Диагностика и коррекция дисграфических ошибок у младших школьников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 57 57 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 23.03.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические основы коррекционной работы по устранению дисграфических ошибок у младших школьников с нарушением речи 7
1.1.Понятие дисграфии как специфического нарушения письменной речи, виды дисграфии 7
1.2. Характеристика диагностических методик выявления дисграфических ошибок у детей начальной школы 16
1.3. Описание логопедических приемов работы по устранению дисграфических ошибок у детей начальной школы 23
Выводы по 1 главе: 28
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей письменной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением речи 29
2.1. Описание диагностических заданий по выявлению нарушений письменной речи у младших школьников 29
2.2. Анализ проведенного исследования 31
2.3. Характеристика логопедических упражнений по устранению дисграфических ошибок у младших школьников 38
Выводы по 2 главе: 42
Заключение 43
Библиографический список: 45
Приложение 50
Приложение А 50
Приложение Б 51
Приложение В 53
Приложение Г 54
Приложение Д 55
Приложение Е 61


Фрагмент для ознакомления

При использовании оппозиционных слогов только 20% учащихся экспериментальной группы справились с заданием без ошибок. Остальные учащиеся допускали следующие ошибки:- неразличение звуков оппозиционных слогов. Например, ба-па воспринималось и воспроизводилось как ба-ба;- неправильное повторение слоговой последовательности жа-ша-жа, которая воспринималась и воспроизводилась как жа-ша-ша;- ошибки в слоговых цепочках ца-са-ца, которые воспринимались и воспроизводились как ца-да-ца.При исследовании языкового анализа и синтеза у большинства учащихся экспериментальной группы задания вызывали определенные трудности ,общие результаты представлены в таблице 3:Результат анализа показал, что операция подсчета слов в предложении была выполнена неуверенно, с допущением ошибок. Таким образом, 60% учащихся пришли к выводу, что в предложении "около дома растёт высокая берёза" содержится 7 слов.Таблица 3 – Результаты обследования сенсомоторного уровня речи и языкового анализа и синтеза слов детейРезультат анализа показал, что операция подсчета слов в предложении была выполнена неуверенно, с допущением ошибок. Таким образом, 60% учащихся пришли к выводу, что в предложении "около дома растёт высокая берёза" содержится 7 слов.В ходе выполнения задания деления слов на слоги, справились только 30% учащихся. У детей возникли затруднения при анализе трехсложных слов с одним или двумя закрытыми слогами. Например, при анализе слова "карандаш", 45% учащихся установили, что в нем содержится 4 слога, в то время как 25% учащихся указали на наличие пяти слогов.При исследовании состояния простых и сложных форм фонематического анализа были выявлены следующие трудности. 35% детей не смогли правильно выделить первый звук в слове "крыша", 35% детей совершили ошибку при определении последнего звука в слове "школа", а 40% детей не смогли определить место звука в слове "кошка" (начало, середина, конец).При анализе слов по количеству звуков встречалась типичная ошибка, заключающаяся в преуменьшении количества звуков. В 50% случаев, например, в слове "диктант", учащиеся указывали на наличие только 5 звуков.Все эти выявленные трудности фонематического восприятия, звуково-слоговой структуры слова и анализа и синтеза слов сказываются на письменных работах учащихся.Анализ результатов констатирующего эксперимента позволяет сделать следующее заключение. Все дети, принимавшие участие в эксперименте, демонстрировали специфические ошибки в своих письменных работах. Ошибки, связанные с незрелостью навыков языкового анализа и синтеза при письме, характерны были для 70% младших школьников экспериментальной группы. Это подтверждается наличием следующих ошибок в письменных работах: пропуск букв, обозначающих согласные и гласные звуки (60%), вставка гласных и согласных звуков, слогов (40%), раздельное и слитное написание самостоятельных слов и слов, выполняющих служебные функции (50%). Недостаточное развитие различных форм языкового анализа и синтеза также подтверждается анализом устной речи и чтения.Таким образом, обобщая полученные результаты исследования, можно заключить, что у детей экспериментальной группы проявляется нарушение письменной речи из-за недостаточно развитого языкового анализа и синтеза.2.3. Характеристика логопедических упражнений по устранению дисграфических ошибок у младших школьниковТрудности освоения письмомвстречается у младших школьников с разнообразными проблемами в речи, психических функциях, и уровне интеллектуальных способностей, а также у относительно здоровых детей.В первую очередь, у детей с нарушением интеллекта возникают трудности в письме, причем степень тяжести дисграфии тесно связана с уровнем интеллектуальной активности. Дисграфия наблюдается у детей с ограниченным зрением, с нарушениями слуха и звукопроизношения, а также у детей с нарушением двигательных функций.Дисграфия может возникать у детей с нарушениями в речи, причем степень тяжести может быть различной: от полной неспособности писать (при отсутствии речи или неправильном произношении звуков) до отдельных конкретных ошибок в написании. Однако не все нарушения речи ведут к развитию дисграфии. Ранняя коррекционная работа логопеда с детьми способствует предотвращению появления дисграфии. Для успешного преодоления дисграфии у младших школьников разработан комплекс различных упражнений, который является эффективным инструментом коррекции этого расстройства.Для преодоления дисграфии, связанной с нарушением языкового анализа и синтеза, предлагаются специальные упражнения, цель которых заключается в уточнении и расширении словарного запаса ребенка, а также в развитии и упорядочении грамматической структуры речи учащихся.Например, упражнения по составлению словесных цепочек:«составить цепочки слов, в которых первый слог последующего слова повторял последний слог предыдущего, например: собака — капуста — стакан…»Упражнения типа «найди лишнее слово» направлены на развитие слухового и зрительного внимания, фонематического анализа и синтеза. Рисунок 8. Упражнение «Найди лишнее слово»При работе над исправлением аграмматической дисграфии, главной целью является формирование у ребенка навыков, связанных с морфологическим и синтаксическим строением предложений, а также пониманием структуры предложения. Упражнения, вида «закончи предложения», «письменные ответы на вопросы», «подобрать предлог к каждому предложению» эффективно формируют у ребенка внимательность, учат слушать и выделять слова из предложения.Рисунок 9. Упражнение для коррекции аграмматической дисграфииПри устранении акустической дисграфии используются специальные упражнения, сфокусированные на развитии слухового и зрительного восприятия, а также умений анализировать и синтезировать звуки, используемые в речи. (Рисунок 6)Рисунок 10. Упражнение по коррекции акустической дисграфииПри устранении оптической дисграфии особое внимание следует уделять работе по различию оптических образов букв, которые часто путаются. Для того чтобы лучше запоминать эти образы, помогает их ассоциация с изображением предметов или животных. При этом используются различные приемы конструирования букв из их составных элементов, а также загадки, связанные с буквами. Вначале дети учатся различать буквы по отдельности, а затем в составе слогов, слов, предложений и текстов. Это позволяет привлечь как можно больше различных анализаторов и обеспечить максимальное усвоение материала. Метод устранения проблемы состоит в том, что нужно сконцентрироваться на распознавании оптических образов букв. Для более глубокого запоминания образов этих букв полезно связать их с изображениями различных предметов или животных. При этом следует применять различные методы конструирования букв из их составных элементов, а также загадки о буквах для облегчения процесса различения. Изначально дети учатся различать буквы по отдельности, затем переходят к определению букв в составе слогов, слов, предложений и текстов. Эти различные виды работы позволяют максимально привлечь разнообразные анализаторы для более эффективного обучения.Рисунок 11. Пример упражнения для коррекции оптической дисграфии. Основной целью данного комплекса является помощь детям справиться с проблемами, связанными с написанием букв и слов. В его состав входят разнообразные упражнения, которые специально разработаны для пошагового развития навыков письма и улучшения каллиграфии.Комплекс различных упражнений для коррекции дисграфии оказывается эффективным средством помощи младшим школьникам в их письменных навыках. Он способствует развитию и улучшению навыков письма, а также повышению уверенности ребят в себе и их успеху в учебе.Выводы по 2 главе:Исследование особенностей письменной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением речи позволило выявить, что эти дети испытывают определенные сложности в усвоении правил орфографии, создании графического образа слова. Для устранения этих проблем важно проводить диагностику и разрабатывать специальные логопедические упражнения.Разработанные диагностические методики помогают выявить конкретные проблемы в области письменной речи у детей младшего школьного возраста. Они должны быть использованы в комплексной программе коррекции речевых нарушений, чтобы сосредоточить внимание на ключевых аспектах письма.Логопедические упражнения разработаны с учетом выявленных проблем и созданы, чтобы помочь детям преодолеть дисграфическиенарушения. Они также способствуют развитию мелкой моторики и повышению интереса детей к обучению. Использование этих упражнений помогает повысить эффективность работы с детьми, которые имеют трудности с письменной речью.Проведенное эмпирическое исследование подтвердило важность диагностики и коррекции письменной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением речи. Разработанные диагностические задания и логопедические упражнения могут успешно использоваться в работе логопедов для эффективной коррекции письменных навыков у детей с речевыми проблемами.ЗаключениеГрамотность – одна из ключевых целей начальной школы. Если ребенок успешно усваивает навыки письма в начальной школе, это обеспечивает эффективность всего последующего обучения. Письмо является сложным, системным и произвольным психическим процессом, который включает различные структурно-функциональные компоненты и множество психических функций. Письмо тесно связано с устной речью и возможно только при достаточно высоком уровне ее развития. Однако формирование устной речи – лишь одна из предпосылок успешного освоения навыков письма. У детей младшего школьного возраста часто диагностируют нарушения в письме, что негативно сказывается на всем процессе обучения в школе, на их адаптацию к школьной среде и на формирование личности и характера психологического развития ребенка.Существует множество различных причин и проявлений дисграфии, которая характеризуется постоянными ошибками в письме, возникающими у младших школьников общеобразовательных школ. Эти ошибки связаны с умственным развитием, зрением и слухом или не являются результатом каких-либо нарушений. Поэтому необходимо провести глубокий анализ устной речи, которая является основой формирования навыка письма. Однако, ошибки могут иметь различные причины и механизмы, и для определения точного механизма следует учитывать весь спектр симптомов, связанный с особенностями письма. Выявление и исправление дисграфии у младших школьников является актуальной проблемой.Проблема коррекции нарушений письма является сложной и значимой, так как существует большое количество различных подходов к классификации дисграфии, причин, механизмов и симптомов этого расстройства. У детей младшего школьного возраста важно обеспечить развитие устной речи, зрительно-пространственного и слухо-пространственного восприятия, подвижности, переключаемости, устойчивости и формирования общего поведения, контроль действий, намерения и мотивы поведения, чтобы дети смогли легко освоить навыки письма. Результаты исследования показали, у детей в начальных классах общеобразовательной школы специфические ошибки в письме встречаются довольно часто. Исследование моторной сферы выявило нарушения общей, мелкой и артикуляционной моторики у всех детей, а звукопроизношение имеет как мономорфный, так и полиморфный характер. Основные ошибки при письме связаны с несформированностью фонетико-фонематической стороны речи. Большинство испытуемых детей, при обследовании письма, допускалидисграфические ошибки, такие как пропуск или замена букв и слов, а также ошибки в лексико-грамматической структуре и орфографии. Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что все дети испытывали трудности в обучении письму и нуждаются в коррекционной работе для улучшения речевого развития. На данный момент в развитии отечественной логопедии наблюдается ряд социальных проблем, связанных с преодолением нарушений письма у младших школьников. Основной проблемой является отсутствие системы отбора детей в группы риска с целью предотвращения возможного развития дисграфии в будущем. В настоящее время отбор детей осуществляется только логопедами и охватывает лишь тех, кто посещал логопедические группы. Профилактика нарушений письма организована недостаточно эффективно и в основном направлена на детей с нарушениями устной речи. При преодолении дисграфии детей широко используются только логопедические методы, в то время как нейропсихологические технологии практически не применяются. Кроме того, не разработаны организационные формы коррекции дисграфии у младших школьников, отсутствуют специальные классы или группы для детей с дисграфией.Библиографический список:1.Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия : технология преодоления : пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей/И.Н. Садовникова. — М. : ПАРАДИГМА, 2011. — 279 с. : ил. — (Специальная коррекционная педагогика).2.Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. — Санкт-Петербург : Питер, 2008. — 320 с. — Текст : непосредственный.3.Величенкова, О. А. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников / О. А. Величенкова, М. Н. Русецкая. — Москва : Национальный книжный центр, 2015. — 391 c. — Текст : непосредственный4.Мазанова, Б. В. Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза : конспекты занятий для логопедов / Е. В. Мазанова. — Москва : ГНОМ и Д, 2006. — 128 с. — Текст : непосредственный.5.Парамонова, Л. Г. К вопросу дисграфии у учащихся общеобразовательных школ / Л. Г. Парамонова. — Москва : Изд-во МСГИ, 2004. — 374 с. — Текст : непосредственный6.Свободина, Н. Г. Коррекция нарушений письма: просто о сложном вопросе дисграфии детей. — Москва : ТЦ «Сфера», 2019. — 160 с. — Текст : непосредственный7.Иншакова О.Б. Нарушение письма и чтения у уч-ся правшей и неправшей. Дисс. … к.п.н. – М., 1995.8.Дорофеева С.В. Лингвистические аспекты коррекции дислексии и дисграфии / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: file:///C:/Users/ /lingvisticheskie-aspekty-korrektsii-disleksii-i-disgrafii-opytuspeshnogo-primeneniya-kompleksnogo-podhoda.pdf9.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - СПб., 1997.10.. Сиротюк, А.Л. Коррекция обучения и развития школьников [Текст] / А.Л. Сиротюк. – М., 2001. – 48 с.11.Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. –М.: Просвещение, 198412.Брындина И.В., Гогилашвили Н.Н., Клочкова В.П. Особенности нарушения письма у младших школьников / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://urok.1sept.ru/13.Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков. Под ред. С.С. Ляпидевского. - М., 1969. - С. 39-45.14.Ястребова A.В., Бессонова Т.П. Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. / Основы логопедической работы с детьми. М., 2003.15.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 199516.Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи:Наглядно-методическое пособие. - СПб. - М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, ИД Карапуз, ТЦ Сфера, 2006. - 52 с, ил.17.Елецкая О.В., Щукина Д.А. Коррекция диспраксической дисграфии. Формирование и коррекция навыка каллиграфии на логопедических: учебное пособие / О.В. Елецкая, Д.А. Щукина. Под научн. ред. О.Н. Тверской. - М.: Редкая птица, 2019. - 64с. - (Серия "Школьный логопед").18.Китикова А.В. Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографии у младших школьников: учебно-метод. пособие / А.В. Китикова; под науч. ред. О.В. Елецкой. – ч. i. – М. : Редкая птица, 2017. – 112 с. — (Школьный логопед)19.Прищепова И.В. К вопросу о дизорфографии у учеников младших классов общеобразовательной школы, имеющих нарушения речи. СПб., 1992.20.Крек К.В., Жулина Е.В. Дидактические игры как средство коррекции письменной речи у учащихся младших классов с аграмматической дисграфией // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2016. С. 268-27021.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2000. - 176 с.22.Хлыстова, О. В. Использование эффективных методов обучения при дисграфии у младших школьников / О. В. Хлыстова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 40 (382). — С. 199-203. — URL: https://moluch.ru/archive/382/84359/ (дата обращения: 20.02.2024).23.Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. — М.: В. Секачев, 2008. — 128 с24.Психологическая профилактика и коррекция нарушений чтения, письма, счета: [пособие] / С.В. Коноваленко. — Москва: Книголюб, 2007. — 23 с.25.Гайдина Л.И. Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи. 1-4 классы / Л.И. Гайдина, Л.А. Обухова. М.: ВАКО, 2007. 112 с.26.Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод.пособие / Т.А. Фотекова. – М.: Айрис-пресс, 2007. - 96 с.27. Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Г54 Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 80 с.: ил. — (Серия «Детскому психологу»).ПриложениеПриложение АПриложение БПриложение ВПриложение ГПриложение ДПриложение Е

Библиографический список:

1. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия : технология преодоления : пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей/И.Н. Садовникова. — М. : ПАРАДИГМА, 2011. — 279 с. : ил. — (Специальная коррекционная педагогика).
2. Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. — Санкт-Петербург : Питер, 2008. — 320 с. — Текст : непосредственный.
3. Величенкова, О. А. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников / О. А. Величенкова, М. Н. Русецкая. — Москва : Национальный книжный центр, 2015. — 391 c. — Текст : непосредственный
4. Мазанова, Б. В. Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза : конспекты занятий для логопедов / Е. В. Мазанова. — Москва : ГНОМ и Д, 2006. — 128 с. — Текст : непосредственный.
5. Парамонова, Л. Г. К вопросу дисграфии у учащихся общеобразовательных школ / Л. Г. Парамонова. — Москва : Изд-во МСГИ, 2004. — 374 с. — Текст : непосредственный
6. Свободина, Н. Г. Коррекция нарушений письма: просто о сложном вопросе дисграфии детей. — Москва : ТЦ «Сфера», 2019. — 160 с. — Текст : непосредственный
7. Иншакова О.Б. Нарушение письма и чтения у уч-ся правшей и неправшей. Дисс. … к.п.н. – М., 1995.
8. Дорофеева С.В. Лингвистические аспекты коррекции дислексии и дисграфии / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: file:///C:/Users/ /lingvisticheskie-aspekty-korrektsii-disleksii-i-disgrafii-opytuspeshnogo-primeneniya-kompleksnogo-podhoda.pdf
9. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - СПб., 1997.
10. . Сиротюк, А.Л. Коррекция обучения и развития школьников [Текст] / А.Л. Сиротюк. – М., 2001. – 48 с.
11. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. –М.: Просвещение, 1984
12. Брындина И.В., Гогилашвили Н.Н., Клочкова В.П. Особенности нарушения письма у младших школьников / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://urok.1sept.ru/
13. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков. Под ред. С.С. Ляпидевского. - М., 1969. - С. 39-45.
14. Ястребова A.В., Бессонова Т.П. Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. / Основы логопедической работы с детьми. М., 2003.
15. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995
16. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи:Наглядно-методическое пособие. - СПб. - М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, ИД Карапуз, ТЦ Сфера, 2006. - 52 с, ил.
17. Елецкая О.В., Щукина Д.А. Коррекция диспраксической дисграфии. Формирование и коррекция навыка каллиграфии на логопедических: учебное пособие / О.В. Елецкая, Д.А. Щукина. Под научн. ред. О.Н. Тверской. - М.: Редкая птица, 2019. - 64с. - (Серия "Школьный логопед").
18. Китикова А.В. Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографии у младших школьников: учебно-метод. пособие / А.В. Китикова; под науч. ред. О.В. Елецкой. – ч. i. – М. : Редкая птица, 2017. – 112 с. — (Школьный логопед)
19. Прищепова И.В. К вопросу о дизорфографии у учеников младших классов общеобразовательной школы, имеющих нарушения речи. СПб., 1992.
20. Крек К.В., Жулина Е.В. Дидактические игры как средство коррекции письменной речи у учащихся младших классов с аграмматической дисграфией // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2016. С. 268-270
21. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2000. - 176 с.
22. Хлыстова, О. В. Использование эффективных методов обучения при дисграфии у младших школьников / О. В. Хлыстова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 40 (382). — С. 199-203. — URL: https://moluch.ru/archive/382/84359/ (дата обращения: 20.02.2024).
23. Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. — М.: В. Секачев, 2008. — 128 с
24. Психологическая профилактика и коррекция нарушений чтения, письма, счета: [пособие] / С.В. Коноваленко. — Москва: Книголюб, 2007. — 23 с.
25. Гайдина Л.И. Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи. 1-4 классы / Л.И. Гайдина, Л.А. Обухова. М.: ВАКО, 2007. 112 с.
26. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод.пособие / Т.А. Фотекова. – М.: Айрис-пресс, 2007. - 96 с.
27. Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Г54 Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 80 с.: ил. — (Серия «Детскому психологу»).