Отличие духовности от религиозности: научный взгляд.
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 07.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1 Отличие духовности от религиозности: научный взгляд 4
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Необходимо соблюдать принципы светского государства и защищать права всех граждан на свободу вероисповедания, не допуская доминирования какой-либо конфессии.Проекты Министерства образования по улучшению духовности через «преподавание религии» в российских школах и вузах вызывают целый ряд вопросов.[5, с.15] Важно определить, о каком именно преподавании идет речь: о самой религии (включая Закон Божий и теологию) или о религиоведении (изучении религии как культурного явления)? Кто будет вести обучение: учителя, лишенные веры, или верующие педагоги, или даже члены церкви? Понадобится ли тысячи специалистов для проведения даже факультативных занятий по этой теме? Как сочетать все это с ценностями гражданского общества, принципами светского государства, конституционными правами на свободу вероисповедания других граждан, а также правами различных конфессий, помимо православия?Это поднимает важный методологический вопрос. Во-первых, во всех развитых странах церковь отделена от государства, а школа от церкви. Поэтому нельзя поощрять попытки церквей (включая «традиционные») вмешиваться в учебный процесс в школах и вузах. Поэтому странно, что вопрос преподавания религии в школах обсуждается предвзято теми, кто, по мнению некоторых, должен реформировать образование в интересах гражданского общества, но на деле движется в противоположном направлении. Ведь вера - это личное дело каждого человека, и государству не следует вмешиваться в это дело - ни в поддержку, ни в ограничение. Попытки церквей проникнуть в образовательную систему могут откатить школу на целую эпоху.Во-вторых, даже при обучении религиоведению, как отмечает специалист В.И.Гараджа, невозможно избегать мировоззренческого аспекта. Поэтому преподавать этот предмет должен учитель, хорошо подготовленный и толерантный. Верующие или агрессивные учителя, а тем более представители церкви, могут стать пропагандистами «замаскированного теизма». Это может противоречить принципам светского государства и способствовать неуважению к законам.В-третьих, многие социальные и политические конфликты сегодня пропитаны религиозными мотивами. Религиозная принадлежность стала основой для вражды. Существуют группировки, стремящиеся установить мировое халифат, противостояние между иудеями, христианами, мусульманами, шиитами и суннитами, индуистами и мусульманами, католиками и протестантами. Борьба за территории для молитв, антипатии между церковными организациями - все это может оказаться на пороге школьных классов.В-четвертых, как и любая идеология, религия стремится к монополии. Хотя религия выполняет свои функции, она не должна стать единственным мировоззрением. Духовное возрождение страны требует консолидации общественных сил, включая политические, и вовлечения религии, но не в ущерб другим ценностям.Таким образом, проекты Министерства образования по преподаванию религии в российских образовательных учреждениях вызывают важные вопросы, требующие тщательного обсуждения и анализа. Необходимо соблюдать принципы светского государства и защищать права всех граждан на свободу вероисповедания, не допуская доминирования какой-либо конфессии.Методологические подходы к формированию происходят из структуры и функций духовности у человека. Важно осознать необходимость следующих конкретных действий со стороны государства, основываясь на знаниях о духовной природе человека:- наращивание строительства объектов реальной духовной сферы: научных и образовательных учреждений, искусства, мест воспитания - школ, лицеев, университетов, библиотек, театров, концертных залов, выставочных площадок, приоритетным является развитие не только религиозных построек, но и поддержка образования, науки, культуры и реального воспитания;- изменение модели образования на всех уровнях: профильное обучение должно перейти от передачи информации к креативному подходу (способности задавать вопросы, находить ответы, принимать решения), и затем к духовной модели (новогуманистической, информационно-креативной и ответственной);- введение в школьную программу обязательного предмета "Служение обществу" с третьего класса, объемом 30 часов в месяц, чтобы дети могли помогать бездомным, пожилым людям, пациентам в больницах и т.д. Эта практика уже осуществляется в американских школах, куда ходят дети из более обеспеченных семей, где обучение является платным;- акцентирование внимания на преподавании научной философии, чтобы развить критическое мышление и понимание фундаментальных принципов мира;- внедрение учебных предметов, таких как логика, этика, эстетика, технологичность мышления, эниология (наука о спасении жизни), для обогащения кругозора и развития мудрости;- увеличение финансирования образования, воспитания, науки и искусства для обеспечения их качественного развития и роста.ЗаключениеДуховность и религиозность - два термина, которые часто используются как синонимы, однако они имеют свои собственные значения и особенности. С точки зрения науки, духовность и религиозность представляют собой различные аспекты человеческой жизни и культуры.В отличие от религиозности, духовность является более широким понятием, которое охватывает все аспекты человеческой жизни, включая умственный, эмоциональный и духовный развитие. Духовность связана с внутренним миром человека, его ценностями, убеждениями, мировоззрением и пониманием смысла жизни. Она не обязательно связана с практикой религиозных обрядов и верований.С другой стороны, религиозность связана с принятием определенных религиозных убеждений, практикой религиозных обрядов и исполнением религиозных обязанностей. Религиозность часто предполагает принадлежность к определенной религиозной общине, следование ее учениям и ритуалам.Важно отметить, что духовность и религиозность могут сочетаться и дополнять друг друга. Некоторые люди находят духовное утешение и вдохновение в религиозных учениях и обрядах, в то время как другие предпочитают искать связь с высшим за пределами установленных религиозных рамок.В заключение, духовность и религиозность - это важные аспекты человеческой жизни, которые могут влиять на наше отношение к миру и к себе. Понимание различий между этими понятиями помогает нам лучше понять себя и искать гармонию между своими внутренними убеждениями и внешними проявлениями веры.Список использованной литературы1. Борунков Ю.Ф. Основы религиоведения: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2008. 480 с.2. Келле В.Ж. Духовность и интеллектуальный потенциал. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2009. 183 с.3. Крылов А.А. Психология. Учебник. М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2009. 584с.4. Маркович Д.Ж. Общая социология: Учебник. М.: ВЛАДОС, 2008. 432 с.5. Синицин С.С. Диалектика духовности. М.: Инфра-М. 2009. 219 с.
2. Келле В.Ж. Духовность и интеллектуальный потенциал. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2009. 183 с.
3. Крылов А.А. Психология. Учебник. М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2009. 584с.
4. Маркович Д.Ж. Общая социология: Учебник. М.: ВЛАДОС, 2008. 432 с.
5. Синицин С.С. Диалектика духовности. М.: Инфра-М. 2009. 219 с.