Формирование доходов и уровень жизни населения в России.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Макроэкономика
  • 33 33 страницы
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 03.04.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1 Теоретические аспекты формирования доходов и уровня жизни населения 5
1.1 Определение формирования доходов населения 5
1.2 Факторы, влияющие на уровень жизни населения 9
1.3 Связь между формированием доходов и уровнем жизни населения 12
2 Анализ формирование доходов и уровня жизни населения в России 15
2.1 Сравнительная характеристика показателей уровня и качества жизни населения России 15
2.2 Государственная политика сокращения неравенства денежных доходов 24
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Фрагмент для ознакомления

В Российской Федерации усилилась дифференциация регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития.Исходя из этого, планируется решить группу задач:- снижение дифференциации доходов;- сокращение бедности и имущественного неравенства;- снижение уровня межрегиональной дифференциации социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.На отраслевом уровне стратегии в области транспорта, пищевой и перерабатывающей промышленности являются примерами стратегий, направленных на снижение дифференциации. Транспортная стратегия Российской Федерации, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации, предусматривает содействие:- честная конкуренция и недискриминационный доступ к рынкам;- снизить дифференциацию в отношении доступности транспортных услуг для разных регионов и социальных групп общества.Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности на период до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации, предполагает:- развитие инфраструктуры продовольственного рынка в целях установления справедливых цен на социально значимые для населения продовольственные товары;- снизить территориальную дифференциацию потребления основных продуктов питания и вернуть потребление к рациональным нормам.Для анализа стратегических документов на региональном уровне мы оценили стратегии социально-экономического развития субъектов Центрального федерального округа. В стратегических программах развития рассматриваемых регионов планируется повысить адресность и обоснованность социальной помощи малообеспеченным гражданам, семьям с детьми и работникам бюджетной сферы (стратегии Иваново, Курска, Липецка, Москвы и Рязани).Также предусмотрен ряд мер по созданию возможностей для косвенного сокращения неравенства. Здесь мы выделили следующие направления воздействия:- повышение социально-экономической мобильности населения (Курская и Владимирская области;- повышение минимального размера оплаты труда (Курская область) и сокращение доли населения, доходы которого ниже прожиточного минимума (Костромская область);- увеличение доходов населения (Брянская, Владимирская, Костромская, Липецкая области);- увеличение доли среднего класса в общей численности населения (Белгород);- улучшение качества и уровня жизни населения (Владимирская область);- снижение социально-экономического неравенства (Костромская область).Меры, направленные на снижение уровня социально-экономической дифференциации регионов России, содержатся в четырех нормативных правовых актах, отражающих основы государственной политики, а именно:- основы национальной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года;- план мероприятий по реализации Основ политики регионального развития Российской Федерации до 2025 года;- основные направления деятельности Правительства Российской Федерации до 2024 года;- концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы;- послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.Прежде всего, эти документы предусматривают равные возможности для реализации:- конституционные права и свободы граждан Российской Федерации на всей территории страны;- на получение государственных услуг в сфере миграции, в том числе информационных услуг, для иностранных граждан независимо от их миграционного статуса, уровня доходов или иных обстоятельств.Во-вторых, предполагается:- сглаживание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, что, в конечном итоге, должно снизить уровень межрегионального неравенства;- развитие системы социальной защиты и социальных услуг, основанной на принципах справедливости, адресности и необходимости.В-третьих, были определены следующие области реализации политики:- сбалансированное пространственное развитие, направленное на сокращение межрегиональных различий в социально-экономическом развитии и выравнивание размещения производительных сил и расселения населения на территории страны;- улучшить качество и уровень жизни населения.На федеральном уровне проблема растущего социально-экономического неравенства в России отражена в двух федеральных программах, реализуемых государством:- «экономическое развитие и инновационная экономика»;- «развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации». Обеспечивает, с одной стороны, равный доступ предпринимателей к сети Интернет, а с другой - возможность использования информации о тендерах на приобретение государственного и муниципального имущества, ограниченность ресурсов, что косвенно должно привести к перераспределению доходов от тех, кто владеет соответствующей информацией, к большему числу между ними.В свою очередь, рассматриваемая нами проблема существенно выражена в региональных государственных программах: развитие образования, занятости и социальной поддержки населения. Так, повышение степени равенства доступа к образованию обосновано в целях и задачах программ Тульской области, важное дополнение к ним представлено в программах Курской области, где акцентировано внимание на развитии качественного общедоступного образования.Последнее наблюдение, на наш взгляд, является принципиальным, поскольку рассматривает проблему равенства образования не с точки зрения самого факта возможности его получения, а равенства возможностей получения уровня и качества образования, что, во-первых, позволит в будущем продолжить обучение в среднем или высшем учебном заведении и/или, во-вторых, соответствует требованиям работодателя.Государственные программы содействия занятости предусматривают гарантии социальной поддержки безработных (заложены в целях, задачах и показателях программ Брянской и Костромской областей). Программы социальной помощи гражданам содержат конкретные положения по реализации политики, направленной на поддержку отдельных категорий граждан: малообеспеченных и малообеспеченных (Калужская и Ярославская области), семей с детьми (Ярославская область), пенсионеров (Брянская и Владимирская области) и население, находящееся в трудном положении (Брянская и Ивановская области).Среди основных планируемых мер планируется повысить степень социальной защищенности вышеназванных групп населения – повысить качество и доступность социальных трансфертов и льгот, а также уровень их предоставления (Рязанская область). Также планируется создать условия для:- сокращение бедности и социального неравенства (госпрограммы города Москвы и Ярославской области);- повышение уровня и качества жизни населения (Калужская область, Липецкая область);- рост благосостояния (Тамбовская, Тульская и Ярославская области).Таким образом, проведенный анализ нормативно-правовых актов и стратегических документов позволил выделить три основных подхода к решению проблемы неравенства доходов в регионах России в контексте реализуемой государственной политики. Первый подход основан на принципе создания равных условий для реализации прав, свобод и возможностей всех субъектов - отдельных лиц, домохозяйств, предприятий.Второй подход основан на принципе справедливого распределения благ посредством политики перераспределения в виде социальных трансфертов и налоговых льгот.Третий подход основан на принципе повышения уровня жизни населения через качество экономического роста субъектов Федерации.ЗаключениеТаким образом, в России формирование доходов и уровень жизни населения остаются актуальными проблемами, требующими комплексного подхода и эффективных мер для улучшения ситуации. Повышение доходов населения является важным фактором для улучшения качества жизни граждан и обеспечения устойчивого экономического развития страны.Для достижения этой цели необходимо разработать и реализовать стратегии, направленные на стимулирование предпринимательской активности, развитие разнообразных отраслей экономики, инвестирование в образование и повышение квалификации населения. Государственная поддержка предпринимательства, создание благоприятной инвестиционной среды, а также меры по сокращению социального неравенства и бедности могут способствовать увеличению доходов населения и улучшению уровня жизни граждан.Необходимо также уделить внимание мерам социальной поддержки населения, обеспечивающим доступность качественных услуг здравоохранения, образования, жилья и социальной защиты. Только комплексный подход к проблеме формирования доходов и уровня жизни населения позволит создать благоприятные условия для процветания общества и улучшения благосостояния граждан в России. Повышение доходов населения является важным фактором для улучшения качества жизни граждан и обеспечения устойчивого экономического развития страны.Для достижения этой цели необходимо разработать и реализовать стратегии, направленные на стимулирование предпринимательской активности, развитие разнообразных отраслей экономики, инвестирование в образование и повышение квалификации населения. Только комплексный подход к проблеме формирования доходов и уровня жизни населения позволит создать благоприятные условия для процветания общества и улучшения благосостояния граждан в России.Список использованной литературыНормативные правовые акты1. Указ Президента РФ от 04.02.2021 N 68 (ред. от 09.09.2022) "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации"//Консультант Плюс2. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года"//Консультант Плюс 3. Указ Президента РФ от 16.01.2017 № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» //Консультант Плюс 4. Указ Президента РФ от 16.01.2017№ 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» //Консультант Плюс5. Указ Президента РФ от 31.10.2018 № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы» Консультант Плюс6. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 N 207-р (ред. от 30.09.2022) <Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года>//Консультант Плюс 7.Распоряжение Правительства РФ от 17.04.2012 № 559-р «Об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности на период до 2020 года». //Консультант Плюс 8. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р (ред. от 12.05.2018) «О Транспортной стратегии Российской Федерации». //Консультант Плюс 9. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утв. Правительством РФ 29.09.2018); Распоряжение Правительства РФ от 5 июня 2017 г. № 1166-р (ред. от 27.08.2018) //Консультант Плюс 10. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утв. Правительством РФ 29.09.2018) //Консультант Плюс 11. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 (ред. от 13.02.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» сбалансированного пространственного развития Российской Федерации». //Консультант Плюс 12. Распоряжение Правительства РФ от 05.05.2018 № 872-р (ред. от 18.10.2018) «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)» //Консультант Плюс 13. Постановление Правительства РФ от 26.11.2021 N 2049 (ред. от 16.12.2023) "Об утверждении Правил определения границ бедности в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации, используемых в оценках показателя "Уровень бедности" в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации, и о внесении изменений в Федеральный план статистических работ"//Консультант ПлюсНаучная литература14. Бердиева, О. Г. Неравенство доходов в исторической ретроспективе: уроки и вызовы / О. Г. Бердиева.// Молодой ученый. - 2023. - № 45 (492). 15. Бобков В.Н. Уровень и качество жизни населения России: от реальности к проектированию будущего: [монография] / В.Н. Бобков.- М.: ФНИСЦ РАН, 2022. 274 с.16. Велян, С. А. Неравенство доходов мужчин и женщин в России / С. А. Велян, О. Н. Лагутина. // Юный ученый. - 2023. - № 4 (67). - С. 52-55. 17. Гракович, С. А. Проблема дифференциации доходов населения Российской Федерации и пути ее решения / С. А. Гракович.// Молодой ученый. - 2021. - № 25 (367). - С. 152-156. 18. Гракович, С. А. Проблема дифференциации доходов населения Российской Федерации и пути ее решения / С. А. Гракович. // Молодой ученый. - 2021. - № 25 (367). - С. 152-156.19. Гулюгина А.А. Мониторинг доходов и уровня жизни населения России. / Гулюгина А.А. – М. : ИЭ РАН, 2023. – 166 с.20. Калашникова, Г. В. Влияние экологических факторов на показатели качества жизни населения / Г. В. Калашникова.// Молодой ученый. - 2021. - № 12 (92). - С. 560-563. 21. Пигина, Т. Н. Доходы населения как основа формирования спроса на потребительском рынке: региональный аспект / Т. Н. Пигина. // Молодой ученый. - 2021. - № 29 (133). - С. 472-475. Электронные ресурсы22. Бутова Л.М. Эволюция взглядов на проблемы формирования доходов населения. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-vzglyadov-na-problemy (дата обращения: 02.03.2024).23. Гончарова К, С, Направления совершенствования государственной политики по сокращению региональной дифференциации доходов населения. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-sovershenstvovaniya (дата обраще-ния:02.03.2024)24. Гордиевич Т.И. Уровень жизни и динамика доходов населения. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uroven-zhizni-i-dinamika (дата обращения: 02.03.2024).25. Росстат https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 02.03.2024).

Нормативные правовые акты
1. Указ Президента РФ от 04.02.2021 N 68 (ред. от 09.09.2022) "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации"//Консультант Плюс
2. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года"//Консультант Плюс
3. Указ Президента РФ от 16.01.2017 № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» //Консультант Плюс
4. Указ Президента РФ от 16.01.2017№ 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» //Консультант Плюс
5. Указ Президента РФ от 31.10.2018 № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы» Консультант Плюс
6. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 N 207-р (ред. от 30.09.2022) <Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года>//Консультант Плюс
7.Распоряжение Правительства РФ от 17.04.2012 № 559-р «Об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности на период до 2020 года». //Консультант Плюс
8. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р (ред. от 12.05.2018) «О Транспортной стратегии Российской Федерации». //Консультант Плюс
9. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утв. Правительством РФ 29.09.2018); Распоряжение Правительства РФ от 5 июня 2017 г. № 1166-р (ред. от 27.08.2018) //Консультант Плюс
10. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утв. Правительством РФ 29.09.2018) //Консультант Плюс
11. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 (ред. от 13.02.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» сбалансированного пространственного развития Российской Федерации». //Консультант Плюс
12. Распоряжение Правительства РФ от 05.05.2018 № 872-р (ред. от 18.10.2018) «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)» //Консультант Плюс
13. Постановление Правительства РФ от 26.11.2021 N 2049 (ред. от 16.12.2023) "Об утверждении Правил определения границ бедности в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации, используемых в оценках показателя "Уровень бедности" в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации, и о внесении изменений в Федеральный план статистических работ"//Консультант Плюс
Научная литература
14. Бердиева, О. Г. Неравенство доходов в исторической ретроспективе: уроки и вызовы / О. Г. Бердиева.// Молодой ученый. - 2023. - № 45 (492).
15. Бобков В.Н. Уровень и качество жизни населения России: от реальности к проектированию будущего: [монография] / В.Н. Бобков.- М.: ФНИСЦ РАН, 2022. 274 с.
16. Велян, С. А. Неравенство доходов мужчин и женщин в России / С. А. Велян, О. Н. Лагутина. // Юный ученый. - 2023. - № 4 (67). - С. 52-55.
17. Гракович, С. А. Проблема дифференциации доходов населения Российской Федерации и пути ее решения / С. А. Гракович.// Молодой ученый. - 2021. - № 25 (367). - С. 152-156.
18. Гракович, С. А. Проблема дифференциации доходов населения Российской Федерации и пути ее решения / С. А. Гракович. // Молодой ученый. - 2021. - № 25 (367). - С. 152-156.
19. Гулюгина А.А. Мониторинг доходов и уровня жизни населения России. / Гулюгина А.А. – М. : ИЭ РАН, 2023. – 166 с.
20. Калашникова, Г. В. Влияние экологических факторов на показатели качества жизни населения / Г. В. Калашникова.// Молодой ученый. - 2021. - № 12 (92). - С. 560-563.
21. Пигина, Т. Н. Доходы населения как основа формирования спроса на потребительском рынке: региональный аспект / Т. Н. Пигина. // Молодой ученый. - 2021. - № 29 (133). - С. 472-475.
Электронные ресурсы
22. Бутова Л.М. Эволюция взглядов на проблемы формирования доходов населения. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-vzglyadov-na-problemy (дата обращения: 02.03.2024).
23. Гончарова К, С, Направления совершенствования государственной политики по сокращению региональной дифференциации доходов населения. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-sovershenstvovaniya (дата обраще-ния:02.03.2024)
24. Гордиевич Т.И. Уровень жизни и динамика доходов населения. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uroven-zhizni-i-dinamika (дата обращения: 02.03.2024).
25. Росстат https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 02.03.2024).