Психологические основы работы с молодежью: формирование коммуникативной компетентности
Заказать уникальный реферат- 26 26 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 12.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1 Психологические особенности молодежи 3
Глава 2 Типы коммуникативных навыков 8
Глава 3 Психологические методы формирования коммуникативной компетентности 12
Глава 4 Препятствия формированию коммуникативной компетентности 17
Заключение 21
Список использованных источников 22
Однако, эти препятствия могут быть преодолены через активную поддержку, работу над развитием самооценки, создание возможностей для практики и информирование о доступных ресурсах. Подходы и методы, основанные на психологической и педагогической науке, могут помочь молодежи развить коммуникативную компетентность и успешно преодолеть препятствия, с которыми они сталкиваются в общении с другими людьми.Помимо вышеупомянутых препятствий, существуют и другие факторы, которые могут затруднить формирование коммуникативной компетентности у молодежи.Одним из таких факторов является недостаточное внимание к обучению и развитию коммуникативных навыков в образовательной системе. В некоторых учебных заведениях учебные программы могут концентрироваться на усвоении теоретической информации, в то время как развитие коммуникативных навыков занимает лишь второстепенное положение. Это может приводить к недостаточной подготовке молодежи к реальным коммуникативным ситуациям. Для преодоления этого препятствия необходимо внедрять коммуникативные навыки и методы в учебные планы и обучение, обеспечивая молодым людям возможности для практики и развития своих коммуникативных способностей.Также существует влияние социальных медиа, которое может оказывать отрицательное воздействие на коммуникативную компетентность молодежи. Использование социальных медиа в качестве основного средства коммуникации может приводить к утрате навыков личного общения и развитию ограниченной коммуникативной репертуарности. Молодые люди могут столкнуться с трудностями в установлении глубоких личных отношений и эмоционального понимания, если их преимущественно опыт коммуникации ограничивается онлайн-миром. Для преодоления этого препятствия необходимо активно пропагандировать и преподавать навыки личной коммуникации, а также поощрять молодежь к разнообразию и гибкости коммуникационных форм.Отрицательный опыт прошлых неудачных коммуникаций также может стать препятствием для развития коммуникативной компетентности у молодежи. Молодые люди могут испытывать страх и неуверенность в результате негативных коммуникативных опытов в прошлом. Например, конфликты, неприятные ситуации или неудачные попытки установления контакта могут привести к страху перед повторным общением. Для преодоления этого препятствия необходимо проводить работу над переработкой прошлого опыта и помочь молодым людям осознать, что неудачные ситуации не определяют их коммуникативный потенциал. Важно помочь им развить навыки анализа и управления своими эмоциями, а также предоставить пространство для практики и успешных коммуникативных испытаний.Также стоит упомянуть, что культурные различия и языковые барьеры могут быть препятствиями для формирования коммуникативной компетентности. Молодежь, которая выросла в разных культурных средах или говорит на различных языках, может столкнуться с проблемами в восприятии и понимании других людей. Понимание культурных различий и их влияния на коммуникацию, а также активное изучение языков и сознательное преодоление барьеров, позволят молодым людям развить свою коммуникативную компетентность и успешно взаимодействовать с людьми разных культур и языков.В заключение, препятствия формированию коммуникативной компетентности у молодежи включают недостаток внимания в образовательной системе, отрицательный опыт, особенности использования социальных медиа и культурные различия. Преодоление этих препятствий возможно через включение коммуникативных навыков в учебные планы, развитие личной коммуникации, переработку негативных опытов, учет особенностей социальных медиа и изучение культурных различий. Психологический подход и системная работа с молодежью способствуют формированию и развитию их коммуникативной компетентности и помогают преодолеть препятствия, стоящие на пути развития и успешной коммуникации.ЗаключениеВ заключение, формирование коммуникативной компетентности у молодежи играет важную роль в их личностном и профессиональном развитии. Коммуникативные навыки являются неотъемлемой частью успешного взаимодействия и предоставляют молодым людям возможность эффективно общаться, решать конфликты, устанавливать доверительные отношения и достигать своих целей.В процессе формирования коммуникативной компетентности возникают различные препятствия, такие как недостаток поддержки со стороны родителей и педагогов, низкая самооценка и самоуверенность, ограниченные возможности для практики, влияние социальных медиа и культурные различия. Однако, с помощью психологических методов и подходов можно преодолеть эти препятствия и помочь молодежи развить и укрепить свои коммуникативные навыки.Психологические методы формирования коммуникативной компетентности включают тренинги, ролевые игры, психологическое консультирование, групповые тренинги и использование технологий коммуникации. Эти методы обеспечивают практическую работу над умениями активного слушания, диалога, эмпатии, использования технологий и другими аспектами коммуникативной компетентности.Необходимо также отметить роль среды, в которой молодежь вырастает и развивается. Родители, педагоги, а также общественные и социальные среды играют важную роль в формировании коммуникативной компетентности молодежи. Несмотря на препятствия и сложности, формирование коммуникативной компетентности у молодежи является важной задачей, которая способствует их уверенности, эффективному взаимодействию и успешному развитию. Путем преодоления препятствий и использования психологических методов молодежь может развить свой коммуникативный потенциал и стать активным и успешным участником общества.Список использованных источниковАбраменко, Е.В. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА / Е. В. Абраменко // Вестник Нижневартовского государственного университета. — 2019. — № 4. — С. 22-27. — ISSN 2311-1402. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/312020 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Арендачук, И.В. Психолого-педагогическое сопровождение молодежи при развитии компетентности в проявлении социальной активности / И. В. Арендачук, Н. В. Усова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Акмеология образования. Психология развития». — 2022. — № 4. — С. 340-355. — ISSN 2304-9790. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/328268 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Вагабова, Н.М. Межкультурный тренинг как путь к развитию толерантного этнического сознания в поликультурном студенческом сообществе Дагестана / Н.М. Вагабова, А.В. Хасаева // Вестник Дагестанского государственного университета. — 2006. — № 3. — С. 76-81. — ISSN 1814-1390. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/289976 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Волкова, М.С. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ В НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА / М.С. Волкова // Educatio. — 2015. — № 8(15). — С. 27. — ISSN 2413-5348. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/296294 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Кадырова, Т.М. Роль микрокультуральных факторов в формировании психической патологии / Т.М. Кадырова // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. — 2013. — № 3. — С. 120-122. — ISSN 1694-500X. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/291972 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Каинова, Н.А. Коммуникативная компетентность как фактор эмоционального выгорания учителей / Н.А. Каинова, М.В. Лыткина // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. — 2013. — № 3. — С. 122-127. — ISSN 1694-500X. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/291972 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Макарова, Д.В. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ / Д.В. Макарова // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. — 2017. — № 2. — С. 196-203. — ISSN 9999-7444. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/301372 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Маленов, А.А. ДИНАМИКА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОЛУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / А. А. Маленов, A. A. Malenov // Вестник Омского университета серия "Психология". — 2022. — № 4. — С. 45-54. — ISSN 2410-6364. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/339581 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Пазухина, С.В. СОДЕРЖАТЕЛЬНО- ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ / С. В. Пазухина, В. А. Егоров // Заметки ученого. — 2021. — № 11-1. — С. 141-145. — ISSN 2713-0142. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/321449 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Романовская, В.Г. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КОНТИНГЕНТОМ НАРКОЗАВИСИМЫХ ЮНОШЕЙ НА ОСНОВЕ ИХ ВКЛЮЧЕНИЯ В ГРУППОВУЮ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОЗДАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ / В. Г. Романовская // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — 2022. — № 1. — С. 143-150. — ISSN 2078-7626. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/323063 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Сафина, Р.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ РОДНОГО (ТАТАРСКОГО) ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / Р. Н. Сафина // Этническая культура. — 2020. — № 1. — С. 49-52. — ISSN 2713-1688. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/313514 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Сидельникова, Т.Т. Ресурсы и риски модерации как интерактивного метода развития у студентов вузов навыков работы в команде / Т.Т. Сидельникова // Интеграция образования. — 2018. — № 2. — С. 369-382. — ISSN 1991-9468. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/308196 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Трефильева, В.А. Духовно-нравственные аспекты социализации детей и молодежи / В. А. Трефильева, V. Trefilyeva // Бюллетень науки и практики. — 2023. — № 8. — С. 281-287. — ISSN 2414-2948. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/334733 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Фу, Л. РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ / Л. Фу // Научное мнение. — 2021. — № 7-8. — С. 154-160. — ISSN 2222-4378. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/316497 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.Алфавитный указатель публикаций в журнале «Высшее образование сегодня» за 2017 год. // Высшее образование сегодня. — 2017. — № 12. — С. 66-67. — ISSN 1726-667X. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/326666 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
2. Арендачук, И.В. Психолого-педагогическое сопровождение молодежи при развитии компетентности в проявлении социальной активности / И. В. Арендачук, Н. В. Усова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Акмеология образования. Психология развития». — 2022. — № 4. — С. 340-355. — ISSN 2304-9790. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/328268 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3. Вагабова, Н.М. Межкультурный тренинг как путь к развитию толерантного этнического сознания в поликультурном студенческом сообществе Дагестана / Н.М. Вагабова, А.В. Хасаева // Вестник Дагестанского государственного университета. — 2006. — № 3. — С. 76-81. — ISSN 1814-1390. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/289976 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
4. Волкова, М.С. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ В НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА / М.С. Волкова // Educatio. — 2015. — № 8(15). — С. 27. — ISSN 2413-5348. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/296294 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
5. Кадырова, Т.М. Роль микрокультуральных факторов в формировании психической патологии / Т.М. Кадырова // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. — 2013. — № 3. — С. 120-122. — ISSN 1694-500X. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/291972 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
6. Каинова, Н.А. Коммуникативная компетентность как фактор эмоционального выгорания учителей / Н.А. Каинова, М.В. Лыткина // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. — 2013. — № 3. — С. 122-127. — ISSN 1694-500X. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/291972 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
7. Макарова, Д.В. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ / Д.В. Макарова // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. — 2017. — № 2. — С. 196-203. — ISSN 9999-7444. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/301372 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
8. Маленов, А.А. ДИНАМИКА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОЛУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / А. А. Маленов, A. A. Malenov // Вестник Омского университета серия "Психология". — 2022. — № 4. — С. 45-54. — ISSN 2410-6364. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/339581 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
9. Пазухина, С.В. СОДЕРЖАТЕЛЬНО- ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ / С. В. Пазухина, В. А. Егоров // Заметки ученого. — 2021. — № 11-1. — С. 141-145. — ISSN 2713-0142. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/321449 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
10. Романовская, В.Г. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КОНТИНГЕНТОМ НАРКОЗАВИСИМЫХ ЮНОШЕЙ НА ОСНОВЕ ИХ ВКЛЮЧЕНИЯ В ГРУППОВУЮ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОЗДАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ / В. Г. Романовская // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — 2022. — № 1. — С. 143-150. — ISSN 2078-7626. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/323063 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
11. Сафина, Р.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ РОДНОГО (ТАТАРСКОГО) ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / Р. Н. Сафина // Этническая культура. — 2020. — № 1. — С. 49-52. — ISSN 2713-1688. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/313514 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
12. Сидельникова, Т.Т. Ресурсы и риски модерации как интерактивного метода развития у студентов вузов навыков работы в команде / Т.Т. Сидельникова // Интеграция образования. — 2018. — № 2. — С. 369-382. — ISSN 1991-9468. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/308196 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
13. Трефильева, В.А. Духовно-нравственные аспекты социализации детей и молодежи / В. А. Трефильева, V. Trefilyeva // Бюллетень науки и практики. — 2023. — № 8. — С. 281-287. — ISSN 2414-2948. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/334733 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
14. Фу, Л. РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ / Л. Фу // Научное мнение. — 2021. — № 7-8. — С. 154-160. — ISSN 2222-4378. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/316497 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
15. Алфавитный указатель публикаций в журнале «Высшее образование сегодня» за 2017 год. // Высшее образование сегодня. — 2017. — № 12. — С. 66-67. — ISSN 1726-667X. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/326666 (дата обращения: 13.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.