Особенности взаимодействия органов власти и СМИ в 2010-2023 годах (на примере Республики Башкортостан)
Заказать уникальную дипломную работу- 61 61 страница
- 40 + 40 источников
- Добавлена 09.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1Теоретические основы взаимодействия органов государственной власти и СМИ в условиях формирования и развития гражданского общества 9
1.1 Сущность и способы взаимодействия органов власти и СМИ 9
1.2 Принципы взаимодействия органов государственной власти со средствами массовой информации 16
1.3 Механизмы взаимодействия органов исполнительной власти и СМИ в Башкортостане 20
2 Анализ взаимодействия органов государственной власти и СМИ в условиях формирования и развития гражданского общества в Республике Башкортостан 25
2.1 Характеристика средств массовой информации и пресс-служб в Республике Башкортостан 25
2.2. Оценка взаимодействия органов государственной власти и СМИ в условиях формирования и развития гражданского общества в Республике Башкортостан 35
2.3Пути совершенствования взаимодействия органов государственной власти и СМИ в условиях формирования и развития гражданского общества в Республике Башкортостан 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
В целом социальные сети способны облегчить сбор и отбор инициатив граждан.3. Открытый доступ. Публичность и информационная открытость деятельности правительства повышают уровень доверия граждан к органам власти.4. Быстрое распространение данных. Благодаря распространению данных в большинстве социальных сетей горячая информация распространяется быстро.В настоящее время российские власти недооценивают социальные сети. Лишь небольшое количество федеральных органов исполнительной власти (ФЭБ) имеют аккаунты в социальных сетях, которые зачастую дублируют информацию со своих официальных сайтов. Кроме того, важным аспектом информационной политики является работа с молодежью, которая должна быть вовлечена в процесс формирования общественного мнения и принятия решений на различных уровнях власти.Таким образом, информационная политика Республики Башкортостан имеет комплексный характер и направлена на обеспечение открытости и прозрачности деятельности органов государственной и муниципальной власти, а также на формирование положительного имиджа региона среди населения и на федеральном уровне."Далее Глава Башкортостана ответил на вопросы руководителей редакций республиканских и муниципальных СМИ.Так же глава Башкортостана провел встречу с руководителями республиканских и местных СМИ, на которой обсуждались вопросы материального обеспечения журналистов во время командировок, включая выплату суточных, страхование и предоставление автомобилей повышенной проходимости для работы в сложных условиях. Глава региона подчеркнул, что решение этих вопросов будет приоритетным.Еще один вопрос касался предоставления квоты для журналистов-ветеранов на туристические поездки по программе “Башкирское долголетие”. Глава региона предложил расширить эту инициативу и на другие творческие сообщества республики, включая Союз писателей, Союз художников и Союз композиторов.Главный редактор газеты “Зианчуринские зори” Виктория Куянова обратилась к главе Башкортостана с предложением посещать редакции районных газет во время рабочих визитов. Радий Хабиров поддержал эту идею, отметив, что журналисты тесно взаимодействуют с местными жителями и хорошо осведомлены о наиболее актуальных проблемах.По итогам встречи глава Башкортостана выразил благодарность главным редакторам за конструктивный диалог и активную гражданскую позицию. «Без активной и целеустремленной работы средств массовой информации мы не сможем достичь желаемого результата. Сейчас сложное время, которое дает возможность проявить свои лучшие качества. Вы должны выстраивать свою работу в соответствии с современными требованиями и вызовами», - подчеркнул Радий Хабиров. Я могу сказать, что я в целом удовлетворен этой работой. Мы вместе формируем общественное мнение, и это очень важно. Республика готова оказать всю необходимую помощь журналистскому сообществу в этом вопросе».По словам Радия Хабирова «Мы уже задумываемся о том, чтобы в каждом муниципалитете создать мемориальный комплекс, посвящённый СВО и её героям. В Уфе для размещения такого комплекса мы хотим благоустроить площадь перед Дворцом спорта на улице Рихарда Зорге. Это одна из потенциальных локаций, которую рассматривают наши архитекторыВ Уфе мы хотим создать такой комплекс на площади перед Дворцом спорта на улице Рихарда Зорге. Архитекторы рассматривают эту и другие потенциальные локации».Таким образом, можно заключить, что информационная политика правительства Республики Башкортостан осуществляется в соответствии с установленными принципами и целями на всех уровнях и в различных сферах: федеральном, региональном и муниципальном. Государственная информационная политика в регионе должна рассматриваться, в первую очередь, как инструмент улучшения его управляемости. Примером может служить анализ проблем формирования системы региональной информационной политики на примере Республики Башкортостан.Чем больше в регионе разнообразных СМИ, как государственных, так и частных, и чем шире спектр тем, которые они освещают, тем более информировано население, что является важным условием для выполнения требований Стратегии развития информационного общества.Информационные запросы населения региона формируются под воздействием ряда объективных факторов:Постоянное развитие информационных технологий ведет к повышению уровня образования и культурного развития населения региона и увеличению числа представителей местной элиты, активно задействованных в разных сферах деятельности.В целом большинство жителей обладает высоким уровнем образования и культуры, что стимулирует их потребность в получении информации и участии в общественной жизни. Процесс трансформации важных сфер общественной жизни, связанный с административной реформой, влияет на уровень отдельных административно-территориальных образований и проблемы адаптации населения к социально-экономическим изменениям и новым условиям жизниСледующие факторы определяют этот процесс: - Географическое положение региона, влияющее на коммуникационную инфраструктуру;- Слабое и неэффективное присутствие республиканских властей в информационном пространстве Башкортостана; - Неопределенная и эпизодическая практика формирования и осуществления информационной политики в регионе.Необходимо создавать информационную политику, которая будет формировать желаемое восприятие работы управленческой системы и ее целей, а также наиболее острых проблем региона. Эта политика должна быть систематизированной, непрерывной и гибкой, способной адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам. Даже в случае возникновения единичных ошибок в публикациях и программах, их можно нивелировать с помощью систематического и регулярного информационного освещения, которое формирует ясное и понятное представление о работе органов управления и их представителях. С ростом цифровых технологий и расширения сферы влияния интернета появляются новые возможности для сотрудничества органов государственной власти и медиа. Онлайн-площадки и социальные сети дают возможность государственным органам и журналистам оперативно и продуктивно обмениваться информацией, организовывать онлайн-встречи и пресс-конференции и получать обратную связь от населения.Важным является развитие открытых данных и принципов прозрачностиОрганы власти все активнее стремятся к повышению прозрачности своей работы. Расширение доступа к открытым данным позволяет журналистам и гражданам более полно и достоверно оценивать действия государственных органов. Это способствует усилению взаимного доверия и улучшению качества информационного обмена.Повышение профессионального уровня и этических нормДля успешного взаимодействия органов государственной власти и СМИ важно постоянно совершенствовать профессиональные навыки и этические стандарты обеих сторон. Государственные структуры должны быть готовы к предоставлению точной информации и ответу на вопросы представителей медиа, а журналисты обязаны работать профессионально и объективно. Улучшение профессиональных качеств и организация обучающих программ для журналистов и сотрудников органов власти будет способствовать укреплению сотрудничества.Вовлечение общественности и гражданский контрольСотрудничество органов государственной власти и средств массовой информации должно носить открытый характер и предусматривать участие граждан. Общественный контроль и получение обратной связи от населения помогают государственным структурам быть более ответственными и действенными в своей работе. Внедрение механизмов обратной связи и привлечение граждан к процессу принятия решений способствует повышению качества взаимодействия.В целом, развитие сотрудничества органов государственной власти и средств массовой информации направлено на усиление демократических принципов и повышение прозрачности деятельности государственных органов. Этот процесс требует совместных усилий всех заинтересованных сторон для обеспечения более результативного и доверительного сотрудничества.Основная проблема консолидации населения республики связана с поиском основы для объединения усилий и формирования стремления к достижениям среди большей части активной части населения. Эта цель может быть обозначена в процессе разработки стратегии развития Республики Башкортостан. Мы считаем, что таким проектом может стать «Большой башкирский проект», определяющий роль региона в долгосрочных программах развития различных отраслей и страны в целом. страны в целом, провозглашенных федеральной властью.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦелью исследования в данной выпускной работе является изучение Особенностей взаимодействия органов власти и СМИ на протяжении2010-2023 годов (на примере Республики Башкортостан).От умения власти взаимодействовать с гражданами при участии региональных (муниципальных) СМИ зависит успешность социально-политических и экономических преобразований как в самом регионе, так ив стране в целом. Взаимодействие государственных органов с СМИ имеет огромное значение для современного общества. Средства массовой информации служат важным каналом информирования общественности о деятельности властных структур, формируя общественное мнение. Законодательство регламентирует контакты между властью и СМИ, определяя основные принципы и формы этих контактов. Но остаются и проблемы, включая ограничение свободы СМИ и недостаточную открытость государственных органов. Поэтому необходимо продолжать совершенствовать и укреплять сотрудничество между властью и средствами массовой информации, чтобы обеспечить максимальную гласность и прозрачность работы государственных органов.Успешность социально-политических и экономических преобразований как на региональном, так и на общенациональном уровне, зависит от способности властей взаимодействовать с гражданами через региональные и муниципальные СМИ. Средства массовой информации играют значительную роль в формировании общественного мнения. Существует ситуация, когда часть СМИ, особенно учреждаемых государственными органами на любом уровне управления, действуют как инструмент направленного информационного воздействия на аудиторию. Это воздействие может осуществляться как со стороны государства, так и со стороны “третьих сторон”, преследующих свои интересы.СМИ в Башкортостане можно разделить на различные категории, такие как пресса, книжные издательства, печатные агентства, радиовещательные станции, телевизионные станции, звуко- и видеозапись и Интернет. В соответствии с действующим законодательством, деятельность средств массовой информации регулируется государством. По этой причине все СМИ, так или иначе, взаимодействуют с органами власти.Необходимо принять меры по модернизации политической системы в Республике Башкортостан, а она зависит от создания необходимых технико-экономических и социально-культурных предпосылок для вовлечения активной части населения в использовании информационных технологий.В настоящее время российские власти недооценивают социальные сети. Лишь небольшое количество федеральных органов исполнительной власти (ФЭБ) имеют аккаунты в социальных сетях, которые зачастую дублируют информацию со своих официальных сайтов.Необходимость участия государства в социальных сетях определяется следующими факторами.1. Быстрая обратная связь. С одной стороны, его можно использовать для мониторинга реакции граждан на деятельность органов власти. С другой стороны, такую обратную связь могут обеспечить некомпетентные организации и специалисты. В результате пользователи социальных сетей могут быть дезинформированы.2. Открытое обсуждение вопросов государственного управления. Государственные органы позволяют пользователям Интернета выражать свое мнение в публичных веб-сервисах и приложениях. Однако есть несколько факторов, которые делают их непопулярными:1) не все пользователи знают об этих сервисах;2) пользователи предпочитают выражать свое мнение в привычной обстановке. В целом социальные сети способны облегчить сбор и отбор инициатив граждан.3. Открытый доступ. Публичность и информационная открытость деятельности правительства повышают уровень доверия граждан к органам власти.4. Быстрое распространение данных. Благодаря распространению данных в большинстве социальных сетей горячая информация распространяется быстро.Государственные органы все больше осознают значимость открытости и доступности информации о своей деятельности.Участие общественности и гражданский контроль.Взаимодействие государства и СМИ должно быть прозрачным и открытым, включая участие граждан.В целом, развитие сотрудничества государства и СМИ служит укреплению демократических принципов и обеспечению открытости и прозрачности деятельности государства. Для этого необходимо сотрудничество всех заинтересованных сторон для достижения более эффективного и доверительного взаимодействия.Принципы взаимодействия органов государственной власти со средствами массовой информации включают принципы открытости, прозрачности, свободы слова, равенства и сотрудничества. Эти принципы обеспечивают эффективное взаимодействие между государственными учреждениями и СМИ, способствуя обмену информацией между ними.Механизмы взаимодействия включают проведение пресс-конференций, брифингов, интервью, выпуск пресс-релизов и иных информационных материалов, а также сотрудничество в рамках рабочих групп, комитетов и прочих организаций.Возможные пути развития взаимодействия включают усовершенствование законодательной базы, увеличение уровня прозрачности и доступности информации, улучшение профессиональных навыков представителей обеих сторон и укрепление доверия и сотрудничества между ними. Средства массовой информации Уфы и Башкортостана представлены широким разнообразием онлайн-СМИ, телеканалов, радиостанций и печатных изданий. Существуют столичные, региональные, республиканские, центральные и государственные медиаканалы. Телевидение остается наиболее популярным источником информации, но все больше людей получает новости Уфы, республики, страны и мира через Интернет с высокой скоростью, включая объективную информацию и аналитические статьи.Взаимодействие государственных органов с СМИ имеет огромное значение для современного общества. Средства массовой информации служат важным каналом информирования общественности о деятельности властных структур, формируя общественное мнение. Законодательство регламентирует контакты между властью и СМИ, определяя основные принципы и формы этих контактов. Но остаются и проблемы, включая ограничение свободы СМИ и недостаточную открытость государственных органов. Поэтому необходимо продолжать совершенствовать и укреплять сотрудничество между властью и средствами массовой информации, чтобы обеспечить максимальную гласность и прозрачность работы государственных органов.Успешность социально-политических и экономических преобразований как на региональном, так и на общенациональном уровне, зависит от способности властей взаимодействовать с гражданами через региональные и муниципальные СМИ.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВИсточники1Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 № 7-ФКЗ). // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445.текст : непосредственный.2. Соглашение Российского рабоче-крестьянского правительства с Башкирским правительством о советской автономии Башкирии // Известия Всероссийского центрального исполнительного комитета Советов — Москва: Полит. представитель Башкир. воен. ком. 23 марта 1919 года. — № 63/615-18стекст : непосредственный.3. Постановление ВЦИК и СНК «О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской Республики» от 19 мая 1920 года. // Башкирская энциклопедия — Уфа : ГАУН «Башкирская энциклопедия», —2015-2020; —299с— ISBN 978-5-88185-306-8текст : непосредственный.4. Декларация о государственном суверенитете Башкирской Советской Социалистической Республики. Принята Верховным Советом Башкирской ССР 11 октября 1990 г.— Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996. — С. 254. — 672 с. — ISBN 5-88185-001-7.5. Постановление Верховного Совета Республики Башкортостан от 25 февраля 1992 г. N ВС-10/13 "О мерах по укреплению государственного суверенитета Республики Башкортостан". С изменениями и дополнениями от: 27 января 2005 г.внесенными Постановлением Государственного Собрания-Курултая -РБ от 27.01.2005 года №ГС-7406. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 30 ноября 2023 года №675 «Об утверждении государственной программы «Развитие средств массовой коммуникации Республики Башкортостан»». [Электронный ресурс], режим доступа: https://npa.bashkortostan.ru/41225/ (дата обращения 07.04.2024).7. «БизнесБашкирия» – деловой информационный портал. [Электронный ресурс], режим доступа: https://businessbashkiria.ru/ (дата обращения 07.04.2024).8. Распоряжение от 17 июня 2010 года № 656-р о создании «Программы по кадровому обеспечению средств массовой информации и полиграфии Республики Башкортостан». [Электронный ресурс], режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/935120069 (дата обращения 07.04.2024).. 10.Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 (ред. от 01.07.2021) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.03.2022)// СПС КонсультантПлюсЛитература9.Ахметьянова Н.А. Тенденции развития районных газет Республики Башкортостан //Актуальные проблемы филологии: история, современность и перспективы. -Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. - С.99-103. 10. АхметьяноваН.А. Современные печатные СМИ Республики Башкортостан. Учебное пособие. –Уфа, 2015. – С.113. 11. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. – С. 789.12. Выровский А.В. Управление процессами создания журналистского текста в печатных и онлайновых СМИ. [Электронный ресурс], режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_006654825/ (дата обращения 05.03.2024).13. ВартановаЕ.Л. К вопросу об актуализации теории журналистики и теории СМИ. [Электронный ресурс], режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-aktualizatsii-teorii-zhurnalistiki-i-teorii-smi (дата обращения 02.04.2024).14. Всероссийская студенческая научная конференция «Шарифжановские чтения».[Электронный ресурс], режим доступа: https://vk.com/sharif.chteniya (дата обращения 05.03.2024).15. Горбатова Н.В., Станкевич Л.Т. Информационные технологии: виртуальные мифы и политическая реальность России / Гуманитарные технологии и политический процесс в России. [Электронный ресурс], режим доступа: https://elib.spbstu.ru/dl/2/4724.pdf/download/4724.pdf (дата обращения 05.03.2024).16. Гарифуллина А.Ф. Информационная политика органов исполнительной власти республики Башкортостан: проблемы и пути решения. [Электронный ресурс], режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-politika-organov-ispolnitelnoy-vlasti-respubliki-bashkortostan-problemy-i-puti-resheniya (дата обращения 05.03.2024).17. Дмитрачков, И.В. Роль массмедиа и журналистики в PR – деятельности органов государственной власти / И. В. Дмитрачков// ПОЛИТЭКС. – 2007. – № 3. – С. 192.18. Карасева Е.В. Структура стратегического управления в информационной сфере общества // Актуальные проблемы политики и политологии в России: сб. научных статей. – М.: РАГС, 2003. – С. 231. 19. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М.: Высшая школа экономики, 2000. – С. 608.20. Курносов И.Н. Реализация концепции электронного правительства: новый этап. [Электронный ресурс], режим доступа: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/890b2440d66b70fcc32571780046f577 (дата обращения 24.01.2024).21. Карасева Е.В. Сущность информационной стратегии субъектов государственной власти // Актуальные проблемы политики и политологии в России (некоторые исследовательские итоги).– М.: РАГС, 2003. – С. 313. 22. Карасева Е.В. Информационная политика органов исполнительной власти современного мегаполиса: особенности ее формирования и реализации (На примере деятельности Правительства Москвы). – М.: РАГС, 2004. – С. 219.23. Коданина А.Л. Политика и журналистика как родственные коммуникационные сферы. [Электронный ресурс], режим доступа: https://www.semanticscholar.org/paper/Политика-и-журналистика-как-родственные-сферы-Коданина/3afbe9999410424ec3a5b1b07668771c93cdbf60 (дата обращения: 30.03.2022).24. Красилова Н.А. Принципы взаимодействия ньюсмейкеров и журналистов в политическом пространстве. [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1079 (дата обращения: 30.03.2022).25.Магадеева Р.Р. Электронные СМИ Башкортостана. -Уфа, 2017. -С.11526. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях. [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.psychologyonline.net/articles/doc-146.html (дата обращения 13.02.2024).27. Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. [Электронный ресурс], режим доступа: https://dl.booksee.org/genesis/852000/18cef71841a9f44a4600113f5323cb99/_as/[Manoilo_A.V.,_Petrenko_A.I.,_Frolov_D.B.]_Gosudar(BookSee.org).pdf (дата обращения 16.02.2024).28. Итоговая научно-образовательной конференция КФУ. [Электронный ресурс], режим доступа: https://vk.com/wall-223344655_35 (дата обращения 05.03.2024).29. Прозорова В.В. Взаимодействие органов государственной власти и редакций деловых СМИ. [Электронный ресурс], режим доступа: https://expert-mik.ru/master/vzaimodejstvie-organov-gosudarstvennoj-vlasti-i-redakczij-delovyh-smi/(дата обращения 30.03.2024).30.Республика Башкортостан: рейтинг СМИ за III квартал 2023. [Электронный ресурс], режим доступа: https://www.mlg.ru/ratings/media/regional/12657/ (дата обращения 07.04.2024).31. Тепляшина А.Н. Теория и практика деловой журналистики. [Электронный ресурс], режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mediatekst-delovoy-gazety-kak-subekt-razvitiya-restorannogo-biznesa (дата обращения 16.02.2024).32. Тулупов В.В. Теория и практика современной российской журналистики. [Электронный ресурс], режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01003352842 (дата обращения 02.04.2024).33. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.тцдод.рф/files/zhanry_periodicheskoy_pechati.pdf (дата обращения 02.04.2024).34. Радий Хабиров. Республика LIVE #дома. Бижбулякский район. Дом-музей Карима Хакимова. [Электронный ресурс], режим доступа: https://bash.news/bst/respublika-live/114991-radiy-khabirov-respublika-live-doma-bizhbulyakskiy-rayon-dom-muzey-karima-khakimova(дата обращения: 18.03.2022). 35.Шкондин М. В. Печать: основы организации и управления. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.36. Шостак М. И. Репортер: профессионализм и этика. - М.: Изд. РИП-холдинг, 2001.37. ЩепиловаГ.Г. Реклама в СМИ: принципы классификации. [Электронный ресурс], режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/reklama-v-smi-printsipy-klassifikatsii (дата обращения 03.04.2024).38. Юрков А. А. Основы редакционного менеджмента в периодической печати. - СПб, 2005.39.Усманова Д.Ш Новый общественный договор // Веста. Моск. ун-та. Сер 10. Журналистика. - 2007 - № 1 (0,5 п.л.) 40.Усманова Д.Ш Политика в информационном поле Республики Башкортостан // Вестник Воронежского университета - 2007 - № 1 (0,6 п.л ).ПРИЛОЖЕНИЕ 1Сравнительная таблица взаимодействия органов государственной власти со СМИАспектОрганы государственной властиСМИОпределениеГосударственные органы, осуществляющие власть в государствеСредства массовой информации, предоставляющие информацию обществуРольРегулирование и управление государственными процессамиПредоставление информации, контроль за властьюЗаконодательная базаКонституция, законы, нормативные актыЗаконы о СМИ, правила и этика журналистикиПринципыПрозрачность, открытость, ответственностьОбъективность, достоверность, свобода словаМеханизмыПресс-службы, брифинги, пресс-конференцииИнтервью, статьи, репортажи, комментарииПроблемы и вызовыЦензура, ограничение свободы СМИ, фейковые новостиМанипуляция информацией, недостоверность, непрофессионализмПерспективы развитияУсиление роли гражданского общества, использование новых технологийРазвитие онлайн-медиа, повышение профессионализма журналистов
Источники
1Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 № 7-ФКЗ). // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445.текст : непосредственный.
2. Соглашение Российского рабоче-крестьянского правительства с Башкирским правительством о советской автономии Башкирии // Известия Всероссийского центрального исполнительного комитета Советов — Москва: Полит. представитель Башкир. воен. ком. 23 марта 1919 года. — № 63/615-18стекст : непосредственный.
3. Постановление ВЦИК и СНК «О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской Республики» от 19 мая 1920 года. // Башкирская энциклопедия — Уфа : ГАУН «Башкирская энциклопедия», —2015-2020; —299с— ISBN 978-5-88185-306-8текст : непосредственный.
4. Декларация о государственном суверенитете Башкирской Советской Социалистической Республики. Принята Верховным Советом Башкирской ССР 11 октября 1990 г.— Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996. — С. 254. — 672 с. — ISBN 5-88185-001-7.
5. Постановление Верховного Совета Республики Башкортостан от 25 февраля 1992 г. N ВС-10/13 "О мерах по укреплению государственного суверенитета Республики Башкортостан". С изменениями и дополнениями от: 27 января 2005 г.внесенными Постановлением Государственного Собрания-Курултая -РБ от 27.01.2005 года №ГС-740
6. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 30 ноября 2023 года №675 «Об утверждении государственной программы «Развитие средств массовой коммуникации Республики Башкортостан»». [Электронный ресурс], режим доступа: https://npa.bashkortostan.ru/41225/ (дата обращения 07.04.2024).
7. «БизнесБашкирия» – деловой информационный портал. [Электронный ресурс], режим доступа: https://businessbashkiria.ru/ (дата обращения 07.04.2024).
8. Распоряжение от 17 июня 2010 года № 656-р о создании «Программы по кадровому обеспечению средств массовой информации и полиграфии Республики Башкортостан». [Электронный ресурс], режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/935120069 (дата обращения 07.04.2024).
. 10.Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 (ред. от 01.07.2021) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.03.2022)// СПС КонсультантПлюс
Литература
9.Ахметьянова Н.А. Тенденции развития районных газет Республики Башкортостан //Актуальные проблемы филологии: история, современность и перспективы. -Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. - С.99-103.
10. АхметьяноваН.А. Современные печатные СМИ Республики Башкортостан. Учебное пособие. –Уфа, 2015. – С.113.
11. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. – С. 789.
12. Выровский А.В. Управление процессами создания журналистского текста в печатных и онлайновых СМИ. [Электронный ресурс], режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_006654825/ (дата обращения 05.03.2024).
13. ВартановаЕ.Л. К вопросу об актуализации теории журналистики и теории СМИ. [Электронный ресурс], режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-aktualizatsii-teorii-zhurnalistiki-i-teorii-smi (дата обращения 02.04.2024).
14. Всероссийская студенческая научная конференция «Шарифжановские чтения».[Электронный ресурс], режим доступа: https://vk.com/sharif.chteniya (дата обращения 05.03.2024).
15. Горбатова Н.В., Станкевич Л.Т. Информационные технологии: виртуальные мифы и политическая реальность России / Гуманитарные технологии и политический процесс в России. [Электронный ресурс], режим доступа: https://elib.spbstu.ru/dl/2/4724.pdf/download/4724.pdf (дата обращения 05.03.2024).
16. Гарифуллина А.Ф. Информационная политика органов исполнительной власти республики Башкортостан: проблемы и пути решения. [Электронный ресурс], режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-politika-organov-ispolnitelnoy-vlasti-respubliki-bashkortostan-problemy-i-puti-resheniya (дата обращения 05.03.2024).
17. Дмитрачков, И.В. Роль массмедиа и журналистики в PR – деятельности органов государственной власти / И. В. Дмитрачков// ПОЛИТЭКС. – 2007. – № 3. – С. 192.
18. Карасева Е.В. Структура стратегического управления в информационной сфере общества // Актуальные проблемы политики и политологии в России: сб. научных статей. – М.: РАГС, 2003. – С. 231.
19. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М.: Высшая школа экономики, 2000. – С. 608.
20. Курносов И.Н. Реализация концепции электронного правительства: новый этап. [Электронный ресурс], режим доступа: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/890b2440d66b70fcc32571780046f577 (дата обращения 24.01.2024).
21. Карасева Е.В. Сущность информационной стратегии субъектов государственной власти // Актуальные проблемы политики и политологии в России (некоторые исследовательские итоги).– М.: РАГС, 2003. – С. 313.
22. Карасева Е.В. Информационная политика органов исполнительной власти современного мегаполиса: особенности ее формирования и реализации (На примере деятельности Правительства Москвы). – М.: РАГС, 2004. – С. 219.
23. Коданина А.Л. Политика и журналистика как родственные коммуникационные сферы. [Электронный ресурс], режим доступа: https://www.semanticscholar.org/paper/Политика-и-журналистика-как-родственные-сферы-Коданина/3afbe9999410424ec3a5b1b07668771c93cdbf60 (дата обращения: 30.03.2022).
24. Красилова Н.А. Принципы взаимодействия ньюсмейкеров и журналистов в политическом пространстве. [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1079 (дата обращения: 30.03.2022).
25.Магадеева Р.Р. Электронные СМИ Башкортостана. -Уфа, 2017. -С.115
26. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях. [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.psychologyonline.net/articles/doc-146.html (дата обращения 13.02.2024).
27. Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. [Электронный ресурс], режим доступа: https://dl.booksee.org/genesis/852000/18cef71841a9f44a4600113f5323cb99/_as/[Manoilo_A.V.,_Petrenko_A.I.,_Frolov_D.B.]_Gosudar(BookSee.org).pdf (дата обращения 16.02.2024).
28. Итоговая научно-образовательной конференция КФУ. [Электронный ресурс], режим доступа: https://vk.com/wall-223344655_35 (дата обращения 05.03.2024).
29. Прозорова В.В. Взаимодействие органов государственной власти и редакций деловых СМИ. [Электронный ресурс], режим доступа: https://expert-mik.ru/master/vzaimodejstvie-organov-gosudarstvennoj-vlasti-i-redakczij-delovyh-smi/(дата обращения 30.03.2024).
30.Республика Башкортостан: рейтинг СМИ за III квартал 2023. [Электронный ресурс], режим доступа: https://www.mlg.ru/ratings/media/regional/12657/ (дата обращения 07.04.2024).
31. Тепляшина А.Н. Теория и практика деловой журналистики. [Электронный ресурс], режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mediatekst-delovoy-gazety-kak-subekt-razvitiya-restorannogo-biznesa (дата обращения 16.02.2024).
32. Тулупов В.В. Теория и практика современной российской журналистики. [Электронный ресурс], режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01003352842 (дата обращения 02.04.2024).
33. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.тцдод.рф/files/zhanry_periodicheskoy_pechati.pdf (дата обращения 02.04.2024).
34. Радий Хабиров. Республика LIVE #дома. Бижбулякский район. Дом-музей Карима Хакимова. [Электронный ресурс], режим доступа: https://bash.news/bst/respublika-live/114991-radiy-khabirov-respublika-live-doma-bizhbulyakskiy-rayon-dom-muzey-karima-khakimova(дата обращения: 18.03.2022).
35.Шкондин М. В. Печать: основы организации и управления. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.
36. Шостак М. И. Репортер: профессионализм и этика. - М.: Изд. РИП-холдинг, 2001.
37. ЩепиловаГ.Г. Реклама в СМИ: принципы классификации. [Электронный ресурс], режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/reklama-v-smi-printsipy-klassifikatsii (дата обращения 03.04.2024).
38. Юрков А. А. Основы редакционного менеджмента в периодической печати. - СПб, 2005.
39.Усманова Д.Ш Новый общественный договор // Веста. Моск. ун-та. Сер 10. Журналистика. - 2007 - № 1 (0,5 п.л.)
40.Усманова Д.Ш Политика в информационном поле Республики Башкортостан // Вестник Воронежского университета - 2007 - № 1 (0,6 п.л ).