Общий трудовой стаж. Понятие, юридическое значение и его отличие от страхового стажа.
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 20.03.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. СТАЖ В ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 4
1.1. История развития отечественного законодательства о стаже 4
1.2. Понятие, виды и юридическое значение страхового стажа 9
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СТРАХОВОГО СТАЖА 16
2.1. Периоды, включаемые в страховой стаж 16
2.2. Специальный страховой стаж 19
2.3. Особенности исчисления и подтверждения страхового стажа 22
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СТРАХОВОМ СТАЖЕ 27
3.1. Проблемы, связанные со стажем, и пути их решения 27
3.2. Совершенствование законодательства о страховом стаже 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Для лиц, освобожденных от обязательных платежей по закону, вместо документа об уплате взносов предоставляется документ об освобождении от них, указывающий на период освобождения. Этот документ выдается теми же органами, что и подтверждение об уплате взносов.До введения закона о страховых пенсиях периоды работы и деятельности можно подтвердить документально, согласно нормам, действовавшим на тот момент. При необходимости, трудовая книжка служит основным подтверждением трудового стажа. В случае отсутствия трудовой книжки или неточностей в ней, за подтверждение могут быть приняты трудовые договоры, справки от работодателя или государственных органов, выписки из приказов и другие документы, связанные с работой и заработной платой.Подтверждение периодов работы и деятельности является ключевым для получения страховой пенсии, поскольку его отсутствие или неполнота может привести к уменьшению размера пенсии или к ее неполучению. Если трудовая книжка не ведется, периоды работы могут быть подтверждены через официально оформленный трудовой договор.ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СТРАХОВОМ СТАЖЕ3.1. Проблемы, связанные со стажем, и пути их решенияКонституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право на выбор профессии, свободу труда, а также на получение социальной поддержки в случаях достижения пенсионного возраста, инвалидности, болезни или потери кормильца. Тем не менее, для реализации большинства видов социального обеспечения не достаточно просто наступления обстоятельства, являющегося социальным риском. Во многих случаях наличие определённого стажа работы выступает ключевым условием для предоставления социальных гарантий.Понятие "трудовой стаж" в юридической литературе подвергается различным интерпретациям. С началом 2015 года в России был изменён порядок формирования пенсии, закреплённый в Федеральном законе № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", где понятие "трудовой стаж" было заменено на "страховой стаж". Страховой стаж в этом контексте означает общую длительность периодов трудовой деятельности и других действий, за которые были уплачены страховые взносы.Исчисление и подтверждение страхового стажа ложится на плечи органов пенсионного обеспечения, однако из-за недостатков законодательства в этой области гражданам зачастую приходится доказывать свой страховой стаж через суд, что является длительным и дорогостоящим процессом. В связи с этим актуальным становится вопрос об улучшении законодательства и повышении эффективности работы органов, отвечающих за учёт страхового стажа.Особенно важной проблемой в правоприменении страхового стажа является его подтверждение в случаях, когда трудовая книжка утеряна или содержит ошибки. Федеральный закон № 400-ФЗ предусматривает, что после регистрации гражданина как застрахованного лица сведения о его страховом стаже будут формироваться через систему персонифицированного учёта.В качестве подтверждения стажа до регистрации в системе могут использоваться трудовая книжка и электронные документы. Свидетельские показания признаются допустимым подтверждением стажа только при отсутствии или невозможности восстановления других документов, что подчёркивает важность наличия надёжной документальной базы для подтверждения стажа работы.Рассмотрение актуальных вопросов применения страхового стажа, а также судебная защита социальных прав, включая страховой стаж, выступают ключевыми аспектами обеспечения прав и свобод граждан. В этом контексте работы таких учёных, как Азарова Е.Г. и Вихров Д.Г., вносят значительный вклад в изучение и решение проблем, связанных с правоприменением в области страхования.Установление трудового стажа может осуществляться через свидетельские показания в судебном порядке, органами пенсионного надзора и специализированными комиссиями в случаях, когда документация по трудовому стажу потеряна из-за непредвиденных обстоятельств. В то же время, Федеральный закон № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ограничивает использование свидетельских показаний для подтверждения характера трудовой деятельности, что создает трудности в подтверждении конкретных видов работ и специализаций через суд.Решением указанной проблематики может служить исключение ограничений на использование свидетельских показаний для подтверждения характера работ. Кроме того, отсутствие четких нормативных санкций за нарушение правил ведения персонифицированного учета вызывает необходимость закрепления таких санкций на уровне федерального законодательства, прямо в Федеральном законе, регулирующем вопросы индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования.Реформирование пенсионной системы России, направленное на переход к страховым принципам, требует решения ряда проблем. Запрет на использование свидетельских показаний для установления специфики профессиональной деятельности затрудняет точное определение страхового стажа, что влияет на расчет пенсии. Отсутствие закрепленных в законе санкций за нарушение правил ведения учета снижает эффективность контроля за соблюдением обязанностей работодателями.Для устранения выявленных проблем предлагается обновить законодательство, отменяя ограничения на свидетельские показания о характере работ, и ввести четкие санкции за нарушение правил персонифицированного учета. Эти меры помогут улучшить точность определения страхового стажа и обеспечат защиту прав застрахованных лиц.В целом, обновление принципов пенсионного обеспечения крайне важно для системы социальной защиты России. Однако, для эффективной реализации необходимо своевременно решать возникающие проблемы, включая вопросы правильного учета страхового стажа и гарантирования прав застрахованных лиц.3.2. Совершенствование законодательства о страховом стажеТрудовая деятельность в России, опирающаяся на наличие достаточного количества лет службы, давно стала ключевым условием для получения пенсионных выплат. Это требование, унаследованное от советской эпохи, было подтверждено Законом СССР от 14 июля 1956 года, согласно которому для оформления пенсии по старости мужчинам необходимо было иметь не менее 25 лет стажа, а женщинам — не менее 20. Также, при наступлении инвалидности или потере кормильца из-за общего заболевания, требуемый стаж уменьшался на пять лет.В новейшее время, после изменений 1990 года, размер требований к стажу определяется уже не только возрастом, но и другими условиями. Полная пенсия по старости остается за теми, кто отвечает начальным требованиям, в то время как для получения пенсий по инвалидности и в связи с потерей кормильца стаж сокращен до 15 лет для всех.Несмотря на строгие условия к продолжительности стажа, предшествующие реформы законодательства обеспечивали справедливость, исключая это требование для инвалидов, пострадавших на производстве, и семей, потерявших кормильца по аналогичным причинам. В таких случаях, даже без минимально необходимого стажа, граждане сохраняли право на получение государственной пенсии.Согласно старому законодательству, работникам и служащим, достигшим пенсионного возраста без необходимого для полной пенсии стажа, но отработавшим не менее 5 лет, включая 3 года непосредственно перед обращением за пенсией, пенсия назначалась пропорционально фактическому стажу, но не менее четверти от полного размера.Правила назначения пенсий для инвалидов I и II группы, а также для семей умерших рабочих и служащих из-за общих заболеваний, при недостаточном стаже предусматривали назначение пенсии пропорционально фактическому стажу, но не менее четверти от полной пенсии.Закон РФ от 20 ноября 1990 года установил возможность получения пенсии по старости для лиц с неполным стажем в 5 лет. При этом, пенсии по инвалидности и в связи с потерей кормильца рассчитывались пропорционально имеющемуся стажу.Российская пенсионная система в последние годы проходит этапы реформирования, направленные на ужесточение условий получения пенсий, что вызвало общественный резонанс. Многие граждане сталкиваются с трудностями в достижении высокого пенсионного обеспечения из-за низких зарплат и нестабильности на рынке труда, что подчеркивает необходимость дальнейшего совершенствования системы для обеспечения достойного уровня жизни пожилых людей.Современное законодательство предусматривает поэтапное увеличение минимальной продолжительности страхового стажа для получения пенсии по старости, что отражает стремление государства укрепить значение трудовой активности для социального развития. Однако сохранение минимального порога в 5 лет страхового стажа для получения пенсии могло бы способствовать более справедливому учету трудового вклада граждан.Таким образом, актуализация правовых норм, регулирующих вопросы страхового стажа в контексте пенсионного обеспечения, требует внимательного подхода и учета всех аспектов трудовой деятельности граждан для обеспечения их социальных прав и гарантий.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ процессе изучения страхового стажа в контексте социального обеспечения становится очевидной его тесная связь с эволюцией государственной системы поддержки граждан. Страховой стаж объединяет в себе время трудовой и учебной деятельности, включая как оплачиваемую, так и неоплачиваемую работу, которые учитываются при определении права на пенсию.Детальный анализ показывает, что страховой стаж выступает как комплексное понятие, объединяющее различные виды деятельности. Это делает его ключевым элементом в системе социального обеспечения, хотя сам по себе он не имеет независимого юридического смысла. Регулирование страхового стажа осуществляется через множество нормативных документов, что позволяет рассматривать его как отдельную сферу в правовой системе.Изучение данной области позволило установить, что в общий счет страхового стажа входят все периоды деятельности, за которые вносились взносы в Пенсионный фонд России, согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ. Важность страхового стажа в пенсионном обеспечении возрастает, и на текущий момент для оформления страховой пенсии необходимо иметь не менее 14 лет стажа.Специализированный страховой стаж включает время работы в определенных условиях, специфичных для некоторых отраслей экономики, профессий и регионов, а также определенные виды социально значимой деятельности. Это учитывается при назначении пенсий за особые условия труда или выслугу лет.Подтверждение страхового стажа осуществляется через предоставление трудовой книжки и других документов, а в некоторых случаях - на основании показаний свидетелей. Введение в законодательство понятия страхового стажа стало важным шагом в процессе реформирования пенсионной системы.Необходимость упрощения процедуры подтверждения страхового стажа стала особенно актуальной в свете последних изменений в законодательстве, направленных на усовершенствование процесса исчисления и уплаты страховых взносов. Предстоящие нововведения в 2023 году касаются уточнения правил подсчета стажа и обеспечат более эффективное взаимодействие граждан с системой социального обеспечения.В заключение, исследование подчеркивает значимость дальнейшего развития нормативной базы в области страхового стажа, что потребует более глубокого анализа и адаптации существующих правил к современным требованиям и условиям.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Конвенция N 102 Международной организации труда "О минимальных нормах социального обеспечения" (Заключена в г. Женеве 28.06.1952)Соглашение Генеральных прокуроров государств-участников Содружества Независимых Государств о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры (Москва, 6 января 1997 г.)Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О страховых пенсиях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗФедеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 (ред. от 24.10.2023) "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий"Международный пакт от 16.12.1966г. «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - №12Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20.11.1990 N 340-1 (утр. силу)Приложение № 3 к Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О страховых пенсиях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) <Письмо> ФНС России от 26.04.2017 N БС-4-11/7990@ "Об освобождении от уплаты страховых взносов"Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" (утр.силу)Агашев Д.В. Стаж как элемент отраслевого механизма правового регулирования в российском праве социального обеспечения // Социальное и пенсионное право. 2019. № 2. С. 15 – 19Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения в России. - М.: Статут, 2018. – 292 с.Квасов Д.А. Становление и развитие пенсионного законодательства о государственных служащих Российской империи XIX - начала XX вв.: дисс. ... канд. юр. наук. - М., 2015. – 315 с.Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. 2-е изд., доп. - М.: Юстицинформ, 2009. – 613 с.Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник. - М.: Юрист, 2017. – 945 с.Менкенова А.В. «Установление страхового стажа: актуальные проблемы правоприменением»//Журнал Вопросы управления. 2021 № 3. – С. 58-63Право социального обеспечения : учебное пособие. – Томск : Издательский Дом Томского государственного университета. 2018. – 276 с.Право социального обеспечения : учебное пособие / Т.К. Миронова. — М. : КНОРУС, 2016. — 311 с.Сапожникова Н.И. О реформировании пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Образование и право. - 2020. - № 3. - С. 79-82Симанович Л.Н. Значение трудового стажа в системе пенсионного обеспечения // Юрист. - 2018. - №7. - С. 32-37.Сулейманова Г.В. Некоторые вопросы правового регулирования порядка исчисления трудового стажа в целях пенсионного обеспечения / Г.В. Сулейманова // Северо-Кавказский юрид. вестник. - 2014. - № 1. -С. 83-87 Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. Учебно-методическое пособие. - М., 2015. – 428 с.Начало формы
2. Конвенция N 102 Международной организации труда "О минимальных нормах социального обеспечения" (Заключена в г. Женеве 28.06.1952)
3. Соглашение Генеральных прокуроров государств-участников Содружества Независимых Государств о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры (Москва, 6 января 1997 г.)
4. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О страховых пенсиях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)
5. Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ
6. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024
7. Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 (ред. от 24.10.2023) "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий"
8. Международный пакт от 16.12.1966г. «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - №12
9. Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20.11.1990 N 340-1 (утр. силу)
10. Приложение № 3 к Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О страховых пенсиях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)
11. <Письмо> ФНС России от 26.04.2017 N БС-4-11/7990@ "Об освобождении от уплаты страховых взносов"
12. Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" (утр.силу)
13. Агашев Д.В. Стаж как элемент отраслевого механизма правового регулирования в российском праве социального обеспечения // Социальное и пенсионное право. 2019. № 2. С. 15 – 19
14. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения в России. - М.: Статут, 2018. – 292 с.
15. Квасов Д.А. Становление и развитие пенсионного законодательства о государственных служащих Российской империи XIX - начала XX вв.: дисс. ... канд. юр. наук. - М., 2015. – 315 с.
16. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. 2-е изд., доп. - М.: Юстицинформ, 2009. – 613 с.
17. Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник. - М.: Юрист, 2017. – 945 с.
18. Менкенова А.В. «Установление страхового стажа: актуальные проблемы правоприменением»//Журнал Вопросы управления. 2021 № 3. – С. 58-63
19. Право социального обеспечения : учебное пособие. – Томск : Издательский Дом Томского государственного университета. 2018. – 276 с.
20. Право социального обеспечения : учебное пособие / Т.К. Миронова. — М. : КНОРУС, 2016. — 311 с.
21. Сапожникова Н.И. О реформировании пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Образование и право. - 2020. - № 3. - С. 79-82
22. Симанович Л.Н. Значение трудового стажа в системе пенсионного обеспечения // Юрист. - 2018. - №7. - С. 32-37.
23. Сулейманова Г.В. Некоторые вопросы правового регулирования порядка исчисления трудового стажа в целях пенсионного обеспечения / Г.В. Сулейманова // Северо-Кавказский юрид. вестник. - 2014. - № 1. -С. 83-87
24. Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. Учебно-методическое пособие. - М., 2015. – 428 с.