Теоретические аспекты самооценки личности
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 15.03.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1.1 Понятие и сущность и самооценки 4
1.2 Значение и функции самооценки личности 7
1.3 Виды и уровни самооценки личности 10
2 Диагностика и коррекция самооценки личности 13
2.1 Проблема адекватности самооценки 13
2.2 Диагностика самооценки личности 14
2.3 Формирование и развитие самооценки 17
Заключение 19
Список литературы 20
В ходе собеседования может возникнуть необходимость включить дополнительную шкалу в исследование, основываясь на обнаруженных потребностях. Методика может быть использована для проведения индивидуального или коллективного исследования. В первом случае необходимо проверить правильность заполнения первой шкалы каждым испытуемым и ответить на его вопросы. После этого он работает самостоятельно. Время, отведённое на заполнение шкалы, составляет 10-12 минут. Во время исследования следует учитывать все комментарии испытуемого, связанные с шкалами и его расположением на них, так как внимательный анализ этих комментариев способствует более точным выводам о самооценке испытуемого, чем простой анализ положения меток на шкалах. Методика анализа личностной самооценки по Будасси позволяет провести количественный анализ самооценки и определить её степень и адекватность. Она также позволяет определить соотношение между идеальным "Я" и реальными качествами личности. Методика основана на способе ранжирования и предполагает сравнение себя с некоторым эталоном. Представления о себе кажутся нам достоверными, независимо от их объективности. Стимульный материал включает набор из 48 свойств личности, и задача испытуемого - ранжировать их. Связь между рангами личностных свойств определяется при помощи ранговой корреляции. Методика позволяет провести количественное измерение самооценки личности, а также сравнить себя с другими людьми или объективными показателями. Полученные результаты могут служить отправной точкой для развития более адекватной самооценки и самопознания испытуемого.Тест Кеттелла, разработанный американским психологом Кеттеллом, является самым популярным методом для оценки личностных черт. Он представляет собой анкету, состоящую из 187 вопросов, на которые респондентам предлагается ответить "да", "не знаю" или "нет". Цель теста - выявить 16 факторов личности, каждый из которых определяет несколько поверхностных свойств, связанных с одной ключевой особенностью. Есть также дополнительный фактор самооценки (фактор MD). Другой метод, "Лесенка" В. Щура, помогает выявить представления детей о своих качествах и оценках окружающих. Анализируя опросник, состоящий из лестницы из 10 ступенек, ребенку предлагается определить свою позицию и нарисовать себя на соответствующей ступеньке. Результаты тестов интерпретируются следующим образом: низкий уровень самооценивания указывает на неуверенность, робость и неспособность реализовать свои возможности; средний уровень свидетельствует о правильном сопоставлении способностей и возможностей, критическом отношении к себе и стремлении к саморазвитию; высокий уровень указывает на завышенную самооценку.Уровень высокой самооценки у детей указывает на их идеализированное представление о себе, своих способностях и значимости для окружающих. В таких случаях они игнорируют неудачи и реагируют на справедливую критику как на несправедливую. Личности с завышенной самооценкой трудно признать свои ошибки или недостатки. Высокая или завышенная самооценка может негативно сказываться на самоконтроле и взаимоотношениях, вызывая конфликты. Существуют несколько методик для изучения самооценки у детей, включая методики, разработанные А. Захаровой [4], Д. Лампеном и Т. Лири. Методика Г. Айзенка позволяет определить самооценку в отношении состояний психики, таких как фрустрация, ригидность, тревожность и агрессивность. Кроме того, существуют и другие методы для анализа самооценивания, такие как методика А. Липкиной, тест "Оцени себя сам" и методика "Справлюсь или нет". В целом, эти методы помогают определить уровень самооценки, ее адекватность и соотношение реального и идеального образа "Я".2.3 Формирование и развитие самооценкиФормирование самооценки происходит в разные возрастные периоды и проходит через несколько этапов развития. В дошкольном возрасте родители имеют наибольшее влияние на самооценку ребёнка. Если родители не доверяют ему и постоянно подчёркивают его безалаберность и безответственность, это может привести к заниженной самооценке. Наоборот, чрезмерное хваление ребёнка и преувеличение его способностей и заслуг могут привести к завышенной самооценке. Самооценка ребёнка формируется под влиянием родителей, воспитания, образовательных учреждений, потребления информации из средств массовой информации и информационных технологий, а также социального окружения. В младшем школьном возрасте самооценка ребёнка начинает формироваться под воздействием учебной деятельности и оценки учителя. Формирование самооценки включает несколько стадий развития. На первом этапе, малыш имеет недифференцированное отношение к оценке своего поведения взрослыми. Затем возникает дифференцированное отношение к оцениванию своих поступков. Далее, ребенок начинает оценивать свое поведение целиком и различные эмоциональные состояния. На последнем этапе формирования самооценки развиваются способности к самосознанию и умение оценивать свою внутреннюю жизнь.Структура формирования самооценки включает когнитивную и эмоциональную составляющие, которые работают вместе. Когнитивная составляющая отражает знания индивида о себе, а эмоциональная составляющая - отношение к себе. Знания о себе приобретаются в социальном контексте и обрастают эмоциями. Формирование самооценки зависит от коммуникационного взаимодействия, активности индивида, самонаблюдения и самоконтроля. Личность, занимаясь деятельностью, оценивает свои умения и способности, а также проявляет разные стороны своей личности. Занятия, такие как учёба, трудовая деятельность и хобби, также влияют на формирование самооценки. Важно развивать дифференцированную самооценку, которая позволяет разумно оценивать свой потенциал в разных областях деятельности и не расстраиваться, когда что-то выходит за пределы понимания. Повышение самооценки является эффективным методом для успешных межличностных отношений в профессиональной и социальной сферах. Для нормализации уровня самооценки рекомендуется не сравнивать себя с другими людьми, так как каждая личность индивидуальна. Следует учитывать свои достоинства, положительные черты и характеристики и использовать их соответственно ситуации.ЗаключениеСамооценка человека – сложный феномен, который включает оценку его личности в целом и отдельные её аспекты. Она играет важную роль в жизни человека и влияет на его успешность и гармоничное развитие. Самооценка формируется с детства и продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Она зависит от положительного опыта, похвалы, поддержки и временных обстоятельств. Самооценка может быть стабильной и неизменной, а также изменчивой под влиянием внешних факторов и состояния человека. Уровень притязаний также влияет на самооценку – он может быть низким, средним или высоким. Самооценка связана с самосознанием, потребностью в самоутверждении и саморазвитии, общей направленностью личности, уровнем когнитивных и эмоционально-волевых процессов, а также мнением окружающих. Она оценивает нравственные и физические характеристики, способности и поступки, и служит регулятором поведения и деятельности. Самооценка часто связана с самоуважением и является устойчивой психологической характеристикой. В современном мире, где происходят значительные изменения, важно иметь адекватную самооценку. Неправильная оценка себя может негативно сказаться на личности, проявляясь через подозрительность, высокомерие, агрессию, неуверенность и тревожность. Поэтому важно изучать и диагностировать самооценку у подростков и корректировать её при необходимости. Существует множество методов диагностики самооценки, позволяющих анализировать её разные аспекты. Самооценка не является постоянной и может меняться под влиянием различных факторов и среды. Важно оказывать психологическую поддержку в детстве и подростковом возрасте, чтобы помочь формированию адекватной самооценки. В будущем, влияние собственной деятельности становится ключевым фактором развития самооценки.Список литературы1 . Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание/ Пер. с англ. под ред. В.Я. Пилиповского. –М.: "Прогресс", 1986. – 422 с.2. Бороздина Л.В. Самооценка в структуре самосознания // Факторы риска психосоматических заболеваний: Учеб.пособие. –М., 2008. – 12 с.3. Джеймс У.Психология/Под ред. Л. А. Петровской. –М.:Педагогика, 1991.–368с. .4. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопр. психол., 1988.– С.5-145. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. Минск, 1993. – 100 с.6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл; Издательский центр "Академия", 2004.–352 с.7. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - Москва: Институт практической психологии, 1997. – 383 с.8. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.; Педагогика, 1986. – 254 с.9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.– 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр "Академия", 2012 – 456 с.10. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994. – 480 с.11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство "Питер", 2002., – 720 с.
2. Бороздина Л.В. Самооценка в структуре самосознания // Факторы риска психосоматических заболеваний: Учеб. пособие. – М., 2008. – 12 с.
3. Джеймс У. Психология /Под ред. Л. А. Петровской. – М.: Педагогика, 1991. – 368с. .
4. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопр. психол., 1988. – С.5-14
5. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. Минск, 1993. – 100 с.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл; Издательский центр "Академия", 2004. – 352 с.
7. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - Москва: Институт практической психологии, 1997. – 383 с.
8. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.; Педагогика, 1986. – 254 с.
9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.– 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр "Академия", 2012 – 456 с.
10. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994. – 480 с.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство "Питер", 2002., – 720 с.