Использование БПЛА при создание локальных систем связи в арктической зоне
Заказать уникальный доклад- 11 11 страниц
- 4 + 4 источника
- Добавлена 17.03.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Нестабильность обусловлена воздействием «солнечного ветра» на авроральную зону (где магнитные силовые линии геомагнитного поля имеют практически вертикальное направление). При мощных вспышках на Солнце на Землю извергается мощный поток корпускулярных излучений, что может явиться причиной магнитной бури, а затем и ионосферной бури, приводящей к резкому ухудшению, а порой и полному прекращению связи в КВ диапазоне. Кроме того, сама по себе радиосвязь в КВ-диапазоне осуществляется за счет отражения радиоволны от ионосферы, а отражательная способность последней зависит от солнечного излучения, поступающего в атмосферу и, следовательно, от времени суток (ночью ионизация атмосферы ниже и отражательная способность ионосферы существенно ослабляется). Ввиду наличия в высоких широтах явления полярной ночи, велик риск резкого ухудшения, а то и пропажи радиосвязи на коротких волнах здесь в это время года.В местах Арктической зоны России, удаленных от населенных пунктов более чем на 30-40 км, единственным постоянно действующим средством связи остается мобильная станция (телефон) спутниковой связи. Обычно это Иридиум и Инмарсат - системы спутниковой связи, которые обеспечивают практически 100 % покрытия территории в приполярных и полярных областях Земли. Однако, существенными их недостатками в современых условиях являются высокая стоимость трафика и, самое главное, принадлежность спутниковых компаний западным государствам, что не позволяет широко использовать данные спутниковые системы связи и их сервис в долгосрочной перспективе. В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-Ф3 «О гражданской обороне», Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на соответствующих территориях должны создавать и поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Основу технических систем управления при ЧС составляют подсистемы ведомственной сети связи. Однако в Арктической зоне РФ современная ведомственная цифровая сеть оперативного управления (реагирования) по управлению подразделениями МЧС России, органами Российской единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для снижения опасности бедствий, отвечающая современным требованиям, отсутствует. Соответственно, здесь возникает необходимость в альтернативных каналах связи для чрезвычайных ситуаций и при наступлении условий ухудшения коротковолновой связи. И здесь вполне уместно использование БПЛА.Для осуществления связи в чрезвычайных ситуациях перспективными представляются легкие БПЛА самолетного типа, стартующие с земли. Такой аппарат может быть взят с собою в путь экспедицией или кочующей группой (оленеводов, охотников и т. п.). Он должен иметь систему навигации на основе гирокомпаса (и, возможно — спутникового позиционирования), программу с заложенными в нее заранее координатами пункта назначения, передатчик для трансляции сигнала SOS и координат пункта выпуска, а также обладать запасом хода примерно на 300 км. При запуске такого БПЛА, он направляется к пункту базирования МЧС или к иному стационарному пункту, на котором может быть организована отправка спасательной экспедиции попавшей в чрезвычайные обстоятельства партии. Маршрут его движения зависит от установленной в БПЛА программы.Для связи вне чрезвычайных обстоятельств вполне достаточно использования ретрансляторов, что позволяет увеличить дальность отправки и получения радиосигнала. Средствами обеспечения ретрансляции могут служить БПЛА вертолтного типа, поднимемые с ретранслятором на борту на высоту 50 — 100 м над поверхностью земли. Использование этого способа оптимизации системы связи в Арктике наиболее перспективно на равнинных территориях, особенно на равнинах, пересекаемых большими реками с глубиной долин 20 — 30 м.Использование БПЛА для организации связи в Арктической зоне РФ — это мера, не решающая данный вопрос кардинально, а играющая роль вспомогательной. К тому же она имеет свои ограничения и наиболее применима для мобильных партий и судов, или для небольших поселков на время действия неких чрезвычайных и/или неблагоприятных обстоятельств, которые не позволяют использовать другие средства связи. На постоянной основе этот подход в настоящее время неприменим.Список использованных источниковАнаньев А. В., Иванников К. С., Филатов С. В. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМ СВЯЗИ НА БАЗЕ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ // Труды МАИ. 2022. №125. - с. 381 - 419Арктические регионы России //Сайт «Ответственное управление для устойчивой Арктики» [Электронный ресурс].Режим доступа: https://as.arctic-russia.ru/usefulКулешов И. А., Солозобов С. А., Шевченко В. В. ПРОБЛЕМЫ РАДИОСВЯЗИ В АРКТИКЕ // Техника средств связи. 2018. №3 (143). - с. 21 — 30Папырин В.В., Сидоров В.К. Проблемы организации коротковолновой радиосвязи в Арктике и возможные пути их решения // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». 2020. №1. - с. 1 - 4
1. Ананьев А. В., Иванников К. С., Филатов С. В. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМ СВЯЗИ НА БАЗЕ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ // Труды МАИ. 2022. №125. - с. 381 - 419
2. Арктические регионы России // Сайт «Ответственное управление для устойчивой Арктики» [Электронный ресурс].Режим доступа: https://as.arctic-russia.ru/useful
3. Кулешов И. А., Солозобов С. А., Шевченко В. В. ПРОБЛЕМЫ РАДИОСВЯЗИ В АРКТИКЕ // Техника средств связи. 2018. №3 (143). - с. 21 — 30
4. Папырин В.В., Сидоров В.К. Проблемы организации коротковолновой радиосвязи в Арктике и возможные пути их решения // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». 2020. №1. - с. 1 - 4