ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН, ПОСТРАДАВШИХ В РЕЗУЛЬТАТЕ РАДИАЦИОННЫХ ИЛИ ТЕХНОГЕННЫХ КАТАСТРОФ И ИХ СЕМЕЙ
Заказать уникальную курсовую работу- 46 46 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 01.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1 Основные принципы и нормативная база пенсионного обеспечения граждан 5
1.1 Понятие пенсионного обеспечения 5
1.2 Радиационные и техногенные катастрофы: причины и последствия 7
1.3 Особенности пенсионирования пострадавших от радиационных и техногенных катастроф 10
1.4 Определение потребностей пострадавших и их семей 12
1.5 Анализ проблем и ограничений в текущей системе пенсионного обеспечения 15
1.6 Факторы, влияющие на доступность и качество пенсионного обеспечения 18
Глава 2 Исследование практического опыта пенсионного обеспечения для пострадавших 21
2.1 Анализ действующей системы пенсионного обеспечения для пострадавших 21
2.2 Оценка эффективности и социальной справедливости существующей системы 23
2.3 Примеры лучших практик в других странах 26
2.4 Разработка предложений по улучшению системы пенсионного обеспечения 29
2.5 Роли государства, общественных организаций и международных институтов 31
2.6 Примеры успешных мер и инициатив, направленных на поддержку пострадавших 32
Заключение 34
Список использованных источников 36
Вот несколько примеров успешных практик, реализуемых в разных частях мира:1. Нидерланды: В Нидерландах действует система принудительных пенсионных отчислений, которая позволяет работникам образовывать накопления на своей индивидуальной пенсионной счете. Эта система обеспечивает прозрачность и контроль над пенсионными накоплениями, а также предоставляет возможность выбора различных инвестиционных фондов для учета индивидуальных предпочтений в отношении риска и доходности. Финансовая грамотность и информированность о своих пенсионных правах являются важными аспектами в системе Нидерландов.2. Швеция: Шведская система пенсионного обеспечения основывается на принципе общего капитала. Каждый работник платит определенную долю своей заработной платы в национальный пенсионный фонд. Данные накопления инвестируются в фонд, а доходы от инвестиций распределяются между работниками. Это позволяет распределить риски и обеспечить устойчивость пенсионной системы. Также в Швеции акцент делается на индивидуальной пенсионной ответственности и самоопределении на основе информации о пенсионных правах и возможностях.3. Новая Зеландия: В новозеландской системе пенсионного обеспечения применяется подход, называемый "универсальная пенсия". Это означает, что каждый гражданин в определенном возрасте, независимо от своего статуса и дохода, автоматически получает пенсию. Это обеспечивает социальную справедливость и обеспечение базового уровня дохода для пожилых людей.4. Дания: В Дании используется система обязательных пенсионных отчислений, как для государственных служащих, так и для работников частного сектора. Для обеспечения высокого уровня пенсионных выплат в Дании используется также принцип перераспределения доходов - более высокая доля доходов людей с высоким уровнем заработка направляется на пенсионное обеспечение.Эти примеры показывают, что существуют различные подходы к пенсионному обеспечению в разных странах. Важно анализировать и заимствовать лучшие практики, сочетая их с контекстом и потребностями каждой отдельной страны.Ключевыми чертами успешных практик в других странах являются: прозрачность и индивидуальная ответственность в управлении пенсионными накоплениями, распределение рисков и доходности между участниками системы, учет различных факторов, влияющих на пенсионные выплаты, акцент на финансовую грамотность и самоопределение, а также социальная справедливость и обеспечение базового уровня пенсионного дохода.Оценка эффективности и социальной справедливости существующей системы пенсионного обеспечения может помочь выявить недостатки и потенциал для изменений и улучшения. Изучение примеров лучших практик в других странах может предложить ценные наставления для разработки и внедрения новых подходов, которые приведут к более эффективной и справедливой системе пенсионного обеспечения.В заключение, оценка эффективности и социальной справедливости существующей системы пенсионного обеспечения является важным процессом, который позволяет выявить проблемные области и определить меры для их улучшения. Анализирование других стран и их лучших практик также помогает в поиске вдохновения и примеров, которые можно использовать для развития собственной системы.Эффективность системы пенсионного обеспечения можно оценить по достижению ее целей, таких как обеспечение достойного уровня жизни для пенсионеров и устойчивость системы в долгосрочной перспективе. Улучшение существующей системы пенсионного обеспечения возможно через тесное сотрудничество между правительством, общественными организациями и другими заинтересованными сторонами. Важно проводить консультации и обсуждения с широким кругом людей, чтобы учесть различные потребности и интересы.Также важно инвестировать в технологии, образование и информирование населения, чтобы сделать систему более эффективной и доступной. Применение цифровых платформ и автоматизация процессов может упростить процесс получения пенсии и сделать его более точным и прозрачным.В конечном итоге, развитие эффективной, устойчивой и социально справедливой системы пенсионного обеспечения - это сложный процесс, который требует постоянного обновления, адаптации и сотрудничества. При оценке и улучшении существующей системы, мы должны стремиться к обеспечению достойных условий жизни для пенсионеров и социальной справедливости для всех граждан.2.4 Разработка предложений по улучшению системы пенсионного обеспеченияРазработка предложений по улучшению системы пенсионного обеспечения для пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф и их семей имеет особое значение, учитывая особенности и потребности этой уязвимой группы людей. Основные предложения могут включать следующие меры:1. Создание специализированных пенсионных программ: Разработка и внедрение специализированных пенсионных программ, учитывающих уровень радиационного или техногенного воздействия. Эти программы должны учитывать повышенные медицинские и психологические потребности пострадавших и предоставлять им соответствующую финансовую поддержку.2. Повышение доступности и качества медицинской помощи: Гарантировать пострадавшим и их семьям доступ к высококвалифицированной медицинской помощи, специализированным медицинским центрам и программам реабилитации. Обеспечить финансовую поддержку для получения медицинского лечения и реабилитации.3. Предоставление психологической поддержки: Осуществлять профессиональную психологическую поддержку для пострадавших и их семей, включая консультации, терапию и другие формы поддержки. Развивать программы психологической помощи, направленные на справление с посттравматическим стрессовым состоянием и адаптацией к новым условиям жизни.4. Гарантия социальной поддержки: Предоставлять пострадавшим и их семьям социальные льготы, включая финансовую поддержку для обеспечения достойного уровня жизни, доступ к жилью, трудоустройству, образованию и другим социальным услугам. Обеспечить доступность социального обеспечения и программ социальной поддержки.5. Информационная поддержка и правовая защита: Организовать систему информационной поддержки, предоставляя пострадавшим и их семьям актуальную информацию о доступных ресурсах и помощи. Также гарантировать правовую защиту пострадавших и их семей, обеспечивая справедливое обращение и защиту их прав.6. Привлечение экспертов и международного опыта: Использовать опыт других стран и консультироваться со специалистами в области пенсионного обеспечения в радиационных или техногенных зонах катастроф. Это позволит применить передовой опыт и наилучшие практики для улучшения системы пенсионного обеспечения.7. Регулярный мониторинг и адаптация системы: Осуществлять регулярный мониторинг и анализ эффективности и устойчивости пенсионной системы для пострадавших и их семей. Вносить корректировки и адаптировать систему в соответствии с изменяющимися потребностями и условиями.В целом, разработка предложений по улучшению системы пенсионного обеспечения для пострадавших от радиационных или техногенных катастроф и их семей должна основываться на учете их особых потребностей и вызовов. Принятие вышеперечисленных мер, совместно с общественным сознанием и солидарностью, может помочь обеспечить достойную жизнь и поддержку для этой уязвимой группы людей. [9 C.238]2.5 Роли государства, общественных организаций и международных институтовГосударство, общественные организации и международные институты играют важную роль в улучшении системы пенсионного обеспечения для пострадавших от радиационных или техногенных катастроф и их семей. Каждая из этих сторон имеет свою уникальную роль и ответственность.1. Государство: - Государство должно возложить на себя ответственность за разработку и реализацию политик и программ, направленных на обеспечение доступности и качества пенсионного обеспечения для пострадавших и их семей. - Государство должно гарантировать финансовую поддержку и средства для выполнения социальных обязательств в рамках пенсионной системы. - Государство должно обеспечить правовую и политическую защиту интересов пострадавших и их семей, обеспечивая справедливое обращение и защиту их прав. - Государство должно осуществлять контроль и мониторинг системы пенсионного обеспечения, осуществлять корректировки и адаптацию в соответствии с изменяющимися потребностями.2. Общественные организации: - Общественные организации должны играть роль адвокатов и сторонников пострадавших и их семей, выступая за их интересы и права. - Они могут предоставлять консультации, информацию и поддержку пострадавшим и их семьям в отношении пенсионного обеспечения. - Общественные организации могут также играть роль в организации общественных слушаний, форумов и платформ для обратной связи и участия пострадавших и их семей в разработке и реализации политик и программ3. Международные институты: - Международные институты могут предоставить информацию, поддержку и консультации государствам в разработке и улучшении системы пенсионного обеспечения для пострадавших и их семей. - Они могут служить как платформа для обмена опытом и передачи передовых практик и знаний между различными странами. - Международные институты могут также оказывать финансовую поддержку и техническую помощь в реализации программ пенсионного обеспечения и социальной защиты.Общественное партнерство и сотрудничество между государством, общественными организациями и международными институтами являются необходимыми для эффективного улучшения системы пенсионного обеспечения для пострадавших и их семей. Вместе они могут скоординировать свои усилия, обменяться опытом и ресурсами, чтобы создать справедливую и устойчивую систему пенсионного обеспечения, которая полноценно удовлетворит потребности этой уязвимой группы.2.6 Примеры успешных мер и инициатив, направленных на поддержку пострадавшихПримеры успешных мер и инициатив, направленных на поддержку пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф и их семей:1. Япония - Государственная программа компенсации жертвам Чернобыльской и Фукусимской катастроф. В рамках этой программы, пострадавшие от радиации могут получить компенсацию за потерю здоровья и дохода, а также другие формы компенсации и поддержки.2. Германия - Фонд «Уязвимые группы в радиационной обстановке» (FondsradioaktiveHärtefälle). Этот фонд предоставляет финансовую помощь и компенсацию для лиц, пострадавших от радиационных катастроф, включая компенсацию за прерванную карьеру и потерю дохода.3. Украина - Программа социального и психологического сопровождения для пострадавших от Чернобыльской катастрофы. В рамках этой программы предоставляются различные виды поддержки, включая медицинскую помощь, консультирование, реабилитацию, а также поддержка в трудоустройстве и образовании.4. Беларусь - Государственный комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Данный комитет предоставляет различные формы помощи и поддержки, включая медицинскую помощь, компенсации, льготы и социальное обслуживание для пострадавших и их семей.5. Международное Агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) - Деятельность МАГАТЭ по содействию странам-членам в разработке и реализации программ пострадавших от радиационных катастроф. МАГАТЭ предоставляет экспертную поддержку, информационные ресурсы, техническую помощь и содействие в разработке национальных программ реабилитации и социальной поддержки.Эти примеры демонстрируют, что существуют эффективные меры и инициативы, направленные на поддержку пострадавших и их семей после радиационных или техногенных катастроф. Они охватывают различные аспекты, включая медицинскую помощь, финансовую компенсацию, социальное и психологическое сопровождение, а также программы образования и трудоустройства. Эти меры и инициативы способствуют обеспечению достойных условий жизни для пострадавших и помогают им справиться с последствиями радиационных или техногенных катастроф.ЗаключениеВ заключение, пенсионное обеспечение граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф и их семей, является важным аспектом обеспечения социальной защиты и достойной жизни для этой уязвимой группы людей. В результате радиационных или техногенных катастроф люди может потерять здоровье, возможность работать и столкнуться с психологическими и социальными проблемами. Поэтому необходимо разработать и внедрить специализированные меры и программы для обеспечения достойного пенсионного обеспечения и социальной поддержки.Разработка предложений по улучшению пенсионного обеспечения граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф и их семей, требует комплексного подхода и сотрудничества со всех уровней: государственного, общественного и международного. Государство должно взять на себя ответственность за разработку и реализацию политик и программ, гарантирующих доступность и качество пенсионного обеспечения. Общественные организации должны выступать в роли адвокатов пострадавших и их семей, предоставлять им информацию и консультации. Международные институты призваны играть роль платформы для обмена опытом и передачи наилучших практик.Примеры успешных мер и инициатив в различных странах свидетельствуют о том, что эффективные и адаптированные к потребностям пострадавших программы пенсионного обеспечения могут существенно улучшить их жизнь и обеспечить финансовую стабильность. Часто эти меры включают в себя компенсации за потерю здоровья, финансовую поддержку, медицинскую помощь и социальное сопровождение.Однако, необходимо отметить, что каждая страна сталкивается с уникальными вызовами и контекстом. Поэтому успешные меры и инициативы должны быть приспособлены и адаптированы к конкретным обстоятельствам каждой страны и соответствовать ее законодательству, экономическому положению и культурным особенностям.В итоге, разработка эффективной системы пенсионного обеспечения для граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф и их семей, требует совместных действий, сотрудничества и поддержки от государства, общественных организаций и международных институтов. Опираясь на лучшие практики и опыт, разработка и реализация эффективных мер и программ помогут обеспечить достойное пенсионное обеспечение и улучшение жизни пострадавших и их семей, а также способствовать их интеграции в общество и восстановлению после катастрофы.Список использованных источниковАнтипова, М.С. Условия возникновения права на пенсию по старости / М. С. Антипова, П. С. Коломийцева, Л. В. Масленникова // Epomen.Global. — 2022. — № 31. — С. 20-26. — ISSN 1683-0405. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/328478 (дата обращения: 11.02.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Афтахова, А. В. Пенсионное обеспечение : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Афтахова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 302 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16380-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543075 (дата обращения: 04.02.2024).Басова, Ю.Ю. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / Ю. Ю. Басова, Y. Y. Basova // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Юридические науки. — 2022. — № 2. — С. 249-261. — ISSN 2413-1733. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/338294 (дата обращения: 10.02.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (постатейный) / А. Н. Борисов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва :Юстицинформ, 2023. — 816 с. — ISBN 978-5-7205-1862-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/297527 (дата обращения: 07.02.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Богатенко Е. Р., Свиридова Т. В. [и др.] / Распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ (региональный аспект) // Научно-методический электронный журнал "Концепт". — 2020. — № 8. — С. 177-183. — ISSN 2304-120X. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/343334 (дата обращения: 04.02.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Воронина, Л.И. Совершенствование реализации государственной стратегии финансовой грамотности пожилых людей: региональный аспект / Л. И. Воронина, Е. В. Зайцева // Вопросы управления. — 2023. — № 1. — С. 45-59. — ISSN 2304-3369. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/329696 (дата обращения: 19.02.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Головастова, Т.И. Региональные особенности предпринимательства в социальной сфере / Т. И. Головастова, А. А. Гребенкина // Проблемы региональной экономики. — 2021. — № 1-2. — С. 110-118. — ISSN 2414-3553. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/328358 (дата обращения: 05.02.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Маслова, В. М. Управление персоналом: Толковый словарь : словарь / В. М. Маслова. — Москва : Дашков и К, 2022. — 120 с. — ISBN 978-5-394-04520-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/277628 (дата обращения: 04.02.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Мачульская Е.Е [и др.]. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 449 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-17088-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/537118 (дата обращения: 05.02.2024).Мишальченко, Ю.В. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН СНГ / Ю. В. Мишальченко, Л. А. Платонова, А. В. Торопыгин // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. — 2020. — № 1. — С. 55-71. — ISSN 2073-2929. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/322286 (дата обращения: 11.02.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Платыгин, Д. Н. Основы пенсионного законодательства: институт досрочных пенсий : учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. Н. Платыгин, В. Д. Роик. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 395 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13518-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543399 (дата обращения: 07.02.2024).Прудников, А.С. Состояние и перспективы развития законодательства Российской Федерации в сфере реализации права граждан на пенсионное обеспечение / А. С. Прудников, A. S. Prudnikov // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. — 2022. — № 2. — С. 51-57. — ISSN 2072-8557. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/338120 (дата обращения: 06.02.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Роик, В. Д. Пенсионный возраст и модернизация пенсионных систем: отечественный и зарубежный опыт : монография / В. Д. Роик. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 336 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-05346-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540218 (дата обращения: 08.02.2024).Филиппова М.В [и др.] ; под редакцией М. В. Филипповой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 451 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15240-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536756 (дата обращения: 10.02.2024).Яркова В. В./ Исполнительное производство : учебник — Москва : СТАТУТ, 2020. — 576 с. — ISBN 978-5-8354-1585-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/138542 (дата обращения: 08.02.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Постановление Конституционного Суда РФ от 13.12.2017 N 40-П "По делу о проверке конституционности пункта 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с жалобой гражданки Т.С. Овечкиной" https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_284942/Постановление Конституционного Суда РФ от 08.02.2018 N 7-П "По делу о проверке конституционности пункта 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защитеграждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и положения пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.Я. Сизова" URL.: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_290249/ Решение Верховного Суда РФ от 09.04.2019 N АКПИ19-97 [Электронный ресурс] URL : https://legalacts.ru/sud/reshenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-09042019-n-akpi19-97/
2. Афтахова, А. В. Пенсионное обеспечение : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Афтахова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 302 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16380-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543075 (дата обращения: 04.02.2024).
3. Басова, Ю.Ю. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / Ю. Ю. Басова, Y. Y. Basova // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Юридические науки. — 2022. — № 2. — С. 249-261. — ISSN 2413-1733. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/338294 (дата обращения: 10.02.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
4. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (постатейный) / А. Н. Борисов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юстицинформ, 2023. — 816 с. — ISBN 978-5-7205-1862-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/297527 (дата обращения: 07.02.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
5. Богатенко Е. Р., Свиридова Т. В. [и др.] / Распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ (региональный аспект) // Научно-методический электронный журнал "Концепт". — 2020. — № 8. — С. 177-183. — ISSN 2304-120X. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/343334 (дата обращения: 04.02.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
6. Воронина, Л.И. Совершенствование реализации государственной стратегии финансовой грамотности пожилых людей: региональный аспект / Л. И. Воронина, Е. В. Зайцева // Вопросы управления. — 2023. — № 1. — С. 45-59. — ISSN 2304-3369. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/329696 (дата обращения: 19.02.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
7. Головастова, Т.И. Региональные особенности предпринимательства в социальной сфере / Т. И. Головастова, А. А. Гребенкина // Проблемы региональной экономики. — 2021. — № 1-2. — С. 110-118. — ISSN 2414-3553. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/328358 (дата обращения: 05.02.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
8. Маслова, В. М. Управление персоналом: Толковый словарь : словарь / В. М. Маслова. — Москва : Дашков и К, 2022. — 120 с. — ISBN 978-5-394-04520-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/277628 (дата обращения: 04.02.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
9. Мачульская Е.Е [и др.]. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 449 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-17088-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/537118 (дата обращения: 05.02.2024).
10. Мишальченко, Ю.В. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН СНГ / Ю. В. Мишальченко, Л. А. Платонова, А. В. Торопыгин // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. — 2020. — № 1. — С. 55-71. — ISSN 2073-2929. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/322286 (дата обращения: 11.02.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
11. Платыгин, Д. Н. Основы пенсионного законодательства: институт досрочных пенсий : учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. Н. Платыгин, В. Д. Роик. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 395 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13518-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543399 (дата обращения: 07.02.2024).
12. Прудников, А.С. Состояние и перспективы развития законодательства Российской Федерации в сфере реализации права граждан на пенсионное обеспечение / А. С. Прудников, A. S. Prudnikov // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. — 2022. — № 2. — С. 51-57. — ISSN 2072-8557. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/338120 (дата обращения: 06.02.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
13. Роик, В. Д. Пенсионный возраст и модернизация пенсионных систем: отечественный и зарубежный опыт : монография / В. Д. Роик. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 336 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-05346-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540218 (дата обращения: 08.02.2024).
14. Филиппова М.В [и др.] ; под редакцией М. В. Филипповой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 451 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15240-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536756 (дата обращения: 10.02.2024).
15. Яркова В. В./ Исполнительное производство : учебник — Москва : СТАТУТ, 2020. — 576 с. — ISBN 978-5-8354-1585-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/138542 (дата обращения: 08.02.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
16. Постановление Конституционного Суда РФ от 13.12.2017 N 40-П "По делу о проверке конституционности пункта 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с жалобой гражданки Т.С. Овечкиной" https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_284942/
17. Постановление Конституционного Суда РФ от 08.02.2018 N 7-П "По делу о проверке конституционности пункта 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и положения пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.Я. Сизова" URL.: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_290249/
18. Решение Верховного Суда РФ от 09.04.2019 N АКПИ19-97 [Электронный ресурс] URL : https://legalacts.ru/sud/reshenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-09042019-n-akpi19-97/