Обслуживание подростков в сельской библиотеке
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 33 + 33 источника
- Добавлена 31.10.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Сельская библиотека . 8
1.1 Цели, задачи, функции сельской библиотеки 8
1.2 Роль сельской библиотеки в формировании личности подростков. 16
Глава 2. Обслуживание в сельских библиотеках 19
2.1 Группа пользователей - подростки (социально-психологическая характеристика) 19
2.2. Методы изучения читательских интересов подростков в библиотеке 25
Заключение 30
Список используемых источников 33
Приложение 1 37
Общение помогает молодым людям раскрыть свой потенциал, почувствовать себя частью общества и достичь гармонии во взаимоотношениях. В этом периоде жизни людям особенно важна поддержка, понимание и возможность выразить свои мысли и чувства. Поэтому потребность в общении и является одной из самых сильных и значимых для человека.Это определяет наличие выраженной потребности в общении с людьми, также они стремятся чувствовать признание со стороны других людей [1, с. 39]. Это важно для того, чтобы решать те проблемы, которые отличают юношеский возраст. И, как правило, именно в юношеском возрасте роль коммуникации со взрослыми и сверстниками становится необычайно значимой. Во многих исследованиях указано, что эффективно решать такие проблемы, как самосознание, самоопределение, самоутверждение, невозможно без общения и помощи со стороны. Многие свои проблемы подросток может ощущать как крайне гиперболизированные, таким образом, необходим взгляд со стороны, человек, который сможет выслушать, понять, посоветовать [31;C.43]. Особенности подросткового возраста включают в себя физические, эмоциональные и социальные изменения, которые происходят в жизни подростка. Вот некоторые из них:Физические изменения: подростки проходят через период быстрого роста и развития. Их тела становятся более зрелыми, и они могут испытывать различные физические симптомы, такие как акне, проблемы со сном, головные боли и боли в мышцах.Эмоциональные изменения: в подростковом возрасте эмоции становятся более интенсивными и неустойчивыми. Подростки могут переживать частые смены настроения, быть раздражительными или чувствовать себя неуверенными в себе. Они также могут испытывать новые и сильные чувства, такие как любовь, ревность и разочарование.Социальные изменения: подростковый возраст - это время, когда подростки начинают активно взаимодействовать со сверстниками и другими людьми. Они могут формировать тесные дружеские связи, вступать в романтические отношения и участвовать в различных социальных мероприятиях.Изменения в мышлении и восприятии: подростки начинают развивать более сложные способы мышления и восприятия мира. Они начинают задумываться о своих ценностях, убеждениях и целях на будущее.Самооценка и самоопределение: подростки испытывают большой интерес к своей личности и начинают осознавать свою индивидуальность[5, с.52]. К сожалению, подростки подвержены вестернизации культуры, западным ценностям, тогда как необходимо усиливать национальную культурную идентичность [23;C.141]. Другая актуальная проблема – натиск ценностей общества потребления в современном мире. К сожалению, молодое поколение крайне подвержено данному процессу. Современное общество испытывает кризис, связанный с культом потребления и обладания. Жизнь в модусе обладания не может быть полной и гармоничной. Однако есть также и существование в модусе бытия (именно такой способ жизни используется представителями экзистенциального общества). Соответственно, преодоление кризиса должно основываться именно не на пребывании в модусе бытия, западный человек нуждается в ценностном отношении к жизни и к духовности. Нельзя воспринимать мир лишь как объект потребления, поскольку такое восприятие носит в высшей степени иллюзорный характер.Только через формирование духовной культуры, в том числе и посредством приобщения к чтению, возможно нивелировать негативное влияние культа западных ценностей на молодежь. Таким образом, особое положение периода старшего школьного возраста в цикле развития, связано с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от подросткового к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период физического, умственного, нравственного, социального.2.2. Методы изучения читательских интересов подростков в библиотекеИзучение читательских интересов подростков в библиотеке является важной составляющей успешной работы с этой возрастной группой. Подростки находятся в периоде активного поиска своего места в мире, формирования своей личности и вкусовых предпочтений. Поэтому, чтобы сделать библиотеку привлекательной и интересной для подростков, необходимо провести исследование и выявить их нужды и предпочтения.Одним из методов изучения читательских интересов подростков является анкетирование. Библиотекари могут разработать опросники, которые помогут выяснить какие жанры или темы наиболее интересуют подростковую аудиторию. Такие опросы можно провести как внутри библиотеки, так и в школах и других учебных заведениях, чтобы захватить наибольшее количество подростковых читателей [10;C.54].Объектом данного исследования являются подростки.На базе Центральной библиотеки с.Мохово было проведено анкетное исследование молодежи «Я гражданин». (см.приложение 1)Цель исследования: выявление отношения подростков к своему краю, Родине, определения уровня знаний, читательских потребностей и интересов. Проанкетировано 19 человек 15-17 лет, из них - 13 девушек и 6 юношей. В результате исследования было выявлено в целом позитивное восприятие слов «Родина» и «патриот». Краткое определение «Родина - место, где родился» дали 23% опрошенных. 48% респондентов определили свое отношение к Родине как: «наша страна, ее мы должны беречь», 19%- «Я люблю Россию и верю в ее могущество». Настоящий гражданин по мнению молодежи должен быть смелым, справедливым, доброжелательным, бережно относиться к природе и уважать старших. В качестве образцов гражданственности в пример приводились литературные герои: А. Маресьев, Тарас Бульба, девушки из повести В. Быкова «А зори здесь тихие». Из исторических личностей, по мнению опрошенных, подлинными сынами отечества являются Петр I (13%), Г.К. Жуков (7%), М. Кутузов (4%), Минин и Пожарский (5%). Единичные упоминания - З. Космодемьянская, Ю. Гагарин. Из современных политических деятелей опрошенные назвали В. Путина (19%), остальные не ответили на вопрос. В числе 10 произведений, достойных занять место в «Музее вечной дружбы, смелости» были названы книги «Убиты под Москвой» К. Воробьева, «Судьба человека» М. Шолохова, «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя. Обобщая результаты небольшого исследования, следует отметить, что молодежь положительно воспринимает общечеловеческие ценности, которые составляют основу любви к Родине. На процесс формирования гражданственности влияют примеры жизни и деятельности как исторических личностей, так и литературных героев. По результатам анализа анкет немаловажное значение при этом имеет чтение книг, встречи с ветеранами и достойными гражданами, другие формы библиотечной работы.Помимо анкетирования и организации дискуссионных клубов, можно использовать метод наблюдения. Библиотекари могут просто наблюдать, какие книги выбирают подростки и на какие темы они обращают внимание. Такой метод позволяет узнать о предпочтениях подростков, даже если они сами не готовы говорить об этом. Наблюдение можно проводить как внутри библиотеки, так и за ее пределами, например, в школах или местах, где подростки часто проводят свое время.Изучение читательских интересов подростков в библиотеке очень важно для организации ее работы. Только зная предпочтения своей аудитории, библиотекари смогут предложить книги и другие материалы, которые будут интересны и полезны подросткам. Это поможет привлечь больше подростков к чтению, развить их навыки и увлечение литературой, а также создать условия для их развития и самовыражения.2.3 Формы и методы обслуживания детей в сельской библиотеке Подростки - возрастная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями юношества, так и тем, что их социально-экономическим и общественно-политическим положение, их духовный мир находится в состоянии становления, формирования. Для старшеклассников характерна потребность в уединении. Деятельность старшеклассников в уединении может быть как предметной (например, чтение), так и коммуникативной. Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом[17;C.7]. Сельская библиотека является не только культурным и информационным центром для взрослых, но и важным местом, предоставляющим услуги для детей. Формы и методы обслуживания детей в таких библиотеках могут варьироваться в зависимости от конкретного места и возможностей учреждения, однако они выполняют важную задачу в обеспечении детей качественными и интересными книгами, развивающими программами и возможностью проведения свободного времени в интеллектуально стимулирующей среде [11;C.16].Одной из популярных форм обслуживания являются детские чтения. Библиотекари могут проводить регулярные сеансы чтений, предлагая детям различные книги и сказки. Это помогает развивать любовь к чтению и расширять словарный запас, а также способствует развитию воображения и вооружает детей эмоциональными навыками, которые могут быть важными для их будущего успеха в школе и жизни.Детские клубы – это еще один способ осуществления детского обслуживания в сельских библиотеках. Они предлагают детям различные развивающие и культурные программы, такие как мастер-классы по рукоделию, художественным занятиям, игры, интеллектуальные конкурсы и многое другое. Данные мероприятия не только предлагают детям интересные и познавательные активности, но также помогают формировать навыки работы в группе, общительность и творческое мышление [13;C.264].Организация книжных выставок и фестивалей становится все более популярным методом привлечения детей в сельские библиотеки. Библиотекари создают яркие и интерактивные выставки, которые отражают популярные детские книги и темы, такие как природа, наука, история. Фестивали включают в себя различные мероприятия, такие как театральные представления, концерты, конкурсы и игры, что делает опыт посещения библиотеки более увлекательным и запоминающимся.Важным аспектом обслуживания детей в сельских библиотеках является доступность книг и других ресурсов. Библиотекари работают над поддержанием актуальной коллекции книг для детей разного возраста и уровня чтения. Они также могут быть вовлечены в программы чтения летом или во время каникул, чтобы обеспечить детей чтением вне школы. Кроме того, сельские библиотеки могут предоставлять доступ к компьютерам и интернету, чтобы дети имели возможность исследовать и расширять свои знания самостоятельно [22;C.77].Также нам представляется важным работа со средствами массовой информации по популяризации чтения. Библиотеки должны работать по комплексным программам приобщения к чтению. В данных программах необходимо использовать достаточно обширный репертуар форм и методов популяризации чтения. Здесь требуется целенаправленная коллективная и индивидуальная работа по формированию системы чтения, возрождению ценности досугового чтения.И в заключение, формы и методы обслуживания детей в сельской библиотеке являются важным средством формирования чтения и увлечения детей литературой и культурой. Они помогают детям расширять свои познавательные и творческие способности, укреплять групповую деятельность и социальные навыки. В результате, сельская библиотека становится не только местом, где дети могут обрести новые знания, но и вдохновляющей средой, которая способствует их развитию и росту.ЗаключениеОбслуживание подростков в сельской библиотеке имеет особое значение в социально-культурной жизни села. Сельские библиотеки, играя роль центра культурного, образовательного и информационного развития населения, становятся все более важными для удовлетворения потребностей подростков. В связи с изменениями в сельском сообществе и его ценностях, библиотеки сталкиваются с новыми задачами и функциями.Для улучшения специфики обслуживания подростков в сельских библиотеках необходимо изучить опыт других библиотек и выявить эффективные методы обслуживания. Для этой цели можно использовать различные методы исследования, такие как теоретический и эмпирический анализ публикаций, терминологический анализ понятий, сравнительно-аналитический метод и социологические методы.Миссия библиотек, обслуживающих подростков, заключается в создании среды развития ребенка через чтение, книгу и нетрадиционные виды носителей информации. Для достижения этой миссии необходимо использовать все имеющиеся ресурсы и учиться смело пользоваться информационными ресурсами библиотек и местного сообщества.Таким образом, научиться эффективно обслуживать подростков в сельской библиотеке является важной задачей, которая требует изучения опыта и применения соответствующих методов. Сельская библиотека играет значимую роль в развитии сельского населения, и эффективное обслуживание подростков способствует их образованию, развитию и досугу.Возможно предложить следующие направления совершенствования деятельности сельской библиотеки в современных условиях:- сделать акцент на дальнейшей информатизации, техническом оснащении Библиотеки, безусловно, для решения этой задачи библиотеке требуется финансовая государственная поддержка;- расширить перечень проводимых культурных мероприятий (в частности, исходя из анализа проведенных мероприятий, в библиотеке не проводятся концертные программы, кроме того, работа с молодежью также требует интерактивного формата).Тем не менее, анализ деятельностисельской библиотеки убеждает в том, что эта библиотека действительно ориентирована на модернизацию, учитывает в работе потребности аудитории, стремится удовлетворять всем современным требованиям к сельской общедоступной библиотеке.Список используемых источниковПриложение 1Анкета «Я гражданин»1.Дайте краткое определение слову «Родина»_________________________________________________2.Кто из литературных героев для вас является примером «гражданского героя» ?3.Кто для вас является «подлинным сыном отечества» ?__________________________________________________________4.Какие произведения вы бы хотели увидеть на стенде посвященный «Музею вечной дружбы и смелости»?Спасибо за участие в анкетировании!
2. .Абрамов К. И. История библиотечного дела в России [Текст]: учебно-методические пособия для студентов, преподавателей и библиотекарей - практиков/ представлено Московский гос. ун-т культуры и искусств. - М.: Либерия, 2000. - 175с. (Альманах. Приложение к журналу «Библиотека») .
3. Актуальные вопросы библиотечной работы: Теория и практика [Текст]: [Сб. 1990] /Гос. б-ка СССР им. Ленина; Ред. кол.: Е.А Фенелонов (гл. ред.) и др.
4. Азарова В.А. Обслуживание читателей: техника профессионального поведения библиотекаря [Текст]: монография/В.А. Азарова. - Самара: СГАКИ, 1998. - 146с.
5. Библиотечно-библиографические знания - основа воспитания культуры чтения учащихся: Из опыта работы [Текст]. - Гродно,1989. - 7с. .
6. Библиотекарь и читатель: проблемы общения [Текст]: метод. пособия/ Рос. нац. б-ка. - СПб. - 1993. - 130с.
7. Библиотека и возрождение культуры села [Текст]: программа. - Киров, 1992. - 34с.
8. Библиотечное общение [Текст] / МКРСФСР, Восточно-Сиб. Гос. ин-т культуры - Улан - удэ: Бурятское кн. Изд-во, 1990. - 68с.
9. Библиотекарь и читатель: Основы современного взаимоотношения [Текст]: сборник научных трудов. - Нов.: ГПНТБ СО РАН, 1997. - 210с.
10. Библиотека. Чтение. Читатель [Текст]: сб. мат. научно. практ. конф. «Современные подходы к теории и методике библиотечного обслуживания» 27-30 окт. 1992г. - Тюмень, 1993. -54с.
11. Балашова Е.В. Научно-популярная лит-ра в чтении молодого рабочего читателя общедоступной библиотеки [Текст]: дис. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. - СПб, 1995. -16с.
12. Библиотеки России: Стратегия выживания и развития [Текст]. - Вып.1: Экономико-правовые аспекты функционирования библиотеки: научно-практ. пос. - М., 1994. - 183с. - С прил. (Настольная книга библиоменеджера).
13. Библиотека и духовная культура нации [Текст] : материалы региональной научно-практич. конференции (Новосиб., 23-27 сент. 2002г.)/ Под ред. Е.Б. Артемьева. - Новосиб.: ГПНТБ СО РАН, 2002. - 264с.
14. Библиотека и чтение: проблемы и исследованиях [Текст]: сборник научных трудов/ В.Д. Стельмах; сост. В.Д. Стельмах. - С-Петербург: Российская нац. Б-ка, 1995. - 260с.
15. Библиотековедение: общ. курс [Текст] : учеб. для библ. фак. Ин-ов культуры/ К.И. Абрамов, А.Н. Ванеев, В.В. Скворцов и др.; под. ред. К. И. Абрамова, Н. С. Карташова. - М.: Кн. Палата, 1998. - 223с.
16. Библиотечное дело: Терминологический словарь [Текст]/ Отв. ред. Б. Н.Бачалдин; представлено Рос. гос. б-ка, Гос. б-ка СССР. - 3-е знач. перераб. и доп. изд. - М.: Без изд-ва, 1997. - 168с.
17. Библиотечно-библиографические знания - основа воспитания культуры чтения учащихся: Из опыта работы [Текст]. - Гродно, 1989. - 7с.
18. Библиотечное дело: Терминологический словарь [Текст] / Гос. б-ка СССР, [сост. И.М. Суслова, Л.Н. Уланова]. 2-е изд., перераб. и значит. доп. - М.: Книга, 1986. - 224с.
19. Вопросы библиотечного дела, библиографии и истории книги [Текст]: сб. научн. трудов. Новосиб.,1975. - 312с.
20. Возрождение культуры России: Книжно-библиотечное дело [Текст]: сб. ст. - Вып. 5. - Ленинград: Знание (Л), 1997. - 112с.
21. Гагаринова Л.Л. Базы данных продвигаются на село [Текст] /Л.Л. Гагаринова // Библиотека. - 2003. - №11. - С.34-36.
22. Гриханов Ю.А. Что нужно знать каждому о библиотеке [Текст] / Ю.А. Гриханов. - М.: Книга, 1997. - 77с.
23. Гецов Г.Г. Как читать книги, журналы, газеты [Текст] / Г.Г.Герцов. - М.: Знание, 1989. - 141с.
24. Гусева Л.Н. методология исследования социально-культурных аспектов библиотечного обслуживания [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / Л.Н. Гусева.- С-Петербург. Гос. ун-т культуры, 1999. - 16с.
25. Ганицкая И.И., Мамаева М.А. Библиотеки и возрождение культуры села [Текст]: комплексная программа и слёт библиотекарей Кировской обл. /И.И.Ганицкая, М.А. Мамаева // Библиотековедение. - 1993. - С. 76
26. Ганицкая И.И. Сельская библиотека в условиях рынка: традиции и новые возможности [Текст] / И.И. Ганицкая // В практику бак.: сб. мат. обл. мероприятий по повышению квалификации библ. раб. - Тюмень, 1993. - С. 12-20.
27. Гончаренко Н. Справочное бюро для администрации [Текст] /Н. Гончаренко // Библиотека. - 2001. - С.26-27.
28. В.Дерюгин, Н. Василевская // Библиотека. - 1994. - №2. - С.16-17.
29. Душа дела: Писатели о библиотечном труде [Текст]: сборник /вступ. статья В. Кочетова; Художн. Д.И. Махашвили. - М.: Кн. Палата, 1987. - 318с.
30. Езова С.А. Искусство библиотечного общения [Текст] /С.А. Езова // Библиотека. - 2005. - №3. - С.70-71.
31. Ефимова Л. Библиотечная профессия как предмет изучения: Трудовая деятельность и повышение квалификации библ. Кадров [Текст] /Л.Ефимова. - М.: Информ. Центр по пробл. Культуры и искусства, 1978. - 43с.
32. Збаровская Н.В. Способы эффективного обслуживания [Текст] /Н.В. Збаровская // Библиотека. - 2005. - №3. - С.63-68.
33. Збаровская Н.В. Поговорим о профессиональных качествах [Текст] /Н.В. Збаровская // Библиотека. - 2005. - №2. - С. 36