Особенности телевизионной travel-журналистики
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 01.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКА КАК СПЕЦИФИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СМИ 5
1. 1 Исторические и теоретические аспекты становления travel- журналистики 5
1.2. Особенности и жанровое разнообразие отечественной travel- журналистики 9
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ: 11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ TRAVEL- ЖУРНАЛИСТИКИ 12
2.1 Телевидение как платформа для реализации познавательной функции travel- журналистики 12
2.2 Контент – анализ программ о путешествиях на российском ТВ 17
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ: 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 34
Однако в целом программа не интерактивна. Выпуски программы «Малые родины большого Санкт-Петербурга» можно также посмотреть на Youtube. Еще одна трэвел-программа, которая выходит на ТВ Санкт-Петербурга, называется «Путешествие по провинции». Концепция этой программы также очень интересна: рассказ о тех местах, которые удалены от центра Санкт-Петербурга, но хранят в себе очень интересную познавательную информацию. В основе программы – драматургический ход, который придумали авторы: молодые родители из Санкт-Петербурга, уезжая в путешествие, оставляют детям послание – письмо. В нем детям предлагается, когда они вырастут, приехать в то или иное отдаленное место и найти там интересные находки, которые для них там оставят мама и папа. Послание обыгрывается и в хэштеге #конверт.Рис.9 Заставка программы «Путешествие по провинции»Помимо рассказа о местности, авторы программы встречаются с интересными и незаурядными людьми, потомками знаменитых личностей прошлых веков: поэта А.С. Пушкина, композитора Н.А. Римского-Корсакова, художника С. Рериха, и др. «Никаких заморских стран с обезьянками на пальцах. Никаких небоскребов, в которых отражаются другие небоскребы. Никакой опасной еды из насекомых. Мы едем не в даль, мы едем в глубь. В провинцию. В нашу провинцию. Мы едем создавать материальное наследство для малышни. Чтобы когда они вырастут, они приехали и забрали то богатство, которое для них оставили мама и папа» . Эти слова ведущего каждый выпуск являются эпиграфом к передаче. Программа «Путешествие по провинции» также использует только видеоряд, нет никаких спецэффектов. Интонация повествования очень спокойная, размеренная, зритель наблюдает красивую природу, знакомится с интересными людьми, живущими далеко от центра Санкт-Петербурга. Жанр данной программы можно обозначить как документальный сериал с присущими ему чертами наглядности, описание маршрута, который прошел автор, интересная информация и люди, черты характера которых также проявляются в сериале. Однако авторы программы Алексей Волынский и Алексей Киселев всегда остаются за кадром. Здесь нет акцентов на ведущих, как в других трэвел-программах. В кадре только природа, здания, люди и общая атмосфера русских провинций. Настроение создает также фольклорная музыка, которая сопровождает каждый выпуск. В целом можно сказать, что трэвел –сериал «Путешествие по провинции» имеет не только познавательно –просветительский, но и публицистический аспект. Просмотр таких программ воспитывает чувство гордости и патриотизма за свою страны, молодежь начинает интересоваться своей «малой родиной», а не стремится уехать за границу. Несмотря на то, что программа не имеет яркой динамики и спецэффектов, она выполняет функцию просвещения, познания и воспитания зрительской аудитории. Специальный тематический канал на Rutube, посвященный Санкт-Петербургу, называется «Канал Санкт-Петербург. История, экскурсии и мифы». Рис.10. Логотип канала «Канал Санкт-Петербург. История, экскурсии и мифы» Здесь уже присутствует визуализация контента, графика, анимация, есть инсценированные ситуации, когда актеры изображают какие – то исторические сцены. Каждая история заключена в отдельную серию. Заголовки серий имеют привлекательные, хотя и кликабельные заголовки: «Невероятная экскурсия в Екатерининский дворец», « Жестокие казни Петра I и жуткие экспонаты в кунсткамере», « Факты про Зимний дворец, о которых вы не догадывались», и др. Очевидно, что контент канала адресован молодому поколению, которое любит яркие заголовки и различные спецэффекты. Постоянного ведущего у канала тоже нет, в сериалах обращаются к гидам, которые проводят виртуального зрителя по залам дворцов. Youtube - канал о Санкт-Петербурге RuskiPaska. Рис.11 Логотип канала RuskiPaskaЭто документальные фильмы о районах и местах Санкт-Петербурга. Легкое, динамичное видео с познавательной информацией и .видео разных эпох. Используется анимация и графика. У RuskiPaska есть также Telegram канал. В целом можно сделать вывод, что на ТВ Санкт-Петербурга есть трэвел- программы познавательной и просветительской тематики, однако их авторы словно немного «застыли» в прошлом. Более активное использование современных цифровых технологий позволило бы привлечь к программам максимальное количество зрителей. Исходя из анализа существующих трэвел- программ на российском телевидении, автор данной работы выдвинул гипотезу о том, что в современный период возникла потребность в программах познавательно-просветительской тематики. Такие программы способны не только выполнять просветительскую функцию трэвел - журналистики, развивать межкультурные коммуникации, но и способствовать развитию внутреннего туризма в Российской Федерации. Особенно актуальными являются программы, рассказывающие об истории великих городов и исторических центрах Российской Федерации. Исходя из анализа существующих трэвел- программ на российском телевидении, автор диплома выдвинул гипотезу о том, что в современный период возникла потребность в программах познавательно-просветительской тематики. Такие программы способны не только выполнять просветительскую функцию трэвел - журналистики, развивать межкультурные коммуникации, но и способствовать развитию внутреннего туризма в Российской Федерации. Особенно актуальными являются программы, рассказывающие об истории великих городов и исторических центрах Российской Федерации, к которым относится один из центров мирового культурного туризма - Санкт-Петербург. Для исследования потребностей аудитории в трэвел - программе просветительской направленности был проведен социологический опрос студенческой молодежи. Было опрошено 78 человек. Респондентам было предложено ответить на следующие вопросы: 1.Часто ли вы смотрите программу о путешествиях? 2.Какую платформу для просмотра вы предпочитаете: ТВ, Youtube- канал, Инстаграм, Tiktok? 3.Какие программы о путешествиях вам нравятся?4.Каких программ о путешествиях (трэвел- программ), про вашему мнению, не хватает на медиарынке? 5.Устраивает ли вас качество информации в трэвел- программах?6.Хотели бы вы получать больше познавательной информации в трэвел- программе?Ответы респондентов распределились следующим образом (результаты представлены в диаграммах - прим. авт.):Из приведенных диаграмм видно, что молодые люди смотрят трэвел- программы на различных медиаплатформах, предпочитая Инстаграм телевидению. Качество информации в программах о путешествиях зрителей устраивает, однако они хотели бы получать больше познавательной информации. В целом контент - анализ российских трэвел-программ показал, что существуют большие возможности для расширения контента просветительской направленности. Авторы трэвел- программ недостаточно используют новые цифровые технологии в видеопроизводстве, что отражается на количестве подписчиков канала. На современном этапе развития российской трэвел-журналистики актуализируется задача производства трэвел- программ просветительской тематики, направленная как на расширение кругозора аудитории, так и патриотического воспитания молодого поколения в духе уважения и любви к своей стране. ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ:1.Анализ эмпирической базы российских телевизионных трэвел-программ показал, что существуют большие возможности для расширения контента просветительской направленности.2. Авторы трэвел- программ на ТВ недостаточно используют новые цифровые технологии в видеопроизводстве, что отражается на количестве подписчиков канала;3.На современном этапе развития российской телевизионной трэвел-журналистики актуализируется задача производства трэвел- программ просветительской тематики, направленная как на расширение кругозора аудитории, так и патриотического воспитания молодого поколения в духе уважения и любви к своей стране.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ современный период travel - журналистика осуществляет межкультурную коммуникацию между странами мира, а также закладывает определенные этические стандарты. Телевидение имеет большой опыт в трансляции программ о путешествиях, а современные процессы цифровизации и конвергенции позволяют развивать новые жанры журналистики путешествий. Трэвел-журналистика играет важную роль в межкультурной коммуникации и помогает разделении узнавать разделении о быте, традициях, культурных ценностях и нравах представителей других разделении народов. Путешествовать, делиться информацией, знакомиться с новыми странами и народами с каждым годом становится все легче, а разделение означает, что журналистам-путешественникам придется сталкиваться с новыми вызовами и преодолевать новые трудности, чтобы сохранить внимание аудитории. Задача, которую ставят перед собой современные технологии, заставляет работников средств массовой информации разрабатывать новые модели и способы представления информации. В связи с этим происходит большое разделение по количеству узкоспециализированных телевизионных программ, а значит, и разделение новых сфер влияния СМИ. С каждым днем на телеэкранах появляются все новые виды программ о путешествиях. Однако характер вещания современных передач сменился с просветительского формата на развлекательный. Если раньше содержание передачи отвечало формуле «развлекая, информировать и просвещать», то сейчас данная трактовка, изменилась до «развлекая, информировать и рекламировать», либо «информируя, развлекать».В данной работе была предпринята попытка рассмотретьtravel- журналистику как специфическое направление СМИ, а также проанализировать контент travel- программ на российском ТВ. В первой главе описаны исторические аспекты становления и развития travel - журналистики, ее жанровые особенности. Во второй главе проведен контент-анализ программ о путешествиях на современном российском ТВ. Отмечено, что нНа современном этапе развития российской телевизионной трэвел-журналистики актуализируется задача производства трэвел- программ просветительской тематики, направленная как на расширение кругозора аудитории, так и патриотического воспитания молодого поколения в духе уважения и любви к своей стране.В качестве рекомендаций для развития российской телевизионной трэвел-журналистики предлагаются следующие действия:1.Увеличивать количество медиапроектов, посвященных познавательной трэвел-журналистике;2.Привлекать для популяризации трэвел – направления ученых, экспертов, которые могли бы в доступной форме излагать информацию;3.Систематизировать выпуск российских трэвел-программ просветительской тематики на ТВ и Интернет-платформах;4.Перестать увлекаться сенсациями и рейтингом, а сосредоточиться на культурологической и гуманистической роли журналистики путешествий в обществе. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:1.Бобров А.А. Журналистика путешествий: реальность и тенденции// Научные труды Московского гуманитарного университета. – М., 2016, № 32. Барабанова Н. А. Информационное сопровождение туристской деятельности: Практическое пособие / Н. А. Барабанова. – М.: Литера, 2011. – 160 с.3.Гавра Д. П. Имидж территориального субъекта в современном информационном пространстве :учеб.пособие / Д. П. Гавра, Ю. В. Таранова. – СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2013. - 55 с.4.Гуминский В.М. Жанр путешествия в русской литературе и творческие искания Н.В. Гоголя: Автореф. дис. . доктора филол. наук. М., 1996. - 35 с.5. Долгова С.В. Жанры современной экранной трэвел-журналистики// Филология и лингвистика в современном обществе : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 24-28. — [Электронный ресурс]Режим доступа: https://moluch.ru/conf/phil/archive/325/14894 ((дата обращения: 22.02.2024).6. Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я., Телевизионная журналистика: Учебник / 4-е издание. М.; Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2005. – 299 с.7. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. «Письма русского путешественника» Карамзина и их место в развитии русской культуры // Н.М. Карамзин. Письма русского путешественника. Л., 1987. - С. 525-6068.Маслова Н. М. Путевой очерк: проблема жанра / Н. М. Маслова. – М.: Знание, 1980. - С.19-349.Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб.: Питер, 2006. – 271 с.10.Панцерев К.А. Путевой очерк: эволюция и художественно-публицистические особенности жанра: автореф. дис. канд. филол. наук. – СПб, 2004. – 35 с.11.Показаньева И. В. Проблемное поле трэвел - журналистики как явления современного медиапространства. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1385 (дата обращения 20.11.2023)12.Показаньева И.В. Об использовании концепта «Другой» на телевидении // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 3 [Электронный ресурс] Режим доступа:: http://human.snauka.ru/2015/03/9061 (дата обращения: 20.11.2023).13. Редькина Т. Ю. Трэвел-медиатекст: способы и приёмы речепорождения – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2013. – 312 с.14.Редькина Т. Ю. Рекламные интенции в трэвел-медиатексте / Т. Ю. Редькина // Медиатекст как полиинтенциональная система: сб. ст. / Под ред. Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой. Спб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2012. -С. 183-19015.Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М.: Аспект - Пресс, 2012. – 310 с.16.Тертычный А.А. Быть ли научно - популярной журналистике? // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2013. № 9. - С.15.17.Шуляк Ю.Ю. Журнал путешествий как тип научно-популярного издания: эволюция содержания и формы /Ю.Ю.Шуляк // Магистерская диссертация. Профиль «Научно-популярная журналистика». – Санкт-Петербург: СПБГУ, Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», 2016. – С. 35.18.Малые родины большого Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] Режим доступа: https://tvspb.ru/programs/981/3h19. Путешествие по провинции Путешествие по провинции [Электронный ресурс] Режим доступа: https://tvspb.ru/programs/1141/220. Санкт –Петербург. История, экскурсии и мифы [Электронный ресурс] Режим доступа:https://rutube.ru/channel/2485773121. RuskiPaska [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.youtube.com/channel/UCUoPqtLgCoCEDlYBsWwc3h
1. Бобров А.А. Журналистика путешествий: реальность и тенденции// Научные труды Московского гуманитарного университета. – М., 2016, № 3
2. Барабанова Н. А. Информационное сопровождение туристской деятельности: Практическое пособие / Н. А. Барабанова. – М.: Литера, 2011. – 160 с.
3. Гавра Д. П. Имидж территориального субъекта в современном информационном пространстве :учеб.пособие / Д. П. Гавра, Ю. В. Таранова. – СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2013. - 55 с.
4. Гуминский В.М. Жанр путешествия в русской литературе и творческие искания Н.В. Гоголя: Автореф. дис. . доктора филол. наук. М., 1996. - 35 с.
5. Долгова С.В. Жанры современной экранной трэвел-журналистики// Филология и лингвистика в современном обществе : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 24-28. — [Электронный ресурс]Режим доступа: https://moluch.ru/conf/phil/archive/325/14894 ((дата обращения: 22.02.2024).
6. Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я., Телевизионная журналистика: Учебник / 4-е издание. М.; Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2005. – 299 с.
7. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. «Письма русского путешественника» Карамзина и их место в развитии русской культуры // Н.М. Карамзин. Письма русского путешественника. Л., 1987. - С. 525-606
8. Маслова Н. М. Путевой очерк: проблема жанра / Н. М. Маслова. – М.: Знание, 1980. - С.19-34
9. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб.: Питер, 2006. – 271 с.
10. Панцерев К.А. Путевой очерк: эволюция и художественно-публицистические особенности жанра: автореф. дис. канд. филол. наук. – СПб, 2004. – 35 с.
11. Показаньева И. В. Проблемное поле трэвел - журналистики как явления современного медиапространства. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1385 (дата обращения 20.11.2023)
12. Показаньева И.В. Об использовании концепта «Другой» на телевидении // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 3 [Электронный ресурс] Режим доступа:: http://human.snauka.ru/2015/03/9061 (дата обращения: 20.11.2023).
13. Редькина Т. Ю. Трэвел-медиатекст: способы и приёмы речепорождения – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2013. – 312 с.
14. Редькина Т. Ю. Рекламные интенции в трэвел-медиатексте / Т. Ю. Редькина // Медиатекст как полиинтенциональная система: сб. ст. / Под ред. Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой. Спб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2012. -С. 183-190
15. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М.: Аспект - Пресс, 2012. – 310 с.
16. Тертычный А.А. Быть ли научно - популярной журналистике? // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2013. № 9. - С.15.
17. Шуляк Ю.Ю. Журнал путешествий как тип научно-популярного издания: эволюция содержания и формы /Ю.Ю.Шуляк // Магистерская диссертация. Профиль «Научно-популярная журналистика». – Санкт-Петербург: СПБГУ, Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», 2016. – С. 35.
18. Малые родины большого Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] Режим доступа: https://tvspb.ru/programs/981/3h
19. Путешествие по провинции Путешествие по провинции [Электронный ресурс] Режим доступа: https://tvspb.ru/programs/1141/2
20. Санкт –Петербург. История, экскурсии и мифы [Электронный ресурс] Режим доступа:https://rutube.ru/channel/24857731
21. RuskiPaska [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.youtube.com/channel/UCUoPqtLgCoCEDlYBsWwc3h