Основы журналисткой деятельности, журналистика

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Журналистика
  • 30 30 страниц
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 28.03.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1. Интервью в теоретическом аспекте изучения 5
1.1 Интервью как форма журналистской коммуникации 5
1.2 Виды интервью и их назначение 9
1.3 Коммуникативные и языковые особенности интервью 15
2. Анализ специфики интервью в интернет-газете «Бизнес Online» 19
2.1 Общая характеристика независимой интернет-газеты 19
«БИЗНЕС-online»
2.2 Анализ особенностей интервью в разделе «Экспертное интервью» 20
и рубрике «Персона»
Заключение 25
Список использованных источников 28
Фрагмент для ознакомления

При этом надо отметить, что, согласно типологии Н.Г. Богданова и Б.А. Вяземкого, это, с одной стороны, интервью-диалог, но с другой стороны, оно имеет элементы интервью-зарисовки, т.к. автор вставляет в текст свои комментарии, в том числе рассказывает биографию Бориса Межуева и дает вводный комментарий с опорой на научную литературу.Если говорить о стилистике данного интервью, то можно отметить, что вопросы сформулированы профессиональным языком, дают возможность подробного и аргументированного ответа. Например: «Если на следующих выборах президента США победят не демократы, а республиканцы, то ничего не изменится?» или «В конце прошлого года в одном из интервью вы отмечали «странность» возникновения украинского вопроса, тогда как для США более явной проблемой, казалось бы, был Китай. Сейчас вы нашли ответ на этот вопрос?».Таким образом, в разделе «Экспертное интервью» размещаются те интервью, которые отличаются высоким уровнем профессионализма журналиста, выявлением авторитетного мнения по острой проблеме, при этом здесь наблюдается креативный подход, автор находится на равных со своим героем, формулирует вопросы на основе собственного мнения.В рубрике «Персона» для проведения анализа было взято интервью от 29 января 2022 года с Тимуром Усмановым – владельцем казанского ресторана «Марам».С точки зрения классификации М.М. Лукиной, это интервью-портрет, только посвящено оно не личности самого героя, а его бизнесу – ресторану «Марам».По типологии, представленной в работе М.И. Шостака, данная публикация представляет собой интервью-знакомство, но опять здесь можно говорить что публикация знакомит не с героем интервью, а с его рестораном.Согласно классификации Н.Г. Богданова и Б.А. Вяземкого, это интервью-диалог – журналист задает вопросы, а герой отвечает на них. Причем каждый следующий вопрос не продуман автором заранее, а вытекает из сказанного героем.Если говорить о стилистике данного интервью, то можно отметить, что вопросы сформулированы достаточно просто, без серьезного углубления в проблему. Например: «Тимур Альбертович, как и у кого появилась идея открыть чайное производство (если можно назвать сборы под брендом «Марам» чаем)?» или «Как происходит процесс производства? Сколько времени тратится на переработку?».Таким образом, в рубрике «Персона» интервью, скорее, носят развлекательный характер, не поднимают серьезных проблем, знакомят читателей с интересными людьми, бизнес-проектами. Такие интервью не относятся к разряду «острых», при этом они выполняют информационную, познавательную функцию.Далее рассмотрим некоторые интервью 2023 года.В частности, выделим интервью в рубрике «Персона» с гендиректором нижнекамской компании United Catalyst Technologies Борисом Малышкиным, который рассказывает о своем бизнесе, выстроенном на производстве катализаторов для нефтеперерабатывающей отрасли. За три года герой интервью смог добиться 80% локализации, а заслуги промышленника регулярно отмечает на совещаниях мэр Нижнекамска Рамиль Муллин. В интервью «БИЗНЕС Online» уроженец Москвы рассказал, как всего за несколько лет он смог поднять бизнес до оборота в 1,2 млрд, какова в этом роль СИБУРа и чем Нижнекамск лучше столицы. То есть, сразу заявлено, что интервью имеет практическую направленность. Кроме того, данное интервью – это история вдохновляющего успеха обычного человека. Данное интервью является как экспертным, так и интервью-зарисовкой, так как герой рассказывает о своем жизненном пути. Кроме того, это интервью-диалог, так как журналист активно участвует, задает интересные вопросы, подходит, очевидно, достаточно креативно к задаче – максимально раскрыть образ героя. Стилистически данное интервью также выполнено безупречно: грамотные вопросы, которые позволяют герою максимально раскрыться, презентовать себя, вопросы очень актуальные, злободневные, например: «Конкретно вы сейчас только производством катализаторов занимаетесь? Как же инжиниринг?.. Вы много говорите об импортозамещении, как вы считаете, получится ли у вас в будущем на 100 процентов охватить российский рынок?» и т.д.В целом, интервью получилось весьма информативным, живым интересным, журналист показал прекрасную подготовку, в частности, вопросы говорят нам о том, что журналистом была изучена биография, деятельность героя, что является важным на этапе подготовки интервью. В рубрике «Экспертное интервью» абсолютно все интервью отличаются высочайшим уровнем подготовки.Яркий пример – интервью с С. Черняховским. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассуждает о том, что такое Русский мир, почему в России не прижилось слово «российский», надо ли вносить госидеологию в Конституцию РФ и последовательно ли мы действуем в рамках спецоперации.Вопросы журналиста очень развернутые, например: «Сергей Феликсович, на этой неделе состоялся XXV Всемирный русский народный собор (ВРНС), на котором обсуждалось настоящее и будущее Русского мира и вопросы в рамках данной темы. В нем участвовал и Владимир Путин, который говорил, что Русский мир — это и Древняя Русь, и Московское царство, и Российская империя, и Советский Союз, а сегодня его составляют все, кто чувствует духовную связь с Россией, считает себя носителем русского языка и культуры независимо от национальностей и религии. Вы согласны с таким определениями?».Журналист демонстрирует высокую культуру, «подкованность» в тех вопросах, которые поднимаются в интервью.В плане классификации это полноценное интервью-диалог, экспертное интервью, которое достаточно серьезное, отнюдь не развлекательное. Таким образом, рассматриваемое издание чутко реагирует на актуальные события, вызовы современности, соответственно, стилистика, направленность интервью варьируются в зависимости от повестки дня, тех событий, которые происходят в России, в мире. ЗаключениеКурсовая работа на тему: «Жанр интервью в интернет-вещании» была написана на примере независимой газеты «Бизнес Online» и состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованных источников и литературы.В проведенной работе я сделала следующие теоретические и практические выводы, которые соответствуют цели и задачам исследования.Интервью – это важная форма работы журналиста с собеседником или источником информации. При этом предполагается, что журналист должен быть готов взаимодействовать с собеседником. Верхом непрофессионализма журналиста является неподготовленность. Здесь имеется в виду «плавание» интервьюера в изучаемом вопросе.Интервью является важным способом получения информации журналистом. При этом в ходе формирования текста интервью журналист может изменить акценты, добавить смыслы и т.д. Здесь нужно добавить, что сегодня интервью – это самый быстро развивающийся сегмент журналистики. Гораздо важнее тот факт, что журналистика при помощи интервью способов менять ракурс рассматриваемой проблемы.Журналист может менять ракурс, а, следовательно, точку зрения изучаемой проблемы. Современные формы интервью позволяют получать у собеседника ответы в любое время.Газета «БИЗНЕС Online» – самое цитируемое интернет-издание России за пределами Москвы и Санкт-Петербурга и ведущее деловое средство массовой информации в Татарстане.Проект был запущен в 2007 году и за короткий промежуток времени обрел большое количество постоянных читателей. В основном, газетой заинтересованы руководители высшего и среднего звена, предприниматели малого и среднего бизнеса и в целом, те, кому важна достоверная информация о происходящем в деловой жизни Татарстана.В разделе «Экспертное интервью» размещаются те интервью, которые отличаются высоким уровнем профессионализма журналиста, выявлением авторитетного мнения по острой проблеме, при этом здесь наблюдается креативный подход, автор находится на равных со своим героем, формулирует вопросы на основе собственного мнения.В рубрике «Персона» интервью, скорее, носят развлекательный характер, не поднимают серьезных проблем, знакомят читателей с интересными людьми, бизнес-проектами. Такие интервью не относятся к разряду «острых», при этом они выполняют информационную, познавательную функцию.1. Интервью – это важная форма работы журналиста с собеседником или источником информации. При этом предполагается, что журналист должен быть готов взаимодействовать с собеседником. Верхом непрофессионализма журналиста является неподготовленность. Здесь имеется в виду «плавание» интервьюера в изучаемом вопросе.2. Интервью является важным способом получения информации журналистом. При этом в ходе формирования текста интервью журналист может изменить акценты, добавить смыслы и т.д. Здесь нужно добавить, что сегодня интервью – это самый быстро развивающийся сегмент журналистики. Гораздо важнее тот факт, что журналистика при помощи интервью способов менять ракурс рассматриваемой проблемы.3. Журналист может менять ракурс, а, следовательно, точку зрения изучаемой проблемы. Современные формы интервью позволяют получать у собеседника ответы в любое время.4. Газета «БИЗНЕС Online» – самое цитируемое интернет-издание России за пределами Москвы и Санкт-Петербурга и ведущее деловое средство массовой информации в Татарстане. Проект был запущен в 2007 году и за короткий промежуток времени обрел большое количество постоянных читателей. В основном, газетой заинтересованы руководители высшего и среднего звена, предприниматели малого и среднего бизнеса и в целом, те, кому важна достоверная информация о происходящем в деловой жизни Татарстана.5. В разделе «Экспертное интервью» размещаются те интервью, которые отличаются высоким уровнем профессионализма журналиста, выявлением авторитетного мнения по острой проблеме, при этом здесь наблюдается креативный подход, автор находится на равных со своим героем, формулирует вопросы на основе собственного мнения.6. В рубрике «Персона» интервью, скорее, носят развлекательный характер, не поднимают серьезных проблем, знакомят читателей с интересными людьми, бизнес-проектами. Такие интервью не относятся к разряду «острых», при этом они выполняют информационную, познавательную функцию.Список использованных источниковНаучная и учебная литератураАрканова, Ю.С. Современные подходы к организации и проведению интервью / Ю.С. Арканова. – Липецк: Гренада, 2020. – 338 с.Богданов, Н.Г.. Справочник журналиста / Н.Г. Богданов, В.А. Вяземский. – Л.: Лениздат, 1971. – 420 с.Голикова, В.Н. Журналистика вчера и сегодня / В.Н. Голикова. – Сызрань: Бета, 2020. – 670 с.Гуляева, С.М. Практическая журналистика / С.М. Гуляева. – М.: Перекресток, 2020. – 430 с.Игонина, С.В. Телекоммуникации в современном мире / С.В. Игонина. – Кемерово: Приоритет, 2019. – 520 с.Ильченко, С.Н. Интервью в журналистике: как это делается: учеб. пособие / С.Н. Ильченко. – СПб.: Институт «Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций», 2022. – 236 с.Колесниченко, А.В. Настольная книга журналиста. Учебное пособие / А.В. Колесниченко. – М.: Аспект-Пресс, 2023. – 416 с.Кройчик, Л.Е. Принципы публицистического творчества / Л.Е. Кройчик // Вестник Московского университета. – 2023. – № 5. – С. 130–145.Лукина, М.М. Технология интервью. Учебное пособие для вузов / М.М. Лукина. – М.: Аспект Пресс, 2023. – 378 с.Маратов, И.Г. Современная журналистика / И.Г. Маратов. – Тамбов: Стандарт, 2020. – 470 с.Мартыненко, С.А. Типология работы журналиста / С.А. Мартыненко. – Воронеж: Смена, 2021. – 328 с.Соловьева, И.М. Типология интервью в современной журналистике / И.М. Соловьева // Вопросы журналистики. – 2021. – № 12. – С. 33–46.Сыченков, В.В. Интервью-портрет как тип коммуникации / В.В. Сыченков. – Казань, 2021. – 221 с.Таюпова, О.И. Медиакоммуникация с позиции социальной коммуникации / О.И. Таюпова // Вестник Башкирского университета. – 2021. – № 2. – С. 467–471.Таюпова, О.И. Медиатекст и медиадискурс / О.И. Таюпова. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2019. – 180 с.Тертычный, А.А. Жанры периодической печати / А.А. Тертычный. – М.: Аспект-пресс, 2020. – 380 с.Хвальнова, Е.В. Теория и практика массовых коммуникаций / Е.В. Хвальнова. – Саратов: Пламя, 2020. – 366 с.Чурилова, В.Г. Модные тенденции в современной журналистике / В.Г. Чурилова. – Пермь: Обелиск, 2021. – 334 с.Шарапова, Е.С. Современные виды журналистской деятельности / Е.С. Шарапова. – Астрахань: АСТ, 2020. – 284 с.Шостак, М.И. Репортёр: профессионализм и этика / М.И. Шостак. – М.: РИП-холдинг, 2021. – 298 с.Юровский, А.Я. Телевизионная журналистика. 4-е изд. / А.Я. Юровский. – М.: Высшая школа, 2022. – 570 с.Янчева, Н.Ю. Автопортрет в интервью: автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к. филолог. н. / Н.Ю. Янчева. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2021. – 184 с.Интернет-ресурсыБизнесOnline. — URL: – https://www.business-gazeta.ru/ (Дата обращения: 02.12.2023).Долгина, Е.С. Интервью: понятие, цель, задачи, функции / Е.С. Долгина, М.А. Веснина // Молодой ученый. – 2019. – № 7 (87). – С. 1109–1111. – URL: https://moluch.ru/archive/87/16897/ (Дата обращения: 02.12.2023). – Текст: электронный.Мажура, А.В. К вопросу о жанровой классификации интервью в журналистском творчестве / А.В. Мажура, Е.Д. Тимофеева // КиберЛенинка. Научный портал. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-zhanrovoi-klassifikatsii-intervyu-v-zhurnalistskom-tvorchestve (Дата обращения: 02.12.2023). – Текст: электронный.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – URL: https://ozhegov.slovaronline.com/ (Дата обращения: 02.12.2023). – Текст: электронный. Таюпова, О.И. Специфика коммуникации в текстах медиа-интервью / О.И. Таюпова // Science of Europe. 2020. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-kommunikatsii-v-tekstah-media-intervyu (Дата обращения: 02.12.2023). – Текст: электронный. Шарапов, Э.Х. Жанр интервью: видовая составляющая / Э.Х. Шарапов // Молодой ученый. – 2022. – № 12 (146). – С. 668–671. – URL: https://moluch.ru/archive/146/41075/ (Дата обращения: 02.12.2023). – Текст: электронный.

Научная и учебная литература

1. Арканова, Ю.С. Современные подходы к организации и проведению интервью / Ю.С. Арканова. – Липецк: Гренада, 2020. – 338 с.
2. Богданов, Н.Г.. Справочник журналиста / Н.Г. Богданов, В.А. Вяземский. – Л.: Лениздат, 1971. – 420 с.
3. Голикова, В.Н. Журналистика вчера и сегодня / В.Н. Голикова. – Сызрань: Бета, 2020. – 670 с.
4. Гуляева, С.М. Практическая журналистика / С.М. Гуляева. – М.: Перекресток, 2020. – 430 с.
5. Игонина, С.В. Телекоммуникации в современном мире / С.В. Игонина. – Кемерово: Приоритет, 2019. – 520 с.
6. Ильченко, С.Н. Интервью в журналистике: как это делается: учеб. пособие / С.Н. Ильченко. – СПб.: Институт «Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций», 2022. – 236 с.
7. Колесниченко, А.В. Настольная книга журналиста. Учебное пособие / А.В. Колесниченко. – М.: Аспект-Пресс, 2023. – 416 с.
8. Кройчик, Л.Е. Принципы публицистического творчества / Л.Е. Кройчик // Вестник Московского университета. – 2023. – № 5. – С. 130–145.
9. Лукина, М.М. Технология интервью. Учебное пособие для вузов / М.М. Лукина. – М.: Аспект Пресс, 2023. – 378 с.
10. Маратов, И.Г. Современная журналистика / И.Г. Маратов. – Тамбов: Стандарт, 2020. – 470 с.
11. Мартыненко, С.А. Типология работы журналиста / С.А. Мартыненко. – Воронеж: Смена, 2021. – 328 с.
12. Соловьева, И.М. Типология интервью в современной журналистике / И.М. Соловьева // Вопросы журналистики. – 2021. – № 12. – С. 33–46.
13. Сыченков, В.В. Интервью-портрет как тип коммуникации / В.В. Сыченков. – Казань, 2021. – 221 с.
14. Таюпова, О.И. Медиакоммуникация с позиции социальной коммуникации / О.И. Таюпова // Вестник Башкирского университета. – 2021. – № 2. – С. 467–471.
15. Таюпова, О.И. Медиатекст и медиадискурс / О.И. Таюпова. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2019. – 180 с.
16. Тертычный, А.А. Жанры периодической печати / А.А. Тертычный. – М.: Аспект-пресс, 2020. – 380 с.
17. Хвальнова, Е.В. Теория и практика массовых коммуникаций / Е.В. Хвальнова. – Саратов: Пламя, 2020. – 366 с.
18. Чурилова, В.Г. Модные тенденции в современной журналистике / В.Г. Чурилова. – Пермь: Обелиск, 2021. – 334 с.
19. Шарапова, Е.С. Современные виды журналистской деятельности / Е.С. Шарапова. – Астрахань: АСТ, 2020. – 284 с.
20. Шостак, М.И. Репортёр: профессионализм и этика / М.И. Шостак. – М.: РИП-холдинг, 2021. – 298 с.
21. Юровский, А.Я. Телевизионная журналистика. 4-е изд. / А.Я. Юровский. – М.: Высшая школа, 2022. – 570 с.
22. Янчева, Н.Ю. Автопортрет в интервью: автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к. филолог. н. / Н.Ю. Янчева. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2021. – 184 с.

Интернет-ресурсы


23. БизнесOnline. — URL: – https://www.business-gazeta.ru/ (Дата обращения: 02.12.2023).
24. Долгина, Е.С. Интервью: понятие, цель, задачи, функции / Е.С. Долгина, М.А. Веснина // Молодой ученый. – 2019. – № 7 (87). – С. 1109–1111. – URL: https://moluch.ru/archive/87/16897/ (Дата обращения: 02.12.2023). – Текст: электронный.
25. Мажура, А.В. К вопросу о жанровой классификации интервью в журналистском творчестве / А.В. Мажура, Е.Д. Тимофеева // КиберЛенинка. Научный портал. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-zhanrovoi-klassifikatsii-intervyu-v-zhurnalistskom-tvorchestve (Дата обращения: 02.12.2023). – Текст: электронный.
26. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – URL: https://ozhegov.slovaronline.com/ (Дата обращения: 02.12.2023). – Текст: электронный.
27. Таюпова, О.И. Специфика коммуникации в текстах медиа-интервью / О.И. Таюпова // Science of Europe. 2020. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-kommunikatsii-v-tekstah-media-intervyu (Дата обращения: 02.12.2023). – Текст: электронный.
28. Шарапов, Э.Х. Жанр интервью: видовая составляющая / Э.Х. Шарапов // Молодой ученый. – 2022. – № 12 (146). – С. 668–671. – URL: https://moluch.ru/archive/146/41075/ (Дата обращения: 02.12.2023). – Текст: электронный.