Особенности применения мер административного воздействия за правонарушения в области дорожного движения в отношении несовершеннолетних лиц и лиц, не достигших возраста административной ответственности, за нарушение Правил дорожного движения. Отечественный и зарубежный опыт.
Заказать уникальный реферат- 29 29 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 31.03.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1. Состояние аварийности по вине несовершеннолетних 5
2. Ответственность несовершеннолетних за нарушение правил дорожного движения 10
3. Привлечение к административной ответственности несовершеннолетних за нарушением ПДД за рубежом 15
4. Проблемы предупреждения дорожно-транспортных преступлений несовершеннолетних и пути их решения 21
Заключение 26
Список литературы 28
Ковсемуэтомуправонарушительможетнажатиемнесколькихклавишудалитьвседоказательстваотом, чтопроизошлонесанкционированноеиспользованиепроизведения.Таким образом, рассматривая вопрос профилактики и предупреждения административных деликтов несовершеннолетних, можно говорить о целесообразности применения именно программно-целевого регулирования потому, как весь спектр отношений, складывающихся между подростком и социумом, который может привести к девиантному поведению, предусмотреть в нормах права просто невозможно, как невозможно и нормативно оформить и весь комплекс способов взаимодействия с подростком и воздействия на него. Считаем, что программно-целевое регулирование вопросов превенции может стать наиболее эффективным рычагом в данной борьбе. Кроме того, данное утверждение строится на том, что в правовых нормах нецелесообразно закреплять целеполагающие, директивные положения, которые в целом крайне нужны как субъектам, осуществляющим превентивную деятельность, так и несовершеннолетним, выступающим в качестве объектов превентивного воздействия, по ряду причин:для субъектов, осуществляющих превентивную деятельность, такие положения выступают как ориентиры деятельности и функционирования, что особенно важно для реализации «неправовых» форм превенции;для несовершеннолетних, их родителей и законных представителей такие целеполагания выступают как некие идеальные модели, к которым следует стремиться.Таким образом, можно сделать вывод, что законодательство стран устанавливает свои границы возраста для привлечения к ответственности, меры наказания и ответственность родителей и опекунов за нарушения их детей или подопечных.Проблемы предупреждения дорожно-транспортных преступлений несовершеннолетних и пути их решенияМероприятия по снижению дорожно-транспортных преступлений несовершеннолетних проводятся следующими структурами:Подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения органов внутренних дел: призвана осуществлять контроль за соблюдением несовершеннолетними требований законодательства в области безопасности дорожного движения;Подразделения дорожно-патрульной службы: осуществляют непосредственный контроль за соблюдением Правил дорожного движения всеми участниками дорожного движения, в том числе и несовершеннолетним;Подразделения пропаганды безопасности дорожного движения: осуществляют профилактическую работу с несовершеннолетними участниками дорожного движения;Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел: ориентирована на работу с несовершеннолетними, а также с их родителями или иными законными представителями;Участковые уполномоченные полиции: оказывает содействие сотрудникам ПДН и ГИБДД в установлении мест концентрации подростков, находящихся в зоне риска, а также взрослых автолюбителей и уличных гонщиков, мест потенциальных нарушений ПДД РФ несовершеннолетними, помогает найти родителей, а также самих нарушителей;Следственные подразделения органов внутренних дел: установление при производстве по уголовным дела о дорожно-транспортных преступлениях несовершеннолетних обстоятельств, которые способствовали совершению подростком уголовно наказуемого деяния;Подразделения уголовного розыска органов внутренних дел: осуществляют профилактическое воздействие, направленное на предупреждение дорожно-транспортных преступлений несовершеннолетних.Следует отметить, что в целом, в работе субъектов профилактики ДТП уделяется незначительное внимание общественно опасных деяниях, совершаемых несовершеннолетними. Отсутствие внимания со стороны субъектов профилактики к данному явлению можно объяснить кажущимися на первый взгляд малочисленностью в абсолютных цифрах ДТП и малым удельным весом в структуре всей дорожно-транспортной преступности. Тем не менее, криминологические показатели и тенденции преступлений и дорожно-транспортных происшествий, которые позволяют выявить данные официальной статистики, не отвечают реальным масштабам распространения данного негативного социального явления. Напервыйвзгляд, внесениепоправокдолжнобылоположительноповлиятьнаситуациюс«цифровымпиратством», значительноснизитьколичествоплагиата, нелегального размещенияпроизведенийвсети«Интернет». Однаконапрактикеоказалось, чтоневсеавторымогутзащититьсвоиправа, многиеизнихстолкнулисьспроблемой доказыванияфактанарушения права, атакжепоискалица, совершившегоправонарушение. Ведькакбылосказаноранее, нематериальнаяприродасети«Интернет», позволяетправонарушителюуказыватьнедостовернуюинформациюосебеиливовседействоватьанонимно. Ковсемуэтомуправонарушительможетнажатиемнесколькихклавишудалитьвседоказательстваотом, чтопроизошлонесанкционированноеиспользованиепроизведения.Полагаю, что проблемным аспектом привлечения несовершеннолетних водителей, виновных в ДТП, к ответственности, выступает их статус. Зачастую это дети богатых родителей, так называемая «золотая молодежь». Как следствие, факты совершения подростками ДТП с пострадавшими всеми возможными способами пытаются сокрыть. Отсюда наблюдается высокий уровень латентности данной категории преступлений.Напервыйвзгляд, внесениепоправокдолжнобылоположительноповлиятьнаситуациюс«цифровымпиратством», значительноснизитьколичествоплагиата, нелегального размещенияпроизведенийвсети«Интернет». Однаконапрактикеоказалось, чтоневсеавторымогутзащититьсвоиправа, многиеизнихстолкнулисьспроблемой доказыванияфактанарушения права, атакжепоискалица, совершившегоправонарушение. Ведькакбылосказаноранее, нематериальнаяприродасети«Интернет», позволяетправонарушителюуказыватьнедостовернуюинформациюосебеиливовседействоватьанонимно. Ковсемуэтомуправонарушительможетнажатиемнесколькихклавишудалитьвседоказательстваотом, чтопроизошлонесанкционированноеиспользованиепроизведения.Вместе с тем, помимо искуственной латентности дорожно-транспортные преступления несовершеннолетних обладают специфической «субституционной» латентностью. Она отражает свойство преступлений быть скрытыми от официальной регистрации из-за искусственного изменения их видовой принадлежности (преступления, фактически совершенные несовершеннолетними, регистрируются как совершенные взрослыми лицами). Такая субституционная латентность подразделяется на два вида: первым видом является реальная замена субъекта преступления. Она возможна в случаях, когда родитель, спасая судьбу своего ребенка, привлекается к уголовной ответственности за содеянное им. Также могут встречаться случаи, когда родитель находит человека, который заведомо ложно признает свою вину в совершении ДТП за определенное вознаграждение. Подмена субъекта может произойти как до приезда сотрудников ГИБДД, так и в случае, когда несовершеннолетний скрывается с места ДТП, а впоследствии «устанавливается», что преступление совершил взрослый человек. Данная позиция подтверждается проведенным нами исследованием, в рамках которого проводился опрос лиц, имеющих несовершеннолетних детей. Все респонденты высказали мнение, что всеми возможными способами будут пытаться оградить своего ребенка в случае совершения им ДТП от возможных юридических последствий. Вторым видом субституционной латентности является искусственная замена субъекта, когда виновный несовершеннолетний скрывается с места дорожно-транспортного преступления и впоследствии его не устанавливают, а преступление автоматически регистрируется как совершенное взрослым.Напервыйвзгляд, внесениепоправокдолжнобылоположительноповлиятьнаситуациюс«цифровымпиратством», значительноснизитьколичествоплагиата, нелегального размещенияпроизведенийвсети«Интернет». Однаконапрактикеоказалось, чтоневсеавторымогутзащититьсвоиправа, многиеизнихстолкнулисьспроблемой доказыванияфактанарушения права, атакжепоискалица, совершившегоправонарушение. Ведькакбылосказаноранее, нематериальнаяприродасети«Интернет», позволяетправонарушителюуказыватьнедостовернуюинформациюосебеиливовседействоватьанонимно. Ковсемуэтомуправонарушительможетнажатиемнесколькихклавишудалитьвседоказательстваотом, чтопроизошлонесанкционированноеиспользованиепроизведения.Дополнительным фактором, способствующим увеличению количества дорожно-транспортных преступлений, совершенных несовершеннолетними, но зарегистрированных как совершенные взрослыми из-за искусственной замены субъекта, является развитие в нашей стране сервиса каршеринга. Напервыйвзгляд, внесениепоправокдолжнобылоположительноповлиятьнаситуациюс«цифровымпиратством», значительноснизитьколичествоплагиата, нелегального размещенияпроизведенийвсети«Интернет». Однаконапрактикеоказалось, чтоневсеавторымогутзащититьсвоиправа, многиеизнихстолкнулисьспроблемой доказыванияфактанарушения права, атакжепоискалица, совершившегоправонарушение. Ведькакбылосказаноранее, нематериальнаяприродасети«Интернет», позволяетправонарушителюуказыватьнедостовернуюинформациюосебеиливовседействоватьанонимно. Ковсемуэтомуправонарушительможетнажатиемнесколькихклавишудалитьвседоказательстваотом, чтопроизошлонесанкционированноеиспользованиепроизведения.Таким образом, можно предположить, что реальные масштабы дорожно-транспортных преступлений, совершаемых несовершеннолетними, существенно больше, чем кажется на первый взгляд.Напервыйвзгляд, внесениепоправокдолжнобылоположительноповлиятьнаситуациюс«цифровымпиратством», значительноснизитьколичествоплагиата, нелегального размещенияпроизведенийвсети«Интернет». Однаконапрактикеоказалось, чтоневсеавторымогутзащититьсвоиправа, многиеизнихстолкнулисьспроблемой доказыванияфактанарушения права, атакжепоискалица, совершившегоправонарушение. Ведькакбылосказаноранее, нематериальнаяприродасети«Интернет», позволяетправонарушителюуказыватьнедостовернуюинформациюосебеиливовседействоватьанонимно. Ковсемуэтомуправонарушительможетнажатиемнесколькихклавишудалитьвседоказательстваотом, чтопроизошлонесанкционированноеиспользованиепроизведения.Также необходимо отметить, что в дорожно-транспортных преступлениях, совершаемых несовершеннолетними, а также в их предупреждении, несомненно, есть своя криминологическая специфика. Она закономерно проявляет себя в механизме этих преступлений, в их взаимосвязи с другими «подростковыми» правонарушениями, в детерминации, в личностных, социально-групповых, психологических и иных характеристиках, формирующих определенный «стиль» совершения дорожно-транспортных преступлений. Все эти процессы создают из подростка определенный тип участника дорожного движения и служат фундаментом для проявления различных девиаций в условиях дорожного движения, которые могут стать одной из причин совершения ДТП не только в подростковом возрасте, но и уже в период его раннего совершеннолетия.Напервыйвзгляд, внесениепоправокдолжнобылоположительноповлиятьнаситуациюс«цифровымпиратством», значительноснизитьколичествоплагиата, нелегального размещенияпроизведенийвсети«Интернет». Однаконапрактикеоказалось, чтоневсеавторымогутзащититьсвоиправа, многиеизнихстолкнулисьспроблемой доказыванияфактанарушения права, атакжепоискалица, совершившегоправонарушение. Ведькакбылосказаноранее, нематериальнаяприродасети«Интернет», позволяетправонарушителюуказыватьнедостовернуюинформациюосебеиливовседействоватьанонимно. Ковсемуэтомуправонарушительможетнажатиемнесколькихклавишудалитьвседоказательстваотом, чтопроизошлонесанкционированноеиспользованиепроизведения.Все это требует разработки адекватных, научно обоснованных мер социально-правовой защиты от дорожно-транспортных преступлений, совершаемых несовершеннолетними, активного внедрения их в предупредительную практику не только органов внутренних дел, но и общества в целом.Для совершенствования деятельности органов внутренних дел и иных государственных органов и общественных организаций по предупреждению данного негативного явления необходимо осуществить комплекс общих мер, к числу которых относятся следующие: 1. Недопущение использования средств массовой информации для пропаганды противоправного поведения в условиях дорожного движения. 2. Применение специального программного обеспечения фильтрации всех информационных ресурсов сети Интернет. 3. Ужесточение ответственности за управление транспортными средствами несовершеннолетними без соответствующего разрешения.4. Ужесточение ответственности за передачу права управления транспортным средством несовершеннолетним. 5. Ужесточение ответственности законных представителей несовершеннолетних за нарушение подростками Правил дорожного движения.6. Проведение регулярных оперативно-профилактических операций, направленных на выявление фактов нарушения несовершеннолетними правил поведения в условиях дорожного движения. Комплексное проведение профилактической работы по перечисленным направлениям всеми субъектами предупреждения рассматриваемой группы преступлений, в особенности системная целенаправленная деятельность правоохранительных органов, определяемая их целями, задачами и функциями, а также постоянное повышение квалификации специалистов (а не запоздалая адаптация) и привлечение общественности будут способствовать как снижению фактов совершения несовершеннолетними дорожно-транспортных преступлений, так и обеспечению безопасности дорожного движения в целом.ЗаключениеПроведенное исследование позволяет сделать вывод, что особенностью административной ответственности лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, связана с: специальным субъектом производства по делам об административных правонарушениях; особенностями привлечения данной категории правонарушителей к ответственности; применяемыми мерами ответственности, где внимание акцентируется на воспитательном и превентивном воздействии.Напервыйвзгляд, внесениепоправокдолжнобылоположительноповлиятьнаситуациюс«цифровымпиратством», значительноснизитьколичествоплагиата, нелегального размещенияпроизведенийвсети«Интернет». Однаконапрактикеоказалось, чтоневсеавторымогутзащититьсвоиправа, многиеизнихстолкнулисьспроблемой доказыванияфактанарушения права, атакжепоискалица, совершившегоправонарушение. Ведькакбылосказаноранее, нематериальнаяприродасети«Интернет», позволяетправонарушителюуказыватьнедостовернуюинформациюосебеиливовседействоватьанонимно. Ковсемуэтомуправонарушительможетнажатиемнесколькихклавишудалитьвседоказательстваотом, чтопроизошлонесанкционированноеиспользованиепроизведения.Административная ответственность несовершеннолетних представляет собой применение к лицу, совершившему административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, мер административного наказания и других мер воспитательного воздействия для обеспечения частной и общей превенции.Можно выделить следующие особенности применения административных наказаний к несовершеннолетним правонарушителям: 1) лица, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, не могут быть привлечены к административной ответственности, следовательно, административные наказания к ним не применяются; 2) несовершеннолетние лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста, могут быть освобождены от административного наказания с применением к ним мер воспитательного характера; 3) КоАП РФ не предусматривает специальных видов наказаний, подлежащих применению только к несовершеннолетним лицам; 4) к несовершеннолетним не применяются такие виды наказаний как дисквалификация и административный арест; 5) самыми распространенными видами наказаний, которые назначаются несовершеннолетним, являются предупреждение и административный штраф.В настоящие время правовое регулирование института административной ответственности нуждается в совершенствовании. Рассмотрев проблемы привлечения несовершеннолетних и их законных представителей к административной ответственности, мы предлагаем внести следующие изменения в законодательство: 1) предусмотреть в КоАП РФ самостоятельную главу, посвященную административной ответственности несовершеннолетних, в которой в частности раскрыть понятие «несовершеннолетний»; 2) определить порядок участие законных представителей иностранных граждан, которые не достигли совершеннолетнего возраста; 3) расширить диспозицию ст. 20.22 КоАП РФ за счет включения административной ответственности родителей и иных законных представителей за употребление несовершеннолетними лицами табачных изделий; 4) предусмотреть административную ответственность за вовлечение несовершеннолетних лиц в попрошайничество и бродяжничество, а также за использование детей в таких целях; 5) по аналогии с УК РФ предусмотреть отдельные составы административных правонарушений, за совершение которых административная ответственность наступает по достижению лицом четырнадцатилетнего возраста; 6) предусмотреть в санкциях статей административных правонарушений, которые наиболее часто совершаются несовершеннолетними, наказания в виде обязательных работ, для их назначения вместо штрафа в целях обеспечения неотвратимости ответственности сами несовершеннолетних правонарушителей.Кроме того, одной из ключевых составляющих социальной политики в отношении несовершеннолетних должно стать совершенствование деятельности КДН в России.Список литературыКодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп. от 04.08.2023 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 1; Официальный интернет-портал правовой информации. 2023. № 000120230804004.Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.Часть перваяГражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп. от 24.07.2023 г.) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; Российская газета. 2023. № 168.Показатели состояния безопасности дорожного движения // Госавтоинспекция. – URL: http://stat.gibdd.ruДобренков, А.И. Дорожно-транспортные происшествия, совершаемые несовершеннолетними: понятие, специфика и направления предупреждения / А.И. Добренков // Ученые записки КФУ. – 2019. – № 2. – С. 1-8.Добренков, А.И. Дорожно-транспортные происшествия, совершаемые несовершеннолетними: современное состояние, закономерности и тенденции / А.И. Добренков // Вестник ВМ МВД России. – 2017. – № 2. – С. 2-9.Дуброва, В.А. О некоторых мерах административно-процессуального обеспечения в административно-юрисдикционной деятельности ГИБДД МВД России. Анализ и рекомендации к совершенствованию / В.А. Дуброва // Закон и право. – 2021. – № 1. – С. 171-176.Жукова, Н.А. Сравнительный анализ административной ответственности несовершеннолетних в России и зарубежных странах / Н.А. Жукова, А.В. Полуляхов // TheScientificHeritage. – 2021. – № 6. – С. 54-57.Кириллова, Е.А. Институт административной ответственности несовершеннолетних в России: монография / Е.А. Кириллова. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 183 с.Королева, Е.Г. К вопросу ответственности несовершеннолетних за нарушение правил дорожного движения / Е.Г. Королева // Вестник ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО ТО". Тульское образовательное пространство. – 2018. – № 4-1. – С. 105-107.Кубиясова, А.М. Вопросы реализации административной ответственности законных представителей несовершеннолетних за нарушение последними правил дорожного движения / А.М. Кубиясова // Алтайский юридический вестник. – 2023. – № 1(41). – С. 66-73. Помогалова, Ю.В. Административная ответственность: практикум / Ю.В. Помогалова. – Воронеж: Научная книга, 2022. – 80 с.Россинский, Б. В. Административная ответственность: учебное пособие / отв. ред. Б.В. Россинский. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2024. – 248 с.
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп. от 04.08.2023 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 1; Официальный интернет-портал правовой информации. 2023. № 000120230804004.
2. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.
3. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.
4. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп. от 24.07.2023 г.) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; Российская газета. 2023. № 168.
5. Показатели состояния безопасности дорожного движения // Госавтоинспекция. – URL: http://stat.gibdd.ru
6. Добренков, А.И. Дорожно-транспортные происшествия, совершаемые несовершеннолетними: понятие, специфика и направления предупреждения / А.И. Добренков // Ученые записки КФУ. – 2019. – № 2. – С. 1-8.
7. Добренков, А.И. Дорожно-транспортные происшествия, совершаемые несовершеннолетними: современное состояние, закономерности и тенденции / А.И. Добренков // Вестник ВМ МВД России. – 2017. – № 2. – С. 2-9.
8. Дуброва, В.А. О некоторых мерах административно-процессуального обеспечения в административно-юрисдикционной деятельности ГИБДД МВД России. Анализ и рекомендации к совершенствованию / В.А. Дуброва // Закон и право. – 2021. – № 1. – С. 171-176.
9. Жукова, Н.А. Сравнительный анализ административной ответственности несовершеннолетних в России и зарубежных странах / Н.А. Жукова, А.В. Полуляхов // The Scientific Heritage. – 2021. – № 6. – С. 54-57.
10. Кириллова, Е.А. Институт административной ответственности несовершеннолетних в России: монография / Е.А. Кириллова. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 183 с.
11. Королева, Е.Г. К вопросу ответственности несовершеннолетних за нарушение правил дорожного движения / Е.Г. Королева // Вестник ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО ТО". Тульское образовательное пространство. – 2018. – № 4-1. – С. 105-107.
12. Кубиясова, А.М. Вопросы реализации административной ответственности законных представителей несовершеннолетних за нарушение последними правил дорожного движения / А.М. Кубиясова // Алтайский юридический вестник. – 2023. – № 1(41). – С. 66-73.
13. Помогалова, Ю.В. Административная ответственность: практикум / Ю.В. Помогалова. – Воронеж: Научная книга, 2022. – 80 с.
14. Россинский, Б. В. Административная ответственность: учебное пособие / отв. ред. Б.В. Россинский. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2024. – 248 с.