Изучение особенностей представления об окружающем мире(времена года) у слабослышащих детей 6-7 лет
Заказать уникальную курсовую работу- 56 56 страниц
- 49 + 49 источников
- Добавлена 19.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава I. Теоретическое обоснование программы изучения представлений об окружающем мире (временах года) у слабослышащих детей 6-7 лет 6
1.1 Современные подходы к проблеме формирования представлений об окружающем мире (временах года) у слабослышащих детей 6-7 лет 6
1.2 Программа изучения уровней сформированности представлений об окружающем мире (временах года) у слабослышащих детей 6-7 лет 14
Выводы по первой главе 21
Глава II. Экспериментальное изучение представлений об окружающем мире (временах года) у слабослышащих детей 6-7 лет 23
2.1 Организация исследования 23
2.2 Методы исследования представлений об окружающем мире (временах года) у слабослышащих детей 6-7 лет 24
2.3. Анализ и обсуждение результатов изучения представлений об окружающем мире (временах года) у слабослышащих детей 6-7 лет 28
2.4. Общая характеристика по формированию представлений об окружающем мире (временах года) у слабослышащих детей 6-7 лет 31
Выводы по второй главе 33
Заключение 34
Библиографический список 35
высш. учеб. заведений / Людмила Витальевна Андреева; Под науч. ред. Н.М. Назаровой, Т.Г.Богдановой. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 576 с. ISBN 5-7695-0858-2. Актуальные вопросы охраны здоровья детей и подростков. – Екатеринбург: [б.и.], 2001. – 220 с.Базоев В.З., Паленный В.А. Человек из мира тишины. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2002. - 815 с. ISBN 5-94628-028-7.Белова Н. И. «Специальная дошкольная сурдопедагогика» — М., 1985.[Электронный ресурс]. URL: https://djvu.online/file/RCsrlPS9YD3t0. (Дата обращения: 01.02.2024). Бирюкова Ю.Н. Формирование здорового образа жизни у учащихся общеобразовательной школы на основе здоровьесберегающих технологий. Автореферат диссертации. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-u-uchaschihsya-obscheobrazovatelnoy-shkoly-na-osnove-zdoroviesberegayuschih-tehnolog. (Дата обращения: 06.02.2024).Богоявленская Н.С. Приемы формирования представлений о временах года у детей с ОВЗ в работе логопеда, дефектолога. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://помощдетям.рф/parus/files/2020-04-10-logoped-formir-vremena-goda.pdf. (Дата обращения: 06.02.2024). Боскис Р.М. Некоторые принципы диагностики аномального развития ребенка с частичным поражением анализатора (к теории вопроса) // Известия АПН РСФСР. – М., 1961. – Вып. № 117. – С. 3-16Бурова Н. И. Развитие связной речи слабослышащих школьников на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Методические рекомендации. Челябинск, 2021. - 35 с. Валюх М.Н.Голева Л.В.Диагностика здоровьеориентированной направленности личности. Теория инновационной деятельностиИнновационные проекты и программы в образовании, 2011. - с 13-15. Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). – М.: «Просвещение», 1969. – 253 с. Венгер Л.А. «...Игра как вид деятельнсости....».[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP031978/VIv-163.htm#$p163. (Дата обращения 12.02.2024).Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - с. 244-268. Гоголева Т.А. Формирование у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе посредством экологического дневника. Магистерская диссертация. 44.04.02 Психолого-педагогическое образование.[Электронный ресурс]. Режим доступа:https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/8428/1/Гоголева%20Т.А._ППОм. (_1601а.pdf. (Дата обращения: 12.02.2024). Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с.Головчиц Л.А.. Коррекционно-педагогическая помощь дошкольникам с недостатками слуха с комплексными нарушениями в развитии. //Дефектология. - № 6. 2006. -С.42-48Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с. ISBN 978-5-7695-4068-4.Диагностическое обследование детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Сарпова Д.В., Толмачева А.В., Дерюга М.В., Вильцева В.В., Лучкина П.К., Мамонтова Е.С. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://ppt-online.org/1071046. (Дата обращения: 17.02.2024). Дошкольная педагогика: учеб.пособие / Сост. Т.В. Газизова, З.У. Колокольникова, Т.А. Колесникова, Э.Г. Сабирова, С.В. Митросенко, - Красноярск: Сиб. федерал. ун-т, 2018. – 184 с. ISBN 978-5-7638-4045-2.Зарин А. П. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребёнка с проблемами в развитии: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2015.Использование учебного оборудования в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья: Методические рекомендации / Сост. И.С. Павлей. – 2-е изд., испр. и доп. – Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2019. – 52 с.Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-еизд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 416 ISBN 5-7695-0816-7. Коновалова З.И. Михайлова Г.Л. Индивидуальная карта развития ребенка-дошкольника с задержкой психического развития. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д. Нижние Юри Малопургинского района Удмуртской Республики. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://shkolanizhneyurinskaya-r18.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/67/2542/Individual_naya_karta_razvitiya_ZPR.pdf. (Дата обращения 12.02.2024). Косымова А.Н. Изучение и коррекция представлений об окружающем мире младших школьников с нарушениями интеллектуального развития : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.10 Иркутск, 2006 193 с. РГБ ОД, 61:07-19/46. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.dslib.net/psixologia-korrekcji/izuchenie-i-korrekcija-predstavlenij-ob-okruzhajuwem-mire-mladshih-shkolnikov-s.html. (дата обращения 12.02.2024). Красова Т.Д., Чуйкова Ж.В. К 78 Дошкольная педагогика: учебное пособие. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2019. – 76 с.Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения) - Москва - Ростов-наДону, 2005.Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст / Н.С. Лейтес. – М.: Педагогика. 1971. – 280 с.сМанохина Н.Н., Кубанова К.Х. Уточнение представлений об окружающем мире у младших школьников с нарушением зрения и слуха в ходе внеурочной деятельности // Молодой исследователь Дона. – 2021. – № 4 (31). – С. 118-120.Маслова Е.С. Формирование изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом 13.00.03 - Коррекционная педагогика (сурдопедагогика) Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва, 2010. Миронова М.Ю. Формирование представлений о временах года у слабослышащих и глухих детей дошкольного возраста через дидактическую игру «Ходилки».[Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.1urok.ru/categories/20/articles/30286. (Дата обращения 12.02.2024).Морозова В.В. Формирование временных понятий у дошкольников с нарушением слуха. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://emc21.ru/wp-content/uploads/2017/09/Statya-Morozova-.pdf. (Дата обращения 12.02.2024).Нудельман М.М. Методы исследования воображения аномальных детей. –– MГПИ им. В.И.Ленина, 1978. - 64 с. Построение индивидуального образовательного маршрутаребёнка с ограниченными возможностями здоровьяпосредством внеурочной деятельности: метод. рекомендации /Г. О. Рощина, Л. В. Жаворонкова, Л. Б. Паутова, и др. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. — 68 с.Примерный пакет диагностических методик для оценки психофизического состояния лиц с нарушениями слуха от 0 до 18 лет. Методики, выявляющие особенности развития слухового восприятия, используемые сурдопедагогом для детей младенческого возраста (от 0 до 1 года).[Электронный ресурс]. Режим доступа:https://cppisp33.ru/files/18.1razdel_5.2._paket_dm_surdo_0_18._doc.pdf. (Дата обращения 12.02.2024). Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития / Под ред. Л.А. Головчиц. — М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2003. — 128 с.ISBN 5-94678-038-7.Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями слуха и зрения припроведении обследования ПМПК: методические рекомендации / под общ. ред. И. А.Журавлевой, авт. - сост.: В. С. Городицкая [и др.] ; автономное учреждение дополнительногопрофессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институтразвития образования». – Ханты-Мансийск : Институт развития образования, 2021. – 61 с.Пушина Е.А. Методика изучения представлений о времени у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.vospitatelds.ru/categories/4/articles/4428. (Дата обращения 12.02.2024). Сапогова, Е.Е. Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6 – 7 лет / Е.Е. Сапогова. – М., 1986.11 с. Современные методики и инновации в преподавании общеобразовательных дисциплин программ среднего профессионального образования. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metodiki-i-innovatsii-v-prepodavanii-obscheobrazovatelnyh-distsiplin-programm-srednego-professionalnogo-obrazovaniya/viewer. (дата обращения 01.02.2024). Соловьева О.В. Психологические особенности формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха. // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2020. N 1. [Электронный ресурс] URL: http://ppip.idnk.ru. (Дата обращения: 12.02.2024).Тапенева А.А.Формирование преставлений об окружающем мире у старших дошкольников с нарушением слуха. Автореферат магистерской работы. 44.04.03 Специальное (дефектологическое образование) профиля «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушением слуха». Саратов, 2020. - 8 с. Труханова Ю.А. Исследование сформированности воображения у слабослышащих дошкольников. Вестник Череповецкого государственного университета, - №1, 2011. - с. 28-32. [Электронный ресурс]. Режим доступа:file:///C:/Users/prikol/Downloads/issledovanie-sformirovannosti-voobrazheniya-u-slaboslyshaschih-doshkolnikov%20(1).pdf. (Датаобращения 16.02.2024). Труханова Ю.А. Психологические условия развития воображения у слабослышащих старших дошкольников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук.19.00.10 - коррекционная психология. -Нижний Новгород, 2011. - 25 с. Хайдарпашич М.Р. Представления о мире, формирующиеся у дошкольников в условиях инклюзивного и специального образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-52/ideas-about-the-world-formed-in-preschoolers-in-the-conditions-of-inclusive-and-special-education. (Дата обращения: 12.02.2024). Приложения Приложение 1. Методика МИРАдаптация: уточнение представлений об окружающем мире у младших школьников с нарушением зрения и слуха в ходе внеурочной деятельности Н. Н. Манохиной, К. Х. Кубановой.Задание: сконструировать картину «Мир» из готовых элементов. Диагностическим заданием является предложение создать картину «Мир» из набора готовых объектов, вырезанных их бумаги, прикрепляя их к листу формата А3. Можно предложить изображения транспорта, людей, времён года, животных. Ребёнок, по мере своих возможностей, должен объединить готовые элементы в смысловые зоны и при наличии недостающих деталей картины, дорисовать их. Критерии в соответствии с методикой Косымовой А.Н.:- высокий уровень: структурированное отображение окружающего мира;- средний уровень: смысловые объединения элементов также редки. Их сочетания не соответствуют реальности. Количество ошибок в расположении изображений также значительны; - низкий уровень: игнорирование смысловых взаимосвязей между объектамиокружающего мира (неадекватные сочетания элементов и смысловых зон.Приложение 2Диагностическое задание Беседа «4 сезона».Чтобы облегчить детям ответы на вопросы, беседа строится по единому плану – вопроснику: Часть 1 1. Какое время года сейчас? 2. Какое время года было? 3. Какое время года будет? 4. Какое время года будет потом? 5. Какая погода зимой (весной, летом, осенью)? 6. Как одеты люди зимой (весной, летом, осенью)? 7. Что делают люди зимой (весной, летом, осенью)? 8. Что делают дети зимой (весной, летом. осенью)? Наглядный материал к беседе Приложение 3Методика «Времена года» Коноваловой Михайловой Времена года (см. раздел «Запас представлений об окружающем мире и точность этихпредставлений») _____________________________________Сколько месяцев в году, перечисли__________________________________Сколько дней в неделе; перечисли___________________________________Назови время суток_______________________________________________покажи на картинке (утро, день, вечер, ночь) _________________________Вчера, сегодня, завтра_______________________________________________Баллы 1. Ребенок не справляется с заданием даже после обучения (1 балл).2. Выполняет лишь отдельные задания с помощью взрослого (2 балла).3. Выполняет все задания со словесно-направляющей помощью взрослого (3 балла)4. У ребенка сформированы представления о частях суток, днях недели, временах года и ихпоследовательности (4 балла).Приложение 4Пушина Е.А. Методика изучения представлений о времени у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Блок «Времена года». Для проведения обследования разработана методика, позволившая изучить представления детей с интеллектуальной недостаточностью о времени. При ее разработке учтены особенности данной категории детей, опора на рекомендации Л.Б. Баряевой (Баряева, 2002), параметры оценки представлений о времени, представленные в «Карте развития ребенка» (Зарин, 2017), а также на шкалу их оценивания, представленную в пособии «Комплексное психолого-педагогического обследование ребенка с проблемами в развитии» (Зарин, 2015).В содержание методики мы включены задания, направленные на изучение представлений о временах года. Каждый вид представлений оценивается по ряду параметров, которые позволили выявить и конкретизировать определенные знания, умения и навыки. В заданиях использовали картинный материал с изображением характерных признаков времен года. Баллы суммируются, определяется уровень сформированности представлений у детей о времени. Содержание психолого-педагогического изучения представлений дошкольников с интеллектуальной недостаточностью о времени Времена года. Выявление представлений детей о жизни и деятельности людей в разные времена года, выявление знаний детей о характерных признаках времен года, умение их сравнивать и производить классификацию.Параметры изучения представлений о временах года:Узнавание времен года на картинном материале. Задание 1. Узнавание времен года на картинном материале.Оборудование: сюжетная картина с изображением времени года.Процедура проведения: Педагог выкладывает перед ребенком картинный материал и предлагает ему показать, на каких изображено конкретное время года «Выбери картину, на которой изображена зима (весна, лето, осень)».Оценка сформированности умения:0 – не узнает и не показывает ни одного времени года1 – показывает 1 время года2 – показывает 2 времени года3 – показывает 3 времени года4 – показывает 4 времени года с помощью педагога 5 – показывает 4 времени года, может допустить ошибку и самостоятельно ее исправить6 – самостоятельно узнает и показывает все времена годаНазывание времен года с отражением последовательности на картинном материале.Задание 2.Называние времен года с отражением последовательности на картинном материале.Оборудование: картины с изображениями времен года.Процедура проведения: Педагог предлагает ребенку последовательно назвать времена года: «Назови по порядку времена года, начиная с осени». Если ребенок не справляется, педагог предъявляет картины с изображениями времен года и просит «Разложи картинки по порядку, начиная с осени». Оценка сформированности умения:0 – не понимает значение словосочетания «времена года», времен года не знает1 – последовательности не знает, называет 2 контрастных времени года2 – допускает ошибки при назывании времени года с помощью картинного материала, последовательность не знает3 – называет времена года с помощью картинного материала, может допустить 1 ошибку; при выкладывании последовательности допускает более 1 ошибки4 – выкладывает и называет последовательность времен года с помощью картинного материала, допускает 1 ошибку, исправляет с помощью педагога5 – самостоятельно называет времена года, отражая последовательность на картинном материале, может допустить ошибку и самостоятельно ее исправить6 – самостоятельно называет времена года и выстраивает их последовательностьНазывание характерных признаков зимы.Задание 3.Называние характерных признаков зимы.Оборудование: сюжетная картина с изображением зимы.Процедура проведения: - Педагог предлагает ребенку назвать признаки зимы: «Что бывает зимой?». - В случае, если ребенок затрудняется ответить, педагог показывает сюжетную картину и спрашивает: «Что еще бывает зимой?». Если не отвечает, педагог задает ребенку наводящие вопросы: «Какая температура на улице? Какая листва на деревьях? Какую одежду носят люди? На улице идет снег или дождь? Как ведут себя животные? Как играют дети?». Оценка сформированности умения:0 – не понимает значение словосочетания «что бывает зимой», признаков не называет1 – называет несущественные признаки зимы 2 – называет признаки зимы с опорой на картинный материал по наводящим вопросам педагога3 – самостоятельно называет признаки зимы с опорой на картинный материал 4 – самостоятельно называет 1-2 признака зимы, остальные называет с опорой на картинный материал 5 – самостоятельно называет 3 и более признака зимы, может допустить ошибку и самостоятельно ее исправить или после уточняющего вопроса, без опоры на картинный материал6 – самостоятельно называет все признаки зимы без опоры на картинный материалНазывание характерных признаков лета.Задание 4.Называние характерных признаков лета.Оборудование: сюжетная картина с изображением лета.Процедура проведения: - Педагог предлагает ребенку назвать признаки лета: «Что бывает летом?». -В случае, если ребенок затрудняется ответить, педагог показывает сюжетную картину и спрашивает: «Что еще бывает летом?». Если не отвечает, педагог задает ребенку наводящие вопросы: «Какая температура на улице? Какая листва на деревьях? Какую одежду носят люди? Как ведут себя животные? Как играют дети?». Оценка сформированности умения:0 – не понимает значение словосочетания «что бывает летом», признаков не называет1 – называет несущественные признаки лета 2 – называет признаки лета с опорой на картинный материал по наводящим вопросам педагога3 – называет признаки лета с опорой на картинный материал4 – самостоятельно называет 1-2 признака лета, остальные называет с опорой на картинный материал. 5 – самостоятельно называет 3 и более признака лета, может допустить ошибку и самостоятельно ее исправить или после уточняющего вопроса, без опоры на картинный материал6 – самостоятельно называет все признаки лета без опоры на картинный материалНазывание характерных признаков весны.Задание 5.Называние характерных признаков весны.Оборудование: сюжетная картина с изображением весны.Процедура проведения: - Педагог предлагает ребенку назвать признаки весны: «Что бывает весной?». - В случае, если ребенок затрудняется ответить, педагог показывает сюжетную картину и спрашивает: «Что еще бывает зимой?». Если не отвечает, педагог задает ребенку наводящие вопросы: «Какая температура на улице? Какая листва на деревьях? Какую одежду носят люди? Как ведут себя животные? Как играют дети? Что делают взрослые?». Оценка сформированности умения:0 – не понимает значение словосочетания «что бывает весной», признаков не называет1 – называет несущественные признаки весны 2 – называет признаки весны с опорой на картинный материал по наводящим вопросам педагога3 – называет признаки весны с опорой на картинный материал4 – самостоятельно называет 1-2 признака весны, остальные называет с опорой на картинный материал 5 – самостоятельно называет 3 и более признака весны, может допустить ошибку и самостоятельно ее исправить или после уточняющего вопроса, без опоры на картинный материал6 – самостоятельно называет все признаки весны без опоры на картинный материалНазывание характерных признаков осени.Задание 6.Называние характерных признаков осени.Оборудование: сюжетная картина с изображением осени.Процедура проведения: - Педагог предлагает ребенку назвать признаки осени: «Что бывает осенью?». - В случае, если ребенок затрудняется ответить, педагог показывает сюжетную картину и спрашивает: «Что еще бывает осенью?». Если не отвечает, педагог задает ребенку наводящие вопросы: «Какая температура на улице? Какая листва на деревьях? Какую одежду носят люди? Как ведут себя животные? Как играют дети? Что делают взрослые?».Оценка сформированности умения:0 – не понимает значение словосочетания «что бывает осенью», признаков не называет1 – называет несущественные признаки осени 2 – называет признаки осени с опорой на картинный материал по наводящим вопросам педагога3 – называет признаки осени с опорой на картинный материал4 – самостоятельно называет 1-2 признака осени, остальные называет с опорой на картинный материал 5 – самостоятельно называет 3 и более признака осени, может допустить ошибку и самостоятельно ее исправить или после уточняющего вопроса, без опоры на картинный материал6 – самостоятельно называет все признаки осени без опоры на картинный материалКлассификация признаков времен года (отбор характерных признаков времен года)Задание 7.Классификация признаков времен года (отбор характерных признаков времен года).Оборудование: предметные картинки с изображениями признаков времен года.Процедура проведения: Перед ребенком лежат предметные картинки, соответствующие 2-м временам года (зима-лето), затем весна-осень. Экспериментатор предлагает ребенку разложить предметные картинки по временам года «Разложи картинки по временам года, что когда бывает».Оценка сформированности умения:0 – не отбирает картинки, смысла задания не понимает1 – беспорядочно перекладывает картинки, не классифицирует2 – есть попытки отобрать картинки3 – отбирает картинки только по наводящим вопросам педагога 4 – отбирает картинки, может допустить ошибку, исправляет ее с помощью педагога5 – самостоятельно отбирает картинки, может допустить ошибку и самостоятельно ее исправить6 – самостоятельно отбирает картинки Сравнение признаков времен года на словесном материале.Задание 8.Сравнение признаков времен года на словесном материале.Процедура проведения: Педагог произносит ребенку неверные суждения и просит сказать, верные они или нет, что в них не так. «Скажи, такое бывает? Что я не так сказала?»Словесный материал: Летом идет снег. Весной ребята собирают грибы. Петя зимой загорает на море.Оценка сформированности умения:0 – смысла задания не понимает, ошибку не находит1 – есть попытки, ошибок не находит2 – находит ошибку в 1-м предложении, остальные не находит, даже с помощью педагога3 – находит ошибку в 2-х предложениях, остальные не находит, даже с помощью педагога4 – находит ошибку в 3-х предложениях с помощью педагога5 – находит ошибку в 3-х предложениях, может допустить 1 ошибку, исправить после уточняющего вопроса педагога6 – самостоятельно находит ошибку в 3-х предложенияхАктуализация признаков времен года на картинном материале.Задание 9.Сравнение признаков времен года на картинном материале.Оборудование: Сюжетная картина.Процедура проведения: Педагог выкладывает перед ребенком картинку. «Посмотри на картинку. Скажи, верно ли изобразил художник?»Оценка сформированности умения:0 – смысла задания не понимает, ошибки не находит и не называет1 – называет несущественные признаки времен года, с помощью педагога не называет 2 – называет ошибки только с помощью педагога3 – называет 1 ошибку самостоятельно, остальные с помощью педагога4 – называет 2 ошибки самостоятельно, и 1 с помощью педагога5 – называет все 3 ошибки на картине, может допустить 1 ошибку, но самостоятельно ее исправить или после уточняющего вопроса педагога6 – самостоятельно называет все ошибки.
2. Постановление Правительства Российской Федерации
от 04.10.2000 № 751 г. Москва. Национальная доктрина образования
в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/182563/ (Дата обращения: 01.02.2024).
3. Приказ Минпросвещения России от 01.09.2022 N 796 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования». (Зарегистрировано
в Минюсте России 11.10.2022 N 70461). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru. (Дата обращения: 01.02.2024).
4. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009
№ 15785). Режим доступа: https://lic43sar.gosuslugi.ru/ netcat_files/30/69/FGOS_NOO_Prikaz_Minobrnauki_Rossii_ot_06.10.2009_N_373.pdf. (Дата обращения: 01.02.2024).
5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Р.Ф. Д.А. Медведевым) // Вестник образования. - 2010.-№ 4.- с. 62.
6. Андреева Е. Л. Формирование временных представлений у дошкольников с нарушением слуха: методическое пособие [электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. М.: ИКП, 2023. Режим доступа: https://ikp-rao.ru/wpcontent/uploads/2024/02/Formirovanie_vremennyh_predsta vlenij_u_doshkolnikov_s_narusheniem.pdf. (Дата обращения: 01.02.2024).
7. Андреева Л. В. Сурдопедагогика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Людмила Витальевна Андреева; Под науч. ред. Н.М. Назаровой, Т.Г. Богдановой. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 576 с. ISBN 5-7695-0858-2.
8. Актуальные вопросы охраны здоровья детей и подростков. – Екатеринбург: [б.и.], 2001. – 220 с.
9. Базоев В.З., Паленный В.А. Человек из мира тишины. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2002. - 815 с. ISBN 5-94628-028-7.
10. Белова Н. И. «Специальная дошкольная сурдопедагогика» — М., 1985. [Электронный ресурс]. URL: https://djvu.online/file/RCsrlPS9YD3t0. (Дата обращения: 01.02.2024).
11. Бирюкова Ю.Н. Формирование здорового образа жизни
у учащихся общеобразовательной школы на основе здоровьесберегающих технологий. Автореферат диссертации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-u-uchaschihsya-obscheobrazovatelnoy-shkoly-na-osnove-zdoroviesberegayuschih-tehnolog. (Дата обращения: 06.02.2024).
12. Богоявленская Н.С. Приемы формирования представлений о временах года у детей с ОВЗ в работе логопеда, дефектолога. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://помощдетям.рф/parus/files/2020-04-10-logoped-formir-vremena-goda.pdf. (Дата обращения: 06.02.2024).
13. Боскис Р.М. Некоторые принципы диагностики аномального развития ребенка с частичным поражением анализатора (к теории вопроса) // Известия АПН РСФСР. – М., 1961. – Вып. № 117. – С. 3-16
14. Бурова Н. И. Развитие связной речи слабослышащих школьников на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Методические рекомендации. Челябинск, 2021. - 35 с.
15. Валюх М.Н. Голева Л.В. Диагностика здоровьеориентированной направленности личности. Теория инновационной деятельности Инновационные проекты и программы в образовании, 2011. - с 13-15.
16. Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). – М.: «Просвещение», 1969. – 253 с.
17. Венгер Л.А. «...Игра как вид деятельнсости....». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP031978/VIv-163.htm#$p163. (Дата обращения 12.02.2024).
18. Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - с. 244-268.
19. Гоголева Т.А. Формирование у детей 6-7 лет представлений о сезонных изменениях в природе посредством экологического дневника. Магистерская диссертация. 44.04.02 Психолого-педагогическое образование. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/8428/1/Гоголева%20Т.А._ППОм. (_1601а.pdf. (Дата обращения: 12.02.2024).
20. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с.
21. Головчиц Л.А.. Коррекционно-педагогическая помощь дошкольникам с недостатками слуха с комплексными нарушениями в развитии. //Дефектология. - № 6. 2006. -С.42-48
22. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с. ISBN 978-5-7695-4068-4.
23. Диагностическое обследование детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Сарпова Д.В., Толмачева А.В., Дерюга М.В., Вильцева В.В., Лучкина П.К., Мамонтова Е.С. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ppt-online.org/1071046. (Дата обращения: 17.02.2024).
24. Дошкольная педагогика: учеб.пособие / Сост. Т.В. Газизова, З.У. Колокольникова, Т.А. Колесникова, Э.Г. Сабирова, С.В. Митросенко, - Красноярск: Сиб. федерал. ун-т, 2018. – 184 с. ISBN 978-5-7638-4045-2.
25. Зарин А. П. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребёнка с проблемами в развитии: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2015.
26. Использование учебного оборудования в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья: Методические рекомендации / Сост. И.С. Павлей. – 2-е изд., испр. и доп. – Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2019. – 52 с.
27. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-еизд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 416 ISBN 5-7695-0816-7.
28. Коновалова З.И. Михайлова Г.Л. Индивидуальная карта развития ребенка-дошкольника с задержкой психического развития. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д. Нижние Юри Малопургинского района Удмуртской Республики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://shkolanizhneyurinskaya-r18.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/67/2542/Individual_naya_karta_razvitiya_ZPR.pdf. (Дата обращения 12.02.2024).
29. Косымова А.Н. Изучение и коррекция представлений об окружающем мире младших школьников с нарушениями интеллектуального развития : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.10 Иркутск, 2006 193 с. РГБ ОД, 61:07-19/46. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dslib.net/psixologia-korrekcji/izuchenie-i-korrekcija-predstavlenij-ob-okruzhajuwem-mire-mladshih-shkolnikov-s.html. (дата обращения 12.02.2024).
30. Красова Т.Д., Чуйкова Ж.В. К 78 Дошкольная педагогика: учебное пособие. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2019. – 76 с.
31. Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения) - Москва - Ростов-на Дону, 2005.
32. Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст / Н.С. Лейтес. – М.: Педагогика. 1971. – 280 с. с
33. Манохина Н.Н., Кубанова К.Х. Уточнение представлений об окружающем мире у младших школьников с нарушением зрения и слуха в ходе внеурочной деятельности // Молодой исследователь Дона. – 2021. – № 4 (31). – С. 118-120.
34. Маслова Е.С. Формирование изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом 13.00.03 - Коррекционная педагогика (сурдопедагогика) Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва, 2010.
35. Миронова М.Ю. Формирование представлений о временах года у слабослышащих и глухих детей дошкольного возраста через дидактическую игру «Ходилки». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.1urok.ru/categories/20/articles/30286. (Дата обращения 12.02.2024).
36. Морозова В.В. Формирование временных понятий у дошкольников с нарушением слуха. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://emc21.ru/wp-content/uploads/2017/09/Statya-Morozova-.pdf. (Дата обращения 12.02.2024).
37. Нудельман М.М. Методы исследования воображения аномальных детей. –– MГПИ им. В.И.Ленина, 1978. - 64 с.
38. Построение индивидуального образовательного маршрута ребёнка с ограниченными возможностями здоровья посредством внеурочной деятельности: метод. рекомендации / Г. О. Рощина, Л. В. Жаворонкова, Л. Б. Паутова, и др. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. — 68 с.
39. Примерный пакет диагностических методик для оценки психофизического состояния лиц с нарушениями слуха от 0 до 18 лет. Методики, выявляющие особенности развития слухового восприятия, используемые сурдопедагогом для детей младенческого возраста (от 0 до 1 года). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cppisp33.ru/files/18.1razdel_5.2._paket_dm_surdo_0_18._doc.pdf. (Дата обращения 12.02.2024).
40. Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития / Под ред. Л.А. Головчиц. — М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2003. — 128 с. ISBN 5-94678-038-7.
41. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями слуха и зрения при проведении обследования ПМПК : методические рекомендации / под общ. ред. И. А. Журавлевой, авт. - сост.: В. С. Городицкая [и др.] ; автономное учреждение дополнительного
профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования». – Ханты-Мансийск : Институт развития образования, 2021. – 61 с.
42. Пушина Е.А. Методика изучения представлений о времени у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vospitatelds.ru/categories/4/articles/4428. (Дата обращения 12.02.2024).
43. Сапогова, Е.Е. Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6 – 7 лет / Е.Е. Сапогова. – М., 1986. 11 с.
44. Современные методики и инновации в преподавании общеобразовательных дисциплин программ среднего профессионального образования. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metodiki-i-innovatsii-v-prepodavanii-obscheobrazovatelnyh-distsiplin-programm-srednego-professionalnogo-obrazovaniya/viewer. (дата обращения 01.02.2024).
45. Соловьева О.В. Психологические особенности формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха. // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2020. N 1. [Электронный ресурс] URL: http://ppip.idnk.ru. (Дата обращения: 12.02.2024).
46. Тапенева А.А. Формирование преставлений об окружающем мире у старших дошкольников с нарушением слуха. Автореферат магистерской работы. 44.04.03 Специальное (дефектологическое образование) профиля «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушением слуха». Саратов, 2020. - 8 с.
47. Труханова Ю.А. Исследование сформированности воображения у слабослышащих дошкольников. Вестник Череповецкого государственного университета, - №1, 2011. - с. 28-32. [Электронный ресурс]. Режим доступа: file:///C:/Users/prikol/Downloads/issledovanie-sformirovannosti-voobrazheniya-u-slaboslyshaschih-doshkolnikov%20(1).pdf. (Дата обращения 16.02.2024).
48. Труханова Ю.А. Психологические условия развития воображения у слабослышащих старших дошкольников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. 19.00.10 - коррекционная психология. - Нижний Новгород, 2011. - 25 с.
49. Хайдарпашич М.Р. Представления о мире, формирующиеся
у дошкольников в условиях инклюзивного и специального образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-52/ideas-about-the-world-formed-in-preschoolers-in-the-conditions-of-inclusive-and-special-education. (Дата обращения: 12.02.2024).