Коррекция понимания и употребления предлогов слабовидящими детьми с общим недоразвитием речи
Заказать уникальную дипломную работу- 77 77 страниц
- 84 + 84 источника
- Добавлена 01.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ПОНИМАНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ СЛАБОВИДЯЩИМИ ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. 9
1.1. Развитие понимания и употребления предлогов детьми дошкольного и младшего школьного возраста при нормальном онтогенезе. 9
1.2. Особенности развития понимания и употребления предлогов слабовидящими детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. 14
1.3. Анализ методик диагностики уровня развития понимания и употребления предлогов слабовидящими детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. 19
1.4. Анализ методик коррекции понимания и употребления предлогов слабовидящими детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. 21
1.5. Приемы и методы работы с слабовидящими детьми младшего школьного возраста для повышения эффективности коррекции понимания и употребления предлогов 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОНИМАНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ СЛАБОВИДЯЩИМИ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 32
2.1. Изучение уровня развития понимания и употребления предлогов слабовидящими детьми младшего школьного с общим недоразвитием речи. 32
2.2. Этапы логопедической работы по коррекции понимания и употребления предлогов слабовидящими детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. 43
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы на контрольном этапе исследования. 49
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
2. Результаты исследование обучение детей школьного возраста рассказываниюВ процессе выполнения второго блока заданий, у многих детей прослеживался низкий уровень. Трудности возникали даже на самых простых заданиях. На низком уровне оказалось 6 школьников. На высоком уровне 3. Дети ошибочно определяли слово или отказывались от выполнения, непонимания содержание инструкции. Четвертое задание предполагало воспроизведение слогов, состоящих из сходных по акустико-артикуляционным признакам звуков. Дети не справились с данным заданием, все школьники получили 0 баллов. Качественный и количественный анализ результатов исследование фонематического анализа и синтеза у детей старшего школьного возраста:высокий уровень у 3 детей (30%);средний уровень у 2 детей (15%);низкий уровень у 7 детей (55%).Заключительный этап исследования был направлен на исследование «Понимание и употребление предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов». С заданием «придумай предлог с использованием буквы С» справились практически все дети, с заданием придумать слово из 3 букв, 4 букв, справились половина группы, част детей отказались от выполнения задания. У детей с общим нарушениями отмечены неточности воспроизведения свистящих, шипящих звуков, соноров и аффрикат. Школьники заменяют их на более простые по звуки, искажают или пропускают. Результаты исследование «Понимание и употребление предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов» отражены в таблице 8 и на рисунке 3.Результаты исследование «Понимание и употребление предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов»№ИсследуемыеБаллы за выполнение заданияОбщий баллУровень развития1231Андрей А.1113Высокий 2Паша Б.0112Средний 3Марк Г.1113Высокий4Лев Д.0000Низкий 5Всеволод Р.0000Низкий 6Наташа О.1001Низкий 7Ксюша Э.1012Средний 8Кристина М.0000Низкий9Таня В.1113Высокий10Рая Р.1113Высокий11Женя Т.1102Средний 12Дима В.1102Средний 13Гена Ж.1113Высокий 14Илья П.1113Высокий 15Сережа В. 1113Высокий 16Даша У.1102Средний 17Лида Х.1102Средний 18Дина Ф.1102Средний 19Диана З. 1102Средний 20Катя Г. 1113Высокий Исходя из таблицы 8 видно, что большинство детей не справились с заданиями 3 блока. Можем отметить, что у детей, участвующих в эксперименте, неточности исследование «Понимание и употребление предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов» носят вторичный характер из-за несформированности двигательных кинестезий (не дифференцировали сходные по артикуляции звуки речи).Рис. 3. Результаты выполнения исследование «Понимание и употребление предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов»Качественный и количественный анализ результатов исследования умения различать звуки позволил определить уровни развития восприятия у детей с общими нарушениями речи:высокий уровень у 4 детей (35%);средний уровень у 4 детей (35 %);низкий уровень у 4 детей (30 %).Таким образом, исследование фонематических процессов у школьников с общими нарушениями речи выявило значительные сложности правильного воспроизведения звуков раннего и позднего онтогенеза. У детей в речи отмечаются множественные неточности (замены, искажения, пропуски), что значительно осложняет процесс развития речи. Качественный и количественный анализ результатов исследования позволил определить уровни развития звукопроизношения с тяжелыми нарушениями речи:высокий уровень у 4 детей (35%);средний уровень у 4 детей (35 %);низкий уровень у 4 детей (30 %).С целью сопоставления результатов исследования уровни развития понимания и употребления предлогов слабовидящими детьми с общим недоразвитием речи были обобщены в таблице 9 и на рисунке 4. Таблица 9. Сравнительная таблица уровней развития понимания и употребления предлогов слабовидящими детьми с общим недоразвитием речи№ИсследуемыеУровни развития по каждой пробеИсследование заучивание четверостиший, пальчиковые игры направленные на тактильное восприятиеИсследование обучение детей школьного возраста рассказываниюИсследование «Понимание и употребление предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов»1Андрей А.ВысокийСредний Высокий 2Паша Б.ВысокийНизкий Средний 3Марк Г.Низкий НизкийВысокий4Лев Д.НизкийНизкийНизкий 5Всеволод Р.СреднийНизкийНизкий 6Наташа О.ВысокийСредний Низкий 7Ксюша Э.ВысокийВысокийСредний 8Кристина М.НизкийНизкийНизкий9Таня В.ВысокийНизкийВысокий10Рая Р.СреднийВысокийВысокий11Женя Т.СреднийНизкийСредний 12Дима В.ВысокийСреднийСредний 13Гена Ж.СреднийНизкийВысокий 14Илья П.СреднийНизкийВысокий 15Сережа В. СреднийНизкийВысокий 16Даша У.СреднийСредний Средний 17Лида Х.НизкийНизкийСредний 18Дина Ф.СреднийСреднийСредний 19Диана З. СреднийСреднийСредний 20Катя Г. СреднийВысокийВысокий . Рис. 4. Результаты выполнения экспериментальных заданий детьми Данные таблице 9 показывают, что Всеволод, Женя, Лида, имеют низко-средний уровень развития понимания и употребления предлогов слабовидящими детьми с общим недоразвитием речи. Становление речи процессов у данной группы детей опережает формирование умения слышать и различать фонемы, что отрицательно сказывается на становлении произношения звуков. Мальчики выполняли диагностические задания в умеренном темпе, на некоторые задания требовалось больше времени или вспомогательные материалы, карточки. У них отмечен низко - средний уровень, однако понимание и употребления предлогов слабовидящими детьми с общим недоразвитием речи находится на низком уровне, что говорит о длительности формирования правильной речи детей.Наташа, Ксюша, Таня, Гена, Дима, показали средний уровень развития понимания и употребления предлогов слабовидящими детьми с общим недоразвитием речи. Дети, несмотря на способности, имеют серьезные нарушения речи и понимания слов, оперирование образным мышлением, у них отмечаются множественные неточности произношения, иногда произвольно меняют местами буквы в слове, произносят «стол – сотл», что также связано с несформированностью акустических процессов. Результаты исследования развития понимания и употребления предлогов слабовидящими детьми с общим недоразвитием речи показали средний и высокий уровень у всех детей. Однако стоит отметить, что в процессе исследования развития понимания и употребления предлогов слабовидящими детьми с общим недоразвитием речи, показатели были не однотипные, крайне сложно выделить эффективность упражнений. Анализ развития понимания и употребления предлогов слабовидящими детьми с общим недоразвитием речи имел в большей степени низкие показатели. Эти данные свидетельствуют о том, что становление речевых процессов у детей с нарушениями речи обусловлено развитием развития понимания и употребления предлогов слабовидящими детьми в педагогической деятельности.ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2В ходе реализации исследования мы проанализировали теоретические основы проблемы уровня развития понимания и употребления предлогов слабовидящими детьми младшего школьного с общим недоразвитием речи. Раскрыли особенности обучения детей младшего школьного возраста на основе психолого-педагогической литературы. Изучили работы психологов, методистов, педагогов и специалистов в изучении проблемы уровня развития понимания и употребления предлогов слабовидящими детьми младшего школьного с общим недоразвитием речи. На этапе изучения уровня развития понимания и употребления предлогов слабовидящими детьми младшего школьного с общим недоразвитием речи. Мы выявили, что дети слабо видящие или с тяжелыми нарушениями здоровья или психики, так же развиваются и познают мир, как и здоровые дети, только более не стандартными образами. Дети с ограниченными возможностями или отклонениями от нормы развития познают мир иначе, у них более развитые органы слуха, ни ориентируются на тактильные ощущения.При анализе коррекционно – педагогической работы по развитию понимания и употребления предлогов слабовидящими детьми младшего школьного с общим недоразвитием речи, мы вывели перечень, в котором подробно описали условия активного педагогического продвижения в образовательной школьной программе. В условии активного педагогического воздействия, дети с ограниченными возможностями лишены все стороннего развития и восприятия пространства. В условии оптимального потока информации. Поскольку дети с ограниченными возможностями склонны к переутомлению, регламент образовательной деятельности должен составлять не более 30 – 45 минут. В психолого – эмоциональных условиях групповой деятельности дети с нарушениями здоровья или психики испытывают страх, так как не понимают и не имеют четкого представления происходящего вокруг.Проведения диагностического исследования выявило необходимость разработки коррекционной программы по повышению уровня развития понимания и употребления предлогов слабовидящими детьми младшего школьного с общим недоразвитием речи. Ребенок с ограниченными возможностями учится воспринимать окружающую среду при помощи касания, слуха, вкусовых рецепторов, тактильных ощущения и указаний взрослых при выполнении действий. Не стоит забывать, что у детское восприятие во многих областях существенно сокращается деятельность и возможность. Ограничения проявляются по-разному и также зависят от степени и характера различному типу отклонению в развитии. Первыми трудностями ребенка с ограниченными возможностями проявляются в младенчестве, когда в силу состояния здоровья, ребенок ориентируется на звуки, мелодии, громкость происходящего вокруг.Следует отметить, что игровая деятельность может и негативно влиять на организации групповой работы детей младшего школьного возраста на уроках в инклюзивном классе, поскольку игра – сюжет например, требует визуального представления предметов и описания. Большинство детей с имеют не верные представления о форме, цвете и т.д. описываемого предмета. Так же многие дети испытывают трудности в артикуляционных упражнениях и в использовании мимики и пантомимики. Исследование развития понимания и употребления предлогов слабовидящими детьми с общим недоразвитием речи показали средний и высокий уровень у всех детей. При повторе слов были выявлены множественные неточности воспроизведения звуков (замены, искажения, пропуски). ЗАКЛЮЧЕНИЕДля осуществления логопедической работы в развития понимания и употребления предлогов слабовидящими детьми младшего школьного с общим недоразвитием речи необходима организация диагностической программы, в которую входит сбор анамнестических данных, наблюдение за внешними особенностями состояния артикуляционного аппарата, мимической моторики, социального развития ребенка. В рамках констатирующего этапа эксперимента мы выбрали методики:1) Методика на заучивание четверостиший, пальчиковые игры направленные на тактильное восприятие, авторы В.П. Глухов, М.Н. Смирнова2) Арсеньева М.В. Обучение детей школьного возраста рассказыванию: Пособие для педагогов начальной школы.3) Методика «Понимание и употребление предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов» (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго )Метод математического анализа данных.Анализ коррекционных методик направленных на развития понимания и употребления предлогов слабовидящими детьми младшего школьного с общим недоразвитием речи позволил сделать вывод о том, что авторы методик уделяют особое внимание в процессе формирования образного мышления, логики и самостоятельности ребенка.Мы смогли сформирировать следующие выводы:Из 20 участников принятых в исследования, 2 участников были на низком уровне. Участники не проявляли заинтересованность в проведении образовательной программы, все время отвлекались и всячески старались прервать проведение методики. В моменты, когда удавалось привлечь внимание, самостоятельно не могли одолеть задания и во многом требовали помощи педагога.На среднем уровне проведения методик было 6 испытуемых, из них 3 девочек и 3 мальчиков. Данные участники проявили заинтересованность в проведении методик, когда возникали трудности, обращались за помощью к педагогу, а так же проявили высокий уровень взаимопомощи.На высоком уровне было 4 человек. Дети с интересом участвовали в методиках, выполняли все без исключения задания и упражнения.В период проведения коррекционных методик на выявление уровня развитие наглядно-образного мышления у старших дошкольников с моторной алалией, мы ориентировались на методические рекомендации Е. А Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова.Коррекционные методики были направлены на выявление и решение логопедических проблем. А так же на развития понимания и употребления предлогов слабовидящими детьми младшего школьного с общим недоразвитием речи. Так же коррекционные методики включали в себя ряд коллективных и индивидуальных игр разной сложности и типологии, встречались задания на групповое выполнение, парное, и индивидуальное. В проведении коррекционной программы дети разделялись на 2 команд по 6 человек.На низком уровне результативности коррекционной программы из 20 человек принявших участие в исследовании, было 2 человек. Участники с трудом соглашались на выполнение парных заданий, так же встречались моменты протеста и отказа. Однако в конечном итоге получилось наладить контакт с участниками в проведении методик.На среднем уровне проведения коррекционной программы было 6 человек, в ходе проведения и пояснения заданий участники проявляли сотруднический характер поведения. Активно выбирали понравившийся раздаточный материал, разбивались по парам в целях необходимости выполнения задания. В моменты недопонимания или возникновения конфликтной ситуации, справлялись самостоятельно.На высоком уровне результативно использованных коррекционных методик, оказалось 4 человек. Данные испытуемые проявили отличное взаимодействие в парах, активно отвечали и участвовали во всех этапах проведения методики. Данная коррекционная программаоправдала и достигла в полной мере поставленных целей и задач исследования. Для подведения итогов данной работы невозможно не отметить широкую активность развития социальной сферы в профессиональной деятельности современного педагога. Средства и методы диагностики помогают молодому специалисту избежать неприятных трудовых ситуаций, значительно облегчают проведение и планирование профессиональной деятельности.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАлтынбаева, Е.Г. Формирование предложно-падежных конструкций и преодоление недоразвития психических процессов: пространственного гнозиса и праксиса у старших дошкольников с ОНР [Электронный ресурс] / Е.Г. Алтынбаева // Логопедический портал: [сайт]. Режим доступа: http://logoportal.ru/statya-15319/.html.Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебнометодическое пособие.изд. 2-е. Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. (Сердце отдаю детям)Алабанова В. П., Богданова Л. Г., Венедиктова Л. В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб. : Детство-Пресс, 2001. 238 с.Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М. : Международная педагогическая академия, 1994. 216 с.Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса [Текст] /Т.В. Ахутина. – М.:КД «Либроком», 2012Бенилова, С.Ю., Давидович Л.Р., Руднева О.В. Эмоционально - поведенческие нарушения у детей с расстройствами развития речи // Логопедия сегодня №3(25), 2009Бессонова, Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей [Электронный ресурс] / Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова //Режим доступа:https://doc24693183_437399943?hash=1d7051a082dcd512&dl=555f9 b05e4ba37b880.Брюховских Л. А. Исследование нарушений понимания сложных лексико- грамматических структур языка у младших школьников с дизартрией: учебное пособие; КГПУ им. В. П. Астафьева.- Красноярск, 2008.Бубнов В. Е. Развитие грамматического строя речи в норме и у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольном возрасте \ http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00004498_Васильева, Н. И. Монокулярные и бинокулярные механизмы пространственного восприятия у слабовидящих детей с заболеваниями сетчатки и зрительного нерва/ Н. И. Васильева, С. И. Рычкова, Г. И. Рожкова // Дефектология. – 2010 – № 6 С. 39-48Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. М. : Просвещение, 1987. 159 с.Волосовец Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. -М.: Академия, 2002.Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология: от рождения до школы. СПб. : Питер, 2009. 240 с.Волкова, Л.С., Шаховская, С.Н. Логопедия. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 678 с.Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. СПб.: Детство-Пресс, 2009. 144 с.Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. – М.: АСТ; Астрель, 2010Гаркуша Ю. Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1995. № 1. С. 88-94Герасимова Е. Н. Педагогические основы построения образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада : автореф. дис. на соиск. учен.степ. докт. пед. наук : 13.00.07. М. : РГБ.2003. 339 сГлухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ, 2002Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 сГомзяк О. С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий. М. : ТЦ Сфера, 2007. 96 с.Дмитриева Е. Е., Двуреченская О.Н. Развитие навыков коммуникативного поведения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / / Современные проблемы науки и образования. 2014. - Вып.6. - С. 901. Дмитриева Е. Е., Двуреченская О. Н. Особенности коммуникативного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Современные проблемы науки и образования. 2015.Дмитриева Е. Е., Двуреченская О. Н. Развитие общения взрослых и сверстников у старших дошкольников с общим недоразвитием речи: монография. Нижний Новгород: НГПУ им. Кузьма Минин; 2017.-102Елецкая О. В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи : формирование представлений о пространстве и времени: методическое пособие / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская ; научн. ред. О. В. Защиринская. -СПб. : Речь, 2005Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998Забродина Л. В. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: уч.-метод. пособие / Л. В. Забродина, Е. С. Ренизрук. - М. : АСТ : Астрель :Транзиткнига, 2005Ильякова, Н. Е. Логопедический тренинг по формированию связной речи у детей с ОНР 5-6 лет. От глаголов к предложениям / Н. Е. Ильякова. М.: Гном и Д, 2004 .- 32 С.Кобзарева Л. Г. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения/ Л. Г. Кобзарева, М. П. Резунова, Г. Н. Юшина. - Воронеж: Учитель,2001Козырева О. А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений. М. :Владос, 2016. 119 сКоррекция нарушений речи у старших дошкольников с ОНР : методическое пособие / сост. Е. В. Абраменко, В. С. Васильева. Челябинск : Цицеро, 2015. 139 с. + DVD.Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В., Зорина, С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина – М.: Владос, 2004 – 304 с.Лалаева, Р. И., Венедиктова, Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: учебно-методическое пособие / Р.И. Лалаева, Л. В. Венедиктова – СПб.: СОЮЗ, 2003 – 224 с.Литвинова Г. В. Индивидуальные особенности ребенка с точки зрения межполушарной асимметрии головного мозга / Г. В. Литвинова // логопед - 2007. - №2. - С. 10-15Логопедия: учебник для студентов.дефектол. фак. пед. высшее учебное пособие. учреждения / под ред. Л. С. Волковой. - М .: Гуманитарные науки. Эд. Центр Владос, 2007. - С. 513.Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма / А. Р. Лурия – М.: АПН РСФСР, 1950 – 96 с.Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Г.М. Лямина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.пособие для студ. высш. И сред.пед. учеб. Заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина под редакцией С.М. Мотрохова. – М.: Академия, 1999Мишарина, О.Г. Формирование предложно — падежных конструкций у детей с ОНР старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / О.Г. Мишарина // Социальная сеть работников образования: [сайт]. Режимдоступа:[http://nsportal.ru/detskiysad/logopediya/2016/11/23/formirovanie-predlozhnopadezhnyh-konstruktsiy-u-detey-starshego ]Моисеева, В.А. Работа по формированию словоизменения у детей с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / В.А. Моисеева // Социальная сеть работников образования. Режим доступа: [http://nsportal.ru/detskiysad/logopediya/2017/11/04/formirovanie- slovoizmeneniya-u-doshkolnikov-s-onr ]Моргачева И. Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму через развитие пространственных представлений. Набор инструментов. - Спб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. - 212с.Нескородова С. В. К вопросу коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи в условиях разновозрастной группы // «Проблемы дошкольного образования на современном этапе» Сборник научных статей Выпуск 15, Ульяновск «Качалин Александр Васильевич», 2019. С. 255-257Нескородова С. В. К вопросу коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи в условиях разновозрастной группы // «Дошкольник на современном этапе» Материалы студенческой научнопрактической конференции 1-12 апреля 2019 года. Выпуск XII. Тольятти, 2019. С. 142-147Нескородова С. В. Содержание и организация речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи в условиях разновозрастной группы // «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста: направления, технологии, культурные практики» электронный сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (19 ноября 2019 года), г. Тольятти, 2019. С. 562-568Никулина Г.В.//затруднения дистантного восприятия детей дошкольного возраста с задержкой психического развития //Г.В. Никулина//изд. Жулит. – 2020. – с.48Никулина Г.В.//Мимическое и пантомимическое выражение эмоций у детей //Г.В. Никулина, изд. Мером. – 2019. – с.34Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (4 до 7 лет). СПб. : Детство-Пресс, 2006. 352 сНищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). СПб. : Детство-Пресс, 2013. 624 с.Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. СПб : Детство-Пресс, 2019. 200 с.Основы дошкольной логопедии / Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова и др. - М .: Эксмо, 2015 .- 320 с. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. М. : Издательский центр «Академия», 2002. 200 с.Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ.ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2003Психолого-педагогическая диагностика / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. М., 2003Павлова, Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников / Т. А. Павлова – М.: Школьная пресса, 2004 – 40 с.Парамонова Л. Г. Дисграфия: диагностика, профилактика и коррекция. - Спб .: ДЕТСТВО-ПРЕССА. 2006. - 128 с.Поваляева М.А., Профилактика и коррекция письменных нарушений: качество образования: учебное пособие / М. А. Поваляева. - Ростов Н / Д: Феникс, 2006 .- 158 с.Пронина, И.А. Формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР в игровой деятельности [Электронный ресурс] / И.А. Пронина // Социальная сеть работников образования: [сайт]. Режим доступа: [http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2016/07/22/formirovanie- predlozhnopadezhnykh-konstruktsiy-u-doshkolnikov-s.]Проблемы общей психологии [Электронный ресурс]/ Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова // ФГНУ «Научная педагогическая библиотека имени К.Д. Ушинского» , 2017 ;Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Авторы: Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В., Миронова С. А., Лагутина А. В. Москва. Просвещение 2008.Рудакова, Н.П. Формирование предложно-падежных конструкций в системе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - М.: Владос, 2005. - 188 с.Садовникова И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушением чтения и письма.- М.: АрКТИ, 2005.Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учеб.пособие для высш. учебных заведений / А. В. Семенович. - М. : Академия, 2002Семаго, М. М., Семаго, Н. Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго – М., Аркти, 2005 – 208 с.Семаго, М.Я., Семаго, М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго – М., 2000 – 263 с.Семаго, Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго – М., Айрс-пресс, 2007 – 112 с.Семаго, Н.Я. Пространственные представления в речи. Демонстрационный материал / Н. Я. Семаго – М.: Айрис-пресс, 2006 – 138Семаго, Н.Я. Формирование представлений о схеме тела. Дошкольный младший возраст. Демонстрационный материал / Н. Я. Семаго – М., Айрис- пресс, 2006 – 157 с.Семаго, Н. Я. Формирование пространственно-временных и элементарных математических представлений. Демонстрационный материал/ Н. Я. Семаго – М., Айрис-пресс, 2006 – 112 с.Семаго, Н.Я. Элементарные пространственные представления в речи. Демонстрационный материал / Н. Я. Семаго – М., Айрис-пресс, 2006 – 144Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Ф.А. Сохин // Педагогическая библиотека [сайт]. Режим доступа:[ http://pedlib.ru/Books/1/0265/1_0265-1.shtml.]Тосуниди О. М. Планирование логопедической работы с учащимися 1-2 классов , имеющими Нерезко выраженное общее недоразвитие речи- 4 уровня\\ Школьный логопед № 6, 2007.Ушакова О. С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации (по ФГОС), дополненное. М. : ТЦ Сфера, 2015. 272 с.Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, методические рекомендации, мониторинг. М. : ТЦ Сфера, 2015. 288 с.Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей : пособие по диагностике речевых нарушений. М. :Аркти, 2003. 87 с.Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2000. 314 с.Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». М. : Просвещение, 1989. 223 с., ил.Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития у детей // компенсаторные программы дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи. - М .: Образование, 2008 .- 272 с.Формирование предложно-падежных конструкций в системе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольново возраста с нарушениями речи; - коррекционная педагогика (логопедия).Москва 2005Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов.- М.: АРКТИ, 2002.Фуреева Е. П., Штеле Е. А. Особенности формирования понимания логико- грамматических конструкций у младших школьников с ОНР \\ Школьный логопед № 5, 2007Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 4-е, исправленное и дополненное. - М.: Педагогическое общество России, 2002.Цейтлин, С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи [Текст] / С.Н. Цейтлин. - М.: Языки славянской культуры, 2009Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб.пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений / А. В. Ястребова. - М.: АРКТИ, 1999.Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). - М.: Когито - Центр, 1996.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1 №ФИО ученикаПолВозраст Диагноз нарушения зренияУровень нарушения речи1Андрей А.М8 летВрожденная близорукостьОНР 1-вого уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии2Паша Б.М8 лет, 4 мес.Гиперметропия (дальнозоркость)ОНР 3-го уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии3Марк Г.М8 лет, 3 мес.Косоглазие сходящиесяОНР 1-вого уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии4Лев Д.М8 лет, 4 мес.Врожденная катарактаОНР 2-го уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии5Всеволод Р.М8 лет, 8 мес.Врожденное поражение сетчатки ОНР 1-вого уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии6Наташа О.Ж8 лет, 9 мес.аномалии развития зрительного нерваОНР 2-го уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии7Ксюша Э.Ж8 лет, 7 мес.частичная атрофия зрительного нерваОНР 2-го уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии8Кристина М.Ж9 лет, 6 мес.глаукомаОНР 4-го уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии9Таня В.Ж9 лет афакияОНР 2-го уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии10Рая Р.Ж9 лет, 4 мес.врожденные аномалии развития глазного яблокаОНР 2-го уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии11Женя Т.М9 лет, 4 мес.(анофтальмОНР 3-го уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии12Дима В.М9 лет, 3 мес.микрофтальмОНР 3-го уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии13Гена Ж.М9 лет, 2 мес.макрофтальмОНР 3-го уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии14Илья П.М9 лет, 1 мес.Косоглазие расходящиесяОНР 2-го уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии15Сережа В. М8 лет, 7 мес.ретинопатияОНР 4-го уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии16Даша У.Ж8 лет, 4 мес.отсутствии бинокулярного зренияОНР 2-го уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии17Лида Х.Ж8 лет, 3 мес.амблиопияОНР 2-го уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии18Дина Ф.Ж9 лет, 2 мес.миопияОНР 3-го уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии19Диана З. Ж8 лет, 5 мес.астигматизмОНР 3-го уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии20Катя Г. Ж9 лет, 7 мес.гиперметропияОНР 3-го уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрииПриложение 2Исследование связной речи1. Методика формирования связной речи, автор А.М. Бородич [36]Содержание методики: Методика развития связной речи состоит в формировании умения логически составлять разговорную речь. Ребенок должен задавать вопрос, самостоятельно находить ответы, а также применять в речи нормы этикета и воспитанности. Данная методика предусматривает игровую деятельность.Этапы проведения методики формирования связной речи, автор А.М. Бородич:1. Подготовительный. Ознакомить ребенка с наглядным, раздаточным материалом. Вводить ребенка в неудобную ситуацию, для того что бы ребенок самостоятельно выстраивал логическую цепочку. По типу «вопрос – ответ»2. Коррекционный. Формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального)2. Методика обучению пересказа, автор В.К. Воробьева [37]Содержание методики: Методика заключается в работе с иллюстрациями по народным сказкам. В процессе реализации методики, педагог не озвучивает сказку ребенку. А предлагает самостоятельно ее рассказать с опорой на иллюстрации. Для примера педагог использует картонные вырезки известных народных сказок, и предлагает ребенку устроить кукольный театр. В случае затруднения, педагог помогает ребенку, принимая на себя роль одного из персонажей сказки. 1. Подготовительный. Развитие мелкой моторики, дыхательная гимнастика, с помощью предметно-практической деятельности. Ознакомление ребенка с учебным материалом, рассматривание картинок. Пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика.2. Коррекционный. Работа происходит в спокойной, тихой атмосфере. Ребенку предоставляется возможность познакомиться с книгой, описать ее, выстроить диалог с педагогом. Прослушивание отрывка или часть сказки, художественного произведения, произведение самостоятельного рассказа. Работа с сюжетными картинками. Вданной методики раскрываются личностные качества ребенка, воображение и творческие навыки. Методика обучению пересказа актуальная на всех этапах развития и становления личности ребенка. 3. Методика составления фраз, авторы В.П. Глухов, М.Н. Смирнова [38]Содержание методики: Методика проводится с применением отдельных ситуативных картинок. Педагог предлагает описать ребенку что он видит на картинке, что происходит, например «Мама ругает мальчика за испачканные руки». Педагог задает наводящие вопросы «Кто нарисован на картинке? Мама и мальчиком. Что делает мама? Ругает мальчика. Почему мама сердится? Потому что мальчик испачкал ручки. Что нужно сделать мальчику? Помыть ручки с мылом». Далее педагог рассказывает ребенку о мерах гигиены, и предлагает повторить движение рук имитируя, что они в ванной и моют ручки с мылом.
1. Алтынбаева, Е.Г. Формирование предложно-падежных конструкций и преодоление недоразвития психических процессов: пространственного гнозиса и праксиса у старших дошкольников с ОНР [Электронный ресурс] / Е.Г. Алтынбаева // Логопедический портал: [сайт]. Режим доступа: http://logoportal.ru/statya-15319/.html.
2. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебнометодическое пособие.изд. 2-е. Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. (Сердце отдаю детям)
3. Алабанова В. П., Богданова Л. Г., Венедиктова Л. В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб. : Детство-Пресс, 2001. 238 с.
4. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М. : Международная педагогическая академия, 1994. 216 с.
5. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса [Текст] /Т.В. Ахутина. – М.:КД «Либроком», 2012
6. Бенилова, С.Ю., Давидович Л.Р., Руднева О.В. Эмоционально - поведенческие нарушения у детей с расстройствами развития речи // Логопедия сегодня №3(25), 2009
7. Бессонова, Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей [Электронный ресурс] / Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова //Режим доступа:https://doc24693183_437399943?hash=1d7051a082dcd512&dl=555f9 b05e4ba37b880.
8. Брюховских Л. А. Исследование нарушений понимания сложных лексико- грамматических структур языка у младших школьников с дизартрией: учебное пособие; КГПУ им. В. П. Астафьева.- Красноярск, 2008.
9. Бубнов В. Е. Развитие грамматического строя речи в норме и у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольном возрасте \ http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00004498_
10. Васильева, Н. И. Монокулярные и бинокулярные механизмы пространственного восприятия у слабовидящих детей с заболеваниями сетчатки и зрительного нерва/ Н. И. Васильева, С. И. Рычкова, Г. И. Рожкова // Дефектология. – 2010 – № 6 С. 39-48
11. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. М. : Просвещение, 1987. 159 с.
12. Волосовец Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. -М.: Академия, 2002.
13. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология: от рождения до школы. СПб. : Питер, 2009. 240 с.
14. Волкова, Л.С., Шаховская, С.Н. Логопедия. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 678 с.
15. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. СПб.: Детство-Пресс, 2009. 144 с.
16. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. – М.: АСТ; Астрель, 2010
17. Гаркуша Ю. Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1995. № 1. С. 88-94
18. Герасимова Е. Н. Педагогические основы построения образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада : автореф. дис. на соиск. учен.степ. докт. пед. наук : 13.00.07. М. : РГБ.2003. 339 с
19. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ, 2002
20. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с
21. Гомзяк О. С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий. М. : ТЦ Сфера, 2007. 96 с.
22. Дмитриева Е. Е., Двуреченская О.Н. Развитие навыков коммуникативного поведения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / / Современные проблемы науки и образования. 2014. - Вып.6. - С. 901.
23. Дмитриева Е. Е., Двуреченская О. Н. Особенности коммуникативного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Современные проблемы науки и образования. 2015.
24. Дмитриева Е. Е., Двуреченская О. Н. Развитие общения взрослых и сверстников у старших дошкольников с общим недоразвитием речи: монография. Нижний Новгород: НГПУ им. Кузьма Минин; 2017.-102
25. Елецкая О. В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи : формирование представлений о пространстве и времени: методическое пособие / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская ; научн. ред. О. В. Защиринская. -СПб. : Речь, 2005
26. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998
27. Забродина Л. В. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: уч.-метод. пособие / Л. В. Забродина, Е. С. Ренизрук. - М. : АСТ : Астрель :Транзиткнига, 2005
28. Ильякова, Н. Е. Логопедический тренинг по формированию связной речи у детей с ОНР 5-6 лет. От глаголов к предложениям / Н. Е. Ильякова. М.: Гном и Д, 2004 .- 32 С.
29. Кобзарева Л. Г. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения/ Л. Г. Кобзарева, М. П. Резунова, Г. Н. Юшина. - Воронеж: Учитель,2001
30. Козырева О. А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений. М. :Владос, 2016. 119 с
31. Коррекция нарушений речи у старших дошкольников с ОНР : методическое пособие / сост. Е. В. Абраменко, В. С. Васильева. Челябинск : Цицеро, 2015. 139 с. + DVD.
32. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В., Зорина, С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина – М.: Владос, 2004 – 304 с.
33. Лалаева, Р. И., Венедиктова, Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: учебно-методическое пособие / Р.И. Лалаева, Л. В. Венедиктова – СПб.: СОЮЗ, 2003 – 224 с.
34. Литвинова Г. В. Индивидуальные особенности ребенка с точки зрения межполушарной асимметрии головного мозга / Г. В. Литвинова // логопед - 2007. - №2. - С. 10-15
35. Логопедия: учебник для студентов.дефектол. фак. пед. высшее учебное пособие. учреждения / под ред. Л. С. Волковой. - М .: Гуманитарные науки. Эд. Центр Владос, 2007. - С. 513.
36. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма / А. Р. Лурия – М.: АПН РСФСР, 1950 – 96 с.
37. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Г.М. Лямина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.пособие для студ. высш. И сред.пед. учеб. Заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина под редакцией С.М. Мотрохова. – М.: Академия, 1999
38. Мишарина, О.Г. Формирование предложно — падежных конструкций у детей с ОНР старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / О.Г. Мишарина // Социальная сеть работников образования: [сайт]. Режимдоступа:[http://nsportal.ru/detskiysad/logopediya/2016/11/23/formirovanie-predlozhnopadezhnyh-konstruktsiy-u-detey-starshego ]
39. Моисеева, В.А. Работа по формированию словоизменения у детей с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / В.А. Моисеева // Социальная сеть работников образования. Режим доступа: [http://nsportal.ru/detskiysad/logopediya/2017/11/04/formirovanie- slovoizmeneniya-u-doshkolnikov-s-onr ]
40. Моргачева И. Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму через развитие пространственных представлений. Набор инструментов. - Спб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. - 212с.
41. Нескородова С. В. К вопросу коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи в условиях разновозрастной группы // «Проблемы дошкольного образования на современном этапе» Сборник научных статей Выпуск 15, Ульяновск «Качалин Александр Васильевич», 2019. С. 255-257
42. Нескородова С. В. К вопросу коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи в условиях разновозрастной группы // «Дошкольник на современном этапе» Материалы студенческой научнопрактической конференции 1-12 апреля 2019 года. Выпуск XII. Тольятти, 2019. С. 142-147
43. Нескородова С. В. Содержание и организация речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи в условиях разновозрастной группы // «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста: направления, технологии, культурные практики» электронный сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (19 ноября 2019 года), г. Тольятти, 2019. С. 562-568
44. Никулина Г.В.//затруднения дистантного восприятия детей дошкольного возраста с задержкой психического развития //Г.В. Никулина//изд. Жулит. – 2020. – с.48
45. Никулина Г.В.//Мимическое и пантомимическое выражение эмоций у детей //Г.В. Никулина, изд. Мером. – 2019. – с.34
46. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (4 до 7 лет). СПб. : Детство-Пресс, 2006. 352 с
47. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). СПб. : Детство-Пресс, 2013. 624 с.
48. Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. СПб : Детство-Пресс, 2019. 200 с.
49. Основы дошкольной логопедии / Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова и др. - М .: Эксмо, 2015 .- 320 с.
50. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. М. : Издательский центр «Академия», 2002. 200 с.
51. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ.ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2003
52. Психолого-педагогическая диагностика / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. М., 2003
53. Павлова, Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников / Т. А. Павлова – М.: Школьная пресса, 2004 – 40 с.
54. Парамонова Л. Г. Дисграфия: диагностика, профилактика и коррекция. - Спб .: ДЕТСТВО-ПРЕССА. 2006. - 128 с.
55. Поваляева М.А., Профилактика и коррекция письменных нарушений: качество образования: учебное пособие / М. А. Поваляева. - Ростов Н / Д: Феникс, 2006 .- 158 с.
56. Пронина, И.А. Формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР в игровой деятельности [Электронный ресурс] / И.А. Пронина // Социальная сеть работников образования: [сайт]. Режим доступа: [http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2016/07/22/formirovanie- predlozhnopadezhnykh-konstruktsiy-u-doshkolnikov-s.]
57. Проблемы общей психологии [Электронный ресурс]/ Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова // ФГНУ «Научная педагогическая библиотека имени К.Д. Ушинского» , 2017 ;
58. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Авторы: Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В., Миронова С. А., Лагутина А. В. Москва. Просвещение 2008.
59. Рудакова, Н.П. Формирование предложно-падежных конструкций в системе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - М.: Владос, 2005. - 188 с.
60. Садовникова И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушением чтения и письма.- М.: АрКТИ, 2005.
61. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учеб.пособие для высш. учебных заведений / А. В. Семенович. - М. : Академия, 2002
62. Семаго, М. М., Семаго, Н. Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго – М., Аркти, 2005 – 208 с.
63. Семаго, М.Я., Семаго, М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго – М., 2000 – 263 с.
64. Семаго, Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго – М., Айрс-пресс, 2007 – 112 с.
65. Семаго, Н.Я. Пространственные представления в речи. Демонстрационный материал / Н. Я. Семаго – М.: Айрис-пресс, 2006 – 138
66. Семаго, Н.Я. Формирование представлений о схеме тела. Дошкольный младший возраст. Демонстрационный материал / Н. Я. Семаго – М., Айрис- пресс, 2006 – 157 с.
67. Семаго, Н. Я. Формирование пространственно-временных и элементарных математических представлений. Демонстрационный материал/ Н. Я. Семаго – М., Айрис-пресс, 2006 – 112 с.
68. Семаго, Н.Я. Элементарные пространственные представления в речи. Демонстрационный материал / Н. Я. Семаго – М., Айрис-пресс, 2006 – 144
69. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Ф.А. Сохин // Педагогическая библиотека [сайт]. Режим доступа:[ http://pedlib.ru/Books/1/0265/1_0265-1.shtml.]
70. Тосуниди О. М. Планирование логопедической работы с учащимися 1-2 классов , имеющими Нерезко выраженное общее недоразвитие речи- 4 уровня\\ Школьный логопед № 6, 2007.
71. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации (по ФГОС), дополненное. М. : ТЦ Сфера, 2015. 272 с.
72. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, методические рекомендации, мониторинг. М. : ТЦ Сфера, 2015. 288 с.
73. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей : пособие по диагностике речевых нарушений. М. :Аркти, 2003. 87 с.
74. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2000. 314 с.
75. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». М. : Просвещение, 1989. 223 с., ил.
76. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития у детей // компенсаторные программы дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи. - М .: Образование, 2008 .- 272 с.
77. Формирование предложно-падежных конструкций в системе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольново возраста с нарушениями речи; - коррекционная педагогика (логопедия).Москва 2005
78. Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов.- М.: АРКТИ, 2002.
79. Фуреева Е. П., Штеле Е. А. Особенности формирования понимания логико- грамматических конструкций у младших школьников с ОНР \\ Школьный логопед № 5, 2007
80. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 4-е, исправленное и дополненное. - М.: Педагогическое общество России, 2002.
81. Цейтлин, С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи [Текст] / С.Н. Цейтлин. - М.: Языки славянской культуры, 2009
82. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб.пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
83. Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений / А. В. Ястребова. - М.: АРКТИ, 1999.
84. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). - М.: Когито - Центр, 1996.