Профилактика девиантного поведения в сети у детей
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 27.03.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Теоретические аспекты исследования девиантного поведения в сети у детей 5
1.1. Понятие девиантного поведения у детей 5
1.2. Причины возникновения девиантного поведения в сети у детей 9
2. Анализ и способы профилактики девиантного поведения в сети у детей 17
2.1. Выявление детей, склонных к девиантому поведению в сети 17
2.2. Профилактические меры в отношении детей, склонных к девиантому поведению в сети 22
Заключение 27
Список использованных источников и литературы 29
После изучения характеристик этих детей и общения с сотрудниками учебного заведения удалось прийти к выводу, что у ребят сложные отношения с родителями, педагогами и одноклассниками, однако большинство из них увлечены интернетом и активно участвуют в социальных сетях.Для выявления причин нарушений и трудностей в поведении подростков мы использовали методику диагностики интернет-зависимости К. Янга. Результаты показали, что 45,5% (5 человек) подростков проявляют признаки интернет-зависимости, выражающиеся в неспособности контролировать время, проведенное в интернете, и постоянном желании возвращаться в сеть.36,3% учащихся (4 человека) являются умеренными пользователями интернета: они полностью контролируют время, проведенное в сети, и не испытывают навязчивого желания возвращаться в нее. Другие 18,2% (2 человека) проводят в интернете минимальное количество времени, и у них нет риска зависимости.Эти данные позволяют сделать вывод, что большинство участников исследования нуждаются в психолого-педагогической помощи, направленной на выявление причин возможной зависимости от интернета, улучшение реального общения со сверстниками, развитие навыков планирования времени, занятие продуктивной деятельностью и улучшение коммуникации.Требуется серьезная работа по взаимодействию с педагогами и родителями подростков, страдающих возможной зависимостью от интернета. Особое внимание необходимо уделить причинам возникновения зависимости от интернета, ситуациям, которые вызывают у подростка негативную, агрессивную или протестную реакцию на взрослых, их указания и просьбы.2.2.Профилактические меры в отношении детей, склонных к девиантому поведению в сетиПрограмма психолого-педагогического обучения педагогов, ориентированная на предотвращение развития интернет-зависимости у подростков, может быть направлена на помощь им в освоении следующих навыков:Применение современных методик и технологий, включая информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретном уровне образования.Использование возможностей образовательной среды, включая информационную, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в сельской школе.Эффективная организация образовательной среды для помощи обучающимся с трудностями в обучении, поведенческими проблемами и проблемами межличностного взаимодействия в освоении различных видов деятельности.В то же время, родителей и учащихся можно (и нужно) вовлекать в следующие сферы участия:Проектирование и создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды современной школы.Разработка информационных и методических материалов по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательной работе и повседневной жизни.Проектирование и реализация исследовательских и социальных проектов в сфере образования, культуры, социальной защиты и здравоохранения в ближайшем микросоциуме.Проведенное исследование и предложенные рекомендации могут послужить отправной точкой для дальнейшей разработки проблемы возможных причин интернет-зависимости у подростков, ее профилактики как стойкой формы девиации, а также для просвещения педагогов и родителей относительно возможностей конструктивного использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе и семейной жизни.Кроме того, можно предложить следующие профилактические меры в отношении детей, склонных к девиантному поведению в сети, могут включать в себя следующие действия:Образовательные программы. Разработка и внедрение программ обучения, направленных на повышение осведомленности детей о безопасном и ответственном использовании интернета. Это может включать в себя обучение навыкам критического мышления, развитие цифровой грамотности и обучение навыкам решения конфликтных ситуаций в сети.Обучение навыкам критического мышления может включать в себя обучение учащихся анализу информации в интернете, оценке достоверности источников, а также развитие способности критически мыслить и выявлять потенциальные опасности в сети.Программа «Развитие цифровой грамотности» должна помочь учащимся освоить навыки безопасного и эффективного использования различных онлайн-инструментов, понимание вопросов конфиденциальности данных, защиты личной информации и безопасности в сети.Обучение навыкам решения конфликтных ситуаций в сети может включать в себя обучение учащихся умению эффективно реагировать на негативные ситуации в интернете, включая кибербуллинг, неприятные контакты и другие конфликтные ситуации.Эффективная образовательная программа должна быть комплексной и охватывать все аспекты безопасного и ответственного использования интернета, чтобы обеспечить защиту детей и подростков от возможных угроз в онлайн-среде.2. Сотрудничество с родителями. Вовлечение родителей в образовательные программы и обеспечение доступа к информации о безопасности в интернете. Родители могут получить консультации и рекомендации от специалистов для поддержки детей и контроля их интернет-активности.3. Психолого-педагогическая поддержка. Создание условий для консультаций и поддержки детей, испытывающих проблемы в сети, с целью улучшения их психологического благополучия и помощи в управлении потенциальными рисками.Целью этой поддержки является улучшение их психологического благополучия и помощь в управлении потенциальными рисками, связанными с интернетом. Это может включать в себя консультации с психологами или специалистами по вопросам безопасности в сети, проведение групповых занятий по развитию навыков общения в интернете и решению конфликтных ситуаций, а также предоставление информационной поддержки и ресурсов для управления онлайн-рисками.Мониторинг интернет-активности. Внедрение систем мониторинга и фильтрации интернет-активности, чтобы обеспечить безопасность детей, предотвратить доступ к нежелательным контенту и обеспечить контроль родителей над интернет-пользованием детей.5. Создание позитивной онлайн-среды. Поддержание позитивной и поддерживающей среды в интернете, включая поощрение здоровых и конструктивных взаимодействий, предотвращение буллинга и поддержка позитивного поведения.Формирование позитивной онлайн-среды означает создание в интернете благоприятной атмосферы, где поддерживаются здоровые и конструктивные взаимодействия между пользователями. Это может включать в себя поощрение уважительного общения, поддержку других, активное участие в позитивных дискуссиях и распространение доброжелательного контента.Кроме того, важным аспектом создания позитивной онлайн-среды является предотвращение случаев кибербуллинга, травли и негативных воздействий в сети. Это включает в себя установление нулевой терпимости к агрессивному поведению, предоставление поддержки жертвам кибербуллинга и предупреждение случаев цифрового насилия.ВыводВ целом, формирование позитивной онлайн-среды направлено на создание безопасного и уважительного интернет-пространства, где каждый чувствует себя защищенным и включенным, а позитивное поведение стимулируется и поощряется.Представленные в главе меры могут помочь предотвратить девиантное поведение в сети и обеспечить безопасное и здоровое интернет-взаимодействие для детей.ЗаключениеВ ходе написания работы удалось достичь поставленных во введении цели и задач.Установлено, что девиантное поведение в сети относится к неприемлемым или асоциальным действиям, которые совершаются в онлайн-среде. Это может включать в себя различные формы негативного поведения, такие как кибербуллинг, хулиганство, распространение негативного или неподходящего контента, нарушение частной жизни и другие действия, которые могут нанести вред другим пользователям интернета. Девиантное поведение в сети может иметь различные формы и проявления, и оно может наносить вред как жертвам напрямую, так и обществу в целом.Понимание и изучение девиантного поведения в сети помогает обеспечить безопасность пользователей интернета, особенно детей и подростков, которые могут быть более уязвимыми перед онлайн-угрозами.Исследование девиантного поведения в сети помогает понять его воздействие на психологическое благополучие пользователей, а также разработать стратегии и методы для защиты от негативных последствий такого поведения.Изучение девиантного поведения позволяет разрабатывать профилактические программы и стратегии для предотвращения его возникновения и реагирования на случаи, когда оно проявляется. Кроме того, это может помочь образовательным учреждениям и родителям разрабатывать обучающие программы и методики, которые способствуют формированию здорового и безопасного онлайн-поведения.Определено, что борьба с девиантным поведением в сети у детей требует комплексного подхода и внимания со стороны родителей, учителей и общества в целом. Можно предложить ряд профилактических мер:1. Образование и обучение. Важно обучать детей основам цифровой грамотности, этике и безопасности в интернете. Это поможет им понимать последствия своих действий в сети и развивать здоровое отношение к онлайн-коммуникациям.2. Мониторинг и контроль. Родители и педагоги должны установить контроль за интернет-активностью детей, используя специализированные программы и устанавливая правила использования интернета в семье и в школе.3. Открытый диалог. Важно поддерживать открытый диалог с детьми о их онлайн-опыте, обсуждать потенциальные опасности и стресс-ситуации, с которыми они могут столкнуться в сети.4. Поддержка жертв. В случае, если ребенок становится жертвой девиантного поведения в сети, важно обеспечить ему поддержку и помощь в решении возникших проблем.5. Психолого-педагогическая поддержка. Необходимо обеспечивать доступ к профессиональной помощи психологов и педагогов для детей, которые испытывают трудности из-за своего онлайн-опыта.Кроме того, важно внимательно следить за изменениями в поведении детей и реагировать на них своевременно, чтобы предотвратить возможные негативные последствия девиантного поведения в сети.Список использованных источников и литературыВласова Н. В., Новокрещенова Г. А. Сравнительный анализ ценностных ориентаций подростков с разными видами аддиктивного поведения/ Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2019. – Т. 24. - № 4 (79). - С. 362–368.Комаров В. В. Основные направления работы Центра исследований социальных девиаций г. Тамбова / Профилактика экстремизма в системе образования. Сборник материалов Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации. М., 2019. - С. 35–40.Кондрашкин А. В., Хломов К. Д. Девиантное поведение подростков и Интернет: изменение социальной ситуации / Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2012. - Т. 9. - № 1. - С. 102–113.Романов Е. Н. Влияние технологической зависимости на психологическое и социальное развитие личности подростков/ Мир Науки, Культуры, Образования. - 2018. - № 6 (73). - С. 98–100.Щелина, Т. Т. Феномен интернет-зависимости как причина девиантного поведения подростков / Т. Т. Щелина, В. С. Маслова // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1 (80.1). — С. 143-145.Юдеева Т. В., Темирова Э. Э. Психологическое сопровождение интернет-социализации подростков с девиантным поведением в реальном пространстве / Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. - 2018. - № 3. - С. 57–62.Влияние Интернета на формирование девиантных форм поведения у подростков - [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://sko-zozh.kz/vliyanie-interneta-na-formirovanie-deviantnyx-form-povedeniya-u-podrostkov/?ysclid=lt1negq5a948479277 (дата обращения: 25.02.2024)Девиантное поведение: разбираемся со специалистами - [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://институтвоспитания.рф/press-center/stati-i-pamyatki/deviantnoe-povedenie-razbiraemsya-so-spetsialistami/?ysclid=lt1m9pk9fg737860432 (дата обращения: 25.02.2024)Дети с отклонениями в поведении - [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://www.defectologiya.pro/zhurnal/deti_s_otkloneniyami_v_povedenii/?ysclid=lt1m9rywge338693872 (дата обращения: 25.02.2024)Как деструктивный контент влияет на поведение подростков? - [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://www.cism-ms.ru/poleznye-materialy/kak-destruktivnyy-kontent-vliyaet-na-povedenie-podrostkov/?ysclid=lt1pgsyrr7228048046 (дата обращения: 25.02.2024)Проявление девиантного поведения у детей и подростков. Профилактика и коррекция девиации в условиях образовательного учреждения - [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://sspt-internat.ru/wp-content/uploads/files/socped/deviantnoe_povedenie.pdf (дата обращения: 25.02.2024)Черемисина О.О., Комаров В.В. Влияние сети интернет на развитие личности подростка: девиации, риски и перспективы- [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://cyberpsy.ru/articles/vliyanie-seti-internet-na-razvitie-lichnosti-podrostka/?ysclid=lt1pguof4d523226332 (дата обращения: 25.02.2024)
1. Власова Н. В., Новокрещенова Г. А. Сравнительный анализ ценностных ориентаций подростков с разными видами аддиктивного поведения/ Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2019. – Т. 24. - № 4 (79). - С. 362–368.
2. Комаров В. В. Основные направления работы Центра исследований социальных девиаций г. Тамбова / Профилактика экстремизма в системе образования. Сборник материалов Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации. М., 2019. - С. 35–40.
3. Кондрашкин А. В., Хломов К. Д. Девиантное поведение подростков и Интернет: изменение социальной ситуации / Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2012. - Т. 9. - № 1. - С. 102–113.
4. Романов Е. Н. Влияние технологической зависимости на психологическое и социальное развитие личности подростков/ Мир Науки, Культуры, Образования. - 2018. - № 6 (73). - С. 98–100.
5. Щелина, Т. Т. Феномен интернет-зависимости как причина девиантного поведения подростков / Т. Т. Щелина, В. С. Маслова // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1 (80.1). — С. 143-145.
6. Юдеева Т. В., Темирова Э. Э. Психологическое сопровождение интернет-социализации подростков с девиантным поведением в реальном пространстве / Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. - 2018. - № 3. - С. 57–62.
7. Влияние Интернета на формирование девиантных форм поведения у подростков - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sko-zozh.kz/vliyanie-interneta-na-formirovanie-deviantnyx-form-povedeniya-u-podrostkov/?ysclid=lt1negq5a948479277 (дата обращения: 25.02.2024)
8. Девиантное поведение: разбираемся со специалистами - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://институтвоспитания.рф/press-center/stati-i-pamyatki/deviantnoe-povedenie-razbiraemsya-so-spetsialistami/?ysclid=lt1m9pk9fg737860432 (дата обращения: 25.02.2024)
9. Дети с отклонениями в поведении - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/deti_s_otkloneniyami_v_povedenii/?ysclid=lt1m9rywge338693872 (дата обращения: 25.02.2024)
10. Как деструктивный контент влияет на поведение подростков? - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.cism-ms.ru/poleznye-materialy/kak-destruktivnyy-kontent-vliyaet-na-povedenie-podrostkov/?ysclid=lt1pgsyrr7228048046 (дата обращения: 25.02.2024)
11. Проявление девиантного поведения у детей и подростков. Профилактика и коррекция девиации в условиях образовательного учреждения - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sspt-internat.ru/wp-content/uploads/files/socped/deviantnoe_povedenie.pdf (дата обращения: 25.02.2024)
12. Черемисина О.О., Комаров В.В. Влияние сети интернет на развитие личности подростка: девиации, риски и перспективы- [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberpsy.ru/articles/vliyanie-seti-internet-na-razvitie-lichnosti-podrostka/?ysclid=lt1pguof4d523226332 (дата обращения: 25.02.2024)