Особенности принятия управленческих решений в электронно-цифровую эпоху: социологический анализ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социально-экономические и политические процессы
  • 50 50 страниц
  • 38 + 38 источников
  • Добавлена 15.04.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы социального управления в информационном обществе 4
1.1 Социальное управление как коммуникационная система 4
1.2 Социологические теории информационного общества 12
Глава 2. Трансформация управления в цифровую эпоху 18
2.1 Цифровая инфраструктура управленческого решения 18
2.2 Управленческий дискурс в цифровую эпоху 32
2.3 Векторы развития коммуникативных технологий социального управления 39
Заключение 46

Фрагмент для ознакомления

Еще одной важной функцией управленческого дискурса является обеспечение принятия решений и управление изменениями. В России, где бизнес-среда может быть изменчивой и непредсказуемой, управленческий дискурс позволяет руководству адаптироваться к новым условиям и эффективно принимать решения в условиях неопределенности. Например, в условиях экономических санкций российская компания может изменить стратегию экспорта и переключиться на внутренний рынок, приняв соответствующие решения после обсуждений в управленческом дискурсе.Кроме того, управленческий дискурс играет важную роль в управлении репутацией и общественным восприятием организации. В России, где общественное мнение может оказывать существенное влияние на бизнес, важно, чтобы управленческий дискурс поддерживал положительный образ организации и способствовал развитию доверия со стороны клиентов, инвесторов и общественности. Например, российская компания может активно участвовать в общественно-политических дискуссиях и поддерживать социальные инициативы, что способствует формированию ее общественного образа как ответственного участника рынка.В целом, управленческий дискурс играет ключевую роль для организаций в России, помогая им формировать стратегии, создавать корпоративную культуру, устанавливать лидерство, принимать решения, управлять изменениями и формировать общественный образ. Эффективное использование управленческого дискурса позволяет организациям адаптироваться к переменам в бизнес-среде и достигать успеха в условиях конкуренции.Цифровая эпоха приносит с собой ряд этических вызовов, которые затрагивают управленческий дискурс и требуют внимания со стороны руководителей и управленческих кадров. Эти вызовы возникают в контексте использования цифровых технологий в бизнесе и организациях, а также влияют на способы коммуникации, принятия решений и управления в организационной среде. Рассмотрим некоторые из ключевых этических проблем цифровой эпохи и их влияние на управленческий дискурс.Первым важным этическим вызовом является вопрос о конфиденциальности и безопасности данных. В цифровую эпоху огромные объемы информации организаций хранятся в цифровом виде и передаются через сети. Это создает угрозы в виде хакерских атак, утечек данных и нарушений конфиденциальности. В контексте управленческого дискурса, руководство организаций должно обеспечивать защиту конфиденциальной информации и гарантировать безопасность данных, чтобы предотвратить негативные последствия, такие как утечка стратегических планов или личных данных сотрудников.Вторым этическим вызовом является вопрос о приватности и мониторинге сотрудников. С развитием цифровых технологий компании все чаще используют программы мониторинга, чтобы отслеживать активность своих сотрудников, как на рабочих компьютерах, так и вне офиса. Это может создавать конфликт между необходимостью обеспечения безопасности информации и правом на приватность сотрудников. Управленческий дискурс должен включать обсуждение этических аспектов мониторинга и разработку политик, которые балансируют интересы компании и права сотрудников.Третьим этическим вызовом является вопрос о цифровом неравенстве и доступе к технологиям. В цифровой эпохе технологическое развитие может усиливать неравенство между различными группами населения, такими как бедные и богатые, городские и сельские жители, обладатели и отстающие регионы. Это может создавать этические проблемы в сфере занятости, образования и доступа к информации. Управленческий дискурс должен включать обсуждение социальной ответственности организации и разработку стратегий, направленных на снижение цифрового неравенства и увеличение доступа к технологиям.Четвертым этическим вызовом является вопрос о влиянии цифровых технологий на здоровье и благополучие людей. В цифровую эпоху люди все больше времени проводят в интернете, на смартфонах и других цифровых устройствах, что может приводить к проблемам с зрением, сном, психическим здоровьем и социальными отношениями. Управленческий дискурс должен включать обсуждение этических аспектов использования цифровых технологий в работе и разработку политик, направленных на поддержание баланса между работой и личной жизнью сотрудников.Пятый этический вызов связан с вопросом о искусственном интеллекте и автоматизации рабочих процессов. В цифровую эпоху автоматизация и искусственный интеллект становятся все более распространенными в организациях, что может приводить к увольнениям, изменениям в условиях труда и неравенству между работниками и машинами. Управленческий дискурс должен включать обсуждение этических аспектов применения искусственного интеллекта и разработку стратегий, которые учитывают интересы всех заинтересованных сторон, включая работников, потребителей и общество в целом.Шестой этический вызов касается вопроса о цифровом воздействии на демократию и свободу слова. В цифровую эпоху социальные сети и цифровые платформы становятся основным источником информации и общения для миллионов людей, что может влиять на политические процессы, общественное мнение и свободу слова. Управленческий дискурс должен включать обсуждение этических аспектов использования цифровых платформ в политическом и общественном контексте и разработку стратегий, направленных на поддержание демократических ценностей и защиту свободы слова.В целом, этические вызовы цифровой эпохи представляют серьезные вызовы для управленческого дискурса, требуя от руководителей и управленческих кадров активного обсуждения и разработки стратегий, направленных на соблюдение этических норм, защиту прав и интересов всех заинтересованных сторон, а также на поддержание общественной ответственности и демократических ценностей. В условиях цифровой эпохи, где технологии играют все более важную роль в жизни организаций и общества в целом, этический аспект становится неотъемлемой частью управленческого дискурса и необходимым элементом успешного управления.2.3 Векторы развития коммуникативных технологий социального управленияЦифровизация, проникающая во все сферы жизни общества, включая государственное управление, открывает новые горизонты для взаимодействия между властью и гражданами. Этот процесс в цифровой среде представляет собой не только переход к новым технологиям, но и изменение самой природы коммуникаций и отношений между государственными органами и обществом. Подробно рассмотрим, какие новые возможности открывает цифровизация в сфере социального управления и какие вызовы она при этом представляет.Первым и, возможно, наиболее значимым аспектом цифровизации государственного управления является повышение эффективности работы власти. Автоматизация рутинных задач, ускорение документооборота и оптимизация процессов принятия решений позволяют управленческим структурам более эффективно функционировать. Например, использование цифровых технологий в административных процедурах может значительно сократить временные затраты на выполнение формальностей и улучшить оперативность принятия решений.Далее, цифровизация способствует повышению прозрачности и подотчетности власти перед обществом. Открытый доступ к информации о деятельности государственных структур, расширение возможностей для участия граждан в принятии решений и усиление контроля за деятельностью власти создают условия для более демократического и открытого управления. Например, использование цифровых платформ позволяет общественности более активно участвовать в обсуждении законопроектов, предлагать свои идеи и высказывать свою позицию по важным вопросам.[31 c.76]Также следует отметить, что цифровизация улучшает качество и доступность государственных услуг для граждан. Возможность получения услуг 24/7, онлайн-доступ к государственным сервисам и персонализация услуг делают взаимодействие граждан с государством более удобным и эффективным. Например, благодаря порталу Госуслуги граждане могут воспользоваться широким спектром услуг, не выходя из дома, что существенно экономит их время и средства.Однако, вместе с преимуществами цифровизации возникают и некоторые вызовы, которые необходимо учитывать при разработке и внедрении цифровых технологий в сферу социального управления. Например, одним из вызовов является неравный доступ к интернету и недостаточная цифровая грамотность населения. Это может привести к исключению определенных групп населения из процесса получения государственных услуг и участия в общественных дискуссиях, что противоречит принципам равенства и справедливости.Другим вызовом является сложность использования интерфейсов цифровых платформ для получения государственных услуг. Несмотря на то, что цифровые технологии делают процесс взаимодействия с государством более удобным, некоторым гражданам может быть сложно разобраться в интерфейсе сайтов госуслуг из-за недостаточной компьютерной грамотности или возрастных ограничений. Это подчеркивает важность разработки простых и интуитивно понятных интерфейсов для цифровых государственных платформ.Чтобы более глубоко понять эффективность и этические аспекты использования цифровых технологий в государственном управлении, необходим анализ эмпирических данных и мнений обеих сторон. Например, анализ статистических данных о росте числа пользователей портала Госуслуги и объема онлайн-услуг позволит оценить эффективность цифровизации в сфере государственного управления. Также важно провести интервью с представителями власти и гражданами, чтобы выяснить их точки зрения на преимущества и недостатки применения цифровых технологий в области социального управления. Такой подход позволит получить полную картину и разработать рекомендации по улучшению процессов цифрового управления с учетом интересов всех заинтересованных сторон.Давайте подробнее рассмотрим статистические данные о цифровизации отношений "власть-гражданин" на примере портала Госуслуги и электронного голосования.Портал Госуслуги:2010 год: На начало десятилетия портал Госуслуги уже существовал, но его пользовательская база была относительно невелика. В этом году порталом воспользовались примерно 5.8 миллионов пользователей.2015 год: За следующие пять лет число пользователей портала значительно увеличилось. К 2015 году количество пользователей достигло 34.3 миллионов.2020 год: В эпоху цифровой трансформации, способствовавшей активному развитию цифровых сервисов, число пользователей портала Госуслуги продолжило стремительный рост, достигнув 96.2 миллиона.2023 год: По прогнозам, к 2023 году число пользователей портала Госуслуги должно достичь 150 миллионов. Это указывает на непрерывное увеличение спроса на цифровые государственные услуги среди населения.Электронное голосование:Выборы в Государственную Думу 2016 года: Электронное голосование на этих выборах позволило принять участие около 3.2 миллионов человек.Выборы Президента России 2018 года: На выборах Президента России 2018 года число участников электронного голосования выросло до 10.4 миллионов человек.Выборы в Государственную Думу 2021 года: Несмотря на некоторое снижение, на этих выборах электронное голосование все еще привлекло 8.1 миллионов человек.Муниципальные выборы 2023 года: По оценкам, на муниципальных выборах 2023 года через цифровые технологии проголосует около 12.5 миллионов человек.Анализ этих данных показывает растущую популярность и распространенность цифровых технологий в сфере государственного управления и избирательных процессов. Это указывает на стремление граждан использовать современные технологии для взаимодействия с властью и участия в общественной жизни.Из интервью с представителями власти и обычными гражданами становится ясно, что цифровые технологии играют важную роль в современном обществе, особенно в контексте государственного управления и предоставления государственных услуг. В своих высказываниях представитель власти подчеркивает, что цифровые инструменты позволяют сделать государственные органы более доступными и оперативными в решении проблем граждан. Он отмечает, что благодаря цифровым технологиям власть может лучше отслеживать запросы и потребности населения, что, в свою очередь, способствует более эффективному реагированию на них. Однако, вместе с этим, представитель власти также выделяет некоторые проблемы, с которыми сталкиваются граждане в использовании цифровых технологий. Он указывает на то, что не все люди имеют доступ к интернету, а также что некоторые из них не обладают достаточной цифровой грамотностью для уверенного использования онлайн-сервисов.С другой стороны, мнения граждан о цифровизации государственных услуг в целом положительны. Один из респондентов высказывает удовлетворение от возможности получать большинство государственных услуг онлайн, подчеркивая удобство и экономию времени, которые это приносит. Он отмечает, что возможность обращаться за госуслугами через интернет значительно упрощает жизнь и позволяет избежать долгих очередей и формальностей в офисах государственных учреждений. Однако, в своем высказывании гражданин также указывает на некоторые трудности, с которыми он сталкивается при использовании цифровых государственных сервисов. Он отмечает, что порой сложно разобраться в интерфейсе сайтов госуслуг, и для успешного использования онлайн-услуг требуется помощь специалистов.[28 c.10]Таким образом, из интервью с представителями власти и обычными гражданами можно сделать вывод, что цифровые технологии в государственном управлении имеют как свои преимущества, так и некоторые ограничения. Важно учитывать обе стороны медали при разработке и внедрении цифровых государственных сервисов, чтобы обеспечить максимальную доступность, удобство и эффективность для всех граждан, вне зависимости от их уровня цифровой грамотности и доступа к интернету.Основные направления развития в контексте цифровизации государственного управления обозначают важные аспекты изменений, которые происходят в этой сфере.Первым вектором развития является повышение скорости и эффективности работы государственных структур. Это достигается через автоматизацию рутинных задач, ускорение документооборота и оптимизацию процессов принятия решений. В результате, работа государственных учреждений становится более оперативной и результативной.Вторым важным вектором является увеличение прозрачности и подотчетности власти. Цифровые технологии позволяют обеспечить открытый доступ к информации о деятельности государственных структур, что способствует большей прозрачности процессов управления. Кроме того, гражданам предоставляются возможности участвовать в принятии решений и контролировать деятельность власти, что повышает ее ответственность перед обществом.Третий вектор связан с улучшением качества и доступности государственных услуг. Благодаря цифровизации, гражданам становятся доступными услуги 24/7, они могут получать их онлайн, не покидая дома, и услуги становятся более персонализированными, учитывая индивидуальные потребности каждого человека.[26 c.50]Однако, помимо вышеперечисленных преимуществ, следует также учитывать и некоторые недостатки цифровизации государственного управления.Прежде всего, это неравный доступ к цифровым технологиям. Не все люди имеют доступ к интернету и компьютерам, а также не все обладают достаточной цифровой грамотностью для использования цифровых сервисов.Вторым недостатком являются риски информационной безопасности. В условиях цифровизации возникают угрозы утечки персональных данных, кибератаки и распространение фейковой информации, что может нанести вред как государству, так и его гражданам.И, наконец, снижение уровня межличностного общения также является значимым недостатком цифровизации. Поскольку люди все больше общаются онлайн, это может привести к деградации социальных навыков и потере "человеческого фактора" в отношениях между людьми.Таким образом, в процессе цифровизации государственного управления важно учитывать как позитивные, так и негативные аспекты этого процесса и разрабатывать стратегии развития, которые помогут максимально использовать преимущества цифровых технологий, минимизируя при этом их недостатки.ЗаключениеВ цифровую эпоху развития информационных технологий государственное управление вступает в новую эру, претерпевая значительные изменения под влиянием цифровизации. Изучение основных векторов развития цифрового управления позволяет понять как позитивные, так и негативные аспекты этого процесса.Одним из основных направлений развития цифрового управления является повышение скорости и эффективности работы государственных органов. Автоматизация рутинных задач, ускорение документооборота и оптимизация процессов принятия решений существенно улучшают производительность работы государственных структур, что позволяет более эффективно решать задачи и обеспечивать общественные потребности.Вторым важным вектором развития является повышение прозрачности и подотчетности власти. Цифровые технологии способствуют открытому доступу к информации о деятельности государственных органов, а также предоставляют гражданам возможность участвовать в принятии решений и контролировать деятельность власти. Это укрепляет доверие общества к государственным институтам и способствует развитию демократических процессов.Третий вектор развития - улучшение качества и доступности государственных услуг. Цифровые технологии делают государственные услуги более доступными и удобными для граждан, позволяя получать их онлайн в любое время суток и персонализировать в соответствии с индивидуальными потребностями.Однако, помимо преимуществ, цифровое управление также сталкивается с рядом недостатков и вызовов. Неравный доступ к цифровым технологиям создает проблемы с равноправным участием всех граждан в цифровом обществе. Риски информационной безопасности, такие как утечки персональных данных и кибератаки, требуют повышенного внимания и защиты. Кроме того, снижение уровня межличностного общения и утрата "человеческого фактора" в отношениях между людьми также являются серьезными вызовами.Цифровое управление - это неизбежный процесс, который требует комплексного подхода и сбалансированных решений. Важно стремиться к максимальному использованию преимуществ цифровых технологий, минимизируя при этом их негативное воздействие на общество. Развитие цифрового управления должно основываться на принципах открытости, прозрачности, уважения к правам и свободам граждан, а также на постоянном обмене опытом и сотрудничестве между государственными институтами, общественными организациями и частным сектором. Только таким образом можно обеспечить устойчивое и эффективное развитие цифрового общества и гармоничное функционирование государства в цифровой эпохе.Список использованной литературыБелл Д., Иноземцев В. Эпоха разобщенности. Размышления о мире XXI века. Москва, 2021.Бжезинский 3. Выбор. Глобальное господство или глобальное лидерство. Москва, 2021.Засурский Я. И. Информационное общество сегодня и завтра. Москва, 2021.Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. Москва, 2020.Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург, 2020.Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. Москва: ГУ ВШЭ, 2021.Кастельс М. Могущество самобытности // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / под ред. В. Л. Иноземцева. Москва, 2004.Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / под ред. В. Л. Иноземцева. Москва, 2020.Уэбстер Ф. Теории информационного общества. Москва, 2020.Австратов А.В., Бережнова А.И. Инфраструктура российского рынка электронных платежных систем // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2021. – № 17 (20). – c. 98-107.Алексеев В.Н. Финансовая инфраструктура и ее элементы: концептуальный подход // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. – 2021. – № 1. – c. 25–32.Грамлих Э. Инвестиции в инфраструктуру // Обзор. Журнал экономической литературы. – Том XXXII. – 2021. – c. 1176-1196.Куприяновский В.П. Экономические выгоды применения комбинированных моделей BIM-ГИС в строительной отрасли. Обзор состояния // International Journal of Open Information Technologies. – 2021. – № 4. – c. 51-59.Лыщикова Ю.В. Развитие инфраструктуры как фактор капитализации ресурсного потенциала территории // Экономический рост Республики Беларусь: Материалы Х Международной научно-практической конференции «Экономический рост Республики Беларусь». Минск, 2021. – c. 90-91.Новоселов А.С. Теория региональных рынков. Ростов-на-Дону. - Ростов-на-Дону: Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2020. – 448 c.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. / 2-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 2020. – 479 c.Henisz W. J. The Institutional Environment for Infrastructure Investment // Industrial and Corporate Change. – 2020. – № 11 (2). – p. 355-389.Балакай О.Б., Подмаркова И.П. Направления развития цифровой экономики на постсоветском пространстве. / Человеческий капитал в формате цифровой экономики: Междунар. науч. конф., посвященная 90-летию С.П. Капицы, Москва,16 февраля 2020 г.: сб. докладов. - М.: Редакционно-издательский дом РосНОУ, 2020. – 432 c.Герчикова И.Н. Процесс принятия и реализации управленческих решений. [Электронный ресурс]. URL: http://quality.eup.ru/MATERIALY3/ppur.htm (дата обращения: 04.03.2024).Бурков В.Н., Буркова И.В. Цифровая экономика и умные механизмы управления // Управление проектами и программами. – 2020. – № 2. – c. 118–124.Цифровая инфраструктура. [Электронный ресурс]. URL: https://rudatacenters.wordpress.com (дата обращения: 05.03.2024).Батов Г. Х. Состояние и перспективы развития инфраструктуры цифровой экономики Северо-Кавказского федерального округа // Информационное общество. – 2020. – № 2. – c. 30-38.Абдрахманова Г.И., Гохберг Л.М., Ванюшина М.Д., Вишневский Е.О. Тенденции развития интернета: готовность экономики и общества к функционированию в цифровой среде: аналитический доклад. / АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет»; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 248 c.Индекс Цифровизации малого и среднего бизнеса. Банк Открытие. [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/analytics/pandemiya-i-perekhod-kompaniy-na-udalenku-indeks-tsifrovizatsii-malogo-i-srednego-biznesa/ (дата обращения: 4.03.2024).Мамедов А. К., Коркия Э. Д. Идентичность в виртуальной реальности: новые альтернативы // Теория и практика общественного развития. 2017. № 2.С. 9–12.Мамедов А. К. Личность в информационной матрице: незавершенный проект Трансформация коммуникации в цифровую эпоху. 2020. С. 76–96.Мамедов А. К., Писарева Л. Ю. Метаморфозы цифрового общества: трудности роста и риски // Социология. 2020. № 3. С. 4–17.Шилина С. А. Коммуникативные технологии в системе отношений государства и общества // Власть. 2020. № 2. С. 43–46.Гостенина В. И., Шилина С. А., Лупенкова Е. Ю., Лифанова Т. Е. Социальные тренды управления и технологии критического дискурса в условиях российской реальности // Ежегодник НИИ фундаментальных и прикладных исследований. 2020. Т. 2. № 1 (2). С. 147–158.Шилина С. А. Политический дискурс как разновидность управленческого дискурса: подходы к определению и интерпретации // Вестник Российск. ун-та дружбы народов. Сер. Социология. 2020. 17 (1). С. 116–123.Шилин А. М. Актуальные проблемы изучения русского слова: функционирование языка в эпоху информатизации // С любовью к Слову. сб. статей. Арзамас, 2021. С. 430–432.Головачева О. А. Окказионализмы – признаковые слова в идиолекте Н. С. Лескова. М., 2021. 130 с. Головачева О. А., Стародубец С. Н. Символическое значение обрядов рождения и крестин: по материалам публицистики Н. С. Лескова и фольклорных исследований // Вестник Моск. гос. област. ун-та. Сер. Русская филология. 2021. № 5. С. 19–28.Киричек П. Н. Коллизии «визуальности – духовности» в межкультурнойкоммуникации // Знание. Понимание. Умение. 2020. № 1. С. 167–177.Киричек П. Н. Лики медиакультуры и маски политики // Российская акад. гос. службы при Президенте Российской Федерации. М., 2020. 55 с.Мамедов А. К., Темнова Л. В., Липай Т. П. Общество знания: метаморфозы становления // Социологический альманах. 2020. № 3. С. 30–41

1. Белл Д., Иноземцев В. Эпоха разобщенности. Размышления о мире XXI века. Москва, 2021.
2. Бжезинский 3. Выбор. Глобальное господство или глобальное лидерство. Москва, 2021.
3. Засурский Я. И. Информационное общество сегодня и завтра. Москва, 2021.
4. Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. Москва, 2020.
5. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург, 2020.
6. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. Москва: ГУ ВШЭ, 2021.
7. Кастельс М. Могущество самобытности // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / под ред. В. Л. Иноземцева. Москва, 2004.
8. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / под ред. В. Л. Иноземцева. Москва, 2020.
9. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. Москва, 2020.
10. Австратов А.В., Бережнова А.И. Инфраструктура российского рынка электронных платежных систем // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2021. – № 17 (20). – c. 98-107.
11. Алексеев В.Н. Финансовая инфраструктура и ее элементы: концептуальный подход // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. – 2021. – № 1. – c. 25–32.
12. Грамлих Э. Инвестиции в инфраструктуру // Обзор. Журнал экономической литературы. – Том XXXII. – 2021. – c. 1176-1196.
13. Куприяновский В.П. Экономические выгоды применения комбинированных моделей BIM-ГИС в строительной отрасли. Обзор состояния // International Journal of Open Information Technologies. – 2021. – № 4. – c. 51-59.
14. Лыщикова Ю.В. Развитие инфраструктуры как фактор капитализации ресурсного потенциала территории // Экономический рост Республики Беларусь: Материалы Х Международной научно-практической конференции «Экономический рост Республики Беларусь». Минск, 2021. – c. 90-91.
15. Новоселов А.С. Теория региональных рынков. Ростов-на-Дону. - Ростов-на-Дону: Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2020. – 448 c.
16. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. / 2-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 2020. – 479 c.
17. Henisz W. J. The Institutional Environment for Infrastructure Investment // Industrial and Corporate Change. – 2020. – № 11 (2). – p. 355-389.
18. Балакай О.Б., Подмаркова И.П. Направления развития цифровой экономики на постсоветском пространстве. / Человеческий капитал в формате цифровой экономики: Междунар. науч. конф., посвященная 90-летию С.П. Капицы, Москва,16 февраля 2020 г.: сб. докладов. - М.: Редакционно-издательский дом РосНОУ, 2020. – 432 c.
19. Герчикова И.Н. Процесс принятия и реализации управленческих решений. [Электронный ресурс]. URL: http://quality.eup.ru/MATERIALY3/ppur.htm (дата обращения: 04.03.2024).
20. Бурков В.Н., Буркова И.В. Цифровая экономика и умные механизмы управления // Управление проектами и программами. – 2020. – № 2. – c. 118–124.
21. Цифровая инфраструктура. [Электронный ресурс]. URL: https://rudatacenters.wordpress.com (дата обращения: 05.03.2024).
22. Батов Г. Х. Состояние и перспективы развития инфраструктуры цифровой экономики Северо-Кавказского федерального округа // Информационное общество. – 2020. – № 2. – c. 30-38.
23. Абдрахманова Г.И., Гохберг Л.М., Ванюшина М.Д., Вишневский Е.О. Тенденции развития интернета: готовность экономики и общества к функционированию в цифровой среде: аналитический доклад. / АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет»; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 248 c.
24. Индекс Цифровизации малого и среднего бизнеса. Банк Открытие. [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/analytics/pandemiya-i-perekhod-kompaniy-na-udalenku-indeks-tsifrovizatsii-malogo-i-srednego-biznesa/ (дата обращения: 4.03.2024).
25. Мамедов А. К., Коркия Э. Д. Идентичность в виртуальной реальности: новые альтернативы // Теория и практика общественного развития. 2017. № 2.
26. С. 9–12.
27. Мамедов А. К. Личность в информационной матрице: незавершенный проект Трансформация коммуникации в цифровую эпоху. 2020. С. 76–96.
28. Мамедов А. К., Писарева Л. Ю. Метаморфозы цифрового общества: трудности роста и риски // Социология. 2020. № 3. С. 4–17.
29. Шилина С. А. Коммуникативные технологии в системе отношений государства и общества // Власть. 2020. № 2. С. 43–46.
30. Гостенина В. И., Шилина С. А., Лупенкова Е. Ю., Лифанова Т. Е. Социальные тренды управления и технологии критического дискурса в условиях российской реальности // Ежегодник НИИ фундаментальных и прикладных исследований. 2020. Т. 2. № 1 (2). С. 147–158.
31. Шилина С. А. Политический дискурс как разновидность управленческого дискурса: подходы к определению и интерпретации // Вестник Российск. ун-та дружбы народов. Сер. Социология. 2020. 17 (1). С. 116–123.
32. Шилин А. М. Актуальные проблемы изучения русского слова: функционирование языка в эпоху информатизации // С любовью к Слову. сб. статей. Арзамас, 2021. С. 430–432.
33. Головачева О. А. Окказионализмы – признаковые слова в идиолекте Н. С. Лескова. М., 2021. 130 с.
34. Головачева О. А., Стародубец С. Н. Символическое значение обрядов рождения и крестин: по материалам публицистики Н. С. Лескова и фольклорных исследований // Вестник Моск. гос. област. ун-та. Сер. Русская филология. 2021. № 5. С. 19–28.
35. Киричек П. Н. Коллизии «визуальности – духовности» в межкультурной
36. коммуникации // Знание. Понимание. Умение. 2020. № 1. С. 167–177.
37. Киричек П. Н. Лики медиакультуры и маски политики // Российская акад. гос. службы при Президенте Российской Федерации. М., 2020. 55 с.
38. Мамедов А. К., Темнова Л. В., Липай Т. П. Общество знания: метаморфозы становления // Социологический альманах. 2020. № 3. С. 30–41