«История евангельского пробуждения в Санкт-Петербурге в 60-ые годы XIX в: современный взгляд»
Заказать уникальное эссе- 17 17 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 04.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение……………………………………….........……………………………............................3
Глава 1. Лорд Редсток и «евангельское пробуждение» в России.................................................5
1.1 Лорд Редсток, начало христианского пути…...............................................................5
1.2 Путь в Россию............................................................................…...…..........................6
Глава 2. Начало «евангельского пробуждения».................................................…......................8
2.1. Лорд Редсток - визит в Санкт-Петербург ……………………………..…………...........8
2.2. Начало деятельности Василия Александровича Пашкова …………............................10
Глава 3. Судьба евангельского движения в Санкт-Петербурге……..........................................12
3.1. Пашков и его последователи …………..…………….....................................................12
3.2. Преследования евангельского движения в Российской империи.................................14
Заключение………………………………………………………….....…………….....................17
Список литературы………………………………………………….............……........................18
Проповеди в кругу Пашкова привлекали разные слои общества, их аудитория достигала полутора тысяч человек. Пашков активно занимался благотворительностью, открывая столовые, приюты, мастерские и школы для нуждающихся. Он также посещал тюрьмы, больницы и оказывал помощь тяжелобольным и студентам. Религиозная и социальная деятельность Пашкова были тесно связаны, он приводил к вере различные слои общества.3.2. Преследования евангельского движения в Российской империиНачало «Евангельского пробуждения» в Санкт-Петербурге во многом было следствием эпохи «великих реформ», когда в пространстве относительной свободы в России расцвела интеллектуальная, философская и религиозная мысль. Все изменилось после убийства Александра II и вступления на престол Александра ΙΙΙ. Молодой император находился под сильным влиянием обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева, который был яростным противником евангельского движения в России. По его мнению, «редстокисты» или «пашковцы», количество которых было значительным, расшатывают православные устои, и их деятельность может привести к волнениям в стране. Изначально представителям светской и церковной властью проповедническая деятельность Редстока и его последователей казалась великосветской забавой, но когда в движение был вовлечен простой народ, власти обратили на него пристальное внимание.Нельзя сказать, что миссионерские и благотворительные планы «пашковцев» не привлекали внимания властей во времена царствования Александра II. Донесения на высочайшее имя по поводу собраний Пашкова начали приходить еще в 1875 г. Однако до серьезных конфликтов с властями причастных к «евангельскому пробуждению» не доходило.Мечтой В.А. Пашкова и М.М. Корфа было объединение христиан, близких по взглядам, из всех регионов страны. В 1884 году они подготовили съезд, на который должны были приехать представители различных христианских церквей. Съезд должен был проходить на фоне усилившихся, инспирированных Победоносцевым, гонений на протестантов, который был убежден, что религиозное разномыслие среди простых русских людей приведет к национальной катастрофе. Протестанты пугали власти еще и тем, что в отличие от официальной церкви, они вели обширную миссионерскую деятельность, как, в частности, Пашков и его последователи, привлекая все новую паству.На съезд, который начался 1 апреля 1884 года, съехалось около 100 делегатов. Незадолго до этой даты и Пашкову, и Корфу было предписано не открывать съезда, и в двухнедельный срок покинуть Россию, но они не отреагировали на это указание. 6 апреля все делегаты съезда, кроме иностранцев и немцев – российских подданных, были арестованы и вскоре высланы из Петербурга. В мае того же года было закрыто «Общество поощрения духовно-нравственного чтения», все собрания «пашковцев» запрещены. И Пашков, и Корф были вынуждены покинуть Россию.В эмиграции Пашков видел свою миссию в помощи оставшимся на родине единомышленникам, а также в «уличной» проповеди, с которой он объездил многие европейские страны. До конца своих дней он вел обширную переписку и со своими сподвижниками, и с представителями различных российских христианских миссий.Таким образом, в начале «евангельского пробуждения» в Российской империи в Санкт-Петербурге зародились новые идеи, благодаря относительной свободе мысли, которая возникла в эпоху «великих реформ». Однако все изменилось после убийства Александра II и восшествия на престол Александра III, который был противником евангельского движения. В результате религиозные гонения начались, и представителям движения пришлось покинуть Россию. В эмиграции они продолжали свою деятельность и поддерживали связи с родиной. История «евангельского пробуждения» после разгрома движения российскими властями, не закончилась, а зерна, посеянные Редстоком и его последователями дали свои плоды. .ЗаключениеКак сегодня воспринимается та страница в истории российского религиозного сознания, которая получила наименование «евангельское пробуждение»? Был ли труд подвижников 1870-1880-х гг. напрасен? Высылка Пашкова и Корфа не означала прекращение евангельского движения в России. Его дело продолжали оставшиеся в стране последовательницы – Е.И. Черткова, В.Ф. Гагарина, Н.Ф. Ливен, позднее христианский писатель и теологи Иван Вениаминович Каргель и проповедник Иван Степанович Проханов.В истории российского евангельского движения много славных страниц, и деятельность ключевых фигур «евангельского пробуждения» является одной из них.Сама личность В.А. Пашкова, его идеи и труды являются и в наше время значимыми для представителей многих христианских деноминаций, и это тоже может считаться продолжением «евангельского пробуждения». Отрадно, что и в наши дни и миссионерская и общественная деятельность Пашкова, и движение «евангельского пробуждения» в целом являются предметом изучения и осмысления. Кроме того, необходимо отметить плоды такого рода пробуждений и духовных переосмыслений: - Рост численности евангельских церквей: В настоящее время число верующих в евангельских церквях в России, в том числе в Санкт-Петербурге, значительно увеличилось по сравнению с прошлым. Это можно объяснить увеличенной социальной открытостью, улучшением свободы вероисповедания и доступностью информации.- Активное служение церквей: современные евангельские церкви в Санкт-Петербурге активно служат обществу. Они организуют программы помощи нуждающимся, волонтерские проекты, реабилитационные программы для наркозависимых, программы поддержки семей и т.д. Эти церкви ставят целью не только духовное образование, но и социальное служение.- Межконфессиональная деятельность: современная церковь активно сотрудничает с другими конфессиями и духовными общинами. Со временем преодолеваются традиционные религиозные разделения, и искатели духовности могут находить общий язык в разных конфессиях. Такая межконфессиональная деятельность способствует созданию единства и сотрудничеству в религиозной сфере.- Кризис веры и поиски духовности: В современном обществе существует широко распространенный кризис веры и поиски духовности. Это вызвано изменениями в социальной и культурной сферах. Евангельские церкви становятся местом, где люди могут найти ответы на свои вопросы и поддержку в сложных жизненных ситуациях.- Усилия в области миссионерства: современные евангельские церкви активно вовлечены в миссионерскую деятельность, в том числе в странах с ограниченным духовным доступом. Множество церквей отправляют своих верующих на служение в другие города и страны для публичного проповедничества и служения.- Медиа и технологический прогресс: обратившись к современным технологиям, евангельские церкви становятся более доступными для широкой аудитории. Они используют социальные сети, радио, ТВ-программы, стриминговые платформы для проведения богослужений, проповедей и общения с верующими.Список источников и литературыКареев А.В. Русское евангельско-баптистское движение // Альманах по истории русского баптизма.- СПб.: Библия для всех. 1999. - С. 122 — 123Коррадо Ш. Философия служения полковника Пашкова (перевод с английского Марины Каретниковой) = ThePhilosohyofMinistryofColonelVasiliyPashkov. — СПб: Библия для всех, 2005. - 210с.Лесков Н.С. Великосветский раскол: Лорд Редсток и его последователи (очерк современного религиозного движения в петербургском обществе). - СПб.: тип. В. Тушнова, 1877. -266 с.Ливен С.П. Духовное пробуждение в России.- СПБ: Свет на востоке, 2016.- 125 с.Санников С.В. Популярная история христианства.– Киев: Самит-книга, 2011. – 480 с.Синичкин А.В. Очерки по истории евангельских христиан - баптистов России.– США: Благодать, 2017. – 272 с.Электронные источники: «Евангельский Петербург» // Русское богоискательство: – URL: https://bogoiskatelstvo.ru/kep/ (дата обращения: 29.02.2024).Богоискательство в истории России // ВикиЧтение: сайт. – URL: https://culture.wikireading.ru/76514 (дата обращения: 29.02.2024). ГренвильРедсток - лорд // Википедия: – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Редсток,_Гренвиль (дата обращения: 29.02.2024).Достоевский и Лесков как свидетели евангельского пробуждения в Санкт-Петербурге (1874-1884) // Христианский центр «Мирт»: – URL: https://gazeta.mirt.ru/stat-i/cerkov/post-1962/?ysclid=lt7cs267ji541837980 (дата обращения: 29.02.2024).Исторические, критические и полемические опыты // Азбука веры : сайт. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov/istoricheskie-kriticheskie-i-polemicheskie-opyty/15_1 (дата обращения: 29.02.2024)Каретникова Марина Сергеевна // Википедия: сайт. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Каретникова,_Марина_Сергеевна (дата обращения: 29.02.2024). Религиозная и социальная деятельность В. А. Пашкова в Петербурге // КиберЛенинка: сайт. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/religioznaya-i-sotsialnaya-deyatelnost-v-a-pashkova-v-peterburge?ysclid=lt7dq3m5lb888491392 (дата обращения: 29.02.2024).
1. Кареев А.В. Русское евангельско-баптистское движение // Альманах по истории русского баптизма.- СПб.: Библия для всех. 1999. - С. 122 — 123
2. Коррадо Ш. Философия служения полковника Пашкова (перевод с английского Марины Каретниковой) = ThePhilosohyofMinistryofColonelVasiliyPashkov. — СПб: Библия для всех, 2005. - 210с.
3. Лесков Н.С. Великосветский раскол: Лорд Редсток и его последователи (очерк современного религиозного движения в петербургском обществе). - СПб.: тип. В. Тушнова, 1877. -266 с.
4. Ливен С.П. Духовное пробуждение в России.- СПБ: Свет на востоке, 2016.- 125 с.
5. Санников С.В. Популярная история христианства.– Киев: Самит-книга, 2011. – 480 с.
6. Синичкин А.В. Очерки по истории евангельских христиан - баптистов России.– США: Благодать, 2017. – 272 с.
Электронные источники:
7. «Евангельский Петербург» // Русское богоискательство: – URL: https://bogoiskatelstvo.ru/kep/ (дата обращения: 29.02.2024).
8. Богоискательство в истории России // ВикиЧтение: сайт. – URL: https://culture.wikireading.ru/76514 (дата обращения: 29.02.2024).
9. ГренвильРедсток - лорд // Википедия: – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Редсток,_Гренвиль (дата обращения: 29.02.2024).
10. Достоевский и Лесков как свидетели евангельского пробуждения в Санкт-Петербурге (1874-1884) // Христианский центр «Мирт»: – URL: https://gazeta.mirt.ru/stat-i/cerkov/post-1962/?ysclid=lt7cs267ji541837980 (дата обращения: 29.02.2024).
11. Исторические, критические и полемические опыты // Азбука веры : сайт. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov/istoricheskie-kriticheskie-i-polemicheskie-opyty/15_1 (дата обращения: 29.02.2024)
12. Каретникова Марина Сергеевна // Википедия: сайт. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Каретникова,_Марина_Сергеевна (дата обращения: 29.02.2024).
13. Религиозная и социальная деятельность В. А. Пашкова в Петербурге // КиберЛенинка: сайт. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/religioznaya-i-sotsialnaya-deyatelnost-v-a-pashkova-v-peterburge?ysclid=lt7dq3m5lb888491392 (дата обращения: 29.02.2024).