Управление процессами обучения персонала организации сферы гостеприимства

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Гостиничное дело
  • 45 45 страниц
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 16.03.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСТЕПРИИМСТВА 3
1.1 Управление персоналом в сфере гостеприимства: понятие, особенности основные подсистемы 3
1.2 Методические приемы оценки эффективности системы управления персоналом предприятий гостеприимства 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОТЕЛЯ MARINS PARK HOTEL НИЖНИЙ НОВГОРОД 4* 23
2.1 Характеристика отеля Marins Park Hotel Нижний Новгород 4* 23
2.2 Общая характеристика системы управления персоналом отеля Marins Park Hotel Нижний Новгород 4* 23
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОТЕЛЯ MARINS PARK HOTEL НИЖНИЙ НОВГОРОД 4* 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44

Фрагмент для ознакомления

Охарактеризуем динамику движения персонала, для чего рассчитаем коэффициенты движения персонала (текучести, оборота и пр.)Таблица 2.4 - Показатели движения персонала в динамикеПоказателиГодыИзменение, в % 2021 к 2020Изменение, в % 2022 к 2021202020212022Численность работников на начало года, чел. 414548117,1109,8Принято, чел. 61713216,7283,3Уволено, всего, чел. 21412600,0700,0в том числе по причине: неудовлетворительные условия труда144600,0700,0неблагоприятный режим работы032600,0700,0Численность работников на конец года, чел. 454849108,9106,7Коэффициент оборота по приему14,036,626,8192,1262,0Коэффициент общего оборота18,666,751,5277,1358,3Коэффициент текучести4,730,124,7532,0647,3среднесписочная численность434749112,8108,1Охарактеризуем показатели движения персонала. Анализ движения и текучести рабочей силы определяется с помощью коэффициентов оборота по приему, увольнению, коэффициента текучести (таблица 8.).Коэффициент текучести кадров определяется по следующей формуле (Ктк):где Уз - уволенные по причинам прямо или косвенно зависящим от предприятия.Коэффициент общего оборота определяется по следующей формуле (Коо):Таблица 2.5 - Анализ движения и текучести рабочей силы ПоказателиГодыИзменение, в % 2021 к 2020Изменение, в % 2022 к 2021202020212022Численность работников на начало года, чел. 414548117,1109,8Принято, чел. 69466,7150,0Уволено, всего, чел. 263150,0300,0в том числе по причине: в связи с окончанием срока работ или договорав связи с переходом на учебу, призывом в армию, уходом на пенсию и по другим причинам, предусмотренным законодательством132150,0300,0из-за неудовлетворительной организации труда и зарплаты 121150,0300,0 - увольнение за нарушение трудовой дисциплины011150,0300,0Численность работников на конец года, чел. 454849108,9106,7Коэффициент оборота по приему14,019,48,259,1138,7Коэффициент общего оборота18,632,314,477,6173,4Коэффициент текучести4,712,96,2133,0277,4среднесписочная численность434749112,8108,1Процессы, используемые в организации, включают планирование, организацию, общение, мотивацию и контроль.Кадровая структура группы основана на следующих основных принципах, которые разделяют все компании группы как организационная структура:Компания рассматривает сотрудников как человеческие ресурсы, а их эффективное использование, развитие и качество при планировании и контроле может обеспечить конкурентное преимущество и выполнять руководящие роли;Управление сотрудниками Marins Park Hotel Нижний Новгород 4* базируется преимущественно на высоких экономических и социально-психологических процессах и является одной из важнейших функций организационного управления во всех иерархических организациях. При этом руководство наделяет частью полномочий работу менеджмента внутри структуры организации с правом принятия решений в пределах установленных полномочий;Сотрудники компании считаются капиталовложением в условиях конкуренции, а оплата труда сотрудников — это долгосрочные инвестиции в рост компании;Сотрудники компании воплощают ее корпоративную культуру и ценности, внося значительный вклад в создание положительного общественного имиджа организации, повышение эффективности, создание и поддержание доверия, а также «легитимности». Компании как работодатели и сотрудники как социальные партнеры разделяют цели и стратегии и выпускают продукты, которые определяют политику и планы компании. Компания обеспечивает удовлетворение социальных, моральных и физических потребностей сотрудников в соответствии с вкладом каждого сотрудника в достижение целей и задач организации;Целью организации является восстановление долгосрочных рабочих отношений с каждым работником на основе требований трудового законодательства и обеспечение работнику знаний актуальных профессиональных навыков, а также развития в сферах, отвечающих потребностям 19 века. характерно. . . структура должности и уровень квалификации сотрудника;Основная цель внедрения кадровой системы Marins Park Hotel Нижний Новгород 4* — обеспечить способность ее сотрудников эффективно реализовывать стратегические цели и задачи компании на всех уровнях своей работы. Обеспечение качества персонала означает, что будет больший успех в сопоставлении качественных и количественных характеристик с потребностями организации сейчас и в будущем.Стратегии, используемые компанией:Финансы (корпоративные операции и финансовый менеджмент);Администрация (обеспечивает кадровые процедуры внутри организации);Социальный психолог (для мониторинга социально-психологической среды организации).Давайте поговорим о системе оплаты труда работников.ООО Marins Park Hotel Нижний Новгород 4*» использует бонусы, заработную плату и временную гибкость.Повременная система оплаты труда означает, что помимо выплаты исходя из суммы (оклада), выплачиваемой за фактическое рабочее время, выплачивается премия за конкретные результаты работы и показатели эффективности, указанные в прежней системе оплаты труда. . Благодаря этой программе владельцы баров и повара становятся оплачиваемыми менеджерами. В системе вознаграждения, помимо прямого вознаграждения, работник получает оценки и вознаграждения за количественные и качественные показатели эффективности. Эта политика распространяется на платежные серверы. Преобладающая система оплаты труда подчеркивает, что ставки заработной платы определяются на основе отработанного времени и фактической заработной платы. Программа подойдет менеджерам, прачкам, стиральным машинам, водителям, дворникам и прачечным самообслуживания.Мотивация может быть физической, социальной, профессиональной подготовки. Токены включают в себя такие токены, как бонусы и другие бонусы. Социальное обеспечение включает в себя социальное обеспечение. Обучение персонала также включает профессиональное развитие и обучение новых сотрудников. Мы в ООО Marins Park Hotel Нижний Новгород 4*» (см. рисунок 3) предлагаем различные льготы.Рис 2.1 - Методы материального стимулирования работников на ООО Marins Park Hotel Нижний Новгород 4*Итак, основными методами материального стимулирования являются премии про итогам года и текущая премия, которые занимают 25 и 27% соответственно.Количество обучающего персонала на предприятии ежегодно растет, но очень сильно видны изменения в 2021 году, что обусловлено снижением последствий кризиса в экономике. Необходимо постоянно анализировать систему обучения персонала, поскольку она имеет прямое отношение к результативности труда, повышение уровня знаний как новичков, так и специалистов и т.д.Данные нашего анализа говорят о том, что компания уделяет большое внимание обучению новичков, тогда как повышению квалификации сотрудников достаточно внимания не уделяют.Охарактеризуем систему подбора и расстановки кадров персонала.ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОТЕЛЯ MARINS PARK HOTEL НИЖНИЙ НОВГОРОД 4*В процессе анализа гостиницы Marins Park Hotel Нижний Новгород 4*», проведенного во второй главе работы было выявлено, что управлением персоналом на предприятии занимаются все уровни управления: управляющий гостиницей, исполнительный директор. Рассмотрев тенденции работы с персоналом можно утверждать, что на предприятии практически не используются стратегические и классические традиционные методы работы с персоналом, такие, как планирование в области кадров, привлечение профессиональной рабочей силы, повышение квалификации, администрирование кадров, аттестация, обучение и переподготовка персонала.На основании проделанного анализа в целях совершенствования деятельности гостиницы Marins Park Hotel Нижний Новгород 4*» предлагаются следующие системы мероприятий:- организовать регулярное подтверждение квалификации (проведение аттестации сотрудников);- организовать систему обучения / переобучения персонала;- скоординировать работу по набору профессионально обученного персонала;- разработать систему мотивации для сотрудников;- разработать организованную работу с жалобами потребителей услуг.Первостепенной задачей управления персоналом является наиболее эффективное использование способностей сотрудников в соответствии с целями предприятия и общества. В тоже время должно быть обеспечено сохранение здоровья каждого человека и созданы отношения конструктивного сотрудничества между членами рабочего коллектива и различными социальными группами.Рабочие места в ресторанной индустрии по своей сути и географически связаны между собой; Оценка качества должна быть комплексной и включать показатели качества каждой услуги.На основании информации об отеле Marins Park Hotel Нижний Новгород 4*» можно сказать, что необходима профессиональная сертификация. Весь персонал отеля должен иметь квалификацию для своей работы. Однако в соответствии с законом о сертификатах некоторые группы работников, например, те, кто не проработал более трех лет после окончания учебы, беременные женщины и дети до трех лет, освобождаются от экзамена. В процессе аттестации оцениваются профессиональные навыки и знания работника, его результаты и личностно-профессиональные качества.Основными функциями сертификата гостиницы Marins Park Hotel Нижний Новгород 4*» являются:- повышение производительности труда персонала гостиницы и улучшение управления персоналом;- оценка знаний и навыков персонала;- выявление пробелов и незнания в образовательном уровне;- Продемонстрировать квалификацию.Другие цели включают в себя:- Оценить способность эффективно работать в команде (командная работа, взаимоотношения руководитель-сотрудник);- мотивация деятельности, свидетельства результативности;- Возможности карьерного роста;- Распознавать и понимать эмоциональное состояние группы.Сертификаты оформляются отделом персонала гостиницы Marins Park Hotel Нижний Новгород 4*». Сотрудники отдела кадров отвечают за создание коллегий, подготовку необходимых документов, составление списков сотрудников и составление расписаний.Отель Marins Park Hotel Нижний Новгород 4*» дважды в год проходит сертификацию для оценки качества, компетентности, уровня знаний и применимых навыков, производительности и личности сотрудников. Критериями лечения являются специальная квалификация и профессиональный статус. Преимущество служебной аттестации заключается в выявлении и исправлении слабых мест.Расписание и программа церемонии вручения стипендий в гостинице Marins Park Hotel Нижний Новгород 4*»:Период начальной квалификации: декабрь 2018 г. – январь 2019 г. Квалификации подаются в сфере гостеприимства. Во-первых, основное внимание уделяется гостиничному менеджменту.Цели сертификации:- оценка работы аккредитованных претендентов;- повышение квалификации сотрудников;- Повышенная трудовая мотивация, поскольку сотрудники считают, что желаемая деятельность зависит от повышения производительности;- Профессиональное развитие. Этот экзамен обеспечивает отбор квалифицированных кандидатов для продвижения по службе и контролирует цели системы высшего образования.Все результаты программы оцениваются десятью баллами:- 0-4 балла, без основы;— Строки 4-8, добавлено выделение;- 8-10 классы и Hon.Согласно справке, руководитель гостиницы Marins Park Hotel Нижний Новгород 4*» имеет право повысить или уволить сотрудника, увеличить или уменьшить его заработную плату, а также изменить перечень других продуктов или льгот.Кроме того, если его подтвердят, он получит 1000 руб наличными, а если его подтвердят с честью, приз составит 2000 руб. В зависимости от результатов следующего теста на право на пособие пособие может быть сохранено или отозвано у пользователя.Следующие критерии оценки предназначены для руководителей и доступны на необходимой странице:- личность сотрудника;- Обслуживание клиентов;- Организационные и оперативные детали:- правильность и культура речи;- умение работать в конфликтных ситуациях;- работа с иностранными гражданами;- коммуникабельность и общительность и др.Правила организации аттестационного мероприятия:- дата аттестации доводится до сведения персонала за десять дней до проведения;- вопросы для старших и дежурных администраторов объявляются за пять дней до мероприятия;- внешний вид сотрудников должен соответствовать Уставу гостиницы Marins Park Hotel Нижний Новгород 4*»;- во время проведения аттестации у каждого работника должен быть бейдж с указанием имени и фамилии;- приветствуется демонстрация профессиональных важных качеств сотрудников гостиницы.Разработка системы оценки персонала, а именно проведения аттестационных мероприятий, в гостинице Marins Park Hotel Нижний Новгород 4*» поможет выявить все проблемы и минусы в работе, позволит изучить степень подготовленности сотрудников к выполнению своих обязанностей, что повысит эффективность процесса управления человеческими ресурсами.Каждое предприятие должно дорожить своими сотрудниками, чтобы избежать такой проблемы как текучесть кадров. Если правильно вкладываться в своих сотрудников, то и отдача будет соответствующая. Для того, чтобы не искать постоянно новых работников с новыми знаниями, нужно повышать знания у имеющегося персонала. Повышение квалификации необходимо для обеспечения профессионального роста, повышения знаний, совершенствования навыков и умений выполнять более сложную работу. Хорошо обученный сотрудник - это гостеприимный сотрудник. Для того, чтобы повысить привлекательность и качество обслуживания гостиницы Marins Park Hotel Нижний Новгород 4*», необходимо периодически проводить обучение своего персонала.Ввиду необходимости подготовки квалифицированных кадров руководство гостиницы Marins Park Hotel Нижний Новгород 4*» должно принять решение о концепции профессионального обучения сотрудников. Основными направлениями концепции могут являться:- узкоспециализированная подготовка кадров, имеющая отношение к соответствующим рабочим местам;- подготовка квалифицированного работника широкого профиля, которая ориентирована на степень готовности сотрудника к перемене труда или освоению новых сфер деятельности. К этому направлению можно отнести периодическое обучение или переобучение персонала;- подготовка квалифицированных кадров, ориентированных на личностные качества сотрудника, такие как стрессоустойчивость, коммуникабельность и самоорганизованность.В гостинице Marins Park Hotel Нижний Новгород 4*» следует практиковать методы обучения на рабочем месте: смена рабочего места (ротация), т. е. перемещение персонала на различные должности внутри предприятия, проводить производственный инструктаж. Полезным для регулирования и контроля обслуживания посетителей отеля будет использование метода делегирования полномочий.Генеральный директор гостиницы Marins Park Hotel Нижний Новгород 4*» должен понимать, что инвестиции в обучение — это ключ к конкурентоспособности гостиничного сектора. Цель тренинга – снижение конфликтных ситуаций, повышение удовлетворенности гостей, улучшение имиджа отеля и повышение уровня сервиса. Необходимо обеспечить обучение для эффективного ведения бизнеса.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате проведенного исследования управления процессами обучения персонала в организациях сферы гостеприимства можно сделать ряд важных выводов. Актуальность рассматриваемой темы подтверждена постоянными изменениями в требованиях к персоналу в данной отрасли, а также стремительным развитием технологий и изменениями в поведении потребителей. Эффективное управление обучением персонала становится неотъемлемой частью стратегии успешного функционирования гостиничных компаний, ресторанов и других предприятий сферы гостеприимства.Целью данного исследования было выявление оптимальных подходов к управлению процессами обучения персонала, а также разработка рекомендаций для организаций с целью улучшения данного процесса. В ходе исследования были рассмотрены теоретические аспекты управления обучением, проведен анализ существующей практики и выделены ключевые проблемы.На основе выявленных особенностей и недостатков в системе управления процессами обучения персонала в гостеприимстве, были предложены конкретные рекомендации. Эти рекомендации направлены на улучшение методологии обучения, внедрение современных образовательных технологий, а также создание эффективных систем оценки знаний и профессиональных навыков персонала.В завершение, следует отметить, что успешное управление процессами обучения персонала в сфере гостеприимства предполагает не только внедрение новых технологий, но и развитие индивидуальных подходов к обучению с учетом специфики данной отрасли. Реализация предложенных рекомендаций может способствовать повышению качества обучения персонала, укреплению позиций организаций на рынке и, в конечном итоге, улучшению уровня обслуживания клиентов.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Альбуханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 2022.-334 с.2. Аванесов B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. -М.: МИСиС, 2021. 168 с.3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 2022,-T.I. -230 с.4. Ананьин С.А. Интерес по учению современной психологии и педагогики. -Киев, 2021. 500 с.5. Андреева Г. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2022. -375 с.6. Анискин Ю.П. Общий менеджмент. -М.: РМАТ.2022. 110 с.7. Антология мировой философии. В 4-х т. М., 2021. - T.I, 4.1. - 576 с.8. Антонов Н.С. Слагаемые знаний (О межпредметных связях в учебном процессе). Архангельск: Сев.-Зап. кн. Изд-во, 2021. - 152 с.9. Арманд А.Д. Информационные модели. ПК совместимые. - М.: Наука, 2022. - 126 с.10. Ю.Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 2021. - 350 с.11. П.Аристов Н.И., Загузов Н.И. Процедура подготовки и защиты диссертаций.1. М.: 2022. 50 с.12. Асеев В.Г. Мотивации поведения и формирование личности. М.: Мысль, 2021. - 160 с.13. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ. 2022. - 367 с. Н.Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. - М.: Политиздат, 2022. -382 с.14. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 2022. -558 с.15. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: 2022. - 347 с.16. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 2022. 192 с.17. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др.; Под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 2022. -478 с.18. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 2021. - 192 с.19. Бабий Г.И. Роль коммуникативной культуры в организации работы менеджера. // Сбоник докладов и тезисов сообщений II всероссийской научно-практической конференции. "Актуальные проблемы туризма' 21". С. 121-124.20. Байденко В.И. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние. -М.: Исслед. Центр проблем качества подгот. специалистов, 2021. 249 с.21. Барабанщиков А.В. Проблемное обучение: итоги подведены -проблемы остаются // Вестник высшей школы. 2021. - №11. - С. 16-23.22. Баринов А.Я. Обучение топ менеджеров: опыт российско-шведской программы "Развивай свою фирму" // Бизнес-образование. 2021. № 1. С. 17-20.23. Батышев С.Я. Задачи системы профессионально-технического образования в условиях перехода к рыночной экономике. М.: Ассоциация профессионального образования, 2022. -191 с.24. Батышев С.Я. Реформа профессиональной школы: Опыт, поиск, задачи, пути реализации. М.: Высшая школа, 2022. - 340 с.25. Беляев М.Ф. К вопросу о динамике интереса //Советская педагогика. -2022.-№11/12.-С.152-158.26. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М.: ИМА-пресс, 2022. -285с.27. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 2021.-123 с.28. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: ИР-ПОМО РФ, 2022. - 304 с.29. Беспалько В.П. Проблема образовательных стандартов в США и России // Педагогика. М., 2021. - № 1. - С. 89-94.30. Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высш. школа, 2022. - 144 с.31. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 2021. - 191 с.32. Блаумберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Системный подход: Предпосылки, проблемы, трудности. М.: Знание, 2021. - 48 с.33. Блейк Р., Моутон Д. Научные методы управления / Перевод с английского. -М., Прогресс, 2021.34. Бобылев А.А., Володаманова Н.Ю., Георгиев К.В. и др. Организация и управление гостиничным бизнесом. Учебник. / Под ред. Лесника А.Л., Мацицкого И.П., Чернышева А.В., М.: "Интел универсал", 2020. -280 с.35. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 2022. -143 с.36. Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия. // Сов. педагогика. - 2021. -№ 9. С. 123-128.37. Борисенко Н.Ф. Об основах межпредметных связей // Советская педагогика. -2022. -№11. -С.24-31.38. Борисова Е.Н., Гуревич К.М. Психодиагностика интеллекта. М. : Наука, 2021. -120 с.39. Бояринцева А.В. Психологические проблемы экономической социализации // Педагогика. М., 2021. - № 4. - С. 1.40. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 2022. -216 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Альбуханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 2022.-334 с.
2. Аванесов B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. -М.: МИСиС, 2021. 168 с.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 2022,-T.I. -230 с.
4. Ананьин С.А. Интерес по учению современной психологии и педагогики. -Киев, 2021. 500 с.
5. Андреева Г. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2022. -375 с.
6. Анискин Ю.П. Общий менеджмент. -М.: РМАТ.2022. 110 с.
7. Антология мировой философии. В 4-х т. М., 2021. - T.I, 4.1. - 576 с.
8. Антонов Н.С. Слагаемые знаний (О межпредметных связях в учебном процессе). Архангельск: Сев.-Зап. кн. Изд-во, 2021. - 152 с.
9. Арманд А.Д. Информационные модели. ПК совместимые. - М.: Наука, 2022. - 126 с.
10. Ю.Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 2021. - 350 с.
11. П.Аристов Н.И., Загузов Н.И. Процедура подготовки и защиты диссертаций.1. М.: 2022. 50 с.
12. Асеев В.Г. Мотивации поведения и формирование личности. М.: Мысль, 2021. - 160 с.
13. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ. 2022. - 367 с. Н.Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. - М.: Политиздат, 2022. -382 с.
14. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 2022. -558 с.
15. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: 2022. - 347 с.
16. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 2022. 192 с.
17. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др.; Под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 2022. -478 с.
18. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 2021. - 192 с.
19. Бабий Г.И. Роль коммуникативной культуры в организации работы менеджера. // Сбоник докладов и тезисов сообщений II всероссийской научно-практической конференции. "Актуальные проблемы туризма' 21". С. 121-124.
20. Байденко В.И. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние. -М.: Исслед. Центр проблем качества подгот. специалистов, 2021. 249 с.
21. Барабанщиков А.В. Проблемное обучение: итоги подведены -проблемы остаются // Вестник высшей школы. 2021. - №11. - С. 16-23.
22. Баринов А.Я. Обучение топ менеджеров: опыт российско-шведской программы "Развивай свою фирму" // Бизнес-образование. 2021. № 1. С. 17-20.
23. Батышев С.Я. Задачи системы профессионально-технического образования в условиях перехода к рыночной экономике. М.: Ассоциация профессионального образования, 2022. -191 с.
24. Батышев С.Я. Реформа профессиональной школы: Опыт, поиск, задачи, пути реализации. М.: Высшая школа, 2022. - 340 с.
25. Беляев М.Ф. К вопросу о динамике интереса //Советская педагогика. -2022.-№11/12.-С.152-158.
26. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М.: ИМА-пресс, 2022. -285с.
27. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 2021.-123 с.
28. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: ИР-ПОМО РФ, 2022. - 304 с.
29. Беспалько В.П. Проблема образовательных стандартов в США и России // Педагогика. М., 2021. - № 1. - С. 89-94.
30. Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высш. школа, 2022. - 144 с.
31. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 2021. - 191 с.
32. Блаумберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Системный подход: Предпосылки, проблемы, трудности. М.: Знание, 2021. - 48 с.
33. Блейк Р., Моутон Д. Научные методы управления / Перевод с английского. -М., Прогресс, 2021.
34. Бобылев А.А., Володаманова Н.Ю., Георгиев К.В. и др. Организация и управление гостиничным бизнесом. Учебник. / Под ред. Лесника А.Л., Мацицкого И.П., Чернышева А.В., М.: "Интел универсал", 2020. -280 с.
35. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 2022. -143 с.
36. Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия. // Сов. педагогика. - 2021. -№ 9. С. 123-128.
37. Борисенко Н.Ф. Об основах межпредметных связей // Советская педагогика. -2022. -№11. -С.24-31.
38. Борисова Е.Н., Гуревич К.М. Психодиагностика интеллекта. М. : Наука, 2021. -120 с.
39. Бояринцева А.В. Психологические проблемы экономической социализации // Педагогика. М., 2021. - № 4. - С. 1.
40. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 2022. -216 с.