Базовые техники арттерапии. Работа с рисунком

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 49 49 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 27.03.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 4
ЧАСТЬ 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАЗОВОЙ ТЕХНИКИ АРТ-ТЕРАПИИ 7
1.1.ЧТО ТАКОЕ АРТ-ТЕРАПИЯ? 7
1.2.ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ АРТ-ТЕРАПИИ 13
1.3.ВИДЫ АРТ-ТЕРАПИИ 17
ЧАСТЬ 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ БАЗОВЫХ ТЕХНИК АРТ-ТЕРАПИИ 23
2.1. ТЕХНИКА «АВТОПОРТРЕТ» 23
2.2. ТЕХНИКА «ТЕКУЩЕЕ-ЖЕЛАЕМОЕ» 26
2.3. ТЕХНИКА «ГЕРБ» 28
2.4.ТЕХНИКА «ПЕЙЗАЖ» 30
2.5.ТЕХНИКА «РАБОТА С СИМПТОМОМ» 32
2.4. МЕТОДЫ РАБОТЫ 34
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
ТЕСТОВЫЙ КОНТОЛЬ 40
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 49
Фрагмент для ознакомления

Здесь все зависит от высокого профессионализма психолога, который помогает выявить, осознать и проработать проблему. В результате клиент получает глубинное понимание своих эмоциональных переживаний, вместе с психологом осознавая проблему и выбирая определенный путь ее решения, опираясь на полученный новый опыт в осознании психологической проблемы. Такая техника помогает клиенту при разных психологических проблемах, помогает справляться с депрессией, с нарушением пищевого поведения, психологическими травмами. Важно, что техника позволяет не только понять психологическую причину беспокойства клиента, но направлена на то, чтобы помочь справиться с таким состоянием, избавляясь от симптомов, которые беспокоят клиента. 2.4. МЕТОДЫ РАБОТЫВ качестве методов работы арт-терапии в психологической работе выделяют разные, они связаны с использованием разных психотерапевтических подходов и разных творческих материалов.К основным методам арт-терапии – то есть терапевтическом воздействии на личность с помощью разных видов искусства принято относить: - живопись и рисование – использование проективных методов работы;- лепку;- коллажи;- театральные методы работы с личностью;- музыкальную терапию;- поэзия в работе с бессознательным. Эти методы помогают клиентам выразить свои эмоции и переживания через индивидуальное творчество, что может способствовать их психологическому выздоровлению и самопознанию[23].Многие исследователи считают наиболее целесообразным использовать метод беседы в процессе арт-терапевтического воздействия. Беседа определяется запросом клиента в процессе сессий [1]. Например, очень эффективным является использование арт-терапии в работе с детьми, для этого в процессе взаимодействия используется метод беседы. В процессе беседы перед психологом выступает задача исследовать ситуацию с точки зрения ребенка, а не только с позиции родителя.Таким образом, в процессе арт-терапии используется беседа, при этом реализуется метод серийных рисунков и рассказов, как определяет Э. Эйдемиллер. Автор считает, что детские рисунки способствуют реализации детского создания и помогают лучше понять ребенка, рисунки в результате арт-терапии выступают как средство самомоделирования и самоосознания личности.Изотерапия как метод арт-терапевтического воздействия обращается к чувствам, которые сформулированы и сокрыты в образах, следовательно, через рисование раскрывается бессознательное, скрытое от посторонних глаз и не всегда понятное самому ребенку. В результате рисунок помогает преодолеть вытеснения, это наиболее значимо в случае, когда дети не готовы к взаимодействию с психологом или по разным причинам не могут высказаться о своей проблеме. Также в качестве методов арт-терапии используются проективные методики для работы с личностью. Это могут быть различные рисуночные тесты, такие как рисунок семьи, рисунок несуществующего животного и другие проективные методы, которые помогают в работе арт-терапевтического воздействия.Как определяет Добряков, Никольская в процессе индивидуальной работы со взрослыми используются такие темы для рисования как:- автопортрет- моя семья- мое приятное воспоминание- перед, во время и после и другие. В результате использование проективных методов в работе арт-терапии помогают раскрыть глубинные бессознательные процессы, определяя психологические проблемы личности. Особенно значимыми в процессе реализации методов арт-терапии являются использование серийных рисунков, а также рассказов в детско-родительском консультировании. При этом следует отметить, что в процессе работы арт-терапевта и ребенка при серийном рисовании используется безусловное принятие всех творческих работ, которые создает ребенок, как определяет Э. Эйдемиллер, при позитивном одобрении со стороны психолога ребенок начинает рисовать более уверенно, создавая в результате условия для снятия социальных преград при работе с рисунком. Также в качестве методов работы арт-терапевта используется сочетание арт-терапии со сказкотерапией. Это является направлением работы в области нарративного подхода, как определяет Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева [8] и Т.М. Грабенкоэто активно помогает в процессе консультирования как детей, так и взрослых. Например, используются такие задания как, например:- изобразить сказочную страну;- изобразить иллюстрацию к любимой сказке;- изобразить сказочного героя и другие темы. Как правило, при сочетании со сказкотерапией используются три серии рисунков, где первая серия – это отношение личности к себе, куда входит тема «в какое существо я бы превратился, если бы посетил сказочную страну», вторая – во что меня заколдовали, моя страна чувств. Серия описывает разные особенности семьи:- семья в образах животных;- семья в образе сказочных героев. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫАлексеева М.Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. М., АПК и ПРО, 2003. – 88 с.Арт-терапия. Фундаментальные и прикладные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник материалов II Международной научно-практической конференция (20 апреля 2023 г.) / Г. В. Акименко, А. А. Лопатин, А. М. Селедцов, А. И. Копытин, Ю.Ю. Кирина, Л. В. Гукина ; отв. ред. Г. В. Акименко. - Кемерово, 2023 – 675 с.Арт-технологии в работе педагога : учебно-методическое пособие / М-во образования и науки Арханг. обл., Арханг. обл. ин-т открытого образования ; [авт.-сост.: канд. пед. наук, доц. Е. Г. Ромицына]. - Архангельск : Издательство Архангельского областного института открытого образования, 2013 - 128 с.Арт-технологии в работе педагога : учебно-методическое пособие / М-во образования и науки Арханг. обл., Арханг. обл. ин-т открытого образования ; [авт.-сост.: канд. пед. наук, доц. Е. Г. Ромицына]. - Архангельск : Издательство Архангельского областного института открытого образования, 2013 - 128 с.Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989 / М. Е. Бурно ; Проф. психотерапевтическая Лига (ППЛ). - 4-е изд., испр. и доп. - Москва : Альма Матер : Академический Проект, 2012. – 487 с.ВальдесОдриосола, М. С. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности : методическое пособие / М. С. ВальдесОдриосола. - Москва : ВЛАДОС, 2007 – 61 с.Воронова, А. А. Арт-терапия для детей и их родителей / А.А. Воронова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2013 - 253 с.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству, Теория и практика арт-терапии. СПб.: Златоуст, 2005. - 352 с.Киселева М. А. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М. В. Киселева. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. – 330 с.Киселева М. А., Кулганов В. А. Арт-терапия в психологическом консультировании / М. В. Киселева, В. А. Кулганов. - Санкт-Петербург : Речь, 2014. – 62 с.Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. — Речь, 2007 — 336 с.Колошина Т. Ю., Трусь А. А. Арт-терапевтические техники в тренинге. СПб., Речь, 2010. – 189 с.Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002. – 368 с.Королева З. Говорящий рисунок (100 графических тестов). - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 303 с.Кузьмина Е. Р. Нарисуй мне о себе: практическая психология для взрослых и детей. М.: Когелет. 2001. – 48 с. 1Лебедева Л. Д., Никонорова Ю. В., Тараканова Н. А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. – СПб.: Речь, 2006 – 336 с.Митасова Е.В., Ярушевский С. Арт-терапевтические техники как средство профилактики эмоционального выгорания у психологов-консультантов // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований : сборник трудов Международной научнопрактической конференции «XV Левитовские чтения», Москва, 15–16 апреля 2020 г.. Москва, 2020. С. 314-320Молчанова С.В., Котова С.А. Эффективность арт-терапии профессиональной деформации медицинских работников // Медицинская психология в России. 2018. № 4. С. 2. Новикова К. В., Гора П. К. Возможности актуализации личностных ресурсов преодоления эмоционального выгорания профессионалапосредством арт-терапии // Психология профессиональной деятельности: проблемы, содержание, ресурсы : сборник научных трудов, Хабаровск, 22–23 ноября 2018 г.. Хабаровск, 2019. С. 316-321.Овчинникова Л.А. Специфика применения арт-терапии в комплексном психологическом сопровождении проблем эмоционального выгорания педагогов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 370-374Остер, Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. М., 2000. – 184 с.Пасечник, Л. В. Помощь депрессивным детям : учебно-методическое пособие / Л.В. Пасечник. - Москва : АРКТИ, 2012 – 78 с.Потапова, Н. А. Арт-терапевтические методы работы с подростком, страдающим анорексией (случай из практики) / Н. А. Потапова, Г. А. Новикова // Ребенок и современный мир : сборник научных статей / редкол.: Т. А. Соловьева (сост., отв. ред.) и др. - Архангельск : Изд-во Помор.ун-та, 2008 - Вып. 2 - С. 254-265.Рыбакова, С. Г. Арт-терапия для детей с ЗПР : [учебное пособие] / С. Г. Рыбакова. - Санкт-Петербург : Речь, 2007 - 139 с.Сусанина И. В. Введение в Арт-терапию: учебное пособие. М. :Когито-Центр, 2007. – 93 с.ТЕСТОВЫЙ КОНТОЛЬВариант 11. Метод арт-терапии по общепринятому международному определению является…А)одним из направлений креативной терапии искусствомБ) методом, направленным только на сочетание психологии и музыкального искусстваВ) методом групповой терапии.2. Впервые определение арт-терапии использовал…А) И.П. Павлов Б)) Адриан ХиллВ) Бруннер3. Что означает дословно «арт-терапия»?А) лечение музыкойБ) художественное искусствоВ)лечение искусством4. Что не входит в арт-терапию визуально-пластическими художественными средствами?А) рисунок живописьюБ) - глино-терапияВ)музыкальная терапия 5. Можно ли с помощью техники арт-терапии помочь клиенту справиться со стрессом?А) не знаюБ) нетВ)да6. Перечислите стадии терапевтического процесса в арт-терапииА) припоминание, забывание, катарсисБ) припоминание, образная реконструкция, забываниеВ)припоминание, образная реконструкция, повторное переживание, разрешение. 7. Арт-терапию классифицируют на форме как:- различается индивидуальная арт-терапия;- групповая арт-терапия.А) групповую арт-терапиюБ) только индивидуальную арт-терапиюВ)индивидуальную арт-терапию и групповую арт-терапию8. Что относится к базовым техникам арт-терапии?А) все методы драматерапииБ) все методы музыкальной терапииВ)«Герб», «работа с симптомом», «автопортрет», «текущее – желаемое», «пейзаж» 9. Перечислите преимущества арт-терапии с точки зрения диагностикиА) арт-терапия помогает разобраться только в семейных проблемахБ) поставить диагноз умственного развития личностиВ)возможность глубоко оценить поведение и состояние клиента, выявить скрытые переживания10. Занятия по арт-терапии могут проходить…А) только в индивидуальной работе с клиентомБ) только в группеВ)и в группе и индивидуально11. Выделите принципы интерпретации в методе арт-терапииА) принцип развитияБ) принцип детализации, признание многозначности образов, раскрытие проблемного психологического материалаВ)принцип детерминизма12. Кто впервые основал первые курсы по технике арт-терапии?А) З. ФрейдБ) К. ЮнгВ)М. Наумбург13. По продолжительности метод арт-терапии подразделяется на:А) краткосрочную, долгосрочнуюБ) лонгитюдную, комплекснуюВ)краткосрочную, долговременную, длительную14. Один из важных принципов фасилитации художественного и словесного самовыражения - этоА) принцип закрытости арт-терапевта Б) принцип бездействия арт-терапевта В)принцип гибкости открытости арт-терапевта 15. В какой период развивается отечественный метод клинической психотерапии – терапия через творческое самовыражение? А) 1880-ые годыБ) 2000-ые годыВ)1980-ые годыВариант 2 1.Впервые определение арт-терапии использовал…А) И.П. Павлов Б)) Адриан ХиллВ) Бруннер2.Метод арт-терапии по общепринятому международному определению является…А)одним из направлений креативной терапии искусствомБ) методом, направленным только на сочетание психологии и музыкального искусстваВ) методом групповой терапии.3.. Арт-терапию классифицируют на форме как:- различается индивидуальная арт-терапия;- групповая арт-терапия.А) групповую арт-терапиюБ) только индивидуальную арт-терапиюВ) индивидуальную арт-терапию и групповую арт-терапию4. Можно ли с помощью техники арт-терапии помочь клиенту справиться со стрессом?А) не знаюБ) нетВ) да5. Кто впервые основал первые курсы по технике арт-терапии?А) З. ФрейдБ) К. ЮнгВ)М. Наумбург6.Выделите принципы интерпретации в методе арт-терапииА) принцип развитияБ) принцип детализации, признание многозначности образов, раскрытие проблемного психологического материалаВ) принцип детерминизма7.Что означает дословно «арт-терапия»?А) лечение музыкойБ) художественное искусствоВ) лечение искусством8. Перечислите преимущества арт-терапии с точки зрения диагностикиА) арт-терапия помогает разобраться только в семейных проблемахБ) поставить диагноз умственного развития личностиВ) возможность глубоко оценить поведение и состояние клиента, выявить скрытые переживания9. Занятия по арт-терапии могут проходить…А) только в индивидуальной работе с клиентомБ) только в группеВ) и в группе и индивидуально10. Можно ли с помощью техники арт-терапии помочь клиенту справиться со стрессом?А) не знаюБ) нетВ) да11. Один из важных принципов фасилитации художественного и словесного самовыражения - этоА) принцип закрытости арт-терапевта Б) принцип бездействия арт-терапевта В) принцип гибкости открытости арт-терапевта 12. В какой период развивается отечественный метод клинической психотерапии – терапия через творческое самовыражение? А) 1880-ые годыБ) 2000-ые годыВ) 1980-ые годы13. Что относится к базовым техникам арт-терапии?А) все методы драматерапииБ) все методы музыкальной терапииВ) «Герб», «работа с симптомом», «автопортрет», «текущее – желаемое», «пейзаж» 14. Перечислите преимущества арт-терапии с точки зрения диагностикиА) арт-терапия помогает разобраться только в семейных проблемахБ) поставить диагноз умственного развития личностиВ) возможность глубоко оценить поведение и состояние клиента, выявить скрытые переживания15. Занятия по арт-терапии могут проходить…А) только в индивидуальной работе с клиентомБ) только в группеВ) и в группе и индивидуальноВариант 31. По продолжительности метод арт-терапии подразделяется на:А) краткосрочную, долгосрочнуюБ) лонгитюдную, комплекснуюВ) краткосрочную, долговременную, длительную2. Один из важных принципов фасилитации художественного и словесного самовыражения - этоА) принцип закрытости арт-терапевта Б) принцип бездействия арт-терапевта В) принцип гибкости открытости арт-терапевта 3. В какой период развивается отечественный метод клинической психотерапии – терапия через творческое самовыражение? А) 1880-ые годыБ) 2000-ые годыВ) 1980-ые годы4.Впервые определение арт-терапии использовал…А) И.П. Павлов Б)) Адриан ХиллВ) Бруннер5.Метод арт-терапии по общепринятому международному определению является…А)одним из направлений креативной терапии искусствомБ) методом, направленным только на сочетание психологии и музыкального искусстваВ) методом групповой терапии.6. Арт-терапию классифицируют на форме как:- различается индивидуальная арт-терапия;- групповая арт-терапия.А) групповую арт-терапиюБ) только индивидуальную арт-терапиюВ) индивидуальную арт-терапию и групповую арт-терапию7. Впервые определение арт-терапии использовал…А) И.П. Павлов Б)) Адриан ХиллВ) Бруннер8. Что означает дословно «арт-терапия»?А) лечение музыкойБ) художественное искусствоВ) лечение искусством9. Что не входит в арт-терапию визуально-пластическими художественными средствами?А) рисунок живописьюБ) - глино-терапияВ) музыкальная терапия 10. Можно ли с помощью техники арт-терапии помочь клиенту справиться со стрессом?А) не знаюБ) нетВ) да11. Перечислите стадии терапевтического процесса в арт-терапииА) припоминание, забывание, катарсисБ) припоминание, образная реконструкция, забываниеВ) припоминание, образная реконструкция, повторное переживание, разрешение. 12. Перечислите преимущества арт-терапии с точки зрения диагностикиА) арт-терапия помогает разобраться только в семейных проблемахБ) поставить диагноз умственного развития личностиВ) возможность глубоко оценить поведение и состояние клиента, выявить скрытые переживания13. Занятия по арт-терапии могут проходить…А) только в индивидуальной работе с клиентомБ) только в группеВ) и в группе и индивидуально14. Занятия по арт-терапии могут проходить…А) только в индивидуальной работе с клиентомБ) только в группеВ) и в группе и индивидуально15. Можно ли с помощью техники арт-терапии помочь клиенту справиться со стрессом?А) не знаюБ) нетВ) даМАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫОсвоение курса "_____________________________________" предполагает использование следующего материально-технического обеспечения:

1. Алексеева М.Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. М., АПК и ПРО, 2003. – 88 с.
2. Арт-терапия. Фундаментальные и прикладные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник материалов II Международной научно-практической конференция (20 апреля 2023 г.) / Г. В. Акименко, А. А. Лопатин, А. М. Селедцов, А. И. Копытин, Ю.Ю. Кирина, Л. В. Гукина ; отв. ред. Г. В. Акименко. - Кемерово, 2023 – 675 с.
3. Арт-технологии в работе педагога : учебно-методическое пособие / М-во образования и науки Арханг. обл., Арханг. обл. ин-т открытого образования ; [авт.-сост.: канд. пед. наук, доц. Е. Г. Ромицына]. - Архангельск : Издательство Архангельского областного института открытого образования, 2013 - 128 с.
4. Арт-технологии в работе педагога : учебно-методическое пособие / М-во образования и науки Арханг. обл., Арханг. обл. ин-т открытого образования ; [авт.-сост.: канд. пед. наук, доц. Е. Г. Ромицына]. - Архангельск : Издательство Архангельского областного института открытого образования, 2013 - 128 с.
5. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989 / М. Е. Бурно ; Проф. психотерапевтическая Лига (ППЛ). - 4-е изд., испр. и доп. - Москва : Альма Матер : Академический Проект, 2012. – 487 с.
6. Вальдес Одриосола, М. С. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности : методическое пособие / М. С. Вальдес Одриосола. - Москва : ВЛАДОС, 2007 – 61 с.
7. Воронова, А. А. Арт-терапия для детей и их родителей / А.А. Воронова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2013 - 253 с.
8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству, Теория и практика арт-терапии. СПб.: Златоуст, 2005. - 352 с.
9. Киселева М. А. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М. В. Киселева. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. – 330 с.
10. Киселева М. А., Кулганов В. А. Арт-терапия в психологическом консультировании / М. В. Киселева, В. А. Кулганов. - Санкт-Петербург : Речь, 2014. – 62 с.
11. Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. — Речь, 2007 — 336 с.
12. Колошина Т. Ю., Трусь А. А. Арт-терапевтические техники в тренинге. СПб., Речь, 2010. – 189 с.
13. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002. – 368 с.
14. Королева З. Говорящий рисунок (100 графических тестов). - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 303 с.
15. Кузьмина Е. Р. Нарисуй мне о себе: практическая психология для взрослых и детей. М.: Когелет. 2001. – 48 с. 1
16. Лебедева Л. Д., Никонорова Ю. В., Тараканова Н. А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. – СПб.: Речь, 2006 – 336 с.
17. Митасова Е.В., Ярушевский С. Арт-терапевтические техники как средство профилактики эмоционального выгорания у психологов-консультантов // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований : сборник трудов Международной научнопрактической конференции «XV Левитовские чтения», Москва, 15–16 апреля 2020 г.. Москва, 2020. С. 314-320
18. Молчанова С.В., Котова С.А. Эффективность арт-терапии профессиональной деформации медицинских работников // Медицинская психология в России. 2018. № 4. С. 2.
19. Новикова К. В., Гора П. К. Возможности актуализации личностных ресурсов преодоления эмоционального выгорания профессионала посредством арт-терапии // Психология профессиональной деятельности: проблемы, содержание, ресурсы : сборник научных трудов, Хабаровск, 22–23 ноября 2018 г.. Хабаровск, 2019. С. 316-321.
20. Овчинникова Л.А. Специфика применения арт-терапии в комплексном психологическом сопровождении проблем эмоционального выгорания педагогов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 370-374
21. Остер, Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. М., 2000. – 184 с.
22. Пасечник, Л. В. Помощь депрессивным детям : учебно-методическое пособие / Л.В. Пасечник. - Москва : АРКТИ, 2012 – 78 с.
23. Потапова, Н. А. Арт-терапевтические методы работы с подростком, страдающим анорексией (случай из практики) / Н. А. Потапова, Г. А. Новикова // Ребенок и современный мир : сборник научных статей / редкол.: Т. А. Соловьева (сост., отв. ред.) и др. - Архангельск : Изд-во Помор. ун-та, 2008 - Вып. 2 - С. 254-265.
24. Рыбакова, С. Г. Арт-терапия для детей с ЗПР : [учебное пособие] / С. Г. Рыбакова. - Санкт-Петербург : Речь, 2007 - 139 с.
25. Сусанина И. В. Введение в Арт-терапию: учебное пособие. М. : Когито-Центр, 2007. – 93 с.