Лингвистический уровень научного исследования

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Лингвистика
  • 25 25 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 24.03.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основные направления в современном языкознание…………………….5
1.1 Интеграция и дифференциация в науке………………………………………...5
1.2 Понятие методологии – метод – методики в языкознание…………………….7
Глава 2. Методы исследования в лингвистике и методы экономического исследования...……………………………………………………………………….9
2.1 Общие методы лингвистических исследования……………………………….9
2.2 Общенаучные методы исследования в лингвистике………………………….12
2.2.1 Лингвистический уровень научного исследования………………………...13
2.3 Методология и методы экономических исследований……………………….15
2.4 Классификация методов исследования в экономике…………………………17
Глава 3. Частные методы лингвистического исследования и их характеристики……………………………………………………………………..19
3.1 Метод компонентного анализа………………………………………………...19
3.2 Описательный и метод логического сопоставления………………………….20
Заключение………………………………………………………………………….23
Список использованной литературы………………………………………………24
Фрагмент для ознакомления

Без этого она будет такой же фальшивой, как и обычная скрипка. Основная функция метода, таким образом, заключается во внутренней организации и регулировании процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Общеизвестно, что любая классификация, являющаяся инструментом упорядочивания и систематизации данных, понятий и фактов, должна предоставлять критерии такого упорядочивания. В первой главе мы уже рассматривали один из вариантов классификации методов, когда рассматривали уровни исследования: эмпирический (связанный со сбором и обобщением фактов), теоретический (связанный с осмыслением фактов и формированием суждений) и лингвистический (связанный с ведением научной дискуссии). Мы также классифицировали когнитивные методы в зависимости от теоретической обоснованности объекта и предмета исследования и различали методологические техники, методологические подходы и методологические парадигмы.Глава 3. Частные методы лингвистического исследования и их характеристики3.1 Метод компонентного анализаЧастный метод лингвистики был создан только в XIX веке - это сравнительно-историческое изучение языка. В XX веке комплекс методов был предложен структуралистами, затем были созданы математические методы лингвистического исследования, а в последнее время - функциональные методы.Компонентный анализ - это метод изучения осмысленности значимых языковых единиц, целью которого является разложение значений на их минимальные семантические компоненты - семы. В его основе лежит идея о том, что значение каждой языковой единицы складывается из семантических компонентов (сем) и что словарный состав языка может быть описан с помощью ограниченного и относительно узкого числа семантических характеристик.Сема - наименьший элемент значения, оперативная единица компонентного анализа при изучении семантического поля слов, лексико-семантических вариантов слов и установлении их сходств и различий. Семы как конструктивные компоненты значения не одинаковы по своей природе и иерархическому статусу, поскольку объективные свойства отражаемых ими предметов и явлений имеют различную значимость для систематизации и разграничения внеязыковых объектов.Компонентный анализ метод- впервые использован в 1950-х годах как семантический инструмент. «Описание лексики (общие относительные титулы – «отец», «дочь», «племянник»[8, c.65]. В его основе лежит гипотеза о том, что значение каждой языковой единицы складывается из семантического значения. Компоненты и словарный запас языка можно описать с помощью относительно небольшого количества семантический знак. Компонентный метод перекликается с идеями и принципами фонологии Н. С. Трубецкого, а также обнаруживает тесную связь с системной парадигмой. Идеи о языке (см. Парадигмы), особенно теория поля, усиливают его инструментальный и методологический характер в соответствии структурой. На основе семантики компонентногополе определяется как последовательность слов, объединенных общей (глобальной) семантикой. Характеристики и отличаются хотя бы одним отличительным признаком. Общие и дифференциальные признаки и слова, их содержащие, образуют определенную иерархическую структуру. Структура (см. глобальную характеристику «родство» и дифференциальные характеристики «пол», «старшинство» и «степень родства»[9, c.87] в семантическом поле родства).Компонентный анализ в лингвистике основан на нескольких принципах, которые помогают исследователям понять структуру языка и его компоненты. Вот некоторые из этих принципов:Принцип атомарности: Этот принцип гласит, что единицы языка можно разбить на более мелкие элементы, которые нельзя разбить на более мелкие части. «Например, слово “книга” может быть разбито на звуки /к/, /н/, /и/, /г/, /а/, но эти звуки нельзя разделить на более мелкие единицы»[9,c.45].Принцип комбинирования: «Этот принцип гласит, что языковые единицы могут объединяться друг с другом, образуя более сложные структуры. Например, отдельные слова можно объединять в предложения, а морфемы — в отдельные слова. Композиционность делает язык бесконечно продуктивным и выразительным.Принцип иерархии: Этот принцип предполагает, что языковые единицы организованы в иерархическую структуру, в которой более крупные компоненты содержат более мелкие компоненты. Например, предложение можно разбить на фразы, предложения на слова, а слова на морфемы»[10,c.65]. Иерархии помогают организовать и понять структуру языка.3.2 Описательный и метод логического сопоставленияСовременное языкознание – комплекс лингвистических наук, изучающий различные стороны языковых систем и норм, а также их функции и развитие. В лингвистических исследованиях невозможно создать универсальный подход. Лингвистическая методология – это совокупность аспектов и методов научного исследования. Лингвистические методы и приемы исследования можно классифицировать по их типичности для определенного языкового направления или жанра и направленности на разные стороны языка. Однако речь идет не о различиях в лингвистических методах и приемах исследования, а в методах анализа и описания, степени их выраженности, формализации и значении в теории и практике лингвистической работы.Описательные методы используются для изучения отдельных единиц и понятий языковой системы. Например, они описывают характеристики фонем, морфем и грамматических структур.Этот метод имеет существенный недостаток и не может использоваться самостоятельно: он не дает полной картины. Поэтому описательные методы сочетаются со структурными методами.Категориальный анализ предполагает объединение выбранных единиц в группы, анализ структуры этих групп, при этом каждая единица рассматривается как часть определенной категории.Дискретный анализ предполагает выявление наименьших, еще неделимых, предельных характеристик структурной единицы, которые анализируются как таковые. Особенности единиц и их категорий характерны для языка и находят отражение в языкознании как науке о языке.Компонентный анализ исходит из того, что единицами анализа являются части или элементы языковой единицы - номинативно-коммуникативной и структурной. Примером компонентного анализа является интерпретация слов.Контекстуальный анализ – здесь единицами анализа являются единицы речи или языка. В лингвистике используется методика контекстного анализа, при которой в рамках речевого образования анализируется единица языка – контекст.Сравнительный метод был впервые описан В. фон Гумбольдтом и сопровождался появлением новой дисциплины в компаративистике: лингвистической типологии. Сравнительный метод еще называют сравнительным методом или типологическим методом. Первоначальной целью было изучение грамматического строя независимых языков. Его основали Фридрих и Август Шлегели, Вильгельм фон Гумбольдт, Август Шлейхер, Чарльз Барри, Евгений. Разработан Дмитриевичем Поливановым. Сравнительный метод — это система приемов изучения родственных и по-разному структурированных языков с целью выявления общих и уникальных свойств и характеристик.В результате открытия сходства между сравнительными языками было обнаружено так называемое объединение языков. «По определению Н. С. Трубецкого, впервые введшего это понятие в науку, языковой союз — это группа языковых групп, имеющих внешнее сходство в синтаксисе, морфологии, а иногда даже фонетике и общую культурную основу. слова, но не связанные системой звукового соответствия с исходной базовой лексикой (как в языковой семье), такие как балканский, волжский (Волжско-Камский), среднеазиатский (гималайский)»[11,c.45].Сравнительное изучение языков привело к созданию двуязычных словарей и универсальных грамматик. Сравнительный метод — это система технических и аналитических приемов, применяемых для выявления сходства и особенностей сравниваемых языков с целью выяснения сходств и различий между языками применительно к культурному контакту. Основные советы по сравнению изучения языков:- Установлением основы сравнения является определение объекта сравнения, характера сравнения, видов сходства и различия: 1) Метод сравнения языков состоит в том, что основой сравнения является язык; 2) метод сравнения признаков – за основу сравнения выбирают какое-либо явление определенного языка, признаки явления;- Сравнительная интерпретация – осуществляется с использованием методов параллельного исследования, структурной интерпретации (включая типологические особенности) и стилистической интерпретации. Важным моментом сравнительного изучения языков является выявление принципов и способов интерпретации сравнительного материала на двух и более языках;- Типологическая характеристика - Изложим принципы объединения идей и речевого материала в языковой форме.ЗаключениеПоиск новых знаний — цель всей науки, достижение этой цели — бесконечный, сложный и порой противоречивый процесс. Сама наука настолько нестатична и конвергентна, что явления и объекты, рассматриваемые в ее рамках, постоянно приобретают новое концептуальное содержание и смысл, выходя за рамки ранее определенных рамок. Проблема изучения этих объектов и явлений определяет тогда проблему выбора наилучшего метода их познания, что закономерно приводит к возникновению особого научного направления — научной методологии.Поэтому методы исследования, принимаемые каждой наукой, зависят, с одной стороны, от ее специфических особенностей, а с другой стороны, от понимания ученым ее природы, происхождения, жизни и развития; его понимания жизни и ее развития; в-третьих, от уровня знания средние , то есть развитие этой науки и других наук (релевантных и несвязанных между собой) и количество фактического материала, задействованного в исследовании; в-четвертых, исследователь ставит цели и задачи.Каждому из основных лингвистических методов мы посвящаем отдельную главу, в которой рассматриваем историю метода, его отдельные приемы и области применения.Конечно, успех этого исследования во многом зависит от эрудиции, креативности, глубокого мышления, мультидисциплинарности (множественных знаний) и других качеств исследователя. Однако важно понимать, что в этой деятельности, как и в любой другой области, есть свой язык, способы получения знаний, алгоритмы применения, имеющие общенаучный характер. Без знания и понимания этих обязательных и общих черт научной деятельности трудно представить работу профессионалов. Наука является неотъемлемой частью общества, поэтому такие понятия, как «объект», «предмет», «теория», «задача», «методология» и «проблема» прочно вошли в общедоступный словарь, но зачастую имеют разное значение.Список использованной литературыАлпатов, В. Языкознание.От Аристотеля до компьютерной лингвистики / В. Алпатов. - М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. - 253 c.2. Алпатов, В.М. История одного мифа: Марр и марризм (Советское языкознание сталинской эпохи) / В.М. Алпатов. - М.: УРСС, 2011. - 288 c.3. Ассаулова, С.В. Техникум/колледж с отличием. Языкознание / С.В. Ассаулова. - М.: Приор, 2007. - 156 c.4. Ассаулова, С.В. Учебник для ССУЗов. Языкознание. / С.В. Ассаулова. - М.: Приор, 2005. - 160 c.5. Баранникова, Л.И. Введение в языкознание: Учебное пособие / Л.И. Баранникова. - М.: КД Либроком, 2010. - 392 c.6. Баранникова, Л.И. Введение в языкознание / Л.И. Баранникова. - М.: КД Либроком, 2010. - 392 c.7. Березин, М.Ф. Общее языкознание: Учебник для ВУЗов / М.Ф. Березин, В.И. Головин. - М.: Альянс, 2014. - 416 c.8. Вендина, Т.И. Введение в языкознание: Уебник для академического бакалавриата / Т.И. Вендина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 333 c.9. Вендина, Т.И. Введение в языкознание: Учебное пособие / Т.И. Вендина. - М.: Высшая школа, 2010. - 391 c.Войтов А.Г. Проблемы методологии экономической науки: Монография. М.: Дашков и К°, 2017. 286 с.10. Гумбольдт, В.фон О различии организмов человеческого языка и о влиянии этого различия на умственное развитие человеческого рода: Введение во всеобщее языкознание. Пер. с нем. / В.фон Гумбольдт. - М.: КД Либроком, 2019. - 376 c.11.Гроздилов С.В., Кабанов В.М. Философские основания аксиомы: историческая ретроспектива от античности до нового времени // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2021. № 2. С. 145‒155.12. Дорожкин А.М., Сахарова А.В. Очевидное и невероятное в нормальной науке Томаса Куна // Epistemology & PhilosophyofScience. 2020. № 2. С. 142‒161.13. Дрещинский В.А. Методология научных исследований: Учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Издательство Юрайт, 2018. 274 с. 14. Золотарев С.П. Тенденции развития исторического познания как философско-эпистемологическая проблема // Вестник КалмГУ. 2021. № 3 (51). С. 151‒157.14. Ленточкин А.М. Этапы и методология научных исследований в агрономии // Пермский аграрный вестник. 2018. № 2 (22). С. 65‒70.15.Макклоски Д. Риторика экономической науки / Пер. с англ. О. Якименко; науч. ред. перевода Д. Расков. 2-е изд. М.; СПб.: Институт Гайдара; Международные отношения, Факультет свободных искусств и наук СПбГУ, 2015. 328 с.16.Михайлова А.А., Михайлов А.С. Типы знания в новой экономике // Наука. Инновации. Технологии. 2021. № 1. С. 107‒124.17.Мокий М.С, Зайцева Е.В. Ценностный подход в хозяйствовании: объективные факторы // Московский экономический журнал. 2019. № 1. С. 391‒406.

1. Алпатов, В. Языкознание.От Аристотеля до компьютерной лингвистики / В. Алпатов. - М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. - 253 c.
2. Алпатов, В.М. История одного мифа: Марр и марризм (Советское языкознание сталинской эпохи) / В.М. Алпатов. - М.: УРСС, 2011. - 288 c.
3. Ассаулова, С.В. Техникум/колледж с отличием. Языкознание / С.В. Ассаулова. - М.: Приор, 2007. - 156 c.
4. Ассаулова, С.В. Учебник для ССУЗов. Языкознание. / С.В. Ассаулова. - М.: Приор, 2005. - 160 c.
5. Баранникова, Л.И. Введение в языкознание: Учебное пособие / Л.И. Баранникова. - М.: КД Либроком, 2010. - 392 c.
6. Баранникова, Л.И. Введение в языкознание / Л.И. Баранникова. - М.: КД Либроком, 2010. - 392 c.
7. Березин, М.Ф. Общее языкознание: Учебник для ВУЗов / М.Ф. Березин, В.И. Головин. - М.: Альянс, 2014. - 416 c.
8. Вендина, Т.И. Введение в языкознание: Уебник для академического бакалавриата / Т.И. Вендина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 333 c.
9. Вендина, Т.И. Введение в языкознание: Учебное пособие / Т.И. Вендина. - М.: Высшая школа, 2010. - 391 c.
Войтов А.Г. Проблемы методологии экономической науки: Монография. М.: Дашков и К°, 2017. 286 с.
10. Гумбольдт, В.фон О различии организмов человеческого языка и о влиянии этого различия на умственное развитие человеческого рода: Введение во всеобщее языкознание. Пер. с нем. / В.фон Гумбольдт. - М.: КД Либроком, 2019. - 376 c.
11.Гроздилов С.В., Кабанов В.М. Философские основания аксиомы: историческая ретроспектива от античности до нового времени // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2021. № 2. С. 145‒155.
12. Дорожкин А.М., Сахарова А.В. Очевидное и невероятное в нормальной науке Томаса Куна // Epistemology & Philosophy of Science. 2020. № 2. С. 142‒161.
13. Дрещинский В.А. Методология научных исследований: Учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Издательство Юрайт, 2018. 274 с.
14. Золотарев С.П. Тенденции развития исторического познания как философско-эпистемологическая проблема // Вестник КалмГУ. 2021. № 3 (51). С. 151‒157.
14. Ленточкин А.М. Этапы и методология научных исследований в агрономии // Пермский аграрный вестник. 2018. № 2 (22). С. 65‒70.
15.Макклоски Д. Риторика экономической науки / Пер. с англ. О. Якименко; науч. ред. перевода Д. Расков. 2-е изд. М.; СПб.: Институт Гайдара; Международные отношения, Факультет свободных искусств и наук СПбГУ, 2015. 328 с.
16.Михайлова А.А., Михайлов А.С. Типы знания в новой экономике // Наука. Инновации. Технологии. 2021. № 1. С. 107‒124.
17.Мокий М.С, Зайцева Е.В. Ценностный подход в хозяйствовании: объективные факторы // Московский экономический журнал. 2019. № 1. С. 391‒406.