Психологические основы работы с молодежью: формирование коммуникативной компетентности

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социальная работа
  • 26 26 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 12.04.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 2
Глава 1 Психологические особенности молодежи 3
Глава 2 Типы коммуникативных навыков 8
Глава 3 Психологические методы формирования коммуникативной компетентности 12
Глава 4 Препятствия формированию коммуникативной компетентности 17
Заключение 21
Список использованных источников 22

Фрагмент для ознакомления

Однако, эти препятствия могут быть преодолены через активную поддержку, работу над развитием самооценки, создание возможностей для практики и информирование о доступных ресурсах. Подходы и методы, основанные на психологической и педагогической науке, могут помочь молодежи развить коммуникативную компетентность и успешно преодолеть препятствия, с которыми они сталкиваются в общении с другими людьми.Помимо вышеупомянутых препятствий, существуют и другие факторы, которые могут затруднить формирование коммуникативной компетентности у молодежи.Одним из таких факторов является недостаточное внимание к обучению и развитию коммуникативных навыков в образовательной системе. В некоторых учебных заведениях учебные программы могут концентрироваться на усвоении теоретической информации, в то время как развитие коммуникативных навыков занимает лишь второстепенное положение. Это может приводить к недостаточной подготовке молодежи к реальным коммуникативным ситуациям. Для преодоления этого препятствия необходимо внедрять коммуникативные навыки и методы в учебные планы и обучение, обеспечивая молодым людям возможности для практики и развития своих коммуникативных способностей.Также существует влияние социальных медиа, которое может оказывать отрицательное воздействие на коммуникативную компетентность молодежи. Использование социальных медиа в качестве основного средства коммуникации может приводить к утрате навыков личного общения и развитию ограниченной коммуникативной репертуарности. Молодые люди могут столкнуться с трудностями в установлении глубоких личных отношений и эмоционального понимания, если их преимущественно опыт коммуникации ограничивается онлайн-миром. Для преодоления этого препятствия необходимо активно пропагандировать и преподавать навыки личной коммуникации, а также поощрять молодежь к разнообразию и гибкости коммуникационных форм.Отрицательный опыт прошлых неудачных коммуникаций также может стать препятствием для развития коммуникативной компетентности у молодежи. Молодые люди могут испытывать страх и неуверенность в результате негативных коммуникативных опытов в прошлом. Например, конфликты, неприятные ситуации или неудачные попытки установления контакта могут привести к страху перед повторным общением. Для преодоления этого препятствия необходимо проводить работу над переработкой прошлого опыта и помочь молодым людям осознать, что неудачные ситуации не определяют их коммуникативный потенциал. Важно помочь им развить навыки анализа и управления своими эмоциями, а также предоставить пространство для практики и успешных коммуникативных испытаний.Также стоит упомянуть, что культурные различия и языковые барьеры могут быть препятствиями для формирования коммуникативной компетентности. Молодежь, которая выросла в разных культурных средах или говорит на различных языках, может столкнуться с проблемами в восприятии и понимании других людей. Понимание культурных различий и их влияния на коммуникацию, а также активное изучение языков и сознательное преодоление барьеров, позволят молодым людям развить свою коммуникативную компетентность и успешно взаимодействовать с людьми разных культур и языков.В заключение, препятствия формированию коммуникативной компетентности у молодежи включают недостаток внимания в образовательной системе, отрицательный опыт, особенности использования социальных медиа и культурные различия. Преодоление этих препятствий возможно через включение коммуникативных навыков в учебные планы, развитие личной коммуникации, переработку негативных опытов, учет особенностей социальных медиа и изучение культурных различий. Психологический подход и системная работа с молодежью способствуют формированию и развитию их коммуникативной компетентности и помогают преодолеть препятствия, стоящие на пути развития и успешной коммуникации.ЗаключениеВ заключение, формирование коммуникативной компетентности у молодежи играет важную роль в их личностном и профессиональном развитии. Коммуникативные навыки являются неотъемлемой частью успешного взаимодействия и предоставляют молодым людям возможность эффективно общаться, решать конфликты, устанавливать доверительные отношения и достигать своих целей.В процессе формирования коммуникативной компетентности возникают различные препятствия, такие как недостаток поддержки со стороны родителей и педагогов, низкая самооценка и самоуверенность, ограниченные возможности для практики, влияние социальных медиа и культурные различия. Однако, с помощью психологических методов и подходов можно преодолеть эти препятствия и помочь молодежи развить и укрепить свои коммуникативные навыки.Психологические методы формирования коммуникативной компетентности включают тренинги, ролевые игры, психологическое консультирование, групповые тренинги и использование технологий коммуникации. Эти методы обеспечивают практическую работу над умениями активного слушания, диалога, эмпатии, использования технологий и другими аспектами коммуникативной компетентности.Необходимо также отметить роль среды, в которой молодежь вырастает и развивается. Родители, педагоги, а также общественные и социальные среды играют важную роль в формировании коммуникативной компетентности молодежи. Несмотря на препятствия и сложности, формирование коммуникативной компетентности у молодежи является важной задачей, которая способствует их уверенности, эффективному взаимодействию и успешному развитию. Путем преодоления препятствий и использования психологических методов молодежь может развить свой коммуникативный потенциал и стать активным и успешным участником общества.Список использованных источниковАбраменко, Е.В. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА / Е. В. Абраменко // Вестник Нижневартовского государственного университета. — 2019. — № 4. — С. 22-27. — ISSN 2311-1402. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/312020 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Арендачук, И.В. Психолого-педагогическое сопровождение молодежи при развитии компетентности в проявлении социальной активности / И. В. Арендачук, Н. В. Усова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Акмеология образования. Психология развития». — 2022. — № 4. — С. 340-355. — ISSN 2304-9790. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/328268 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Вагабова, Н.М. Межкультурный тренинг как путь к развитию толерантного этнического сознания в поликультурном студенческом сообществе Дагестана / Н.М. Вагабова, А.В. Хасаева // Вестник Дагестанского государственного университета. — 2006. — № 3. — С. 76-81. — ISSN 1814-1390. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/289976 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Волкова, М.С. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ В НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА / М.С. Волкова // Educatio. — 2015. — № 8(15). — С. 27. — ISSN 2413-5348. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/296294 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Кадырова, Т.М. Роль микрокультуральных факторов в формировании психической патологии / Т.М. Кадырова // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. — 2013. — № 3. — С. 120-122. — ISSN 1694-500X. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/291972 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Каинова, Н.А. Коммуникативная компетентность как фактор эмоционального выгорания учителей / Н.А. Каинова, М.В. Лыткина // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. — 2013. — № 3. — С. 122-127. — ISSN 1694-500X. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/291972 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Макарова, Д.В. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ / Д.В. Макарова // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. — 2017. — № 2. — С. 196-203. — ISSN 9999-7444. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/301372 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Маленов, А.А. ДИНАМИКА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОЛУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / А. А. Маленов, A. A. Malenov // Вестник Омского университета серия "Психология". — 2022. — № 4. — С. 45-54. — ISSN 2410-6364. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/339581 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Пазухина, С.В. СОДЕРЖАТЕЛЬНО- ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ / С. В. Пазухина, В. А. Егоров // Заметки ученого. — 2021. — № 11-1. — С. 141-145. — ISSN 2713-0142. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/321449 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Романовская, В.Г. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КОНТИНГЕНТОМ НАРКОЗАВИСИМЫХ ЮНОШЕЙ НА ОСНОВЕ ИХ ВКЛЮЧЕНИЯ В ГРУППОВУЮ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОЗДАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ / В. Г. Романовская // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — 2022. — № 1. — С. 143-150. — ISSN 2078-7626. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/323063 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Сафина, Р.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ РОДНОГО (ТАТАРСКОГО) ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / Р. Н. Сафина // Этническая культура. — 2020. — № 1. — С. 49-52. — ISSN 2713-1688. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/313514 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Сидельникова, Т.Т. Ресурсы и риски модерации как интерактивного метода развития у студентов вузов навыков работы в команде / Т.Т. Сидельникова // Интеграция образования. — 2018. — № 2. — С. 369-382. — ISSN 1991-9468. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/308196 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Трефильева, В.А. Духовно-нравственные аспекты социализации детей и молодежи / В. А. Трефильева, V. Trefilyeva // Бюллетень науки и практики. — 2023. — № 8. — С. 281-287. — ISSN 2414-2948. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/334733 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Фу, Л. РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ / Л. Фу // Научное мнение. — 2021. — № 7-8. — С. 154-160. — ISSN 2222-4378. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/316497 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Алфавитный указатель публикаций в журнале «Высшее образование сегодня» за 2017 год. // Высшее образование сегодня. — 2017. — № 12. — С. 66-67. — ISSN 1726-667X. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/326666 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

1. Абраменко, Е.В. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА / Е. В. Абраменко // Вестник Нижневартовского государственного университета. — 2019. — № 4. — С. 22-27. — ISSN 2311-1402. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/312020 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
2. Арендачук, И.В. Психолого-педагогическое сопровождение молодежи при развитии компетентности в проявлении социальной активности / И. В. Арендачук, Н. В. Усова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Акмеология образования. Психология развития». — 2022. — № 4. — С. 340-355. — ISSN 2304-9790. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/328268 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3. Вагабова, Н.М. Межкультурный тренинг как путь к развитию толерантного этнического сознания в поликультурном студенческом сообществе Дагестана / Н.М. Вагабова, А.В. Хасаева // Вестник Дагестанского государственного университета. — 2006. — № 3. — С. 76-81. — ISSN 1814-1390. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/289976 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
4. Волкова, М.С. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ В НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА / М.С. Волкова // Educatio. — 2015. — № 8(15). — С. 27. — ISSN 2413-5348. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/296294 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
5. Кадырова, Т.М. Роль микрокультуральных факторов в формировании психической патологии / Т.М. Кадырова // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. — 2013. — № 3. — С. 120-122. — ISSN 1694-500X. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/291972 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
6. Каинова, Н.А. Коммуникативная компетентность как фактор эмоционального выгорания учителей / Н.А. Каинова, М.В. Лыткина // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. — 2013. — № 3. — С. 122-127. — ISSN 1694-500X. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/291972 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
7. Макарова, Д.В. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ / Д.В. Макарова // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. — 2017. — № 2. — С. 196-203. — ISSN 9999-7444. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/301372 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
8. Маленов, А.А. ДИНАМИКА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОЛУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / А. А. Маленов, A. A. Malenov // Вестник Омского университета серия "Психология". — 2022. — № 4. — С. 45-54. — ISSN 2410-6364. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/339581 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
9. Пазухина, С.В. СОДЕРЖАТЕЛЬНО- ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ / С. В. Пазухина, В. А. Егоров // Заметки ученого. — 2021. — № 11-1. — С. 141-145. — ISSN 2713-0142. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/321449 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
10. Романовская, В.Г. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КОНТИНГЕНТОМ НАРКОЗАВИСИМЫХ ЮНОШЕЙ НА ОСНОВЕ ИХ ВКЛЮЧЕНИЯ В ГРУППОВУЮ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОЗДАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ / В. Г. Романовская // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — 2022. — № 1. — С. 143-150. — ISSN 2078-7626. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/323063 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
11. Сафина, Р.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ РОДНОГО (ТАТАРСКОГО) ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / Р. Н. Сафина // Этническая культура. — 2020. — № 1. — С. 49-52. — ISSN 2713-1688. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/313514 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
12. Сидельникова, Т.Т. Ресурсы и риски модерации как интерактивного метода развития у студентов вузов навыков работы в команде / Т.Т. Сидельникова // Интеграция образования. — 2018. — № 2. — С. 369-382. — ISSN 1991-9468. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/308196 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
13. Трефильева, В.А. Духовно-нравственные аспекты социализации детей и молодежи / В. А. Трефильева, V. Trefilyeva // Бюллетень науки и практики. — 2023. — № 8. — С. 281-287. — ISSN 2414-2948. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/334733 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
14. Фу, Л. РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ / Л. Фу // Научное мнение. — 2021. — № 7-8. — С. 154-160. — ISSN 2222-4378. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/316497 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
15. Алфавитный указатель публикаций в журнале «Высшее образование сегодня» за 2017 год. // Высшее образование сегодня. — 2017. — № 12. — С. 66-67. — ISSN 1726-667X. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/326666 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.