Взаимодействие Франции с Алжиром и Тунисом в годы президенства Франсуа Миттерана.
Заказать уникальную дипломную работу- 95 95 страниц
- 63 + 63 источника
- Добавлена 30.03.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 2
Раздел 1. Генезис французского влияния в Северной Африке 7
Раздел 2. Политика Франции в отношении стран Северной Африки в Алжире и Тунисе в период правления Франсуа Миттерана 33
Раздел 3. Основные направления внешнеэкономических и социально-культурных отношений Франции с Тунисом и Алжиром в период правления Франсуа Миттерана 59
Заключение 81
Список литературы 85
Кроме того, отрицательные реальные процентные ставки и переоцененная валюта усилили перекос в сторону капиталоемких технологий и импорта.С 1988 по 1998 год Алжир страдал от ряда политических проблем, которые были вызваны гражданской войной. Эти события последовали за годами экономического спада, который страна пережила в 80-х годах после снижения цен на нефть, что, в свою очередь, привело к сокращению дефицита бюджета Алжира и государственного долга. Подпериод характеризовался высоким уровнем инфляции и безработицы, а также низким уровнем экономического роста. Инфляция была вызвана, с задержкой до 12 месяцев, растущим дефицитом бюджета, связанным с чрезмерным увеличением денежной массы. Алжирские политические деятели тогда не смогли продолжать поддерживать государственный сектор обрабатывающей промышленности. В результате, как и во многих других странах с переходной экономикой, к 1980-м годам алжирские государственные предприятия несли большие убытки, что привело к росту безработицы в промышленности.Национально-освободительная борьба в Алжире узаконила политический режим, установленный Бен Беллой после обретения независимости, и, несмотря на совершенный им государственный переворот, Бумедьен как бывший глава национально-освободительной армии смог сохранить эту легитимирующую власть. Однако с его смертью в 1978 году начался процесс распада, поскольку легитимация была связана с теми, кто сражался под эгидой Фронта национального освобождения в освободительной борьбе против Франции. Выбор режима социалистических притязаний после обретения независимости был логическим следствием утверждения французского режима как несправедливого. Однако такая весьма специфическая форма легитимации отношений не могла быть передана поколениям после обретения независимости. После обретения независимости Алжир пережил демографический взрыв. Первоначально инвестиции в образование, которые были одобрены Бумедьеном для того, чтобы помочь обеспечить квалифицированную рабочую силу, необходимую отраслям в рамках стратегии индустриализации отраслей промышленности, успешно противостояли влиянию этого демографического роста. Однако это могло происходить только до тех пор, пока экономика росла достаточно быстро, чтобы поглощать новые трудовые ресурсы, или пока эмиграция была жизнеспособным альтернативным путем.Кризисы в мировой экономике и ее последующая реструктуризация в конце 1970—х и начале 1980-х годов, а также политические ограничения, которые это наложило, в частности, на страны Европейского союза, привели к сопутствующему закрытию путей эмиграции со стороны Франции в годы президенства Франсуа Миттерана. Внешние барьеры на пути эмиграции усугубляли тот факт, что алжирская экономика не была в состоянии расти такими темпами, которые обеспечивали бы достаточные возможности трудоустройства для новых участников рынка труда. Другие факторы, и в частности кризис в сельском хозяйстве, также усилили давление рабочей силы на промышленность, поскольку рабочая сила продолжала перемещаться из сельской местности в городские районы. Появление регионального национализма является признаком того, что имевший место демографический рост превышает способность нынешних границ государства сдерживать его периферию. Следовательно, несмотря на тот факт, что постколониальное алжирское государство вкладывало значительные средства в образование, демография опередила формирование государства после обретения независимости, тем самым открыв новые возможности для фрагментации, в то время как характер легитимации режима означал, что существовало ограниченное пространство для обеспечения либо расширения возможностей трудоустройства, либо участия в политической жизни.После смерти президента ХуариБумедьена в 1978 году отношения между Францией в годы президенства Франсуа Миттерана и Алжиром значительно улучшились, поскольку произошел серьезный отход от радикализма 1960-х и 1970-х годов. Более прагматичная внешняя политика страны в 1980-х годах в сочетании со стремлением к либерализации экономики помогли добиться такого улучшения отношений с Францией. Франсуа Миттеран, казалось, оценил реформы, которые предприняло правительство Алжира. Провал проводимой государством политики развития вынудил режим открыть экономику и принять участие в мировой капиталистической системе. Октябрьские беспорядки 1988 года вынудили авторитарный режим начать процесс политических реформ, который включал введение многопартийной системы, положив, таким образом, конец единоличному правлению партии. Учитывая, что Запад был больше заинтересован в переходном процессе, происходящем в бывшем коммунистическом блоке, западноевропейские страны, не говоря уже о Соединенных Штатах, упустили из виду благоприятную эволюцию в Алжире. В результате ни Франция, ни Соединенные Штаты не предложили никакой ощутимой помощи в продвижении происходящего процесса либерализации. Тем не менее, и Франция в годы президенства Франсуа Миттерана, и США выразили некоторую обеспокоенность по поводу появления политического ислама не только в Алжире, но и в соседнем Тунисе. Хотя эти державы и опасались его появления, они не воспринимали радикальный исламизм как непосредственную опасность для интересов Запада. Они, казалось, не обращали внимания на рост исламистской идеологии в Алжире и мало что делали для противодействия ей. В то время надеялись, что западные страны, хотя и сосредоточенные на событиях в Восточной Европе, по крайней мере окажут поддержку небольшим демократическим партиям, возникшим во время того, что обещало стать подлинным переходом к демократизации в 1989-91 годах.Первоначально большинство стран оставались непричастными к алжирскому кризису, однако их подходы различались в зависимости от географического положения. В Западной Европе, например, существовал разрыв между странами севера и странами юга. Неудивительно, что страны Южной Европы, ближайшие соседи, сыграли большую роль, чем страны севера. В силу целого ряда факторов Франция в годы президенства Франсуа Миттерана, бывшая колониальная держава, избрала особый путь, в то время как роль Соединенных Штатов оставалась относительно ограниченной. Со своей стороны, арабские и африканские страны заняли двусмысленную позицию, некоторые поддержали позицию Алжира в отношении незападного вмешательства, в то время как другие заняли выжидательную позицию. В течение первого периода реакция Франции была наиболее заметной. Это было естественно, учитывая значительные исторические, экономические, географические и психологические соображения, которые связывают эту страну с Алжиром. Франция в годы президенства Франсуа Миттеранане только принимает у себя крупнейшую общину алжирских иммигрантов, но и предоставляет Алжиру финансовую помощь на сумму более 1 миллиарда долларов в год. Кроме того, Франция имеет огромные экономические и стратегические интересы в странах Магриба (Алжир, Марокко и Тунис), причем Алжир занимает центральное положение. В январе 1992 года президент Франсуа Миттеран осудил прерывание избирательного процесса в Алжире и призвал как можно скорее возобновить поток демократической жизни. Франция предложила политическое убежище исламистам, бежавшим из Алжира после репрессий алжирского правительства в отношении запрещенной FIS. Но у французских властей не было единой позиции по алжирскому кризису. Хотя Франция в годы президенства Франсуа Миттерана разрешила исламистам въехать на свою территорию, многие французские официальные лица рассматривали FIS как террористическую организацию. Из-за противоречивых взглядов внутри французского правительства политика в отношении алжирского кризиса на первом этапе оставалась в лучшем случае двусмысленной, что привело к множеству различных мнений как внутри французской администрации, так и в общественном мнении. В целом, доминировали две точки зрения. Сторонники первого утверждали, что прерывание избирательного процесса имело меньшие последствия, чем приход к власти исламистов, которые представляли угрозу миру. Сторонники второй точки зрения утверждали, что прерывание избирательного процесса в Алжире стало ударом по демократии и правам человека. Они негативно отреагировали на то, что, по их мнению, являлось вмешательством военных в гражданские дела. Усиление насилия повлияло на политику Франции в годы президенства Франсуа Миттеранав отношении Алжира. Во французской политике явно не хватало сплоченности. Лагерь реалистов раскололся на две группы. Первая группа состояла из тех, кто утверждал, что захват власти исламистами неизбежен и что Франция должна подготовиться к победе исламистов и, таким образом, дистанцироваться от действующего режима. Вторая группа считала, что, напротив, Франция должна поддержать режим, хотя и осторожно, и подтолкнуть его вернуться на демократический путь. В то время как президент-социалист Франсуа Миттеран проявлял относительно менее враждебное отношение к правителям Алжира, консервативное правительство премьер-министра Эдуарда Балладура пообещало оказать Алжиру помощь в борьбе с экстремизмом и фундаментализмом. Эти изменения в политике стали результатом сильного влияния, которое министр внутренних дел Шарль Паскуа оказывал на французский политический истеблишмент. Он приказал установить тщательное наблюдение за исламскими центрами во Франции, и в то же время французские власти преследовали исламистов, обосновавшихся в стране. Паскуа безуспешно пытался убедить Соединенные Штаты, Германию, Великобританию и другие страны проявлять меньшую терпимость к деятельности исламистских боевиков в своих соответствующих странах. Эта позиция побудила исламистов представить союз Франции с алжирским режимом и репрессии против его противников как объявление войны. С точки зрения исламистов, Франция отличилась меньшей терпимостью к политическому исламу, чем другие западные страны. Ануар Хаддам зашел так далеко, что раскритиковал французскую политическую систему, заявив, что французские политические круги должны понять одну вещь: режим Пятой республики, который позволяет силам безопасности вмешиваться в политические дела, должен быть пересмотрен. Какой бы ни была фактическая позиция Франции в годы президенства Франсуа Миттерана, предполагаемое отношение к прорежиму привело к террористической деятельности на французской земле.С другой стороны, стратегия развития Туниса была сосредоточена на трех основных областях: диверсификация экономики и экспорта);инвестирование в человеческий капитал;расширение прав и возможностей женщин. Эти три области взаимосвязаны и оказали важное побочное воздействие друг на друга, а также на другие экономические и социальные аспекты тунисского общества. Выделяют три этапа развития Туниса:1. Первый этап начался в 1961 году и закончился в 1970 году и характеризовался высокими темпами роста, обусловленными значительными государственными инвестициями в базовую инфраструктуру, развитие людских ресурсов и расширение сельского хозяйства. Данный этап завершился макроэкономическим кризисом, вызванным несколькими факторами, включая высокий государственный долг и дефицит текущего счета, а также плохую работу сельскохозяйственного сектора из-за частых засух. 2. Следующий этап начался в 1971 году и закончился в 1986 году и характеризовался тем, что называют смешанной экономикой, где поощрялась частная инициатива и начал развиваться частный сектор, особенно в обрабатывающей промышленности. Стимулирование экспорта поощрялось посредством налоговых льгот и освобождения от тарифов на импорт машин и оборудования. Однако этот этап также характеризовался значительным государственным контролем над экономикой, включая поддержание контроля за ценами и процентными ставками, а также предпочтение экспансионистской фискальной и денежно-кредитной политике. В результате в первой половине 1980-х годов возникли серьезные макроэкономические дисбалансы, и Тунис согласился на программу структурной перестройки МВФ в 1986 году. Усилия по структурной перестройке характерны для периода с 1987 года и далее. 3. На третьем этапе были предприняты важные инициативы по либерализации торговли и финансового сектора, присоединение к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) и соглашение о свободной торговле с Европейским союзом (ЕС) в 1995 году.Успех Туниса в значительной степени обусловлен его способностью добиваться хороших экономических показателей с середины 1980-х годов. В частности, Тунису удалось углубить процесс диверсификации в период структурных преобразований. Учитывая, что быстрая либерализация и реформы, которые обычно сопровождают такие программы перестройки, могут ограничить способность страны диверсифицировать свою экономику, углубленная диверсификация экономики Туниса является значительным достижением. Процесс диверсификации в Тунисе, как и во многих других африканских странах, начался вскоре после обретения им независимости от Франции и набирал обороты с середины 1980-х годов.Тунис отклонился от этой общей тенденции с середины 1980-х годов. Действительно, Тунис относится к группе стран, которые углубили процесс диверсификации. Однако в относительно небольших странах диверсификация экономики, возможно, должна привести к диверсификации экспорта, чтобы получить значительные выгоды. Наблюдался значительный рост экспорта обрабатывающей промышленности и резкое сокращение экспорта продовольствия и сельскохозяйственной продукции. Тунис столкнулся с двумя основными ограничениями на ранних этапах своей стратегии развития. Для развития значительного производственного сектора экономике необходимы хорошо развитые источники энергии и сырья, а также крупные рынки сбыта; и то, и другое в Тунисе было довольно ограничено. В течение многих лет производство и экспорт Туниса было сосредоточено главным образом на текстиле, коже и продуктах питания. Хотя текстильный сектор и сектор одежды остаются значительными, в конце 1980-х и начале 1990-х годов Тунис начал значительно расширять диверсификацию своего производства и экспорта, добавив, например, производство и экспорт химических веществ и механического, электрического и электронного оборудования. Данные усилия были поддержаны значительным притоком прямых иностранных инвестиций, которые, в свою очередь, соответствовали новым тунисским инвестиционным кодексам 1980-х годов. В тот же период времени начали осуществляться важные программы либерализации и приватизации.Торговый оборот в Тунисе неизменно был выше, чем в Алжире, и с середины 1980-х годов наблюдался значительный рост экспорта. Доля обрабатывающей промышленности Туниса в товарном экспорте значительно возросла примерно с 36% в 1980 году до 77% в 2000 году. Доля руд и металлов снизилась с 3,6% в 1980 году до 1,5% в 2000 году. Доля импортных пошлин в налоговых поступлениях Туниса снизилась примерно с 31% в 1980 году до 12,5% в 2000 году, что отражает общую тенденцию к снижению импортных пошлин. С середины 1980-х годов Тунис был одной из двух стран (другой является Марокко) в Северной Африке с наиболее стабильными положительными средними темпами роста товарного экспорта. Экономика Туниса относительно была хорошо диверсифицирована, и эта диверсификация также проявляется в структуре его экспорта в последние годы. Стоит отметить, что тенденция к увеличению объема экспорта тесно совпала с тенденцией к диверсификации экспорта. Наиболее значительные экономические реформы произошли во второй половине 1980-х годов. В 1986 году Тунис пережил серьезный кризис платежного баланса и был вынужден принять программу структурной перестройки и стабилизации МВФ, включая сильную девальвацию тунисского динара и ограничительную денежно-кредитную и налогово-бюджетную политику. Смена политического руководства произошла через три месяца после того, как Тунис приступил к осуществлению программы структурной перестройки, но политика кооптации продолжалась, что вновь помогло избежать конфронтации и облегчить координацию. Важным фактором, способствующим успеху экономических реформ и ориентации на экспорт, является сотрудничество важных заинтересованных групп. Это, по-видимому, отражается на роли, которую играют экспортеры, особенно в текстильном и швейном секторах, а также в машиностроении и электротехнике. Стратегия, ориентированная на экспорт, действовавшая в Тунисе три десятилетия, в конечном итоге привела к созданию нового электората, заинтересованного в экспорте. Это также помогло поддержать подписание Тунисом соглашения о свободной торговле с ЕС.С момента обретения независимости Тунис, в целом, не испытывал какой-либо существенной политической нестабильности. В ноябре 1987 года против Бургибы был совершен мирный государственный переворот, который был объявлен непригодным для президентства, и вновь назначенный премьер-министр Зин Эль-Абидин Бен Али стал президентом и переизбирался на последующие сроки с ноября 1987 года. Кроме того, военные расходы Туниса в процентах от его государственного бюджета намного меньше, чем в среднем по миру и в среднем по региону БВСА, и, по-видимому, указывают на меньшую роль вооруженных сил в Тунисе по сравнению, например, с военным сектором в Алжире. Успеху Туниса также способствовало улучшение институционального качества.Стоит отметить поддержку Франции европейской помощи в Алжире и Тунисе. Следует обозначить пожертвования от ЕИБ (Европейский инвестиционный банк) в случае стихийных бедствий. ЕИБ принимал участие в различных проявлениях европейской солидарности, которые происходят после стихийных бедствий. Например, банк предоставил кредиты по субсидированным процентным ставкам пострадавшим странам, чтобы помочь им восстановить свою экономическую и социальную инфраструктуру. ЕИБ также помощь Алжиру в октябре 1980 года, когда он пострадал от сильного землетрясения, унесшего жизни по меньшей мере 5000 человек в регионе Эль-Аснам. В марте 1969 года были подписаны двусторонние соглашения о сотрудничестве между ЕЭС и Алжиром и Тунисом, устанавливающие более тесные торговые отношения с этими странами посредством льготного тарифа, а также предусматривающие техническое сотрудничество и финансовую помощь в форме субсидий. Однако последствия падение цен на нефть в 1986 году привели к заметному замедлению инвестиций. В период с 1985 по 1990 год финансирование энергетического сектора сократилось с 2 882 миллионов долларов США до чуть менее 1 500 миллионов долларов США, а кредитование строительства атомных электростанций было прекращено в 1988 году. Это финансирование в основном поддерживалось продолжающейся стратегией диверсификации поставок в сочетании с интеграцией европейских газовых сетей. Что включало финансирование газопроводов, некоторые из которых подпадали под программу приоритетной трансъевропейской сети, которая была расширена за счет финансирования в соседних странах: Европе Магриба, газопроводах Алжир-Тунис-Италия и Берлин-Россия. Данная стратегия также повлияла на сектор электроэнергетики и сделала возможным как внедрение внутреннего рынка электроэнергии, так и более эффективное использование ресурсов по всему Союзу. По мере того как десятилетие подходило к концу, считалось, что программа, касающаяся основных энергетических сетей и основных взаимосвязей, в целом была выполнена. Банк участвовал в финансировании самых разнообразных проектов, среди которых можно упомянуть строительство железнодорожных линий в Тунисе в начале 1980-х годов.Далее следует упомянуть влияние США в Африке в годы президенства Франсуа Миттерана. В 1981 году, когда Франсуа Миттеран занял пост президента, Франция уделяла больше внимания отношениям с третьим миром и выступала против вторжения как США, так и СССР в Африку. Однако французская базовая структура полностью разрушилась из-за яростного потока деколонизации. Чтобы гарантировать безопасность южного фланга Франции, Миттеран предложил опираться на четыре столпа постоянных военных баз в Африке. В середине 1980-х годов главным соперником Франции в Африке, по-видимому, были США и Советский Союз, который постепенно расширял свое военное присутствие в Алжире и Тунисе. Около 4/5 советских боевых кораблей в Индийском океане были развернуты вблизи Адена. Чтобы уравновесить советское влияние и предотвратить его проникновение в Африку, администрация Миттерана восстановила часть своих военных баз в Африке, а численность развернутых войск возросла до восьми тысяч. Кроме того, Франция в годы президенства Франсуа Миттерана усилила свой контроль над франкоязычной Африкой другими средствами, такими как политическое убеждение, торговые концессии, экономическая помощь и культурное влияние. Франция также приложила большие усилия для подготовки военных и полицейских сил принимающих стран, и в 1980-х годах подготовку прошли около 1900 африканских офицеров. Считалось, что администрация Франсуа Миттерана была более созвучна алжирским интересам, чем предыдущие французские правительства. Французское правительство увеличило количество мест во французских военных училищах для алжирских кадетов и предоставило дополнительные кредиты. Алжир закупил бронетранспортеры "Панхард" для жандармерии и противотанковые ракеты "Милан", но более масштабные закупки, в частности национальной радиолокационной сети командования и контроля, не осуществились. С момента обретения независимости и до начала 1980-х годов АНП закупила у Соединенных Штатов относительно небольшое количество менее секретного военного оборудования, такого как несколько транспортных самолетов для руководителей и невооруженные инструкторы для начальной подготовки. Начиная с 1981 года, в рамках сближения, вызванного ролью Алжира в качестве посредника в освобождении американских заложников в Иране, алжирские запросы на более чувствительное военное оборудование рассматривались более благосклонно. В дополнение к транспортному самолету Lockheed C-130 Соединенные Штаты в этот период предоставили телекоммуникационное оборудование и военные грузовики. Все эти продажи осуществлялись на коммерческой основе, и все оборудование было классифицировано как несмертельное. Однако во время визита Бенджедида в Соединенные Штаты в 1985 году Вашингтон подтвердил право Алжира на закупку общего оборонного оборудования в соответствии с условиями программы иностранных военных продаж (FMS). Запросы Алжира на поставки оружия рассматривались в индивидуальном порядке. Прямые закупки в рамках FMS были минимальными. Они составили всего 2,2 миллиона долларов США в 1991 финансовом году и, по оценкам, достигли всего 1 миллиона долларов США в 1992 и 1993 финансовых годах, хотя коммерческие операции были несколько крупнее. С 1985 года Министерство обороны Соединенных Штатов выделяет небольшой ежегодный грант в рамках Международной программы военного образования и профессиональной подготовки для проведения курсов повышения квалификации военных и технической подготовки алжирских офицеров, занимающих руководящие должности или считающихся потенциальными лидерами. Алжир приобрел у Великобритании два танковых десантных корабля в начале 1980-х годов. Кроме того, британцы осуществили совместный проект с ВМС Алжира по поставке двенадцати быстроходных ударных катеров, вооруженных итальянскими ракетами Otomat. Первые два ударных корабля были построены в Великобритании, а десять других были построены или собраны на верфи Мерс-эль-Кебир при британской технической помощи. Алжир приобрел несколько патрульных кораблей у Китая, но других свидетельств военного сотрудничества между двумя странами со времен войны за независимость практически нет. В 1991 году стало известно, что китайцы помогали в строительстве ядерного реактора в Айн-Уссере, примерно в 140 километрах к югу от Алжира. В последующих сообщениях говорилось, что Ирак отправил ученых и некоторое количество урана в Алжир. Алжирцы утверждали, что реактор предназначался для производства только радиоактивных изотопов для медицинских исследований и выработки электроэнергии. Однако секретность, окружавшая программу, которая была начата в 1986 году, вызвала подозрения. Алжир не подписал Договор о нераспространении ядерного оружия, отвергнув его на том основании, что Алжир не должен отказываться от программы создания ядерного оружия, когда другие страны могут продолжать свою. Впоследствии Алжир согласился на инспекцию объекта Международным агентством по атомной энергии.Что касается культурных связей, то созданное генералом Шарлем де Голлем в 1959 году Министерство сотрудничества, имело задачу развивать страны, находящиеся в его компетенции, в основном бывшие колонии в Африке и в годы президенства Франсуа Миттерана. Министр сотрудничества был полноправным министром, входящим в состав Кабинета министров и Совета обороны. Когда к власти пришла социалистическая коалиция под руководством Франсуа Миттерана, она была переименована в Министерство сотрудничества и развития. Министерство оказывало техническую и военную помощь этим странам. Важную роль в этой помощи сыграло культурное сотрудничество. Министерство отправляло добровольцев за границу, в частности Алжир и Тунис. В 1964 году в компании работало 154 человека. К 1996 году в центральной администрации работало 637 человек, а на местах — 366. Сфера действия Министерства постепенно расширилась и охватила все франкоязычные страны Африки к югу от Сахары, а в 1995 году - англоязычную и португалоязычную Африку и Карибский бассейн.Министерство управляло Фондом помощи в сотрудничестве, который предоставлял субсидии Алжиру и Тунису. Он объединил деятельность банка развития и агентства по реализации политики французской помощи. На африканских территориях и департаментах Франции Министерство оказывало поддержку местным властям и финансировал экономику. В соответствии с французским публичным правом это было государственное учреждение промышленного и коммерческого типа, а также специализированное финансовое учреждение. Таким образом, Франция проявила поддержку Алжиру и Тунису через различные инициативы, включая европейскую помощь и финансовую помощь от Европейского инвестиционного банка. ЕИБ активно участвовал в помощи пострадавшим странам после стихийных бедствий, предоставляя кредиты по льготным процентным ставкам для восстановления их экономической и социальной инфраструктуры. Франция и Тунис заключили соглашения о сотрудничестве с Европейским сообществом, что способствовало более тесным торговым отношениям, техническому сотрудничеству и финансовой помощи. Тем временем, влияние США и СССР в Африке становилось все более ощутимым, что вынудило Францию укрепить свое присутствие в регионе. Под руководством Миттерана Франция восстановила свои военные базы в Африке, чтобы уравновесить влияние Советского Союза и предотвратить его расширение в Африку. Франция также использовала различные методы, включая политическое убеждение, торговые соглашения и военную подготовку, чтобы укрепить свою позицию в регионе. Миттеран придавал большее значение африканским интересам, что отразилось в увеличении помощи и поддержки французских военных школ для алжирских кадетов. ЗаключениеСтруктурный анализ показал, что генезис французского влияния в Северной Африке прочно связан с колониальной политикой Франции в XIX - первой половине XX века. После Первой мировой войны, ослабленная Европа перераспределила свои колониальные владения, придавая особое значение стратегическому положению Алжира и Туниса в составе Французской империи. Следующие после деколонизации стали периодом относительной стабильности для Алжира и Туниса в годы президенства Франсуа Миттерана.В дипломной работе были поставлены и решены следующие задачи и получены результаты:Исследование показало, что важным аспектом генезиса французского влияния в Северной Африке является историческое формирование алжирской и тунисской идентичности и сопротивление колониальному господству, что в итоге привело к провозглашению независимости Алжира и Туниса. Возникновение Фронта национального освобождения (ФНО) в 1954 году и последующая война за независимость Алжира и Туниса подчеркнули сложность и противоречия колониального управления, а также неизбежность деколонизации в контексте изменяющихся мировых реалий. Путь к самостоятельности для Алжира и Туниса оказался не лишенным сложностей, а, наоборот, наполненным рядом препятствий. Проблемы формирования национального самосознания, поиска собственного политического статуса и интеграции в глобальную систему дифференциации труда остаются актуальными и в наше время. Всего через три года после обретения независимости Алжир был потрясен военным переворотом, в результате чего страна приняла социалистический курс, установилась однопартийная система, а Алжир вступил в сферу влияния Советского Союза. Несмотря на это, Алжир оказывал существенную поддержку Франции в ее космических программах. Постепенно использование Алжиром и Тунисом языка прав человека в политических целях и для укрепления своего глобального влияния привело к изменениям в понимании и формировании самих прав. Тем не менее, французские власти продолжали придавать первостепенное значение индивидуальным правам в своих концепциях глобальной политической и социальной справедливости. Понятие африканского единства оставалось ключевым компонентом политики Алжира и Туниса на континенте, призванным способствовать борьбе за освобождение и экономическое развитие Африки. Согласно проведённому анализу, избрание Франсуа Миттерана привело к пересмотру взаимоотношений между Францией и Алжиром, что ознаменовалось разработкой новой стратегии сотрудничества под названием "совместное развитие". Тем не менее, его попытки улучшить отношения столкнулись с вызовами, связанными с наследием войны за независимость и его собственными личными отношениями с Алжиром. Окончание этого периода совпало с ухудшением экономического положения в Алжире. Под руководством правительства Миттерана были предприняты активные шаги по восстановлению двусторонних отношений с Алжиром. В этот период отношения между президентами Франции и Алжира оставались вежливыми, но стали менее теплыми. Алжир был разочарован отсутствием совместного развития и жаловался на ужесточение контроля над эмигрантским сообществом Франции. Принятие Национальной хартии Алжира в 1975 году было важным этапом в его истории. Хартия выражала стремление страны к самоопределению и утверждала основные принципы социализма и демократии. Однако она не учитывала текущие социально-экономические изменения, что отразило сложности, с которыми столкнулся Алжир в процессе реформ.Вместе с тем было определено, что отношения между Францией и Тунисом также прошли через ряд изменений. В то время как связи между двумя странами оставались крепкими, в отношениях возникали напряженности, связанные с вопросами прав человека и подавлением оппозиции в Тунисе. В период правления Бен Али экономика Туниса стала одной из самых стабильных в регионе. Избрание Миттерана и последующие события привели к изменениям в отношениях Франции с Алжиром и Тунисом, хотя и сопровождались определенными вызовами и препятствиями.Несмотря на схожее происхождение и демографию, включая их бывшую французскую оккупацию, арабское/берберское население и репрессивные авторитарные режимы, две страны начали развиваться совершенно по-разному. Препятствия, с которыми сталкивается Алжир, схожи со многими государствами по всему миру, и успехи Туниса демонстрируют способность развивающейся страны в конечном итоге соответствовать социальным критериям, необходимым для проведения демократической революции. Анализ опыта постколониальной политики Алжира и Туниса свидетельствуют о том, что стратегия развития стран опиралась в первую очередь на диверсификацию производства, расширение торгового сектора и развитие сотрудничества с Францией в годы президенства Франсуа Миттерана. В целом странам удалось достичь относительно гармоничного сочетания между экономикой и другими важными аспектами социального и человеческого развития. Успеху стратегиям Туниса и Алжира способствовали несколько факторов, включая близость страны к европейским и в частности французским рынкам в годы президенства Франсуа Миттерана. Обе страны столкнулись с подобными проблемами, такими как авторитарные режимы и экономические трудности, но их подход к вестернизации и демократизации различался.Тунис сосредоточился на развитии системы образования и защите прав женщин, что привело к созданию централизованной военной структуры. Алжир же отставал в области образования, ввел ограничения для женщин и развил политически мотивированные вооруженные силы.Возникшая радикализация в Алжире после восстания против Франции привела к радикальным тенденциям и внутренним проблемам, таким как безработица и нестабильность, которые продолжались и в период президентства Миттерана. Тунис, напротив, выбрал более умеренный подход к французскому влиянию, что способствовало его интеллектуальному развитию и политической организации.Несмотря на сходство кризисных моментов в истории двух стран, Алжир и Тунис реагировали на них по-разному. Системы образования, статус женщин и роль армии были ключевыми факторами, которые определяли будущее каждой страны. Одна стремилась к демократии и улучшению качества жизни, в то время как другая столкнулась с репрессиями и экстремизмом, застряв в трудном выборе между демократией и насилием.Подводя итоги дипломной работы отмечено, что из опыта сотрудничества постколониальных Туниса и Алжира с Францией в годы президенства Франсуа Миттерана, можно извлечь, по крайней мере, три урока. Первый урок, заключается в том, что Алжир и особенно Тунис инвестировали значительные средства в образование и здравоохранение. Второй урок заключается в том, что реформы социальной политики могут существенно способствовать экономическим реформам. Как отмечалось в работе, социальная политика Алжира и Туниса были довольно прогрессивными и внесли значительный вклад в улучшение исходных условий, особенно в том, что касается благосостояния. Третий урок касается роли политической стабильности. Важно отметить, что Алжир и Тунис не очень сильны с точки зрения демократических институтов, но в целом политически стабильны. В некоторой степени эта стабильность повысила восприятие доверия к правительству и его приверженности делу и облегчила координацию, что, в свою очередь, помогло провести необходимые реформы при, как правило, незначительной конфронтации. Путь развития Алжира и Туниса может послужить полезным уроком для постколониальных стран, при условии, что в странах есть макроэкономическая и политическая стабильность, относительно хорошее управление и политическая воля к сокращению неравенства и укреплению человеческого капитала.Список литературыИсточники:Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947) от 30 октября 1947 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.thecairoreview.com/essays/the-paradox-of-arab-france/ (дата обращения 24.02.2024)Евросредиземноморское соглашение об ассоциации между ЕС и Тунисом 1995 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://eulaw.edu.ru/spisok-dokumentov-po-pravu-evropejskogo-soyuza/evrosredizemnomorskoe-soglashenie-ob-assotsiatsii-mezhdu-es-i-tunisom-1995-g/ (дата обращения 24.02.2024)110 propositionspourlaFranceparFrançoisMitterrand [Электронныйресурс] – Режимдоступа: https://www.mitterrand.org/110-propositions-pour-la-france.html (датаобращения 06.01.2023)Algeria and the Geneva Conventions: Crossroads in history [Электронныйресурс] – Режимдоступа: https://blogs.icrc.org/law-and-policy/2017/01/31/algeria-geneva-conventions-crossroads-history/ (датаобращения 22.01.2024)Barcelona declaration adopted at the Euro-Mediterranean Conference - 27-28/11/95[Электронныйресурс] – Режимдоступа: https://eeas.europa.eu/archives/docs/euromed/docs/bd_en.pdf (датаобращения 11.02.2024)FirstLomé Convention (1975) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://edit.wti.org/document/show/b5abf2cc-5d75-4890-a4ca-1d21135400e5?textBlockId=52bff6f4-29ca-444e-8e3e-1e62d0ff885b&page=5 (дата обращения 11.02.2024)Freedom of Communication Act No. 86-1067 of 30 September 1986 [Электронныйресурс] – Режимдоступа: http://fra.europa.eu/en/law-reference/freedom-communication-act-no-86-1067-30-september-1986 (датаобращения 11.02.2024)ICRC action during the Algerian War of Independence (1954-1962) [Электронныйресурс] – Режимдоступа: https://blogs.icrc.org/cross-files/icrc-action-during-the-algerian-war-br-of-independence-1954-1962/ (датаобращения 22.01.2024)NationalCharterofAlgeria 1975 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pcwcr.princeton.edu/reports/algeria1976.html (дата обращения 11.02.2024)OujdaTreatyofAugust 13, 1984 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www5.austlii.edu.au/au/journals/AUIntLawNews/1985/11.pdf (дата обращения 11.02.2024)Refugeesandstatelesspersons 319 (IV) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.unhcr.org/publications/refugees-and-stateless-persons (дата обращения 22.01.2024)Statute of the Office of the United Nations High Commissioner for Refugees, A/RES/428(V) [Электронныйресурс] – Режимдоступа: https://www.refworld.org/docid/3b00f0715c.html (датаобращения 22.01.2024)The 1951 Refugee Convention, supplemented by 1967 Protocol [Электронныйресурс] – Режимдоступа: https://www.unhcr.org/media/convention-and-protocol-relating-status-refugees (датаобращения 22.01.2024)The Constantine Plan for Algeria: Opening New Frontiers in Development [Электронныйресурс] – Режимдоступа: https://books.google.am/books?id=NAkEyQEACAAJ&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false (датаобращения 22.01.2024)The Geneva Conventions of 1949 and their Additional Protocols [Электронныйресурс] – Режимдоступа: https://ihl-databases.icrc.org/en/ihl-treaties/gci-1949 (датаобращения 22.01.2024)ЛитератураАфоньшина А.И. Развитие политики Франции на Ближнем Востоке и в Южном Средиземноморье: опыт президента Ш. Де Голля и президентов-неоголлистов / А.И. Афоньшина, А.А. Корнилов // Вестник ННГУ. – 2018. – №5. – С. 9-16. Гульнур И.С. Особенность правовых систем государств Ближнего Востока в постколониальный период / И.С. Гульнур // Государственная служба и кадры. – 2023. – №5. – С. 38-43.Жерлицына Н.А. Идеологические основы французской колониальной политики в странах Магриба в XIX - Первой половине XX вв. / Н.А. Жерлицына // Общество: философия, история, культура. – 2020. – №4 (72). – С. 61-64.Канинская Г.Н. Две войны в зеркале французской истории / Г.Н. Канинская // ЛиТ. Исторический альманах. – 2014. – №6. – С. 366-399.Канинская Г.Н. Французское общество и алжирская война (1954-1962 гг. ) / Г.Н. Канинская // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. – 2014. – №13 (135). – С. 157-175.Лобашёва А.А. Влияние исламизма на отношения между Алжиром и сша на рубеже ХХ и ХХ1 веков / А.А. Лобашёва // Вестн. Перм. ун-та. Сер. История. – 2015. – №2 (29). – С. 188-194.Лобашева А.А. Двойное измерение французской дипломатии в отношении Алжира в конце ХХ века / А.А. Лобашева // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. – 2015. – №1. – С. 74-78. Мирошников А.В. Колониальная политика европейских государств в Африке в XIX в / А. В. Мирошников // Вестник Луганского государственного университета имени Владимира Даля. – 2022. – № 4(58). – С. 214-219. Прусская Е.А. Проекты колонизации Алжира в период французской оккупации (1830-1834 годы) / Е. А. Прусская // Новая и новейшая история. – 2021. – № 6. – С. 31-43.Степанян В.В. История франко-алжирских отношений: от колонии до суверенитета / В. В. Степанян, А. Ю. Цветаева // Наука и современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. – 2022. – С. 319-321. Стрелец М.В. Франсуа Миттеран: штрихи к портрету / М.В. Стрелец // Вестник НВГУ. – 2016. – №3. – С. 77-80.Филиппов В.Р. Африканская политика Франсуа Миттерана / В.Р. Филиппов // Мировая политика. – 2017. – №1. – С. 81-94.Чучук Я.Н. Голлизм без де Голля / Я.Н. Чучук // Высокие технологии и инновации в науке. – 2019. – С. 56-60. Шмелёв Д.В. Народно-республиканское движение и война в Алжире / Д.В. Шмелёв // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарныеисоциальныенауки. – 2010. – №4. – С. 26-31.Aghrout A., Keiger J. Algeria in Transition Reforms and Development Prospects [Электронныйресурс] – Режимдоступа: https://staffnew.uny.ac.id/upload/131862252/pendidikan/[Redha._M_Bougherira,_Ahmed_Aghrout]_Algeria_in_Tr(BookFi).pdf (датаобращения 24.02.2024)Bakail M. The role of Algeria and its diplomacy in the liberation of Africa 1962-1978 // DirassatIfrquiaa. – 2018. – Р. 1-24.Baliamoune-Lutz M. Tunisia's development experience: A success story? // WIDER Research Paper [Электронныйресурс] – Режимдоступа: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/45097/1/601812603.pdf (датаобращения 24.02.2024)Barrett R. Tunisia, Algeria, and Morocco: Change, Instability, and Continuity in the Maghreb. – Florida: The JSOU Press, 2017. – 128 p.Bechri M.Z., Naccache S. The Political Economy of Development Policy in Tunisia // Contributions to Economic Analysis [Электронныйресурс] – Режимдоступа: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0573855506780105 (датаобращения 24.02.2024)Birch J. The Many Lives of François Mitterrand [Электронныйресурс] – Режимдоступа: https://jacobin.com/2015/08/francois-mitterrand-socialist-party-common-program-communist-pcf-1981-elections-austerity/ (датаобращения 24.02.2024)Brown H. French Colonialism in Algeria: War, Legacy, and Memory // Honors Theses, 2018. – 104 р.Bussière E., Dumoulin M., Willaert E. The Bank of the European Union The EIB, 1958-2008 // European Investment Bank [Электронныйресурс] – Режимдоступа: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0573855506780105 (датаобращения 24.02.2024)Calvet R. Thwarting the Other: A critical approach to the French historiography of Colonial Algeria // Undergraduate Senior Thesis Department of History Columbia University, 2017. – 67 p.Chaichian M.A. Gendered identity formation in post-colonial France: the case of French Muslims of Maghrebi origins with a focus on Algeria // Culture and Religion. – 2019. – P. 272-301.Chomiak L.Tunisia The Colonial Legacy and Transitional Justice // CSVR. – 2017. – P. 1-24.Cohen M. Post-colonial Algerian immigration: Putting down roots in the face of exclusion // Le Mouvement Social. – 2017. – 258(1). – P. 29-48.De Souza I. The Path to Democracy; Comparing Tunisia and Algeria [Электронныйресурс] – Режимдоступа: https://apps.dtic.mil/sti/tr/pdf/AD1029770.pdf (датаобращения 24.02.2024)Degang S.,Zoubir Y. Sentry Box in the Backyard: Analysis of French Military Bases in Africa // Journal of Middle Eastern and Islamic Studies (in Asia) [Электронныйресурс] – Режимдоступа: https://mideast.shisu.edu.cn/_upload/article/dc/a8/516b324541b397b494938cdfd3f4/6fe63c15-7518-4a14-815b-2ac6369b665b.pdf (датаобращения 24.02.2024)Johnson T.S. The French Revolution in the French-Algerian (1954-1962): Historical Analogy and the Limits of French Historical Reason // A dissertation submitted to the Graduate Faculty in History in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy, The City University of New York, 2016. – 300 p.Knapp A., Wright V. The Government and Politics of France [Электронныйресурс] – Режимдоступа: http://www.untag-smd.ac.id/files/Perpustakaan_Digital_2/POLITICS%20AND%20GOVERNMENT%20The%20Government%20and%20Politics%20of%20France.pdf (датаобращения 11.02.2024)Laframboise N., Alonso-Gamo P., Feler A., Bazzoni S., Nashashibi K.A.. Horvitz S.B. The Setting of Economic Reform [Электронныйресурс] – Режимдоступа: https://www.elibrary.imf.org/display/book/9781557756916/ch02.xml (датаобращения 24.02.2024)Laframboise N., Alonso-Gamo P., Feler A., Bazzoni S., Nashashibi K.A.. Horvitz S.B. Achievements and Future Challenges [Электронныйресурс] – Режимдоступа: https://www.elibrary.imf.org/display/book/9781557756916/ch08.xml (датаобращения 24.02.2024)Lovelace A. When Global Governance Wins: The Role of the United Nations in Decolonization // Merced Undergraduate Research Journal. – 2015. – Р. 1-9.Mallard G. Decolonization and Sovereign Debt Obligations in International Public Law // Oxford Scholarship Online. – 2021. – Р. 1-24.Martins V. Towards a Europeanisation of French Mediterranean Politics? // L'Europeen Formation. – 2013. – 368. – P. 223-240.MetzH.C. Algeriaacountrystudy [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://tile.loc.gov/storage-services/master/frd/frdcstdy/al/algeriacountryst00metz_0/algeriacountryst00metz_0.pdf (дата обращения 24.02.2024)Mohamed Z., Abdellaoui O., Amara N.B. Determinants of the Algerian Economy: Autoregressive Distributed Lag Approach // International Journal of Economics and Financial Issues. – 2018. – 8(5). – P. 7-10.Natter K. Fifty years of Maghreb emigration How states shaped Algerian, Moroccan and Tunisian emigration // DEMIG. – 2014. – P. 1-38.Naylor P.C. France and Algeria A History of Decolonization and Transformation[Электронныйресурс] – Режимдоступа: https://www.sahistory.org.za/sites/default/files/archive-files/phillip_c._naylor_france_and_algeria_a_history_book4me.org_copy.pdf (датаобращения 11.02.2024)Pacquement F. How Development Assistance from France and the United Kingdom Has Evolved: Fifty Years on from Decolonisation [Электронныйресурс] – Режимдоступа: https://journals.openedition.org/poldev/137?lang=es (датаобращения 24.02.2024)Pearson J.L. Defending Empire at the United Nations: The Politics of International Colonial Oversight in the Era of Decolonisation // The Journal of Imperial and Commonwealth History. – 2017. – Р. 525-549.Smith A., Jeppesen C. Britain, France and the Decolonization of Africa. - London, UCL Press, 2017. – 257 р.Tamburini F. Who Controls the Past Controls the Future: How Algeria Manipulated History and Legitimated Power Using its Constitutional Charters and Legislation // Journal of Asian and African Studies. – 2022. – 57(2). – P. 226-246.Tanriverdi N. Background of the Tunisian Revolution [Электронныйресурс] – Режимдоступа: https://alternatifpolitika.com/eng/makale/background-of-the-tunisian-revolution (датаобращения 11.02.2024)Yasmine H. The United Nations leadership role in solving the Western Sahara conflict: progress or delays for peace? // Journal of Liberty and International Affairs. – 2018. – Р. 1-17.Интернет-источникиBeyond Islamophobia: France’s policies toward the Arab world [Электронныйресурс] – Режимдоступа: https://www.iris-france.org/153125-beyond-islamophobia-frances-policies-toward-the-arab-world/ (датаобращения 11.02.2024)French Foreign Policy and Tunisia: Do Human Rights Matter [Электронныйресурс] – Режимдоступа: https://mepc.org/journal/french-foreign-policy-and-tunisia-do-human-rights-matter-0 (датаобращения 11.02.2024)TheParadoxofArabFrance [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.thecairoreview.com/essays/the-paradox-of-arab-france/ (дата обращения 11.02.2024)
Источники:
1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947) от 30 октября 1947 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.thecairoreview.com/essays/the-paradox-of-arab-france/ (дата обращения 24.02.2024)
2. Евросредиземноморское соглашение об ассоциации между ЕС и Тунисом 1995 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://eulaw.edu.ru/spisok-dokumentov-po-pravu-evropejskogo-soyuza/evrosredizemnomorskoe-soglashenie-ob-assotsiatsii-mezhdu-es-i-tunisom-1995-g/ (дата обращения 24.02.2024)
3. 110 propositions pour la France par François Mitterrand [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.mitterrand.org/110-propositions-pour-la-france.html (дата обращения 06.01.2023)
4. Algeria and the Geneva Conventions: Crossroads in history [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://blogs.icrc.org/law-and-policy/2017/01/31/algeria-geneva-conventions-crossroads-history/ (дата обращения 22.01.2024)
5. Barcelona declaration adopted at the Euro-Mediterranean Conference - 27-28/11/95 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://eeas.europa.eu/archives/docs/euromed/docs/bd_en.pdf (дата обращения 11.02.2024)
6. First Lomé Convention (1975) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://edit.wti.org/document/show/b5abf2cc-5d75-4890-a4ca-1d21135400e5?textBlockId=52bff6f4-29ca-444e-8e3e-1e62d0ff885b&page=5 (дата обращения 11.02.2024)
7. Freedom of Communication Act No. 86-1067 of 30 September 1986 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fra.europa.eu/en/law-reference/freedom-communication-act-no-86-1067-30-september-1986 (дата обращения 11.02.2024)
8. ICRC action during the Algerian War of Independence (1954-1962) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://blogs.icrc.org/cross-files/icrc-action-during-the-algerian-war-br-of-independence-1954-1962/ (дата обращения 22.01.2024)
9. National Charter of Algeria 1975 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pcwcr.princeton.edu/reports/algeria1976.html (дата обращения 11.02.2024)
10. Oujda Treaty of August 13, 1984 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www5.austlii.edu.au/au/journals/AUIntLawNews/1985/11.pdf (дата обращения 11.02.2024)
11. Refugees and stateless persons 319 (IV) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.unhcr.org/publications/refugees-and-stateless-persons (дата обращения 22.01.2024)
12. Statute of the Office of the United Nations High Commissioner for Refugees, A/RES/428(V) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.refworld.org/docid/3b00f0715c.html (дата обращения 22.01.2024)
13. The 1951 Refugee Convention, supplemented by 1967 Protocol [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.unhcr.org/media/convention-and-protocol-relating-status-refugees (дата обращения 22.01.2024)
14. The Constantine Plan for Algeria: Opening New Frontiers in Development [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://books.google.am/books?id=NAkEyQEACAAJ&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false (дата обращения 22.01.2024)
15. The Geneva Conventions of 1949 and their Additional Protocols [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ihl-databases.icrc.org/en/ihl-treaties/gci-1949 (дата обращения 22.01.2024)
Литература
16. Афоньшина А.И. Развитие политики Франции на Ближнем Востоке и в Южном Средиземноморье: опыт президента Ш. Де Голля и президентов-неоголлистов / А.И. Афоньшина, А.А. Корнилов // Вестник ННГУ. – 2018. – №5. – С. 9-16.
17. Гульнур И.С. Особенность правовых систем государств Ближнего Востока в постколониальный период / И.С. Гульнур // Государственная служба и кадры. – 2023. – №5. – С. 38-43.
18. Жерлицына Н.А. Идеологические основы французской колониальной политики в странах Магриба в XIX - Первой половине XX вв. / Н.А. Жерлицына // Общество: философия, история, культура. – 2020. – №4 (72). – С. 61-64.
19. Канинская Г.Н. Две войны в зеркале французской истории / Г.Н. Канинская // ЛиТ. Исторический альманах. – 2014. – №6. – С. 366-399.
20. Канинская Г.Н. Французское общество и алжирская война (1954-1962 гг. ) / Г.Н. Канинская // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. – 2014. – №13 (135). – С. 157-175.
21. Лобашёва А.А. Влияние исламизма на отношения между Алжиром и сша на рубеже ХХ и ХХ1 веков / А.А. Лобашёва // Вестн. Перм. ун-та. Сер. История. – 2015. – №2 (29). – С. 188-194.
22. Лобашева А.А. Двойное измерение французской дипломатии в отношении Алжира в конце ХХ века / А.А. Лобашева // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. – 2015. – №1. – С. 74-78.
23. Мирошников А.В. Колониальная политика европейских государств в Африке в XIX в / А. В. Мирошников // Вестник Луганского государственного университета имени Владимира Даля. – 2022. – № 4(58). – С. 214-219.
24. Прусская Е.А. Проекты колонизации Алжира в период французской оккупации (1830-1834 годы) / Е. А. Прусская // Новая и новейшая история. – 2021. – № 6. – С. 31-43.
25. Степанян В.В. История франко-алжирских отношений: от колонии до суверенитета / В. В. Степанян, А. Ю. Цветаева // Наука и современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. – 2022. – С. 319-321.
26. Стрелец М.В. Франсуа Миттеран: штрихи к портрету / М.В. Стрелец // Вестник НВГУ. – 2016. – №3. – С. 77-80.
27. Филиппов В.Р. Африканская политика Франсуа Миттерана / В.Р. Филиппов // Мировая политика. – 2017. – №1. – С. 81-94.
28. Чучук Я.Н. Голлизм без де Голля / Я.Н. Чучук // Высокие технологии и инновации в науке. – 2019. – С. 56-60.
29. Шмелёв Д.В. Народно-республиканское движение и война в Алжире / Д.В. Шмелёв // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2010. – №4. – С. 26-31.
30. Aghrout A., Keiger J. Algeria in Transition Reforms and Development Prospects [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://staffnew.uny.ac.id/upload/131862252/pendidikan/[Redha._M_Bougherira,_Ahmed_Aghrout]_Algeria_in_Tr(BookFi).pdf (дата обращения 24.02.2024)
31. Bakail M. The role of Algeria and its diplomacy in the liberation of Africa 1962-1978 // Dirassat Ifrquiaa. – 2018. – Р. 1-24.
32. Baliamoune-Lutz M. Tunisia's development experience: A success story? // WIDER Research Paper [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/45097/1/601812603.pdf (дата обращения 24.02.2024)
33. Barrett R. Tunisia, Algeria, and Morocco: Change, Instability, and Continuity in the Maghreb. – Florida: The JSOU Press, 2017. – 128 p.
34. Bechri M.Z., Naccache S. The Political Economy of Development Policy in Tunisia // Contributions to Economic Analysis [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0573855506780105 (дата обращения 24.02.2024)
35. Birch J. The Many Lives of François Mitterrand [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jacobin.com/2015/08/francois-mitterrand-socialist-party-common-program-communist-pcf-1981-elections-austerity/ (дата обращения 24.02.2024)
36. Brown H. French Colonialism in Algeria: War, Legacy, and Memory // Honors Theses, 2018. – 104 р.
37. Bussière E., Dumoulin M., Willaert E. The Bank of the European Union The EIB, 1958-2008 // European Investment Bank [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0573855506780105 (дата обращения 24.02.2024)
38. Calvet R. Thwarting the Other: A critical approach to the French historiography of Colonial Algeria // Undergraduate Senior Thesis Department of History Columbia University, 2017. – 67 p.
39. Chaichian M.A. Gendered identity formation in post-colonial France: the case of French Muslims of Maghrebi origins with a focus on Algeria // Culture and Religion. – 2019. – P. 272-301.
40. Chomiak L. Tunisia The Colonial Legacy and Transitional Justice // CSVR. – 2017. – P. 1-24.
41. Cohen M. Post-colonial Algerian immigration: Putting down roots in the face of exclusion // Le Mouvement Social. – 2017. – 258(1). – P. 29-48.
42. De Souza I. The Path to Democracy; Comparing Tunisia and Algeria [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://apps.dtic.mil/sti/tr/pdf/AD1029770.pdf (дата обращения 24.02.2024)
43. Degang S., Zoubir Y. Sentry Box in the Backyard: Analysis of French Military Bases in Africa // Journal of Middle Eastern and Islamic Studies (in Asia) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mideast.shisu.edu.cn/_upload/article/dc/a8/516b324541b397b494938cdfd3f4/6fe63c15-7518-4a14-815b-2ac6369b665b.pdf (дата обращения 24.02.2024)
44. Johnson T.S. The French Revolution in the French-Algerian (1954-1962): Historical Analogy and the Limits of French Historical Reason // A dissertation submitted to the Graduate Faculty in History in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy, The City University of New York, 2016. – 300 p.
45. Knapp A., Wright V. The Government and Politics of France [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.untag-smd.ac.id/files/Perpustakaan_Digital_2/POLITICS%20AND%20GOVERNMENT%20The%20Government%20and%20Politics%20of%20France.pdf (дата обращения 11.02.2024)
46. Laframboise N., Alonso-Gamo P., Feler A., Bazzoni S., Nashashibi K.A.. Horvitz S.B. The Setting of Economic Reform [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.imf.org/display/book/9781557756916/ch02.xml (дата обращения 24.02.2024)
47. Laframboise N., Alonso-Gamo P., Feler A., Bazzoni S., Nashashibi K.A.. Horvitz S.B. Achievements and Future Challenges [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.imf.org/display/book/9781557756916/ch08.xml (дата обращения 24.02.2024)
48. Lovelace A. When Global Governance Wins: The Role of the United Nations in Decolonization // Merced Undergraduate Research Journal. – 2015. – Р. 1-9.
49. Mallard G. Decolonization and Sovereign Debt Obligations in International Public Law // Oxford Scholarship Online. – 2021. – Р. 1-24.
50. Martins V. Towards a Europeanisation of French Mediterranean Politics? // L'Europe en Formation. – 2013. – 368. – P. 223-240.
51. Metz H.C. Algeriaa country study [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://tile.loc.gov/storage-services/master/frd/frdcstdy/al/algeriacountryst00metz_0/algeriacountryst00metz_0.pdf (дата обращения 24.02.2024)
52. Mohamed Z., Abdellaoui O., Amara N.B. Determinants of the Algerian Economy: Autoregressive Distributed Lag Approach // International Journal of Economics and Financial Issues. – 2018. – 8(5). – P. 7-10.
53. Natter K. Fifty years of Maghreb emigration How states shaped Algerian, Moroccan and Tunisian emigration // DEMIG. – 2014. – P. 1-38.
54. Naylor P.C. France and Algeria A History of Decolonization and Transformation [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.sahistory.org.za/sites/default/files/archive-files/phillip_c._naylor_france_and_algeria_a_history_book4me.org_copy.pdf (дата обращения 11.02.2024)
55. Pacquement F. How Development Assistance from France and the United Kingdom Has Evolved: Fifty Years on from Decolonisation [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://journals.openedition.org/poldev/137?lang=es (дата обращения 24.02.2024)
56. Pearson J.L. Defending Empire at the United Nations: The Politics of International Colonial Oversight in the Era of Decolonisation // The Journal of Imperial and Commonwealth History. – 2017. – Р. 525-549.
57. Smith A., Jeppesen C. Britain, France and the Decolonization of Africa. - London, UCL Press, 2017. – 257 р.
58. Tamburini F. Who Controls the Past Controls the Future: How Algeria Manipulated History and Legitimated Power Using its Constitutional Charters and Legislation // Journal of Asian and African Studies. – 2022. – 57(2). – P. 226-246.
59. Tanriverdi N. Background of the Tunisian Revolution [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://alternatifpolitika.com/eng/makale/background-of-the-tunisian-revolution (дата обращения 11.02.2024)
60. Yasmine H. The United Nations leadership role in solving the Western Sahara conflict: progress or delays for peace? // Journal of Liberty and International Affairs. – 2018. – Р. 1-17.
Интернет-источники
61. Beyond Islamophobia: France’s policies toward the Arab world [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.iris-france.org/153125-beyond-islamophobia-frances-policies-toward-the-arab-world/ (дата обращения 11.02.2024)
62. French Foreign Policy and Tunisia: Do Human Rights Matter [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mepc.org/journal/french-foreign-policy-and-tunisia-do-human-rights-matter-0 (дата обращения 11.02.2024)
63. The Paradox of Arab France [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.thecairoreview.com/essays/the-paradox-of-arab-france/ (дата обращения 11.02.2024)