Основные направления изучения хорового дирижирования в контексте современного музыкального образования
Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы:
Дипломная работа
Предмет:
Музыка
- 58 58 страниц
- 55 + 55 источников
- Добавлена 27.04.2024
2 500 руб.
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 1
Глава 1. Анализ теоретических и методологических основ преподавания дирижирования на современном этапе 7
1.1 Теоретические аспекты изучения искусства дирижирования на современном этапе 8
Глава 2. Основные условия успешного освоения искусства дирижирования в общем педагогическом процессе 29
2.1 Специфические особенности преподавания дирижирования при подготовке будущего учителя музыки 29
2.2 Анализ практической работы и основные педагогические условия успешного освоения хорового дирижирования 42
Заключение 50
Список литературы 53
Глава 1. Анализ теоретических и методологических основ преподавания дирижирования на современном этапе 7
1.1 Теоретические аспекты изучения искусства дирижирования на современном этапе 8
Глава 2. Основные условия успешного освоения искусства дирижирования в общем педагогическом процессе 29
2.1 Специфические особенности преподавания дирижирования при подготовке будущего учителя музыки 29
2.2 Анализ практической работы и основные педагогические условия успешного освоения хорового дирижирования 42
Заключение 50
Список литературы 53
1. Абдулин Э.Б., Николаева, Е.В. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
2. Андреева Л.М. Методика преподавания хорового дирижирования. – М., Музыка. 1969. – 120 с.
3. Анисимов А. И. Дирижер – хормейстер: творческо- методические записки. – Л., Музыка.1976. – 160 с.
4. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания. – М.: Просвещение, 1983. – 222 с.
5. Багриновский М. Дирижерская техника рук. – М., Высшее училище военных дирижеров Советской армии. 1947. – 295 с.
6. Баладжан А.Р. Этапы и уровни формирования мануальных действий дирижера // Физическая культура, спорт - наука и практика, 2012. № 1. – С. 12-15. [Электронный ресурс] Режим доступа https://sciup.org/jetapy-i-urovni-formirovanija-manualnyh-dejstvij-dirizhera-14263739 (дата обращения 15.01.2024)
7. Безбородова Л. А. Дирижирование. – М., Прсвещение.1990. – 155 с.
8. Безбородова Л. А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. – М.: Академия, 2001. – 413 с.
9. Безбородова JI.A. Дирижирование: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и музыкальных колледжей. М., 2000. – 248 с.
10. Букреев И.С. Психолого-педагогические проблемы профессионального становления дирижера [Текст] : монография / И.С. Букреев; Уральская гос. консерватория им. М.П. Мусоргского. - Екатеринбург : УГК, 1997. - 312 с.
11.Буянова Н.Б. Психолого-педагогические аспекты деятельности хорового дирижера // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2010. № 3 (35). – С. 156-162. [Электронный ресурс] Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-aspekty-deyatelnosti-horovogo-dirizhera/viewer (дата обращения 15.01.2024)
12. Васильев В.А. Очерки о дирижёрско-хоровом образовании / В.А. Васильев. – Л., 1990. – 117 с.
13. Васькина А.В., Яковлева О. Ю. Проблемы и перспективы профессионального становления студента-хормейстера (Из опыта работы) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1,№ 4 (52). - С.139–151.
14. Двойнос Л.И. Методика работы с хором : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. - Кемерово :Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2012. - 106 с.
15. Дехант Г. Дирижирование: теория и практика музыкальной интерпретации. - Н. Новгород : Деком, 2000. - 447 с.Дирижерское исполнительство: Практика. История. Эстетика / сост. Л. Гинсбург. - М. : Музыка, 1975. – 631 с.
16. Дмитриева Ю.А. Дирижирование и практическая работа с хором : учебное пособие для студентов и преподавателей вузов и педагогических колледжей музыкального образования. Вып. 1. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2014. - 102 с.
18. Егоров А.А. Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин / А.А. Егоров. – Л.: Музыка, 1976. – 159 с.
19. Ержемский Г.Л. Закономерности и парадоксы дирижирования. - С.-Пб.: 1993.- 263 с.
20. Ержемский Г.Л. Психология дирижирования. - М.: Музыка, 1988.-79 с.
21. Живов В.Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика.- М.: Владос, 2003 – 208 с.
22. Живов В.Л. Теория хорового исполнительства : учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. :Юрайт, 2017. - 271 с.
23. Зорилова Л.С. О профессиональной подготовке хормейстера // Культура и образование, 2013. – С. 44-47.
24. Иванов-Радкевич Н.П. О воспитании дирижера. - М.: Музыка, 1973.-76 с.
25. Иконникова Л.Н. Интерпретаторская культура хорового дирижера / Л.Н. Иконникова; науч. ред. Ю.Д. Златковский. – Минск: Изд. центр БГУ, 2005. – 143 с.
26. Казачков С.А. Дирижерский аппарат и его постановка. - М.: Музыка, 1967. - С. 106–107.
27. Канерштейн М.М. Вопросы дирижирования. - М., 1972. - 255 с.
28. Киринарская Д.К. Музыкальное восприятие. М.: Кимос-Ард., 1997. – 160с.
29. Кондрашин К.П. Мир дирижера (Технология вдохновения) / К.П. Кондрашин. – М.: Музыка, 1976. – 204 с.
30. Конторович Л.З. «Дирижерско-хоровое образование. Традиции и современность» - Москва, 2014.
31. Концепция сохранения и развития хоровой культуры в Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа http://npvho.ru/dokumenty/kontseptsiya-razvitiya/9-kontseptsiya-sokhraneniya-i-razvitiya-khorovoj-kultury-v-rf- (дата обращения 15.01.2024)Критский Б. Д. Интегративная модель обучения дирижированию // Дирижерско-хоровое образование: традиции и современность / ред. Антипин А. В. - М.: Московская консерватория, 2014. - С. 133–137
32. Малько, Н. А. Основы техники дирижирования / Н. А. Малько. ‒ Санкт-Петербург : Композитор, 2015. ‒ 252 с.
33. Маталаев JI.H. Основы дирижёрской техники. - М.: Советский композитор, 1986. - 207 с.
34. Медведева И.А. Методы освоения дирижерского жеста в профессиональной подготовке будущего учителя музыки // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я.Яковлева. 2018. [Электронный ресурс] Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/metody-osvoeniya-dirizherskogo-zhesta-v-professionalnoy-podgotovke-buduschego-uchitelya-muzyki (дата обращения 15.01.2024)
35. Минин В.Н. Соло для дирижера. - М.: Композитор, 2010. – 146 с.
36. Мусин, И. А. Язык дирижерского жеста / И.А. Мусин. - М. : Музыка, 2007. – 232 с.
37. Ольхов К.А. О дирижировании хором: крат. пособие. – Л.: Музгиз, 1961. – 108 с.
38. Ольхов К.А. Основы дирижерской техники.- Л.: Музыка, 1990. - С. 23.
39. Осеннева М. С. Хоровой класс и практическая работа с хором : учебное пособие для среднего профессионального образования / М. С. Осеннева, В. А. Самарин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 205 с.
40. Основы хорового дирижирования / Т.П. Вишнякова, Т.В. Соколова, Е.В. Пчелинцева, О.О. Юргенштейн – Санкт-Петербург: Лань: Планета музыки, 2020. – 236 с.
41. Пазовский А. М. Записки дирижера / А. М. Пазовский. – М., Музыка, 1966. – 244 с.
42. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. – М.: Мысль, 1971 – 280 с.
43. Поляков, Ю. Язык дирижирования / Ю. Поляков. – М.: Искусство, - 1987. – 96 с.
44. Порошина Н.А. Методы и приемы работы над техникой дирижирования в классе хорового дирижирования и чтения хоровых партитур // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2018, [Электронный ресурс] Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-priemy-raboty-nad-tehnikoy-dirizhirovaniya-v-klasse-horovogo-dirizhirovaniya-i-chteniya-horovyh-partitur (дата обращения 15.01.2024)
45. Правительство Российской Федерации Распоряжение от 2 февраля 2024 г. № 206-р [Электронный ресурс] http://static.government.ru/media/files/khyogatlrogawxjhcdfj9zouahaukzk5.pdf (дата обращения 25.03.2024)
46. Птица К. Б. О хоровом дирижировании / К. Б. Птица // Работа в хоре. – М.: Профиздат, 1960.‒ 140 с.
47. Романович Е.Е. Формирование дирижерских навыков будущего учителя музыки в процессе дирижерско-хоровой подготовки // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E, Педагогические науки : научно-теоретический журнал. - 2010. - № 11. - С. 72-75.
48. Савадерова, А.В. Использование принципов модульного обучения в процессе дирижерско-хормейстерской подготовки учителя музыки / Сборник научных трудов докторантов, научных сотрудников, аспирантов и студентов. Вып.10. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2002. – С. 155–161
49. Сивизьянов А.С. Проблема мышечной свободы дирижера хора. - М.: Музыка, 1983. - С. 24–32.
50. Смирнов Б. Ф. Искусство дирижирования: Движение и жест: / Челябин. гос. акад. Культуры и искусств. – Челябинск, 2000. – 14 с.
51.Соколов, В.Г. Работа с хором : учеб. пособие. – 2-е изд., перераб., доп. / В.Г. Соколов. – М. : Музыка, 1983. – 191 с.
52. Хазеева И.Н. Развитие профессиональной компетентности будущего учителя музыки в сфере дирижерско-хоровой подготовки // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. [Электронный ресурс] Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-professionalnoy-kompetentnosti-buduschego-uchitelya-muzyki-v-sfere-dirizhersko-horovoy-podgotovki (дата обращения 15.01.2024)
53. Чесноков П.Г. Хор и управление им : учебное пособие. - М. : Лань ; Планета музыки, 2015. - 200 с.
54. Шинтяпина И.В. Формирование профессиональных компетенций будущих учителей музыки в процессе дирижерско-хоровой подготовки // Проблемы современного педагогического образования. 2020, № 66 (1). - С. 284-286.
55. Яковлева О.Ю. Хоровой класс и практическая работа с хором: методические рекомендации. Н. Новгород: Мининский университет, 2015. 47
2. Андреева Л.М. Методика преподавания хорового дирижирования. – М., Музыка. 1969. – 120 с.
3. Анисимов А. И. Дирижер – хормейстер: творческо- методические записки. – Л., Музыка.1976. – 160 с.
4. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания. – М.: Просвещение, 1983. – 222 с.
5. Багриновский М. Дирижерская техника рук. – М., Высшее училище военных дирижеров Советской армии. 1947. – 295 с.
6. Баладжан А.Р. Этапы и уровни формирования мануальных действий дирижера // Физическая культура, спорт - наука и практика, 2012. № 1. – С. 12-15. [Электронный ресурс] Режим доступа https://sciup.org/jetapy-i-urovni-formirovanija-manualnyh-dejstvij-dirizhera-14263739 (дата обращения 15.01.2024)
7. Безбородова Л. А. Дирижирование. – М., Прсвещение.1990. – 155 с.
8. Безбородова Л. А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. – М.: Академия, 2001. – 413 с.
9. Безбородова JI.A. Дирижирование: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и музыкальных колледжей. М., 2000. – 248 с.
10. Букреев И.С. Психолого-педагогические проблемы профессионального становления дирижера [Текст] : монография / И.С. Букреев; Уральская гос. консерватория им. М.П. Мусоргского. - Екатеринбург : УГК, 1997. - 312 с.
11.Буянова Н.Б. Психолого-педагогические аспекты деятельности хорового дирижера // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2010. № 3 (35). – С. 156-162. [Электронный ресурс] Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-aspekty-deyatelnosti-horovogo-dirizhera/viewer (дата обращения 15.01.2024)
12. Васильев В.А. Очерки о дирижёрско-хоровом образовании / В.А. Васильев. – Л., 1990. – 117 с.
13. Васькина А.В., Яковлева О. Ю. Проблемы и перспективы профессионального становления студента-хормейстера (Из опыта работы) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1,№ 4 (52). - С.139–151.
14. Двойнос Л.И. Методика работы с хором : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. - Кемерово :Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2012. - 106 с.
15. Дехант Г. Дирижирование: теория и практика музыкальной интерпретации. - Н. Новгород : Деком, 2000. - 447 с.Дирижерское исполнительство: Практика. История. Эстетика / сост. Л. Гинсбург. - М. : Музыка, 1975. – 631 с.
16. Дмитриева Ю.А. Дирижирование и практическая работа с хором : учебное пособие для студентов и преподавателей вузов и педагогических колледжей музыкального образования. Вып. 1. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2014. - 102 с.
18. Егоров А.А. Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин / А.А. Егоров. – Л.: Музыка, 1976. – 159 с.
19. Ержемский Г.Л. Закономерности и парадоксы дирижирования. - С.-Пб.: 1993.- 263 с.
20. Ержемский Г.Л. Психология дирижирования. - М.: Музыка, 1988.-79 с.
21. Живов В.Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика.- М.: Владос, 2003 – 208 с.
22. Живов В.Л. Теория хорового исполнительства : учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. :Юрайт, 2017. - 271 с.
23. Зорилова Л.С. О профессиональной подготовке хормейстера // Культура и образование, 2013. – С. 44-47.
24. Иванов-Радкевич Н.П. О воспитании дирижера. - М.: Музыка, 1973.-76 с.
25. Иконникова Л.Н. Интерпретаторская культура хорового дирижера / Л.Н. Иконникова; науч. ред. Ю.Д. Златковский. – Минск: Изд. центр БГУ, 2005. – 143 с.
26. Казачков С.А. Дирижерский аппарат и его постановка. - М.: Музыка, 1967. - С. 106–107.
27. Канерштейн М.М. Вопросы дирижирования. - М., 1972. - 255 с.
28. Киринарская Д.К. Музыкальное восприятие. М.: Кимос-Ард., 1997. – 160с.
29. Кондрашин К.П. Мир дирижера (Технология вдохновения) / К.П. Кондрашин. – М.: Музыка, 1976. – 204 с.
30. Конторович Л.З. «Дирижерско-хоровое образование. Традиции и современность» - Москва, 2014.
31. Концепция сохранения и развития хоровой культуры в Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа http://npvho.ru/dokumenty/kontseptsiya-razvitiya/9-kontseptsiya-sokhraneniya-i-razvitiya-khorovoj-kultury-v-rf- (дата обращения 15.01.2024)Критский Б. Д. Интегративная модель обучения дирижированию // Дирижерско-хоровое образование: традиции и современность / ред. Антипин А. В. - М.: Московская консерватория, 2014. - С. 133–137
32. Малько, Н. А. Основы техники дирижирования / Н. А. Малько. ‒ Санкт-Петербург : Композитор, 2015. ‒ 252 с.
33. Маталаев JI.H. Основы дирижёрской техники. - М.: Советский композитор, 1986. - 207 с.
34. Медведева И.А. Методы освоения дирижерского жеста в профессиональной подготовке будущего учителя музыки // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я.Яковлева. 2018. [Электронный ресурс] Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/metody-osvoeniya-dirizherskogo-zhesta-v-professionalnoy-podgotovke-buduschego-uchitelya-muzyki (дата обращения 15.01.2024)
35. Минин В.Н. Соло для дирижера. - М.: Композитор, 2010. – 146 с.
36. Мусин, И. А. Язык дирижерского жеста / И.А. Мусин. - М. : Музыка, 2007. – 232 с.
37. Ольхов К.А. О дирижировании хором: крат. пособие. – Л.: Музгиз, 1961. – 108 с.
38. Ольхов К.А. Основы дирижерской техники.- Л.: Музыка, 1990. - С. 23.
39. Осеннева М. С. Хоровой класс и практическая работа с хором : учебное пособие для среднего профессионального образования / М. С. Осеннева, В. А. Самарин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 205 с.
40. Основы хорового дирижирования / Т.П. Вишнякова, Т.В. Соколова, Е.В. Пчелинцева, О.О. Юргенштейн – Санкт-Петербург: Лань: Планета музыки, 2020. – 236 с.
41. Пазовский А. М. Записки дирижера / А. М. Пазовский. – М., Музыка, 1966. – 244 с.
42. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. – М.: Мысль, 1971 – 280 с.
43. Поляков, Ю. Язык дирижирования / Ю. Поляков. – М.: Искусство, - 1987. – 96 с.
44. Порошина Н.А. Методы и приемы работы над техникой дирижирования в классе хорового дирижирования и чтения хоровых партитур // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2018, [Электронный ресурс] Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-priemy-raboty-nad-tehnikoy-dirizhirovaniya-v-klasse-horovogo-dirizhirovaniya-i-chteniya-horovyh-partitur (дата обращения 15.01.2024)
45. Правительство Российской Федерации Распоряжение от 2 февраля 2024 г. № 206-р [Электронный ресурс] http://static.government.ru/media/files/khyogatlrogawxjhcdfj9zouahaukzk5.pdf (дата обращения 25.03.2024)
46. Птица К. Б. О хоровом дирижировании / К. Б. Птица // Работа в хоре. – М.: Профиздат, 1960.‒ 140 с.
47. Романович Е.Е. Формирование дирижерских навыков будущего учителя музыки в процессе дирижерско-хоровой подготовки // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E, Педагогические науки : научно-теоретический журнал. - 2010. - № 11. - С. 72-75.
48. Савадерова, А.В. Использование принципов модульного обучения в процессе дирижерско-хормейстерской подготовки учителя музыки / Сборник научных трудов докторантов, научных сотрудников, аспирантов и студентов. Вып.10. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2002. – С. 155–161
49. Сивизьянов А.С. Проблема мышечной свободы дирижера хора. - М.: Музыка, 1983. - С. 24–32.
50. Смирнов Б. Ф. Искусство дирижирования: Движение и жест: / Челябин. гос. акад. Культуры и искусств. – Челябинск, 2000. – 14 с.
51.Соколов, В.Г. Работа с хором : учеб. пособие. – 2-е изд., перераб., доп. / В.Г. Соколов. – М. : Музыка, 1983. – 191 с.
52. Хазеева И.Н. Развитие профессиональной компетентности будущего учителя музыки в сфере дирижерско-хоровой подготовки // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. [Электронный ресурс] Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-professionalnoy-kompetentnosti-buduschego-uchitelya-muzyki-v-sfere-dirizhersko-horovoy-podgotovki (дата обращения 15.01.2024)
53. Чесноков П.Г. Хор и управление им : учебное пособие. - М. : Лань ; Планета музыки, 2015. - 200 с.
54. Шинтяпина И.В. Формирование профессиональных компетенций будущих учителей музыки в процессе дирижерско-хоровой подготовки // Проблемы современного педагогического образования. 2020, № 66 (1). - С. 284-286.
55. Яковлева О.Ю. Хоровой класс и практическая работа с хором: методические рекомендации. Н. Новгород: Мининский университет, 2015. 47