Ключевые факторы успеха стартапов в России

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Менеджмент
  • 71 71 страница
  • 54 + 54 источника
  • Добавлена 04.04.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы управления стартап-проектами 6
1.1. Сущность и классификация стартапов 6
1.2. Факторы, влияющие на стартап-проекты: общая характеристика 23
1.3. Зарубежный опыт управления стартапами 28
Глава 2. Практический анализ и оценка переводящего зарубежного опыта 34
2.1. Особенности реализации стартап-проектов в IT-сфере на примере «Ava Robotics» 34
2.2. Особенности реализации стартап-проектов в сфере здравоохранения на примере компании «ZocDoc» 39
2.3. Особенности реализации стартап-проектов в сфере энергетики на примере компании «Tesla» 42
Глава 3. Тенденции и перспективы развития стартап-проектов в России 48
3.1. Условия эффективного внедрения и масштабирования передового опыта управления стартапами 48
3.2. Общий алгоритм и комплекс мероприятий по повышению эффективности управления стартапами 51
3.3. Предварительная оценка предложенных мер с учетом нестабильности факторов внешней среды 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66

Фрагмент для ознакомления

Одна из главных — это то, что в России не сформировалась развитая предпринимательская культура, которая бы привела к стимулированию роста стартапов.Первая - это отсутствие государственной поддержки, хотя в последние годы видны некоторые улучшения в этом вопросе, они все еще довольно пассивны и не покрывают всех предпринимателей, здешнему правительству нужно разработать более комплексную программу поддержки, включающюю и финансовую поддержку, и программы менторинга, и упрощение законов. Вторая - это слабая бизнес инфраструктура предназначенная именно для стартапов - здесь нет хороших инкубаторов, акселераторов, технопарков и тд и тп, предоставляющих ресурсы и поддержку для проживания стартапов, особенно в провинции. Третья - это недостаток средств от венчурных фондов, да и в привлечении инвесторов в целом. Одна из сложностей заключается в отсутствии информации о компаниях, которые могут заинтересовать инвесторов. Это делает трудной задачу поиска хороших вкладов. Ещё одна проблема - это нехватка профессионалов в инновационной сфере и управлении венчурными проектами. Стране не хватает квалифицированных управляющих, которые бы понимали сложности работы со стартапами. Сопротивление переменам тоже мешает прогрессу. Многие компании не хотят внедрять новшества и это служит барьером для инновационного роста страны, замедляя спрос на стартапы и тормозя развитие экосистемы. 3.2. Общий алгоритм и комплекс мероприятий по повышению эффективности управления стартапамиДинамичный характер инновационной деятельности компаний сопровождается высоким уровнем неопределенности и нестабильности как во внешней, так и во внутренней среде. При реализации инновационных проектов, в том числе связанных с концепцией «Интернета вещей», могут возникнуть многочисленные риски. Рисунок 4-Алгоритм управления стартапамиДанная модель включает методические инструменты гибкого управления, тем самым снижая неопределенность и учитывая изменения во внешней и внутренней среде системы управления проектами. Представлен алгоритм, способствующий обоснованному выбору подходов к управлению инновационными проектами. Алгоритм учитывает особенности проекта и необходимость масштабируемости.Алгоритм сформирован на основе проведенного выше исследования классического, гибкого и гибридного подходов к управлению инновационными проектами. Выделены группы критериев, которые помогут учитывать неопределенность инновационного проекта при выборе подходов и инструментов управления проектами.Управление рисками развития стартапа проводится с целью определения и контроля процессов инновационного развития или ситуаций, возникающих в процессе реализации инноваций как следствие возможных нежелательных изменений состояния внутренней и внешней среды. Для определения ключевых рисков развития используется алгоритм, представленный на рис 5.Рисунок 5 – Алгоритм управления рисками стартапамиДля снижения типовых рисков необходимо учитывать стадию жизненного цикла и ситуации, с которыми сталкивается предприниматель на этих стадиях. Анализ опыта работы стартапов позволил выделить следующие типовые риски стартапов и предложить типовые подходы к их снижению (табл. 6).Таблица 6 – Типовые наиболее распространенные риски и методы их снижения в стартапе№РискиМетоды развитияПосевная стадия1Ошибочность идеи, ее технологическая нереализуемостьПредварительная экспертиза, исследование технологическихвозможностей2Неэффективность использованиясоздаваемой технологииЗакладывание потребительских истоимостных параметров в ТЗ3Отсутствие ресурсов для реализацииидеиПоиск партнеров и изучение ресурсныхрынков4Несостоятельность бизнес-идеиПривлечение экспертов и консультантовдля разработки и оценки бизнес-идеи5Отсутствие эффективной защиты интеллектуальной собственностиРазработка специальной стратегии управления интелллектуальнойсобственностью (комплекс мер)6Недостаточная компетентность командыОбучение и воспитание7Проблемы с финансированиемОптимизация программы развития стартапа исходя из финансовых возможностей. Поиск альтернативныхисточников дохода и работа с инвесторами8Недоступность технологическихресурсов, высокая стоимость оборудованияПереход к схемам лизинга, аренды, аутсорсинга9Проблемы качества и потребительских свойств нового продуктаТестирование продуктов, учеттребований потребителей (в т.ч. к дизайну и сервису)10Срывы сроков намеченных планов по развитию стартапа, низкаяисполнительская дисциплинаИзначально высокое внимание к организационным вопросам.Формализация бизне-процессовСтадия стартапа1Противодействие и сложностирегистрацииПредварительное тщательное изучениетребований закона и подзаконных актов2Проблемы с продвижением продукта и технологииПредварительные маркетинговые исследования. Пробные продажи.Подготовка рынка к новшествам3Консерватизм потребителейОбучение и просвещение. PR4Неконкурентоспособностьпродукта/технологииПостоянный конкурентный анализ.Мониторинг рынка5Набор некомпетентного персоналаПовышенный№РискиМетоды развитияконтроль+Обучение+Воспитание6Недостаточная инвестиционная привлекательность, проблемы с финансированиемПоиск стратегических партнеров, оптимизация бизнес-модели, поиск альтернативных источниковфинансирования7Конфликты в коллективе. Болезни ростаЧеткое распределение обязанностей и разграничение полномочий.Формализация бизнес-процессов8Нарушение сроков выполнения работ.Срыв обязательствТайм-менеджмент. Проектноеуправление9Недостаточные темпы роста из-за сложностей на рынкеРазработка эффективной стратегии маркетинга. Поиск партнеров и созданиедилерских сетей10Коррупция и др. негативныеобщественные явлетсяPR/GRУправление рисками в стартапах базируется также на развитии компетенций и команды малого инновационного предприятия.Для того чтобы развивать лидерские качества, существует ряд приемов и методов, основные из которых представлены в табл. 6.Таблица7–Методыразвитиялидерскихкомпетенций,необходимых предпринимателю в стартапеКомпетенции иличные качества предпринимателяМетоды развитияОрганизаторские способностиВзять за жесткое правило:– четкое планирование (долгосрочное, краткосрочное и среднесрочное) – должно быть неукоснительной нормойобязательно мониторить ситуацию, быть в курсе всех связанных с реализацией мероприятий событийстараться максимально предупреждать возможные срывы и проблемыРечевые икоммуникативные навыкиПосещение специальных тренингов. КоачингСпособность увлечь людейПрежде всего, самому быть увлеченным и уверенным в правильности идеи. Для этого нужно вникать во все детали, обдумывать различные варианты развития событий, иметь«запасные» стратегии – т.е. точно знать – что и для чего ты делаешь. Это качество основано, прежде всего, на доверии людей, которые должны делать то, что предприниматель от них хочет. Такое доверие может возникнуть после нескольких успешно реализованных этапов.Неординарное мышление, изобретательностьВ литературе описано множество примеров; можно, изучая их, настроиться на подобный способ принятия решений, особенно в критических ситуациях. Кроме того, существуют технологии (ТРИЗ). Если задаться целью – можно начатьмыслить неординарноКомпетенции иличные качества предпринимателяМетоды развитияСпособность/желание брать на себя ответственностьЭто качество проявляется, когда наступает неизбежность этой ответственности. После 2 – 3 таких ситуаций страх перед тем, что твоя ошибка дорого обойдется предпринимателю и компании, перестает доминировать, на первый план выходит желание с максимальнойэффективностью решить задачу.Способность доводить дело до конца, достигатьпоставленной целиЕжедневно следовать намеченным планам, не допускать, чтобы ситуации пускалась «на самотек», неукоснительно выполнять данные себе и другим обещания3.3. Предварительная оценка предложенных мер с учетом нестабильности факторов внешней средыВо время оценки предлагаемых мер, беря во внимание непостоянность экологических причин у нас в стране, следует обратить внимание на один или два аспектов. Во-1-х, экономические причины играют решающую роль, так как русская экономика подвержена разным колебаниям, включая конфигурации цен на нефть, геополитическую напряженность и санкции. Эти причины могут очень сильно воздействовать на стабильность и рост компаний, работающих у нас в стране.вот поэтому, при осуществлении инноваторских проектов, компании обязаны учесть возможное воздействие экономических причин на фуррор собственных проектов и соответствующим образом корректировать свои стратегии. Во-2-х, нормативные причины играют также главную роль. У нас в стране существует непростая нормативно-правовая база, с частыми переменами законов и нормативных актов. Такое может сделать неопределенность для компаний, реализующих инноваторские проекты, поскольку им необходимо обеспечить соблюдение новейших нормативных требований. Поэтому компаниям следует пристально следить за изменениями в законодательстве и адаптировать меня называют Господом практикует управлению проектами для устранения любых потенциальных рисков либо заморочек, возникающих в итоге конфигураций в законодательстве. 3-ий главный фактор - научно-технические нюансы. Научно-технические заслуги являются главными в стимулировании нововведений. Но, темпы научно-технических конфигураций могут являться непредсказуемыми, и компаниям нужно быть в курсе заключительных тенденций и разработок. Реализация проектов в области Интернета вещей просит от компаний глубочайшего осознания новых технологий и их потенциального воздействия на фуррор проектов. Упругость в распоряжении проектами нужна для адаптации к научно-техническим достижениям и их включения в проект по мере необходимости. Рыночные причины также главны для оценки. Русский рынок характеризуется конфигурацией потребительских предпочтений, динамикой конкуренции и развитием рыночных тенденций. Компаниям необходимо постоянно смотреть за рыночными условиями и подходящим образом адаптировать свои стратегии управления проектами. Упругость в управлении проектами дает возможность компаниям живо реагировать на изменения базара и корректировать цели и стратегии собственных проектов по мере надобности.Как следует из этих причин становится разумеется, что предложенная концептуальная модель, сочетающая упругость и стратегическое управление, отлично подходит для управления инноваторскими проектами у нас в стране. Акцент модели на гибкости дозволяет компаниям преодолевать неопределенность и нестабильность внешней среды, согласовывая цели собственных проектов со стратегическими задачками. Используя предоставленный метод, компании могут принимать обоснованные решения о подходах и приборах управления проектами, которые превосходнейшим образом подходят определенным требованиям и нуждам масштабируемости их инноваторских проектов в России.Для подготовительной оценки предлагаемых мер и их воздействия на нестабильные причины наружной среды в России нужно учесть определенный контекст и происшествия осматриваемого стартапа. Однако, вот некие общие наблюдения:1. Проведение подготовительного исследования и исследования научно-технических способностей. Это поможет выявить потенциальные опасности и задачи, связанные с осуществимостью и практичностью идеи стартапа. В России принципиально учитывать наличие соответственных технологий и дополнительных сервисов для помощи реализации идеи.2. Включение потребительских и стоимостных характеристик в техзадание. При адаптации продукта либо услуги к базару России, принципиально учесть потребности и предпочтения мотивированных потребителей. Также нужно кропотливо проанализировать издержки, чтоб обеспечить конкурентоспособность на базаре.3. Поиск партнеров и исследование базаров ресурсов. Сотрудничество с надежными партнерами и исследование базаров ресурсов может понизить риск нехватки ресурсов либо неимения финансирования. У нас в стране важно установить крепкие отношения с партнерами и выучить разные варианты финансирования.4. Вербование знатоков и консультантов для разработки и оценки бизнес-идеи. Воззвание к профессионалам с опытом работы и пониманием местного базара может посодействовать выявить потенциальные недочеты либо слабенькие места бизнес-идеи. У нас в стране принципиально работать с знатоками, имеющими знания и опыт динамики базара.5. Разработка стратегии управления умственной собственностью. Охрана умственной собственности имеет принципиальное значение для стартапов. У нас в стране нужно ориентироваться в рамках закона и давать обеспечение адекватную охрану прав на умственную собственность.6. Обучение и развитие командной компетентности. Неизменное обучение и развитие являются необходимыми для стартап-команды. У нас в стране инвестиции в программки обучения и образовательные ресурсы помогут повысить квалификацию команды.7. Оптимизация программки развития стартапов учитывая денежных способностей. Беря во внимание денежные ограничения и рыночные условия у нас в стране, принципиально кропотливо планировать и улучшить программку развития стартапов, чтоб обеспечить финансовую устойчивость.8. Внедрение схем лизинга, аренды и аутсорсинга технологических ресурсов. Внедрение других вариантов, в том числе лизинг, аренда либо аутсорсинг, может посодействовать уменьшить денежные опасности, связанные с высочайшей стоимостью оборудования и ресурсов. У нас в стране принципиально оценить доступность и экономическую эффективность таких вариантов.9. Тестирование продукции и учет требований потребителей. Тщательное тестирование продукции и учет требований потребителей, включая дизайн и сервис, посодействуют обеспечить качество продукции и удовлетворить ожидания клиентов. У нас в стране осознание предпочтений местных потребителей и требований базара имеет важное значение.10. Разработка действенной рекламной стратегии и поиск партнеров. На конкурентноспособном российском базаре актуально главны верно определенная маркетинговая стратегия и связи, помогающие стимулировать рост и проникновение на рынок. Принципиально адаптировать стратегию под местные рыночные условия и культурные характерные черты.11. Четкоерассредотачивание обязанностей и формализация бизнес-процессов. Установление точных ролей и повинностей снутри команды и формализация бизнес-процессов посодействуют смягчить конфликты и обеспечить бесперебойную работу. У нас в стране главно сделать прозрачные каналы связи и продвигать культуру ответственности.12. Контроль проектирования и управление временем. Внедрение действенных методов управления проектами, включая контроль проектирования и управление временем, поможет обеспечить своевременную доставку и исполнение обязанностей. У нас в стране нужно учесть потенциальные трудности, связанные с бюрократией и административными процедурами.13. Разработка действенной рекламной стратегии и поиск партнеров. На конкурентноспособном российском базаре актуально главны четко определенная маркетинговая стратегия и связи, помогающие провоцировать рост.Беря во внимание нестабильные причины внешней среды в России, рекомендуется направить внимание на последующие мероприятия и развитие лидерских компетенций, которые окажут положительное воздействие:1. Организационные способности. Развитие сильных организационных способностей может помочь стартапам удачно ориентироваться в непредсказуемой и нестабильной наружной среде у нас в стране. Серьезное планирование и систематический мониторинг ситуации позволят выявить потенциальные опасности и предупредить вероятные проблемы.2. Речевые и коммуникативные способности. Улучшение речевых и коммуникативных навыков через обучение и коучинг поможет предпринимателям отлично презентовать свои идеи и цели заинтересованным сторонам. Это содействует легкому совместной работе и укреплению обоюдного доверия, что имеет принципиальное значение в нестабильной среде.3. Способность увлекать людей. Страсть и уверенность в собственной идее, также наличие других стратегий посодействуют бизнесменам привлечь и воодушевить которые важно завоевывая их доверие. Это доверие является нужным условием для мотивации и координации членов команды чтобы достигнуть цель стартапа, необыкновенно в нестабильной среде.4. Неординарное мышление и изобретательность. Развитие необычного мышления и изобретательности поможет бизнесменам думать креативно и принимать инноваторские решения, в особенности в критичных ситуациях. Исследование примеров и технологий, в том числе метод ТРИЗ, готов стать источником воодушевленья и руководства.5. Готовность и способность нести ответственность. В нестабильной среде принятие ответственности становится главным фактором для стартапов. Преодоление ужаса совершить может быть дорогостоящие оплошности и развитие желания отлично решать задачи посодействуют бизнесменам успешно управляться с неопределенностями и приспособиться к меняющимся обстоятельствам.6. Способность довести закрепить дело, добиться поставленных целей. Систематичное последовательное исполнение планов, не дозволяя ситуациям идти своим чередом, и выполнение обещаний, данных себе и прочим, являются неотъемлемыми атрибутами стартапов для достижения целей в нестабильной среде.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ дипломной работе был сделан анализ успешных опытов создания и развития бизнесов в инновационных средах. По результатам анализа был определен процесс генерации идей, формирования бизнес-концепции и их реализации в виде стартапов. Стартапы - это небольшие, инновационные предприятия на ранних стадиях развития. Успех и перспективы роста стартапа зависят от качества его бизнес-идеи и компетентности команды. Обычно команда стартапа состоит из 2-5 человек.Существует несколько траекторий развития для стартапов:1. Быстрый рост, ведущий к расширению и доминированию на рынке, часто пионерствуя в новых отраслях.2. Медленный рост, занимающий нишевый рынок с уникальными компетенциями и достижением монопольного положения.3. Неудача, приводящая к банкротству или поглощению другим бизнесом.4. Редко, стартап выживает как маленькое, инновационное предприятие благодаря харизме и таланту своего лидера.Долгосрочность существования стартапа на рынке можно объяснить доступом к уникальным ресурсам, компетенциям менеджеров и исполнителей или существенным конкурентным преимуществом, которое не может быть воспроизведено конкурентами.В России существует установленная система поддержки инноваций, которая способствует созданию и развитию успешных стартапов. Проект Зворыкина, множество бизнес-инкубаторов и региональных венчурных фондов обеспечивают поддержку малых инновационных предприятий. Однако окончательный успех стартапа зависит от инновационного предпринимателя, их компетенций и предпринимательства.Традиционные подходы к внешнему воздействию и упаковке эффективны только на ранних стадиях стартапа. Для обеспечения дальнейшего роста и развития необходимо полностью использовать компетенции всех членов команды и применять подход «изнутри – наружу».Управление рисками и развитие стартапа требуют нового подхода, который учитывает конкретный этап жизненного цикла и основан на компетенциях. Компетентность команды играет ключевую роль в успехе стартапа и снижении рисков развития. Нужно интегрировать управление и маркетинг в стартап с самой идеи, а также продавать продукт до его реального существования и формирования жизнеспособной бизнес-идеи для достижения успеха и обеспечения дальнейшего развития малого инновационного предприятия.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 29.03.2023)2. Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения 29.03.2023)3. Аббасова О.М. Совершенствование развития предприятий малого бизнеса / О.М. Аббасова // Вестник Академии знаний. – 2020. – No 3 (38). – С. 10–144. Асташов В.В. Бережливый стартап. // Международный научный журнал «Вестник науки» № 6 (15) Т.3 Июнь 2019. С. 10 – 14. / file:///C:/Users/%D0%9F%D0%9A/Downloads/berezhlivyy-startap.pdf5. Анненкова В. Г., Цифровые и предпринимательские риски экономической безопасности бизнеса в России // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2019. — № 1. — С. 93-976. Архипенко В.М. Стратегическое управление компанией по продвижению стартапа: цели и методы // Новая наука: Современное состояние и пути развития. - 2020. - № и6-1. - С. 10-14.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28144382 (дата обращения : 17.02.24.).7. Бурдуковский В. Н. Жизненный цикл стартапа // Скиф. - 2019. - №11 (39). – С. 91-93. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42528213 8. Бурдуковский В.Н. Проблемы развития стартапа // Вопросы студенческой науки Выпуск №12 (40), декабрь 2019. С. 227-232 / file:///C:/Users/%D0%9F%D0%9A/Downloads/problemy-razvitiya-startapa.pdf9. Бланк С.М. Стартап: Настольная книга основателя / С.М. Бланк С.М., Б. Дорф. – 3-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 616 с.: / https://znanium.com/catalog/product/9240010. Бенгина П.М. Инвестиционная привлекательность стартапов. "Теория и практика современной науки" №1(19) 2017. С. 111-113 / file:///C:/Users/%D0%9F%D0%9A/Downloads/investitsionnaya-privlekatelnost-startapov.pdf11.Венберг А.В. Рецензент И. В. Лесковец. Управление стартап-проектами. Белорусско-Российский университет, 2020. – 43 с. / http://e.biblio.bru.by/bitstream/handle/1212121212/15286/298_Upravlenie_startap_proektami_PZ.pdf?sequence=1&isAllowed=y12. Валитов Ш.М., Ахметов Ш.Т. Особенности создания и реализации стартаппроектов в современной экономике // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2015. - № 4. – С. 17-22. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25672552 (дата обращения : 17.02.24.).13. Ванин А. Акселераторы в современной венчурной индустрии // Наука и инновации. - 2015. - № 3 (145). - С. 36-41. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23215746 (дата обращения : 17.02.24.).14. Гапонова О.С., Коршунов И.А. Функции обучения в инновационномстартапе // Инновации. - 2015. - №5 (199). – С. 76-85. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24108852 (дата обращения : 17.02.24.).15. Гарчук И.М., Кулакова Л.О., Кулаков И.А. Электронный учебно-методический комплекс по учебной дисциплине старт-ап. 2022. – 63 с. / https://rep.bstu.by/bitstream/handle/data/32211/%D0%AD%D0%A3%D0%9C%D0%9A%20%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BF%20%D0%AD%D0%AD%D0%91%202022_%D0%93%D0%B0%D1%80%D1%87%D1%83%D0%BA%20%D0%98%D0%9C%20%D0%9A%D1%83%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%9B%D0%9E%20%D0%9A%D1%83%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%98%D0%90%202022.pdf?sequence=1&isAllowed=y16. Зюзина Н.Н. Особенности маркетинга стартапа. "Экономикаисоциум" №4(23) 2016. С. 754-757. / file:///C:/Users/%D0%9F%D0%9A/Downloads/osobennosti-marketinga-startapa.pdf17. Ицаков Е.Д. Учебно-методическое пособие по проведению учебно-практического курса "Стартап как проект" Дело (РАНХиГС). 2021 – 28 с. / https://znanium.ru/catalog/document?id=39423118. КорзюкД.И., ТекучёваС.Н. СтартапывРоссии: актуальныевопросыразвития // Internationaljournalofprofessionalscience. – 2019. - № 7. – С. 15-38. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39245602(дата обращения : 17.02.24.).19. Кузнецова И.А. Цели, задачи и формы финансирования инноваций // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 12-10. - С. 65-69. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27675657(дата обращения : 17.02.24.).20. Кибирёв И.В. Вьетнам – страна стартапов // Вьетнамские исследования. 2020. №1. С. 89-92 / https://cyberleninka.ru/article/n/vietnam-strana-startapov (дата обращения : 17.02.24.).21. Рыжов А.П. Методы оценки технологических стартапов // Правовая информатика. 2022. №3. С. 23-29 / https://cyberleninka.ru/article/n/metody-otsenki-tehnologicheskih-startapov (дата обращения : 17.02.24.).22. Савина С.А., Чернявская Е.Ю., Гапоненко Ю.В. Экономическая эффективность IT-стартапа // Вопросы инновационной экономики. 2020. №1. С. 511-520 / https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-effektivnost-it-startapa(дата обращения : 17.02.24.).23. Савина С.А., Чернявская Е.Ю., Гапоненко Ю.В. Экономическая эффективность IT-стартапа. Вопросы инновационной экономики. Том 10, Номер 1, Январь-март 2020 С. 511-520. Russian Journal of Innovation Economic ISSN 2222-0372 / file:///C:/Users/%D0%9F%D0%9A/Downloads/ekonomicheskaya-effektivnost-it-startapa.pdf (датаобращения : 17.02.24.).24. Спиридонова Е.А. Создание стартапов: учебник для вузов / Е. А. Спиридонова. – М.: Юрайт, 2023. – 193 с. / https://urait.ru/bcode/51989625.. Левенцов В.А., Гадиров Н.В.О., Рыкова А.М. Стратегическое планирование для организации предприятий-стартапов / Эксперт года 2018 сборник статей II Международного научно-практического конкурса. - Пенза: Наука и Просвещение, 2018. - С. 60-63. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32649259&pf=1(дата обращения : 17.02.24.).27.. Марахина И. В. Инвестиционная инфраструктура белорусской стартапэкосистемы: субъекты, проблемы и направления развития // Банковский вестник. - 2020. - № 7 (684). - С. 49-58. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43787283(дата обращения : 17.02.24.).28. Мзарелуа Л.П. Особенности инвестирования в стартапы. Economy and Business. DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10432. Journal of Economy and Business, vol. 5-2 (63), 2020 С. 86-89 / file:///C:/Users/%D0%9F%D0%9A/Downloads/osobennosti-investirovaniya-v-startapy.pdf (датаобращения : 17.02.24.).29. Маркушин Н. Ю., Ковалевская Н. В., Парфенёнок Н. Л. Стартап: курс для начинающих. Учебное пособие по основам предпринимательства. Под научной редакцией доктора экономических наук, профессора В. А. Шамахова. - Санкт-Петербург 2022. – 223 с. / https://smarteka.com/uploads/files/2022/06/10/39eb05bf-b941-4514-b0aa-3ab39d67e260f6accf2b-071c-4097-aee2-2d89600ae798.pdf(дата обращения : 17.02.24.).30.Николаева Е. Делай сегодня! Опыт 64 успешных стартапов. – М.: Олимп-Бизнес, 2017. – 288 с. / https://www.directmedia.ru/book-494746-delay-segodnya-opyit-64-uspeshnyih-rossiyskih-startapov/?ysclid=lqecpwdmhd73781911831. Нефедова Л.В. Стартап-проекты в России: особенности становления и финансирования // Стратегические вызовы и тенденции социально-экономического развития регионов. Сборник научных трудов по итогам проведения круглого стола. - Москва: Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина, 2019. – С. 95–101. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42389479(дата обращения : 17.02.24.).32. Пивоварова Д.М., Крюкова А.А Акселераторы в инновационном бизнесе // EuropeanScience. - 2015. - № 6 (7). - С. 18-21. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24091767(дата обращения : 17.02.24.).33. Пронькина А.А., Тарадаева А.В. Бизнес-ангелы как основной источник инвестирования в малый и средний бизнес России // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2016. - № 2 (18). - С. 62-70. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26388599(дата обращения : 17.02.24.).34. Рубцова Н.В. Соотношение государственного регулирования и государственной поддержки предпринимательской деятельности // Российские регионы в фокусе перемен. Сборник докладов XIII Международной конференции. - Екатеринбург: ООО "Издательство УМЦ УПИ", 2019. - С. 49-52. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41165104&pf=1(дата обращения : 17.02.24.).35. Рыжов А.П. Методы оценки технологических стартапов // Правовая информатика. 2022. №3. С. 23-29 / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-otsenki-tehnologicheskih-startapov(дата обращения : 17.02.24.).36. Садвакасов Е.К., Абжалелова Ш.Р., Бактыбаева Ж.С. Бизнес-планирование как инструмент достижения стратегических целей организации // Internationalinnovationresearch. – 2018. – С. 154-158.37. Сажин Ю.Б., Косолап Е.Ю. Startup: предприятие или бизнес? // Инновации в менеджменте. – 2018. – № 1. – С. 56–65. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32809775(дата обращения : 17.02.24.).38. Салихова Е.Г. Исследование различий между стартапом и существующим бизнесом // Sciencetime. – 2015. – № 5. – С. 405–407. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23617577(дата обращения : 17.02.24.).39. Сягаева А.В., Юрасова О.И. Применение стартапов в современном бизнесе // Научный альманах. – 2015. - № 10-1 (12). – С. 412-415. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25078515(дата обращения : 17.02.24.).40. Савина С.А., Чернявская Е.Ю., Гапоненко Ю.В. Экономическая эффективность IT-стартапа // Вопросы инновационной экономики. 2020. №1. С. 511-520 / URL:https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-effektivnost-it-startapa(дата обращения : 17.02.24.).41.Фролова К.А. Состояние рынка стартапов в России // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2015. – № 2. – С. 78-81. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23384703(дата обращения : 17.02.24.).42. Фетисов В. А., Точки роста в экономической политике современной России в условиях внешних ограничений // Власть. — 2022. — № 3. — С. 150-15543. Янковский Р.М. Закон стартапа.М.: Стартап,2017. - 196 с. ISBN 978-5-9904334-0-3 / https://studfile.net/preview/17114765/44. Berry G., Shabana K.M. Adding a strategic lens to feasibility analysis // New England Journal of Entrepreneurship. - 2020. - Vol. 23, Issue 2. - P. 67-78. DOI: https://doi.org/10.1108/NEJE-08-2019-0036(датаобращения : 17.02.24.).45. Daub C.-H., Hasler M., Verkuil A.H., Milow U. Universities talk, students walk: promoting innovative sustainability projects // International Journal of Sustainability in Higher Education. - 2020. - Vol. 2, Issue 1. - P. 97-111. h DOI: ttps://doi.org/10.1108/IJSHE-04-2019-014946. Rowan A.P. Startup Vietnam: Innovation and Entrepreneurship in the Socialist Republic. – Herndon (VA): Mascot Books, 2019. – 288 p. / https://www.amazon.com/Startup-Vietnam-Innovation-Entrepreneurship-Socialist/dp/1643072609/ref=tmm_pap_swatch_0?_encoding=UTF8&qid=&sr=&asin=1643072609&revisionId=&format=4&depth=1 47. Lesonsky R. Start your own business: the only startup book you'll ever need. – Irvine (CA): Entrepreneur Press, 2007. – xiv, 720 p. / https://archive.org/details/startyourownbusi00leso 48. The Hard Thing About Hard Things: Building a Business When There Are No Easy Answers by Ben Horowitz. Hardcover – 24 April 2014. – 304 р. / https://www.amazon.co.uk/dp/0062273205?linkCode=gs2&tag=upjourney-2149. Mastering the VC Game: A Venture Capital Insider Reveals How to Get from Start-up to IPO on Your Terms by Jeffrey Bussgang. Terms Paperback – Illustrated, 27 Sept. 2011. – 256 р. / https://www.amazon.co.uk/dp/1591844444?linkCode=gs2&tag=upjourney-2150. Reinvent Your Business Model: How to Seize the White Space for Transformative Growth by Mark W. Johnson. Illustrated, 10 July 2018. – 240 р. / https://www.amazon.co.uk/dp/1633696464?linkCode=gs2&tag=upjourney-2151. Traction: Get a Grip on Your Business by Gino Wickman. Illustrated, 19 April 2012. – 246 р. / https://www.amazon.co.uk/dp/1936661837?linkCode=gs2&tag=upjourney-2152. Crossing the Chasm, 3rd Edition: Marketing and Selling Disruptive Products to Mainstream Customers (Collins Business Essentials) by Geoffrey A. Moore. Jan. 2014. – 288 р. / https://www.amazon.co.uk/dp/0062292986?linkCode=gs2&tag=upjourney-2153. The Copywriter’s Handbook: A Step-By-Step Guide To Writing Copy That Sells by Robert W. Bly. The Copywriter's Handbook Paperback – 6 April 2016. – 416 р. / https://www.amazon.co.uk/dp/0805078045?linkCode=gs2&tag=upjourney-2154. Crushing It!: How Great Entrepreneurs Build Their Business and Influence-and How You Can, Too by Gary Vaynerchuk. Paperback – International Edition, 20 July 2023. – 288 р. / https://www.amazon.co.uk/dp/0062845020?linkCode=gs2&tag=upjourney-21

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 29.03.2023)
2. Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения 29.03.2023)
3. Аббасова О.М. Совершенствование развития предприятий малого бизнеса / О.М. Аббасова // Вестник Академии знаний. – 2020. – No 3 (38). – С. 10–14
4. Асташов В.В. Бережливый стартап. // Международный научный журнал «Вестник науки» № 6 (15) Т.3 Июнь 2019. С. 10 – 14. / file:///C:/Users/%D0%9F%D0%9A/Downloads/berezhlivyy-startap.pdf
5. Анненкова В. Г., Цифровые и предпринимательские риски экономической безопасности бизнеса в России // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2019. — № 1. — С. 93-97
6. Архипенко В.М. Стратегическое управление компанией по продвижению стартапа: цели и методы // Новая наука: Современное состояние и пути развития. - 2020. - № и6-1. - С. 10-14.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28144382 (дата обращения : 17.02.24.).
7. Бурдуковский В. Н. Жизненный цикл стартапа // Скиф. - 2019. - №11 (39). – С. 91-93. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42528213
8. Бурдуковский В.Н. Проблемы развития стартапа // Вопросы студенческой науки Выпуск №12 (40), декабрь 2019. С. 227-232 / file:///C:/Users/%D0%9F%D0%9A/Downloads/problemy-razvitiya-startapa.pdf
9. Бланк С.М. Стартап: Настольная книга основателя / С.М. Бланк С.М., Б. Дорф. – 3-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 616 с.: / https://znanium.com/catalog/product/92400
10. Бенгина П.М. Инвестиционная привлекательность стартапов. "Теория и практика современной науки" №1(19) 2017. С. 111-113 / file:///C:/Users/%D0%9F%D0%9A/Downloads/investitsionnaya-privlekatelnost-startapov.pdf
11.Венберг А.В. Рецензент И. В. Лесковец. Управление стартап-проектами. Белорусско-Российский университет, 2020. – 43 с. / http://e.biblio.bru.by/bitstream/handle/1212121212/15286/298_Upravlenie_startap_proektami_PZ.pdf?sequence=1&isAllowed=y
12. Валитов Ш.М., Ахметов Ш.Т. Особенности создания и реализации стартаппроектов в современной экономике // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2015. - № 4. – С. 17-22. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25672552 (дата обращения : 17.02.24.).
13. Ванин А. Акселераторы в современной венчурной индустрии // Наука и инновации. - 2015. - № 3 (145). - С. 36-41. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23215746 (дата обращения : 17.02.24.).
14. Гапонова О.С., Коршунов И.А. Функции обучения в инновационном стартапе // Инновации. - 2015. - №5 (199). – С. 76-85. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24108852 (дата обращения : 17.02.24.).
15. Гарчук И.М., Кулакова Л.О., Кулаков И.А. Электронный учебно-методический комплекс по учебной дисциплине старт-ап. 2022. – 63 с. / https://rep.bstu.by/bitstream/handle/data/32211/%D0%AD%D0%A3%D0%9C%D0%9A%20%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BF%20%D0%AD%D0%AD%D0%91%202022_%D0%93%D0%B0%D1%80%D1%87%D1%83%D0%BA%20%D0%98%D0%9C%20%D0%9A%D1%83%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%9B%D0%9E%20%D0%9A%D1%83%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%98%D0%90%202022.pdf?sequence=1&isAllowed=y
16. Зюзина Н.Н. Особенности маркетинга стартапа. "Экономика и социум" №4(23) 2016. С. 754-757. / file:///C:/Users/%D0%9F%D0%9A/Downloads/osobennosti-marketinga-startapa.pdf
17. Ицаков Е.Д. Учебно-методическое пособие по проведению учебно-практического курса "Стартап как проект" Дело (РАНХиГС). 2021 – 28 с. / https://znanium.ru/catalog/document?id=394231
18. Корзюк Д.И., Текучёва С.Н. Стартапы в России: актуальные вопросы развития // International journal of professional science. – 2019. - № 7. – С. 15-38. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39245602(дата обращения : 17.02.24.).
19. Кузнецова И.А. Цели, задачи и формы финансирования инноваций // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 12-10. - С. 65-69. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27675657 (дата обращения : 17.02.24.).
20. Кибирёв И.В. Вьетнам – страна стартапов // Вьетнамские исследования. 2020. №1. С. 89-92 / https://cyberleninka.ru/article/n/vietnam-strana-startapov (дата обращения : 17.02.24.).
21. Рыжов А.П. Методы оценки технологических стартапов // Правовая информатика. 2022. №3. С. 23-29 / https://cyberleninka.ru/article/n/metody-otsenki-tehnologicheskih-startapov (дата обращения : 17.02.24.).
22. Савина С.А., Чернявская Е.Ю., Гапоненко Ю.В. Экономическая эффективность IT-стартапа // Вопросы инновационной экономики. 2020. №1. С. 511-520 / https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-effektivnost-it-startapa(дата обращения : 17.02.24.).
23. Савина С.А., Чернявская Е.Ю., Гапоненко Ю.В. Экономическая эффективность IT-стартапа. Вопросы инновационной экономики. Том 10, Номер 1, Январь-март 2020 С. 511-520. Russian Journal of Innovation Economic ISSN 2222-0372 / file:///C:/Users/%D0%9F%D0%9A/Downloads/ekonomicheskaya-effektivnost-it-startapa.pdf (дата обращения : 17.02.24.).
24. Спиридонова Е.А. Создание стартапов: учебник для вузов / Е. А. Спиридонова. – М.: Юрайт, 2023. – 193 с. / https://urait.ru/bcode/519896
25.. Левенцов В.А., Гадиров Н.В.О., Рыкова А.М. Стратегическое планирование для организации предприятий-стартапов / Эксперт года 2018 сборник статей II Международного научно-практического конкурса. - Пенза: Наука и Просвещение, 2018. - С. 60-63. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32649259&pf=1 (дата обращения : 17.02.24.).
27.. Марахина И. В. Инвестиционная инфраструктура белорусской стартапэкосистемы: субъекты, проблемы и направления развития // Банковский вестник. - 2020. - № 7 (684). - С. 49-58. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43787283(дата обращения : 17.02.24.).
28. Мзарелуа Л.П. Особенности инвестирования в стартапы. Economy and Business. DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10432. Journal of Economy and Business, vol. 5-2 (63), 2020 С. 86-89 / file:///C:/Users/%D0%9F%D0%9A/Downloads/osobennosti-investirovaniya-v-startapy.pdf (дата обращения : 17.02.24.).
29. Маркушин Н. Ю., Ковалевская Н. В., Парфенёнок Н. Л. Стартап: курс для начинающих. Учебное пособие по основам предпринимательства. Под научной редакцией доктора экономических наук, профессора В. А. Шамахова. - Санкт-Петербург 2022. – 223 с. / https://smarteka.com/uploads/files/2022/06/10/39eb05bf-b941-4514-b0aa-3ab39d67e260f6accf2b-071c-4097-aee2-2d89600ae798.pdf (дата обращения : 17.02.24.).
30.Николаева Е. Делай сегодня! Опыт 64 успешных стартапов. – М.: Олимп-Бизнес, 2017. – 288 с. / https://www.directmedia.ru/book-494746-delay-segodnya-opyit-64-uspeshnyih-rossiyskih-startapov/?ysclid=lqecpwdmhd737819118
31. Нефедова Л.В. Стартап-проекты в России: особенности становления и финансирования // Стратегические вызовы и тенденции социально-экономического развития регионов. Сборник научных трудов по итогам проведения круглого стола. - Москва: Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина, 2019. – С. 95–101. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42389479 (дата обращения : 17.02.24.).
32. Пивоварова Д.М., Крюкова А.А Акселераторы в инновационном бизнесе // European Science. - 2015. - № 6 (7). - С. 18-21. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24091767(дата обращения : 17.02.24.).
33. Пронькина А.А., Тарадаева А.В. Бизнес-ангелы как основной источник инвестирования в малый и средний бизнес России // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2016. - № 2 (18). - С. 62-70. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26388599(дата обращения : 17.02.24.).
34. Рубцова Н.В. Соотношение государственного регулирования и государственной поддержки предпринимательской деятельности // Российские регионы в фокусе перемен. Сборник докладов XIII Международной конференции. - Екатеринбург: ООО "Издательство УМЦ УПИ", 2019. - С. 49-52. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41165104&pf=1(дата обращения : 17.02.24.).
35. Рыжов А.П. Методы оценки технологических стартапов // Правовая информатика. 2022. №3. С. 23-29 / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-otsenki-tehnologicheskih-startapov(дата обращения : 17.02.24.).
36. Садвакасов Е.К., Абжалелова Ш.Р., Бактыбаева Ж.С. Бизнес-планирование как инструмент достижения стратегических целей организации // International innovation research. – 2018. – С. 154-158.
37. Сажин Ю.Б., Косолап Е.Ю. Startup: предприятие или бизнес? // Инновации в менеджменте. – 2018. – № 1. – С. 56–65. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32809775(дата обращения : 17.02.24.).
38. Салихова Е.Г. Исследование различий между стартапом и существующим бизнесом // Science time. – 2015. – № 5. – С. 405–407. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23617577(дата обращения : 17.02.24.).
39. Сягаева А.В., Юрасова О.И. Применение стартапов в современном бизнесе // Научный альманах. – 2015. - № 10-1 (12). – С. 412-415. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25078515 (дата обращения : 17.02.24.).
40. Савина С.А., Чернявская Е.Ю., Гапоненко Ю.В. Экономическая эффективность IT-стартапа // Вопросы инновационной экономики. 2020. №1. С. 511-520 / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-effektivnost-it-startapa(дата обращения : 17.02.24.).
41. Фролова К.А. Состояние рынка стартапов в России // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2015. – № 2. – С. 78-81. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23384703 (дата обращения : 17.02.24.).
42. Фетисов В. А., Точки роста в экономической политике современной России в условиях внешних ограничений // Власть. — 2022. — № 3. — С. 150-155
43. Янковский Р.М. Закон стартапа.М.: Стартап,2017. - 196 с. ISBN 978-5-9904334-0-3 / https://studfile.net/preview/17114765/
44. Berry G., Shabana K.M. Adding a strategic lens to feasibility analysis // New England Journal of Entrepreneurship. - 2020. - Vol. 23, Issue 2. - P. 67-78. DOI: https://doi.org/10.1108/NEJE-08-2019-0036 (дата обращения : 17.02.24.).
45. Daub C.-H., Hasler M., Verkuil A.H., Milow U. Universities talk, students walk: promoting innovative sustainability projects // International Journal of Sustainability in Higher Education. - 2020. - Vol. 2, Issue 1. - P. 97-111. h DOI: ttps://doi.org/10.1108/IJSHE-04-2019-0149
46. Rowan A.P. Startup Vietnam: Innovation and Entrepreneurship in the Socialist Republic. – Herndon (VA): Mascot Books, 2019. – 288 p. / https://www.amazon.com/Startup-Vietnam-Innovation-Entrepreneurship-Socialist/dp/1643072609/ref=tmm_pap_swatch_0?_encoding=UTF8&qid=&sr=&asin=1643072609&revisionId=&format=4&depth=1
47. Lesonsky R. Start your own business: the only startup book you'll ever need. – Irvine (CA): Entrepreneur Press, 2007. – xiv, 720 p. / https://archive.org/details/startyourownbusi00leso
48. The Hard Thing About Hard Things: Building a Business When There Are No Easy Answers by Ben Horowitz. Hardcover – 24 April 2014. – 304 р. / https://www.amazon.co.uk/dp/0062273205?linkCode=gs2&tag=upjourney-21
49. Mastering the VC Game: A Venture Capital Insider Reveals How to Get from Start-up to IPO on Your Terms by Jeffrey Bussgang. Terms Paperback – Illustrated, 27 Sept. 2011. – 256 р. / https://www.amazon.co.uk/dp/1591844444?linkCode=gs2&tag=upjourney-21
50. Reinvent Your Business Model: How to Seize the White Space for Transformative Growth by Mark W. Johnson. Illustrated, 10 July 2018. – 240 р. / https://www.amazon.co.uk/dp/1633696464?linkCode=gs2&tag=upjourney-21
51. Traction: Get a Grip on Your Business by Gino Wickman. Illustrated, 19 April 2012. – 246 р. / https://www.amazon.co.uk/dp/1936661837?linkCode=gs2&tag=upjourney-21
52. Crossing the Chasm, 3rd Edition: Marketing and Selling Disruptive Products to Mainstream Customers (Collins Business Essentials) by Geoffrey A. Moore. Jan. 2014. – 288 р. / https://www.amazon.co.uk/dp/0062292986?linkCode=gs2&tag=upjourney-21
53. The Copywriter’s Handbook: A Step-By-Step Guide To Writing Copy That Sells by Robert W. Bly. The Copywriter's Handbook Paperback – 6 April 2016. – 416 р. / https://www.amazon.co.uk/dp/0805078045?linkCode=gs2&tag=upjourney-21
54. Crushing It!: How Great Entrepreneurs Build Their Business and Influence-and How You Can, Too by Gary Vaynerchuk. Paperback – International Edition, 20 July 2023. – 288 р. / https://www.amazon.co.uk/dp/0062845020?linkCode=gs2&tag=upjourney-21