Трансформация советской комедии с 1954 по 1984г

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Литература
  • 40 40 страниц
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 26.03.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1 Трансформация советской комедии с 1954 по 1984 год 5
1.1 История развития советской комедии с 1954 по 1984 год 5
1.2 Особенности советской комедии и ее ценности 12
Глава 2 Фильмография советской комедии с 1954 по 1984 годы 18
2.1 Анализ ключевых фильмов и их роли в трансформации советской комедии…………………………………………………………………………...18
2.2 Исследование комической драматургии в советских комедиях 32
Заключение 36
Список использованной литературы 38


Фрагмент для ознакомления

Но в наших сказках все, что не имеет положительного героя, превращается в «Ивана-дурака». Ипполит и другие герои — правильные персонажи. И сейчас они правят балом.Необходимо дать «разоблачительную» критику Бусыгину в «Старшем сыне». Бусыгин— бабник. Авторы фильма не оценили поведение Володи. Он пытается залезть через окно к первой встречной, чтобы переночевать. Нужно быть человеком с очень искаженным чувством морали, чтобы пробираться в чужие дома, воспользоваться отсутствием хозяев. Стоит ли говорить, что антагонист Бусыгина в этом фильме, жених-летчик, конечно же, очень прав. Воспользовавшись привилегией, а именно тем, что он сын и что на него запал старик Сарафанов, Володя устраивает ссору Нины с ее женихом-летчиком. Точно так же в «Иронии судьбы» Лукашин ссорит Надю с ее женихом Ипполитом.В фильме «Служебный роман» (Э. Рязанов, 1977) Новосельцев показывает себя многообещающе. Он не так робок. Достаточно вспомнить эпизод, когда он дает пощечину своему другу Самохвалову. Учитывая, что Самохвалов часто одалживал ему деньги на зарплату, это очень смелый поступок. Он вступился за честь женщины, которая была его коллегойне для того,чтобы покрасоваться перед Калугиной, а искренне, когда понял, что его друг — подлец. Слабый человек не стал бы так поступать. Но когда он влюбился в Людмилу Прокофьевну, его характер раскрылся. Он сам почувствовал силу, которая спала в нем. Он не мог отрицать возможности того, что Калугина поставит его на свое место и будет заботиться о семье. Интересно, что за такой номенклатурной женщиной скрывается тонкая психическая организация. Ольга Рыжова —тоже главная героиня фильма «Служебный роман». Это совершенно коммуникабельная женщина за сорок, которая может влюбиться в давно знакомого человека. При этом она имеет в виду не карьериста Самохвалова, а того самого Юрку. Она написала этому ничтожному человеку письмо, возможно даже сама сочинила стихотворение. Эта женщина с тонким эстетическим чувством, но она подавлена повседневностью [21]. Она понимает, что живет в советском пространстве, в обычной квартире без швейцарской люстры. У нее нет ничего, кроме богатого внутреннего мира, наполненного поэзией и музыкой. Стихи Бэлы Ахмадулиной никогда не произведут на Самохвалова должного впечатления. Почему-то Рыжова изображается несчастной и доброй женщиной, хотя на самом деле она пыталась обмануть своего мужа.Самохвалов просто похож на демона. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что он совершил постыдный поступок - опубликовал письмо от женщины от отчаяния, когда его совсем допекла бывшая однокурсница Рыжова, в упор непонимающая намёков. Современному зрителю не нужно объяснять, что езда на последней «Волге» и курение «Мальборо» не лестно характеризуют Самохвалова в их глазах. По мнению Новосельцева, он преуспел в жизни и «зашел слишком далеко». Однако за кулисами он— подлец, предавший свою первую любовь и друзей юности, хотя внешне он ведет себя правильно и рационально в сложившихся обстоятельствах. Он оправдывает себя в историях, которые могут запятнать его репутацию и помешать карьере.Героиня Ольга Рыжова — сегодняшняя Татьяна Ларина, которой не 17, а 40, но она по-прежнему верит в любовь и будет верить до тех пор, пока люди не покажут свое истинное лицо. Ни поверхностная кокетка— героиня Лии Ахеджаковой, ни противная тётка из бухгалтерии—все эти мещане, персонажи Зощенко в миниатюре, не дотягивают до Оленьки Рыжовой, которая даст им фору по всем параметрам. И именно на неё начинается травля, потому что ничтожеств обычно не травят. Они прекрасно находят своё место в толпе, в которой благополучно растворяются.В 1970-е годы стало модным обогащать комедийную палитру драматическими человеческими переживаниями, ярким примером чего стали фильмы Г.Данелии. Фильм «Осенний марафон» (1979) был признан критиками самой смешной из всех грустных комедий. В фильме был показан новый тип героя, представляющий довольно широкий круг людей, реально существующих в нашем обществе. Отсутствие воли, оправдываемое отношением одинаковой доброты ко всем окружающим, и неспособность мужчин брать на себя ответственность за решение сложных проблем повседневного человеческого существования уже давно стали социальным бедствием [24]. Все это вынуждает женщин брать на себя инициативу и тем самым заставляет их терять врожденные женские качества. Данелия отражает важную и глубокую тему в этом фильме.Несмотря на легкий жанр, самой скандальной комедией в Советском Союзе стала «Блондинка за углом» (Владимир Бортко, 1984). Фильм рассказывает о дефиците, нужных связях, до сих пор не понятно, как его разрешили снимать. После выхода на экраны эта живая, острая комедия быстро стала любимицей зрителей. Николай Порываев, робкий и застенчивый астрофизик, переживает кризис среднего возраста и уходит из института, где 15 лет «ждал знака от братьев по разуму». Отчаявшись, он устраивается работать курьером в универмаг и признается в любви Наденьке, красивой официантке, работающей в отделе общественного питания. Известно, что противоположности притягиваются: Надя отвечает ему взаимностью и даже соглашается стать его женой. Теперь муж предприимчивой красавицы-блондинки, должен любить всех ее «нужных друзей»—откровенно неприятных собеседников. Эрудированность—не главная причина психологического конфликта героя, как говорит Надя, здесь «нет проблемы». Причина — характерный разрыв между двумя подходами к жизни, которые тогда существовали, да и сейчас вполне актуальны:Во-первых, «внимательная жизнь», которую пропагандирует Надя, где все друг другу максимально помогают и в результате получают все. Все должны быть более общительными и понимать, как можно помочь другим. В результате они становятся теми, кем должны быть, обретают влияние, становятся финансово состоятельными и еще больше помогают другим [4]. Это и есть путь.Второй, жизнь как свобода, — путь, по которому вырос Николай. Ему не нужно помогать другим, главное—не мешать (поэтому он всего стесняется). Получается бедная и несколько антисоциальная жизнь. И эту привычку очень трудно преодолеть. Но, конечно, все верят в Наденьку, даже если оптимистичный финал «рай в шалаше» при полярной обсерватории кажется немного надуманным.Владимир Бортко был тогда новым режиссером, но очень методичным и дотошным. Он привык решать всевозможные проблемы на съемочной площадке. Получить этот кадр было очень сложно. Андрей Миронов больше часа просидел в холодном отсеке, ожидая, пока режиссер и оператор найдут общий язык, решат, с какого ракурса и как осветить кадр. Бортко пригласил Догилеву на пробы, но она провалилась. Она не слушала режиссера, импровизировала и делала все по-своему, удивляя своим поведением всю команду. Но когда режиссер задумался, то понял, что ее искренность и напор - именно то, что нужно героине. В фильме есть эпизод с пасхальным крестным ходом. В Ленинграде было сложно найти церковь с действующим крестом и большим количеством верующих. Фильм снимали в Смольном соборе, где в то время находился склад. В итоге фильм был снят, но на 20 минут короче: пришлось вырезать сцены со словами «блат», «дефицит» и «умение жить». Фильм пришлось переделывать три раза. Его изменили, и в последнем фильме сценарий закончился побегом главного героя. Если присмотреться, в фильме нет ни одной по-настоящему отрицательной героини. А героиня Татьяны Догилевой оказывается настоящей советской. Только личное счастье и дефицит— единственные идеи, которые предлагала советским людям власть имущих в начале 1980-х. Режиссеру посоветовали «очеловечить» финал. Жанр фильма обозначен как трагикомедия, но для большинства советских граждан в начале 1980-х (в условиях товарного дефицита) эта история была чистой воды кинофантастикой.Исследование таких фильмов позволяет понять, как изменения в политической и социокультурной сферах отразились на комедийном жанре и какие новые темы и мотивы появились в кино этого периода, также помогает выявить, какие фильмы стали символами своей эпохи и почему они остаются актуальными и популярными даже сегодня.2.2 Исследование комической драматургии в советских комедияхИсследование сатирической драматургии в советских комедиях представляет собой увлекательную тему. Сатирическая драматургия играла важную роль в формировании советской комедии, позволяя критически воздействовать на различные аспекты общественной жизни, политики, и поведения людей.Фильмы и анекдоты того времени с успехом использовали сатиру и юмор для выявления противоречий в обществе, критики бюрократии и недостатков быта. Важно отметить, что сатира в советских комедиях выражалась не только через слово, но и через образы и смысловые ходы, что делало ее более эффективной и веселой для зрителя [15].Комедии 1954—1984 годов прекрасно использовали сатирические приемы для критики бюрократии и разоблачения недостатков системы. Именно бесконечные канцелярские ошибки и нелепые ситуации делают эти фильмы уникальными и современными, они являются прекрасными примерами сатиры, в которых авторы с юмором обнажают фундаментальные недостатки социалистической идеологии. Мир комического поистине разнообразен и многогранен. Эта категория имеет множество граней и оттенков, от мягкого юмора до гротеска. Комическая драматургия может быть представлена практически в каждом жанре искусства, но особенно она характерна для комедии, пантомимы, капустника, скетча, эпиграммы и пародии. Комедийная драматургия выражается в форме анекдотов, шуток и каламбуров. И хотя традиционно эта категория используется в эстетике по отношению к искусству, ее значение гораздо шире. В советской российской культуре комедия имеет как формальные, так и неформальные формы, выраженные ярко и довольно неоднозначно. Примечательны особенности кинокомедии. Этот жанр пользовался большим успехом в изучаемый период, о чем свидетельствует его популярность и сегодня, когда социальные условия кардинально изменились. В конце 50-х и 60-х годов в жанре кинокомедии появились Л.И. Гайдай, Э.А. Рязанов, Ю.С. Чулюкин, Г.Н. Данелия и другие режиссеры, создавшие шедевры советской комедии. Их фильмы (причудливые, лиричные, смешные и грустные) не только полюбились советским зрителям, но и переплелись с кодами советской культуры, нарисовав яркий портрет эпохи. Для создания интересных фильмов Леонид Гайдай использовал самые разные приемы: причудливость, шутки, прибаутки, юмор, пародию, иронию и политическую сатиру. Он высмеивал то, что видел в жизни. И он оказался очень острым, очень искренним и талантливым, а в его насмешках над отдельными недостатками нашей жизни стали узнаваться выразительные черты непризнания системы в целом. Его комедии не являются идеологическими в худшем смысле этого слова. Но это не совсем так. Они высмеивали инерцию известных догм и были проявлениями естественного протеста умного, думающего, способного и сострадательного человека против заблуждений, лжи, лицемерия, а иногда и болезней социальной системы. В классических комедиях милые «маленькие люди» борются с абсурдным миропорядком. В фильмах Гайдая, напротив, все кажется перевернутым и отмеченным разными знаками оценки. Не отрицая советский миф, Гайдай умудряется оставаться «в рамках» норм «комического» жанра.Первая «комическая стрела» Гайдая была направлена на бюрократию: в 1958 году он снял сатирический фильм «Жених из-за угла», в котором известные актеры Р. Плятт и Г. Вицин создали яркие образы советских чиновников (Петухова и Фикусова). Фильму не хватало глубины, но он был целенаправленным, что сделало его непопулярным у советских цензоров. Сатирическое изображение бюрократов не понравилось им. Ведь любая власть ненавидит сатиру и боится смеха. В результате фильм был сокращен, переснят и распространен как «второй акт». Это был такой удар для Гайдая, что он поклялся больше не снимать комедийные фильмы, но, к счастью, это не произошло. Более того, он продолжил выводить «руководящие кадры» на экран в комедийной форме. Вспомним, например, Ивана Васильевича Буншу (Ю. Яковлев), государственного служащего в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», или товарища Саахова (В. Этуш), заведующего фермой крайкома в комедии «Кавказская пленница». Стилистически, конечно, они были более впечатляющими. Герои фильмов Гайдая часто говорят на пропагандистском языке. Они используют лозунги, цитаты, высокопарные выражения и агрессивно «правильные слова», а Иван Васильевич Бунша, представитель «масс»,—неизменный блюститель порядка в «доме быта высокой культуры» и сосед его обитателей [6]. Невозможно забыть его сказочное невежество и в то же время штампованную лексику. Действительно, «как царь» он изменил манеру речи. Перед зрителями предстал не политик, а обычный бюрократ, не гражданин. В 1970-е годы Гайдай отошел от оригинальных комедий и стал адаптировать классиков советской и русской литературы (И. Ильф, Е. Петров, М. Булгаков, М. Зощенко, Н. Гоголь) [5]. В советское время эти писатели были яркими представителями сатиры и юмора в литературе, а их произведения легли в основу многих комедийных фильмов. Официальная сфера комического, ярко проявившаяся в жанре кинокомедии, критиковала недостатки советской действительности, высмеивая антигероев того времени. Она не стремилась уничтожить корни системы, напротив, пыталась этически совершенствовать ее, внедряя понятия о хорошем и постыдном, то есть оказывала мощное воспитательное влияние на общество, пытаясь сделать его лучше.Комедии 1954—1984 годов демонстрируют, как комическая драматургия идентифицировала и разоблачала проблемы общества того времени. Исследование комической драматургии в советских комедиях поможет понять, какой вклад сделала эта форма искусства в развитие советской культуры и ее влияние на мышление и поведениеЗАКЛЮЧЕНИЕПериод с 1954 по 1984 год закономерно оказал огромное влияние на развитие комедийного жанра. Переход от строгих пропагандистских стандартов к более свободной форме выражения отразился в содержании, стиле и тематике фильмов. За это время произошли масштабные изменения. Советская комедия стала более разнообразной и открытой к освещению различных аспектов жизни [8].Этот период также ознаменовался приходом великих режиссеров, актеров и сценаристов, чья работа стала символом этой эпохи. Фильмы, созданные в этот период, стали частью золотого фонда советского кинематографа и до сих пор остаются популярными у зрителей разных поколений.В процессе данного исследования были выявлены трансформации советской комедии в период с 1954 по 1984 год, даны ответы на поставленные задачи:—изучение советских комедийных фильмов позволило понять их разнообразие, глубину и влияние на культуру. Фильмы этого периода исследовали широкий спектр тем, от повседневных ситуаций до критики общественной действительности. Они смогли достучаться до сердец зрителей благодаря своей открытости и прямоте;— оценка влияния комедий на общественное сознание показала, что они представляли собой не только источник развлечения, но и средство передачи важных социальных посланий. Комедии часто затрагивали социальные проблемы и стимулировали зрителей задуматься над аспектами их собственной жизни, а также над жизнью общества в целом;— анализ реакций зрителей на изменения в контексте социокультурных процессов выявил, что комедии отражали текущие общественные реалии. Их влияние было весьма значительным, поскольку они не только отражали социокультурную действительность, но и формировали представления о ней. Реакция зрителей на эти изменения не всегда оставалась положительной, поскольку комедии служили анализом их реальности, а также инструментом для обсуждения сложных тем.Также был сделан соответствующий вывод: изучение советских комедийных фильмов, их влияние на общественное сознание и реакции зрителей на изменения в контексте социокультурных процессов подтвердило их значительное значение как источника развлечения, культурного наследия и социокультурной рефлексии.Трансформация советской комедии с 1954 по 1984 год стала неотъемлемой частью общей трансформации советского общества, искусства и культуры. Это время оставило яркий след в истории российского кинематографа, внесло весомый вклад в мировую культуру и продолжает вдохновлять и развлекать людей по всему миру.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБеленький, И.В. История кино. Киносъемки, кинопромышленность, киноискусство. — М.: Альпина, 2019. — 405.Беляева К.С. Специфика кинематографа «оттепели» на фоне эволюции отечественного киноискусства // Культура и цивилизация. 2016. № 2. — 116 с.Волков А., Милосердова Н. Гайдай Леонид Йович // Кино России. Режиссерская энциклопедия. Т. 1. — М.: НИИК, 2010. — 112 с.Головской В.С. Между оттепелью и гласностью. Кинематограф 70-х. — М.: Материк, 2004. — 388 с.Грошев А.М. и др. Краткая история советского кино. 1917-1967. — М.: Искусство, 1969. — 615 с.Демин В. В жанре смеха («Иван Васильевич меняет профессию») // Экран 1973–1974. — М.: Искусство, 1975. — 51 с.Дымарский В.Н. Времена Хрущева: в людях, фактах и мифах. — М.: АСТ, 2011. — 352 с.Зоркая, Н.М. История советского кино. — СПб: Алетейя, 2005. — 544 с.Иванова, Л.Л., А.В. Вампилов «Старший сын». К проблеме природы драматического конфликта (ЛТПИ им. Герцена). — Л.: 1982. — 12 с. Косинова М.И. Международные связи советской кинематографии в годы «оттепели» // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 6 (50). — 648 с.Косинова М.И., Аракелян А.М. Советский кинопрокат и кинопоказ в эпоху «оттепели». Возрождение киноотрасли // Сервис plus. 2015. Т. 9. № 4. — 26 с.Марголит Е.Я. Диалог поколений // Кинематограф оттепели. М.: Материк, 1996. — 1181 — 31 с.13. Михалкович, В.И. Избранные российские киносны / Валентин Михалкович. — М.: Аграф, 2006. — 320 с.14. Нечай, О. Ф. Основы киноискусства: учеб. пособие / О. Ф. Нечай; науч. ред. И. В. Вайсфельд. — М.: Просвещение, 1989. — 288 с. 15.Редкозубова О.С. Структура смеховой культуры // Аналитика культурологии. — 2009. №— 13.— 5 с.16. Соколова, Н.П. История и теория кино: учеб.-метод. комплекс / авт.-сост.; каф. культурологии Тюм. гос. акад. культуры и искусств. — Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2007. — 240 с.17. Трошин, А.С., Дымшиц Н.А., Ижевская С.М. История отечественного кино: Хрестоматия.— М.: Канон+РООИ«Реабилитация», 2011. — 672 с.18. Трояновский В.А. Кинематограф оттепели. К 100-летию мирового кино. — М.: Материк, 1996. — 262 с.19. Филиппов, С. Киноязык и история. Краткая история кинематографа и киноискусства / С. Филиппов.— М.: Клуб «Альма Анима», 2006. — 208 с.20. Фролов В.В. Муза планетарной сатиры. — М.: Сов. Писатель, 1988. — 51 с.21. Хренов, Н. А. Кино: реабилитация архетипической реальности / Н. А. Хренов. — М.: Аграф, 2006. — 704 с. 22. Шилова И. М. Советский музыкальный фильм. — М.: Знание, 1980. — 406 с. 23. Ямпольский, М.Б. Язык — тело — случай: кинематограф и поиски смысла / М. Ямпольский — М.: Новое лит. обозрение, 2004. — 376 с.Электронные ресурсы: 24. Зоркая Н., Зоркий А., Заметки о режиссере/Георгий Данелия. М., 1982.[Электронныйресурс]URL: http://gordon0030.narod.ru/archive/9751/index.html25. Славский Р. «На экране—комедия», 1964г. [Электронный ресурс] URL: http://slavskii.narod.ru/HTML/DE_42.htm26. Демьяненько С.Р. Феноменология юмора в творчестве Л.И. Гайдая в контексте инкорпорации ультра-лимитированной проблематики в социально-культурное пространство СССР 60-х гг. ХХ в., 2013. 117- 122с. [Электронный ресурс]. Системныетребования: AdobeAcrobatReader.URL: ttps://elibrary.ru/download/elibrary_20350019_70412118.pdf 73.27. Киножурнал «Фитиль»[Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/user/FitilOfficial 28. Комедия в советском кино // Энциклопедия отечественного кино. Россия/СССР/СНГ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=6&text_ element_id=4429. Лесскис Н. Фильм «Ирония судьбы…»: от ритуалов солидарности к поэтике измененного сознания // Новое литературное обозрение.— 2005. — №76 [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/76/le.html 30. Семерчук В. Кинематограф оттепели в зеркале критики. Литературный портал [Электронный ресурс] URL: https://www.proza.ru 31. Славский Р. «На экране-комедия», 1964г. [Электронный ресурс] URL: http://slavskii.narod.ru/HTML/DE_42.htm32. Философия кино / ведущий рубрики Вадим Руднев // Бесконечный журнал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.cinefantom.ru.Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=865981#text

1. Беленький, И.В. История кино. Киносъемки, кинопромышленность, киноискусство. — М.: Альпина, 2019. — 405.
2. Беляева К.С. Специфика кинематографа «оттепели» на фоне эволюции отечественного киноискусства // Культура и цивилизация. 2016. № 2. — 116 с.
3. Волков А., Милосердова Н. Гайдай Леонид Йович // Кино России. Режиссерская энциклопедия. Т. 1. — М.: НИИК, 2010. — 112 с.
4. Головской В.С. Между оттепелью и гласностью. Кинематограф 70-х. — М.: Материк, 2004. — 388 с.
5. Грошев А.М. и др. Краткая история советского кино. 1917-1967. — М.: Искусство, 1969. — 615 с.
6. Демин В. В жанре смеха («Иван Васильевич меняет профессию») // Экран 1973–1974. — М.: Искусство, 1975. — 51 с.
7. Дымарский В.Н. Времена Хрущева: в людях, фактах и мифах. — М.: АСТ, 2011. — 352 с.
8. Зоркая, Н.М. История советского кино. — СПб: Алетейя, 2005. — 544 с.
9. Иванова, Л.Л., А.В. Вампилов «Старший сын». К проблеме природы драматического конфликта (ЛТПИ им. Герцена). — Л.: 1982. — 12 с.
10. Косинова М.И. Международные связи советской кинематографии в годы «оттепели» // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 6 (50). — 648 с.
11. Косинова М.И., Аракелян А.М. Советский кинопрокат и кинопоказ в эпоху «оттепели». Возрождение киноотрасли // Сервис plus. 2015. Т. 9. № 4. — 26 с.
12. Марголит Е.Я. Диалог поколений // Кинематограф оттепели. М.: Материк, 1996. — 1181 — 31 с.
13. Михалкович, В.И. Избранные российские киносны / Валентин Михалкович. — М.: Аграф, 2006. — 320 с.
14. Нечай, О. Ф. Основы киноискусства: учеб. пособие / О. Ф. Нечай; науч. ред. И. В. Вайсфельд. — М.: Просвещение, 1989. — 288 с.
15. Редкозубова О.С. Структура смеховой культуры // Аналитика культурологии. — 2009. № — 13. — 5 с.
16. Соколова, Н.П. История и теория кино: учеб.-метод. комплекс / авт.-сост.; каф. культурологии Тюм. гос. акад. культуры и искусств. — Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2007. — 240 с.
17. Трошин, А.С., Дымшиц Н.А., Ижевская С.М. История отечественного кино: Хрестоматия. — М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2011. — 672 с.
18. Трояновский В.А. Кинематограф оттепели. К 100-летию мирового кино. — М.: Материк, 1996. — 262 с.
19. Филиппов, С. Киноязык и история. Краткая история кинематографа и киноискусства / С. Филиппов. — М.: Клуб «Альма Анима», 2006. — 208 с.
20. Фролов В.В. Муза планетарной сатиры. — М.: Сов. Писатель, 1988. — 51 с.
21. Хренов, Н. А. Кино: реабилитация архетипической реальности / Н. А. Хренов. — М.: Аграф, 2006. — 704 с.
22. Шилова И. М. Советский музыкальный фильм. — М.: Знание, 1980. — 406 с.
23. Ямпольский, М.Б. Язык — тело — случай: кинематограф и поиски смысла / М. Ямпольский — М.: Новое лит. обозрение, 2004. — 376 с.
Электронные ресурсы:
24. Зоркая Н., Зоркий А., Заметки о режиссере / Георгий Данелия. М., 1982. [Электронный ресурс] URL: http://gordon0030.narod.ru/archive/9751/index.html
25. Славский Р. «На экране — комедия», 1964г. [Электронный ресурс] URL: http://slavskii.narod.ru/HTML/DE_42.htm
26. Демьяненько С.Р. Феноменология юмора в творчестве Л.И. Гайдая в контексте инкорпорации ультра-лимитированной проблематики в социально-культурное пространство СССР 60-х гг. ХХ в., 2013. 117- 122с. [Электронный ресурс]. Системные требования: Adobe Acrobat Reader.URL: ttps://elibrary.ru/download/elibrary_20350019_70412118.pdf 73.
27. Киножурнал «Фитиль» [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/user/FitilOfficial
28. Комедия в советском кино // Энциклопедия отечественного кино. Россия/СССР/СНГ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=6&text_ element_id=44
29. Лесскис Н. Фильм «Ирония судьбы…»: от ритуалов солидарности к поэтике измененного сознания // Новое литературное обозрение. — 2005. — №76 [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/76/le.html
30. Семерчук В. Кинематограф оттепели в зеркале критики. Литературный портал [Электронный ресурс] URL: https://www.proza.ru
31. Славский Р. «На экране-комедия», 1964г. [Электронный ресурс] URL: http://slavskii.narod.ru/HTML/DE_42.htm
32. Философия кино / ведущий рубрики Вадим Руднев // Бесконечный журнал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.cinefantom.ru.
Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=865981#text