Межличностные конфликты в классе: причины, последствия.
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 19.03.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Понятие межличностного конфликта 4
2. Причины и последствия конфликтов в школе 7
3. Способы разрешения межличностного конфликта 11
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Если вмешательство учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. В урегулировании межличностного конфликта в классе педагогу можно рекомендовать следующие шаги [5;8;10]:1. Выявление причин конфликта. Педагогу следует провести беседу с учащимися, чтобы понять корень проблемы и конфликтующие стороны.2. Проведение медиации. Педагог может действовать как посредник между сторонами конфликта, помогая им высказать свои обиды и находить компромиссы.3. Обучение навыкам решения конфликтов. Важно научить учащихся эффективным стратегиям разрешения конфликтов, чтобы они смогли справляться с подобными ситуациями в будущем.4. Создание дружественной и безопасной обстановки. Педагог может поощрять уважение и взаимопонимание среди учащихся, что поможет снизить вероятность возникновения новых конфликтов.5. Вовлечение родителей. В случае серьезного конфликта педагог может привлечь к решению проблемы родителей учащихся для совместного выработки решения.6. Следить за эмоциональным состоянием учащихся. Важно обратить внимание на изменения в поведении и эмоциональной сфере учащихся после разрешения конфликта.После разрешения конфликтной ситуации важен диалог педагога и ребенка. Лучше обращаться к ученику по имени, важно, чтобы он чувствовал атмосферу доверия и доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Саша, конфликт не повод для беспокойства. Таких разногласий в вашей жизни будет еще много, и это неплохо. Важно правильно к этому относиться, без взаимных упреков и оскорблений, делать выводы, работать над ошибками. Такой конфликт станет полезным» [4].Ребенок часто ссорится и проявляет агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В таком случае педагог может попытаться исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика и порекомендовав ребенку записаться в кружок или спортивную секцию по его интересам. Новое занятие не оставит времени для интриг и сплетен, но обеспечит интересные и полезные развлечения и новые знакомства.Поэтому предотвращение конфликтов в школе является важной задачей, которая ложится на плечи учителя. Дело в том, что многие компетентные педагоги способны разрешить конфликт на ранних стадиях и не допустить его развития [6].Существует единый алгоритм решения любого школьного конфликта [1;2;5;10]:Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.Второй момент — анализ ситуации без превратности.Третий важный момент – открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать партнера, спокойно высказать свое мнение по проблеме конфликта.Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели прийти. Последним, пятым пунктом будут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.Таким образом, важно помнить, что каждый конфликт уникален, поэтому для его разрешения может потребоваться сочетание различных подходов. Ключевым фактором является поддержка и понимание со стороны учителей и адекватная оценка ситуации.ЗаключениеВ современной образовательной среде межличностные конфликты в классе стали одной из наиболее актуальных проблем. Причины возникновения этих конфликтов могут быть разнообразными, начиная от различий в характерах и интересах учеников до неправильной организации учебного процесса и недостаточной воспитательной работы со стороны педагога.Безусловно, последствия межличностных конфликтов сказываются на академической и социальной адаптации учащихся. Негативное влияние конфликтов на учебный процесс выражается в ухудшении успеваемости, снижении мотивации к обучению и падении самооценки. Кроме того, конфликты в классе могут привести к формированию негативного климата и разрушению коллектива, что отрицательно сказывается на социализации детей.Для разрешения межличностных конфликтов в классе необходимо принимать комплексные меры. Во-первых, педагогам следует активно работать над созданием дружественной и уважительной атмосферы в классе, проводить профилактическую работу по предупреждению конфликтов и развитию навыков конструктивного решения проблем. Во-вторых, важно знать и учитывать особенности каждого ученика, обеспечивая индивидуальный подход к образованию и воспитанию. Также полезным является проведение тренингов и психологических занятий, направленных на развитие коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта учащихся.В целом, решение проблемы межличностных конфликтов в классе требует взаимодействия педагогов, психологов, родителей и учащихся. Каждый должен принять активное участие в создании положительной и благоприятной образовательной среды, где взаимоуважение, толерантность и умение эффективно общаться будут на первом месте. Список использованной литературыАнцупов, А. Я. Конфликтология/ А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: Питер, 2019. - 528 c.Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - М.: Питер, 2019. - 172 c.Давыдов, В.В. Лекции по педагогической психологии: Учебное пособие / В.В. Давыдов. - М.: Академия, 2021. - 224 c.Можгинский, Ю. Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика / Ю.Б. Можгинский. - М.: Когито-Центр, 2020. - 184 c.Новосельцев, В. И. Системная теория конфликта / В.И. Новосельцев, Б.В. Тарасов. - М.: Майор, 2021. - 336 c.Оболонский, Ю. В. Психологическая реальность конфликта / Ю.В. Оболонский, В.Г. Зазыкин. - М.: Психотерапия, 2019. - 384 c.Светлов, В. А. Введение в единую теорию анализа и разрешения конфликтов / В.А. Светлов. - М.: Либроком, 2019. - 304 c.Хесль, Г. Посредничество в разрешении конфликтов: Теория и технология/ Г. Хесль. - Москва: Машиностроение, 2021. - 144 c.Мухина, Е. С. Особенности проявления конфликтных ситуаций в школе / Е. С. Мухина, В. В. Онуфриева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 710-711. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9805/ (дата обращения: 16.02.2024).Попова, О. С. Конфликт между учениками в классе / О. С. Попова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1765-1768. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19809/ (дата обращения: 16.02.2024).
2. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - М.: Питер, 2019. - 172 c.
3. Давыдов, В.В. Лекции по педагогической психологии: Учебное пособие / В.В. Давыдов. - М.: Академия, 2021. - 224 c.
4. Можгинский, Ю. Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика / Ю.Б. Можгинский. - М.: Когито-Центр, 2020. - 184 c.
5. Новосельцев, В. И. Системная теория конфликта / В.И. Новосельцев, Б.В. Тарасов. - М.: Майор, 2021. - 336 c.
6. Оболонский, Ю. В. Психологическая реальность конфликта / Ю.В. Оболонский, В.Г. Зазыкин. - М.: Психотерапия, 2019. - 384 c.
7. Светлов, В. А. Введение в единую теорию анализа и разрешения конфликтов / В.А. Светлов. - М.: Либроком, 2019. - 304 c.
8. Хесль, Г. Посредничество в разрешении конфликтов: Теория и технология / Г. Хесль. - Москва: Машиностроение, 2021. - 144 c.
9. Мухина, Е. С. Особенности проявления конфликтных ситуаций в школе / Е. С. Мухина, В. В. Онуфриева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 710-711. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9805/ (дата обращения: 16.02.2024).
10. Попова, О. С. Конфликт между учениками в классе / О. С. Попова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1765-1768. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19809/ (дата обращения: 16.02.2024).