Взаимоотношения России со странами исламского мира

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Международные отношения
  • 29 29 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 30.04.2011
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Кратко об исламе и исламском мире
2. Об истории отношений нашей страны с исламским миром
2.1. Отношения России с исламским миром до 1917 года
2.2. Отношения СССР с исламским миром
2.2.1. Отношения СССР с Турцией, Ираном, Афганистаном
2.2.2. Отношения СССР с арабскими государствами
3. Отношения России с исламским миром на современном этапе
3.1. Политические аспекты
3.2. Экономические аспекты
Заключение
Список источников

Фрагмент для ознакомления

Вообще газовый вопрос (как и нефтяной) – один из важнейших для российской экономики. Благополучие нашей страны по-прежнему во многом зависит от спроса на «голубое топливо» и цен на него. Поэтому Россия в 2007 году поддержала предложение Ирана и Катара по координации усилий газодобывающих стран, среди которых далеко не последнее место занимают представители исламского мира (так, Иран, Катар и Саудовская Аравия занимают соответственно 2-е, 3-е и 4-е места по запасам газа; богаты природным газом Алжир, ОАЭ, Кувейт, Узбекистан, Туркменистан, Индонезия, Малайзия и другие).
Логика такова: если производители нефти уже несколько десятилетий координируют свои усилия на рынках, то почему бы это не сделать производителям газа, который пользуется все большим спросом? Но реализация данного проекта не в интересах США и стран Западной Европы, которые опасаются роста цен на газ.
Одним из крупнейших проектов России в исламском мире стало строительство первого блока Бушерской АЭС в Иране, которое началось еще в 90-е годы. Причем вопрос строительства станции со временем стал увязываться с перспективами получения Ираном ядерного оружия, чему воспротивились страны Запада (в итоге в 2002 году было решено, что отработанное топливо вернется в Россию и не станет материалом для разработок военного характера).
В принципе, резкое отношение США к иранскому проекту и российскому участию в нем происходит не только от заботы о том, чтобы Иран не стал ядерной державой, но и имеет коммерческую подоплеку. Если бы Россия дрогнула и ушла из Ирана (как она ушла на рубеже 80-90-х годов из других исламских стран), ее место в деле утилизации отработанного ядерного топлива и обогащения урана до безопасного (в военном отношении) уровня со временем могли бы занять американские компании. Поэтому российской дипломатии пришлось приложить немало усилий, чтобы соблюсти баланс интересов и не навредить своей стране.

Заключение

Начало 2011 года внесло огромные изменения в расстановку сил в исламском мире – ушли в прошлое державшиеся десятилетиями режимы в Тунисе и Египте, на грани падения президенты Сирии и Йемена, началась гражданская война в Ливии.
Для нашей страны эти перемены, на первый взгляд, скорее невыгодны. С этими государствами у России были хорошие политические и экономические отношения, правящие в них режимы были достаточно предсказуемыми, а теперь перспективы становятся крайне туманными. К тому же появилась реальная опасность прихода к власти в этих странах исламских экстремистов, что может привести к непредсказуемым последствиям.
Россия потеряла от этих революций уже немало. Так, вследствие введения международных санкций против М. Каддафи и его окружения приостановлены (если не потеряны вообще) многомиллиардные контракты, заключенные с Ливией.
Но возможно посмотреть на проблему под другим, более прагматичным и даже циничным, углом. Эти контракты были заключены в счет списания ливийской задолженности, возникшей в 70-80-е годы (их общая сумма сопоставима с долгом, значит, в итоге особой прибыли наша сторона не получит, а вся работа в Ливии проводилась ради хороших отношений с правящим режимом в будущем). Зато эта война повышает стоимость нефти и газа, что может принести (и уже приносит) нам незапланированные доходы. Кроме того, «Газпром» получает (за счет прекращения поставок из Ливии) существенные преимущества на европейских рынках и, возможно, дополнительные доходы. Поэтому все зависит от того, сколько прагматизма и хватки мы можем проявить.
Вообще же в области экономики нам, как мне кажется, следует развивать сотрудничество с мусульманскими странами в том, в чем мы по-прежнему сильны – в космических технологиях, энергетике, добыче и транспортировке нефти и газа, продаже оружия. При этом, разумеется, необходимо соблюдать баланс между экономикой и политикой, чтобы погоней за прибылью не лишить себя политических преимуществ, и наоборот. К тому же не нужно забывать, что за большие деньги, которые мусульманские страны готовы заплатить за какие-либо товары или услуги, идет жесточайшая борьба, в которой наши конкуренты могут использовать самые разные методы (следовательно, перед тем, как принимать стратегические решения, необходимо оценивать риски и просчитывать варианты).
Если говорить о политических аспектах отношений с мусуль-манскими странами, то наиболее важным представляется развитие сотрудничества в сфере борьбы с религиозным экстремизмом и терроризмом, а также установление приемлемых отношений с ними для защиты российских геопролитических интересов.
Как уже говорилось выше, исламский мир политически неоднороден. Одни страны достаточно стабильны и предсказуемы, как ОАЭ, Катар, Марокко, другие представляют собой кипящий котел противоречий - сюда можно отнести Палестину, Афганистан, Пакистан (последний еще обладает и ядерным оружием).
В большинстве современных мусульманских государств наблю-дается рост влияния политических движений, основанных на исламе – от весьма умеренных до крайне радикальных. Конечно, следует отличать ислам от исламизма, тем более от исламского фундаментализма. Ислам – это одна из мировых религий, проповедующая гуманизм и человеколюбие, а вот исламизм можно и нужно считать использованием религиозных чувств верующих для достижения политических целей (причем методы, посредством которых исламисты стараются достичь своих целей, зачастую бывают весьма далекими от законных).
Наиболее радикальные исламисты проводят в жизнь идею борьбы с неверными и идею создания единого мирового исламского Халифата.
Исламистские идеи проникают и в Европу, где живут многочисленные мусульманские диаспоры, и к нам, в Россию. Исламизм опасен для нашей страны по нескольким причинам: мы весьма уязвимы в плане отражения угрозы массового терроризма (несмотря на то, что за последние 10-15 лет исламское террористическое подполье уже весьма громко заявило о себе), в мусульманских регионах (таких, как Татарстан, Башкирия, особенно Северный Кавказ) проявляются тенденции к выходу из состава России или образованию единого исламского государства, да и исламские государства Центральной Азии (такие, как Узбекистан, Киргизия, Таджи-кистан, где уровень жизни большинства населения низок) становятся рассадником воинствующего фундаментализма. Добавим к этому относи-тельную близость Афганистана, поставляющего на мировой рынок тонны наркотиков, и становится понятно, что без последовательной политики наше будущее видится весьма проблемным.
В стратегическом же плане весьма полезным представляется сближение с исламским миром, начатое в начале XXI века. Без контакта с международными объединениями исламских стран, с умеренными исламскими движениями и странами (которые сами зачастую страдают от фундаментализма), война с террором представляется сложным делом (это видно и по тому, как США и их союзники пытаются вести войны в Афганистане и Ираке, озлобляя умеренных мусульман).
Что касается стран Запада, то, с одной стороны, Россия видится им естественным союзником в борьбе с исламским экстремизмом, с другой – Россия, ослабев на Кавказе и в Центральной Азии, может позволить США реализовать свои геополитические планы в этих регионах. И, конечно, всеми силами необходимо избежать сценария, когда Запад смог бы столкнуть нашу страну с исламистами, а сам бы попытался остался в стороне (такого варианта совсем исключать нельзя).
Поэтому вывод такой: необходимо, используя стратегию ровных отношений и с Западом, и с Востоком, оставаться третьей стороной, не становясь окончательно ни на чью сторону и не ссорясь ни с кем. Это вытекает даже из природных и исторических особенностей нашей страны, расположенной и в Европе, и в Азии, имеющей и христианское, и мусульманское население. В этом, по моему мнению, залог успешного развития отношений России с миром ислама.
Список источников

1. Бабиченко Д. Исламская революция // Итоги, 2003, 21 октября, № 42 (384). – С. 26-28.
2. Белоногов А. М. МИД. Кремль. Кувейтский кризис. - М.: ОЛМА-Пресс, 2001.
3. Буровский А. М. Крах империи: Курс неизвестной истории. – М.: АСТ, 2004.
4. Волков К. Ядро раздора: Москва будет экспортировать в Иран ядерное топливо, а Тегеран – ядерные скандалы // Итоги, 2005, 7 марта, № 10 (456). – С. 12-13.
5. Дьяченко О. Россия и Ливия: история сотрудничества // Эхо планеты, 2011, 10 марта, № 9 (1175). – С. 15.
6. Еремеев Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. – М.: Политиздат, 1990.
7. Гриневский О. А. Сценарий для Третьей мировой войны. – М.: ОЛМА-Пресс, 2002.
8. Жирнов Е. «Захир-шах любил заниматься с дамами» // Коммерсантъ-Власть, 2002, 19 марта, № 10 (463). - С. 87-95.
9. Жирнов Е. Египтомания по-русски // Коммерсантъ-Деньги, 2011, 4 апреля, № 13 (820). - С. 76-84.
10. Зеленков М. Ю. Мировые религии: история и современность: Учебное пособие. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2008.
11. Зыгарь М. Мастер-класс Ислама Каримова // Коммерсантъ-Власть, 2005, 23 мая, № 20 (623). – С. 37-42.
12. Иноземцев В. Ценники и циники: Как нам заработать на ливийской революции // Итоги, 2011, 14 марта, № 11 (770). – С. 9-11.
13. История международных отношений: Учебное пособие / Колл. авт.; под ред. Г. В. Каменской, О. А. Колобова, Э. Г. Соловьева. – М.: Логос, 2007.
14. Курукин И. Рана в шесть столетий глубиной // Вокруг света, 2009, № 2 (2821). - С. 96-108.
15. Лузянин С. Г. Восточная политика Владимира Путина. Возвращение России на «Большой Восток» (2004-2008 гг.) – М.: АСТ, 2007.
16. Малашенко А. В. Исламская альтернатива и исламистский проект. – М.: Весь Мир, 2006.
17. Мировая политика и международные отношения: Учебное пособие / Под ред. С. А. Ланцова, В. А. Ачкасова. – СПб.: Питер, 2008.
18. Орозалиев Б., Сборов А. Опять Секир-Бишкек // Коммерсантъ-Власть, 2010, 12 апреля, № 14 (868). – С. 18-24.
19. Правосудов С. Газовая ОПЕК // Профиль, 2008, 25 февраля, № 7 (563). –
С. 48-52.
20. Чудодеев А. Мир! Нефть! Газ! Станет ли путинская концепция «энергетического партнерства» первым шагом к глобальному переустройству мира? // Итоги, 2007, 19 февраля, № 8 (558). – С. 24-25.


Гриневский О. А. Сценарий для Третьей мировой войны. – М.: ОЛМА-Пресс, 2002. – С. 27-28.
Лузянин С. Г. Восточная политика Владимира Путина. Возвращение России на «Большой Восток» (2004-2008 гг.) – М.: АСТ, 2007. – С. 7-9.
Малашенко А. В. Исламская альтернатива и исламистский проект. – М.: Весь Мир, 2006. – С. 19.
Зеленков М. Ю. Мировые религии: история и современность: Учебное пособие. – Ростов-н/Д.: Феникс,
2008. – С. 124-137.
Курукин И. Рана в шесть столетий глубиной // Вокруг света, 2009, № 2 (2821). - С. 96-108.
Правосудов С. Газовая ОПЕК // Профиль, 2008, 25 февраля, № 7 (563). – С. 48-52.
Еремеев Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. – М.: Политиздат, 1990. – С. 15-19.
Жирнов Е. Египтомания по-русски // Коммерсантъ-Деньги, 2011, 4 апреля, № 13 (820). - С. 76-84.
Буровский А. М. Крах империи: Курс неизвестной истории. – М.: АСТ, 2004. – С. 166-170.
Мировая политика и международные отношения: Учебное пособие / Под ред. С. А. Ланцова, В. А. Ачкасова. – СПб.: Питер, 2008. – С. 420-422.
Там же. – С. 423-424.
Жирнов Е. «Захир-шах любил заниматься с дамами» // Коммерсантъ-Власть, 2002, 19 марта, № 10 (463). –
С. 87-95.
История международных отношений: Учебное пособие / Колл. авт.; под ред. Г. В. Каменской,
О. А. Колобова, Э. Г. Соловьева. – М.: Логос, 2007. – С. 498-501.
Мировая политика и международные отношения: Учебное пособие / Под ред. С. А. Ланцова, В. А. Ачкасова. – СПб.: Питер, 2008. – С. 416-417.
Гриневский О. А. Сценарий для Третьей мировой войны. – М.: ОЛМА-Пресс, 2002. – С. 208-211.
Белоногов А. М. МИД. Кремль. Кувейтский кризис. - М.: ОЛМА-Пресс, 2001. – С. 32-33.
Мировая политика и международные отношения: Учебное пособие / Под ред. С. А. Ланцова, В. А. Ачкасова. – СПб.: Питер, 2008. – С. 418.
Мировая политика и международные отношения: Учебное пособие / Под ред. С. А. Ланцова, В. А. Ачкасова. – СПб.: Питер, 2008. – С. 418.
Мировая политика и международные отношения: Учебное пособие / Под ред. С. А. Ланцова, В. А. Ачкасова. – СПб.: Питер, 2008. – С. 419-420.
Бабиченко Д. Исламская революция // Итоги, 2003, 21 октября, № 42 (384). – С. 26-28.
История международных отношений: Учебное пособие / Колл. авт.; под ред. Г. В. Каменской, О. А. Колобова, Э. Г. Соловьева. – М.: Логос, 2007. – С. 501-503.
Орозалиев Б., Сборов А. Опять Секир-Бишкек // Коммерсантъ-Власть, 2010, 12 апреля, № 14 (868). –
С. 18-24.
Зыгарь М. Мастер-класс Ислама Каримова // Коммерсантъ-Власть, 2005, 23 мая, № 20 (623). – С. 37-42.
Мировая политика и международные отношения: Учебное пособие / Под ред. С. А. Ланцова, В. А. Ачкасова. – СПб.: Питер, 2008. – С. 418-419.
Лузянин С. Г. Восточная политика Владимира Путина. Возвращение России на «Большой Восток» (2004-2008 гг.) – М.: АСТ, 2007. – С. 50.
Дьяченко О. Россия и Ливия: история сотрудничества // Эхо планеты, 2011, 10 марта, № 9 (1175). – С. 15.
Мировая политика и международные отношения: Учебное пособие / Под ред. С. А. Ланцова, В. А. Ачкасова. – СПб.: Питер, 2008. – С. 419.
Лузянин С. Г. Восточная политика Владимира Путина. Возвращение России на «Большой Восток» (2004-2008 гг.) – М.: АСТ, 2007. – С. 120-121.
Чудодеев А. Мир! Нефть! Газ! Станет ли путинская концепция «энергетического партнерства» первым шагом к глобальному переустройству мира? // Итоги, 2007, 19 февраля, № 8 (558). – С. 24-25.
Волков К. Ядро раздора: Москва будет экспортировать в Иран ядерное топливо, а Тегеран – ядерные скандалы // Итоги, 2005, 7 марта, № 10 (456). – С. 12-13.

Иноземцев В. Ценники и циники: Как нам заработать на ливийской революции // Итоги, 2011, 14 марта,
№ 11 (770). – С. 9-11.












3

Список источников

1. Бабиченко Д. Исламская революция // Итоги, 2003, 21 октября, № 42 (384). – С. 26-28.
2. Белоногов А. М. МИД. Кремль. Кувейтский кризис. - М.: ОЛМА-Пресс, 2001.
3. Буровский А. М. Крах империи: Курс неизвестной истории. – М.: АСТ, 2004.
4. Волков К. Ядро раздора: Москва будет экспортировать в Иран ядерное топливо, а Тегеран – ядерные скандалы // Итоги, 2005, 7 марта, № 10 (456). – С. 12-13.
5. Дьяченко О. Россия и Ливия: история сотрудничества // Эхо планеты, 2011, 10 марта, № 9 (1175). – С. 15.
6. Еремеев Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. – М.: Политиздат, 1990.
7. Гриневский О. А. Сценарий для Третьей мировой войны. – М.: ОЛМА-Пресс, 2002.
8. Жирнов Е. «Захир-шах любил заниматься с дамами» // Коммерсантъ-Власть, 2002, 19 марта, № 10 (463). - С. 87-95.
9. Жирнов Е. Египтомания по-русски // Коммерсантъ-Деньги, 2011, 4 апреля, № 13 (820). - С. 76-84.
10. Зеленков М. Ю. Мировые религии: история и современность: Учебное пособие. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2008.
11. Зыгарь М. Мастер-класс Ислама Каримова // Коммерсантъ-Власть, 2005, 23 мая, № 20 (623). – С. 37-42.
12. Иноземцев В. Ценники и циники: Как нам заработать на ливийской революции // Итоги, 2011, 14 марта, № 11 (770). – С. 9-11.
13. История международных отношений: Учебное пособие / Колл. авт.; под ред. Г. В. Каменской, О. А. Колобова, Э. Г. Соловьева. – М.: Логос, 2007.
14. Курукин И. Рана в шесть столетий глубиной // Вокруг света, 2009, № 2 (2821). - С. 96-108.
15. Лузянин С. Г. Восточная политика Владимира Путина. Возвращение России на «Большой Восток» (2004-2008 гг.) – М.: АСТ, 2007.
16. Малашенко А. В. Исламская альтернатива и исламистский проект. – М.: Весь Мир, 2006.
17. Мировая политика и международные отношения: Учебное пособие / Под ред. С. А. Ланцова, В. А. Ачкасова. – СПб.: Питер, 2008.
18. Орозалиев Б., Сборов А. Опять Секир-Бишкек // Коммерсантъ-Власть, 2010, 12 апреля, № 14 (868). – С. 18-24.
19. Правосудов С. Газовая ОПЕК // Профиль, 2008, 25 февраля, № 7 (563). –
С. 48-52.
20. Чудодеев А. Мир! Нефть! Газ! Станет ли путинская концепция «энергетического партнерства» первым шагом к глобальному переустройству мира? // Итоги, 2007, 19 февраля, № 8 (558). – С. 24-25.

Вопрос-ответ:

Что такое ислам и исламский мир?

Ислам – это религия, основанная пророком Мухаммадом в VII веке. Исламский мир включает в себя страны, где преобладает ислам как основная религия, а также мусульманскую диаспору в других странах.

Какие были отношения России с исламским миром до 1917 года?

До 1917 года Россия имела сложные отношения с исламским миром. На территории Российской империи находилось множество мусульманских народов, с которыми велись войны, а также были различные политические и социальные конфликты.

Какие были отношения СССР с исламским миром?

Отношения СССР с исламским миром были сложными и противоречивыми. С одной стороны, СССР поддерживал некоторые исламские государства и оказывал им экономическую и военную помощь. С другой стороны, были случаи подавления исламской религии и культуры в СССР, особенно в период сталинского режима.

Какие были отношения СССР с Турцией, Ираном и Афганистаном?

СССР имел сложные отношения с Турцией, Ираном и Афганистаном. С Турцией были территориальные и политические споры, но и в то же время существовали экономические контакты и культурный обмен. С Ираном и Афганистаном были периоды сотрудничества и противостояния, в том числе военных конфликтов.

Какие современные политические и экономические аспекты отношений России с исламским миром?

В современных отношениях России с исламским миром присутствуют как политические, так и экономические аспекты. Политические аспекты включают поддержку исламским государствам в борьбе с терроризмом, сотрудничество в решении региональных конфликтов и развитие диалога между религиозными лидерами. Экономические аспекты включают торговлю, инвестиции и сотрудничество в энергетической сфере.

Что такое ислам?

Ислам - это мировая религия, основанная в 7 веке в Аравии пророком Мухаммадом. Основными принципами ислама являются вера в единого Бога, Аллаха, и следование его установлениям, закрепленным в Коране.

Какие страны относятся к исламскому миру?

В исламском мире насчитывается около 50 стран. Некоторые из них - Саудовская Аравия, Иран, Турция, Египет, Индонезия, Пакистан и другие - имеют значительное мусульманское население и сильное влияние ислама на их культуру, политику и социальные отношения.

Какие были отношения России с исламским миром до 1917 года?

До 1917 года Россия имела сложные отношения с исламским миром. Авторитет мусульманского духовенства был ограничен, и исламские общины сталкивались с вмешательством царской власти. Однако в Российской империи также существовали регионы, где ислам признавался официальной религией и мусульманам предоставлялись определенные привилегии.

Какие были отношения СССР с арабскими государствами?

В период существования СССР отношения с арабскими государствами были сложными и противоречивыми. Во время Холодной войны Советский Союз поддерживал революционные движения в регионе и предоставлял их ресурсную и военную помощь. Однако в 1970-1980-е годы отношения СССР с арабскими государствами ухудшились из-за конфликта в Афганистане и поддержки различных сторон в арабо-израильском конфликте.

Какие политические и экономические аспекты определяют современные отношения России с исламским миром?

В политическом плане Россия стремится укрепить диалог и сотрудничество с исламскими государствами по вопросам борьбы с терроризмом, региональной стабильности и урегулированию конфликтов. В экономическом плане Россия активно развивает торгово-экономические связи, в том числе в сферах энергетики, сельского хозяйства, туризма и инфраструктурных проектов.

Что такое ислам и исламский мир?

Ислам - это мировая религия, основанная в VII веке в Аравии пророком Мухаммедом. Исламский мир включает в себя страны, население которых является преимущественно мусульманами и где ислам оказывает значительное влияние на культуру и политику.