Особенности развития навыков письма у младших школьников с нарушением зрения.
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 30 + 30 источников
- Добавлена 29.03.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ДИСГРАФИИ 6
1.2 Причины дисграфии и её классификация 6
1.2 Диагностика и коррекция дисграфии у детей 11
ГЛАВА 2. НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ 17
2.1. Причины нарушения зрения у детей и их классификация 17
2.2. Диагностика и коррекция нарушения зрения у детей 21
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАВКА ПИЬСМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 27
3.1 Влияние нарушения зрения на процесс обучения письму 27
3.2 Методы и технологии обучения детей письму 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Прием конструирования помогает детям овладеть формой каждой буквы как соотношением частей в целом. При конструировании используются те же шаблоны. Применяется данный прием на этапе подготовки к написанию, к осознанию двигательных элементов. Использовать его можно как при демонстрации на доске, так и индивидуально на партах. Для интеллектуального развития детей элементы подбираются учителем не строго для одной буквы, а с учетом их переменных свойств. Например, для буквы даются 2-3 полуовала разной конфигурации.Прием копирования может использоваться на первоначальном этапе и в процессе исправления почерка. Это обведение букв по контуру. Для того, чтобы закреплялось правильное направление движения руки, важно использовать начальную точку с указанием направления. Только в этом случае прием копирования даст положительный результат.Прием тактирования прежде всего должен выполнять функцию снятия напряжения с руки пишущего, а уже потом - организацию дружной работы класса. Поэтому учитель и дети должны знать суть процесса тактирования: все движения вниз сопровождаются напряжением руки и выполняются под счет: раз, два.... Все движения в сторону, вверх сопровождаются расслаблением руки и выполняются под счет: и. Например, - и-1-и-2-и; - 1-и-2-и-и.Если на подготовительном этапе хорошо отработать алгоритм соединения элементов в буквах, то проблема соединения букв будет автоматически решена.Таким образом, письмо для поступающих в школу детей - очень сложный процесс, требующий непрерывного, напряженного контроля. При поступлении ребенка в школу резко меняется образ его жизнедеятельности, и успешность обучения во многом зависит от его готовности к новым учебным нагрузкам.Графические навыки относятся к сенсомоторным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсомоторных навыков, которые включаются либо в трудовую, либо в спортивную деятельность, графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процессы письменной речи. В этом заключается специфика и сложность их формирования.Формирование письменных навыков начинается, по мнению психологов и физиологов, значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ребенку в руку ручку и показывает, как надо писать букву. Ещё в трехлетнем возрасте дети берут в руку карандаш или ручку и чертят на бумаге прямые линии или каракули, не контролируя, не направляя зрением свою руку. Это и служит основой, психофизиологической предпосылкой для формирования письма.У первоклассников, как отмечают физиологи, слабо развиты мышцы руки, не закончено окостенение костей запястья и фаланги пальцев, отмечается низкая выносливость к статистическим нагрузкам, нервная регуляция движений является несовершенной. Все это определяет чрезвычайную сложность овладения навыком письма для ребенка 6-7 лет и, следовательно, требует строгого нормирования объема письменной работы, соответствия методических требований при обучении письму возрастным возможностям ребенка.Исследованиями психологов и физиологов доказано, что в начале обучения письму дети сосредотачивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность их выполнения: соотношение букв, расстановка их по линии письма, пропорциональность, протяженность, наклон. Сосредоточенное внимание детей к графике письма, выписывание каждого элемента в отдельности, длительные паузы, часто превышающие само время выполнения графического элемента или буквы, чрезвычайная медленность письма, неустойчивость графических форм, структуры движений и мышечных напряжений - таковы характерные черты письма первоклассников на начальном этапе формирования навыка. Поэтому при обучении детей письму учитель должен учитывать индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Это особенно важно и требует от учителя глубоких психологических знаний.Следовательно, формированию каллиграфического почерка младшего школьника способствует учет учителем психофизиологических особенностей ребенка и применение в своей педагогической деятельности совокупности разнообразных приемов и упражнений, а также дополнительных способов обучения, облегчающих труд ученика.Таким образом, в начале обучения письму дети сосредотачивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность их выполнения: соотношение букв, расстановка их по линии письма, пропорциональность, протяженность, наклон. Поэтому при обучении детей письму воспитатель должен учитывать индивидуально-психологические особенности каждого ребенка.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ21 веке, веке технологий и повышенного уровня значимости влияния внешних, социальных факторов, сказывающихся здоровье человека, остро встает вопрос, о росте количества детей, страдающих определенными хроническими и приобретенными заболеваниями. К сожалению, опыт исследований ученых, за последние 5 лет, говорит о быстрорастущим количестве детей, страдающих нарушениями зрения. Зрение, как один из основных органов первичного знакомства человека с окружающим миром, является важнейший системой, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность здорового человека.Плохая экология, рост генетических заболеваний, физическое воздействие, неблагоприятная психологическая обстановка, обусловливают появление нарушений здоровья человека, в том числе, проблемы со зрением. Более часто, данное заболевание проявляется у детей в раннем возрасте и у пожилых людей. Школьное образование, являются не только способом освоения основных теоретических и практических знаний, но и средством, формирующим в ребенке, навыки коммуникации с другими людьми. Основным компонентом, обеспечивающим полноценное освоение ребенком школьной программы начальных классов, является обучение чтению и письму. Однако, в последнее время остро встает проблема развития такого нарушения как дисграфия. Одной из самых распространенных причин развития дисграфии, является нарушение зрения, которые непосредственно влияет, на возможность ребенка правильно полноценно и последовательно воспринимать информацию. Дисграфия представляет собой нарушение, характеризующееся трудностями воспроизведения фонематических конструкций в письменный и устной речи. Современная наука, выделяет такие виды дисграфии: как артикулярно- акустическая, акустическая, дисграфия связанная с нарушением анализа и языкового синтеза фонематических конструкций,аграмматическая дисграфия и оптическая дисграфия. В зависимости от характера и степени зрительного нарушения ребенка, дисграфия может проявляться в одной из указанных выше в формах. Современная педагогика и психология, выделяет такие причины нарушения зрения, влияющие на дисграфию как приобретенные и врожденные нарушения. Следует сказать о том, что дисграфия не появляется сама по себе, помимо нарушения зрения, на эффективность обучения письменной речи, влияют психофизические и внутренние установки ребенка. Именно поэтому, современным педагогам, в работе по коррекции и устранению дисграфии, для детей с нарушением зрения, важно и необходимо учитывать все особенности личности каждого ребенка отдельно. К сожалению, современные методики коррекции дисграфии, являются устаревшими и не учитывают психологические и внешние факторы, влияющие на процесс развития подобных нарушений.Именно поэтому, данное исследование является одним из наиболее актуальных направлений,работы современных дефектологов, педагогов и логопедов.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБарашкова А. Д. Теоретический анализ проявлений аграмматической дисграфии младших школьников с нарушениями зрения // Современные образовательные практики в студенческих исследованиях. – 2023. - № 2. – С. 49.Бахтиярова Ш. С. Дисграфия - профилактика и коррекция // Вестник науки и образования. – 2023. - № 7. – С. 18.Васильева Е. Б. Развитие лексического строя речи, как один из компонентов формирования функционального базиса письма у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения и речи // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – 2023. - № 9. – С. 18.Вьюнкова П. И. Развитие письма детей школьного возраста с системными нарушениями зрения с использованием современных информационных технологий // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2023. - № 15. – С. 7.Головин Ю. А. Особенности письменной речи в норме и при глубоких нарушениях зрения у младших школьников // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – 2023. - № 749. – С, 18.Ефимова И. Г. Формирование фонематических представлений у младших школьников с нарушениями зрения // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - № 79-1. - С. 300-302.Жулина Е. Д. Использование аудиотестирования по методу Томатис в диагностике дисграфий у младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. - № 58. – С. 571.Карпова С. В. Особенности изучения письма у учащихся с нарушениями зрения, обучающихся в 1 - 4-х классах // Сибирский педагогический журнал. – 2023. - № 2. – С. 93.Ларина Т. В. Типологические интонационные ошибки в письменной речи у школьников с легкими формами нарушения зрения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2023. - № 5. – С. 109.Лукина П. В. Исследование готовности к овладению письмом слабовидящих детей 6-7 лет // The Newmanin Foreign policy. – 2023. - № 73. – С. 4.Лютая К. С. Нарушения письменной речи у школьников с нарушениями зрения // Научное обозрение: гуманитарные исследования. - 2023. - № 9. - С. 25-29.Николаева М. Д. Взаимосвязь нарушений письменной и устной речи у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2022. - №8. – С. 6.Ним К. В. Предупреждение нарушений письменной речи у младших школьников с нарушениями зрения как психолого-педагогическая проблема // Сибирский педагогический журнал. – 2022. – № 16. – С. 174.Окунь В. С. Преодоление дисграфии у младших школьников с общим нарушением зрения // Проблемы современного педагогического образования. -2023. - № 80. – С. 9.Особенности овладения навыком письма обучающимися в начальных классах с нарушениями зрения // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2023. - № 13. – С. 17.Плющенко И. Т. Особенности принятия себя у младших школьников с нарушениями письма вследствие плохого зрения // Мир науки. Педагогика и психология. – 2023. - № 2. – С. 729.Прохорова А. Д. Коррекция оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения // Актуальные проблемы науки и практики коррекционной педагогики и специальной психологии. – 2023. - № 68. – С. 8.Рыжова Е. Р. Особенности письменной речи у младших школьников с нарушениями зрения // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2022. – № 15. – С. 5.Рябова О. В. Логопедическая диагностика дисграфии в свете требований ФГОС // Специальное образование. – 2023. - № 5. – С. 19.Свистов Д. И. Изучение особенностей письменной речи младших школьников с артикуляторно-акустической дисграфией // Вестник Мининского университета. – 2023. - № 61. – С. 5.Семенова А. Д. Особенности коррекционной работы по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников с нарушением зрения // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2023. - № 49. – С. 30.Смирнова И. К. Преодоление нарушений письма младших школьников с нарушением письменной речи в процессе психолого-педагогического сопровождения в условиях общеобразовательной школы // Теория и практика современной науки. – 2023. - № 6. – С. 83.Современные направления логопедической работы по коррекции письма младших школьников с нарушениями зрения // Форум молодых ученых. – 2023. - № 8. – С. 63.Сорокина О. Б. Формирование графических навыков письма у младших школьников с нарушениями зрения // Коррекционно-педагогическое образование. – 2023. - №9. – С. 48.Титова О. Г. Выявление предрасположенности к оптической дисграфии у слабовидящих обучающихся // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 6. – С. 1.Тихонов И. Л. Изучение особенностей письменной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями зрения // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2023. - № 84. – С.72.Шамич. В. С. Логопедическая работа по устранению оптической дисграфии у слабовидящих школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № T30.- С. 112-118.Юдочева В. Л. Особенности коррекции дисграфии при работе с детьми, имеющими зрительные нарушения // Инноватика в современном мире: опыт, проблемы и перспективы развития. – 2023. - № 12. – С. 5.Юсупова О. С. Профилактика дисграфии у школьников с нарушением зрения // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2023. - № 1. – С. 56.Ягудина У. Н. Специфические особенности мыслительных операций у младших школьников с нарушениями письма // Сибирский педагогический журнал. – 2023. - № 47. – С. 3.
1. Барашкова А. Д. Теоретический анализ проявлений аграмматической дисграфии младших школьников с нарушениями зрения // Современные образовательные практики в студенческих исследованиях. – 2023. - № 2. – С. 49.
2. Бахтиярова Ш. С. Дисграфия - профилактика и коррекция // Вестник науки и образования. – 2023. - № 7. – С. 18.
3. Васильева Е. Б. Развитие лексического строя речи, как один из компонентов формирования функционального базиса письма у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения и речи // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – 2023. - № 9. – С. 18.
4. Вьюнкова П. И. Развитие письма детей школьного возраста с системными нарушениями зрения с использованием современных информационных технологий // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2023. - № 15. – С. 7.
5. Головин Ю. А. Особенности письменной речи в норме и при глубоких нарушениях зрения у младших школьников // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – 2023. - № 749. – С, 18.
6. Ефимова И. Г. Формирование фонематических представлений у младших школьников с нарушениями зрения // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - № 79-1. - С. 300 - 302.
7. Жулина Е. Д. Использование аудиотестирования по методу Томатис в диагностике дисграфий у младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. - № 58. – С. 571.
8. Карпова С. В. Особенности изучения письма у учащихся с нарушениями зрения, обучающихся в 1 - 4-х классах // Сибирский педагогический журнал. – 2023. - № 2. – С. 93.
9. Ларина Т. В. Типологические интонационные ошибки в письменной речи у школьников с легкими формами нарушения зрения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2023. - № 5. – С. 109.
10. Лукина П. В. Исследование готовности к овладению письмом слабовидящих детей 6-7 лет // The Newman in Foreign policy. – 2023. - № 73. – С. 4.
11. Лютая К. С. Нарушения письменной речи у школьников с нарушениями зрения // Научное обозрение: гуманитарные исследования. - 2023. - № 9. - С. 25 - 29.
12. Николаева М. Д. Взаимосвязь нарушений письменной и устной речи у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2022. - №8. – С. 6.
13. Ним К. В. Предупреждение нарушений письменной речи у младших школьников с нарушениями зрения как психолого-педагогическая проблема // Сибирский педагогический журнал. – 2022. – № 16. – С. 174.
14. Окунь В. С. Преодоление дисграфии у младших школьников с общим нарушением зрения // Проблемы современного педагогического образования. -2023. - № 80. – С. 9.
15. Особенности овладения навыком письма обучающимися в начальных классах с нарушениями зрения // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2023. - № 13. – С. 17.
16. Плющенко И. Т. Особенности принятия себя у младших школьников с нарушениями письма вследствие плохого зрения // Мир науки. Педагогика и психология. – 2023. - № 2. – С. 729.
17. Прохорова А. Д. Коррекция оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения // Актуальные проблемы науки и практики коррекционной педагогики и специальной психологии. – 2023. - № 68. – С. 8.
18. Рыжова Е. Р. Особенности письменной речи у младших школьников с нарушениями зрения // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2022. – № 15. – С. 5.
19. Рябова О. В. Логопедическая диагностика дисграфии в свете требований ФГОС // Специальное образование. – 2023. - № 5. – С. 19.
20. Свистов Д. И. Изучение особенностей письменной речи младших школьников с артикуляторно-акустической дисграфией // Вестник Мининского университета. – 2023. - № 61. – С. 5.
21. Семенова А. Д. Особенности коррекционной работы по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников с нарушением зрения // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2023. - № 49. – С. 30.
22. Смирнова И. К. Преодоление нарушений письма младших школьников с нарушением письменной речи в процессе психолого-педагогического сопровождения в условиях общеобразовательной школы // Теория и практика современной науки. – 2023. - № 6. – С. 83.
23. Современные направления логопедической работы по коррекции письма младших школьников с нарушениями зрения // Форум молодых ученых. – 2023. - № 8. – С. 63.
24. Сорокина О. Б. Формирование графических навыков письма у младших школьников с нарушениями зрения // Коррекционно-педагогическое образование. – 2023. - №9. – С. 48.
25. Титова О. Г. Выявление предрасположенности к оптической дисграфии у слабовидящих обучающихся // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 6. – С. 1.
26. Тихонов И. Л. Изучение особенностей письменной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями зрения // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2023. - № 84. – С.72.
27. Шамич. В. С. Логопедическая работа по устранению оптической дисграфии у слабовидящих школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № T30.- С. 112 - 118.
28. Юдочева В. Л. Особенности коррекции дисграфии при работе с детьми, имеющими зрительные нарушения // Инноватика в современном мире: опыт, проблемы и перспективы развития. – 2023. - № 12. – С. 5.
29. Юсупова О. С. Профилактика дисграфии у школьников с нарушением зрения // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2023. - № 1. – С. 56.
30. Ягудина У. Н. Специфические особенности мыслительных операций у младших школьников с нарушениями письма // Сибирский педагогический журнал. – 2023. - № 47. – С. 3.