. 22 июня, мы с папой собирались пойти в парк аттракционов, я очень ждала этого дня. Проснувшись утром, все время смотрела на часы. Папа сказал, что выходим в 2 часа. Стрелки так медленно шевелились, я за ними все время наблюдала и вдруг, когда часы показывали 12 часов 15 минут, из нашего репродуктора раздался голос, он сообщил о нападении германии. Мы всё-таки пошли в тот день в парк, но веселья уже не было. Папа был серьезным и о чем-то постоянно думал. На следующий день, он сложил вещи в рюкзак и вышел из дома. Я звала его, но папа не обернулся, только закрыл уши руками и пошел дальше. На экране видеоряд-проводов на войну. Музыка-«Вставай страна огромная». Танцевальная композиция проводов. Пластический номер − Изготовление снарядов. Трансформация кроватей в ящики со снарядами. Работа в тылу. Во время работы девочка рассказывает свою историю. 2-ая девочка: Я смотрела на них глазами маленькой девочки… Маленькой деревенской девочки. Широко раскрытыми глазами… Близко увидела первого немца… Высокий, голубые глаза. Я так удивилась: «Такой красивый, а убивает». Они были красивые… Наверное, это мое самое сильное впечатление. Мое первое впечатление от войны… Жили мы: мама, две сестрички, братик и курица. У нас одна курица осталась, она с нами в хате жила, с нами спала. С нами от бомб пряталась. Она привыкла и ходила за нами, как собачка. Как мы ни голодали, а курицу спасли. А голодали так, что мать за зиму сварила старый кожух и все кнуты, а нам они пахли мясом. Братик грудной… Заваривали кипятком яйцо, и эту водичку давали ему вместо молока. Он переставал тогда плакать и умирать… Днем немцы приходят: «Матка, дай яйца. Матка, дай сало». Стреляют. А ночью партизаны… Партизанам надо было выжить в лесу, особенно зимой. Они ночью стучали в окно. Когда добром заберут, когда силой… У нас вывели коровку… Мама плачет. И партизаны плачут… Не рассказать. Не рассказать, милая. Нет! И нет! Мама с бабушкой пахали так: сначала мама надевала на шею хомут, а бабушка шла за плугом. Потом они менялись, другая становилась конем. Я мечтала скорее вырасти… Жалко было маму и бабушку… Госпиталь. Выход медсестер и солдат, под гитару «Прощай любимый город» Трансформация кроватей в медицинские. Дети исполняют военное попурри для раненых солдат. Софит на девочку с фотографией. 3-яя девочка в руках рассматривает фотографию. К ней подходит 2-ой мальчик. 2-ой мальчик: А кто это у тебя на фотографии? 3-яя девочка: На переднем плане отец с винтовкой и в офицерской фуражке, он носил ее и зимой. Фуражка и винтовка вырисовываются отчетливее, чем отцовское лицо. Очень хотелось мне иметь и то, и другое – фуражку и винтовку. Мальчишка! Рядом с отцом – мама. Саму маму тех лет не помню, больше запомнилось то, что она делала: постоянно стирала что-то белое, от нее пахло лекарствами. Мама была медсестрой в партизанском отряде. Где-то тут мы с маленьким братом. Он все время болеет. Вот его помню красного, все тельце покрыто коростой. Вдвоем плачут с мамой ночью. Он от боли, мама от страха, что он умрет. А дальше вижу, как к большой крестьянской хате, в которой мамин госпиталь, идут бабы с кружечками. В кружечках молоко. Молоко сливают в ведро, и мама купает в нем брата. Брат первую ночь не кричит, спит. А утром мама говорит отцу: – Чем я отплачу людям? Большая фотография… Одна большая фотография… Танец-Вальс, под песню «Вальс Фронтовой медсестры». Как не хотелось умирать. Звук стрельбы и бомбежек. Пластический номер войны. На экране видеоряд-Советская хроника. 1-ый Мальчик выходит на авансцену. 1-ый мальчик: Как не хотелось умирать… Никогда так умирать не хочется, как на рассвете… Нас ведут на расстрел. Ведут быстро. Немцы куда-то спешат, это я понял из их разговора. До войны любил уроки немецкого языка. Даже сам выучил наизусть несколько стихотворений Гейне. Нас трое: двое военнопленных – два старших лейтенанта и я. Мальчишка… Меня словили в лесу, когда оружие собирал. Несколько раз удирал, а на третий словили. Умирать страшно… Мне шепчут: – Беги!! Мы бросимся на конвойных, а ты прыгай в кусты. – Не побегу… – Почему? – Буду с вами. Я хотел погибнуть вместе с ними. Как солдат. – Приказываем: бежать! Жить! Один, Данила Григорьевич Иорданов, был из Мариуполя, другой, Александр Иванович Ильинский, из Брянска. – Запомни: Мариуполь, Парковая, … Запомнил? – Брянск, улица… Запомнил? Стали стрелять… Побежал… Я бежал… В голове у меня стучало: так-так… запомнить… так-так-так… запомнить. И от страха забыл. Я забыл название улицы и номер дома в Брянске… Звуки войны утихают. 2-ой мальчик: А я приехал как-то в гости. Тетя позвала на лето к себе… Жили мы в Быхове, а тетя – в деревне Коммуна под Быховом. В центре деревни стоял длинный дом, на семей двадцать, – коммунарский дом. Это все, что я успел запомнить. Говорят: «Война». Надо ехать к родителям. Тетя не пустила:– Война кончится, тогда поедешь. – А скоро война кончится? – Конечно, скоро. Через какое-то время приходят пешком родители: «В Быхове немцы. Люди разбегаются по деревням». Остались мы у тети. В хате все время пахло кожей. Теплым клеем. Отец шил партизанам сапоги. Я просил, чтобы и мне он сшил сапоги. Он говорил, что, мол, подожди, у меня много работы, а я, помню, доказывал, что мне нужны маленькие сапоги, у меня нога маленькая. Он обещал… Последнее воспоминание об отце, как его гонят по улице к большой машине… И бьют палкой по голове… Вот уже близится конец войны, а у нас ни отца, ни дома. Пластический номер, под песню «Дети войны». На сцене хаотично раскиданы игрушки. В руках у детей тарелки, ковшики и т.д., у тех, кто постарше оружие. Фото детей войны на экране. В конце пластического номера, дети ложатся на кровати и укрываются одеялами.ЗТМ. Выход пионервожатой Пионервожатая: Дети войны… Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Не детская эта тяжесть – война, а они хлебнули её полной мерой. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых сил приближали Победу. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни… Выход всех участников концерта, общая песня. Песня «Ты помни, никогда не забывай».ГЛАВА III. РЕЖИССЕРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ3.1. Режиссерский анализ сценарияДля того чтобы работа по сценарию могла привести к созданию и реализации интерактивной концертной программы, был проведён режиссёрский анализ сценария.Идейно-тематический анализ. В предложенном сценарии представлена эпоха, посвящённая периоду Великой Отечественной войны. Это время, когда с одной стороны происходили разрушающие для всей огромной страны события, связанные с гибелью мирного населения. С другой стороны, рассматриваемая эпоха связана с огромной сплочённостью людей в их противостоянии общей беде.Особую роль в определяемой эпохе играет характеристика судьбы детства. При этом важную роль играют исторические источники – воспоминания современников данного периода. Именно на основе детских писем будет составлена концертная программа: этот приём, с одной стороны придаст программе оригинальность и вызовет интерес. С другой стороны, он позволит усилить эмоциональное вовлечение, так как события в программе станут восприниматься реалистично. Архитектоника программыКомпозиция – важнейший, организующий компонент архитектоники, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Композиция организует как внутреннее построение произведения, так и его соотношение с окружающей средой и зрителем» - такое определение композиции в своей работе «Основы сценарного мастерства» дает Светлана Ивановна Гавдис [12, с.53]. Выстроена композиционная структура интерактивной концертной программы. Композиционная структура интерактивной концертной программы «Мы помним!»: 1. Экспозиция − дает эмоциональный настрой аудитории, информацию о предстоящем действии, его персонажах и обстоятельствах. В отчётном концерте экспозицией является 1 эпизод «Счастливое детство. Битва подушками во время тихого часа, в пионерском лагере». 2. Завязка − откуда начинается действие в сценарии, дающее импульс для развития последующих эпизодов. В концерте: 2 эпизод «22 июня». 3. Развитие действия − развитие сюжета, каждый из эпизодов которого имеет свою внутреннюю композицию, построение, проходящее через замысел сценария. В концерте развитие действие начинается с 3 эпизода «Работа в тылу». 4. Кульминация − высшая эмоциональная точка в развитии основного действия. 4 эпизод «Как не хотелось умирать» является кульминацией в театрализованном концерте «Мы помним!». 5. Развязка − всецело истощает, разрешает изображённый конфликт и приводит нас к финалу. В концерте разрешение конфликта происходит в 5 эпизоде «Ушедшее детство». 6. Финал − заключительный аккорд мероприятия. Выход всех участников концерта. Финалом отчётного концерта послужил 6 эпизод «Ты помни, никогда не забывай». Формирование режиссерского замыслаВ соответствии с режисс1рским замыслом в концертной программе использовались выразительные средства: 1. Мизансценирование. 2. Манера актерской игры. 3. Сценография и элементы оформления. 4. Костюмы. Говоря о мизансцене, можно сказать, что это наиболее выразительный прием для внешнего расположения актеров на сцене. Благодаря мизансцене режиссер может донести до зрителя, чем живет исполнитель в момент действия, какую задачу он в данный момент решает [19, с.69]. Хорошая, верная мизансцена является следствием ряда задач: раскрытие сквозного действия, целостности актёрских образов, поисков физического самочувствия действующих лиц и наконец, атмосферы, в которой протекает действие. Всё это формирует и формируется мизансценой. В концертной программе мы использовали различные виды мизансцен: − Диагональная – слева направо усиливает движение, начало чего-либо. Справа налево - затормаживает движение, конец чего либо, в целом удваивает объем − Точечная – для создания атмосферы хаоса, неразберихи, для выделения солиста − Шахматная – зрительное увеличение количества актеров на сцене − Полукруг – возможность видеть друг друга, визуально существует как преграда за пространством полукруга. Объединение, единство Так, например, в самом начале интерактивной концертной программы, во время прочтения закадрового стихотворения о «детях войны» главные герои выходят на сцену на 2-ой план, в точечную мизансцену, которая создает атмосферу небольшого хауса, читают поочередно стихотворение поворачиваясь к зрителям. Во время песни «Дети войны» главные герои выходят со свечами в руках в шахматной мизансцене, данная мизансцена дает зрительное увеличение актеров. Работа с актерами. Работая с актерами, режиссер должен точно поставить задачи актерам, которые отвечают на вопросы «Кто мой герой?», «Что он делает?», «Зачем и почему он это делает?», очень важно окунуть их в атмосферу и временную историю, которой посвящен концерт. Важную роль в создании интерактивной концертной программы играет правильное распределение ролей, для этого была проведена первая встреча с участниками концерта. При распределении ролей мы исходили из типажей актеров и их артистических способностей. Действующие лица в отчётном концерте «Мы помним!» рассказывают историю о детях, которые погибли во времени Великой Отечественной Войны. Исполнители выступали от лица авторов писем. 1-ая девочка лет 8, худенькая, маленькая ростом, с игрушкой в руках, которую подарил папа. Своего папу она проводила на войну еще в первые дни как она началась. Последний поход в парк аттракционов – это то, что осталось в ее памяти от мирной жизни и от папы. 2-ая девочка лет 13, из деревни, проживавшая с мамой, двумя сестричками и братиком под Киевом, с украинским акцентом, с большими добрыми глазами и с широкой улыбкой. Во время войны к ним в дом приходили немцы, забирали всю еду, а самим поесть ничего не оставалось. Самым сильным впечатлением от войны у нее было, когда она увидела близко первого немца и удивилась, почему он такой красивый, а убивает. 3-ая девочка лет 14, с толстыми, длинными косами, дочка офицера и медсестры. Проживали в партизанском отряде. Во время войны больше всего боялась не за себя, а за своего младшего брата, который всегда болел и часто был на волоске от смерти. Ее самым страшным воспоминанием были слезы и страх матери от потери сына. 1-ый мальчик лет 14, высокий, с черными волосами, смелым и решительным взглядом. Попал в плен к немцам, вместе с двумя старшими лейтенантами, которые его помогли сбежать. Это было самое страшное воспоминание, ведь в тот момент он ощутил страх смерти. Он сохранил в памяти тех лейтенантов, которые спасли ему жизнь, жертвуя своей. 2-ой мальчик лет 10, среднего роста, с добродушными глазами, стеснительный, сын сапожника, из деревни под Быховом. Потерял отца и дом под конец войны. Последним воспоминаем осталось, как отца гонят по улице и бьют палками по голове. Существенное влияние в программе оказывает сценография, она является живописным украшением сцены. Сценография – это вид художественной деятельности, в основе которого заложено оформление спектакля, концерта, создание изобразительного образа, который воспринимается зрителями и участникам как единое целое, существующее в сценической форме, времени и пространстве. В сценографии интерактивной концертной программы «Мы помним!» использовались кровати, которые были основным оформлением сцены. Кровать происходит от слова «кров», что означает укрытие, завеса. А значит, что кровать своего рода – это защищенное место, убежище, в которых дети могли прятаться от своего страха. Эти же кровати трансформировались во время концерта в ящики с оружием, боеприпасами, в кровати для госпиталя. Через них проходило все действие интерактивной концертной программы.Костюмами детей в самом начале интерактивной концертной программы являлись белые купальники и лосины, поверх белая накидка-как олицетворение ангелов. Костюмы исполнителей номеров соответствовали каждому номеру. В танцевальной композиции «Проводы» на мужчинах была военная форма, а на женщинах платья времен сороковых годов. Костюмы для вальса Фронтовых медсестёр состояли из военных медицинских халатов и военной формы. Музыка - один из важнейших элементов интерактивной концертной программы. Музыка несет в себе все функции драматургического элемента, создает единое целое с основной идеей концерта, влияет не только на зрителя, но и на творческое состояние актера. Музыка помогает ему сосредоточиться, войти в роль, влияет на творческое воображение, повышает тонус сценического состояния. По способу использования музыки в действии ее разделяют на две основные категории. Сюжетная музыка в спектакле в зависимости от условий ее применения может нести самые разнообразные функции. В одних случаях она дает только эмоциональную или смысловую характеристику отдельной сцены, не вторгаясь непосредственно в драматургию. В других случаях сюжетная музыка может подняться до важнейшего драматургического фактора. Сюжетная музыка может: − Характеризовать действующих лиц − Указывать на место и время действия − Создавать атмосферу, настроение сценического действия − Рассказывать о действии, невидимом для зрителя. В концертной программе «Мы помним!» звучала большое количество сюжетной музыки: при выходе «детей-ангелов» звучал колокольный звон; в финале концерта исполнялась общая песня всех участников концерта «Ты помни, никогда не забывай!». Ввести условную музыку значительнее труднее, чем сюжетную. Ее условность может войти в противоречие с реальностью жизни, показываемой на сцене. Поэтому условная музыка всегда требует убедительного внутреннего оправдания. Вместе с тем выразительные возможности такой музыки очень широки, для нее могут быть привлечены разнообразнейшие оркестровые, а также вокально-хоровые средства. Условная музыка может: − Эмоционально усилить диалог и монолог. − Характеризовать действующих лиц. − Подчеркивать конструктивно-композиционное построение спектакля.− Обострять конфликт. Условная музыка в концертной программе «Мы помним!» звучала во время монологов-рассказов детей, она позволяла эмоционально усилить монолог и раскрыть духовный мир персонажа. Мелодии песен «Березовые сны», «Прощай любимый город», «Темная ночь», «Алеша». Также использовалось шумовое и звуковое оформление концерта. Они применяются для усиления художественного воздействия спектакля. С их помощью мы повышали эмоциональное напряжение концерта и создавали иллюзию реальности происходящего на сцене. В концерте использовались звуки колокольного звона, сирены о начале войны, звуки войны, шум парка развлечений. Разработка постановочного планаПосле подбора музыкального оформления концерта, была составлена звуковая партитура, которая является режиссерским документом и отражает звуковое и шумовое сопровождение проекта театрализованного концерта. Для проекта отчётного концерта «Мы помним!» была основана постановочная группа, в которую входили: - художник по сцене и костюмам; - светорежиссер; - звукорежиссер; - руководители творческих коллективов. Художник создавал декорации и костюмы к театрализованному концерту, определял видеоряд. Видеоряд служит в концерте дополнительным выразительным средством. Художник тщательно отобрал документальный материал, фотографии и видео нарезки, которые усиливали номера и придавали им достоверность. Светорежиссёр обеспечил световое оформление концерта, которое является неотъемлемой составляющей целостного восприятия зрителем действия, среды и игры актёров. Звукорежиссер подобрал звуковое решение театрализованного концерта, отвечал за живое звучание, настраивал звук и следил за тем, чтобы качество передачи звука не пропадало независимо от развития событий. Руководители творческих коллективов отвечали за организацию и отработку вокальных и хореографических номеров. Организационно-менеджерское обеспечениеРепетиция − основная форма подготовки концерта, предусматривающая чтения и обсуждения концерта, ее многократное исполнение по отдельным сценам, актам и всей в целом. Репетиция проводится под руководством режиссера. Виды репетиций: застольные, «в выгородке», монтировочные, прогонные и генеральные. Застольная репетиция - первый этап репетиционного процесса, включающий в себя: - первую читку сценария по ролям; - уточнение смыслов и действенных задач в репликах исполнителей; - действенный и смысловой анализ драматургической основы и т.п. Репетиция в выгородке - репетиция в репетиционном зале, в котором места действия и будущие декорации обозначаются подручными вспомогательными средствами: стульями и т.д. Во время репетиций в выгородке: - намечались и разрабатывались мизансцены и пластика персонажей; - искали характеры и взаимоотношения персонажей; - актеры осваивали и постепенно заучивали тексты своих ролей. Далее были проведены монтировочные репетиции, где проходила отработка всего, что связано с оформлением и технической стороной концерта, велась работа с кроватями, с реквизитом и костюмами. Следующие репетиции были прогонные их целью было исполнение и отработка концерта в его временной последовательности, такие репетиции проходили с декорациями, реквизитом и костюмами. Окончательным этапом репетиционного процесса является генеральный прогон – концерт без зрителей. Генеральная репетиция с полностью готовой оформленной сценой, с костюмами, декорациями и реквизитом проходила с использованием оформления сцены, костюмов и грима. Данная репетиция являлась и сдачей театрализованного концерта «Мы помним!» директору. В результате работы был создан отчётный концерт «Мы помним!».Реализация сценарно-постановочного проектаДля успешной реализации проекта концерта «Мы помним!» важно было правильно составить и провести организационно-творческую работу. При создании сценария учитывались возможности сценической площадки, уровень подготовки участников отчётного концерта и сроки на реализацию проекта. Перед реализацией проекта велась работа с административной группой, которая отвечала за смету расходов, рекламу и афишу. В смете на проведение театрализованного концерта «Мы помним!» были прописаны требуемые расходы на материалы при создании реквизита, костюмов, оформления сцены, разработки афиши.Для оформления сценической площадки были приобретены деревянные балки, из которых сделали кровати, которые располагались в задней части сцены. Для кроватей были сшиты наволочки на подушки и простыни. Использовались различные слайды и видеоряды, которые создавали нужную атмосферу и антураж для театрализованного концерта «Мы помним!». Был также прописан реквизит для всего концерта: детские игрушки, платки и письма. При подборе костюмов использовалась костюмерная.Чтобы информировать общественность о нашем театрализованном концерте мы создали афишу и разместили рекламу в социальных сетях. Афиша − это объявление на поверхности (обычно стене), которое сообщает об увлекательном культурном событии и размещается в местах большого скопления людей. Афиша содержала следующую информацию: − название концерта; − дату и время; − место проведения концерта; − адрес, проезд и телефон места проведения концерта. В социальные сети мы также разместили афишу отчётного концерта и составили небольшое видео про «детей войны», которое выставили на страницу вконтакте. Для того, чтобы реализация проекта была успешной, необходимо было качественно провести все подготовительные этапы. Для этого был составлен план подготовки концерта, который представлен в таблице 2.Таблица 2План подготовки концерта№ п/пТемаДата1Знакомство со сценарием театрализованного концерта «Мы помним!»2Распределение ролей3Первая читка ролей4Репетиция 1 и 2 эпизодов5Репетиция 3 и 4 эпизодов6Репетиция вокальных номеров. Создание декораций.7Репетиция хореографических номеров. Создание афиши и размещение рекламы в соц. сети.8Репетиция 5 и 6 эпизодов9Репетиция вокальная. Репетиция 1 и 2 эпизодов.10Репетиция хореографическая. Репетиция 3 и 4 эпизодов.11Репетиция 5 и 6 эпизодов.12Репетиция монтировочная13Репетиция прогонная14Репетиция прогонная15Репетиция генеральная16Репетиция генеральная (показ директору)17Проведение отчётного концерта «Мы помним!»Был составлен монтажный лист, который является составной частью режиссёрской документации, его записью монтажного развития театрализованного действия во времени и пространстве. Монтажный лист помогал в работе звуко-/светорежиссера. В монтажный лист входило: − Реплики. − Что происходит на сцене (действия). − Музыкальные композиции. − Видеоряд. − Свет. − Время-длительность композиции. Самый долгий период при подготовке театрализованного концерта является репетиционный процесс. Для того, чтобы участники каждого эпизода смогли приспособится к сценической площадке, сформировать систему ориентиров, отрепетировать выходы и уходы, и исполнить свою композицию в целом, а главный режиссер - постепенно, без спешки и суеты, смонтировал театрализованный концерт, был разработан график репетиций, который состоит из: застольной репетиции, репетиции «в выгородке», вокальных репетиций, пластических и танцевальных репетиций, монтировочной репетиции, прогонных репетиций и генеральных репетиций.3.6. Анализ реализации сценарно-постановочного проектаВ ходе организации интерактивной концертной программы установлено, что тема является очень актуальной: она направлена на патриотическое воспитание современной молодёжи и подростков. Концепция интерактивной концертной программы соответствует современным представлениям о проведении зрелищных мероприятий. Это представляет интерес для молодого поколения и находит эмоциональный отклик аудитории.Для интерактивной концертной программы было полностью продуманы музыкальное сопровождение и хореографическая работа. Данные компоненты позволили существенно повысить выразительность и эмоциональность мероприятия.Все запланированные репетиции концерта прошли в срок. Все артисты своевременно получили роли и справились с ними в полном объёме. Информация о месте и времени проведения интерактивной концертной программы была представлена в социальной сети вК. Также был разработан печатный баннер, который необходим для привлечения аудитории.Запланированное время начала концерта – 17 ч.; концерт начался в 17 ч 10 минут. Необходимая пауза была направлена на то, чтобы все зрители успели занять свои места.Планируемое время окончания концерта составило 18 ч 30 минут, фактически концерт был окончен в 18 ч 40 минут, что связано с задержкой начала концерта.Концерт посетили 110 зрителей, среди которых большинство составили представители молодого поколения.В соответствии с полученными отзывами, концерт был принят очень тепло и получил самые высокие оценки зрителей.Для определения эффективности предложенной темы интерактивной концертной программы был использован экспертный опрос.Цель экспертного опроса – определение возможностей использования разработанной интерактивной концертной программы в работе с младшими школьниками в патриотическом воспитании. В качестве экспертного опроса предварительно было проведено анкетирование руководителей детских театральных студий (5 специалистов). Экспертной группе была обеспечена максимально объективная информация о разработанной интерактивной концертной программе в детском коллективе. Эксперты ознакомились с наработками, получили опросники и ответили на вопросы. Опросник имел следующую форму (табл.2).Таблица 2 – Оцените по 10-бальной шкале№ п/пСодержание вопросаОценка эксперта 1Насколько полно разработана интерактивная концертная программа для патриотического воспитания младших школьников?2Соответствуют ли использование данной программы общепринятым подходам к подготовке детей в современных коллективах? 3Успешно ли будут освоены представленные в разработанной программе компоненты младшими школьниками ?4Может ли разработанная программа быть использована в актуализации патриотического воспитания?5Можно ли принять за основу данную программу с целью формирования исполнительской культуры детей?6Будет ли разработанная программа способствовать совершенствованию актёрского мастерства?7Соответствуют ли содержание разработанной программы общим подходам к социально-культурной деятельности?8Имеет ли перспективы развития разработанная интерактивная программа для младших школьников?9Можно ли использовать элементы разработанной программы при обучении методическим особенностям работы с детьми младшего школьного возраста в социально-культурной деятельности?10Способствует ли разработанная программа развитию исполнительской культуры на последующих этапах подготовки детей?Для оценки результатов исследования представим данные экспертного опроса.При определении достоверности экспертного опроса нами проведена оценка согласованности мнений экспертов путём применения коэффициента конкордации. В данном исследовании W=0,7, что свидетельствует о высокой степени согласованности экспертов.Анализ ответов экспертов проводился в процентном отношении.Согласно мнениям экспертов, представленная интерактивная концертная программа разработана на 74% (рис.1).Рис.1 Ответ экспертов на вопрос «Насколько полно разработана интерактивная концертная программа для патриотического воспитания младших школьников»По мнению экспертов, показатель общепринятые подходы соответствуют актуальным особенностям подготовки детей в среднем на 68% (рис.2).Рис. 2 Ответ экспертов на вопрос «Соответствуют ли использование данной программы общепринятым подходам к подготовке детей в современных коллективах?»Эксперты считают, что использование разработанной интерактивной концертной программы на 78% определяет успешность освоения её компонентов (рис.3).Рис. 3 Ответ экспертов на вопрос «Успешно ли будут освоены представленные в разработанной программе компоненты младшими школьниками ?»При ответе на вопрос «Может ли разработанная программа быть использована в актуализации патриотического воспитания?» были получены наиболее высокие баллы – 88%. Таким образом, по мнению экспертов данный индикатор является одним из самых существенных.Рис.4 Ответ экспертов на вопрос «Может ли разработанная программа быть использована в актуализации патриотического воспитания?»По мнению экспертов, разработанный комплекс на 78% подходит для формирования исполнительской культуры младших школьников (рис. 5).Рис. 5 Ответ экспертов на вопрос «Можно ли принять за основу данную программу с целью формирования исполнительской культуры детей?»Также отмечено, что эксперты на 80% уверены в том, что разработанная программа направлена на совершенствование актёрского мастерства младших школьников (рис. 6).Рис. 6 Ответ экспертов на вопрос «Будет ли разработанная программа способствовать совершенствованию актёрского мастерства?»По мнению экспертов, разработанная программа соответствует общим подходам к социально-культурной деятельности на 88% (рис. 7).Рис. 7 Ответ экспертов на вопрос «Соответствуют ли содержание разработанной программы общим подходам к социально-культурной деятельности?»Как полагают эксперты, разработанная программа на 86% является перспективным (рис. 8).Рис. 8 Ответ экспертов на вопрос «Имеет ли перспективы развития разработанная интерактивная программа для младших школьников?»Далее нами было определено, что, по мнению экспертов программа может быть с высокой эффективностью использована при обучении руководителей современных театральных студий методическим особенностям работы с детьми младшего школьного возраста (рис.9).Рис. 9 Ответ экспертов на вопрос «Можно ли использовать элементы разработанной программы при обучении методическим особенностям работы с детьми младшего школьного возраста в социально-культурной деятельности?»Также эксперты согласились с тем, что разработанная нами интерактивная концертная программа во многом способствует перспективному развитию (рис. 10).Рис. 10 Ответ экспертов на вопрос «Можно ли использовать элементы разработанной программы при обучении методическим особенностям работы с детьми младшего школьного возраста в социально-культурной деятельности?»В целом, ответы экспертов показывают, что разработанную интерактивную концертную программу целесообразно использовать для младших школьников, поскольку данная работа, по мнению авторитетных специалистов, способствует не только патриотическому воспитанию, но и совершенствованию исполнительской культуры и актёрского мастерства, обладает необходимыми перспективами. Результат проведенного анкетирования патриотического воспитания участников программы представлен в Таблице 4.Таблица 4 - Первичная диагностика патриотического воспитания участниковУчастник Результаты анкетирования (уровень патриотического воспитания)Анна Р.НизкийВиктор Л.ВысокийВладимир К.НизкийАлександр Х.СреднийАлёна П.ВысокийМаксим А.ВысокийВадим Т.СреднийОлеся М.СреднийЖанна Х.НизкийМихаил Р.СреднийВладислав С.СреднийМария А.ВысокийОльга Н.СреднийМарьяна В.СреднийАнастасия П.ВысокийАлексей В.СреднийАлексей Н.СреднийДенис Г.СреднийИгорь У.ВысокийЮлия А.СреднийЮрий У.НизкийАнна Ш.СреднийЛюбовь К.СреднийАлександра Т.ВысокийМатвей Т.НизкийДанил Л.СреднийМария К.ВысокийТатьяна П.НизкийОлеся З.ВысокийАлексей Н.НизкийНиколай С.СреднийАнастасия О.СреднийАртём Р.НизкийДенис Р.НизкийАнгелина О.СреднийПервичная диагностика патриотического воспитания детей младшего школьного возраста представлена на рисунке 11Рисунок 11 – Уровень патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. Первичное анкетирование зрителейНа основе проведенной диагностики было выявлено, что среди участников проекта преобладает средний уровень патриотического воспитания - 46% участников, 28% участников имеют высокий уровень и 26% имеют низкий уровень. После просмотра театрализованного концерта «Мы помним!» было проведено повторное анкетирование, для того чтобы подтвердить эффективность проекта театрализованного концерта «Мы помним!» как средства патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. В таблице 5 представлены результаты анкетирования, проведенного по завершению работы по реализации проекта театрализованного концерта «Мы помним!». Таблица 5 – Результаты повторного опроса участниковУчастник Результаты анкетирования (уровень патриотического воспитания)Анна Р.ВысокийВиктор Л.СреднийВладимир К.ВысокийАлександр Х.ВысокийАлёна П.ВысокийМаксим А.СреднийВадим Т.СреднийОлеся М.ВысокийЖанна Х.СреднийМихаил Р.ВысокийВладислав С.ВысокийМария А.СреднийОльга Н.ВысокийМарьяна В.СреднийАнастасия П.ВысокийАлексей В.СреднийАлексей Н.НизкийДенис Г.СреднийИгорь У.СреднийЮлия А.ВысокийЮрий У.ВысокийАнна Ш.ВысокийЛюбовь К.СреднийАлександра Т.ВысокийМатвей Т.СреднийДанил Л.ВысокийМария К.ВысокийТатьяна П.ВысокийОлеся З.СреднийАлексей Н.ВысокийНиколай С.ВысокийАнастасия О.ВысокийАртём Р.НизкийДенис Р.НизкийАнгелина О.ВысокийРисунок 12 – Уровень патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. Результаты повторного анкетирования зрителей По данным анкетирования, представленного в Таблице 6, мы наблюдаем повышение уровня патриотического воспитания, после просмотра театрализованного концерта «Мы помним!». Высокий уровень патриотического воспитания составляет 57%, средний уровень - 31% участников, и лишь 12% имеют низкий уровень. Дети стали проявлять больше интереса к истории своей Родины и ее героям, они могут более четко определять значения слов "патриотизм", «патриот», они стали проявлять больше гордости за принадлежность к истории, традициям, культуре, героическим свершениям и достижениям Отечества.В целом все поставленные задачи решены, цель достигнута.3.7. Сценарно-режиссерские рекомендации по итогам реализации проектаВ ходе реализации интерактивной концертной программы нами были выделены следующие рекомендации: - Реализация проекта возможна на любых культурно-досуговых и образовательных площадках, включающих в себя все необходимое оборудование; - В ходе разработки и реализации проекта необходимо учитывать все характерные особенности целевой аудитории; - Для достижения наиболее полного эффекта программы необходимо полное погружение аудитории зала в атмосферу проекта с помощью качественных декораций, костюмов, реквизита и технических средств.ЗАКЛЮЧЕНИЕСистема патриотического воспитания, которая является одним из многоплановых, масштабных видов деятельности, предполагает включение в свой состав социальных, целевых, функциональных, организационных и прочих аспектов. Патриотическое воспитание отличается наличием выраженной комплексности, что позволяет ему охватывать все поколения, а также входить во все сферы жизни современного человека. Патриотическое воспитание представляет собой важнейший элемент жизнедеятельности всего российского социума, а также всех его социальных и государственных институтов. В различных источниках этот термин трактуется по-разному. Основываясь на определении, которое было дано в ходе комплексного анализа источников под патриотическим воспитанием следует понимать процесс педагогического взаимодействия между педагогом обучающимися, что приводит к формированию у обучающихся нравственных, патриотических ценностей на базе деятельностного проявления любви ребенка к родине ее истории и к обычаям народов родного государства. Суть и содержание системы внеклассной работы по патриотическому воспитанию заключается в следующих психологических и педагогических составляющих: потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, поведенческий. Стоит отметить, что внеурочная деятельность выступает в качестве элемента учебно-воспитательного процесса, а также является одной из форм практической организации, имеющегося у обучающихся свободного времени для формирования у них патриотического мировоззрения, четкой гражданской позиции, чувства гордости за родину. На теоретическом этапе работы было дано историко-теоретическое обоснование жанра и формы реализации проекта. В первую очередь было определено значение такого жанра как интерактивная концертная программа. Интерактивная концертная программа – это программа на основе инновационных технологий, имеющая единый художественный сценический образ, для создания которого используются выразительные средства, свойственные театру и театральному действу: сюжетный ход, ролевая персонификация ведущих, сценография, театральный костюм, грим, сценическая атмосфера. При создании сценариев интерактивной концертной программы режиссер-постановщик обычно выступает в качестве автора, так как в этом виде сценического искусства на первом плане не драматургия, а режиссерский замысел концерта. Выделены главные особенности интерактивной концертной программы. Проявление драматического конфликта через композицию путем монтажа. Такой концерт всегда тематический, в нем художественное и смысловое соединяются воедино. А также задачи режиссера, которые он перед собой должен ставить при реализации концерта. Режиссер интерактивной концертной программы не должен забывать, что вводимые им элементы, выразительные средства, приемы не должны никоим образом нарушать смысл и характер номеров, выбранных для концерта. При подготовке театрального концерта режиссер должен прежде всего добиться четкой идейной выразительности и художественной образности. Далее были изучена психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста, которые было важно учитывать при разработке проекта «Мы помним!». Анализирую психолого-педагогическую литературу Волковой Б.С, Выготского, Л. С, Гамезова М.В. и др. мы выяснили, что младший школьный возраст является важным периодом становления личности человека. Говоря об особенностях младшего школьного возраста, стоит отметить, что в процессе обучения основную роль играет непроизвольное внимание, оно активизируется 33 яркими образами, необычными рассказами, интересной информацией, представленной в нескучной форме. В данном возрасте закладываются основы гражданский качеств, развиваются нравственные и эстетические чувства. В данном возрасте детям свойственна подражательность, внушаемость, они искренни в своих чувствах, что является более благоприятным для патриотического воспитания и формирования патриотических качеств. Главная цель патриотического воспитания заключается в формировании нравственных качеств, которые включают в себя любовь к своей Отчизне, гордость к историческому прошлому и к героям своей Родины, уважение к культуре и традициям своей Страны. Патриотические качества – уровень патриотического воспитания детей младшего школьного возраста, их знания о Великой Отечественной Войне, чувство уважения и гордости за принадлежность родственников-участников ВОВ к героической истории Отечества. В рамках подготовки интерактивной концертной программы определена специфика её режиссуры, технология подготовки, проведён анализ реализации.По результатам исследования можно сделать следующие выводы:В рамках данного исследования определены особенности режиссуры интерактивной концертной программы. При этом отмечено, что режиссура основана на ряде принципов, которые принимают во внимание особенности участников и представителей зрительской аудитории.Рассмотрена технология подготовки интерактивной концертной программы. При этом показано, что ключевое значение имеют следующие этапы: выбор темы, выдвижение идеи, определение сверхзадачи, выстраивание композиции, организация работы постановочной группы, организация репетиционного процесса.В рамках данной исследовательской работы представлен анализ интерактивной концертной программы. При этом определены основные этапы подготовки и проведения концертной программы, отмечены результаты её проведения.Проект реализован на базе Муниципального бюджетного учреждения культуры. Для подтверждения эффективности проекта театрализованного концерта «Мы помним!» нами было проведено анкетирование до просмотра концерта и после. В проекте принимали участие 35 человек младшего школьного возраста. Для оценки эффективности проекта нами определена система критериев уровней развития патриотических качеств младших школьников: 1. Высокий уровень: Воспитанник знает историю своего Отечества; интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, сопереживает историческим событиям; знает такие понятия как «патриот», «патриотизм». 2. Средний уровень: ученик не может четко определить такие понятия, как «патриотизм», «патриот»; знакомится с историческим прошлым Отечества только под давлением взрослых, проявляет интерес к историческим событиям и интересуется культурой своей Родины только в вынужденных обстоятельствах и под давлением старших 3. Низкий уровень: ученик не интересуется историей своей Родины; не проявляет интереса к культуре и истории страны; при объяснении таких понятий, как «патриотизм», «патриот» допускает ошибки. Диагностика определенных нами критериев проводилась в форме специально разработанной анкеты. Анализ первичного анкетирования показал: средний уровень патриотического воспитания - 46%, 28% - высокий уровень и 26% - низкий уровень. Анализируя результаты первого анкетирования, было обнаружено, что среди участников проекта преобладает средний уровень патриотического воспитания. Анализ второго анкетирования показал: высокий уровень - 57%, средний уровень - 31% и 12% низкий уровень. На контрольном этапе был проведен сравнительный анализ результатов анкетирования. Итоги показали, что в первой анкете преобладает средний уровень патриотического воспитания - 46% участников, 28% участников имеют высокий уровень и 26% имеют низкий уровень. Вторая анкета показала нам высокий уровень патриотического воспитания составляет 57%, средний уровень - 31% участников, и лишь 12% имеют низкий уровень. Результаты сравнительного анализа дают нам основания полагать, что реализация проекта «Мы помним!» для младшего школьного возраста позволила повысить уровень патриотического воспитания. Дети смогли познакомиться поближе с историей своей Родины, узнали о маленьких героях войны и их подвигах, прослушали много музыкальных произведений и смогли увидеть исторические кадры Великой Отечественной Войны. Таким образом задачи проекта решены, цель достигнута.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВПРИЛОЖЕНИЯ

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
2.Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» – Текст: электронный // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – [сайт]. – 2021. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/
3.Программа “Цифровая экономика Российской Федерации” утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р.
4.Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 N 65 (ред. от 09.06.2010) «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)» – Текст: электронный//Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – [сайт]. – 2021. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90180/6b9425f00074782e85 554240526c0f90f19ee869/
5.Абрамова, Н.А. Патриотическое воспитание младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях / Н.А. Абрамова – М.: Пресс, 2016. – 361 с.
6.Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Аверина Н.Г. // Начальная школа. – 2005. − №11. – C. 68-71.
7.Азаров, Ю.П. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников. Дополнительное образование. / Азаров Ю.П. // Теоретический и научно-методический журнал. − 2013. – №6. – C 3 – 7.
8.Антонова, Д.А. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений / Д.А.Антонова, Е.В.Оспенникова, Е.В.Спирин // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. – 2018. – № 14. – С. 5–37.
9.Белая, К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания: Серия «От сентября до сентября» /К.Ю. Белая. − М.: Республика, 2008. − 96 с.
10.Белоусова, Т.Л., Казаченок, Н.В., Бостанджиева, Н.И. Духовнонравственное развитие и воспитание младших школьников: Методические рекомендации. В 2 частях. Часть 1. /Т.Л. Белоусова, Н.В. Казаченко, Н.И. Бостанджиева − М.: Просвещение, 2012. - 128 c.
11.Богданов, И.А., Виноградский, И.А. Драматургия эстрадного представления /И.А. Богданов, И.А. Виноградский. − Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургской гос. акад. театрального искусства, 2009 – 418 с.
12.Буданцев, Д. В. Цифровизация в сфере образования: обзор российских научных публикаций / Д. В. Буданцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 120-127.
13.Буйлова, Л.Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей / Буйлова Л.Н. // Молодой ученый. − 2012. − №5. − С. 405-412.
14.Буторина, Т.С., Овчинникова, Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова. − СПб.: КАРО, 2008. – 128 с.
15.Быков, А.К. Проблемы патриотического воспитания / Быков А.К. // Педагогика. − 2010. – № 2. – С. 374.
16.Вербицкий, А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы/ А.А. Вербицкий. – Текст: электронный // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2019. – №1(6). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019.
17.Волков, Б.С. Психология младшего школьника /Б.С. Волков – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 128 с.
18.Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Аст, 2008. – 672 с.
19.Гавдис, С.И. Основы сценарного мастерства: Учеб. пособие для студентов специальности «Режиссура театрализованных представлений и праздников» / С.И. Гавдис − Орел: ОГИИК. Полиграфическая фирма «Картуш», 2005 − 242 с.
20.Гамезов, М.В Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов, всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2003. − 512 с.
21.Генкин, Д.М. Массовые праздники: Учебное пособие для институтов культуры / Д.М. Генкин. − М.: Просвещение, 1975. − 140 с.
22.Генкин, Д.М. Театрализованные формы массовой работы клуба /Д.М. Генкин. − Ленинград: ЛГИК, 1972. − 60 с.
23.Горбунов, В.С. Воспитание гражданина–патриота: системный подход / В.С. Горбунов. // Воспитание школьников. – 2010. – №1. – С. 31–34.
24.Гуляева, И.Л. Гражданином быть обязан: формирование гражданской позиции личности [Текст] / И. Л. Гуляева // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко- культурного наследия / Сост. Тихомиров, С. А. - Вологда: Книжное наследие, 2017. -686 с.
25.Данилюк, А.Я. Концепция духовно -нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования[Текст]: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2016. ― 29 с.
26.Дольгирева, Е.В., Портников, В.И. Техника сценарно-режиссерской работы: Учебно-методическое пособие / Е.В. Дольгирева, В.И. Портников − М.: МГПИ, 2014. – 148 с.
27.Жарков, А.Д. Клуб в дни всенародных праздников / А.Д. Жарков – М.: Профиздат, 1983. – 47-55 с.
28.Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - 1960 - Москва : Учпедгиз, С. 311
29.Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. - М.: Издательский Центр «Академия». – 2016. – 192 с.
30.Каптелинин, В.Н. Психологические проблемы формирования компьютерной грамотности / Каптелинин В.Н. // Вопросы психологии. – 2015. – №5. – С.54 - 65.
31.Клячко Т.Л. Стратегия для России: образование. Клячко Т.Л., Синельников-Мурылёв С.Г. - М. : Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2018. - 118 с.
32.Конович, А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР: Научно – популярное издание /А.А. Конович. — М.: Высшая школа, 1990. – 208 с.
33.Конович, А.А. Массовые театрализованные праздники и представления: Учебно-методическое пособие / Д.М. Генкин, А.А. Конович. ‒ М.: ВНМЦ НТ и КГ, 1985. − 87 с.
34.Красильникова, В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / В.А. Красильникова. – М.: ООО «Дом педагогики», 2016. – 231 с.
35.Кузнецова, Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в. [Текст] / Л. В. Кузнецова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2016. -No 9. -С. 28 - 35.
36.Кузнецова, Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л.В. Кузнецова. – М.: Просвещение, 1988. − 224 с.
37.Кукушин, В.С. Теория и методика воспитательной работы [Текст]: Учебное пособие. Изд. 2-е, переб. и доп. – М: ИКЦ «МарТ», 2014. –352 с.
38.Курылева, Т.С. Совершенствование ИКТ-компетенций будущего учителя средствами цифровой образовательной среды. – Казань, 2021. – 87 с.
39.Лутовинов, В.И. Военно-патриотическое воспитание российской молодежи: учебно-методическое пособие [Текст] / Под общ.ред. С.В. Смульского. –М.: Изд- во РАГС, 2015. –170 с.
40.Ляшко Г.М. Информационные технологии как инструмент инновационного развития образования. Экономика знаний: теория и практика. - 2019 - №2 (10) - стр. 179-194
41.Ляшко Г.М. Cложности внедрения систем анализа больших данных в процессы управления образованием. Инновации в управлении социально-экономическими системами. под ред. Великороссова В.В., Филина С.А. - 2020 - стр. 164-17.
42.Маврин, С.А. Бурмистрова, Е. В. Понятие целостности воспитания и его развитие в современной педагогической науке[Текст] / С. А. Маврин, Е. В. Бурмистрова. - М., 2017.-266 с.
43.Максимова, С.В. Диагностика развития творческой активности младших школьников. В 2 частях. Часть 1 /С.В. Максимова. – М.: Русское слово - учебник, 2013. − 771 c.
44.Малочевская, И.Б. Режиссерская школа Товстоногова: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Режиссура театра" /И. Б. Малочевская: С.-Петерб. акад. театр. искусства, 2003. - 156,
45.Марков, И.О. Сценарная культура режиссёров театрализованных представлений и праздников: Учебное пособие для преподавателей, аспирантов и студентов вузов культуры и искусств / И.О. Марков. – Краснодар: Изд. КГУЩ, 2004. − 408 с.
46.Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е. И. Машбиц. - М.: Педагогика. – 2018. – 192 с.
47.Опарина, Н.А. Пьесы и сценарии для детей и юношества. Педагогика театрализованного досуга / Н.А. Опарина. – М.: Книга по Требованию, 2008. − 424 c.
48.Орлов, О.Л. Праздничная культура России /О.Л. Орлова. – СПБ.: Государственный университет культуры и искусства. Изд. Культ-информ-пресс, 2001. -160 с.
49.Пасько, Т.Б. Нравственное воспитание как основа становления личности // Образование и воспитание. —2017. —No2. —С. 46-49.
50.Пионтковский, В.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования [Текст]: дис. ... д‐ра пед. наук. – Якутск, 2016. –346 с.
51.Прокофьев О.В. Ряды динамики процесса освоения компетенций цифровой экономики. Современные информационные технологии. - 2018. - № 27, с. 10-17
52.Рубб, А.А. Театрализованный тематический концерт: Организации и проведения / А.А. Рубб. Изд. третье. Пере раб. и доп. − М.: АПРИКТ, 2005 – 67 с.
53.Самойленко, В.И. Массовое музыкальное представление (театрализованный концерт) / В.И. Самойленко. – М.: Музыка, 1989. − 143 с.
54.Самохина, М.В. Цифровая трансформация образования как новая возможность развития традиционного образования [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2021/03/01/tsifrovaya-transformatsiya-obrazovaniya-kak-novaya-vozmozhnost
55.Самсонова О.В. Проблемы управления образованием. Инвестиции в образование. Государственное управление. Электронный вестник - 2018. - №16, с. 8
56.Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование. – 2015. – 256 с.
57.Симбирцева Н. А. Визуальный текст как явление современной культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. − Тамбов: Грамота, 2013 № 7 (33): в 2-х ч. Ч. I. C. 183–185.
58.Станиславский, К.С. Искусство представления: под ред. К. Красника / К.С. Станиславкий. – СПб.: Азбука, 2015. – 192 с.
59.Степанова, Г.А. Психолого-педагогические проблемы цифровизации российского образования / Г.А.Степанова, А.В.Демчук, М.Р.Арпентьева // - Педагогический журнал Башкортостана. – 2020. – №4-5 (89-90). – С. 157-171.
60.Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека [Текст]. Педагогика, 2016. –288 с.
61.Тенденции развития электронного образования в России и за рубежом: материалы I Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 15 мая 2020 г.) / [отв.за вып. Е.Н. Ялунина ; отв. ред. М.В. Чудиновских] ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, УрО ВЭО России, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2020. - 221 с.
62.Тихомиров, Д.В. Беседы о режиссуре театрализованных представлений /Д.В. Тихомиров. − М.: Советская Россия, 1977. – 126 с.
63.Товстоногов, Г.А. Зеркало сцены, книга 1: о профессии режиссера. / Г.А. Товстоногов, Сост. Ю. С. Рыбаков. − М.: Искусство, 1984. – 303 с.
64.Токбаева, М.В. Творческое развитие личности младших школьников в условиях дополнительного образования / Токбаева М.В. // Университетские чтения: сб. научных работ. – 2019. − №3-4(9). – 179-185 с.
65.Туманов, К.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта: Рекомендовано управлением учебных заведений министерства культуры РСФСР в качестве учебного пособия для институтов культуры / К.М. Туманов. – М.: Просвещение, 1976. − 88 с.
66.Ушкалова А.И. Историческая реконструкция –основа военно-патриотического воспитания / А.И. Ушкалова // Дополнительное образование и воспитание. –2014. -No10 –С. 17-20.
67.Френкель, М.А. Современная сценография: Некоторые вопр. теории и практики / М.А. Френкель. – Киев: Министерство, 1980. − 132 с.
68.Чечетин, А.И. Искусство театрализованных представлений / А.И. Чечетин – М.: Сов. Россия, 1988. − 134 с.
69.Чечетин, А.И. История массовых народных празднеств и представлений / А.И. Чечетин. – М.: МГИК, 1976. − 117 с.
70.Чечетин, А.И. Основы драматургии театрализованных представлений. История и теория / А.И. Чечетин. – М.: Просвещение, 1981. − 192 с.
71.Шароев, И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений /И.Г. Шароев – М.: Просвещение, 1986. − 463 с.
72.Шатров, А. Проблемы информатизации образования/ Шатров А., Цевенков Ю. // Информатика и образование. – 2016. – №5. – С. 5.
73.Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Книга для учителя [Текст] / М. Г. Яновская. –М.: Просвещение, 2018 . –230 с.