Принципы правого государства и разделения властей

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 37 37 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 10.04.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

Оглавление
Введение 3
1. Основные концепции правового государства и разделения властей 5
1.1. Определение понятия правового государства 5
1.2. Роль и значение разделения властей в правовом государстве 8
1.3. Обзор различных подходов к разделению властей 11
2. Разделение властей в классическом правовом государстве. 16
2.1. Основные принципы и положения классической теории разделения властей 16
2.2. Примеры исторических конституций, регламентирующих разделение властей в этот период 18
3. Разделение властей в современной Российской Федерации 20
3.1. Конституционные основы разделения властей в РФ 20
3.2. Структура государственно-правовых институтов и их взаимодействие в России 23
3.3. Анализ практической реализации принципов разделения властей в РФ 28
4. Сравнительный анализ разделения властей в классическом правовом государстве и в РФ 30
4.1. Основные сходства и различия между разделением властей в 19 веке и в России 30
4.2. Анализ эффективности и проблем реализации разделения властей в РФ по сравнению с классическим правовым государством 32
Заключение 35
Список литературы 36

Фрагмент для ознакомления

Его основная задача заключается в том, чтобы выражать, представлять интересы народа Российской Федерации, его главный вид деятельности – законотворческая. Федеральное Собрание, в свою очередь, включает в себя две палаты — Совет Федерации и Государственную Думу. Что касается исполнительной власти, то она в России реализуется Правительством, а Правительство - это Председатель Правительства РФ, заместитель Председателя Правительства и федеральные министры.Исходя из своего функционального назначения, Правительство Российской Федерации руководит, координирует действия в главных областях государственной жизни. А именно, мы можем выделить экономику, социальную сферу, культуру, политику, правоохранительную деятельность. Далее обратимся к функциональной значимости и особенностям судебной власти. Наибольшая универсальность присуща судам общей юрисдикции. Дело в том, что именно эти суды занимаются большинством дел. Интересны также и военные суды. Формально считается, что они также относятся к судам общей юрисдикции, тем не менее, их сфера деятельности достаточно специфична. Как следует из названия, данные суды решают все вопросы, которые связаны с областью военной службы. Арбитражные суды занимаются вопросами, которые лежат в плоскости отношений коммерческого порядка. Например, если коммерческие организации имеют конфликт, то это напрямую решаются в арбитражном суде. Конституционные и уставные суды (в том числе Конституционный суд РФ) рассматривают проблему того, в какой мере законы соответствуют Конституции. Важны также и те суды, которые пребывают ниже по иерархии, поскольку ими реализуется основная работа. Судебно-надзорные инстанции не только реализуют процессуальные функции, но также и накапливают, изучают судебный опыт рассмотрения дел. Например, они анализируют практику и статистику. На основе этой практике даются ценные рекомендации по совершенствованию деятельности судов. Судебные акты Верховного Суда РФ и судов субъектов Российской Федерации наделены рекомендательным характером. Если суд находится ниже по иерархии, то они могут использовать данные рекомендации как дополнительный, но, тем не менее, важный ориентир. Итак, ст. 24 ФКЗ - № 1 дает нам понять, что все вышеперечисленные суды, а именно, Верховный суд, суды регионов (республик, областей и других субъектов РФ) - это суды общей юрисдикции.Как уже отмечалось ранее, судебную власть невозможно себе в функциональном аспекте представить без реализации правосудия. Иными словами, суды в определенной форме применяют формы права, чтобы разрешать различные дела. Эти дела имеют различную направленность, например, это могут быть гражданские, административные дела или же уголовные. Судам важно обеспечить интересы как государства, так и тех лиц, которые нуждаются в защите в рамках правового поля. Также судебная власть имеет функции контроля. В частности, к примеру, есть такой суд, как Конституционный, который контролирует, как соблюдаются на территории страны все законы, НПА. Поправки 2020 года в некоторой мере конкретизировали направления и специфику деятельности Конституционного суда. В частности, речь идет об уменьшении общего числа судей до 11, изменении порядка прекращения полномочий судей (теперь – Советом Федерации по представлению главы государства); коррекции структуры руководства Суда (один заместитель председателя вместо двух); трансформации компетенции данного органа, что, с одной стороны, затрудняет подачу жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан, а с другой – вменяет Суду обязательное разрешение новых вопросов (например, проверка законопроектов по запросам президента Российской Федерации).3.3. Анализ практической реализации принципов разделения властей в РФИтак, согласно Конституции, в России действует принцип разделения властей, который относится к классическим. Наибольшую роль во взаимодействии федеральных органов государственной власти играет Президент Российской Федерации, наделенный полномочиями в отношении каждой из ветвей власти и участвующий либо в их функционировании, либо в формировании кадрового состава соответствующих органов. Президент РФ является главой государства; гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. После внесения поправок в Конституцию в 2020 году полномочия Президента и границы его влияния на сферы деятельности всех ветвей власти в значительной мере расширились. Исполнительная и законодательная ветви власти пребывают в состоянии взаимодействия. Согласно статье 110 Конституции правительство осуществляет исполнительную власть в нашей стране. Исполнительная власть одобряет и публикует принятые законодательной властью законы, соблюдает их и организует их исполнение, разрабатывает и исполняет бюджет, вносит в парламент свои проекты законов, косвенно участвуя в осуществлении законодательной и судебной властей. Исполнительная власть в целом просто призвана обеспечить правильную работу остальных ветвей власти, и соблюдение законодательство в той части, в которой оно за это ответственно. Правительство осуществляет некоторые законодательные функции, принимая свои подзаконные акты, но они не могут противоречить текущему законодательству и указам президента. То есть такое нормотворчество уместно в обычно достаточно узких областях права связанных с деятельностью конкретных министерств и ведомств в своей сфере.Взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной властями протекают по двум основным направлениям. Во-первых, ветви власти сотрудничают между собой с целью эффективного управления государством. Во-вторых, каждая из трех ветвей власти, осуществляя свои полномочия, сдерживает и уравновешивает друг друга, обеспечивая тем самым в государстве законность и правопорядок.Кроме того, следует отметить, что особенность разделения власти по вертикали в России определяется тем, что отношения между Федерацией и ее субъектами традиционно строились и продолжают строиться на довольно централизованной основе. Таким образом, как уже отмечалось ранее, одним из главных достоинств разделения властей является то, что оно помогает предотвратить злоупотребление властью. Когда власть разделена между различными ветвями, это снижает вероятность того, что одна ветвь будет использовать свою власть для нарушения прав и свобод граждан. Кроме того, разделение властей может помочь обеспечить более эффективное управление, так как каждая ветвь может сосредоточиться на своих конкретных задачах и не тратить время на решение вопросов, которые не входят в ее компетенцию. И на данном этапе эта главная задача разделения властей в России реализуется в достаточной мере успешно, невзирая на отдельные трудности, присутствующие в любом из современных государств. Далее рассмотрим более подробно вопрос относительно сопоставления функционирования принципа разделения властей в 19 веке и на современном этапе в России. 4. Сравнительный анализ разделения властей в классическом правовом государстве и в РФ4.1. Основные сходства и различия между разделением властей в 19 веке и в РоссииПринцип разделения властей – один из важнейших принципов организации и деятельности государства. Он состоит в распределении суверенной государственной власти между тремя вполне самостоятельными ветвями государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной.   В 19 веке разделение властей имело свои недостатки, связанные с тем, что не все страны имели одинаковое устройство, соответствующий законодательный правовой базис. В некоторых странах разделение властей было более четким, в других - менее. В России в 19 веке проекты разделения властей только находились в стадии своей разработки. Это, в свою очередь, определяло недостаточную эффективность реализации вышеназванного принципа.В строгом смысле императорская Россия не могла следовать классическим рекомендациям Монтескье, поскольку вся государственная система выстраивалась на базе единения властей, но никак не их разделения. Соответственно, полное влияние властей, верховная власть императора – все это сдерживало внедрение разделения властей в практику. Тем не менее, было бы неправильно считать, что абсолютизм – это всего лишь единоличная власть монарха, в практическом аспекте система государственного управления Российской империей носила более сложный характер. Общественные надежды и политические споры начала XIX в. Дали импульс для возрождения интереса к учению о разделении властей, которое с этого времени выступало как общее место политической теории и в ограниченной степени воздействовало на практику управления государством. В 1810 г. в России состоялось формирование Государственного совета, “Учреждение” о котором гласило: “Никакой закон не может быть представлен на утверждение императора помимо Государственного совета”. Таким образом, в России появился высшее законовещательное учреждение. Созданный по инициативе Александра I и по проекту Сперанского, Государственный совет продолжал те традиции, которые были ранее заложены высшими коллегиальными установлениями. Стремление к разделению властей являлось базисом министерской реформы Александра I, когда с 1802 г. Функциональное разделение властей, установленное “Сводом законов”, вносило определенный порядок в работу государственного механизма, тем не менее, мы не можем утверждать, что это разделение властей соответствовало классическому пониманию.    По сравнению с 19 столетием разделение властей в России на современном этапе приобрело большее значение, а также большую приближенность к той системе, которая считается классической. В частности, сейчас этот принцип базируется на более четком разграничении  компетенции и взаимном контроле между соответствующими государственными органами, а также системе сдержек и противовесов, то есть, любые превышения полномочий со стороны органов государственной власти пресекаются. Ранее для этого отсутствовали необходимые предпосылки, законодательный базис, в первую очередь.Кроме того, на современном этапе понятия разделения властей и правового государства тесно связаны, а точнее – не могут представляться отдельно друг от друга. Ранее эта связь не была столь очевидна на практике. Без разделения властей невозможно построение правового государства, которое представляет собой организацию политической власти, создающую условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. 4.2. Анализ эффективности и проблем реализации разделения властей в РФ по сравнению с классическим правовым государствомВ целом, если проводить сопоставление с классической концепцией разделения властей, то мы сможем говорить о высокой эффективности реализации принципа разделения властей, что определяется несколькими факторами.Конституционные положения: во-первых, эффективность реализации принципа зависит от того, насколько четко и подробно принцип разделения властей прописан в конституции страны.Законодательная база: наличие и качество законодательной базы, регулирующей разделение властей, также влияет на эффективность его реализации. Безусловно, отдельные коллизии, пробелы присутствует, тем не менее, они оперативно устраняются. Политическая культура: уровень политической культуры общества и понимание гражданами важности принципа разделения властей также играет значительную роль в его эффективности. Несмотря на определенные сложности в этой сфере, в последние годы уровень политического сознания, правовой и политической культуры населения растет, что обусловлено целенаправленной работой в данном направлении. Баланс сил между ветвями власти: важно, чтобы ветви власти были сбалансированы и не доминировали одна над другой, чтобы обеспечить эффективное разделение полномочий и ответственности. На сегодняшнем этапе этот аспект присутствует в деятельности государственной системы Российской Федерации. Независимость судебной системы: независимость и беспристрастность судебной системы также является ключевым фактором для эффективного разделения властей. В Российской Федерации судебная система независима. Огромна роль Конституционного суда в совершенствовании деятельности судебной ветви власти. Система сдержек и противовесов: хорошо разработанная система сдержек и противовесов между ветвями власти помогает предотвратить злоупотребление властью и обеспечивает ее эффективное разделение. В России эта система динамично развивается, в особенности, после вышерассмотренных нами поправок к Конституции 2020 года. Политическая стабильность: политическая стабильность и согласие между различными ветвями власти также важны для эффективной реализации принципа разделения властей.Политическая стабильность - это состояние политической системы, при котором существует низкий уровень конфликтов, насилия и нестабильности. Это означает, что правительство и общество в целом функционируют без серьезных нарушений и потрясений, и что люди чувствуют себя в безопасности и могут планировать свое будущее. Политическая стабильность может быть достигнута благодаря различным факторам, таким как сильная законодательная база, эффективное управление и уважение к правам и свободам граждан. Политическая стабильность – это одна из приоритетных задач национальной безопасности России, что, в частности, указано в Стратегии национальной безопасности. И поддержанию политической стабильности уделяется много внимания на сегодняшний день. Но также мы должны выделить и некоторые проблемные аспекты. Несмотря на то, что конституционная реформа 2020 г. содержит в себе определенные предпосылки для движения России в сторону смешанной республики и усиления конституционно-правового и политического статуса Государственной Думы Российской Федерации в системе разделения властей, есть некоторый дисбаланс во взаимодействии Президента, Правительства и Федерального Собрания, который будет устранен исключительно при условии планомерного развития партийной и избирательной систем, а также институтов гражданского общества. Но все же, необходимо еще раз подчеркнуть, что поправки 2020 года создали долговременный и перспективный механизм развития системы разделения властей. Качество участия органов народного представительства в определении ключевых направлений внутренней политики, эффективность работы органов исполнительной власти, законотворческой деятельности Федерального Собрания должны неуклонно возрастать, что в дальнейшем позволит России достичь оптимального баланса ветвей власти, что, конечно же, положительно скажется на развитии гражданского общества и государства в целом. Применительно к федеральному уровню можно также нормативно закрепить конституционно-правовой статус и место в системе разделения властей таких государственных органов, как Счетная палата Российской Федерации, система органов прокуратуры, система избирательных комиссий, Центральный банк Российской Федерации и др.ЗаключениеВышесказанное позволяет сделать следующие выводы. В целом, отметим, что современные демократические политические системы основываются на принципах конституционализма, разделения властей. Теория разделения властей рождается в трудах философов, в особенности, следует выделить вклад Дж. Локка и Ш. Монтескье.Согласно позиции этих мыслителей, разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную способствует защите граждан, государства от таких пагубных явлений, как тирания, произвол, это гарант того, что государственная политическая система будет пребывать в состоянии стабильности и безопасности. Кроме того, разделение властей делает государственную систему более эффективной, защищает институт частной собственности. Показательно также мнение Ш. Монтескье о том, что разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную освобождают от тирании и деспотизма, давая простор для развития общественных и государственных институтов. На современном этапе концепция разделения властей реализуется в большинстве демократических государств мира, в том числе и в России. Принцип разделения властей отражен в деятельности законодательных, исполнительных, судебных органов. Этот принцип имеет конституционное закрепление (ст. 10 Конституции Российской Федерации).Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную дает возможность грамотного взаимодействия и уравновешивания ветвей власти, кроме того, этот принцип лежит в основе формирования системы «сдержек и противовесов». Таким образом, действие принципа разделения властей предполагает, что ветви власти на постоянной основе, согласованно должны взаимодействия и реализовать закрепленные за ними полномочия не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Федерации.Список литературы


1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018 г.) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 13. Ст. 1447
3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (редакция от 28.12.2016) Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. ФЗ от 04.07.2003 года N 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. ФЗ от 06.10.1999 года N 184-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 28.03.2017 N 42-ФЗ). «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. ФЗ от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Указ Президента РФ от 09.03.2004 года N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Указ Президента РФ от 12.05.2008 года N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Указ Президента РФ от 21.05.2012 года N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 28.03.2017 N 42-ФЗ). «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 11. Ст. 1416
12. Боброва Н. А. Конституционная реформа-2020 как полигон инноваций / Н. А. Боброва // Юридическая техника. – 2021. - № 15. - С. 134-139.
13. Ведяхина К. В. Господство Конституции, закона – принцип российского права//Вестник Волжского ун-та им. В. Н. Татищева. Сер. «Юриспруденция». - Вып. 7. - Тольятти, 2019.
14. Волкова Н. С. Сущность правового государства // Молодой ученый. -2019. - № 47 (285). - С. 274-276.
15. Геворкян М.В. Истоки теории разделения властей. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoki-teorii-razdeleniya-vlastey?ysclid=lesesehvgx833501857 (Дата обращения 02.03.2024)
16. Дикова И.В. Специфика судебной власти в системе разделения властей. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-sudebnoy-vlasti-v-sisteme-razdeleniya-vlastey?ysclid=ltg4fwyyvs189187474 (дата обращения 06.03.2024)
17. Ивакина Д. С. Роль принципа разделения властей в современном демократическом государстве // Молодой ученый. - 2019. - № 43 (281). - С. 89-91.
18. Иванов В.С. Проект конституционного преобразования М. М. Сперанского. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proekt-konstitutsionnogo-preobrazovaniya-m-m-speranskogo?ysclid=ltg35znsbb571068051 (дата обращения 06.03.2024)
19. Иовенко А.Р., Карпушева Л.Н. Карпушева А.Н. Роль и место Президента в системе разделения властей России после принятия поправок к Конституции РФ 1 июля 2020 года. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-mesto-prezidenta-v-sisteme-razdeleniya-vlastey-rossii-posle-prinyatiya-popravok-k-konstitutsii-rf-1-iyulya-2020-goda?ysclid=ltg3lquf97814022707 (дата обращения 06.03.2024)
20. Исаханов А. Р. Концепция разделения властей Джона Локка / А. Р. Исаханов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2021. - № 22 (364). - С. 309-310. URL: https://moluch.ru/archive/364/81579/ (Дата обращения 02.03.2024)
21. История государства и права России : учебное пособие для вузов — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 180 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9788-0192-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510399 (дата обращения: 02.03.2024).
22. Истоки и источники права: генезис и эволюция / под ред. Р. А. Ромашова. - СПб. : Алетейя, 2022. - 482 с.
23. Ишкильдина С. Н. Судебная власть в государственном механизме Российской Федерации // Молодой ученый. - 2022. - № 2 (397). - С. 296-298.
24. Кряжкова О. Конституционный суд России после реформы 2020 года: что изменилось на практике? [Электронный ресурс] URL: https://zakon.ru/blog/2022/11/12/konstitucionnyj_sud_rossii_posle_reformy_2020_goda_chto_izmenilos_na_praktike?ysclid=ltg4mnmg6i642673214 (Дата обращения 06.03.2024)
25. Марченко М.Н., Теория государства и права: учебник / Марченко М.Н. - М. :Юрайт, 2020. -640 с.
26. Миронов О.О. Конституция не может быть неизменной // Государство и право. - 2018. - № 4.
27. Основы правового государства : учебное пособие / Е. Г. Шаблова, С. В. Бендюрина, О. В. Жевняк, Н. А. Жумаканова, Л. И. Филющенко ; под общ.ред. Е. Г. Шабловой ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. – Екатеринбург : Изд-во Урал.ун-та, 2022. – 240 с.
28. Правотворчество : учебное пособие для вузов / А. П. Альбов [и др.] ; под редакцией А. П. Альбова, С. В. Николюкина. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. 254 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/511697 (дата обращения 06.03.2024)
29. Сагетдинов А. Э. К вопросу о содержании и этапах правотворческого процесса // Молодой ученый. - 2017. - №5. - С. 317-319
30. Соловьёв Э. Феномен Локка./Э. Соловьёв//Научно-просветительский журнал «Скепсис». URL: http://scepsis.ru/library/ (Дата обращения 02.03.2024)
31. Судебная практика в современной правовой системе России: монография / Т.Я. Хабриева, В.В. Лазарев, А.В. Габов и др.; под ред. Т.Я. Хабриевой, В.В. Лазарева. - М.: ИЗиСП, НОРМА, ИНФРА-М, 2017.